Несьямун
53 ° 48'04 "N 1 ° 32'53" W / 53,801 ° N 1,548 ° W
Несьямун | |
---|---|
Божий отец Монту Писец храма Монту Писец, раскладывающий подношения Писец, ведущий учет скота | |
![]() Художественное изображение того, как изначально могла выглядеть крышка гроба Несьямуна. Эффект призван напомнить иллюстрации, сделанные геодезистами Наполеона в « Описании Египта» . | |
Династия | 20-я династия |
фараон | Рамсес XI |
Похороны | Вероятно, Дейр-эль-Бахари |
| |||||
Несьямун [ 1 ] в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Несьямун , также известный как Нацеф-Амон или Мумия Лидса , был древнеегипетским священником, жившим во времена Двадцатой династии ок. 1100 г. до н.э. Он был старшим членом храмовой администрации храмового комплекса Карнак и носил различные титулы, в том числе «божий отец Монту » и «писец Монту», и отвечал за поднесение ежедневных пищевых подношений богам и подсчет скота. Карнакские храмовые поместья. О его семье ничего не известно.
Его тело было обнаружено в начале 1820-х годов во время раскопок Дейр-эль-Бахари дамбы Джузеппе Пассалаква . Его отправили в Европу и несколько раз продавали, прежде чем его купили для музея Философского и литературного общества Лидса в Лидсе , Англия. В 1824 году его гроб и мумия стали предметом одного из первых научных исследований египетской мумии. Его останки сейчас хранятся в коллекции Городского музея Лидса . Исследование его гроба и покрова мумии показало, что они высокого качества. Несьямун был единственной из мумий музея, которая осталась нетронутой после бомбардировки Лидса в 1941 году , хотя обложка его мумии получила серьезные повреждения. Начиная с 1930-х годов он прошел различные обследования, которые выявили его общее состояние здоровья и то, что он умер в возрасте от 50 до 60 лет. В 2020 году его мумифицированный голосовой тракт был смоделирован с использованием данных компьютерной томографии , что позволило ему издавать один звук; исследование вызвало критику за свою этическую и исследовательскую ценность.
Жизнь
[ редактировать ]Несьямун (что означает «тот, кто принадлежит Амону»). [ 2 ] ) был священником и писцом, работавшим в египетском храмовом комплексе Карнак в Фивах . Он жил во времена Двадцатой династии , когда Фивами правил верховный жрец Амона . [ 3 ] Его самые высокие титулы были связаны с культом Монту , фиванского бога войны, как «божий отец Монту» и «писец храма Монту». Он также выполнял функции в более широком храмовом комплексе как «писец, который раскладывает подношения всем богам Верхнего и Нижнего Египта» и «писец, который ведет учет скота Амона , Мут и Хонсу ». [ 4 ] Он также был носителем благовоний и, возможно, священником - вабом . [ 5 ] [ Примечание 1 ] Его титулы указывают на то, что он был старшим членом администрации храма. [ 4 ]
О его семье ничего не известно, и в надписях на его гробу о них не упоминается. [ 4 ] Согласно путеводителю музея 1854 года, в надписях из его могилы упоминается, что Несьямун женился на дочери Аменемтефиса, занимавшего один из самых высоких постов в « Мемнониуме ». [ 7 ] Сын Несьямуна сменил на этой должности своего деда Аменемтефиса. [ 8 ] Несьямун умер около 1100 г. до н. э. и был похоронен на кладбище жрецов и жриц Амона на дамбе заупокойного Дейр храма Хатшепсут эль-Бахари . [ 9 ] [ 10 ]
Современная история
[ редактировать ]Тело Несьямуна в гробу было вновь обнаружено в 1822 или 1823 году итальянским торговцем Джузеппе Пассалаква во время раскопок дамбы Дейр-эль-Бахари. Затем в 1823 году его вместе с другой мумией отправили из Египта в Триест . [ 11 ] Несьямун был куплен в 1823 году в Лондоне торговцем антиквариатом Уильямом Буллоком у другого человека, который купил и перевез мумию в Англию. [ 12 ] В 1824 году его в последний раз купил банкир Джон Блейдс для музея Философского и литературного общества Лидса . [ 13 ] Несьямун был их второй мумией, поскольку мумия Петора, раскопанная в Фивах Генри Солтом в 1822 году, была получена в феврале 1823 года. [ 14 ]
