Хаим Сутин
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Декабрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Хаим Сутин | |
---|---|
Рожденный | Chaim-Itzke Solomonovich Sutin (Хаим-Ицке Соломонович Сутин) 13 января 1893 г. |
Умер | 9 августа 1943 г. Париж, Франция | (50 лет)
Национальность | Французский |
Образование | |
Известный | Рисование |
Движение | Парижская школа , экспрессионизм |
Покровитель(и) | |
Подпись | |
Хаим Сутин ( русский : Хаим Соломонович Сутин , латинизированный : Хаим Соломонович Сутин ; идиш : חײם סוטין , латинизированный : Хаим Сутин ; 13 января 1893 — август 1943) — французский художник белорусско-еврейского происхождения Парижской школы , создавший большой вклад в экспрессионистское движение, живя и работая в Париже. [ 1 ]
Вдохновленный классической живописью в европейской традиции, примером которой являются работы Рембрандта , Шардена. [ 2 ] и Курбе , Сутин разработал индивидуальный стиль, больше связанный с формой, цветом и текстурой, чем с изображением, который служил мостом между более традиционными подходами и развивающейся формой абстрактного экспрессионизма .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сутин родился Хаим-Иче Соломонович Сутин в Смиловичах (идиш: סמילאָוויץ, латинизированный: Смиловиц) в Минской губернии Российской империи (современная Беларусь ). Он был евреем [ 3 ] и 10-й из 11 детей, рожденных от родителей Залмана (также известного как Соломон и Саломон) Моисеевича Сутина (1858–1932) и Сары Сутиной (урожденной Хламовны) (умерла в 1938 г.). [ 4 ] [ 5 ] С 1910 по 1913 год учился в Вильнюсе в Малой художественной академии. [ 6 ] В 1913 году вместе со своими друзьями Пинчусом Кременем и Мишелем Кикуаном он эмигрировал в Париж, где учился в Школе изящных искусств у Фернана Кормона . Вскоре он развил очень личное видение и технику рисования.
Молодость и прибытие в Париж
[ редактировать ]Ла Рюш и Монпарнас
[ редактировать ]Какое-то время он и его друзья жили в La Ruche , резиденции для борющихся художников на Монпарнасе в Париже . С 1900 года район Монпарнас, популяризированный Аполлинером, вытеснил Монмартр как эпицентр интеллектуальной и художественной жизни Парижа. Это было место встречи писателей, художников, скульпторов и актеров, часто испытывающих финансовые затруднения, которые обменивались и создавали искусство и литературу, сидя и болтая в кафе. [ 7 ]
La Ruche, чья ротонда стоит на пассаже Данцига в 15-м округе , недалеко от Монпарнаса, космополитической коммуны, где художники и скульпторы со всего мира, многие из которых из Восточной Европы, арендовали небольшие студии по низкой цене. Там Сутин встретился, среди прочих, с Архипенко , Цадкиным , Бранкузи , Чапиро , Кислингом , Эпштейном , Шагалом , Ниной Нисс-Гольдман , Ханой Орловой , а также Липшицем, который познакомил Амадео Модильяни . Сутина с [ 8 ]
Они стали друзьями. Модильяни несколько раз рисовал портрет Сутина, наиболее известный из которых - в 1917 году, на двери квартиры, принадлежавшей Леопольду Зборовскому , который был их торговцем произведениями искусства. [ 9 ] Пока он не приобрел собственную студию, он спал и работал в разных местах, в частности у Кременя и Кикоина, коллег-еврейских художников из Школы пар . Бедность его была такова, что он даже спал на лестницах и на скамейках. [ 10 ]
По прибытии в Париж Сутин с энтузиазмом погрузился в исследование французской столицы. «В такой грязной дыре, как Смиловичи, — утверждал он, где, по его словам, даже не подозревают о существовании фортепиано, — нельзя себе представить, чтобы существовали такие города, как Париж, или музыка, подобная музыке Баха». Как только у него в кармане появлялось несколько грошей, он тратил их, чтобы «погрузиться» в музыку на концертах Колонна или Ламуре, отдавая предпочтение музыке барокко. [ 11 ] Он бродил по галереям Лувра , то прижимаясь к стенам, то подпрыгивая при малейшем приближении, и часами созерцал своих любимых живописцев: «Если он любит Фуке , Рафаэля , Шардена и Энгра , то это особенно в произведениях Гойи и Курбе» . и более чем в других произведениях Рембрандта Сутин узнает себя». Хана Орлов вспоминала, что, охваченный «уважительным страхом» перед Рембрандтом, он мог также впасть в экстаз и воскликнуть: «Это так прекрасно, что сводит меня с ума!». [ 12 ]
Сутин брал уроки французского языка, часто в ресторане La Rotonde , которым в то время руководил Виктор Либион. Либион, выступавший своего рода покровителем художников, позволял художникам согреться от холода в Ла Ротонде и часами дискутировать, не требуя от них дополнительных покупок. Выучив французский язык, Сутин — заядлый читатель русских романов — также начал с увлечением читать и погружаться во французскую литературу, читая Бальзака , Бодлера и Рембо , а позже и Монтеня . [ 13 ]
Зборовский поддерживал Сутина во время Первой мировой войны, взяв борющегося художника с собой в Ниццу, чтобы избежать возможного немецкого вторжения в Париж .
