Маринидский султанат
Маринидский султанат | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1244–1465 | |||||||||
Статус | Султанат | ||||||||
Капитал | Он сделал | ||||||||
Официальные языки | арабский [2] | ||||||||
Общие языки | Магрибский арабский , берберский языки | ||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Султан | |||||||||
• 1215–1217 (первый) | Абд аль-Хакк I | ||||||||
• 1420–1465 (последний) | Абд аль-Хакк II | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1244 | ||||||||
• Упразднено | 1465 | ||||||||
Валюта | Динар | ||||||||
|
История Марокко |
---|
Султанат Маринидов был берберской мусульманской империей с середины 13 по 15 век, которая контролировала современное Марокко и, периодически, другие части Северной Африки ( Алжир и Тунис ) и южную часть Пиренейского полуострова ( Испания ) вокруг Гибралтара . [3] Он был назван в честь Бану Марин ( арабский : بنو مرين , берберский : Айт Мрин ) . [4] ), племя Зената берберское . [5] [3] Султанатом управляла династия Маринидов ( араб . المرينيون аль-маринийюн ), основанная Абд аль-Хакком I. [5] [6]
В 1244 году, прослужив им несколько лет, Мариниды свергли Альмохадов, контролировавших Марокко. [7] На пике своего могущества в середине 14 века, во время правления Абу аль-Хасана и его сына Абу Инана , династия Маринидов на короткое время правила большей частью Магриба, включая большую часть современных Алжира и Туниса. [3] Мариниды поддерживали Гранадский эмират в Аль-Андалусе в XIII и XIV веках и предприняли попытку закрепиться непосредственно на европейской стороне Гибралтарского пролива . Однако они потерпели поражение в битве при Рио-Саладо в 1340 году и завершились после того, как кастильцы отобрали Альхесирас у Маринидов в 1344 году, окончательно изгнав их с Пиренейского полуострова . [8] Начиная с начала 15 века династия Ваттасидов , родственный правящий дом, конкурировала с династией Маринидов за контроль над государством и стала де-факто правителями между 1420 и 1459 годами, официально выступая в качестве регентов или визирей . В 1465 году последний султан Маринидов, Абд аль-Хакк II , был окончательно свергнут и убит в результате восстания в Фесе , что привело к установлению прямого правления Ваттасидов над большей частью Марокко. [3] [9]
В отличие от своих предшественников, Мариниды спонсировали маликитский суннизм как официальную религию и сделали Фес своей столицей. [10] [3] Под их правлением Фес пережил относительный золотой век . [11] Мариниды также были пионерами строительства медресе по всей стране, что способствовало образованию маликитских улемов , хотя суфийские шейхи все больше преобладали в сельской местности. [3] Влияние шарифских семей и народное почитание шарифских деятелей, таких как Идрисиды, также постепенно росло в этот период, подготавливая почву для более поздних династий, таких как Саадиты и Алауиты . [12]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Мариниды были фракцией берберской племенной конфедерации Зената . Бану Марин были кочевниками, выходцами из Заба (регион вокруг Бискры в современном Алжире ). [13] [14] После прихода арабских бедуинов в Северную Африку в середине XI-XII веков они были вынуждены покинуть свои земли в районе Бискры. [15] [16] Они двинулись на северо-запад современного Алжира. [17] проникнуть прежде чем массово на территорию современного Марокко к началу 13 века. [18] Бану Марин впервые посетили территорию между Сиджилмасой и Фигигом . [17] [19] временами доходя до Заба. [20] Они сезонно перемещались из оазиса Фигиг в бассейн реки Мулуя . [21] [18]
Мариниды получили свое название от своего предка Марина ибн Вартаджана аз-Зенати. [22] Как и ранее поступали правящие династии берберов в Северной Африке и Аль-Андалусе , и чтобы обеспечить легитимность своего правления, историография Маринидов утверждала, что арабское династия имеет происхождение через североаравийское племя. [23] [24] [25] Первый лидер династии Маринидов Абд аль-Хакк I родился в Забе в знатной семье. Его прадед Абу Бакр был шейхом региона. [26] [27] [28] [29] [30]
Рост
[ редактировать ]Прибыв в современное Марокко, они сначала подчинились династии Альмохадов , которая в то время была правящим режимом. Их лидер Мухью способствовал победе Альмохадов в битве при Аларкосе в 1195 году в центральной части Пиренейского полуострова, хотя и умер от ран. [17] [18] Его сын и преемник Абд аль-Хакк был фактическим основателем династии Маринидов. [6] Позже Альмохады потерпели тяжелое поражение от христианских королевств Иберии 16 июля 1212 года в битве при Лас-Навас-де-Толоса . Серьезные человеческие жертвы в битве привели к ослаблению государства Альмохадов, а некоторые его регионы несколько обезлюдели. [4] Начиная с 1213 или 1214 года, [17] Мариниды начали облагать налогом фермерские общины сегодняшнего северо-востока Марокко (район между Надором и Берканом ). Отношения между ними и Альмохадами стали натянутыми, и, начиная с 1215 года, между двумя сторонами регулярно вспыхивали боевые действия. В 1217 году они попытались оккупировать восточную часть современного Марокко, но потерпели поражение от армии Альмохадов, а Абд аль-Хакк был убит. [18] Они были изгнаны, отступив из городских городов и поселений, а их руководство перешло к Усману I, а затем к Мухаммеду I. [9] За прошедшие годы они перегруппировались и сумели вновь установить свою власть над сельскими племенами в регионах вокруг Тазы , Феса и Ксар-эль-Кебира . [18] Тем временем Альмохады уступили свои территории в Аль-Андалусе христианским королевствам, таким как Кастилия , Хафсиды Ифрикии , отделились в 1229 году, после чего в 1235 году последовала независимость династии Зайянидов из Тлемсена . Альмохадскому халифу Саиду тем не менее, удалось победить Мариниды снова в 1244 году, вынудив их отступить обратно на свои исконные земли к югу от Тазы. [18]
Именно под предводительством Абу Яхьи, правление которого началось в 1244 году, Мариниды вновь вошли в регион и начали более целенаправленную завоевательную кампанию. [4] [18] Между 1244 и 1248 годами Мариниды смогли отобрать Тазу, Рабат , Сале , Мекнес и Фес у ослабленных Альмохадов. [31] Мекнес был захвачен в 1244 или 1245 году. [17] [18] Фес был захвачен в 1248 году, а Сиджилмасса — в 1255 году. [17] Халифу Альмохадов Саиду удалось ненадолго восстановить свою власть в 1248 году, придя на север с армией, чтобы противостоять им, после чего Абу Яхья формально подчинился ему и отступил в крепость в Рифе . [32] Однако в июне того же года халиф попал в засаду и был убит Заянидами в битве южнее Уджды. Мариниды перехватили возвращавшуюся разгромленную армию Альмохадов, и христианские наемники , служившие под началом Альмохадов. вместо этого на службу Маринидам поступили [33] В том же году Абу Яхья быстро вновь оккупировал ранее завоеванные города и основал свою столицу в Фесе. [33] Его преемник Абу Юсуф Якуб (1259–1286) захватил Марракеш в 1269 году, фактически положив конец правлению Альмохадов. [34] [3]
Апогей
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2022 г. ) |
После того, как Насриды Гранады уступили город Альхесирас Маринидам, Абу Юсуф отправился в Аль-Андалус, чтобы поддержать продолжающуюся борьбу против Королевства Кастилия . Затем династия Маринидов попыталась распространить свой контроль, включив в него коммерческое движение через Гибралтарский пролив .
Именно в этот период иберийские христиане впервые смогли перенести боевые действия через Гибралтарский пролив на территорию современного Марокко: в 1260 и 1267 годах они предприняли попытку вторжения, но обе попытки потерпели поражение.
Закрепившись в городе Альхесирас на южной оконечности Пиренейского полуострова, Мариниды активизировались в конфликте между мусульманами и христианами в Иберии. Чтобы получить абсолютный контроль над торговлей в Гибралтарском проливе со своей базы в Альхесирасе, они завоевали несколько близлежащих иберийских городов: к 1294 году они оккупировали Роту , Тарифу и Гибралтар .
