Стекло в стиле модерн
Вверху: чашка «Бегония» работы Эмиля Галле (1894 г.); В центре: стекло Favrile работы Луи Комфорта Тиффани (1900–1902); Внизу: вазы Йохана Лётца Витве (1900 г.). | |
Годы активности | 1890–1914 гг. |
---|
Стекло в стиле модерн – это изысканное стекло в стиле модерн . Обычно формы представляют собой волнистые, извилистые и красочные произведения искусства, обычно вдохновленные природными формами. Части, как правило, больше, чем стаканы, и скорее декоративны, чем практичны, за исключением использования в качестве ваз и осветительных приборов; мало посуды. Выдающимися производителями, начиная с 1890-х годов, являются Рене Лалик во Франции , Эмиль Галле и братья Даум , американец Луи Комфорт Тиффани , Кристофер Дрессер в Шотландии и Англии, а также Фридрих Цитцман, Карл Кеппинг и Макс Риттер фон Спаун в Германии. Стекло в стиле модерн включало декоративные предметы, вазы, лампы и витражи. Обычно его изготавливали вручную и обычно окрашивали оксидами металлов в расплавленном состоянии в печи.
Техники и инновации
[ редактировать ]Стекло в стиле модерн во многом возникло благодаря техническим инновациям, которые позволили стеклу иметь больше и лучший цвет, более блестящий и иметь более необычные формы. Некоторые из этих техник использовались на протяжении веков, но художники по стеклу в стиле модерн значительно расширили способы их использования.
- Авантюриновое стекло было впервые изобретено в Венеции 17 или 18 века. Он имитирует авантюриновый кварц и представляет собой желтое стекло, наполненное вкраплениями сверкающих частиц меди.
- Стекло Cameo похоже на корпусное стекло, состоящее из двух слоев разного цвета. Затем внешний слой гравируется алмазным наконечником или травится кислотой для создания двухцветного рисунка.
- Корпусное стекло состоит из двух слоев, часто разного цвета, один внутри другого. Сначала создается внешний слой (наложение), затем внутренний слой задувается внутрь первого, затем вся деталь нагревается, чтобы слои сплавлялись вместе.
- Крашеное стекло представляло собой стекло, наполненное сетью мелких трещин и трещин, преломляющих свет и заставляющих стекло иметь сверкающий эффект. [ 1 ]
- Émaux-Bijoux — техника, изобретенная Эмилем Галле. Полупрозрачные слои эмали наращивались слоями, а затем сплавлялись с фольгой из драгоценного металла, которая затем нагревалась и прикреплялась к внешней стороне стеклянного предмета.
- Стекло Favrile было типом стекла, изобретенным Луи Комфортом Тиффани . Расплавленное стекло было обработано оксидами металлов, которые впитывались в стекло и создавали характерный эффект переливающейся поверхности.
- Вспышка стекла соединяла тонкий внешний слой стекла с более толстым стеклянным предметом, часто другого цвета. Объект большего размера погружали в расплавленное стекло, а затем нагревали, чтобы приварить внешний слой к объекту. Затем внешний слой можно было протравить, часто алмазом, чтобы раскрыть цвет под ним.
- Стеклянная маркетри — техника, разработанная Эмилем Галле в Нанси. Это было похоже на маркетри по дереву — метод добавления цветов, которые являются неотъемлемой частью тела изделия. Он включает в себя добавление тонких слоев цветного стекла на внешнюю поверхность стеклянного предмета, часто с тонким слоем прозрачного кристалла в качестве внешнего слоя. Затем он обжег изделие в печи, затем внешнюю поверхность протравили кислотой или выгравировали алмазом, чтобы обнажить рисунок в нижних слоях. [ 2 ]
- Pâte de verre или литье стекла — это форма литья в печи, которую часто использовали Эмиль Галле и Daum Glass . В этом процессе мелко измельченное стекло смешивается со связующим материалом, например смесью гуммиарабика и воды, а также часто с красителями и эмалями . Полученную пасту наносят на внутреннюю поверхность негативной формы, образуя покрытие. После обжига формы с покрытием при соответствующей температуре стекло плавится, образуя полый объект, который может иметь толстые или тонкие стенки в зависимости от толщины слоев pate de verre. [ 3 ]
-
Ваза из потрескавшегося стекла с эмалированными богомолами и цикадами нанесенными на поверхность , работа Эмиля Галле (1889 г.)
