Jump to content

Слепое зрение (роман Уоттса)

Слепое зрение
Автор Питер Уоттс
Художник обложки Томас Прингл [ 1 ]
Язык Английский
Жанр Тяжелая научная фантастика
Издатель Книги Тора
Дата публикации
3 октября 2006 г.
Место публикации Канада
Тип носителя Печать (в твердом переплете)
Страницы 384
ISBN 978-0-7653-1218-1
ОКЛК 64289149
813/.622
Класс ЛК PR9199.3.W386 B58 2006 г.
С последующим Эхопраксия  

«Слепое зрение» научно-фантастический роман канадского писателя Питера Уоттса , опубликованный издательством Tor Books в 2006 году. Он получил премию Seiun Award как лучший переведенный роман. [ 2 ] и был номинирован на премию Хьюго за лучший роман . [ 3 ] Премия Мемориала Джона В. Кэмпбелла за лучший научно-фантастический роман , [ 4 ] и премия Locus за лучший научно-фантастический роман . [ 5 ] История повествует о команде астронавтов, отправленной исследовать транснептуновую комету, получившую название «Бернс-Колфилд», которая, как было обнаружено, передает неопознанный радиосигнал, после чего последовал их первый контакт . Роман исследует темы идентичности , сознания , свободы воли , искусственного интеллекта , неврологии и теории игр , а также эволюции и биологии .

Blindsight доступен онлайн по лицензии Creative Commons . [ 6 ] Ее продолжение (или « побочный квел »), Echopraxia , вышло в 2014 году.

В 2082 году десятки тысяч скоординированных кометоподобных объектов неизвестного происхождения, получивших название «Светлячки», сгорают в атмосфере Земли по точной сетке, одновременно распространяясь по огромной части электромагнитного спектра, отвлекая человечество. охранять и предупреждать его о несомненном внеземном присутствии. Предполагается, что вся планета была исследована за одно эффективное исследование. Несмотря на масштабы этого «Огнепада», человеческая политика вскоре возвращается в нормальное русло.

Вскоре после этого спутник, наблюдающий за кометами, натыкается на радиопередачу, исходящую от кометы, впоследствии названной «Бернс-Колфилд». Эта передача по узкому лучу направлена ​​в неизвестное место и фактически не пересекает Землю ни в какой точке. Поскольку это первая возможность узнать больше об инопланетянах, отправляются три волны кораблей: первая - это легкие зонды, выпущенные для скорейшего пролета мимо кометы, затем волна более тяжелых, но лучших... оборудованные зонды и, наконец, корабль с экипажем «Тезей» .

«Тезей» приводится в движение реактором на антивеществе и управляется искусственным интеллектом . На борту корабля находится команда из пяти ультрасовременных сверхчеловеческих гиперспециалистов, один из которых является генетически перевоплощенным вампиром, выступающим в роли номинального командира миссии. Пока экипаж находится в спячке в пути, только что прибывшая вторая волна зондов начинает комплексное радиолокационное сканирование недр Бернс-Колфилда, но это немедленно приводит к самоуничтожению объекта. Тесей в середине полета перенаправляется к новому месту назначения сигнала: ранее не обнаруженному коричневому карлику глубоко в облаке Оорта , получившему название «Биг-Бен».

Экипаж просыпается от спячки, когда «Тезей» приближается к Биг-Бену. Они обнаруживают поблизости гигантский скрытый объект и предполагают, что это какой-то корабль. Как только экипаж выходит из маскировки судно, оно немедленно приветствует их по радио и на разных языках, от английского до китайского , называет себя «Роршах». Они определяют, что Роршах, должно быть, выучил человеческие языки, подслушивая разговоры по связи с момента его прибытия, где-то после начала Века радиовещания. В течение нескольких дней обе стороны обмениваются множеством вопросов и ответов. В конце концов Сьюзан Джеймс, лингвист, определяет, что «Роршах» на самом деле не понимает, что на самом деле говорит каждая из сторон .

Тезей исследует Роршах и обнаруживает, что он имеет полые секции, некоторые из которых заполнены атмосферой, и все они заполнены таким уровнем радиации, который делает дистанционное управление механизмами практически невозможным и может убить человека за считанные часы. Несмотря на это и несмотря на возражения Роршаха, весь экипаж, за исключением командира миссии, входит и исследует серию коротких набегов, используя современное медицинское оборудование корабля, чтобы оправиться от повреждений, которые радиация наносит их телам. Они обнаруживают присутствие очень уклончивых и быстрых девятиногих организмов, получивших название «Скремблеры», из которых убивают одного и ловят двух для изучения. «Скремблеры», кажется, обладают на несколько порядков большей умственной силой, чем люди, но используют большую часть ее просто для управления своей фантастически сложной мускулатурой и органами чувств; они больше похожи на лейкоциты в человеческом организме. Они зависят от радиации и ЭМ-полей Роршаха в своих основных биологических функциях и, похоже, полностью лишены сознание .

