Майкл Мосеу Моэране
Майкл Мосеу Моэране | |
---|---|
![]() Майкл Мосеу Моэране, около 1926 года. [ 1 ] | |
Справочная информация | |
Рожденный | Манголоаненг , Восточный Кейп, Южная Африка | 20 сентября 1904 г.
Умер | 27 января 1980 г. Блумфонтейн , Южная Африка | ( 75 лет
Жанры | Хоровой, Оркестровый |
Занятие | Учитель |
Инструмент(ы) | Фортепиано, скрипка |
Майкл Мосоу Моеран (20 сентября 1904 — 27 января 1980) был композитором хоровой музыки и первым чернокожим южноафриканцем, написавшим симфоническую поэму в 1941 году. [ 2 ] [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Моэране был членом Бафокенга , а именно клана Махуна – традиционных целителей, чья более долгая история может быть прослежена на несколько столетий по линии королевской семьи Баквена . [ 3 ] : 21–22 Он родился 20 сентября 1904 года в Монголоаненге, деревне в районе Маунт-Флетчер в Южной Африке, недалеко от границы с Лесото . [ 4 ] Он был одним из семи детей, рожденных Элеазаром Джаканом Моэраном и его женой Софи Маджара, чьи бабушка и дедушка были учениками Мошошу I и были одними из первых басуто , обратившихся в христианство. [ 3 ] : 23–24 Родители Моэрана были африканскими землевладельцами и членами церкви Парижского евангелического миссионерского общества . Однако большая часть их обильных пахотных земель и скота исчезла к 1990-м годам, во многом из-за апартеида политики правительства в отношении внутренних земель . [ 3 ] : 27–29 В семейном доме была фисгармония , которая, вероятно, была первым инструментом, на котором Моэран научился играть, и все его братья и сестры стали профессионалами, как и он сам. [ 5 ] Двумя наиболее известными из них являются его младший брат Манассия Тебацо Моэране, педагог, культурный активист и журналист, который стал редактором газеты The World , и его младшая сестра Эпенетт Мбеки , одна из первых женщин, вступивших в Коммунистическую партию Южной Африки. , ярая общественная активистка и пропагандистка развития женщин, мать будущего президента Южной Африки доктора Табо Мбеки . [ 6 ]
Образование
[ редактировать ]Начальная школа его отца дала Моэрану первое начальное образование, после чего он поступил в миссионерскую школу Мариазелль в Мататьеле , а затем в Учебный институт Мория в Лесото. [ 1 ] В 1924 году Моеран закончил стандарт VIII в средней школе миссии Лавдейл в Алисе, Южная Африка, а к 1926 году он получил аттестат зрелости в Южноафриканском колледже коренных народов (позже названном Университетом Форт-Хэйр ), одновременно заканчивая преподавание в средней школе. диплом тренировочной школы Лавдейл. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Моеран зарегистрировался для получения степени бакалавра музыки заочно в 1930 году в Университетском колледже Родса , который в то время был дополнительным кампусом Университета Южной Африки (Unisa). [ 5 ] Он получил степень бакалавра музыки. в 1941 году, эта степень в те дни все еще создавалась по образцу Оксбриджской и лондонской программы бакалавра музыки. дипломные курсы. [ 10 ] Согласно его студенческому отчету, полученному профессором Персивалем Кирби из Unisa в 1962 году, Моеран сдал предметы 1-го курса «История музыки, гармонии и контрапункта и элементы звука» в 1930 году, предметы 2-го курса «Контрапункт, партитура». Чтение и композиция» в 1931 году, предметы 3-го курса «Оркестровка и инструментовка», «Двойной контрапункт и фуга», «Расширенная композиция» 1933 года и «Композиция III», «Упражнение». [ 11 ] Университета Родоса Календари на эти годы добавляют больше деталей к предметам, которые Моэран должен был изучать самостоятельно дома, включая тренировку слуха, диктовку, письмо по открытой партитуре, гармонизацию мелодии, фразировку и форму, анализ, историю западного искусства. музыка 1700-1900 годов и элементы акустики. [ 12 ]
Семейная жизнь
