Слепое зрение (роман Уоттса)
Автор | Питер Уоттс |
---|---|
Художник обложки | Томас Прингл [ 1 ] |
Язык | Английский |
Жанр | Тяжелая научная фантастика |
Издатель | Книги Тора |
Дата публикации | 3 октября 2006 г. |
Место публикации | Канада |
Тип носителя | Печать (в твердом переплете) |
Страницы | 384 |
ISBN | 978-0-7653-1218-1 |
ОКЛК | 64289149 |
813/.622 | |
Класс ЛК | PR9199.3.W386 B58 2006 г. |
С последующим | Эхопраксия |
«Слепое зрение» — научно-фантастический роман канадского писателя Питера Уоттса , опубликованный издательством Tor Books в 2006 году. Он получил премию Seiun Award как лучший переведенный роман. [ 2 ] и был номинирован на премию Хьюго за лучший роман . [ 3 ] Премия Мемориала Джона В. Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман , [ 4 ] и премия Locus за лучший научно-фантастический роман . [ 5 ] История повествует о команде астронавтов, отправленной исследовать транснептуновую комету, получившую название «Бернс-Колфилд», которая, как было обнаружено, передает неопознанный радиосигнал, после чего последовал их первый контакт . Роман исследует темы идентичности , сознания , свободы воли , искусственного интеллекта , неврологии и теории игр , а также эволюции и биологии .
Blindsight доступен онлайн по лицензии Creative Commons . [ 6 ] Ее продолжение (или « побочный квел »), Echopraxia , вышло в 2014 году.
Сюжет
[ редактировать ]В 2082 году десятки тысяч скоординированных кометоподобных объектов неизвестного происхождения, получивших название «Светлячки», сгорают в атмосфере Земли по точной сетке, одновременно распространяясь по огромной части электромагнитного спектра, отвлекая человечество. охранять и предупреждать его о несомненном внеземном присутствии. Предполагается, что вся планета была исследована за одно эффективное исследование. Несмотря на масштабы этого «Огнепада», человеческая политика вскоре возвращается в нормальное русло.
Вскоре после этого спутник, наблюдающий за кометами, натыкается на радиопередачу, исходящую от кометы, впоследствии названной «Бернс-Колфилд». Эта передача по узкому лучу направлена в неизвестное место и фактически не пересекает Землю ни в какой точке. Поскольку это первая возможность узнать больше об инопланетянах, отправляются три волны кораблей: первая - это легкие зонды, выпущенные для скорейшего пролета мимо кометы, затем волна более тяжелых, но лучших... оборудованные зонды и, наконец, корабль с экипажем «Тезей» .
«Тезей» приводится в движение реактором на антивеществе и управляется искусственным интеллектом . На борту корабля находится команда из пяти ультрасовременных сверхчеловеческих гиперспециалистов, один из которых является генетически перевоплощенным вампиром, выступающим в роли номинального командира миссии. Пока экипаж находится в спячке в пути, только что прибывшая вторая волна зондов начинает комплексное радиолокационное сканирование недр Бернс-Колфилда, но это немедленно приводит к самоуничтожению объекта. Тесей в середине полета перенаправляется к новому месту назначения сигнала: ранее не обнаруженному коричневому карлику глубоко в облаке Оорта , получившему название «Биг-Бен».
Экипаж просыпается от спячки, когда «Тезей» приближается к Биг-Бену. Они обнаруживают поблизости гигантский скрытый объект и предполагают, что это какой-то корабль. Как только экипаж выходит из маскировки судно, оно немедленно приветствует их по радио и на разных языках, от английского до китайского , называет себя «Роршах». Они определяют, что Роршах, должно быть, выучил человеческие языки, подслушивая разговоры по связи с момента его прибытия, где-то после начала Века радиовещания. В течение нескольких дней обе стороны обмениваются множеством вопросов и ответов. В конце концов Сьюзан Джеймс, лингвист, определяет, что «Роршах» на самом деле не понимает, что на самом деле говорит каждая из сторон .
Тезей исследует Роршах и обнаруживает, что он имеет полые секции, некоторые из которых заполнены атмосферой, и все они заполнены таким уровнем радиации, который делает дистанционное управление механизмами практически невозможным и может убить человека за считанные часы. Несмотря на это и несмотря на возражения Роршаха, весь экипаж, за исключением командира миссии, входит и исследует серию коротких набегов, используя современное медицинское оборудование корабля, чтобы оправиться от повреждений, которые радиация наносит их телам. Они обнаруживают присутствие очень уклончивых и быстрых девятиногих организмов, получивших название «Скремблеры», из которых убивают одного и ловят двух для изучения. «Скремблеры», кажется, обладают на несколько порядков большей умственной силой, чем люди, но используют большую часть ее просто для управления своей фантастически сложной мускулатурой и органами чувств; они больше похожи на лейкоциты в человеческом организме. Они зависят от радиации и ЭМ-полей Роршаха в своих основных биологических функциях и, похоже, полностью лишены сознание .