Экипаж исследует вопросы идентичности, природы, полезности и взаимозависимости интеллекта и сознания. Они предполагают, что человечество могло быть необычным ответвлением эволюции, тратящим телесные и экономические ресурсы на самосознательное эго, которое не имеет особой ценности с точки зрения дарвиновской приспособленности. Между людьми и Скремблерами вспыхивает открытая война, и Тесей в конечном итоге решает пожертвовать собой и своей командой, используя свою полезную нагрузку из антивещества , чтобы уничтожить Роршаха. Один из членов экипажа, главная героиня и рассказчик Сири Китон, застрелен внутри спасательного судна во время многолетнего падения на Землю, чтобы передать человечеству важнейшую собранную информацию. Возвращаясь во внутреннюю часть Солнечной системы, он слышит радиопередачи, в которых говорится, что вампиры восстали и, возможно, истребляют базовое человечество.

Персонажи

[ редактировать ]

Экипаж « Тесея»

[ редактировать ]
  • Сири Китон — рассказчик и главный герой. Изнурительная операция на головном мозге в медицинских целях отрезала его от собственной эмоциональной жизни и сделала талантливым «синтезатором», умеющим беспристрастно читать намерения других с помощью кибернетики. поручено Ему интерпретировать действия специализированного экипажа и сообщать об этих действиях в Центр управления полетами на Земле. Он начинает понимать, что другие члены экипажа возмущаются его ролью, считая его любопытным наблюдателем .
  • Майор Аманда Бейтс — боевой специалист, управляющий армией роботов-пехотинцев.
  • Исаак Шпиндель — главный биолог и врач корабля. Он влюблен в Мишель, одну из личностей Банды.
  • Юкка Сарасти — вампир и номинальный (и устрашающий) лидер команды. Как хищник плейстоцена , он, как утверждается, намного умнее обычных людей.
  • Банда — это четыре разные личности в сознании одной женщины, корабельного лингвиста. Им поручено по возможности связаться с инопланетянами. Одна личность «появляется», чтобы взять под контроль свое тело в любой момент времени. Активная личность проявляется через изменение тона и позы. Эти личности выражают обиду, когда их называют « альтерами ». Личности:
    • Сьюзан Джеймс, которую остальные называют «мама». Она «оригинальная» личность.
    • Мишель - застенчивая, тихая, синестетическая женщина, у которой романтические отношения со Шпинделем.
    • Саша более резок и откровенно враждебен по отношению к Сири.
    • Кранчер, мужчина, редко появляется и служит Джеймсу передовым средством обработки данных.
  • Роберт Каннингем, дублер Шпинделя, по образованию биолог/врач.
  • Капитан — искусственный интеллект корабля. На протяжении всей истории Капитан остается непостижимым и загадочным, обычно общаясь напрямую только с Сарасти.

Люди на Земле

[ редактировать ]
  • Роберт Паглино, лучший друг детства Сири и практический пример приглушенных эмоций Сири: Сири на самом деле не может чувствовать «дружбу» после операции на мозге, но интеллектуально знает, как от него ожидают поведения друга, и продолжает играть свою роль.
  • Челси, бывшая девушка Сири. Профессиональный корректор человеческих личностей.
  • , было связано Хелен Китон, мать Сири, чье сознание, мозг в стиле чана с виртуальной утопией под названием «Рай». Будучи родителем, она травмировала Сири своими эмоциональными требованиями и вмешательством в его личную жизнь.
  • Джим Мур — отец Сири, полковник, связанный с планетарной обороной.

Инопланетяне

[ редактировать ]
  • Роршах , инопланетный корабль или организм на низкой орбите вокруг коричневого карлика Биг-Бена. Хотя он обладает сверхчеловеческим интеллектом, постепенно становится очевидным, что Роршаху совершенно не хватает истинного сознания или самосознания .
  • Скремблеры, 9-ногие анаэробные инопланетяне, населяющие Роршах и в некотором смысле являющиеся его частью. Как и Роршах , они более умны, чем люди, но не обладают сознанием или самосознанием.