[ редактировать ]В 1931 году, когда Моран получил постоянную должность в средней школе Лавдейла, он женился на Беатрис Бетти Мсвели, которая была однокурсницей в Лавдейле. Их первый ребенок, Мофелехеци, родился в конце 1931 года, за ним последовала дочь Матабо. Второй сын, Тусо, родился в Крунстаде , где преподавала г-жа Моеран, в 1935 году. У пары было еще две дочери, Хадиео и Софи, а их последний ребенок, сын Табо, родился в 1947 году. [ 1 ] К тому времени они жили в Квинстауне, Южная Африка (ныне Комани). Миссис Моран была известна в большой семье своими домашними навыками, и действительно, она написала текст к одной из песен Морейн, рассчитанной на три женских голоса и соответственно названной «Ма-Хомемейкерс» («Домохозяйки»). стихи написаны на языке isiXhosa, Ingoma-ka-zenzele . [ 13 ] Годы в Квинстауне, когда росли дети Моеранов, очевидно, характеризовались его строгой дисциплиной, его настойчивостью в том, чтобы они говорили дома на сесото , а не на родном языке его жены, исихоса , который также является местным языком, и его неприязнью к влияние джазовой культуры на его детей. [ 3 ] : 79 Ближайшими соседями Моеранов на Сканлен-стрит был Тодд Матшикиза , джазовый композитор и пианист, а также еще один джазовый музыкант. Помимо джаза и хоровой музыки, Восточный Кейп также был известен своей деятельностью и лидерами против апартеида , а сам Моеран активно участвовал в этом, будучи членом Ассоциации учителей Африки Кейптауна (CATA). [ 1 ] Также хорошо известно, что он симпатизировал политике Панафриканского конгресса (ПАК), а не Африканского национального конгресса (АНК), и что он поддерживал Движение неевропейского единства (NEUM). [ 14 ] После того, как он покинул Квинстаун, сын Моэрана, Тусо, 15 февраля 1966 года получил приказ о запрете, согласно которому ему «в соответствии с Законом о подавлении коммунизма было запрещено посещать собрания в течение пяти лет». [ 15 ] а семейный дом по адресу Сканлен-стрит, 10 был снесен бульдозером в соответствии с Законом о групповых территориях апартеида . Мистер и миссис Моран несколько отдалились друг от друга в 1960-х годах, и миссис Моран вернулась жить в Квинстаун, где она умерла через несколько месяцев после своего мужа в 1980 году.
Обучение
[ редактировать ]Моеран официально преподавал историю, латынь, математику, сесото, коммерческую арифметику или английский язык, в зависимости от занимаемой должности, поскольку музыка не была предметом в большинстве африканских школ. Он занимал должности в колледже Св. Иоанна Мтата (1922), средней школе Лавдейла, учебной школе и практических школах (1920–1930-е), средней школе Басутоленда (1939–1940), средней школе Квинстауна (1942–1957), Институте подготовки учителей Мфундисвени. Мпондоланд (1958–1959) и средняя школа Пека, Лесото, 1961 г., до выхода на пенсию в конце 1960-х гг. После выхода на пенсию Моэран помог с созданием музыкального факультета в новом Национальном педагогическом колледже в Масеру , столице (тогда) нового независимого суверенного государства Лесото. Положение Моэрана в Квинстауне было поставлено под угрозу из-за его «глубоких нерасистских» убеждений и его участия в CATA, так что он стал «занозой в теле Министерства образования, которое решило заставить его досрочно уйти на пенсию». [ 5 ] Таким образом, он был вынужден покинуть Южную Африку. Средняя школа Пека располагалась в районе Лерибе на севере Лесото, известном своей решительной поддержкой левой Партии Конгресса Басутоленда (BCP), которая была прямо против политики Национальной партии Басутоленда (BCP), возглавляемой Леабуа Джонатаном. , который захватил власть в результате переворота в 1970 году, пока сам не был свергнут в результате переворота в 1986 году. [ 16 ] [ 17 ] Другими словами, Моеран перешел из одного неспокойного политического климата в другой. В Пеке, где Моэран «открыто говорил о своей поддержке ПП», [ 18 ] он оставил неизгладимое впечатление на своих учеников, среди которых был писатель Закес Мда . И в Пеке, и в Квинстауне Моеран дирижировал небольшим семейным (позже школьным) оркестром, потому что в начале 1950-х годов он получил в дар инструменты; он аранжировал и писал для них музыку и сам обучал игре на всех инструментах; группа была известна как «Африканский весенний оркестр». [ 3 ] : 77–79 На протяжении всей своей жизни он давал музыкальное образование дома студентам и членам своего сообщества, дирижировал хорами и судил их, устраивал концерты и музыкальные театральные постановки, и в общем, как выразился его брат М.