Беззубый мост
Беззубый мост | |
---|---|
![]() Гравюра опубликована в журнале «Инженер» (1875 г.). | |
Координаты | 54 ° 38'00 "N 1 ° 42'46" W / 54,633203 ° N 1,712808 ° W |
несет | Филиал Уиттон-Парк Стоктон -энд-Дарлингтонской железной дороги , конной минеральной железной дороги. |
Кресты | Река Гаунлесс |
Характеристики | |
Дизайн | линзовидная ферма |
Материал | Кованые и чугунные |
Общая длина | 50 футов (20 м) |
Самый длинный пролет | 12 футов 5 дюймов (3,78 м) |
Количество пролетов | три, позже четыре |
История | |
Дизайнер | Джордж Стивенсон |
Изготовление | Джон и Исаак Барреллы |
Открыто | 1823 |
Расположение | |
![]() |
Gaunless Bridge) — железнодорожный мост на Стоктон-Дарлингтонской железной дороге . Он был построен в 1823 году и является одним из первых железнодорожных мостов, построенных из железа. [1] и первым, кто использовал железную ферму. [2] Он также имеет необычную конструкцию линзовидной фермы. [3]
Расположение
[ редактировать ]Мост пересекает реку Гаунлесс в Западном Окленде , графство Дарем .
Хотя она никогда не была частью основной линии, она находилась на ответвлении к западу от Шилдона, обслуживающем угольную шахту Уиттон-Парк . [4] Эта ветвь включала в себя два канатных склона в Брюсселтоне и Этерли . Между ними вагоны тянули лошади, а не более тяжелые локомотивы. Мосту требовалось только выдерживать вес этих конных поездов. [1] Несмотря на это, существует открытка, на которой изображен локомотив класса «Директор» на мосту, возможно, во время испытаний или демонстрации. [5] [я]
Дизайн
[ редактировать ]

Его спроектировал в 1823 году Джордж Стефенсон , который был главным инженером железной дороги. [3] [6]
Это не только один из первых железных железнодорожных мостов, но и первый мост, в котором использована конструкция линзовидной фермы . [2] В этой конструкции используются две изогнутые балки в форме линзы : одна сверху, другая снизу. Верхняя часть находится в сжатии , как у арочного моста , а нижняя - в растяжении , как у висячего моста . Идея состоит в том, что это образует сбалансированную ферму , в которой боковые силы в каждом элементе уравновешиваются, будучи равными, но противоположными по направлению. Это приводит к тому, что ферма не имеет боковых сил на ее опорах и поэтому требует только простых опор без необходимости обеспечения жесткости по краям. Вертикальные элементы соединяют две балки и поддерживают несущую площадку моста. Эти вертикальные элементы также должны передавать некоторую нагрузку между двумя балками, чтобы сохранить форму линзы. Эффективная ферма распределяет нагрузку настила между двумя балками, вместо того, чтобы переносить большую часть нагрузки на один элемент фермы и, таким образом, требовать от него чрезмерной прочности по сравнению с другим.
С тех пор конструкция линзовидной фермы использовалась для других мостов, но так и не завоевала популярность в использовании. Позднее Брюнель использовал эту ферму, как ферму Брюнеля, использовавшуюся в Чепстоу и Солташе . Мост Без Ганса особенно необычен, так как его деревянное настил установлен над ферменными балками; тогда как в большинстве чечевицеобразных ферм настил подвешивается под фермами на стержнях или тросах. [3]
Хотя он и не столь скептичен и тщательно расследует, как Брюнель, [7] Стивенсон глубоко понимал разницу в прочности кованого и чугуна . [2] [8] Обе балки изготовлены из труб из кованого железа диаметром 2,4 дюйма (6 см). Необычной особенностью этого моста является то, что, поскольку пролет находится над фермой, вертикальные элементы испытывают сжатие , а не более обычное растяжение . Это позволило Стивенсону использовать чугун для вертикальных элементов, а не более дорогое кованое железо, необходимое для натяжных мостов. [ii] [3] Ферма обеспечивает эффективную симметрию распределения нагрузки между двумя элементами, придавая экономичный и сбалансированный вид, который резко контрастирует с сильно несбалансированными конструкциями Брюнеля, которые (по крайней мере, для Чепстоу) едва ли можно узнать как двояковыпуклые.