Гроб Несьямуна был открыт в конце 1824 года, а его мумию исследовали члены Философского и литературного общества Лидса. [ 15 ] Опубликованное в 1828 году вскрытие Томасом Придженом Тилом было «одним из первых научных исследований египетской мумии». [ 16 ] Отчет был междисциплинарным, в нем отмечалось, как тело было развернуто и вскрыто, особенности мумии, с заметками, сделанными на обертках и артефактах внутри них, а также описывались и пытались переводить и объяснять иероглифические тексты и сцены на гробу. [ 16 ] Его имя писалось как «Нациф-Амон». [ 17 ]
Он был выставлен на первом этаже музея и упоминается в путеводителе 1854 года под названием «Энса-Амун». [ 7 ] С 1860-х годов он выставлялся в вестибюле. В 1890-х годах гроб и мумия были исследованы египтологом Флиндерсом Петри , который заявил, что гробы датируются периодом правления Аменхотепа III, но были повторно использованы для более поздней мумии времен правления Рамсеса XII. В 1930-е годы его перенесли и перевыставили в новом корпусе. [ 18 ] Несьямун была единственной мумией, не получившей значительных повреждений после того, как бомбардировка Лидса 15 марта 1941 года разрушила переднюю половину музея . Взрыв бомбы уничтожил красное кожаное украшение, найденное внутри его оберток, разбил на куски покров его мумии и покрыл его тело обломками, но желоб и крышка гроба получили лишь незначительные повреждения. Две другие мумии, хранившиеся в музее, были уничтожены взрывом. [ 19 ] [ 20 ] В конце 1960-х годов Несьямуна перевели в новое здание музея. [ 19 ]
В 1990 году директор Городского музея Лидса пригласил команду Манчестерских мумий под руководством Розали Дэвид провести новое научное исследование Несьямуна (тогда известного как «Нацеф-Амон»). [ 21 ] Многопрофильная команда, созданная в 1973 году, [ 22 ] использовал различные методы, включая рентген, компьютерную томографию и анализ образцов тканей, чтобы определить, что у Несьямуна был артрит шеи и бедра и он был заражен каким-то паразитическим червем. судебно-медицинская реконструкция лица Также была проведена ; изготовленный бюст изображает его таким, каким он мог выглядеть в момент своей смерти. [ 23 ]
С 2002 года Музей Лидса документирует и исследует как украшение гроба, так и сам гроб. Это привело к лучшему пониманию характера ролей, которые играл Несьямун как священник в храме Карнака. [ нужна ссылка ]
В 2008 году мумию перевезли в новый дом городского музея Лидса. [ нужна ссылка ]
Гроб и крышка
[ редактировать ]Сохранившееся тело Несьямуна было погребено в высококачественном деревянном гробу, украшенном иероглифами. [ 24 ] Вероятно, он построен из нескольких кусков дерева смоковницы , заглаженных гипсовой штукатуркой. [ 25 ] [ 26 ] Цвет фона желтый, а тексты и сцены выполнены в ярких тонах. [ 25 ] Гроб имеет форму мумии и изображает Несьямуна в большом парике, окруженном цветочной лентой и увенчанном цветами лотоса. На подбородке у него была короткая борода, которая изображена в публикации 1828 года, но с тех пор оборвалась. На груди у него широкий воротник со скарабеем в центре. Его руки скрещены на груди, а на запястьях и локтях он носит браслеты. Руки у него сжаты в кулаки, что характерно для мужских гробов этой эпохи. [ 27 ] В руках предположительно держались амулеты, вероятно , анкхи , тиет -узлы или джед -столбы , но их больше нет. [ 28 ] Ниже герба находится солнечная ладья, на которой едет Амон-Ре, а сразу под ним — коленопреклоненная богиня Нут с распростертыми крыльями. [ 29 ] [ 26 ]