Основные темы

[ редактировать ]

Сознание

[ редактировать ]

Исследование сознания — центральный тематический элемент Blindsight . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Название романа отсылает к состоянию слепого зрения , при котором зрение не функционирует в сознательном мозге, но остается полезным для бессознательных действий. [ 10 ] Другие состояния, такие как бред Котара и синдром Антона-Бабинского , используются для иллюстрации отличий от обычных предположений о сознательном опыте. [ 10 ] Роман поднимает вопросы о сущностном характере сознания. Необходим ли внутренний опыт сознания или же внешне наблюдаемое поведение является единственной определяющей характеристикой сознательного опыта? [ 7 ] [ 8 ] [ 10 ] Необходим ли внутренний эмоциональный опыт для сопереживания или эмпатического поведения достаточно, чтобы обладать сочувствием? [ 10 ] [ 11 ] корабля . находился под контролем искусственного интеллекта К этим вопросам имеет отношение элемент сюжета, близкий к кульминации истории, в котором выясняется, что капитан-вампир на протяжении всего романа [ 10 ] [ 12 ]

Мысленный эксперимент философа Джона Сирла в китайской комнате используется в качестве метафоры, чтобы проиллюстрировать противоречие между понятиями сознания как внутреннего опыта понимания, в отличие от сознания как возникающего результата просто функциональных неинтроспективных компонентов. [ 7 ] [ 10 ] [ 12 ] Слепота вносит свой вклад в эту дискуссию, подразумевая, что некоторые аспекты сознания можно обнаружить эмпирически. [ 8 ] В частности, в романе предполагается, что сознание необходимо как для эстетического восприятия, так и для эстетического восприятия. [ 8 ] [ 9 ] [ 11 ] и для эффективного общения. [ 8 ] Однако возникает возможность того, что сознание является для человечества эволюционным тупиком. [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] То есть сознание могло быть естественным образом выбрано в качестве решения проблем конкретного места в пространстве и времени, но оно станет ограничением по мере изменения условий или встречи с конкурирующими разумами. [ 8 ]

У самих инопланетных существ, с которыми столкнулся экипаж «Тесея», отсутствует сознание. [ 7 ] [ 8 ] [ 11 ] [ 13 ] Необходимость сознания для эффективного общения иллюстрируется отрывком из романа, в котором лингвист понимает, что инопланетные существа на самом деле не могут быть сознательными из-за отсутствия у них семантического понимания:

«Расскажи мне побольше о своих кузенах», — Роршах . послал
«Наши кузены лгут о генеалогическом древе, — ответил Саша, — о племянницах, племянниках и неандертальцах. Мы не любим назойливых кузенов».
«Мы хотели бы узнать об этом дереве».
Саша выключил звук на канале и посмотрел на нас, говоря: « Может ли это быть более очевидным?» «Он не мог это разобрать. Там были три лингвистические двусмысленности. Он их просто проигнорировал».
«Ну, он просил разъяснений», — отметил Бейтс.
«Он задал дополнительный вопрос. Совершенно другое». [ 14 ]

Представление о том, что эти инопланетяне могут не иметь сознания, но обладать интеллектом, связано с идеей о том, что некоторые люди также могли иметь уменьшенное сознание и оставаться внешне функциональными. [ 8 ] [ 9 ] Эта идея схожа с концепцией философского зомби , как ее понимают в философии разума . Blindsight предполагает, что социопаты могут быть проявлением того же явления. [ 8 ] [ 10 ] а требования корпоративной среды могут быть факторами окружающей среды, заставляющими некоторую часть человечества эволюционировать в сторону превращения в философских зомби. [ 8 ] [ 11 ]

Трансгуманизм

[ редактировать ]

Blindsight также исследует последствия трансчеловеческого будущего. [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] В романе люди больше не занимаются сексом с другими людьми ради удовольствия, вместо этого предпочитая использовать виртуальную реальность для поиска идеализированных и покорных партнеров. [ 8 ] и многие предпочитают полностью уйти от реальности, живя в созданных виртуальных мирах, называемых «Райами». [ 8 ] [ 12 ] Вампиры — хищники из далекого прошлого человечества, воскресшие благодаря восстановленной ДНК и живущие среди людей конца 21 века. [ 7 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] Эти вампиры действуют с пониженной чувствительностью, что сравнимо с высокофункциональным аутизмом с сопоставимой дисфункцией аффектов и речи, но имеют преимущество в том, что в их сознании параллельно возникают несколько одновременных мыслей. [ 12 ] Улучшенные навыки сопоставления с образцом, сравнимые с некоторыми формами аутизма, в сочетании с этой «гиперпоточностью» делают их неоценимыми в разработке необычных и часто очень эффективных подходов к решению сложных проблем.