-
Стеклянный маркетри с цветами клематиса работы Галле (1890–1900).
-
Примеры переливающегося стекла Favrile работы Луи Комфорта Тиффани (1896–1902) ( Музей Виктории и Альберта , Лондон )
-
Ваза с лилиями и маргаритками Галле (1896 г.)
Франция - Эмиль Галле и братья Даум
[ редактировать ]Город Нанси во Франции был важным центром производства стекла в стиле модерн. Доминирующей фигурой раннего стиля был Эмиль Галле из этого города. Он научился стекольному делу на фабрике своего отца в Нанси, которая также производила мебель и керамику. Он изучал философию, ботанику и зоологию, а также изучал живопись. Он совершил ознакомительные поездки в Лондон и Париж, где открыл для себя японское искусство и украшения, которые нанес на свое стекло. Он унаследовал семейную фирму в 1884 году и произвел замечательную серию стеклянных предметов, используя методы гравировки стекла, заимствованные из китайского художественного стекла, и методы наслаивания стеклянных пластинок. Он также разработал методы улучшения цвета и яркости стекла без потери прозрачности. Он с успехом представил свои работы в стиле модерн на Парижской универсальной выставке 1900 года и был основателем Школы Нанси , объединяющей архитекторов, дизайнеров стекла и мебели. [ 4 ]
-
Чашка «Бегония Роза» Эмиля Галле (1894 г.). Инкрустация и гравировка по стеклу, наложение на поверхность накладок.
-
Ваза с орхидеями Галле (1897 г.)
-
Ваза с бутонами Галле (1900 г.)
-
Ваза с веткой орхидеи Галле (1900 г.)
-
Хрустальная ваза с гравировкой Галле (ок. 1900 г.)
Стеклянная посуда и хрусталь были произведениями искусства, благодаря которым Нэнси стала особенно известна. Стеклодув Жан Даум эмигрировал во Францию в 1878 году и открыл собственную студию Daum Glass , которую унаследовали два его сына, Антонен Даум и его брат Огюст Даум . Они направили компанию в модерн. Свою цель братья Даум выразили в конце 1880-х годов: «промышленным способом применить истинные принципы декоративного искусства». [ 5 ]
Их метод заключался в серийном производстве предметов, а также в единственном экземпляре, и они хорошо адаптировались к новой технологии электрических лампочек. Вазы и лампы обычно имели очень простой дизайн, сделанный из растений или овощей, с монохромными или разнообразными цветами множества разных слоев стекла внутри лампы. [ 6 ]
-
Лампа Даума с деревьями и выпавшим снегом (ок. 1900 г.)
-
Хрустальная ваза Daum с цветами ириса (ок. 1900 г.)
-
Ваза Daum с изображением сверчка (1900 г.)
-
Лампа Daum с цветами магнолии по дизайну Луи Мажореля (1903 г.)
-
Ваза-тюльпан Антонина Даума (1910 г.)
Франция - Рене Лалик
[ редактировать ]Рене Лалик был еще одним выдающимся дизайнером стекла в стиле модерн. Начиная с 1895 года он изготавливал изделия для магазина Сэмюэля Бинга , Maison de l'Art Nouveau, который дал название модерну. Он познакомился с создателем духов Франсуа Коти и в 1908 году стал пионером в дизайне флаконов для духов, маленьких стеклянных символов современности, которые стали новым жанром стеклянного искусства. Одним из примеров был флакон из витражного стекла цвета сепии для духов Ambre Antique. Еще одним оригинальным дизайном Лалика стала сахарница из витражного стекла сепии, обернутая змеями из серебра (см. изображение ниже).
-
Чаша Perruches («Попугай») из опалового стекла работы Рене Лалика.
-
Стеклянная сахарница цвета сепии со змеями из серебра работы Лалика (1902) ( Музей Галуста Гюльбенкяна , Лиссабон )
-
Флакон, сделанный Лаликом для Ambre Antique духов Франсуа Коти (1908).