Крышка разделена центральными и горизонтальными полосами текста, имитирующими расположение широких полос на обертках мумий. Пространство между надписями заполнено сценами, в которых Несьямун приносит подношения различным погребальным богам, включая Ра-Хорахти, Осириса и четырех сыновей Гора . [ 30 ] Имя и титулы Несьямуна не были добавлены в пробелы в заранее изготовленном гробу, а написаны все в одном, вероятно, одним человеком, исходя из последовательного почерка. [ 24 ] Декоративная схема разделена на «восточную» и «западную» тематику между левой и правой сторонами на крышке и корыте с изображением парных дневных и ночных форм богов. [ 31 ] Исида и Нефтида изображены индивидуально у головы и ног гроба, и обе появляются на верхней части ног и поклоняются джед -столбу на подножии корыта. [ 32 ] Центральная вертикальная надпись на крышке обращается к богине Нут с просьбой о вечной жизни и не умереть второй смертью. [ 29 ] Левая и правая вертикальные колонны требуют возможности выйти, чтобы увидеть солнце, присоединиться к богам Осирису и Сокару и получить подношения. Остальные надписи следуют аналогичной теме, требуя подношений и свободы передвижения, чтобы увидеть богов. [ 33 ] В одном тексте конкретно содержится просьба присутствовать на празднике бога Сокара , «с луком на шее в день обхода стен». [ 34 ] Нижняя сторона основания гроба не украшена, как и внутренняя часть, окрашенная в черный цвет. [ 27 ]
Обложка для мумии [ Примечание 2 ] изображает Несьямуна, завернутого в белую ткань, как мумию. На нем снова изображен покойный в парике и повязке с цветочным узором. На груди у него широкий воротник и крылатый скарабей. Ниже изображена барка с солнечным скарабеем в окружении Исиды и Нефтиды. [ 26 ] И снова Нут изображена стоящей на коленях внизу, защитно расправив крылья. Его надписи аналогичны надписям на гробу: две колонны вертикальных иероглифов, призывающих богиню Нут, с тем же текстом, что и крышка гроба. [ 35 ]
Гроб в целом в хорошем состоянии. Трещина проходит по корпусу с правой стороны, а на крышке в ногах, правом плече и левом крае видны современные ремонты, из-за которых текст скрывается. Покров мумии был сильно поврежден во время взрыва бомбы в 1941 году. Первоначально он был белым, но теперь покрашен в черный цвет, возможно, чтобы скрыть повреждения. [ 24 ]
Мумия
[ редактировать ]Первичное обследование
[ редактировать ]Завернутая мумия Несьямуна была впервые исследована в 1824 году Уильямом Осберном, Э. С. Джорджем, Томасом Придженом Тилом, FRS, и Р. Хей, членами Философского и литературного общества Лидса. Они обнаружили, что тело было завернуто во множество слоев льняной ткани «не менее сорока толщин». [ 36 ] Самый внешний слой представлял собой саван из тонкой белой ткани. Ниже располагалось от пяти до шести слоев широких, пропитанных смолой бинтов, а под ними — еще несколько слоев такой же широкой повязки. [ 36 ] Внутри них были две цветочные гирлянды. Они состояли из девяти ниток красных ягод с лепестками лотоса, лепестков лотоса и цветов соответственно. [ 37 ] [ 38 ] В повязках на лице и на голове было обнаружено хрупкое красное кожаное украшение, украшенное фигурками богов и двойными картушами Рамсеса XI. [ 39 ] [ 40 ] Одна часть имела форму букета лотосов, и все это, возможно, служило символом его положения. [ 5 ] Повязка была сделана из переработанной одежды, со следами швов и ремонтов, вся туника использовалась в качестве подкладки на передней части тела, а еще одна одежда закрывала пространство между ногами. [ 41 ] Некоторые ткани также могли быть изготовлены из храмового полотна. [ 42 ]
Когда тело было обнаружено, оно было покрыто слоем благовоний толщиной 1 дюйм (2,5 см), который, как отметил Осберн, «все еще сохраняет слабый запах корицы и кассии». [ 43 ] Полость тела, рот и череп были заполнены тем же веществом. Было обнаружено, что мумия хорошо сохранилась, а кожа, по описанию Осберна, была «серого цвета, мягкая и жирная на ощупь». [ 44 ] Команда заметила, что на лице были видны следы повязок и что все волосы на его голове, включая брови, были тщательно выбриты. Его рот слегка приоткрыт, а язык высунут над зубами. [ 44 ] Мозг извлекали через правую ноздрю. Его органы были удалены через разрез на левом боку, а высушенные и завернутые пакеты с органами были помещены в полость тела. [ 45 ] [ 46 ]