Межвоенный период
[ редактировать ]После войны Поль Гийом , весьма влиятельный арт-дилер, начал защищать творчество Сутина. В 1923 году на выставке, устроенной Гийомом, выдающийся американский коллекционер Альберт К. Барнс на месте купил 60 картин Сутина. Сутин, который за годы пребывания в Париже был практически без гроша в кармане, немедленно взял деньги, выбежал на улицу, поймал парижское такси и приказал водителю отвезти его в Ниццу , на Французскую Ривьеру , расположенную более чем в 400 милях отсюда.
Сере
[ редактировать ]Сутин несколько лет жил на Юге, первоначально между Вансом и Кань-сюр-Мер ; затем в 1919 году он покинул Французскую Ривьеру ради Восточных Пиренеев , специально ради Сере . Несмотря на свои частые поездки в Париж — особенно в октябре 1919 года для получения удостоверения личности, обязательного для иностранцев, — он несколько раз менял место жительства и студии. [ 14 ] Одним из его мест жительства был Maison Laverny, 5 rue de l'Hôpital (улица Пьера Рамейля). Там местные жители прозвали Сутина «el pintre brut» («грязный художник») из-за его жалких условий жизни на пособие от Зборовского. [ 15 ]
Во время посещения Миди Зборовский писал другу о Сутине: «Он встает в три часа ночи, проходит двадцать километров, нагруженный холстами и красками, в поисках места, которое ему нравится, и снова ложится спать, забывая поесть. Но он отстегивает свое полотно и, разложив его на вчерашнем, засыпает рядом с ним». Сутину действительно принадлежал только один холст. Местные жители временами жалели, а временами сочувствовали художнику. Сутин писал портреты местных жителей, в своих работах ссылаясь на некоторые известные серии, например, на портреты молящихся мужчин или кондитеров и мальчиков из кафе, которых он изображал лицом вперед, причем их рабочие руки часто изображались непропорционально. С 1920 по 1922 год он написал здесь около 200 полотен. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Хотя Сутин со временем разлюбил это место и произведения, которые он там создавал, этот период обычно считается ключевым этапом в развитии его искусства. Искусство Сутина в тот период уже не колебалось; здесь он «вложил свои эмоции в предметы и фигуры своих картин». [ 19 ] Особенно он придавал крайние деформации пейзажам, унося их во «вращательном движении», уже воспринятом Вальдемаром-Георге в натюрмортах: [ 20 ] под давлением внутренних сил, которые как будто сжимают их, формы выскакивают, скручиваясь, и массы поднимаются, «как будто попавшие в водоворот», как описал Джовер. [ 19 ]
Каркасные картины
[ редактировать ]Сутин однажды привел в ужас соседей, держа в своей мастерской тушу животного, чтобы нарисовать ее (« Говяжья туша »). Вонь заставила их послать за полицией, которой Сутин тут же прочитал лекцию об относительной важности искусства по сравнению с гигиеной. Существует история, что Марк Шагал увидел, как кровь из трупа вытекла в коридор возле комнаты Сутина, и выбежал оттуда с криком: «Кто-то убил Сутина». [ 21 ] Сутин написал 10 работ из этой серии, которые с тех пор стали его самыми известными. Его картины с трупами были вдохновлены натюрмортом Рембрандта на ту же тему « Забитый бык» , который он обнаружил, изучая старых мастеров в Лувре . Сутин создал большую часть своих работ с 1920 по 1929 год. С 1930 по 1935 год дизайнер интерьеров Мадлен Кастен и ее муж приветствовали его в своем летнем доме, особняке Лева , став его покровителями , чтобы Сутин мог провести свою первую выставку в Чикаго в 1935 году. Он редко выставлял свои работы, но все же принял участие в важной выставке « Истоки и развитие международного независимого искусства», проходившей в Национальной галерее дю Же де Пом в 1937 году в Париже, где его наконец провозгласили великим художником. художник.
