Са (исламская мера)

Саа , буквально : ( арабский : صَاعًا и صَۡع в написании и саэ в латинском алфавите «один») — это древняя мера объема из исламского мира, имеющая культурное и религиозное значение. Хотя его точный объем неизвестен, арабское слово Sāʿ переводится как «маленький сосуд», что связано с кораническим словом ṣuwāʿ («чашка, кубок»). Вместе с Муддом и Маккуком Саах является частью системы единиц объема, используемой на Аравийском полуострове. [ 1 ]
Соотношение с другими арабскими мерами
[ редактировать ]Средневековые арабские авторы пришли к общему мнению, что 1 са = 4 мудд. [ нужна ссылка ] Ученый 9-го века аль-Хорезми указывает, что таково было мнение жителей Медины . [ нужна ссылка ] Аналогичным образом, Шамс ад-Дин аль-Макдиси , живший в 10 веке, утверждал, что в аль-Хиджазе 1 сах = 4 мудд = 1/3 маккука. [ 1 ] Аз-Захрави связал Саа с Ксестом, заявив, что в Руме 1 Саа = 10 Ксестеса . [ 2 ]
Поскольку Саа был связан с различными мерами массы, возникло множество проблем со стандартизацией. Его отношение к Ратлу было особенно противоречивым: преобладало два мнения:
- 1 Са' = 8 Ратл - так жители Куфы определяли 1 Са'. [ 3 ] Эту же меру использовал Умар (рег. 634–644), когда он искупил клятвы. [ 1 ]
- 1 Са' = 5 1/3 Ратл - так жители Медины определяли 1 Са'. К этому отношению его свел Саид ибн аль-Ас, который был губернатором Медины при Муавии I (рег. 661–680). [ 1 ]
Аль-Джувайни сообщил, что аш-Шафии , а также ханафитский ученый Абу Юсуф поссорились по поводу измерения Саа перед халифом Харуном ар-Рашидом (годы правления 786–809) в Медине. Калиф пригласил потомков Мухаджируна с их Саи-Сосудами, которые они унаследовали от своих предков. Когда выяснилось, что измерение, данное аш-Шафии (1 Са' = 4 Мудд = 5 1/3 Ратл ), было верным, Абу Юсуф в конечном итоге согласился с этим мнением. [ 4 ] Принимая во внимание тот факт, что в Багдаде 1 ратл = 130 дирхамов, мусульманские учёные также установили уравнение: 1 саах = 693 1/3 дирхама. [ 5 ]
Значение исламского учения
[ редактировать ]Как и Мудд, Саах имеет в исламе дополнительное символическое и религиозное значение, помимо простого измерения. Согласно хадису, на который ссылается Анас ибн Малик в разных версиях и который также встречается в «Сахих аль-Бухари» , Мухаммед просил Бога по возвращении из битвы при Хайбаре благословить Саи и Мудд мусульман. [ 6 ]
Са' особенно важен для измерения Закята аль-Фитра , прекрасной раздачи милостыни, которую необходимо совершать в Ид аль-Фитр . Стоимость этой милостыни равна одному са зерна на члена семьи. Согласно исламской традиции, это значение было установлено Мухаммедом во втором году хиджры ( 623/624 г. н.э.). При отсутствии меры мудд или са количество зерна для закята аль-фитра также можно измерить, держа две руки вместе; [ 7 ] четыре из этих двойных горстей считаются равными одному са. В Фесе правило заключалось в том, что в случае, если нуждающиеся люди получали большее количество зерна при раздаче закята аль-фитра своими соседями, им приходилось передавать излишки другим нуждающимся людям. Вам следует хранить только один Саа на каждого члена семьи. [ 8 ]
Для измерения закята аль-фитра были изготовлены специальные сосуды для измерения саа. [ 9 ] Например, для -меринидов султана Абу аль-Хасана Али ибн Османа был изготовлен сосуд (годы правления 1331-1351) из меди , который должен был олицетворять «Саах Пророка». [ 10 ] Надпись, прикрепленная к сосуду, содержит длинный Иснад , по которому калибровку мерного сосуда можно было проследить до сподвижника пророка Зайда ибн Сабита. [ 9 ]
Согласно хадису, са также считается минимальным количеством воды, которое должно быть доступно для совершения действительного полного омовения . [ 11 ]
Использование са в неритуальных целях зарегистрировано только на Аравийском полуострове. Аль-Макдиси сообщает, что у арабов на кораблях было два разных подразделения Саах: маленькое для выплаты компенсации морякам и большое, используемое для коммерческих операций. [ 12 ]
Перевод в метрическую систему
[ редактировать ]По словам Вальтера Хинца, который опирается на новости о калибровочном сосуде Мудда времен Айюбидов, «Са Пророка» ( Ша ан-наби ) составляет ровно 4,2125 литра. Преобразовав эту меру в вес пшеницы, получим значение 3,24 кг. [ 13 ] Сосуд Саа меринидского султана Абу л-Хасана, который также должен был представлять «Са Пророка», имеет объем 2,75 литра. [ 14 ]
По мнению студентов Абдул Мухсина бин Хамада аль-Аббада, заведующего кафедрой шариата в Исламском университете Медины, мнение большинства факихов (экспертов в области исламской юриспруденции):
Согласно школам Ханбали, Малики и Шафиитов, Са сырого зерна составляет 2,3 килограмма. Согласно школам Ханбали, Малики и Шафиитов, мут сырого зерна составляет 510 граммов. 2,3 килограмма зерна — это около 3 литров, это минимальное количество воды для совершения действительного гусля (омовения всего тела). 60 Сб = 1 Васк
Мнение меньшинства факихов таково: Согласно ханафитской школе мысли, Са сырого зерна составляет 3,3 килограмма.