В 1276 году они основали североафриканский город Фес-Дждид , который сделали своим административным и военным центром. Хотя Фес был процветающим городом на протяжении всего периода Альмохадов и даже стал за это время крупнейшим городом в мире, [35] именно в период Маринидов Фес достиг своего золотого века, периода, который ознаменовал начало официального исторического повествования о городе. [36] [37] Именно с периода Маринидов во многом восходит репутация Феса как важного интеллектуального центра, и именно первые медресе в Марокко. в это время Мариниды основали здесь [38] [39] [40]
Несмотря на внутренние распри, Абу Саид Усман II (годы правления 1310–1331) инициировал огромные строительные проекты по всей стране. Было построено несколько медресе, медресе Аль-Аттарин самым известным из которых является . Строительство этих медресе было необходимо для создания зависимого бюрократического класса, чтобы подорвать марабуты и шарифские элементы.
Мариниды также сильно повлияли на политику Гранадского эмирата , благодаря которому они пополнили свою армию в 1275 году. В 13 веке Королевство Кастилия совершило несколько вторжений на их территорию. В 1260 году кастильские войска совершили набег на Сале , а в 1267 году начали полномасштабное вторжение, но Мариниды отразили их.
На пике своего могущества, во время правления Абу аль-Хасана Али (годы правления 1331–1348), армия Маринидов была большой и дисциплинированной. Он состоял из 40 000 зенатских кавалеристов, в состав кавалерии входили арабские кочевники, а андалузцы были лучниками. Личная охрана султана насчитывала 7000 человек и включала христианских, курдских и черноафриканских элементов. [41] При Абу аль-Хасане была предпринята еще одна попытка воссоединения Магриба . В 1337 году было завоевано Абдалвадидское королевство Тлемсен , за которым в 1347 году последовало поражение империи Хафсидов в Ифрикии , что сделало его хозяином огромной территории, которая простиралась от юга современного Марокко до Триполи . Однако в следующем году восстание арабских племен на юге Туниса заставило их потерять свои восточные территории. Мариниды уже потерпели сокрушительное поражение от португальско -кастильской коалиции в битве при Рио-Саладо в 1340 году и, наконец, были вынуждены уйти из Андалусии, удерживая Альхесирас только до 1344 года.
В 1348 году Абу аль-Хасан был свергнут своим сыном Абу Инан Фарисом , который пытался отвоевать Алжир и Тунис. Несмотря на несколько успехов, в 1358 году он был задушен собственным визирем, после чего династия начала приходить в упадок.
Отклонить
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2022 г. ) |
После смерти Абу Инана Фариса в 1358 году реальная власть принадлежала визирам, в то время как султаны Маринидов были выставлены напоказ и вынуждены быстро сменять друг друга. Графство было разделено, и воцарилась политическая анархия: разные визири и иностранные державы поддерживали разные фракции. В 1359 году племена Хинтата из Высокого Атласа пришли и заняли Марракеш , столицу своих предков Альмохадов, которой они управляли независимо до 1526 года. К югу от Марракеша суфийские мистики требовали автономии, и в 1370-х годах Аземмур отделился от коалиции купцы и лидеры арабских кланов Бану Сабих. На востоке снова появились семьи Зианидов и Хафсидов, а на севере европейцы воспользовались этой нестабильностью, напав на побережье. Тем временем неуправляемые кочевые арабские племена бедуинов все больше распространяли анархию, которая ускорила упадок империи.
В 15 веке ее поразил финансовый кризис, после которого государству пришлось прекратить финансирование различных марабутов и шарифских семей, которые ранее были полезными инструментами контроля над различными племенами. Политическая поддержка этих марабутов и шарифов прекратилась, и она распалась на различные образования. В 1399 году Тетуан был взят, его население было уничтожено, а в 1415 году португальцы захватили Сеуту . После того, как султан Абдалхакк II (1421–1465) попытался сломить власть Ваттасидов, он был казнен.
Правители Маринидов после 1420 года попали под контроль Ваттасидов , которые осуществляли регентство, поскольку Абд аль-Хакк II стал султаном через год после своего рождения. Однако Ваттасиды отказались отказаться от регентства после того, как Абд аль-Хакк достиг совершеннолетия. [42]
В 1459 году Абд аль-Хакк II устроил резню семьи Ваттасидов, подорвав их власть. Однако его правление жестоко закончилось, поскольку он был убит во время восстания 1465 года . [43] Это событие ознаменовало конец династии Маринидов, когда Мухаммад ибн Али Амрани-Джути, лидер шарифов , был провозглашен султаном в Фесе . Он, в свою очередь, был свергнут в 1471 году Абу Абдаллахом аль-Шейхом Мухаммадом ибн Яхьей , одним из двух выживших Ваттасидов после резни 1459 года, который спровоцировал династию Ваттасидов .
Хронология событий
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2022 г. ) |
- 1215: Бану Марин (Мариниды) нападают на Альмохадов , когда в 1213 году к власти приходит 16-летний халиф Альмохадов Юсуф II Аль-Мустансир. Битва происходит на побережье Рифа . Во время правления Юсуфа II Аль-Мустансира была возведена огромная башня для защиты королевского дворца в Севилье. [44]
- 1217: Абд аль-Хакк I умирает во время победоносной битвы против Альмохадов. Его сын Усман ибн Абд аль-Хакк (Усман I) наследует трон. Мариниды овладевают Рифом и, похоже, хотят там остаться. Контратака Альмохадов тщетна.
- 1240: Усман I убит одним из своих рабов-христиан. Его преемником становится его брат Мухаммад ибн Абд аль-Хакк (Мухаммад I).
- 1244: Мухаммед I убит офицером собственного христианского наемного ополчения. Его преемником стал Абу Яхья ибн Абд аль-Хакк , третий сын Абд аль-Хака.
- 1249: Жесткие репрессии против сил Маринидов в Фесе .
- 1258: Абу Яхья ибн Абд аль-Хакк умирает от болезни. Его дядя, Абу Юсуф Якуб ибн Абд аль-Хакк , четвертый сын Абд аль-Хака, унаследовал трон.
- 1260: кастильцы совершают набег на Сале .
- 1269: Захват Марракеша и конец господства Альмохадов в западном Магрибе .
- 1274: Мариниды захватывают Сиджилмассу .
- 1276: Основание Фес-Дждид («Новый Фес»), нового города недалеко от Феса, который стал считаться новым районом Феса, в отличие от Фес-эль-Бали («Старый Фес»).
- 1286: Абу Юсуф Якуб ибн Абд аль-Хакк умирает от болезни в Альхесирасе после четвертой экспедиции на Пиренейский полуостров . Его заменяет его сын Абу Якуб Юсуф ан-Наср .
- 1286: Абу Якуб Юсуф ан-Наср борется с восстаниями в районе реки Драа и в провинции Марракеш.
- 1288: Абу Якуб Юсуф ан-Наср принимает в Фесе послов короля Гранады, которому город Кадис . возвращается
- 1291: Строительство мечети Таза , самого раннего сохранившегося здания Маринидов.
- 1296: Строительство мечети Сиди Бумедьен или Сиди Белхасан в Тлемсене.
- 1299: Начало осады Тлемсена Маринидами, которая продлится девять лет.
- 1306: Завоевание и разрушение Таруданта .
- 1307: Абу Якуб Юсуф ан-Наср убит евнухом по каким-то неясным делам, связанным с гаремом. его сын Абу Сабит Амир . На престол взойдет
- 1308: Абу Сабит умирает от болезни, пробыв всего лишь год у власти в Тетуане , городе, который он только что основал. Его преемником станет его брат Абу аль-Раби Сулейман .
- 1309: Абу аль-Раби Сулейман въезжает в Сеуту.
- 1310: Абу ар-Раби умирает от болезни после подавления восстания армейских чиновников в Тазе. Среди них — Гонсалве, руководитель христианской милиции. Его брат Абу Саид Усман наследует ему трон.
- 1323: Строительство медресе Аттарина в Фесе.
- 1325: Ибн Баттута начинает свое 29-летнее путешествие по Африке и Евразии.
- 1329: Мариниды наносят поражение кастильцам в Альхесирасе, устанавливая плацдарм на юге Пиренейского полуострова в надежде обратить вспять Реконкисту .
- 1331: Абу Саид Усман умирает. Ему наследует его сын Абу аль-Хасан ибн Усман .
- 1337: Первая оккупация Тлемсена.