Т. Моран, когда семья воздвигла надгробие Моэрана в В 1988 году, несмотря на отсутствие формального музыкального образования у африканцев, Моеран «обучил тысячи будущих учителей музыки», прежде всего посредством своих собственных композиций, которые знали тысячи хористов и любил. [ 5 ]
Композиции
[ редактировать ]Моэран сочинил более 80 произведений, большинство из которых - довольно короткие пьесы для хора a cappella , из которых сохранилось 50 хоровых произведений и симфоническая поэма. При жизни он был известен лишь несколькими хоровыми произведениями; остальные (из 50) были обнаружены спустя много времени после его смерти. [ 19 ] Рукописная партитура его симфонической поэмы Fatše La Heso («Моя страна») сохранилась во многом благодаря усилиям Персиваля Кирби передать ее в дар библиотеке Университета Родоса . [ 20 ] [ 21 ] Многие другие рукописные или машинописные произведения (написанные тонической сольфаной нотацией) сохранились благодаря их тщательному курированию сыновьями Моэрана: сначала Табо, а затем, после его смерти в 2006 году, Тусо, после смерти которого в 2021 году они перешли в руки его внука. , Цепо. Как и тысячи других произведений, написанных сотнями южноафриканских композиторов в тонической нотации сольфа, хоровые произведения Моэрана были написаны для школьных или церковных хоров и хоровых конкурсов, история их исполнения практически не записывалась, а музыка копировалась и распространялась неофициально. Это, а также хрупкость рукописей, тоническая нотация соль-фа и тот факт, что Моэран использовал языки коренных народов Африки, сесото и исихоса, для большей части своих текстов, побудили к публикации в 2020 году полного издания его музыки под под эгидой Африканского открытого института музыки, исследований и инноваций при Стелленбошском университете , с переводом текстов песен и расшифровкой хоровых партитур в нотной записи. [ 22 ] Хоровые произведения сгруппированы здесь по звучанию – САТБ, САА, СА – но на самом деле многие из них имеют дробные голоса; более того, музыка Моэрана отражает его владение целым рядом мелодических, гармонических и контрапунктических текстур и стилей. Он зарегистрировался в целях получения роялти в Южноафриканской организации по правам на музыку (SAMRO) в 1973 году, и его музыка до сих пор (2022 г.) находится под защитой авторских прав. [ 23 ] Полный каталог произведений М.М. Моэрана был опубликован издательством African Composers Edition в 2020 году. [ 24 ] Очень немногие рукописи и машинописные тексты Моэрана были датированы, поэтому только благодаря косвенным доказательствам (например, когда работа была выставлена на конкурс) определение дат его работ становится возможным. Подробности об отдельных работах и приблизительные даты, установленные в ходе интервью, доступны в отдельных партитурах в критическом онлайн-издании.
Священные хоры
[ редактировать ]Примерно восемь произведений написаны в стиле церковных гимнов, гимнов или священных песен: к ним относятся «Цаци Ла Палло» («Судный день»), «Рури!» (Правда!), и Нгокуба Сизалельве Умтвана («Для нас родился ребенок»), в котором используется тот же текст из Исайи, глава 9, стих 6, что и в «Для нас родился ребенок» Генделя из «Мессии » , и который открывается унисоном. цитата из старой мелодии коса Нциканы Габы «Колокол Нциканы». Другими религиозными произведениями Моэрана являются его восемь аранжировок спиричуэлов на английском языке, среди которых воодушевляющий восьмичастный сеттинг « Go Tell It on the Mountains» .