Каждый пролет имеет ширину 12 футов 5 дюймов (3,78 м) и глубину 5 футов (1,5 м). [9] Опоры, поддерживающие пролеты ферм, образуют эстакаду, состоящую из двух наклоненных внутрь чугунных трубчатых опор. [10] Столбы скреплены чугунной Х-образной рамой. [3] Эти колонны имеют диаметр 8 дюймов (200 мм) и толщину стенок 1,4 дюйма (35 мм). Они расположены на расстоянии 10 футов (3,0 м) друг от друга у основания и имеют наклон до 5 футов (1,5 м) наверху. [9]
Первоначально мост был построен с тремя пролетами, но позже был расширен до четырех пролетов, чтобы освободить больше места для паводковых вод. Необычно то, что мост имеет пять металлических опор на четыре пролета, причем вес концов внешних пролетов опирается на железные столбы, а не на прилегающие каменные опоры. [11] Эти дополнительные опоры делают пролеты моста самонесущими даже при отсутствии каменных опор. Это могло быть фактором, повлиявшим на сохранение моста за пределами территории и его повторную экспозицию в железнодорожных музеях, поскольку мост относительно легко восстановить без необходимости дорогостоящего фундамента.
История
[ редактировать ]Оригинальный трехпролетный мост был построен Джоном и Исааком Барреллами с Орчард-стрит, Ньюкасл . [3] рядом с собственными работами Стивенсона на Форт-стрит . Его возведение было завершено 23 октября 1823 года.
Зимой 1824 года выпало много снега, и еще до открытия линии мост был поврежден наводнением. В 1825 году, к открытию линии в сентябре, он был перестроен в более позднюю четырехпролетную форму. [3]
Пассажирские перевозки были введены в эксплуатацию с 1833 года, а паровозы . вскоре после этого по мосту прошли [6]
Презентационная модель моста Без Ганса была изготовлена для Северо-Восточной железной дороги в 1875 году в ознаменование 50-летия открытия Стоктон-Дарлингтонской железной дороги. [1] Сегодня его можно увидеть в Музее науки в Лондоне . [12] [13]

Удаление и сохранение
[ редактировать ]К 1901 году мост был перегружен из-за увеличивающегося веса вагонов с углем. Его разобрали и вывезли, но оставили на хранении на Брюссельтонской угольной шахте. Первоначальные каменные опоры были сохранены, хотя в них были вырезаны углубления для установки новых пластинчатых балок . [14] Когда в 1927 году на Квин-стрит был открыт Йоркский железнодорожный музей, мост был заново собран в ознаменование столетия ЮАР. [3] [9] С 1975 года он выставлялся на автостоянке Национального железнодорожного музея в Йорке, в течение многих лет перевозя угольный вагон оригинального стиля чалдрон . [3] [iii] [10] Сейчас мост экспонируется как музейный экспонат дольше, чем служит мостом. В 2023 году мост снова разобрали и вновь возвели в Музее передвижения в Шилдоне, где он находится гораздо ближе к своему первоначальному местоположению.
В феврале 2023 года организация «Историческая Англия» выделила совету графства Дарем 161 000 фунтов стерлингов на ремонт устоев, которые остались на месте, когда первоначальный мост был демонтирован. В ходе ремонтных работ будет добавлено новое настил моста, предназначенное для соединения моста с более широким пешеходным и велосипедным маршрутом железных дорог Стоктона и Дарлингтона. [15]
Сопоставимые мосты
[ редактировать ]Развертка моста
[ редактировать ]Чечевицеобразная ферма никогда не была распространенной конструкцией, а компрессионная ферма Стивенсона под палубой еще более редка. Сохранившийся почти современный образец находится всего в паре миль к северу от моста Гаунлесс. Он был построен в 1842 году как перекошенный жилой пешеходный мост через железную дорогу Бишоп-Окленд и Уэрдейл недалеко от Эскомба . [16] [iv] Сегодня здесь проходит уздечка . [17] Мост состоит из однопролетной пары линзовидных балок, хотя в этом примере и балки, и вертикали изготовлены из кованого железа. [18] Верхний элемент представляет собой катаную двутавровую балку , нижнюю цепь — из кованых звеньев стержня .