- 1340: Объединенная португальско-кастильская армия побеждает Маринидов в битве при Рио-Саладо , недалеко от Тарифы , самого южного города Пиренейского полуострова. Мариниды возвращаются в Африку.
- 1344: Кастильцы захватывают Альхесирас. Мариниды окончательно изгнаны из Иберии.
- 1347: Абу аль-Хасан ибн Усман уничтожает династию Хафсидов в Тунисе и восстанавливает свою власть над всем Магрибом.
- 1348: Абу аль-Хасан умирает, его сын Абу Инан Фарис становится его преемником на посту правителя Маринидов.
- 1348: Черная смерть и восстания Тлемсена и Туниса знаменуют начало упадка Маринидов, которые не могут отбросить португальцев и кастильцев.
- 1350: Строительство медресе Бу Инания в Мекнесе .
- 1351: Второй захват Тлемсена.
- 1357: Поражение Абу Инана Фариса перед Тлемсеном. Строительство еще одного медресе Бу Инания в Фесе.
- 1358 г. Абу Инан убит своим визирем. Начинается время смятения. Каждый визирь старается посадить на престол слабых кандидатов.
- 1358: Абу Зиан ас-Саид Мухаммад ибн Фарис провозглашен султаном визирями сразу после убийства Абу Инана. Его правление продлится всего несколько месяцев. К власти приходит Абу Яхья абу Бакр ибн Фарис, но тоже правит всего несколько месяцев.
- 1359: Абу Салима Ибрагима Визири назначают султаном. Он один из сыновей Абу аль-Хасана ибн Усмана и пользуется поддержкой короля Кастилии Педро .
- 1359: Возрождение Зианидов Тлемсена.
- 1361: Визиры при поддержке христианского ополчения называют Абу Умара Тахфина преемником Абу Салима Ибрагима. Он правит всего несколько месяцев.
- 1361: Заканчивается период, называемый «правлением визирей».
- 1362: Мухаммад ибн Якуб приходит к власти. Он младший сын Абу аль-Хасана ибн Усмана, укрывшегося в Кастилии.
- 1366: Мухаммад ибн Якуб убит своим визирем. Его заменяет Абу Фарис Абд аль-Азиз ибн Али, один из сыновей Абу аль-Хасана ибн Усмана, который до этого времени содержался запертым во дворце Фес.
- 1370: Третий захват Тлемсена.
- 1372: Абу Фарис Абд аль-Азиз ибн Али умирает от болезни, оставляя трон своему очень маленькому сыну Мухаммеду ас-Саиду, что начинает новый период нестабильности. Визири несколько раз пытались установить марионеточного государя .
- 1373: Мухаммед ас-Саид представлен как наследник своего отца, Абу Фариса Абд аль-Азиза ибн Али, но, будучи всего пятью годами, не может править и умирает в том же году.
- 1374: Абу аль-Аббас Ахмад при поддержке Насридских принцев Гранады приходит к власти.
- 1374: Раздел империи на два королевства: Королевство Фес и Королевство Марракеш.
- 1384: Насриды временно свергают Абу аль-Аббаса. Насриды заменяют его Абу Фарисом Мусой ибн Фарисом, сыном-инвалидом Абу Инана Фариса. Это обеспечивает своего рода временный период во время правления Абу аль-Аббаса Ахмада с 1384 по 1386 год.
- 1384: Абу Зайд Абд ар-Рахман правит Королевством Марракеш с 1384 по 1387 год, в то время как трон Маринидов все еще находится в Фесе.
- 1386: Аль-Ватик обеспечивает вторую часть переходного периода правления Абу аль-Аббаса с 1386 по 1387 год.
- 1387: Абу аль-Аббас начинает давать визирам больше власти. Марокко снова пережило шесть лет мира, хотя Абу аль-Аббас воспользовался этим периодом, чтобы отвоевать Тлемсен и Алжир .
- 1393: Смерть Абу аль-Аббаса. Новым султаном назначен Абу Фарис Абд аль-Азиз ибн Ахмад. Проблемы, последовавшие за внезапной смертью Абу аль-Аббаса в Тазе, позволили христианским правителям перенести войну в Марокко.
- 1396: Абу Амир Абдаллах вступает на трон.
- 1398: Абу Амир умирает. К власти приходит его брат Абу Саид Усман ибн Ахмад.
- 1399: Воспользовавшись анархией внутри королевства Маринидов, король Кастилии Генрих III прибывает в Марокко, захватывает Тетуан , убивает половину населения и обращает остальную часть в рабство.
- 1415: Король Португалии Жуан I захватывает Сеуту. Это завоевание знаменует собой начало зарубежной европейской экспансии.
- 1418: Абу Саид Усман осаждает Сеуту , но терпит поражение.
- 1420: Абу Саид Усман умирает. Его заменяет его сын Абу Мухаммад Абд аль-Хакк, которому всего один год.
- 1437: Провал португальской экспедиции в Танжер . Многие пленные взяты в плен, а младенец Фернандо, Святой Принц, находится в заложниках. С португальцами заключен договор, позволяющий им отправиться на корабль, если они вернутся в Сеуту. Фернандо держат в качестве заложника, чтобы гарантировать выполнение этого пакта. Под влиянием Папы Евгения IV жертвует Эдуард Португальский своим братом ради национальных торговых интересов.
- 1458: Король Португалии Афонсу V готовит армию к крестовому походу против османов в ответ на призыв Папы Пия II , но вместо этого использует армию для нападения на небольшой порт, расположенный между Танжером и Сеутой .
- 1459: Абу Мухаммад Абд аль-Хакк восстает против своих визирей Ваттасидов. Выживают только два брата, которые станут первыми султанами Ваттасидов в 1472 году.
- 1462: Фердинанд IV Кастильский захватывает Гибралтар .
- 1465: Абу Мухаммад Абд аль-Хакк назначает еврейского визиря Аарона бен Баташа, что провоцирует народное восстание . Султан умирает во время восстания, когда ему перерезают горло. Португальскому королю Афонсу V наконец удается взять Танжер, извлекая выгоду из неприятностей в Фесе.
- 1472: Абу Абдаллах аль-Шейх Мухаммад ибн Яхья, один из двух визирей Ваттасидов, переживших резню 1459 года, поселяется в Фесе, где он основывает династию Ваттасидов.