Между Парижем и Миди
[ редактировать ]К 1926 году пять картин Сутина были проданы в Друо за суммы от 10 000 до 22 000 франков. [ 22 ] Однако это не помешало ему бойкотировать открытие в июне 1927 года первой выставки своих произведений Анри Бинга в галерее Бинга на улице Ла Боэти. [ 23 ] С другой стороны, он, как сообщается, с радостью принял возможность создать декорации к балету Дягилева — проект, который так и не был реализован из-за внезапной смерти импресарио в 1929 году.
Немецкое вторжение
[ редактировать ]Вскоре после этого во Францию вторглись немецкие войска. Будучи евреем , Сутину пришлось бежать из французской столицы и скрываться, чтобы избежать ареста гестапо . С начала 1941 года он переезжал с одного места на другое и иногда был вынужден искать укрытие в лесах, ночевал на открытом воздухе. Покинув дом Мари-Берты на улице Литтре, он нашел убежище на улице Плант, где у нее были друзья, художник Марсель Лалоэ и его жена. Опасаясь доноса со стороны своего смотрителя, они позже помогли паре бежать с поддельными документами в деревню в Эндре и Луаре , Шампиньи-сюр-Вод . Изгнанная из нескольких гостиниц, где критиковалась их неопрятность или вспышки Мари-Берты, пара в конце концов нашла сдаваемый в аренду дом по дороге в Шинон , где их незаметно навещали друзья.
Там, несмотря на сильные ожоги желудка, которые вскоре заставили его питаться исключительно кашей, художник возобновил свою работу, получив холсты и краски от художника Марселя Лалоэ. [ 24 ] Пейзажи 1941-1942 годов как будто отказались от теплых тонов, как, например, « Пейзаж Шампиньи» . «Большое дерево», написанное Ришелье, обострило отношения Сутина с Кастенами, поскольку он уменьшил размер холста, прежде чем передать его им. [ 25 ] Однако он также взялся за новые и более легкие предметы, такие как «Свиньи» или «Возвращение из школы после бури» . Он также создавал портреты детей и более безмятежные сцены материнства. [ 26 ]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]Страдая от язвы желудка и сильно истекая кровью, Сутин уехал в безопасное место в Париж для экстренной операции, которая не спасла ему жизнь. 9 августа 1943 года он умер от перфоративной язвы. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
Наследие
[ редактировать ]В феврале 2006 года картина маслом из его скандальной и культовой серии «Le Bœuf Écorché» (1924) была продана анонимному покупателю за рекордные 7,8 миллиона фунтов стерлингов (13,8 миллиона долларов США) на аукционе Christie's в Лондоне — после того, как ее оценили в 4,8 фунта стерлингов. миллион. В феврале 2007 года портрет неизвестного мужчины с красным шарфом 1921 года ( L'Homme au Foulard Rouge ) был продан за 17,2 миллиона долларов — новый рекорд — на лондонском аукционном доме Sotheby's.
Одна из картин с говядиной, известная как «Бёф» , написанная примерно в 1923 году, была продана за 1 миллион долларов в 2004 году и перепродана шесть месяцев спустя вдвое дороже Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Наследники первого продавца подали в суд, чтобы завладеть картиной. вернулись, заявив, что цена была несправедливо низкой, а сложное урегулирование в 2009 году потребовало передачи картины им. [ 27 ] В мае 2015 года Ле Бёф достиг рекордной для художника цены в 28 165 000 долларов на кураторском аукционе Christie's «Взгляд в прошлое» . . [ 28 ]
Роальд Даль поместил его в качестве персонажа в свой рассказ 1952 года « Кожа ». [ 29 ]
Еврейский музей в Нью-Йорке представил крупную выставку работ Сутина « Экспрессионист в Париже: Картины Хаима Сутина». [ 30 ] (1998) и Хаим Сутин: Плоть (2018). [ 31 ]
В 2020 году картина Сутина «Ева» стала символом демократических протестов в Беларуси. [ 32 ] [ 33 ]
Художественный стиль
[ редактировать ]«Выражение заключается в прикосновении», заявил Сутин, имея в виду, что выражение находится в движении, в ритме и страсти, нанесенных карандашом на поверхность холста. [ 34 ] Говорят, что Сутин быстро отошел от линейного и жесткого рисунка натюрморта, чтобы открыть «свою истинную стихию, прикосновение цвета и его извилистые изгибы». [ 35 ] [ 34 ]
Галерея
[ редактировать ]Портреты и фигуры
-
Автопортрет (1918), холст, масло, 21,5 × 18 дюймов, Коллекция Генри и Роуз Перлман, передана в долгосрочную аренду Художественному музею Принстонского университета.