Мост Эскомб внесен в список памятников архитектуры II категории и был отремонтирован в 2009 году, при этом его деревянный парапет был поднят в соответствии с современными стандартами безопасности. [17]
См. также
[ редактировать ]- Пон-и-Кафнау , более ранний железный мост 1793 года, хотя и построенный для вагонного пути, а не для железной дороги.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Оригинальная картина «Локо-он-Гаунлесс-Бридж» была выполнена британским художником Джоном Вигстоном (род. 1939). Картину можно увидеть здесь . У нас пока нет доказательств того, что железнодорожный паровоз Стоктона и Дарлингтона № 23 Уилберфорс когда-либо пересекал мост Гаунлесс.
- ^ Чугун прочен на сжатие, но слаб на растяжение или изгиб. Кованое железо прочно для обоих.
- ^ Местоположение моста сегодня показано: 53 ° 57'39 "N 1 ° 05'50" W / 53,96088 ° N 1,0973 ° W
- ^ Подметальный мост: 54 ° 39'41 ″ с.ш. 1 ° 42'20 ″ з.д. / 54,661361 ° с.ш. 1,705424 ° з.д.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с Икона: Мост без рукавов Стивенсона, 1824 год . Создание современного мира.
- ^ Jump up to: а б с Краймс, Майк (1991). Гражданское строительство 1839-1889 гг . Издательство Алана Саттона. п. 45. ИСБН 1-84015-008-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Беккет, Деррик (1984). Британия Стивенсона . Дэвид и Чарльз . стр. 38, 40, 42–43. ISBN 0-7153-8269-1 .
- ^ Беккет (1984) , с. 36.
- ^ Машинист железнодорожной компании Стоктона и Дарлингтона .
- ^ Jump up to: а б Смит, Мартин (1994). «1825: Мост Гаунлесс, Западный Окленд, графство Дарем». Британские железнодорожные мосты и виадуки . Ян Аллан . стр. 16–17. ISBN 0-7110-2273-9 .
- ^ Бриндл, Стивен (2005). Брюнель: Человек, который построил мир . Вайденфельд и Николсон. стр. 164–165. ISBN 0-297-84408-3 .
- ^ Беккет (1984) , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Мост Гаунлесс (перемещен) . Инженерные сроки.
- ^ Jump up to: а б «Металлический мост Джорджа Стивенсона в Западном Окленде» . Веб-сайт Западного Окленда . 2013. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Западный Окленд, старый металлический мост . Совет графства Дарем. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Модель моста Гаунлесс, железной дороги Стоктон и Дарлингтон. На мемориальной доске написано «Первый железнодорожный мост» Стивенсона, 1824 год, Западный Окленд . Музей науки . 10460860.
- ^ Модель моста без Ганса, железной дороги Стоктон и Дарлингтон. На мемориальной доске написано «Первый железнодорожный мост» Стивенсона, 1824 год, Западный Окленд . Музей науки . 10460861.
- ^ Мост Без Ганса, железная дорога S&D .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Грант Исторической Англии на ремонт остатков первого в мире железного железнодорожного моста | Историческая Англия» . historengland.org.uk . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Мост размещения Эскомба» . История завтрашнего дня .
- ^ Jump up to: а б «Железная дорога Уэрдейл: Обновление новостей: № 24» . Уэрдейлская железная дорога . 3 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ «Эскомб через мост» . Образы Северо-Востока. Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года.