Правительство
[ редактировать ]Во многих отношениях Мариниды воспроизводили или продолжали социальные и политические структуры, существовавшие при Альмохадах, управляя преимущественно племенным государством, которое полагалось на лояльность своего собственного племени и союзников для поддержания порядка и которое ввело очень мало официальных гражданских административных структур в стране. провинции за пределами столицы. [45] [46] Они также поддерживали берберские традиции демократического или консультативного правления, особенно благодаря существованию совета вождей племен Маринидов, с которыми султан консультировался при необходимости, в первую очередь по военным вопросам. [45] Чтобы сохранить свой контроль над провинциями за пределами столицы Феса, Мариниды в основном полагались на назначение членов своей семьи на губернаторские должности или на обеспечение местных союзов посредством брака. Эти местные губернаторы отвечали как за администрацию, так и за вооруженные силы. [47] [46] Например, после того, как Абу Юсуф Якуб захватил Марракеш в 1269 году, он назначил своего союзника Мухаммада ибн Али, с которым он был связан браком, своим халифом (заместителем или губернатором) в Марракеше, и эта должность продолжала существовать на протяжении многих лет. долгое время. [47] В некоторых областях, таких как горные регионы Атлас и Риф , это привело к непрямому правлению и очень ограниченному присутствию центрального правительства. [46]
Султан Маринидов был главой государства и носил титул амира аль-муслимина («Повелителя мусульман»). [46] [45] В более поздние периоды султаны Маринидов иногда также присваивали себе титул амира аль-мумина («Повелителя правоверных»). [45] Участие султана в государственных делах варьировалось в зависимости от личности каждого; некоторые, как Абу аль-Хасан, были непосредственно вовлечены в бюрократию, а другие — в меньшей степени. [45] При султане наследник обычно обладал большой властью и часто служил главой армии от имени султана. [46] Помимо этих династических должностей, визирь был чиновником, обладающим наибольшей исполнительной властью и курировавшим большую часть повседневной деятельности правительства. [46] [45] Несколько семей визирей стали особенно влиятельными в период Маринидов и конкурировали друг с другом за влияние. [46] причем Ваттасиды являются наиболее значительным примером в их более поздней истории. После визиря наиболее важными должностными лицами был государственный казначей, отвечавший за налоги и расходы, который подчинялся либо визирю, либо султану. Среди других важных чиновников были камергер султана, секретари его канцелярии и сахиб аль-шурта , или «начальник полиции», который также курировал судебные вопросы. [46] В некоторых случаях камергер был более важным, и вместо него отчитывался визирь. [45]
Военный
[ редактировать ]Армия Маринидов в основном состояла из племен, лояльных Маринидам или связанных с правящей династией. Однако количество людей, которые эти племена могли выставить, имело свои пределы, что требовало от султанов вербовки из других племен и наемников. [46] [47] Дополнительные войска были привлечены из других племен зената центрального Магриба и из арабских племен, таких как Бану Хилал и Бану Макил , которые двинулись дальше на запад, в Магриб, в период Альмохадов. [46] [47] Мариниды также продолжали нанимать христианских наемников из Европы, как это делали их предшественники Альмохады, которые состояли в основном из кавалерии и служили телохранителями султана. [46] Эта неоднородность армии является одной из причин того, что прямой контроль центрального правительства был невозможен во всем царстве Маринидов. [46] [47] Однако армия была достаточно большой, чтобы позволить султанам Маринидов отправлять военные экспедиции на Пиренейский полуостров в 13 и 14 веках. [48]
Более подробно известно, в частности, об армии периода правления Абу аль-Хасана, что описано некоторыми историческими летописцами, такими как Ибн Марзук и аль-Умари . Его основная атакующая сила состояла из всадников Заната численностью около 40 000 человек, а также всадников арабских племен, около 1500 конных лучников «турецкого» происхождения и около 1000 пеших лучников из Андалузии. [45] [48] Регулярная постоянная армия, которая также составляла личную гвардию султана, состояла из от 2000 до 5000 христианских наемников из Арагона , Кастилии и Португалии, а также чернокожих африканцев и курдов . Этим наемникам платили зарплату из казны, а вождям племенных сборов икта . в качестве компенсации давали земли [45]
Главной слабостью армии был ее военно-морской флот, который не мог угнаться за флотом Арагона. У Маринидов были верфи и военно-морские арсеналы в Сале и Себте (Сеута), но по крайней мере один раз султан Маринидов нанимал наемные корабли из Каталонии . [45] Военные контингенты маринидов, в основном всадники Зената (также известные как хинеты по-испански), также нанимались государствами Пиренейского полуострова. Например, в некоторых случаях они служили в армиях Королевства Арагон и Насридского эмирата Гранады. [45] В Насриде, Гранаде, солдат Зенаты возглавляли изгнанные члены семьи Маринидов вплоть до конца 14 века. [49]
Общество
[ редактировать ]Население
[ редактировать ]Население под властью Маринидов состояло в основном из берберов и арабов, хотя существовали контрасты между главными городами и сельской местностью, а также между оседлым и кочевым населением. Города были сильно арабизированы и более равномерно исламизированы (за исключением еврейских и христианских меньшинств). Городская местная политика была отмечена связью с местными аристократическими семьями. [45] В сельской местности население оставалось в основном берберским, и в нем преобладала племенная политика. Однако кочевое население стало более арабизированным, чем сельское оседлое население. [45] К кочевым берберским племенам присоединились кочевые арабские племена, такие как Бану Хилал, которые прибыли в этот дальний западный регион в период Альмохадов. [47]
Еврейские общины составляли значительное меньшинство в городских центрах и играли важную роль в большинстве аспектов жизни общества. [45] Именно в период Маринидов еврейский квартал Фес-эль-Дждид , первая мелла в Марокко. возник [50] [51] Иногда евреев назначали на административные должности в государстве, а иногда увольняли с этих должностей по идеологическим и политическим причинам. [47] В городских центрах также было некоторое количество христиан, хотя в основном это были купцы и наемные солдаты из-за границы, образующие небольшие меньшинства, главным образом в прибрежных городах. [45] [48]
Религия
[ редактировать ]Хотя Мариниды не объявляли себя поборниками реформистской религиозной идеологии, как это делали их предшественники Альмохады и Альморавиды, они пытались позиционировать себя как хранителей надлежащего исламского правительства, чтобы узаконить свое правление. [46] [47] Они также восстановили маликитский суннитский ислам в качестве официальной религии после предыдущего периода официального альмохадизма . [45] В политическом отношении они объединились с маликитскими улемами (учеными/юристами), которые пользовались особым влиянием в городах, а также с шурафами или шарифами (семьями, претендующими на происхождение от Мухаммеда ), с которыми они иногда вступали в брак. [47] Обосновавшись в Фесе, Мариниды настаивали на прямом назначении должностных лиц, отвечающих за религиозные учреждения, и на управлении фондами вакфов (или хабусов ), которые финансировали мечети и медресе. [47]
Влияние улемов Малики Феса было сосредоточено в самом Фесе и было более важным для городской культуры; ученые Феса имели больше контактов с улемами других крупных городов Магриба, чем с религиозными лидерами в близлежащей сельской местности. [46] Суфизм , марабутизм и другие более « неортодоксальные » исламские течения были более заметны в сельской местности. [45] [47] Коренные берберские религии и религиозные обряды также продолжали сохраняться в этих районах. [45] Некоторые суфийские братства, особенно возглавляемые шарифскими семьями, представляли потенциальную политическую угрозу правлению Маринидов и время от времени участвовали в восстаниях, но в целом Мариниды пытались включить их в свою сферу влияния. [47] Они также использовали свое покровительство учреждениям Малики как противовес суфизму. [46] Суфизм также практиковался в городах, часто в более научной форме и с участием султана, государственных чиновников и различных ученых. [45]
Язык
[ редактировать ]Поскольку правящая семья и поддерживающие ее племена были берберами Зената, берберский (тамазайт) обычно был языком, на котором говорили при дворе Маринидов в Фесе. [48] [47] [52] [53] Мариниды также продолжили практику Альмохадов по назначению религиозных деятелей, которые могли проповедовать в Тамазите. [47] Тамазайтские языки и диалекты также по-прежнему широко распространены в сельской местности. [45] Однако арабский язык был языком закона, правительства и большей части литературы. [47] [48] и ассимиляция населения региона к арабскому языку и культуре также значительно продвинулась в этот период. [48]