Glass Casting и другие художники французского искусства стекла.
[ редактировать ]Анри Кро был еще одной заметной фигурой во французском стекле, который заново открыл древнеримскую технику pate-de-verre или литья стекла , описанную Плинием . Его изготавливали путем смешивания в холодном состоянии измельченного стекла, порошкообразных эмалей и связующего вещества, обычно воды. Паста наносится на внутреннюю поверхность формы, затем обжигается. По окончании обжига форму удаляют. Если кусок стекла не рассыпается, это полноцветная отдельно стоящая скульптура. Стеклянную пасту использовали другие французские производители стекла, в том числе Альберт Даммус, Жорж Депре и Франсуа Деоршеман. [ 7 ]
Среди других известных фигур во французском стекольном искусстве были Братья Мюллер , группа братьев родом из Эльзаса, члены которой бежали из Эльзаса в Нанси после немецкой оккупации в 1871 году. Братья были опытными мастерами, которые сначала нашли работу у Эмиля Галле, затем основали собственную фабрику неподалеку, в Люневиле . Они стали экспертами в технике гравировки по стеклу, особенно травлении кислотой, а также в наслаивании стекла, добавляя до семи цветов. Они также последовали примеру Галле в выборе тем, уделив особое внимание флоре и животным. Они начали сотрудничество с бельгийской стекольной фабрикой Валь Сен-Ламбер и разработали вместе с ними новую технику эмалирования и гравировки, называемую флюогравюрой , более простую и с меньшим риском разрушения, чем метод, используемый Галле и братьями Даум. Это включало в себя нанесение на разные слои стекла эмалей разных тонов, а затем использование кислоты для закрепления цвета. [ 8 ]
-
Литье стекла Альберта-Луи Даммуса
-
Чашка стеклянного литья Даммуса ( Музей Орсе , Париж )
-
Les Baies Ваза («Ягоды») работы Muller Frères (около 1900 г.). Стекло двойное, расстеклованное с поверхности, травленное плавиковой кислотой и украшенное цветными эмалями. ( Пти-Пале , Париж)
-
Литье по стеклу работы Франсуа-Эмиля Декоршмона (1910). Темно-зеленая и синяя трава с насадками из коричневого стекла. (Пти-Пале)
США - Луи Комфорт Тиффани
[ редактировать ]Луи Комфорт Тиффани был ведущей фигурой в американском дизайне стекла в стиле модерн. Его отец был известным нью-йоркским ювелиром, и он изучал живопись в Нью-Йорке и Париже, прежде чем открыть фирму по внутренней отделке помещений в Нью-Йорке в 1897 году. В 1885 году он основал компанию Tiffany Glass Company, которая после 1900 года стала студией Tiffany, и открыл свою собственную стекольную фабрику на Лонг-Айленде в 1892 году. В начале 1890-х годов, работая с Артуром Нэшем, английским стеклодувом из Стоурбриджа, Англия, он изобрел метод смешивания различных цветов. стекла в расплавленном состоянии в печи. Они также обрабатывали стекло различными оксидами металлов и подвергали его воздействию кислотных паров, чтобы добиться более яркого блеска и световых эффектов. Тиффани назвала этот вид стекла Favrile , от древнеанглийского слова «fabrile» или «ручная работа». [ 9 ] Тиффани продавал свои ранние работы в стиле модерн в галерее Сэмюэля Бинга в Париже, которая и дала название модерну. Он был особенно известен своими цветочными светильниками, которые стали эмблемами стиля модерн. Некоторые из самых известных ламп Тиффани были созданы одной из его художниц, Кларой Дрисколл . [ 10 ]
-
Стеклянная ваза Favrile от Луи Комфорта Тиффани (1893–1897).
-
Лампа «Стрекоза» Клары Дрисколл для Tiffany (1900).
-
Лампа «Лилия» Тиффани (1900–1910).
-
Настольная лампа Wisteria от Дрисколла для Tiffany (1902 г.)
-
Радужная ваза Тиффани (1904 г.)
-
Стакан Favrile от Тиффани (1907) ( Метрополитен-музей , Нью-Йорк )
-
Ваза «Джек за кафедрой» от Тиффани (1910 г.)