Песни о традиционной жизни
[ редактировать ]Моеран написал около 18 песен, в которых ярко представлены традиционная и общественная жизнь и которые иногда включают аспекты традиционной музыки сото в их риторическом стиле, пентатонике или двуххордальных гармониях. Одна из них, Морена Тлейк цитирует Еноха Сонтонги гимн «Nkosi Sikenel' iAfrika» (Король-стервятник), в конце . Как и большинство других южноафриканских композиторов хоровой музыки, Моэран писал свои собственные тексты, но, в отличие от большинства, он также в значительной степени опирался на литературные тексты, особенно на писателей сесото Беннета Макало Хакетлы, Кэролайн Нцелисенг Хакетла , Мабасиа Жанетт Махалефеле и Кемуэля Эдварда Нцане. Песни на стихи последнего - Мохокаре (Река Каледон), Нгелой ла Ме (Мой ангел), Пака-Махломола (Создатель печали) и Сатане А Цеха (Дьявол смеется) - полны упоминаний о невзгодах мигранта. труд. В «Пака-Махломоле» , например, написанном для женских голосов в мрачном гомофонном стиле, почти как плач, река символизирует ущерб, который люди понесли в результате перехода через нее в поисках работы на рудниках, вдали от семьи и общества. Река поет разную мелодию, таков посыл песни, в зависимости от того, на какой ее стороне вы живете.
Песни о любви
[ редактировать ]Возможно, величайшими достижениями Моэрана в музыкальном плане являются его «песни о любви», из которых наиболее известны две — «Делла» и «Сильвия» , которые также входят в число пяти, содержащих тексты исихоса, в то время как все остальные его дошедшие до нас песни написаны на английском или сесото. «Барали ба Иерусалима» («Дочери Иерусалима»), основанный на отрывке из « Песни Песней» и содержащий фразу (переведенную здесь на английский язык) «не смотри на меня, потому что я черный», трудно классифицировать, поскольку он имеет библейский текст, расовый подтекст, но, тем не менее, он явно о любви; и, как и во многих других произведениях Моэрана, его музыкальный стиль афро-современный. [ 25 ] Лирика Деллы адаптирована из стихотворения Сэмпсона Мпуты isiXhosa, для которого Моэран представляет некоторые из своих самых богатых и величественных контрапунктических произведений. Длинное лирическое стихотворение Сильвии Моэрана пылко говорит о любви к молодой женщине, которая вот-вот уйдет (что и было в реальной жизни); и чтобы выразить такие глубокие чувства, Моеран пишет во вступительной и заключительной частях гармонии, почти малеровские , а средняя часть мягко напоминает рэгтайм. Одна из недавно открытых песен о любви, Mahakoe («Драгоценности»), является самой экспериментальной работой Моэрана, ее гармонии настолько хроматичны , что временами атональны. Это говорит о том, что работа могла быть написана в период, когда Моэран изучал продвинутую хроматическую гармонию. Стихотворение на сесото, написанное Моэраном, явно основано на произведении У.Б. Йейтса « Пожелания Аэда небесным тканям », хотя оно и более мрачное по тону:
Если бы у меня было золото,
Сверкающие драгоценные камни, драгоценные камни,
ценное, похвальное золото!,
Но теперь я нуждаюсь,
Я не могу, мне нужно,
Я в замешательстве, прости,
Я нуждающийся, нуждающийся,
Невозможный искатель.
И я лягу у твоих ног
мечты и стремления души и сердца.
Если бы у меня было золото,
И другие драгоценные металлы,
камни высокого качества!
Но я нищий,
Я беден, у меня нет имущества,
У меня ужасная беда, мне стыдно,
Нищий среди нищих,
Бедный нищий.
