Чогори
Чогори | |
![]() Белый чогори с красным горымом (лентой) | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | Чогори |
Ханджа | Чигули |
Пересмотренная романизация | Чогори |
МакКьюн-Рейшауэр | когори |
Чогори или Цеогори ( корейский : 저고리 ; Корейское произношение: [t͡ɕʌ̹ɡo̞ɾi] ) — основная верхняя одежда ханбока . , традиционной корейской одежды , которую носили как мужчины, так и женщины [ 1 ] Мужчины обычно носят чогори с баджи или брюками, а женщины носят чогори с чима или юбками. Он закрывает руки и верхнюю часть тела владельца. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Чогори куртка носили с древних времен и носили различные названия, такие как ю ( 유 ; 襦 ; букв. ), боксам ( 복삼 ; 複杉 ) и вихэ ( 위해 ; 尉解 ) в период Троецарствия ( 57 г. до н. э. – 668 г. н. э.). [ 5 ]
Хотя неизвестно, когда термин «чогори» стал использоваться для обозначения одежды, предполагается, что он появился в конце Корё периода короля Чхоннёля , во время правления . Первый исторический документ, в котором упоминается чогори, находится в Чхонджонуи ( 천전의 ; 遷奠儀 ) королевы Вонён , которая представляла собой похоронную церемонию выноса гроба из дворца. В документе, написанном в 1420 году во время второго правления Седжона Великого, записаны чокгори ( 적고리 ; 赤古里 ) и данчжокгори ( 단적고리 ; 短赤古里 ). [ 5 ] [ 2 ] Однако неясно, является ли эта запись транслитерацией корейского слова ханджа или монгольским влиянием. До периода Корё называлась вихэ ( 위해 ; 尉解 ; китайский : 尉解 ; пиньинь : wèijiě ) такая верхняя одежда в Силле . [ 6 ] Поскольку уихэ был транслитерацией языка Силла, диалектные формы, такие как ути и учи . до сих пор сохранились [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Состав
[ редактировать ]
Традиционно чогори изготавливают из кожи, шерсти, шелка, конопли или рами. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Современные корейские дизайнеры иногда используют и другие материалы, например, кружево. [ 7 ] [ 10 ] Существует несколько типов чогори в зависимости от ткани, техники шитья и формы. [ 4 ] [ 5 ]
Основная форма чогори состоит из киль ( 길 ), гит ( 깃 ) , тонджон ( 동정 ) , горым ( 고름 ) и сомаэ с рукавами : гиль — это большая часть одежды как спереди, так и сзади, а гит — это тесьма ткани, отделяющая воротник. Тонджон — это съемный белый воротник , надеваемый на конец мерзавца и обычно имеющий квадратную форму. Горым — это завязки пальто, прикрепленные к груди, чтобы завязать чогори . [ 11 ] Женские чогори могут иметь ккеутдон ( 끝동 другого цвета, ) — манжеты расположенные на концах рукавов. Форма чогори менялась с течением времени. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Раньше в Корее чогори носили поверх нижней одежды. [ 7 ] Самые ранние известные изображения чогори находятся на фресках Когурё . [ 12 ]
Оригинальный силуэт банбока чогори имел сходство с одеждой древних кочевых народов Евразии из-за культурного обмена, который древние корейцы имели со скифами . [ 13 ] [ 14 ] Древние чогори имели открытую форму, воротник, перекрещивающийся влево ( 좌임 ; 左衽 ), узкие рукава и длину до бедер, что было схожими чертами скифского стиля одежды . [ 13 ] [ 15 ] Некоторые древние чогори также имели переднюю центральную застежку, похожую на кафтан ; [ 1 ] эта форма чогори с центральной застежкой чаще всего встречается в период Когурё, и ее носили люди с более низким статусом. [ 16 ] Первоначально чогори закрывался передней центральной застежкой; затем оно изменилось на левое закрытие, а затем снова изменилось на правое закрытие ( 우임 ; 右衽 ). [ 1 ] Изменение направления воротников с справа налево (т. е. застежка слева) на лево-направо (т. е. застежка справа), а также использование широких рукавов, которые встречаются во многих куртках и пальто, произошли под влиянием древнего Китая; это китайское влияние на чогори отражено и изображено в картинах Когурё. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 3 ] Застежка чогори с правой стороны — имитация китайских курток . [ 20 ] Закрытие справа стало общепринятым стандартом с шестого века нашей эры. [ 1 ]
правящего На чогори класса Силлы повлияла китайская мода под влиянием Тан в династии Силла, созданная Ким Чун-Чу (648 г. н.э.). Но большинство простолюдинов носили только стиль местного чогори, отличный от стиля правящего класса Силла . [ 21 ]
В период Корё (918–1392 гг.) чогори стали короче, с более тонкими рукавами. [ 7 ]
Чосон
[ редактировать ]В Чосон период длина и стиль чогори колебались в зависимости от текущей моды и социального положения. [ 7 ]
В 16 веке женские чогори были длинными, широкими и закрывали талию. Длина женских чогори постепенно сокращалась. Хеоритти . ( 허리띠 ) или джоринмал ( 졸잇말 ) носили, чтобы прикрыть грудь [ 12 ] Это должно было сочетаться с большим париком и юбкой. [ 22 ]
Современные стили
[ редактировать ]В современной Корее законы о роскоши внутри различных социальных классов были отменены, а цвета, украшения и ткани, которые были эксклюзивными для высших классов, были открыты для всех классов. Это позволило расширить разнообразие традиционных элементов дизайна в стилях ханбок . Однако в 20-м и 21-м веках большинство людей не носили традиционную корейскую одежду каждый день. [ 7 ] Ханбок . стал более предназначенным для особых мероприятий, таких как церемониальная или свадебная одежда, которая актуальна и в настоящее время [ 7 ] Во время помолвки женщины могут носить розовое чогори . [ 23 ] После свадьбы женщины могут носить индиго чогори цвета . [ 23 ] Кроме того, современные силуэты обычно тоньше и проще, чем исторические модели. [ 7 ] [ 24 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Чогори для женщин
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ли, Сэмюэл Сонхун (17 декабря 2015 г.). Ханбок: вневременная модная традиция . Сеульский выбор. ISBN 9781624120565 . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Чогори» Чогори [Чогори] (на корейском). Эмпас / ЭнсиКорея . Архивировано из оригинала 9 мая 2012 года . Проверено 29 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Чогори» Чогори [Чогори] (на корейском). Энциклопедия Дусан . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Чогори» Чогори [Чогори] (на корейском). Эмпас / Британника . Архивировано из оригинала 9 мая 2012 года . Проверено 29 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сон, Микён. «Чогори» . Энциклопедия корейской народной культуры . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Тайпин Юлань: Племя Сийи 2 · Племя Дуньи 2: Синьлуо» Проверено . 16 июня 2022 г. .