Вена - Венский сецессион - Иоганн Лётц Витве, Отто Вагнер и Коломан Мозер
[ редактировать ]Стекло, особенно витражи, сыграло значительную роль в Венском Сецессионе . В отличие от стеклянного искусства модерна во Франции, стеклянные конструкции Сецессиона были геометрическими и абстрактными, без изогнутых линий и естественных форм более раннего стиля. Леопольд Форстнер был важным художником в этой области, тесно сотрудничая с Отто Вагнером и другими архитекторами. Он спроектировал окна для Австрийского почтового сберегательного банка , одной из достопримечательностей стиля Венского сецессиона, а также для кладбищенской церкви Св. Карла Борромео , самой известной из церквей Венского сецессиона.
Другим известным дизайнером стекла Венского Сецессиона был архитектор Отто Пручер , который был частью Wiener Werkstätte и создавал весьма абстрактные и геометрические формы, далекие от естественных форм раннего модерна.
-
Ваза Иоганна Лётца Витве (1900)
-
Радужные вазы Иоганна Лётца Витве (1900)
Бельгия - Филипп Вольферс, Серюрье-Бови и Валь Сен-Ламбер
[ редактировать ]Одним из ведущих бельгийских дизайнеров художественного стекла был Филипп Вольферс , чьи работы включали вазу Les Chardons («Чертополох») 1896 года и более абстрактную вазу Crépuscule («Сумерки») 1901 года. Бельгийский дизайнер Гюстав Серрюрье-Бови создавал вазы и другие работы, похожие на стиль Сецессион, выполненные из металла и стекла геометрических форм. Бельгийская хрустальная фирма Val Saint Lambert производила хрустальные вазы в стиле модерн с более традиционными цветочными узорами. [ 11 ] Архитектор Виктор Орта также создал витражи для своих интерьеров (см. раздел «Витражи» ниже).
-
Рисунок для вазы Les Chardons («Чертополох») работы Филиппа Вольферса (1896 г.)
-
Ваза Вольферса (1899 г.)
-
Ваза Crépuscule («Сумерки») с изображением летучей мыши Вольферса (1901 г.)
-
Ваза Гюстава Серрюрье-Бови (1904) (Метрополитен-музей)
-
Белая хрустальная ваза с гравировкой цветочного узора от Val Saint Lambert.
Британия - Кристофер Дрессер
[ редактировать ]Шотландский художник Кристофер Дрессер из Глазго был ведущей фигурой в области стекла в стиле модерн в Соединенном Королевстве. В отличие от большинства художников по стеклу того времени, он мало интересовался чисто природными формами, такими как растения и цветы. Он был членом движения, известного как эстетизм , а также был связан с символизмом и англо-японским стилем , который адаптировал японскую эстетику к европейским сюжетам.
-
Clutha Стеклянная ваза работы Кристофера Дрессера (1890 г.) (Метрополитен-музей)
-
Стеклянная ваза Clutha работы Дрессера (1895 г.) ( Художественный музей Кливленда )
-
Стеклянное блюдо Clutha работы Дрессера (1890-е годы) (Метрополитен-музей)
Витражи
[ редактировать ]Виктор Орта , бельгийский архитектор, спроектировавший некоторые из первых домов в стиле модерн, использовал витражи в сочетании с керамикой, деревом и железными украшениями с похожими мотивами, чтобы создать гармонию между функциональными элементами и декором, создавая единое произведение искусства. Одним из примеров является витраж дверного проема отеля van Eetvelde в Брюсселе (1895 г.).
Во Франции витражи в стиле модерн использовал Альфонс Муха для оформления интерьера ювелирного магазина Жоржа Фуке . Окна сделал Леон Фарг. Декор сейчас находится в музее Карнавале . Одним из крупнейших и последних образцов декоративного стекла в стиле модерн в Париже является купол универмага «Галерея Лафайет» (1912 г.).