Экипаж исследует вопросы идентичности, природы, полезности и взаимозависимости интеллекта и сознания. Они предполагают, что человечество могло быть необычным ответвлением эволюции, тратящим телесные и экономические ресурсы на самосознательное эго, которое не имеет особой ценности с точки зрения дарвиновской приспособленности. Между людьми и Скремблерами вспыхивает открытая война, и Тесей в конечном итоге решает пожертвовать собой и своей командой, используя свою полезную нагрузку из антивещества , чтобы уничтожить Роршаха. Один из членов экипажа, главная героиня и рассказчик Сири Китон, застрелен внутри спасательного судна во время многолетнего падения на Землю, чтобы передать человечеству важнейшую собранную информацию. Возвращаясь во внутреннюю часть Солнечной системы, он слышит радиопередачи, в которых говорится, что вампиры восстали и, возможно, истребляют базовое человечество.
Персонажи
[ редактировать ]Экипаж « Тесея»
[ редактировать ]- Сири Китон — рассказчик и главный герой. Изнурительная операция на головном мозге в медицинских целях отрезала его от собственной эмоциональной жизни и сделала талантливым «синтезатором», умеющим беспристрастно читать намерения других с помощью кибернетики. поручено Ему интерпретировать действия специализированного экипажа и сообщать об этих действиях в Центр управления полетами на Земле. Он начинает понимать, что другие члены экипажа возмущаются его ролью, считая его любопытным наблюдателем .
- Майор Аманда Бейтс — боевой специалист, управляющий армией роботов-пехотинцев.
- Исаак Шпиндель — главный биолог и врач корабля. Он влюблен в Мишель, одну из личностей Банды.
- Юкка Сарасти — вампир и номинальный (и устрашающий) лидер команды. Как хищник плейстоцена , он, как утверждается, намного умнее обычных людей.
- Банда — это четыре разные личности в сознании одной женщины, корабельного лингвиста. Им поручено по возможности связаться с инопланетянами. Одна личность «появляется», чтобы взять под контроль свое тело в любой момент времени. Активная личность проявляется через изменение тона и позы. Эти личности выражают обиду, когда их называют « альтерами ». Личности:
- Сьюзан Джеймс, которую остальные называют «мама». Она «оригинальная» личность.
- Мишель - застенчивая, тихая, синестетическая женщина, у которой романтические отношения со Шпинделем.
- Саша более резок и откровенно враждебен по отношению к Сири.
- Кранчер, мужчина, редко появляется и служит Джеймсу передовым средством обработки данных.
- Роберт Каннингем, дублер Шпинделя, по образованию биолог/врач.
- Капитан — искусственный интеллект корабля. На протяжении всей истории Капитан остается непостижимым и загадочным, обычно общаясь напрямую только с Сарасти.
Люди на Земле
[ редактировать ]- Роберт Паглино, лучший друг детства Сири и практический пример приглушенных эмоций Сири: Сири на самом деле не может чувствовать «дружбу» после операции на мозге, но интеллектуально знает, как от него ожидают поведения друга, и продолжает играть свою роль.
- Челси, бывшая девушка Сири. Профессиональный корректор человеческих личностей.
- , было связано Хелен Китон, мать Сири, чье сознание, мозг в стиле чана с виртуальной утопией под названием «Рай». Будучи родителем, она травмировала Сири своими эмоциональными требованиями и вмешательством в его личную жизнь.
- Джим Мур — отец Сири, полковник, связанный с планетарной обороной.
Инопланетяне
[ редактировать ]- Роршах , инопланетный корабль или организм на низкой орбите вокруг коричневого карлика Биг-Бена. Хотя он обладает сверхчеловеческим интеллектом, постепенно становится очевидным, что Роршаху совершенно не хватает истинного сознания или самосознания .
- Скремблеры, 9-ногие анаэробные инопланетяне, населяющие Роршах и в некотором смысле являющиеся его частью. Как и Роршах , они более умны, чем люди, но не обладают сознанием или самосознанием.