Карл Хейс в своем обзоре для Booklist написал: «Уоттс содержит достаточно заманчивых идей для множества романов, одновременно создавая новые повороты в каждом передовом мотиве, от виртуальной реальности до внеземной биологии». [ 15 ] Kirkus Reviews сказал о книге: «Уоттс слишком много сложностей, но, тем не менее, представляет собой пытливое, сбивающее с толку, сложное, иногда пронзительное инквизицию». [ 16 ] Джеки Кассида в своем обзоре для Library Journal написала: «Уоттс продолжает бросать вызов читателям своими творческими сюжетами и превосходным повествованием». [ 17 ] Издательство Weekly писало: «Уоттс придаёт устрашающий и оригинальный оттенок знакомой истории контакта с инопланетянами». [ 18 ]

Элизабет Беар , отмеченный наградами писатель в области научной фантастики, заявила:

По моему мнению, «Слепое зрение» Питера Уоттса – лучший научно-фантастический роман первого десятилетия этого тысячелетия – и я говорю это как человек, которого по-прежнему не убеждают во всех разветвлениях его центрального аргумента. Уоттс — один из наследных принцев самого сложного поджанра научной фантастики: его работы строги, несентиментальны и полны блестящих маленьких моментов синтеза, которые заставляют мозг ботаника вспыхивать, как автомат для игры в пинбол. Но он еще и поэт – чертовски прекрасный писатель на уровне предложений… [ 19 ]

Адаптации

[ редактировать ]

некоммерческий короткометражный фильм «Blindsight» . В октябре 2020 года вышел [ 20 ] Уоттс описывает это как «обрывки слепого зрения, вспоминаемые Сири Китон во время одной из его интерлюдий бодрствования после этого романа. Захватывающие моменты, расположенные в обратном порядке, похожие на сувениры». [ 21 ]

  1. ^ «Слепое зрение: Утерянные обложки» . Проверено 1 января 2013 г.
  2. ^ «Лауреаты премии Seiun Award 2014» . Локус . 21 июля 2014 года . Проверено 21 февраля 2019 г.
  3. ^ «Номинанты Хьюго (пресс-релиз)» . Архивировано из оригинала 3 мая 2007 года . Проверено 3 октября 2008 г.
  4. ^ «Победители и номинанты премии Кэмпбелла» . Миры без конца . Проверено 23 декабря 2011 г.
  5. ^ «Победители и номинанты премии Locus SF» . Миры без конца . Проверено 23 декабря 2011 г.
  6. ^ Уоттс, Питер. «Слепое зрение Питера Уоттса» . www.rifters.com . Проверено 8 декабря 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж МакГрат, Мартин (10 марта 2011 г.). «Слепое зрение... Или «В китайской комнате, недалеко от туалета» » . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Шавиро, Стивен (27 октября 2006 г.). «Слепое зрение» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2006 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Шавиро, Стивен. «Последствия панпсихизма» (PDF) : 14 . Проверено 8 октября 2014 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Стенограмма подкаста 2: «Слепое зрение» Питера Уоттса» . Научная фантастика прежде всего. Архивировано из оригинала 15 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Шавиро, Стивен (25 августа 2014 г.). «Яростно интеллектуальная литература» . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эльбер-Авирам, Хадас. «Видения человечества между постчеловеческим и нечеловеческим» (PDF) . Imachine: В меме нет «Я» : 4–5. Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Ниршберг, Грег (7 декабря 2010 г.). «Рецензия на книгу Питера Уоттса: Слепое зрение» . Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2014 г.
  14. ^ Уоттс, Питер (3 октября 2006 г.). Слепое зрение . Книги Тор . стр. 112 . ISBN  978-0-7653-1218-1 .
  15. ^ Хейс, Карл (1 октября 2006 г.). «Слепое зрение». Список книг . 103 (3): 45. ISSN   0006-7385 .
  16. ^ «СЛЕПОЕ ЗРЕНИЕ». Обзоры Киркуса . 74 (16): 816. 15 августа 2006 г. ISSN   0042-6598 .
  17. ^ Кассада, Джеки (15 октября 2006 г.). «Слепое зрение». Библиотечный журнал . 131 (17): 55. ISSN   0363-0277 .
  18. ^ Слепое зрение (28 августа 2006 г.). «Слепое зрение». Издательский еженедельник . 253 (34): 36. ISSN   0000-0019 .
  19. ^ Медведь, Элизабет (3 марта 2011 г.). «Лучшие SFF-романы десятилетия: признание слепого зрения » . Тор.com . Проверено 10 июля 2014 г.
  20. ^ Криворучко Данил. «Слепой свет: короткометражный фильм» . слепое зрение.пространство . Проверено 30 октября 2022 г.
  21. ^ «Никакого настроения, рекламы и чертовски милых иконок » Сувенир с скрэмблерами: Криворучко раздавил его» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc62becd7a951ec76a3e8c8aeb618b67__1723006740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/67/dc62becd7a951ec76a3e8c8aeb618b67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blindsight (Watts novel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)