Литература
[ редактировать ]Арабские источники
[ редактировать ]- Абу-Убайд аль-Касим ибн-Саллам: аль-Амваль . Эд. Мухаммад аль-Аммара. Дар аш-Шурук, Бейрут, 1989. С. 615–627. Дигитализация
- Абу-Абдаллах Мухаммад ибн-Ахмад аль-Хорезми: Китаб Мафатих аль-Улум . Эд. Герлоф ван Влотен. Брилл, Лейден, 1895. С. 14. Цифровая копия.
- Шамс ад-Дин аль-Макдиси : Китаб Ахсан ат-такасим фи марифат аль-акалим. Эд М.Дж. де Гое. 2. Ауфл. Брилл, Лейден, 1906 г. с. 98ф. Дигитализация
Литература
[ редактировать ]- Альфред Бел: «Ṣāʿ» в Энциклопедии ислама Брилла, Лейден, 1913–1936. Том IV, стр. 1. Цифровая копия.
- Альфред Бел: «Обратите внимание на три древние медные вазы с гравировкой, найденные в Фесе и используемые для измерения законной фитровой милостыни». в Археологическом вестнике 1917. С. 359–387. Цифровизация
- Вальтер Хинц: Исламская масса и веса. Переведен в метрическую систему. Э. Дж. Брилл, Лейден/Кёльн, 1970, стр. 51.
- Ченгиз Келлек: «Sâʿ» в Исламской энциклопедии Türkiye Diyanet Vakfı Bd. XXXV, стр. 317c-319c. цифровизация
- Пол Паскон: «Описание des madd et ṣāʿ Maghribins» в Hespéris Tamuda 16 (1975), стр. 25–88, цифровая копия.
- М. Х. Совер: «Материалы для использования в истории мусульманской нумизматики и метрологии» в Journal Asiatique VIII/7 (1886) 394–417 Digitalisat .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шамс ад-Дин аль-Макдиси: Китаб Ахсан ат-такасим . 1906, С. 98.
- ^ Анри Совер: «Арабская метрология.
- ^ Аль-Хорезми: Книга Мафатиха аль-Улюма . 1895, стр. 14.
- ^ Аль-Увейни: Мугит аль-Хальк фи таруих аль-каул аль-Хакк . Каир 1934. С. 19ф. Оцифровать
- ^ Совер: «Материалы». 1886, С. 400ф.
- ^ Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Гихад ва-с-Сияр, Nr. 2732. Онлайн-версия в Wikisource.
- ^ Бел: «Са» в Энциклопедии ислама . Том. IV, с. 1.
- ^ Бел: «Заметка о трех старинных вазах». 1917, с. 363.
- ^ Jump up to: а б Бел: «Записка о трёх старинных вазах». 1917, с. 370.
- ^ Бел: «Заметка о трех старинных вазах». 1917, с. 364, 366.
- ^ Бел: «Саа» в «Энциклопедии ислама». Том. IV, с. 1.
- ^ Шамс ад-Дин аль-Макдиси: Китаб Ахсан ат-такасим . 1906, с. 99.
- ^ Хинц: Исламская месса и гири. 1970. с. 51.
- ^ Бел: «Заметка о трех старинных вазах». 1917, с. 364, 366.