Последующие обследования
[ редактировать ]Несимауну впервые сделали рентген в 1931–32 годах, а затем снова в 1964 году. В 1989 году его повторно обследовали в рамках проекта «Манчестерская мумия». [ 47 ] В 1824 году в ходе расследования Осберна было обнаружено, что задняя часть черепа была удалена. [ 48 ] Его зубы были изношены, как и полагается древнему египтянину его возраста, и он потерял некоторые коренные зубы. [ 49 ] У него также был износ между зубами, в результате чего его передние зубы приобрели форму колышка. Предполагаемые причины — употребление кислых фруктов или чрезмерное усердие и регулярная чистка зубов потертой палочкой. Несмотря на это, у него было заболевание десен с признаками инфекции, но без кариеса, что свидетельствует о диете с низким содержанием сахара. [ 50 ]
Обследование его глаз выявило деградацию нервов, свидетельствующую о периферическом неврите , который может быть вызван такими заболеваниями, как диабет и дефицит витаминов. [ 51 ] Серологическое исследование показало, что у него О-группа крови. [ 52 ]
У него был сужен межпозвоночный диск и связанные с ним остеофиты между 5-м и 6-м шейными позвонками, что могло вызвать боль. Его руки были вытянуты и помещены на переднюю часть бедер, хотя Осберн удалил его руки в 1824 году. [ 48 ] Судя по его ухоженным ногтям и накрашенным хной, он мало занимался физическим трудом. [ 46 ] Его поясничный отдел позвоночника разлочен из-за современных повреждений. На вскрытии его левое бедро вывихнуто, но имеются признаки остеоартрита. Ступни у него нормальные, но форма слегка деформирована из-за тугой повязки. [ 53 ]
Образцы тканей из его паха выявили заражение паразитическими червями Filarioidea , вызывающими заболевание филяриатоз . Это состояние, также называемое лимфатическим филяриатозом или слоновостью, может вызывать отеки ног и паха, но невозможно определить, было ли оно у Несьямуна, из-за сморщивания кожи и тканей, вызванного мумификацией. [ 54 ] Большая часть его брюшной стенки была удалена во время расследования Осберна. [ 55 ] Пакеты органов, упомянутые и исследованные в 1824 году, не были возвращены в полость тела, поэтому их нельзя было исследовать, а дальнейшие доказательства заболевания неизвестны. [ 56 ] У него было затвердение артерий ( атеросклероз ) в крупных артериях паха, заболевание, которое может вызвать сердечные приступы или инсульты. [ 21 ]
Рост Несямуна при жизни был 5 футов 6 дюймов (168 см). [ 46 ] и умер в среднем возрасте, между 40 и 50 годами. [ 21 ] Причина его смерти неизвестна, но его высунутый язык необычен. Рот обычно закрывался после смерти и перед мумификацией. Это привело к предположению, что Несьямун умер насильственной смертью, например, в результате удушения, но подъязычная кость в его горле цела и обычно повреждается в случаях удушения. [ 57 ] Вместо этого он мог умереть, когда его язык опух, возможно, из-за болезни или аллергической реакции. [ 58 ]
Реконструкция голоса
[ редактировать ]В 2020 году голосовой тракт Несьямуна был напечатан на 3D-принтере с использованием данных компьютерной томографии 2016 года. Эта модель, повторяющая его мумифицированный рот и горло, использовалась для создания имитации гласных звуков, чтобы представить, как может звучать голос священника в его текущем состоянии. [ 59 ] [ 60 ] Египтологи поставили под сомнение этику и ценность проекта. [ 61 ] Кристина Риггс прокомментировала в Твиттере, что осквернение мумий «живо и здорово» и что «изменились только обоснования и технологии». [ 62 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Розали Дэвид переводит это как младшая должность ваб -священника. [ 5 ] в то время как Белинда Васселл переводит это как эпитет «чистый». [ 6 ]
- ↑ Дэвид идентифицирует внутреннюю крышку как сохранившуюся крышку внутреннего гроба. [ 26 ] в то время как Вассел видит в этом обложку или доску для мумии. [ 24 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Портер и Мосс 1964 , с. 637.