Культура
[ редактировать ]Интеллектуальная жизнь и образование
[ редактировать ]Мариниды были горячими покровителями исламской науки и интеллектуальной культуры. Именно в этот период Каравийин , главный центр обучения в Фесе , достиг своего апогея с точки зрения престижа, покровительства и интеллектуального размаха. [54] [55] [56] : 141 Кроме того, Мариниды были плодовитыми строителями медресе , типа учреждения, которое зародилось на северо-востоке Ирана в начале 11 века и постепенно распространилось дальше на запад. [57] Эти учреждения служили для обучения исламских ученых, особенно в области исламского права и юриспруденции ( фикха ). Медресе в суннитском мире в целом противоречило более неортодоксальным религиозным доктринам, включая доктрину, которую поддерживали предыдущие Альмохады. Таким образом, он процветал в Марокко только при последовавших за ними Маринидах. [57] Для Маринидов медресе сыграли роль в укреплении политической легитимности их династии. Они использовали свое покровительство для поощрения лояльности влиятельных, но очень независимых религиозных элит Феса, а также для того, чтобы представить себя в глазах широких слоев населения защитниками и пропагандистами ортодоксального суннитского ислама. [57] [58] Медресе также служили для обучения ученых и элиты, управлявшей бюрократией своего государства. [58]
Большинство документально подтвержденных построек медресе произошло в первой половине 14 века, особенно во времена правления султана Абу аль-Хасана (годы правления 1331–1348). [59] Многие из этих медресе были построены рядом с крупными мечетями, которые уже действовали как старые центры обучения, такими как Каравийин, Мечеть Андалузцев и Большая мечеть Мекнеса . Одной из их наиболее важных функций, похоже, было предоставление жилья студентам из других городов – многие из которых были бедными – которым требовалось место для проживания во время учебы в этих крупных учебных центрах. [60] : 137 [55] : 110 [11] : 463 В Фесе первым медресе было медресе Саффарин , построенное в 1271 году, за ним последовали медресе Сахридж, основанное в 1321 году (и медресе Сбаийин рядом с ним двумя годами позже), аль-Аттарин в 1323 году и медресе Месбахия в 1346 году. . [61] Другое медресе, построенное в 1320 году рядом с Большой мечетью Фес -эль-Дждид , внесло менее успешный вклад в научную жизнь города. [11] [55] : 114 В этих медресе преподавали свои собственные курсы и иногда они сами по себе становились известными учреждениями, но обычно у них были гораздо более узкие учебные программы или специализации, чем у Каравийинов. [55] : 141 [62] Последнее и крупнейшее медресе маринидов в Фесе, Бу Инания , было несколько более самобытным учреждением и было единственным медресе, которое также имело статус пятничной мечети . [57] [58] Сохранившиеся медресе Маринидов, построенные в других городах, включают медресе Абу аль-Хасана в Сале и медресе Бу Инана в Мекнесе . [63] Еще больше было построено в других городах, но не сохранилось, или сохранилось лишь частично, в том числе в: Таза , Аль-Джадида , Танжер , Сеута , Анфа , Аземмур , Сафи , Агмат , Ксар-эль-Кебир , Сиджилмаса , Тлемсен, Марракеш ( медресе Бен Юсефа , перестроенное в 16 веке) и Челла (недалеко от Рабата). [59]
Литературное производство при Маринидах было относительно плодовитым и разнообразным. Помимо религиозных текстов, таких как договоры по фикху (юриспруденции), существовали также поэзия и научные тексты. Были созданы географические и, прежде всего, исторические материалы, отчасти потому, что сама династия стремилась использовать их для легитимизации своего правления. [45] Самой старой сохранившейся исторической хроникой периода Маринидов считается анонимная ад-Захира ас-Сания. [64] (опубликовано профессором М. Бин Шанабом, Алжир, 1920 г.). [65] Ибн Халдун был самым известным проявлением этой интеллектуальной жизни, которая также распространялась на Гранадский эмират в Аль-Андалусе, где также проводили время многие интеллектуалы того периода. Ибн аль-Хатиб , андалузский поэт и писатель из Гранады, также провел время в Фесе и Северной Африке, когда его учитель Насрид Мухаммад V находился там в изгнании между 1358 и 1362 годами. [66] [67] Другим примером был историк Ибн Идхари , а знаменитый путешественник Ибн Баттута также проезжал через Марокко в 14 веке и описал его в своих трудах. [68] Некоторые авторы писали не только великие региональные истории, но и местные истории для городов и поселков. [45]
Искусство
[ редактировать ]Искусство Маринидов продолжило многие художественные традиции, ранее заложенные в регионе при Альморавидах и Альмохадах. [69]
Металлообработка
[ редактировать ]Многие религиозные постройки Маринидов были украшены такими же бронзовыми люстрами , какие Альмохады делали для мечетей. [69] Люстра Маринид в Великой мечети Таза диаметром 2,5 метра и весом 3 тонны является крупнейшим сохранившимся примером подобного рода в Северной Африке. Он датируется 1294 годом и был построен по заказу султана Абу Якуба Юсуфа. Она создана по образцу другой большой люстры в мечети Каравийин, сделанной Альмохадами. Он состоит из девяти круглых ярусов, расположенных в общей конической форме и вмещающих 514 стеклянных масляных ламп. Его украшение включало в себя в основном арабески , такие как цветочные узоры, а также поэтическую надпись на арабском языке . [70] [71]
Ряд других богато украшенных металлических люстр, висящих в молитвенном зале мечети Каравийин, также относятся к эпохе Маринидов. Три из них были изготовлены из церковных колоколов, которые маринидские мастера использовали в качестве основы, на которую прививали богато украшенные медные детали. Самым большим из них, установленным в мечети в 1337 году, был колокол, привезенный из Гибралтара сыном султана Абу аль-Хасана Абу Маликом после его отвоевания у христианских войск в 1333 году. [72] [58] : 462
Текстиль и баннеры
[ редактировать ]Не так много тканей Маринидов сохранилось, но предполагается, что роскошные шелка продолжали производиться, как и в предыдущие периоды. Единственными достоверно датированными маринидскими тканями, сохранившимися сегодня, являются три впечатляющих знамени , которые были захвачены у армии султана Абу аль-Хасана в битве при Рио-Саладо в 1340 году Альфонсо XI . [69] [73] Сегодня они размещены в соборе Толедо . Ибн Халдун писал, что Абу аль-Хасан владел сотнями шелковых и золотых знамен, которые вывешивались во дворцах или во время церемоний, в то время как армии Маринидов и Насридов несли с собой в битву множество красочных знамен. Таким образом, они имели большое символическое значение и использовались во многих случаях. [73]
Самое старое из трех знамен датировано, согласно надписи, маем или июнем 1312 года ( мухаррам 712 года хиджры). [73] Он был сделан в «касбе» (королевской цитадели) Феса для султана Абу Саида Усмана (отца Абу аль-Хасана). Баннер размером 280 на 220 см выполнен преимущественно из зеленой шелковой тафты с декоративными мотивами, вытканными синей, белой, красной и золотой нитью. Его визуальная планировка имеет и другие общие черты с так называемым Знаменем Лас-Навас-де-Толоса раннего периода Альмохадов (13 век). Центральная часть баннера заполнена сеткой из шестнадцати зеленых кругов, содержащих короткие религиозные высказывания небольшими рукописными надписями. Эта область, в свою очередь, заключена в большую прямоугольную рамку. Полоса рамы заполнена монументальными и орнаментальными надписями белыми куфическими буквами, стиль которых аналогичен куфическим надписям, вырезанным на стенах медресе Маринидов в Фесе, которые, в свою очередь, происходят от более ранних куфических надписей, обнаруженных в архитектуре Альмохадов. Эти надписи представляют собой подборку стихов Корана, очень похожих на те, которые встречаются в тех же местах на Знамени Лас-Навас-де-Толоса (в основном Коран 61:10-11). В четырех углах прямоугольной полосы расположены медальоны с золотыми рукописными буквами на темно-синем фоне, надписи на которых приписывают победу и спасение Богу. Вся прямоугольная полоса, в свою очередь, окружена как по внутреннему, так и по внешнему краям меньшими полосами с надписями стихов Корана. Наконец, нижний край знамени заполнен двумя строками красного курсива, в которых подробно указаны титулы и происхождение Абу Саида Усмана, а также дата изготовления знамени. [73]