Основные темы
[ редактировать ]Сознание
[ редактировать ]Исследование сознания — центральный тематический элемент Blindsight . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Название романа отсылает к состоянию слепого зрения , при котором зрение не функционирует в сознательном мозге, но остается полезным для бессознательных действий. [ 10 ] Другие состояния, такие как бред Котара и синдром Антона-Бабинского , используются для иллюстрации отличий от обычных предположений о сознательном опыте. [ 10 ] Роман поднимает вопросы о сущностном характере сознания. Необходим ли внутренний опыт сознания или же внешне наблюдаемое поведение является единственной определяющей характеристикой сознательного опыта? [ 7 ] [ 8 ] [ 10 ] Необходим ли внутренний эмоциональный опыт для сопереживания или эмпатического поведения достаточно, чтобы обладать сочувствием? [ 10 ] [ 11 ] корабля . находился под контролем искусственного интеллекта К этим вопросам имеет отношение элемент сюжета, близкий к кульминации истории, в котором выясняется, что капитан-вампир на протяжении всего романа [ 10 ] [ 12 ]
Мысленный эксперимент философа Джона Сирла в китайской комнате используется в качестве метафоры, чтобы проиллюстрировать противоречие между понятиями сознания как внутреннего опыта понимания, в отличие от сознания как возникающего результата просто функциональных неинтроспективных компонентов. [ 7 ] [ 10 ] [ 12 ] Слепота вносит свой вклад в эту дискуссию, подразумевая, что некоторые аспекты сознания можно обнаружить эмпирически. [ 8 ] В частности, в романе предполагается, что сознание необходимо как для эстетического восприятия, так и для эстетического восприятия. [ 8 ] [ 9 ] [ 11 ] и для эффективного общения. [ 8 ] Однако возникает возможность того, что сознание является для человечества эволюционным тупиком. [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] То есть сознание могло быть естественным образом выбрано в качестве решения проблем конкретного места в пространстве и времени, но оно станет ограничением по мере изменения условий или встречи с конкурирующими разумами. [ 8 ]
У самих инопланетных существ, с которыми столкнулся экипаж «Тесея», отсутствует сознание. [ 7 ] [ 8 ] [ 11 ] [ 13 ] Необходимость сознания для эффективного общения иллюстрируется отрывком из романа, в котором лингвист понимает, что инопланетные существа на самом деле не могут быть сознательными из-за отсутствия у них семантического понимания:
«Расскажи мне побольше о своих кузенах», — Роршах . послал
«Наши кузены лгут о генеалогическом древе, — ответил Саша, — о племянницах, племянниках и неандертальцах. Мы не любим назойливых кузенов».
«Мы хотели бы узнать об этом дереве».
Саша выключил звук на канале и посмотрел на нас, говоря: « Может ли это быть более очевидным?» «Он не мог это разобрать. Там были три лингвистические двусмысленности. Он их просто проигнорировал».
«Ну, он просил разъяснений», — отметил Бейтс.
«Он задал дополнительный вопрос. Совершенно другое». [ 14 ]
Представление о том, что эти инопланетяне могут не иметь сознания, но обладать интеллектом, связано с идеей о том, что некоторые люди также могли иметь уменьшенное сознание и оставаться внешне функциональными. [ 8 ] [ 9 ] Эта идея схожа с концепцией философского зомби , как ее понимают в философии разума . Blindsight предполагает, что социопаты могут быть проявлением того же явления. [ 8 ] [ 10 ] а требования корпоративной среды могут быть факторами окружающей среды, заставляющими некоторую часть человечества эволюционировать в сторону превращения в философских зомби. [ 8 ] [ 11 ]
Трансгуманизм
[ редактировать ]Blindsight также исследует последствия трансчеловеческого будущего. [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] В романе люди больше не занимаются сексом с другими людьми ради удовольствия, вместо этого предпочитая использовать виртуальную реальность для поиска идеализированных и покорных партнеров. [ 8 ] и многие предпочитают полностью уйти от реальности, живя в созданных виртуальных мирах, называемых «Райами». [ 8 ] [ 12 ] Вампиры — хищники из далекого прошлого человечества, воскресшие благодаря восстановленной ДНК и живущие среди людей конца 21 века. [ 7 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] Эти вампиры действуют с пониженной чувствительностью, что сравнимо с высокофункциональным аутизмом с сопоставимой дисфункцией аффектов и речи, но имеют преимущество в том, что в их сознании параллельно возникают несколько одновременных мыслей. [ 12 ] Улучшенные навыки сопоставления с образцом, сравнимые с некоторыми формами аутизма, в сочетании с этой «гиперпоточностью» делают их неоценимыми в разработке необычных и часто очень эффективных подходов к решению сложных проблем.