И поэтому я лягу к твоим ногам
все мечты и кошмары моей души. [ н 1 ]
Моя страна
[ редактировать ]Хоровая музыка Моэрана преимущественно западная по своей фразировке и гармонии: его сын Табо однажды заметил в интервью, что его отец был моцартовцем по мелодии и вагнеровцем по гармонии. [ 26 ] В то же время он умел использовать традиционные источники и очень хорошо знал народную музыку страны, которую он называл своей страной, Лесото. [ 27 ] Хотя он и не был мосото по рождению, но по культуре и воспитанию он был мосото, и нигде это не проявляется так ярко, как в его симфонической поэме «Фатше ла Хесо» («Моя страна») . Продолжительностью около 10 минут, она написана для струнных, духовых инструментов, 4 валторн, 3 труб, 3 тромбонов, тубы, большого барабана, литавр, тарелок, треугольника, фортепиано и арфы и основана на том, что Моеран называет «тематическим материалом, полученным из подлинных Африканские песни». [ 28 ] Моеран записывает эти четыре основные темы в коротком предисловии к партитуре: «преображение воинской песни моей страны»; тема, которая «в своей первоначальной форме (которая довольно пентатонична)» «используется жнецами, когда они молотят кукурузу своими шишечками »; «весьма свободная трансформация колыбельной песни» и «гимн- мелодия, использованная в этой работе для создания гармонической структуры», которая «появляется на протяжении всего произведения и претерпевает множество изменений». [ 28 ] Моеран успешно сохраняет диатонический африканский характер первых трех тем в рамках всеобъемлющей тональной и оркестровой структуры, чей хроматизм и смещение ключевых центров свидетельствуют о явно позднем романтическом стиле, несомненно, благодаря влиянию его учителя, Фридриха Хартмана, который был студентом. в Вене Александра фон Землянского , зятя Арнольда Шенберга . [ 29 ] Премьера произведения состоялась в ноябре 1944 года симфоническим оркестром BBC в Бедфорде, к северу от Лондона, в прямом эфире радиопередачи на домашней службе BBC и (в Южной Африке) на (тогда) африканской службе BBC. Анонимный рецензент последнего сказал, что это «оказалось произведением теплой жизненной силы, сильным по ритму и явно африканским по своему вдохновению. Оно не было просто подражанием европейской музыке, и его мелодическая линия, казалось, заимствована непосредственно из народных песен банту музыка, хотя и усовершенствованная западными формами, в оркестровке особенно хорошо использовались духовые инструменты». [ 30 ] Fatše La Heso была исполнена вживую в следующем, 1945 году, в Манчестере на открытии Пятой (международной) Панафриканской конференции, очевидно, по просьбе организатора конференции WEB Du Bois . [ 31 ] Через Совет по делам Африки он был исполнен в Нью-Йорке в 1950 году на концерте, проведенном Дином Диксоном , который также включал произведения Фелы Сованде , Амадео Рольдана , Сэмюэля Кольриджа-Тейлора , Улисса Кея , Ингрэма Фокса и Уильяма Гранта Стилла . Доходы от концерта были «использованы в первую очередь для поддержки клиники под руководством африканского врача в бедной провинции Сискей в Южной Африке, а также для содействия в продвижении работы среди африканской молодежи, проводимой г-ном Моэраном в той же стране». который прислал в Комитет партитуру своей тональной поэмы специально для этого концерта». [ 32 ] Произведение было исполнено и транслировано в 1973 году Национальным симфоническим оркестром SABC под управлением Эдгара Кри, запись была выпущена на компакт-диске в 1991 году.
