Борис Гройс
Борис Гройс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 19 марта 1947 г. |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальный |
Основные интересы | Политическая философия , религия , этика , теория искусства |
Борис Ефимович Гройс (родился 19 марта 1947 г.) — искусствовед , теоретик медиа и философ. В настоящее время он является заслуженным профессором России и славистики в Нью-Йоркском университете и старшим научным сотрудником Университета искусств и дизайна Карлсруэ в Карлсруэ , Германия . Он был профессором эстетики , истории искусства и теории медиа в Университете искусств и дизайна Карлсруэ / Центре искусства и медиа в Карлсруэ, а также всемирно признанным профессором в ряде университетов США и Европы , включая Университет Пенсильвании , Университета Южной Калифорнии и Института искусств Курто в Лондоне.
Биография
[ редактировать ]Гройс родился в семье русских в советском секторе Берлина , который стал столицей Восточной Германии . Он учился в средней школе в Ленинграде (известном с 1991 года как Санкт-Петербург ) и в 1965–1971 годах изучал математическую логику в Ленинградском университете , впоследствии работая научным сотрудником в различных научных институтах Ленинграда . В 1976–1981 годах работал научным сотрудником Института структурной и прикладной лингвистики университета Московского . В 1981 году эмигрировал из СССР в ФРГ , где получал различные стипендии. Он получил докторскую степень. по философии в Мюнстерском университете , Германия.
Во время своего пребывания в Советском Союзе Гройс участвовал в неофициальной культурной жизни Москвы и Ленинграда, публикуясь в журналах «37» , «Часы » и других самиздатовских журналах. эссе «Московский романтический концептуализм» В 1979 году опубликовал в художественном журнале А-Я , в котором ввёл термин, применимый к художественному направлению « Московский концептуализм ».
Гройс — теоретик-новатор в размышлениях о социалистическом искусстве и постмодернистском искусстве , не оценивая ни того, ни другого. Западные мыслители, такие как Клемент Гринберг, критиковали социалистическое искусство, особенно социалистический реализм , за то, что оно является массовым искусством, и сделали его эстетическим табу. Гройс переоценил социалистическое художественное производство, бросив вызов нормам эстетики, выдвинув тезис, основанный на Вальтере Беньямине, в самой интерпретации политики, заявив, что модернизм выжил в «тотальном произведении искусства» ( Gesamtkunstwerk ) сталинизма . [1] Этот тезис обвиняется в том, что он подтолкнул новое поколение мыслителей к переоценке социалистического эстетического наследия (среди прочих Мишко Шуваковича, Марины Гржинич и Аны Перайцы), признанного дискурсом постсоциалистического искусства .
Гройс является членом Международной ассоциации критиков искусства (AICAO) и работал научным сотрудником во многих учреждениях, включая Международный исследовательский центр культурных исследований (IFK) в Вене, Австрия, Художественный музей Гарвардского университета и Университет Питтсбург . В 2001 году он занимал должность директора Академии изящных искусств в Вене . С 2003 по 2004 год возглавлял исследовательскую программу « Посткоммунистическое состояние». [2] в сотрудничестве с Центром искусства и медиа Карлсруэ и Федеральным культурным фондом Германии.
Избранные публикации
[ редактировать ]Гройс написал более 150 статей о современном искусстве, российском искусстве и интеллектуальной истории на нескольких языках. Его книги включают
- Русский космизм (2018)
- В потоке (2016)
- Введение в антифилософию (2012)
- Коммунистический постскриптум (2010)
- История становится формой: Московский концептуализм (2010)
- Выход на публику (2010)
- Товарищи времени (2009)
- Сила искусства (2008)
- Тотальное Просвещение: Концептуальное искусство в Москве 1960-1990 (2008)
- Илья Кабаков : Человек, который полетел в космос из своей квартиры (2006)
- Фабрика грез Коммунизм (2004)
- Тотальное искусство сталинизма (1992)
- Игорь Сахаров-Росс : Апотропикон (1991)
Гройс также опубликовал «Мышление в цикле: три видеоролика об иконоборчестве, ритуалах и бессмертии» (DVD, 2008). Видео были сняты в период с 2002 по 2007 год. Каждое из этих видео сочетает в себе теоретический текст, написанный и произнесенный автором, с фрагментами киноматериалов, взятыми из разных фильмов и кинодокументаций.
Кураторская деятельность
[ редактировать ]Гройс был куратором множества выставок, в том числе
- Точка схода Москва на Людвиг-форуме (1994, Аахен, Германия)
- Фабрика грез «Коммунизм» в галерее Ширн (2003–2004, Франкфурт, Германия)
- Приватизация Института современного искусства KW (2004 г., Берлин, Германия)
- Тотальное Просвещение: Концептуальное искусство в Москве 1960–1990 (2008–2009 в Кунстхалле Ширн во Франкфурте, Германия, и Фондасьон Марш в Мадриде, Испания)
- Средняя религия с Питером Вайбелем в Центре искусства и медиа Карлсруэ (2009 Карлсруэ, Германия)
- Андрей Монастырский для павильона России на 54-й Венецианской биеннале, 2011 г.
- После истории: Александр Кожев как фотограф , 20 мая – 15 июля 2012 г., BAK Utrecht (Нидерланды)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гройс, Б. (1992). Тотальное искусство сталинизма: авангард, эстетическая диктатура и многое другое. Принстон, Нью-Джерси ; Оксфорд, Издательство Принстонского университета.
- ^ «Посткоммунистическое состояние» . Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Исследования и проекты
[ редактировать ]- Борис Гройс на бывшем Западе БАК Утрехт
- Борис Гройс в Центре искусства и медиа Карлсруэ
- страница HfG Карлсруэ
- объявление Sternberg Press/e-flux
- электронный поток
Лекции и интервью
[ редактировать ]- 1947 рождений
- Немецкие искусствоведы
- Живые люди
- факультет Нью-Йоркского университета
- Лауреаты премии Фрэнка Джуэтта Мэзера
- Русские эмигранты в Германии
- Советские историки искусства
- Советские писатели-мужчины
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- немцы русского происхождения
- Люди из Берлина
- Академический состав Академии изящных искусств Вены