Второе знамя было изготовлено для Абу аль-Хасана и датировано, согласно его надписям, Джумадой II 740 года хиджры (что соответствует либо декабрю 1339 года, либо январю 1340 года). Его размеры 347 на 267 сантиметров. [73] Он изготовлен с использованием тех же техник плетения, что и его старый аналог, и использует ту же общую визуальную композицию, хотя на этот раз преобладающий цвет — желтый, а детали вытканы синей, красной, золотой нитью или различными оттенками желтого. По верхнему краю он украшен величественной арабской надписью курсивом, призывающей к победе его владельца, Абу аль-Хасана. Центральная часть знамени снова состоит из шестнадцати кругов, расположенных в виде сетки, каждый из которых содержит небольшую арабскую рукописную надпись, повторяющую либо слова «Вечная сила и бесконечная слава», либо «Вечная радость и бесконечная слава». Эти круги, в свою очередь, заключены в большую прямоугольную рамку, полосу которой занимают еще четыре рукописные надписи среднего размера, которые снова призывают к победе Абу аль-Хасана, одновременно приписывая всю победу Богу. Еще четыре небольшие надписи заключены в круги по четырем углам этой рамки. Наконец, нижний край знамени занят более длинной надписью, снова мелкими курсивными буквами, в которой указаны полные титулы и происхождение Абу аль-Хасана. [73]
Третье знамя, недатированное и менее хорошо сохранившееся, также считается датируемым временем Абу аль-Хасана. Любопытно то, что его надписи нарисованы на ткани, а не вплетены в нее, при этом ориентация надписей перевернута или «зеркально». Некоторые ученые предполагают, что это могла быть более дешевая репродукция знамени Абу аль-Хасана, предназначенная для использования солдатами, или что оно было задумано как шаблон, нарисованный каллиграфом, из которого ремесленники могли сплести настоящее знамя (а так как ткачество осуществлялось сзади буквы должны были бы выглядеть перевернутыми с точки зрения ткача во время производства). [73]
Рукописи
[ редактировать ]Ряд рукописей периода Маринидов сохранились до наших дней. Одним из выдающихся примеров является рукопись Корана, написанная по заказу султана Абу Якуба Юсуфа и датированная 1306 годом. Она имеет тщательно иллюминированный фронтиспис и написана широким магрибским шрифтом с использованием коричневых чернил, с заголовками, написанными золотыми куфическими буквами, и новыми стихами, отмеченными маленькие этикетки внутри золотых кружков. [74] [75] Как и большинство других рукописей того времени и региона, он был написан на пергаменте. [75] [76]
Многие из султанов сами были опытными каллиграфами. Эта традиция, когда правители сами занимались каллиграфией и копировали Коран, прочно утвердилась во многих кругах исламской элиты к 13 веку, причем самый старый сохранившийся пример в этом регионе датируется халифом Альмохадов аль-Муртадой (ум. 1266). [77] По словам Ибн Марзука и других летописцев Маринидов, султан Абу аль-Хасан был особенно плодовитым и опытным человеком и, как зарегистрировано, переписал четыре Корана. Первый, судя по всему, был начат после нескольких лет военных успехов и был завершен в 1339 году, после чего его отправили в Челлу (где он позже был похоронен). Следующий экземпляр был отправлен в Мечеть Пророка в Медине в 1339–1340 годах через посредничество султана Калавуна в Египте , а третий через пару лет отправился в Масджид аль-Харам в Мекке . Четвертый экземпляр, одна из лучших сохранившихся рукописей Маринидов, представляет собой тридцатитомный Коран, который он подарил мечети Аль-Акса в Иерусалиме в 1344–1345 годах и сейчас хранится в Исламском музее Харам аш-Шарифа . Находясь в Биджае (Бужи), он начал работу над пятым экземпляром, предназначенным для Аль-Халиля (Хеврон) , но не смог завершить его из-за своих военных поражений на востоке и последующего свержения. Вместо этого его закончил его сын Абу Фарис Абд аль-Азиз. и в конечном итоге привезен в Тунис Ибн Марзуком. Сын и непосредственный преемник Абу аль-Хасана Абу Инан, со своей стороны, известен тем, что скопировал сборник хадисов, буквы которого были написаны смесью синих и коричневых чернил с золотыми завитками. [77]
Помимо рукописей Корана, каллиграфы того времени копировали многие другие религиозные и юридические тексты, особенно работы, относящиеся к школе Малики, такие как « Муватта» Малика ибн Анаса . Они варьируются от томов, написанных простым магрибским шрифтом, до богато иллюстрированных рукописей, созданных королевскими библиотеками Маринидов. Эти рукописи, сохранившиеся сегодня в различных исторических марокканских библиотеках, также показывают, что, помимо столицы Феса, важные производственные мастерские также располагались в Сале и Марракеше. [76]
Минбары
[ редактировать ]Минбары . (кафедры) эпохи Маринидов также следовали той же традиции, что и более ранние деревянные минбары Альморавидов и Альмохадов Минбар Великой мечети Таза датируется расширением мечети Абу Якубом Юсуфом в 1290-х годах, как и люстра мечети. Как и другие минбары, он имеет форму передвижной лестницы с аркой внизу и навесом наверху и состоит из множества кусков дерева, собранных вместе. Несмотря на более поздние реставрации, которые изменили его характер, он все еще сохраняет большую часть оригинальной деревянной отделки Маринидов. Его два фланга покрыты образцом сложного геометрического декора, характерного для ремесленной традиции, восходящей к минбару Альморавидов XII века мечети Кутубия (в Марракеше). В основе этого геометрического мотива лежат восьмиконечные звезды, от которых переплетающиеся полосы расходятся наружу и повторяют мотив по всей поверхности. Однако, в отличие от знаменитого минбара Альморавида в Марракеше, пустые пространства между полосами не заняты смесью предметов с резными цветочными рельефами, а, скорее, полностью заняты кусочками Мозаика маркетри , инкрустированная слоновой костью и ценными породами дерева. [71] [78] [79] [70]
Оригинальный минбар медресе Бу Инания, который сегодня расположен в музее Дар Бата , датируется периодом с 1350 по 1355 год, когда медресе строилось. [59] Он примечателен как один из лучших примеров маринидов в своем роде. [80] [59] Минбар Bou Inania, изготовленный из дерева, в том числе черного дерева и других дорогих пород дерева, украшен сочетанием маркетри и резной инкрустации. [80] [59] Основной орнамент на его основных поверхностях с обеих сторон сосредоточен вокруг восьмиконечных звезд, из которых затем переплетаются полосы, украшенные инкрустацией из слоновой кости, и повторяют тот же узор на остальной поверхности. Пространства между этими полосами образуют другие геометрические фигуры, заполненные деревянными панелями с арабесками замысловатой резьбы . Этот мотив аналогичен мотиву, обнаруженному на минбаре Кутубия, и даже в большей степени на минбаре Альмохадов, расположенном несколько позднее в мечети Касба в Марракеше (введенном в эксплуатацию между 1189 и 1195 годами). [80] Арка над первой ступенью минбара содержит надпись, ныне частично исчезнувшую, которая относится к Абу Инану и его титулам. [59]
Архитектура
[ редактировать ]Династия Маринидов сыграла важную роль в дальнейшем совершенствовании художественного наследия, заложенного при их предшественниках Альморавидах и Альмохадах. В частности, в Фесе, своей столице, они строили памятники со все более сложным и обширным декором, особенно из дерева и лепнины . [57] Они также были первыми, кто широко использовал зеллидж (мозаичную плитку со сложными геометрическими узорами ), которая впоследствии стала стандартом в марокканской архитектуре . [81] Их архитектурный стиль был очень тесно связан со стилем Гранадского эмирата в Испании, при современной династии Насридов . [57] Таким образом, убранство знаменитой Альгамбры напоминает то, что было построено в Фесе в то же время. Когда в 1492 году Гранада была завоевана католической Испанией и последнее мусульманское королевство Аль-Андалус пришло к концу, многие из оставшихся испанских мусульман (и евреев ) бежали в Марокко и Северную Африку , что еще больше усилило андалузское культурное влияние в этих регионах. последующие поколения. [63]
Примечательно, что Мариниды были первыми, кто построил медресе в регионе. [57] Медресе Феса, такие как медресе Бу Инания, аль-Аттарин и Сахридж, а также медресе Маринидов в Сале и другое медресе Бу Инания в Мекнесе, считаются одними из величайших архитектурных произведений западной исламской архитектуры этого периода. [82] [63] [57] Хотя архитектура мечети в основном следовала модели Альмохадов, одним из заметных изменений стало постепенное увеличение размера сана или внутреннего двора, который раньше был второстепенным элементом плана этажа, но в конечном итоге, в последующий период Саадов , стал таким же большим, как и главный молитвенный зал, а иногда и больше. [83] Яркими примерами архитектуры мечети Маринидов являются Большая мечеть Фес-эль-Дждид (основанная в 1276 году, одна из первых мечетей Маринидов), расширение Великой мечети Таза в 1294 году, мечеть аль-Мансура возле Тлемсена (1303 г.). и мечеть Сиди Абу Мадьяна (1338–1339 гг.). [84] Мечеть Бен Салах в Марракеше также датируется периодом Маринидов и является одним из немногих памятников этого периода в городе.