Публикации
[ редактировать ]Очень мало музыки Моэрана было опубликовано при его жизни, даже симфоническая поэма, которую он пытался (но безуспешно) опубликовать. В 1938 году Lovedale Mission Press опубликовала две песни в тонике-сольфе: Liphala (Свистки) и «Никто не знает проблемы, которую я видел» . [ 33 ] SAMRO опубликовал «Дочерей Иерусалима» в 1998 году. [ 34 ] и версия Деллы 2008 года. [ 35 ] В онлайн-издании African Composers Edition каждое произведение представлено отдельно, а также все 51 произведение в четырех томах. [ 36 ]
Награды и почести
[ редактировать ]в 1937 году Моеран был награжден 20 фунтами стерлингов за «Премию Мэй Эстер Бедфорд за музыкальную композицию» за набор из 10 фортепианных пьес под названием « Альбом для молодежи» , ныне утерянный; а 14 декабря 2004 года Департамент спорта, отдыха, искусства и культуры Восточной Капской провинции посмертно вручил трофей в честь «вклада Моэрана в культуру коса». [ 4 ]
Смерть
[ редактировать ]Где-то в конце 1979 или начале 1980 года у Моэране возникли проблемы со здоровьем, и он был госпитализирован в больницу Королевы Елизаветы Масеру. Оттуда его перевели в больницу Пелономи в Блумфонтейне, где он умер 27 января 1980 года. Он похоронен на кладбище недалеко от своего бывшего дома в Цифалимали на севере Лесото. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перевод Мфо Ндебеле.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Биография Майкла Мосоу Моэрана» . Издание африканских композиторов . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Ларкин, Дейдра (1994). «Симфоническая поэма и тональная поэма в Южной Африке». Арс Нова Униса Музыка . 26 :5–43. дои : 10.1080/03796489408566516 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гевиссер, Марк (2007). мечта Табо Мбеки: Отложенная Йоханнесбург и Кейптаун: Джонатан Болл. ISBN 9781868421015 .
- ^ Jump up to: а б Люсия, Кристина (2020). «Майкл Мосоу Моэране в музее». Fontes Artis Musicae: Журнал Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и документации . 67 (3): 194, 203. doi : 10.1353/fam.2020.0018 . S2CID 225096214 .
- ^ Jump up to: а б с д Моеран, Монтана (1988). «Обращение М.Т. Моеране по случаю открытия надгробия его старшего брата Майкла Мосоу в Хлоце, Лесото, 17 декабря 1988 года». Машинописный текст . Частная коллекция Цепо Моэране, Комани.
- ^ Эмброуз, Дэвид (2014). «Смерть Эпейнетт Мбеки, матери бывшего президента ЮАР Табо Мбеки» Краткое изложение событий в Лесото 21 (2): 24–2
- ^ «Призывной список 1841–1928». MS 16 299 . [Миссионерский институт Лавдейла]. Библиотека исторических исследований Кори, Университет Родса.
- ^ Миссионерский институт Лавдейла, Южная Африка: отчеты за 1922–1938 годы . Лавдейл: Миссия Пресс. 1923–1939.
- ^ Южноафриканский колледж коренных жителей Форт-Хэр, Алиса, Капская провинция, Южная Африка: календари 1925–1944 годов . Лавдейл: Лавдейл Пресс. 1925–1944.
- ^ Люсия, Кристина (2007). «Насколько важна теория музыки?». Критические искусства . 21 (1): 179. дои : 10.1080/02560040701398871 . S2CID 144197780 .
- ^ Universiteit van Suid-Africa/Университет Южной Африки (1962). «Настоящим удостоверяем, что Майкл Мосоу Моране прошел следующие курсы для получения степени бакалавра музыки в этом университете». [Запись ученика] . Университет Южной Африки, Претория.
- ^ Календари Грэмстауна Университетского колледжа Родса на 1930–1941 годы . Грэмстаун: Грокотт и Шерри. 1930–1941.
- ^ «МаДомохозяйки (Ингома Ка Зензеле)» . Издание африканских композиторов . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Хомо, Изак (28 сентября 2011 г.). «Племянник Майкла Мосоу Моэран добавляет подробности на страницу композитора на AfriClassical.com» . АфриКлассика . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Бенсону запретили участвовать в собраниях». Рэнд Дейли Мейл . Йоханнесбург. 5 марта 1966 г. с. 3.
- ^ Лиман, Бернард (1985). Лесото и борьба за Азанию . Лондон: Офис PAC. стр. 424–444.
- ^ Хакетла, Беннетт (1971). Лесото, 1970 год: Африканский переворот под микроскопом . Лондон: К. Херст и компания.
- ^ Мда, Закес (2011). Иногда есть пустота: Мемуары постороннего . Йоханнесбург: Книги Пингвина. п. 106.