- ^ Вассел 2008 , с. 4.
- ^ Дэвид 1992b , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с Вассел 2008 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид 1992b , с. 65.
- ^ Вассел 2008 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Бреарс 1992 , с. 89.
- ^ Дэвид 1992b , с. 78.
- ^ Кардин 2015 , с. 327.
- ^ Дэвид 1992a , с. 58.
- ^ Дэвид 1992a , стр. 58–59.
- ^ Бреарс 1992 , с. 83.
- ^ Бреарс 1992 , стр. 83–84.
- ^ Бреарс 1992 , стр. 81–82.
- ^ Бреарс 1992 , стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б Дэвид 1992а , с. 59.
- ^ Осберн 1828 , с. 26.
- ^ Бреарс 1992 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Бреарс 1992 , стр. 90–91.
- ^ Ширин 2019 .
- ^ Jump up to: а б с Дэвид 2005 , с. 176.
- ^ Дэвид 1979 .
- ^ Дэвид 2005 , стр. 176–178.
- ^ Jump up to: а б с д Вассел 2008 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Вассел 2008 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид 1992а , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Вассел 2008 , с. 6.
- ^ Вассел 2008 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Вассел 2008 , с. 26.
- ^ Васселл 2008 , стр. 7, 29–32.
- ^ Вассел 2008 , с. 18.
- ^ Вассел 2008 , с. 19.
- ^ Вассел 2008 , с. 20.
- ^ Вассел 2008 , с. 21.
- ^ Вассел 2008 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Осберн 1828 , с. 3.
- ^ Осберн 1828 , стр. 3–4.
- ^ Дэвид 1992a , с. 61.
- ^ Осберн 1828 , стр. 4–5.
- ^ Дэвид 1992a , с. 63.
- ^ Осберн 1828 , стр. 5–6.
- ^ Вассел 2008 , с. 9.
- ^ Осберн 1828 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Осберн 1828 , с. 7.
- ^ Осберн 1828 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид 1992а , с. 64.
- ^ Бреарс 1992 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Ишервуд и Харт 1992 , с. 106.
- ^ Миллер и Ашер-МакДейд 1992 , с. 117.
- ^ Миллер и Ашер-МакДейд 1992 , стр. 118–120.
- ^ Тэпп и Уайлдсмит 1992 , с. 147.
- ^ Haigh & Flaherty 1992 , стр. 161.
- ^ Ишервуд и Харт 1992 , с. 109.
- ^ Тэпп и Уайлдсмит 1992 , с. 151.
- ^ Тэпп и Уайлдсмит 1992 , с. 148.
- ^ Тэпп и Уайлдсмит 1992 , стр. 148, 153.
- ^ Миллер и Ашер-МакДейд 1992 , стр. 116–117.
- ^ Дэвид 2005 , с. 177.
- ^ Ховард и др. 2020 .
- ^ Льюис 2020 .
- ^ Матич 2021 .
- ^ Канненберг 2022 , с. 332.
Ссылки
[ редактировать ]- Брирс, PCD (1992). «Стоматологический осмотр Нацефа-Амона». В Дэвиде, Арканзас; Тэпп, Э. (ред.). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 112–120. ISBN 978-0-312-09061-6 .
- Кардин, Мэтт, изд. (2015). Мумии во всем мире: Энциклопедия мумий в истории, религии и популярной культуре: Энциклопедия мумий в истории, религии и популярной культуре . АВС-КЛИО. стр. 327–328. ISBN 978-1-61069-420-9 .
- Дэвид, А. Розали, изд. (1979). Проект мумий Манчестерского музея: междисциплинарное исследование древнеегипетских мумифицированных останков (PDF) . Манчестер, Англия: Манчестерский музей. ISBN 0-7190-1293-7 . Проверено 14 декабря 2022 г.