-
Идиот (около 1920 г.), холст, масло, 36,2 × 25,5 дюйма, Музей Кальве, Авиньон.
-
Девушка с фермы (1922), холст, масло, 31,5 × 17,5 дюйма, коллекция неизвестна.
-
Маленький кондитер (1922–23), холст, масло, 73 × 54 см, Музей Оранжери , Париж.
-
Женщина в розовом (ок. 1924), холст, масло, 73 × 54,3 см, Художественный музей Сент-Луиса.
-
Портрет мужчины в фетровой шляпе (1924), холст, масло, 36 × 28 дюймов, коллекция неизвестна.
-
Официант на этаже (1927), Коллекция Музея Оранжери , Париж.
-
Молодая девушка с куклой (1926–1927), холст, масло, 25,5 × 19,5 дюймов, Музей изящных искусств, Хьюстон.
-
Портрет Мадлен Кастен (ок. 1929), холст, масло, 100 × 73 см., Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Обнаженная женщина (1933), холст, масло, 18 × 10,5 дюйма, коллекция неизвестна.
-
Женская обнаженная (1936) холст, масло, 65 × 55 см., коллекция неизвестна.
-
Повар (Женщины в синем) (ок. 1935), холст, масло, Музей Ботеро.
-
Мужской портрет (Эмиль Лежен) (1922-1923), Музей Оранжери.
Натюрморты
-
Стол (около 1923 г.), холст, масло, 35,8 x 39,3 дюйма, Музей Оранжери, Париж.
-
Натюрморт со скатом (около 1924 г.), холст, масло, 32 × 39,5 дюйма, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Натюрморт с фазаном (около 1924 г.), холст, масло, размеры неизвестны, Музей Оранжери, Париж.
-
Цыпленок, повешенный перед кирпичной стеной (1925), холст, масло, размеры неизвестны, Художественный музей Берна, Швейцария.
-
Ощипанный цыпленок (около 1925 г.), холст, масло, размеры неизвестны, Музей Оранжери, Париж.
-
Висящая индейка (около 1925 г.), масло на картоне, размеры неизвестны.
-
Говяжья туша (ок. 1925 г.), холст, масло, 53 × 32 дюйма, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
Пейзажи
-
Chemin de la Fontaine des Tins в Сере , ок. 1920, Коллекция Генри и Роуз Перлман передана в долгосрочную аренду Художественному музею Принстонского университета.
-
Chemin de la Fontaine Fils в Сере (1920), подробности неизвестны.
-
Вид на Сере (ок. 1921–22), холст, масло, Фонд Генри и Роуз Перлман предоставлен в долгосрочную аренду Художественному музею Принстонского университета.
-
Шпиль Сен-Пьера в Сере , ок. 1922, Фонд Генри и Роуз Перлман предоставлен в долгосрочную аренду Художественному музею Принстонского университета.
-
Пейзаж с фигурами-Сере (1922), холст, масло, размеры неизвестны, Высокий художественный музей, Атланта
-
Вид на Кань (ок. 1924–25), холст, масло, 23,7 × 28,8 дюйма, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
-
Возвращение из школы после бури (около 1939 г.), холст, масло, 18 × 19,75 дюйма, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Исследовательский институт Гетти: Интернет-список имен художников Союза . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Клеверный лист, 13
- ↑ Норман Клиблатт, 14 сентября 2018 г., Гипераллергия.
- ^ «Сара Сутина» . geni_family_tree . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Саломон Сутин» . geni_family_tree . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Жиродон, Колетт (2003). «Сутин, Хаим». Гроув Арт Онлайн.
- ^ Среди наиболее посещаемых художниками того времени до сих пор остаются La Closerie des Lilas , Le Dôme , La Rotonde . (АН)
- ^ Тачман, Дунов и Перлз 2001 , с. 78.
- ^ Клиблатт и др., 101.
- ^ Паризо 2005 , с. 204.
- ^ Никоидский 1993 , стр. 55.
- ^ Бретон 2007 , с. 34.
- ^ «Хаим СУТИН» . Бюро искусств Парижской школы . 4 января 2019 года . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Никойдски 1993, стр. 114-115.
- ^ «Хаим Сутин» . Музей современного искусства Сере .