, сказал Ли Сюэ
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Левинсон, Дэвид; Кристенсен, Карен (2002). Левинсон, Дэвид; Кристенсен, Карен (ред.). Энциклопедия современной Азии . Том. 2. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 120–121. ISBN 0-684-80617-7 . OCLC 49936055 .
- ^ «ВиА · Чогакбо – традиционное корейское лоскутное одеяло» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Пак, Сонхи (1998) [1998]. « Материал одежды в Древней Корее — кожа и шерстяные ткани —». Журнал Корейской ассоциации моды и дизайна костюмов . 53р : Виды кожи и обработанные изделия=83,82,20 Шерстяные ткани и обработанные изделия=114,113,15. ISSN 1226-1548 – через KSI.
- ^ «Ансамбок ханбок с черным кружевным жакетом Yeonan Kim Clan и кремовой юбкой - Музей Виктории и Альберта - Поиск в коллекциях» . m.vam.ac.uk. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ «Традиционная одежда» . Мир КБС. Архивировано из оригинала 17 марта 2008 г. Проверено 17 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хо, Ёнхи (2011). «Длина корейского женского чогори сократилась на 2/3 за 300 лет». [Длина корейского женского чогори сократилась на 2/3 за 300 лет.]. Chosun.com (на корейском языке) . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ким [Ким], персонаж [Мунджа] (1984). «Исследование происхождения древней корейской одежды: акцент на скифской костюмной культуре». Библиотека женского университета EWHA . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Ким, Со Хи; Че, Кым-Сок (2018). «Исследование типа и стиля скифской одежды с упором на связь с древней Кореей» [Тип и стиль одежды скифов с упором на связь с древней Кореей] (PDF) . Журнал Корейской ассоциации моды и дизайна костюмов . 20 (1): 61–77. дои : 10.30751/kfcda.2018.20.1.61 .
- ^ Чанг, Ёнсу (30 апреля 2020 г.). «Эмпирический обзор теории скифского происхождения древних корейских костюмов: анализ сходств и различий между артефактами двух типов костюмов» . Журнал Корейского общества костюма . 70 (2): 188–208. дои : 10.7233/jksc.2020.70.2.188 . ISSN 1229-6880 . S2CID 219652611 .
- ^ Шим, Хва-джин (2001). «Анализ и сравнение характеристик традиционного ханбока и повседневного (повседневного) ханбока с акцентом на базовую одежду» . Журнал модного бизнеса (패션비즈니스) . 5 (5): 77–86.
- ^ Йи, Кёнджа; 李 京子 (2003). Ури от ква чансингу: Хангук чонтонг поксик, ку вонхён и михак ква силче Наша одежда и аксессуары: корейская классика, эстетика и реальность их первозданного вида. . На-Ён Хун, Сук-Хван Чанг, Мирян И, Хун Наин, Чжан Шухуань, Ли Мэйлян (ред. Чоп'ан: Yŏrhwadang) . 89-301-0048-1 . OCLC 53475264 .
- ^ Йи, Кёнджа (2005). Традиционный корейский костюм . На-Ён Хон, Сук-Хван Чанг, Мирян И. Фолкстон, Кент, Великобритания: Global Oriental. ISBN 978-1-905246-04-5 . OCLC 62864892 .
- ^ Чэ Кым Сок (январь 2005 г.). «Исследование развития структуры Чогори и изменений ее формы, сосредоточенное на эпохе Трех Королевств и эпохе Объединенного Шилла» - через ResearchGate .
- ^ Детские костюмы: зеркало взрослых: Государственное учреждение «Музей азиатского искусства Гиме», 20 октября 2010 г. – 24 января 2011 г. Орели Самуэль, Музей Гиме. Париж:Собрание национальных музеев. 2010. с. 68. ИСБН 978-2-7118-5759-3 . OCLC 700141350 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Ли, Хан Сан (2014). «신라 복식 의 변천과 그 배경» [Трансформации костюма в Силле во времени и их предыстория]. Журнал Научно-исследовательского института культуры Силла . 43 : 137–171.
- ^ Ли, Гюнгджа. «저고리» [Чогори]. Энциклопедия корейской культуры (на корейском языке). Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б "Куртка" . Музей Виктории и Альберта . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Энциклопедия одежды и моды. Эд. Валери Стил. Том. 1. Детройт, Мичиган: Сыновья Чарльза Скрибнера, 2005. стр. 82–85. Веб.
- Ли Хо Чжон (7 мая 2007 г.). «Одежда с историями плодородия и веры» . Джунан Дейли .
Внешние ссылки
[ редактировать ]