Из королевских дворцов Маринидов в Фес-эль-Дждиде мало что сохранилось, а нынешний Королевский дворец Феса датируется в основном более поздним алауитским периодом. Точно так же исчезли бывшие Королевские сады Маринидов на севере, а комплекс вокруг гробниц Маринидов на холмах с видом на Фес-эль-Бали в значительной степени разрушен. [66] Раскопки в Агмате, на юге Марокко, обнаружили остатки меньшего дворца или особняка Маринидов, который по своей планировке имеет глубокое сходство с сохранившимися дворцами эпохи Насридов в Гранаде и Аль-Андалусе, что еще раз демонстрирует общие архитектурные традиции. между двумя королевствами. [85] Дополнительные сведения о внутренней архитектуре того периода дают несколько сохранившихся в Фесе частных домов эпохи Маринидов. Они сосредоточены вокруг внутренних дворов, окруженных двухэтажными галереями, и имеют архитектурные формы и убранство, очень напоминающие те, что встречаются в медресе Маринидов, что демонстрирует определенную последовательность декоративных приемов для разных типов зданий. [57] : 313–314 [86] Некоторые монументальные ворота Маринидов, такие как ворота некрополя Челла возле Рабата и Баб-эль-Мрисса в Сале, все еще стоят сегодня и демонстрируют сходство с более ранними моделями Альмохадов. [57]
Согласно Рауд аль-Киртасу , основатель династии Маринидов Абу Мухаммад Абд аль-Хакк I (ум. 1217) был похоронен в месте под названием Тафиртаст или Тафартаст, месте недалеко от Мекнеса (недалеко от того места, где он пал в бою). ). [87] [88] Начиная с Абу Юсуфа Якуба (ум. 1286), султанов Маринидов стали хоронить в новом некрополе в Челле (на месте бывшего римского города под названием Сала Колония). Абу Юсуф Якуб построил мечеть рядом со своей могилой и могилой своей жены. Оба были куббами : небольшими квадратными камерами, покрытыми либо куполом, либо пирамидальной крышей. Они стояли в небольшом садовом ограждении или равде ( араб . الروضة ) в задней части мечети. Некрополь был окружен множеством стен и богато украшенными монументальными воротами, построенными Абу аль-Хасаном в 1339 году. Сам Абу аль-Хасан был тогда похоронен в небольшом мавзолее, который был украшен исключительным резным каменным барельефом. Мавзолей вместе с медресе, сопровождающим погребальный комплекс, вероятно, был построен его сыном и преемником Абу Инаном. [87] [84] : 202–206 Однако считается, что сам Абу Инан был похоронен в Фесе, в куббе, пристроенной к Великой мечети Фес-эль-Дждид. После него большинство султанов были похоронены на месте, известном как «Гробницы Маринидов», к северу от Фес-эль-Бали. Этот некрополь, судя по всему, снова представлял собой огороженное садовое кладбище, внутри которого стояло несколько кубб . Хотя сегодня они в основном разрушены, Лев Африканский описал их в 16 веке как богато украшенные. Важные могилы Маринидов в этих некрополях обычно увенчивались макабрией , мраморным надгробием в форме треугольной призмы, уложенным горизонтально и украшенным погребальными надписями. [87]
Список правителей Маринидов
[ редактировать ]Ниже представлена последовательность правителей Маринидов от основания династии до ее конца. [89] [6]
1215–1269: лидеры Маринидов, участвовавшие в борьбе против Альмохадов , базировались в Тазе с 1216 по 1244 год.
- Абд аль-Хакк I (1215–1217)
- Абу Саид Усман I (1217–1240)
- Абу Маруф Мухаммад I (1240–1244)
После 1244 года: Эмиры Маринидов обосновались в Фесе.
- Абу Яхья ибн Абд аль-Хакк (1244–1258)
- Абу Юсуф Якуб (1258–1269)
1269–1465: Маринидские султаны Феса и Марокко.
- Абу Юсуф Якуб (1269–1286)
- Абу Якуб Юсуф ан-Насир (1286–1307)
- Абу Сабит Амир (1307–1308)
- Абу ар-Раби Сулейман (1308–1310)
- Абу Саид Усман II (1310–1331)
- Абу аль-Хасан Али (1331–1351)
- Абу Инан Фарис аль-Мутаваккиль (1348–1358)
- Абу Зайян Мухаммед II (1358; первое правление)
- Абу Яхья Абу Бакр ибн Фарис (1358–1359)
- Абу Салим Ибрагим ибн Али (1359–1361)
- Абу Амр Ташфин ибн Али (1361 г.)
- Абу Зайян Мухаммед II (1361–1365; второе правление)
- Абу Фарис Абд аль-Азиз I аль-Мустансир (1365–1372)
- Абу Зайян Мухаммад III (1372–1374)
- Абу 'л-Аббас Ахмад I аль-Мустансир (1373–1384)
- Абу Фарис Муса ибн Фарис (1384–1386)
- Абу Зайян Мухаммад IV ибн Ахмад I (1386 г.)
- Abu Zayyan Muhammad V ibn Ali (1386–1387)
- Абу 'л-Аббас Ахмад II ибн Ахмад I (1387–1393)
- Абу Фарис Абд аль-Азиз II ибн Ахмад II (1393–1396)
- Абу Амир Абдаллах ибн Ахмад II (1396–1397)
- Абу Саид Усман III (1398–1420)
- Абу Мухаммад Абд аль-Хакк II (1420–1465)
Генеалогическое древо
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слаглетт, Питер; Карри, Эндрю (2014). Атлас исламской истории . Рутледж. п. 49. ИСБН 9781317588979 .
- ^ Кембриджская история Африки: с ок. 500 г. до н. э. — 1050 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. 1975. ISBN 9780521209816 . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 103–118. ISBN 0521337674 .
- ^ Jump up to: а б с Ханебуби, А. (30 декабря 2010 г.). «Мариниды (берб.: Айт Мрин)» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (31): 4889–4895. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.568 . ISSN 1015-7344 .
- ^ Jump up to: а б «Династия Маринидов (династия Берберов) — Британская энциклопедия» . Британская энциклопедия . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с К. Э. Босворт, Новые исламские династии , (Издательство Колумбийского университета, 1996), 41–42.
- ^ Универсалис, Энциклопедия. «МЕРИНИДЫ» . Универсальная энциклопедия .
- ^ Ниан, DT (1981). Всеобщая история Африки . Том. IV. п. 91. ИСБН 9789231017100 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Мариниды». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748621378 .
- ^ Ира М. Лапидус, Исламские общества в девятнадцатом веке: глобальная история , (Cambridge University Press, 2012), 414.
- ^ Jump up to: а б с Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 432–435. ISBN 9782350314907 .
- ^ Африка с двенадцатого по шестнадцатый век. Великобритания: ЮНЕСКО, 1984.
- ^ А. Ханебуби, «Мериниды (берб.: Айт Мрин)», Берберская энциклопедия [Онлайн], 31 | 2010 г., документ M94, опубликован в Интернете 8 октября 2020 г., просмотрен 5 марта 2023 г. URL: http://journals.openedition.org/encyclepedieberbere/568
- ^ Роджер Ле Турно (1969). Движение Альмохадов в Северной Африке в XII и XIII веках . Издательство Принстонского университета. стр. 490–491. ISBN 978-1-4008-7669-3 .
- ^ Ахмед Ханебуби (2008). Государственные учреждения при Маринидах: 1258-1465 гг . Харматтан. ISBN 978-2-296-06644-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шацмиллер, М. (1991). «Мариниды» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. VI (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Э.Дж. БРИЛЛ . п. 571. ИСБН 9004081127 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. п. 103. ИСБН 978-0-521-33767-0 .
- ^ Пауэрс, Дэвид С. (2002). Закон, общество и культура в Магрибе, 1300-1500 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 101. ИСБН 978-0-521-81691-5 .
- ^ Торремоча Сильва, Антонио (2006). «Насриды Гранады и Мариниды Магриба» . В Вигере, Мария Хесус (ред.). Ибн Халдун: Средиземноморье в 14 веке: расцвет и падение империй . Фонд андалузского наследия. п. 78. ИСБН 978-84-96556-34-8 .
- ^ Фромхерц, Аллен Джеймс (2011). Ибн Халдун . Издательство Эдинбургского университета . п. 16. ISBN 978-0-7486-5418-5 .
- ^ Идрис Эль-Харейр (2011). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 420. ИСБН 9789231041532 .
- ^ Эггер, Вернон О. (16 сентября 2016 г.). История мусульманского мира с 1260 года: создание глобального сообщества . Рутледж. ISBN 978-1-315-51107-8 .
и даже придумали генеалогическое древо, чтобы установить их «происхождение» от североаравийского племени.
- ^ Боуэн Савант, Сара (2014). Генеалогия и знания в мусульманских обществах: понимание прошлого . Эдинбургский университет Press Ltd. с. 64. ИСБН 978-0-748-64497-1 .
- ^ Герли, Э. Майкл (4 декабря 2013 г.). Средневековая Иберия: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 978-1-136-77161-3 .
Североафриканская династия, вероятно, берберского происхождения, хотя они заявляли об арабском происхождении.
- ^ Политическая история Большого арабского Магриба . Марокко: А.К. Аль-Филали, 2006.