- Дэвид, Арканзас (1992a). «Открытие и вскрытие Нацеф-Амона 1828 года». В Дэвиде, Арканзас; Тэпп, Э. (ред.). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 55–64. ISBN 978-0-312-09061-6 .
- Дэвид, Арканзас (1992b). «Жизнь Нацефа-Амона как священника». В Дэвиде, Арканзас; Тэпп, Э. (ред.). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 65–79. ISBN 978-0-312-09061-6 .
- Дэвид, А. Розали (2005). «Нацеф-Амон, хранитель быков: сравнительное исследование палеопатологии и археологии египетской мумии» . Журнал биологических исследований – Bollettino della Società Italiana di Biologia Sperimentale . 80 (1). дои : 10.4081/jbr.2005.10177 . ISSN 2284-0230 . S2CID 239525800 .
- Дэвид, Арканзас; Тэпп, Э. (1992). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-09061-6 . Проверено 13 декабря 2022 г.
- Хей, Т.; Флаэрти, штат Калифорния (1992). «Группа крови». В Дэвиде, Арканзас; Тэпп, Э. (ред.). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 154–161. ISBN 978-0-312-09061-6 .
- Ховард, DM; Шофилд, Дж.; Флетчер, Дж.; Бакстер, К.; Ибалл, Греция; Бакли, ЮАР (23 января 2020 г.). «Синтез вокального звука 3000-летней мумии Несьямуна «Истинный голос» » . Научные отчеты . 10 (1): 45000. Бибкод : 2020NatSR..1045000H . дои : 10.1038/s41598-019-56316-y . ISSN 2045-2322 . ПМК 6978302 . ПМИД 31974412 .
- Ишервуд, Ян; Харт, CW (1992). «Радиологическое исследование». В Дэвиде, Арканзас; Тэпп, Э. (ред.). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 100–111. ISBN 978-0-312-09061-6 .
- Канненберг, Джон (2022). «Слушаем археологические музеи» . Стивенсон, Алиса (ред.). Оксфордский справочник по музейной археологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 328–352. ISBN 978-0-19-258675-9 .
- Льюис, Софи (23 января 2020 г.). «Послушайте звук египетской мумии, которой 3000 лет» . www.cbsnews.com . Проверено 9 февраля 2021 г.
- Малсбери, Эрин (23 января 2020 г.). «Мертвые говорят! Ученые воссоздают голос 3000-летней мумии» . Наука . Проверено 9 февраля 2021 г.
- Матич, Урош (июнь 2021 г.). «Говори как египтянин? Эпистемологические проблемы с синтезом голосового звука из мумифицированных останков Несьямуна и расовые обозначения в мумиеведениях». Археологические диалоги . 28 (1): 37–49. дои : 10.1017/S1380203821000076 . S2CID 234364919 .
- Миллер, Джудит; Ашер-МакДейд, Кэтрин (1992). «Стоматологический осмотр Нацефа-Амона». В Дэвиде, Арканзас; Тэпп, Э. (ред.). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 112–120. ISBN 978-0-312-09061-6 .
- Осберн, Уильям (1828). Отчет о египетской мумии, представленный музею Философского и литературного общества Лидса . Лидс: Робинсон и Эрнаман . Проверено 9 мая 2023 г.
- Портер, Берта; Мосс, Розалинда Л.Б. (1964). Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин I: Фиванский некрополь. Часть 2: Царские гробницы и небольшие кладбища (второе изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . Проверено 5 мая 2023 г.
- Ширин, Джозеф (22 апреля 2019 г.). «3 забытые истории из прошлого Лидса» . Лидс-Список . Проверено 16 января 2020 г. .
- Тэпп, Э.; Уайлдсмит, К. (1992). «Вскрытие и эндоскопия мумии Лидса». В Дэвиде, Арканзас; Тэпп, Э. (ред.). Рассказ мумии: научное и медицинское исследование Нацефа-Амона, священника храма в Карнаке (изд. США, 1993 г.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 132–153. ISBN 978-0-312-09061-6 .
- Вассел, Белинда (2008). Гроб Несьямуна, «мумии Лидса»: (LEEDM. D.1960.426) . Лидс: Философское и литературное общество Лидса. ISBN 978-1-870737-21-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Несьямуном , на Викискладе?