- ^ Никоидский 1993 , стр. 128.
- ^ Connaissance des Arts , «Хронологические вехи», SFPA, спецвыпуск №341, 2007, с. 34.
- ^ Рено 2012 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Джовер 2007, с. 20.
- ^ Бретон 2007 , с. 45.
- ^ Вулшлагер, Джеки (2008). Шагал - Любовь и изгнание . Аллен Лейн. п. 154. ИСБН 978-0-7139-9652-4 .
- ^ Жиродон 2012 , с. 35.
- ^ Бретон 2007 , с. 50.
- ^ Рено 2012 , с. 140-141.
- ^ Рено 2012 , с. 142.
- ^ Джовер 2007 , с. 32.
- ^ Митчелл Мартин (1 июня 2009 г.). «Костюм Сутина по выгодной цене» . АртИнфо . Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года.
- ^ «Хаим Сутин (1893–1943) Бык» .
- ^ "Кожа" . 30 ноября 2015 г.
- ^ «Экспрессионист в Париже: Картины Хаима Сутина» . Еврейский музей . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Хаим Сутин: Плоть» . Еврейский музей . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ "Ева. Как самая дорогая картина в Беларуси стала символом протеста" . БеларусьФид . 9 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ «Как Ева, портрет стоимостью 1,8 миллиона долларов, стала символом протеста» . Bloomberg.com . 29 июня 2020 г. Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эсти Дунов и Морис Тухман, «», Каталог выставки «Хаим Сутин, порядок хаоса» , Хазан, 2012 г.
- ^ Мари-Мадлен Массе, Париж, Галлимар, 2012, 48 стр. , больной. в цвете. (ISBN 9782070138715)
Ссылки
[ редактировать ]- Бретон, Жан-Жак (2007). «Сутин, или отчаянный лиризм». L'Estampille/L'Objet d'Art (34 (Спецвыпуск)). Фатон. ISBN 9782878441819 .
- Жиродон, Колетт (2012). «Сутин, его купцы, его покровители». Каталог выставки «Хаим Сутин, порядок из хаоса» . Хазан.
- Ховер, Мануэль (2007). «Деликатные вопросы». Знание искусств (341 (спецвыпуск)). СФПА.
- Клиблатт, Норман Л.; Кеннет Э. Сильвер (1998). Экспрессионист в Париже: картины Хаима Сутина . Нью-Йорк: Престель. ISBN 3-7913-1932-9 .
- Маллин, Рик (2012). Сутин: Поэма Лавленд, Огайо: Пресса двух матерей . ISBN 978-1-933675-68-8 .
- Никоидский, Кларисса (1993). Сутин или надругательство . Париж: Жан-Клод Латтес . ISBN 2-7096-1214-3 .
- Рено, Оливье (2012). Красный Сутин . Маленький Вермилион. Париж: Круглый стол. ISBN 9782710369868 .
- Паризо, Кристиан (2005). Модильяни Фолио биографии. Париж: Фолио. стр. 203–206 и 308. ISBN . 9782070306954 .
- Тачман, Морис; Хаим Сутин (1893–1943) , Художественный музей округа Лос-Анджелес, 1968 г.
- Тачман, Морис; Эсти Дунов (1993) Хаим Сутин (1893–1943): каталог-резонне . Кёльн: Бенедикт Ташен Верлаг.
- Тачман, Морис; Дунов, Эсти; Перлс, Клаус (2001). Сутин. Каталог-резонне . Кёльн : Ташен . ISBN 9783822816295 .
- Хаим Сутин и его современники: от России до Парижа , Галерея и музей Бена Ури, 2012, ISBN 978 0900 157 400
- Сутин: Сила и ярость эксцентричного гения Стэнли Мейслера [1]
- Ифкович, Ред. Сутин в изгнании: Роман. Креатспейс, 2017.
- Хаим Сутин , документальный фильм Валери Фирла по сценарию Валери Фирла и Мюриэль Леви, 52 минуты, Les Productions du Golem, Ed. Réunion des musées nationalaux, трансляция во Франции в 2008 году [2] .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1893 рождения
- 1943 смертей
- People from Chervyen District
- People from Igumensky Uyezd
- Белорусские евреи
- Евреи из Российской Империи
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Французы белорусско-еврейского происхождения
- Белорусские художники
- Русские художники
- Французские художники-экспрессионисты
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-мужчины
- Еврейские художники
- Французские современные художники
- Школа Парижа
- Еврейская школа Парижа
- Смерти от язв
- Похороны на кладбище Монпарнас