В витражах раннего ар-нуво обычно использовались традиционные техники и сюжеты, но обычно в качестве центральных фигур использовались цветочные темы и женщины. Окна, сделанные Луи Комфортом Тиффани , например, окна «Образование» в библиотеке Йельского университета (1887–1890 гг.), Были особенно роскошными, с нарисованными фигурами. Позже, как и в своем витраже в Ойстер-Бэй, он использовал запатентованный им процесс изготовления стекла Favrile , при котором расплавленное стекло тонировалось оксидами металлов, чтобы придать его поверхности переливающийся эффект.
Позже, в Вене, художники Венского Сецессиона создали более абстрактные, простые и геометрические витражи. Коломан Мозер разработал декоративных ангелов для окон Кирхе- ам-Штайнхоф , церкви, построенной Отто Вагнером (1905).
Юзеф Мехоффер создал окна для восьми боковых часовен Фрибурского собора в период с 1895 по 1918 год, изготовленные фрибургской витражной мастерской Kirsch & Fleckner. Его окна отражают влияние модерна, символизма, историзма и народного искусства. «Окно мучеников» (1898–1899) находится под особым влиянием модерна. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году он был удостоен золотой медали.
В Москве русский архитектор Федор Шехтель использовал витражи, чтобы создать атмосферу своего самого знаменитого дома в стиле модерн — Дома Рябушинского, ныне музея Горького . Он также использовал стекло в стиле модерн для создания эффектной лампы в форме медузы, украшающей главную лестницу.
-
Ювелирный магазин Жоржа Фуке на улице Рояль , 6 , Париж, спроектированный Альфонсом Мухой , сейчас находится в музее Карнавале (1901 г.)
-
аквариума Окно работы Жака Грубера (1904 г.), ( Школьный музей Нэнси )
-
Окно Жака Грубера (1908–09) (Музей школы Нанси)
-
Деталь купола универмага Galeries Lafayette в Париже (1912 г.)
-
Луи Комфорт Тиффани . Панно с изображением музыки в большом произведении «Образование в библиотеке Йельского университета» (1887–1890).
-
Вид на Ойстер-Бей работы Тиффани (1908) (Метрополитен-музей)
-
Коломана Мозера Дизайн для «Окна ангела» (1905 г.)
-
Адам Коломана Мозера для Кирхе-ам-Штайнхоф работы Вагнера (1905)
-
Умирающие Екатерина и Варвара , фрагмент окон мучеников во Фрибурском соборе работы Юзефа Мехоффера (1898–99).
-
Екатерина, деталь окон мучеников во Фрибургском соборе работы Мехоффера (1898–99).
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Блох-Дермант 1980 , с. 195.
- ^ Блох-Дермант 1980 , с. 198.
- ^ Блох-Дермант 1980 , с. 152.
- ^ Фар-Беккер 2015 , с. 398.
- ^ Фар-Беккер 2015 , стр. 123–126.
- ^ Фар-Беккер 2015 , с. 123.
- ^ Блох-Дермант 1980 , с. 168.
- ^ Блох-Дермант 1980 , стр. 160–163.
- ^ «Предметы красоты – стекло и украшения в стиле модерн» . Музей Виктории и Альберта, Лондон . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Фар-Беккер 2015 , с. 411.
- ^ Тибо 2007 , с. 238.
- ^ Брумфилд, Уильям Крафт, Федор Шехтель - Эстетический идеализм в модернистской архитектуре , Глава четвертая, с. 131–139
Библиография
[ редактировать ]- Блох-Дермант, Жанин (1980). Искусство французского стекла (1860-1914) . Вандомская пресса. ISBN 0-86565-000-4 .
- Фар-Беккер, Габриэле (2015). L'Art Nouveau (на французском языке). ХФ Ульманн. ISBN 978-3-8480-0857-5 .
- Гарнер, Филип (1976). Галле (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-012956-2 .
- Томас, Валери (2009). Школьный музей Нэнси (на французском языке). Сомогия. ISBN 978-2-7572-0248-7 .
- Сембах, Клаус-Юрген (2013). Модерн - Утопия примирения (на французском языке). Ташен. ISBN 978-3-8228-3005-5 .
- Тибо, Оливье (2007). Ансамбль в стиле модерн - Пожертвование Риспала (на французском языке). Музей Орсе – Фламмарион. ISBN 978-2-0801-1608-6 .