- ^ Зирикли, Хайр ад-Дин. аль-Алам: ад-Даххан-Абд аль-Салам. Ливан: Дар аль-Ильм лил-Малайин, 2002. стр. 282. «По Бамару аль-Кабле ибн «Абд аль-Хаку» в переводе Аль-Заба»
- ^ Исламская история - Часть 7: Эпоха мамлюков . ИсламКотоб.
- ^ История господства арабов и мавров в Испании и Португалии, от вторжения этих народов до их окончательного изгнания; написано по рассказу, переведенному с арабского на испанский г-ном Жозефом Конде , ... г-ном де Марлесом. Том первый [-третий]. 1825.
- ^ Конде, Хосе Антонио. История арабского правления в Испании . Объединенные Арабские Эмираты: Управление туризма и культуры Абу-Даби, 2014 г.
- ^ «Онлайн-энциклопедия Ларусса - Мариниды или Мериниды» . Larousse.fr . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 103–104. ISBN 0521337674 .
- ^ Jump up to: а б Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 104. ИСБН 0521337674 .
- ^ CE Босворт, Новые исламские династии , 42.
- ^ Отчет: Марокко, 2009 г. — Oxford Business Group — Google Книги . ISBN 9781907065071 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Архитектурное исследование Медины Марринд и Ваттасид Фес (674–961 / 1276–1554) с точки зрения пола, легенды и закона» (PDF) . Etheses.whiterose.ac.uk . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ «Архитектурное исследование Маринида и Ватасида Феса» (PDF) . Etheses.whiterose.ac.uk. п. 23 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913–1936 гг. — Google Книги . 1987. ISBN 9004082654 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Шацмиллер, Майя (2000). Берберы и Исламское государство — Майя Шацмиллер — Google Boeken . ISBN 9781558762244 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Фэйрчайлд Рагглз, Д. (25 апреля 2011 г.). Исламское искусство и визуальная культура: антология источников — Google Boeken . ISBN 9781405154017 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (январь 1989 г.). Энциклопедия ислама, том 6, главы 107–108 — Клиффорд Эдмунд Босворт — Google Boeken . ISBN 9004090827 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Жюльен, Шарль-Андре, История Северной Африки от истоков до 1830 года , Payot 1931, стр.196.
- ^ CE Босворт, Новые исламские династии , стр. 42 Издательство Эдинбургского университета, 1996. ISBN 978-0-231-10714-3 .
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, М. Т. Хоутсма.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Шацмиллер, Майя (2012). «Мариниды». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 115–118. ISBN 0521337674 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пеннелл, ЧР (2013). «Глава 4: Племенное Марокко». Марокко: от империи к независимости . Саймон и Шустер.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шацмиллер, Майя (2010). «Маринид Фес: Экономическая подоплека «поиска империи» » (PDF) . Город Фес в мировой истории (конференция). Университет Аль-Ахавайн, Ифран, Марокко.
- ^ Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. стр. 282–283. ISBN 9781317870418 .
- ^ Ргуиг, Хишам (2014). «Когда Фес изобрел Меллу». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 452–454. ISBN 9782350314907 .
- ^ Гарсия-Ареналь, Мерседес (1987). «Билдиин из Феса, группа неомусульман еврейского происхождения». Студия Исламика . 66 (66): 113–143. дои : 10.2307/1595913 . JSTOR 1595913 .
- ^ Конрад, Майкл А. (2021). « О, ты, искатель знаний! Это его ворота широко открыты...» Транскультурные сети покровителей, художников, ученых, писателей и дипломатов между средневековой Иберией и Северной Африкой в 14 веке» . В Гизе, Франсин (ред.). Мудежаризм и мавританское возрождение в Европе: культурные переговоры и художественные переводы в средние века и историзм XIX века . Брилл. п. 87. ИСБН 978-90-04-44858-2 .
- ^ Балбале, Эбигейл (2017). «Соединяя моря песка и воды: берберские династии исламского Дальнего Запада» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. п. 373. ИСБН 9781119068662 .
- ^ Лулат, YG-M.: История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез , Greenwood Publishing Group, 2005, ISBN 978-0-313-32061-3 , стр. 154–157
- ^ Jump up to: а б с д Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. ISBN 2723301591 .
- ^ Девердан, Гастон (2012). «аль-Аравийин» Энциклопедия ислама, второе издание Брилл.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Jump up to: а б с д Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 474–476. ISBN 9782350314907 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эттахири, Ахмед (2014). «Буинания Феса, жемчужина медресе Маринидов». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 474–481. ISBN 9782350314907 .
- ^ Паркер, Ричард Б. (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
- ^ Кубиш, Наташа (2011). «Магриб – Архитектура». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 312–313.
- ^ Ирвин, Роберт (2019). Ибн Халдун: интеллектуальная биография . Издательство Принстонского университета. п. 29.
- ^ Jump up to: а б с Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Исторический словарь Марокко . п. 102.
- ^ Метафизика Ибн Рушда . п. 574.
- ^ Jump up to: а б Брессолетт, Анри (2016). Открытие Феса . Харматтан. ISBN 978-2343090221 .
- ^ Бош-Вила, Дж. (2012). «Ибн аль-Катиб». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Баттута, Ибн (2002). Путешествие Ибн Баттуты . Лондон: Пикадор. п. 281. ИСБН 9780330418799 .
- ^ Jump up to: а б с М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Маринид». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 121–123, 182–184. ISBN 9780300218701 .
- ^ Jump up to: а б Терраса, Анри (1943). Великая мечеть Таза . Париж: Les Éditions d’art et d’histoire.
- ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Али-де-Унсага, Мириам (2014). «Утерянные знамена султанов Маринидов». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 542–547. ISBN 9782350314907 .
- ^ Кубиш, Наташа (2011). «Магриб: от Марокко до Туниса - декоративное искусство». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. п. 322.
- ^ Jump up to: а б «Коран» . wdl.org . 1306 . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле, ред. (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 494–501. ISBN 9782350314907 .
- ^ Jump up to: а б Эрзини, Надя (2014). «Абу аль-Хасан, султан-каллиграф». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 464–467. ISBN 9782350314907 .
- ^ Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко. п. 61.
- ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press. стр. 155–156.
- ^ Jump up to: а б с Карбони, Стефано (1998). «Историческое и художественное значение минбара мечети Кутубия». Минбар мечети Кутубия (французское издание). Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министерство культуры Королевства Марокко.
- ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
- ^ Кубиш, Наташа (2011). «Магриб - Архитектура» в Хаттштейне, Маркусе и Делиусе, Питере (ред.) Ислам: Искусство и архитектура . хфулльманн.
- ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 9782359061826 .
- ^ Jump up to: а б Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета.
- ^ Фили, Абдалла; Мессье, Рональд; Кэпел, Хлоя; Эритье-Салама, Виолен (2014). «Дворцы Маринидов раскрыты: дело Агмата». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 446–450. ISBN 9782350314907 .
- ^ Рево, Жак; Голвин, Люсьен; Амахан, Али (1985). Дворцы и резиденции Феса. Том I: Мериндийский и Саадийский периоды (14-17 вв.) . Издания Национального центра научных исследований.
- ^ Jump up to: а б с Лосось, Ксавье (2021). Маринид Фес: столица искусств, 1276–1465 гг . Линкарт. стр. 264–295. ISBN 9782359063356 .
- ^ Надь, Питер Темз (2014). «Рай султанов: Королевский некрополь Шала, Рабат» Аль- Масак 26 (2): 132–146. дои : 10.1080/09503110.2014.915103 . S2CID 162998554 .
- ^ Шацмиллер, М. (1991). «Мариниды» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. VI (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Э.Дж. БРИЛЛ . п. 573. ИСБН 9004081127 .
Библиография
[ редактировать ]- ЖЮЛЬЕН, Шарль-Андре, История Северной Африки , от истоков до 1830 г., оригинальное издание 1931 г., переиздание Пайо, Париж, 1994 г. (на французском языке)
- Династия Маринидов в Британской энциклопедии
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с династией Маринидов, на Викискладе?
- Маринидский султанат
- Средневековая история Марокко
- Средневековая история Алжира
- Страны средневековой Африки
- 13 век в Марокко.
- 14 век в Марокко.
- 15 век в Марокко.
- 14 век в Аль-Андалусе
- История Гибралтара
- заведения 1240-х годов
- Разрушения XV века в Африке
- Берберские династии
- Династии Марокко
- Суннитские династии