Прием
[ редактировать ]Карл Хейс в своем обзоре для Booklist написал: «Уоттс содержит достаточно заманчивых идей для множества романов, одновременно создавая новые повороты в каждом передовом мотиве, от виртуальной реальности до внеземной биологии». [ 15 ] Kirkus Reviews сказал о книге: «Уоттс слишком много сложностей, но, тем не менее, представляет собой пытливое, сбивающее с толку, сложное, иногда пронзительное инквизицию». [ 16 ] Джеки Кассида в своем обзоре для Library Journal написала: «Уоттс продолжает бросать вызов читателям своими творческими сюжетами и превосходным повествованием». [ 17 ] Издательство Weekly писало: «Уоттс придаёт устрашающий и оригинальный оттенок знакомой истории контакта с инопланетянами». [ 18 ]
Элизабет Беар , отмеченный наградами писатель в области научной фантастики, заявила:
По моему мнению, «Слепое зрение» Питера Уоттса – лучший научно-фантастический роман первого десятилетия этого тысячелетия – и я говорю это как человек, которого по-прежнему не убеждают во всех разветвлениях его центрального аргумента. Уоттс — один из наследных принцев самого сложного поджанра научной фантастики: его работы строги, несентиментальны и полны блестящих маленьких моментов синтеза, которые заставляют мозг ботаника вспыхивать, как автомат для игры в пинбол. Но он еще и поэт – чертовски прекрасный писатель на уровне предложений… [ 19 ]
Адаптации
[ редактировать ]некоммерческий короткометражный фильм «Blindsight» . В октябре 2020 года вышел [ 20 ] Уоттс описывает это как «обрывки слепого зрения, вспоминаемые Сири Китон во время одной из его интерлюдий бодрствования после этого романа. Захватывающие моменты, расположенные в обратном порядке, похожие на сувениры». [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Слепое зрение: Утерянные обложки» . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ «Лауреаты премии Seiun Award 2014» . Локус . 21 июля 2014 года . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «Номинанты Хьюго (пресс-релиз)» . Архивировано из оригинала 3 мая 2007 года . Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ «Победители и номинанты премии Кэмпбелла» . Миры без конца . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ «Победители и номинанты премии Locus SF» . Миры без конца . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ Уоттс, Питер. «Слепое зрение Питера Уоттса» . www.rifters.com . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж МакГрат, Мартин (10 марта 2011 г.). «Слепое зрение... Или «В китайской комнате, недалеко от туалета» » . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шавиро, Стивен (27 октября 2006 г.). «Слепое зрение» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2006 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Шавиро, Стивен. «Последствия панпсихизма» (PDF) : 14 . Проверено 8 октября 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Стенограмма подкаста 2: «Слепое зрение» Питера Уоттса» . Научная фантастика прежде всего. Архивировано из оригинала 15 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шавиро, Стивен (25 августа 2014 г.). «Яростно интеллектуальная литература» . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эльбер-Авирам, Хадас. «Видения человечества между постчеловеческим и нечеловеческим» (PDF) . Imachine: В меме нет «Я» : 4–5. Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Ниршберг, Грег (7 декабря 2010 г.). «Рецензия на книгу Питера Уоттса: Слепое зрение» . Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Уоттс, Питер (3 октября 2006 г.). Слепое зрение . Книги Тор . стр. 112 . ISBN 978-0-7653-1218-1 .
- ^ Хейс, Карл (1 октября 2006 г.). «Слепое зрение». Список книг . 103 (3): 45. ISSN 0006-7385 .
- ^ «СЛЕПОЕ ЗРЕНИЕ». Обзоры Киркуса . 74 (16): 816. 15 августа 2006 г. ISSN 0042-6598 .
- ^ Кассада, Джеки (15 октября 2006 г.). «Слепое зрение». Библиотечный журнал . 131 (17): 55. ISSN 0363-0277 .
- ^ Слепое зрение (28 августа 2006 г.). «Слепое зрение». Издательский еженедельник . 253 (34): 36. ISSN 0000-0019 .
- ^ Медведь, Элизабет (3 марта 2011 г.). «Лучшие SFF-романы десятилетия: признание слепого зрения » . Тор.com . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ Криворучко Данил. «Слепой свет: короткометражный фильм» . слепое зрение.пространство . Проверено 30 октября 2022 г.
- ^ «Никакого настроения, рекламы и чертовски милых иконок » Сувенир с скрэмблерами: Криворучко раздавил его» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Канадские романы 2006 года
- Научно-фантастические романы 2006 года
- Романы по лицензии Creative Commons
- Романы о вампирах
- Романы, действие которых происходит в 2080-х годах.
- Тяжелая научная фантастика
- Канадские научно-фантастические романы
- Книги Тор Букс
- Научно-фантастические романы ужасов
- Романы об искусственном интеллекте
- Романы о внеземной жизни
- Трансгуманистические книги
- Романы о виртуальной реальности
- Киборги в литературе
- Романы о генной инженерии
- Эволюция в популярной культуре
- Романы о сознании
- Романы о роботах
- Канадские философские романы
- Фантастика о кометах
- Художественная литература, действие которой происходит в поясе Койпера.
- Научная фантастика о первом контакте