- ^ Люсия, Кристина. «Проект критического издания Моэрана» . Африканский открытый институт музыки, исследований и инноваций . Стелленбосский университет . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Кирби, Персиваль. «Письма Майклу Морану 1966 и 1968 годов». Файл BC 750 . Коллекция PR Кирби, Музеи и архивы Кейптаунского университета.
- ^ Моеран, Майкл. «Письма Персивалю Кирби 1966 и 1968 годов». Файл BC 750 . Коллекция PR Кирби, Музеи и архивы Кейптаунского университета.
- ^ "Дом" .
- ^ Роос, Гидеон. «Письмо Моерану от 29 июня 1973 г.». Файл Моэране, ММ . Коллекция Ивонн Хаскиссон, SAMRO.
- ^ «Каталог работ М.М. Моеране» (PDF) . Издание африканских композиторов . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Люсия, Кристина (2008). «Глава 1: Назад в будущее? Идиомы« смещенного времени »в южноафриканской композиции». В Олвадже, Грант (ред.). Сочинение апартеида: музыка за и против апартеида . Йоханнесбург: Издательство Университета Витса. стр. 11–24. ISBN 9781868144563 .
- ^ Рикард, Кармель (1988). «Моеран и детективы по потерянному аккорду». Еженедельная почта (Искусство) . № Декабрь 1988 г.
- ^ Хартманн, Фридрих. «Письмо Персивалю Кирби от 11 марта 1958 года». Файл BC 750 . Коллекция PR Кирби, Музеи и архивы Кейптаунского университета.
- ^ Jump up to: а б Моеран, Майкл (1941). «Fatše La Heso (Моя страна): Симфоническая поэма». Файл MS 14,467 . Библиотека исторических исследований Кори, Университет Родса.
- ^ Брукман, Джеффри (2007). «Теория «ошибочной настройки» Карпати, пересмотренная в контексте «супрадиатоники» Бартока и «полностью хроматизированных гамм» Фридриха Хартмана ». Extempore: журнал композиционных и теоретических исследований . XIII (2): [np]
- ^ «Работа композитора банту в эфире BBC». Рэнд Дейли Мейл . № 8 ноября 1944 г.
- ^ Люсия, Кристина (2019). « «Таймс не разрешает»: Моеран, Южная Африка, Лесото и Фатше-ла-Хесо» . Музики: Журнал музыкальных исследований в Африке . 16 (2): 5–6. дои : 10.1080/18125980.2020.1787860 . S2CID 221096561 . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «Произведения негритянских композиторов, представленные в симфоническом концерте» . Каролина Таймс . № 10 июня 1950 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Питерс, Вивьен (2021). Музыка и пресвитерианство в Миссионерском институте Лавдейла, 1841–1955 (доктор философии). Университет Южной Африки. стр. 246–250.
- ^ Моеран, Майкл (1998). «Барали ба Иерусалима». В Хумало, Мзиликази (ред.). Южная Африка поет, Том 1: Хоровой репертуар в двойной нотации . Йоханнесбург: Южноафриканская организация по правам музыки. стр. 14–21.
- ^ Моеран, Майкл (2008). «Делла». В Хумало, Мзиликази (ред.). Южная Африка поет, Том 2: Хоровой репертуар в двойной нотации . Йоханнесбург: Южноафриканская организация по правам музыки. стр. 95–107.
- ^ "Майкл Мосоу Моэране работает" . Издание африканских композиторов . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Бюро, Претория. «Похороны композитора в Лесото». Rand Daily Mail Extra . № 5 февраля 1980 г.
{{cite news}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка )
- 1904 рождения
- 1980 смертей
- Хоровые композиторы
- Музыканты Лесото
- Школьные учителя Лесото
- Люди из местного муниципалитета Элундини
- Люди из Масеру
- Люди из Квинстауна, Южная Африка
- Выпускники Университета Родоса
- Писатели сото-языка
- Южноафриканские композиторы
- Южноафриканские дирижеры (музыка)
- Южноафриканские эмигранты в Лесото
- Южноафриканские композиторы-мужчины
- Южноафриканские школьные учителя
- Композиторы-классики XX века
- Выпускники Университета Форт-Хейр
- Выпускники Университета Южной Африки
- Писатели на языке коса