Религия в «Секретных материалах»

«Секретные материалы» — американский научно-фантастический телесериал, входящий в «Секретные материалы» франшизу , созданный сценаристом Крисом Картером . Первоначально программа выходила в эфир с 10 сентября 1993 года по 19 мая 2002 года . Шоу стало хитом канала Fox , а его персонажи и лозунги, такие как «Истина где-то рядом», «Никому не доверяй» и «Я хочу верить», стали эталонами популярной культуры 1990-х годов. В сериале рассказывается о поисках специального агента ФБР Фокса Малдера ( Дэвид Духовны ), верующего в сверхъестественные явления, и Даны Скалли ( Джиллиан Андерсон ), его скептически настроенной партнерши. Некоторые эпизоды, персонажи и сюжетные линии напрямую связаны с понятием религии.
Главный аспект сериала заключается в том, что, несмотря на то, что Малдер был верующим, а Скалли - скептиком, Скалли была набожной католичкой . На протяжении всего сериала ее католическая вера служила краеугольным камнем, хотя временами и противоречила ее жесткому скептицизму в отношении паранормальных явлений. Благодаря своей карьере в области науки и медицины она отошла от католического воспитания, но осталась несколько твердо убежденной в своих религиозных убеждениях. Несколько отдельных эпизодов посвящены вере Скалли, ее вопросам о Боге и ее жизненной миссии. Малдер, с другой стороны, часто представлял организованную религию в более негативном свете, полагая, что многие религиозные действия были вызваны безумием.
Религиозные темы
[ редактировать ]Первое явное проявление религии произошло в четвёртом эпизоде первого сезона « Проводника ». В конце эпизода Малдер сидит в церкви и плачет, глядя на фотографию своей сестры. Говард Гордон , написавший этот эпизод, заявил, что эти образы не подразумевали христианство, а скорее символ «святилища, места, где он может восстановить свою беспомощность и пропажу своей сестры». [ 1 ]
Однако в « За морем » понятие религии и загробной жизни было исследовано дальше, на этот раз с Даной Скалли. В эпизодах, предшествующих «За морем», главные герои «Секретных материалов» прочно утвердились в роли верующего (Малдер) и рационального ученого/скептика (Скалли). «За морем» — первый эпизод, в котором эти роли поменялись местами. [ 2 ] Скалли, уязвимая после смерти отца, убеждена в очевидных экстрасенсорных способностях Боггса. [ 3 ] Тем временем Малдер отказывается верить серийному убийце, игнорирует любые доказательства в пользу Боггса и рассматривает только рациональные объяснения. По словам Яна Делсары, Скалли склонна верить Боггсу, потому что она идентифицирует себя с ним: они оба понимают давление высоких семейных ожиданий. Скалли очень хотела, чтобы ее отец гордился ею, несмотря на то, что он не оправдал его ожиданий, что она станет врачом, а Боггс, убивая свою семью, надеялся убить их ожидания и осуждение о нем. [ 4 ] Напротив, отношения Малдера с его родителями, основанные на негодовании на них из-за их неспособности защитить его сестру (темы, развитые позже в сериале), заставляют его не желать идентифицировать себя с Боггсом. [ 4 ] Пока Скалли следует своему инстинкту и раскрывает дело, в Малдера стреляют, и он попадает в больницу из-за своих сомнений и скептицизма. [ 5 ] По словам Джо Беллона, по ходу эпизода даже личность Скалли становится похожей на личность Малдера, и «для всех повествовательных целей она становится Малдером почти на весь эпизод». [ 6 ] По словам Дина А. Ковальски, эта смена ролей партнеров представляет собой «смешение» персонажей Малдера и Скалли, которое присутствует на протяжении всего сериала. [ 7 ] Выбор Скалли обычной роли Малдерса также демонстрирует сложность ее характера. Хотя на нее сильно повлияло ее научное образование, у нее также есть религиозная вера. [ 8 ] Пол С. Петерсон отмечает, что, хотя этот эпизод не посвящен непосредственно религии, он показывает первое из нескольких видений, которые Скалли переживает на протяжении всего сериала; более поздние видения появляются в эпизодах, более непосредственно связанных с религией и верой Скалли (« Одно дыхание », « Элегия » и « Все души »). [ 7 ] [ 8 ] В этом эпизоде ее вера в отца в конечном итоге оказывается сильнее, чем ее вера в паранормальные явления, поскольку она отказывается поддаться искушению Боггса. Вместо того, чтобы принять его предложение помочь ей связаться с отцом, Скалли навещает своего партнера в больнице. [ 9 ]
По мере развития сериала религия исследовалась дальше. Например, в эпизоде первого сезона « Чудо-человека » был показан мальчик, который мог воскрешать мертвых. Первоначально сценарий предусматривал более откровенные религиозные образы, хотя цензоры Fox возражали против изображений целителя Сэмюэля, избитого до смерти в крестообразной позе, что привело к вырезанию сцен. [ 10 ]
Фон
[ редактировать ]Несколько эпизодов сериала напрямую заимствовали темы из романов, посвященных религии: на эпизод третьего сезона « Талита Куми » повлияла « Великий инквизитор глава Федора Достоевского » из романа «Братья Карамазовы» ; [ 11 ] а эпизод седьмого сезона « Шестое вымирание II: Амор Фати » черпал вдохновение из Никоса Казандзакиса романа «Последнее искушение Христа» . [ 12 ] Оба эпизода были написаны Дэвидом Духовны и использовали образы Христа в всеобъемлющей мифологии или вымышленной истории сериала . В «Шестом вымирании 2: Любовь Фати» Фокс Малдер сравнивается с изображением Христа Казандзакисом, испытывающим видение идиллической жизни во время страданий на крестообразном операционном столе. [ 13 ] «Талита Куми» показывает, как Курильщик и инопланетный целитель повторяют разговор между Христом и главным инквизитором из произведений Достоевского, обсуждая потребность человечества в истинной вере в Бога по сравнению с верой в то, что авторитетный деятель решил, что лучше для человечества. [ 14 ]
Прием
[ редактировать ]Использование религиозных образов в сериале было встречено неоднозначной реакцией критиков. Эпизод первого сезона « Чудо-человек » подвергся высмеиванию за изображение «стереотипной, бьющей по Библии южной среды»; [ 1 ] с его центральным персонажем, подобным Христу, трактованным в «своего рода глупой» манере. [ 15 ]
Критическая оценка эпизода третьего сезона « Откровения », раскрывающего религиозную преданность Скалли, была встречена более положительно. Зак Хэндлен из AV Club положительно отозвался об образе Скалли в этом эпизоде, отметив: «На самом деле, это лучше всего работает как эпизод со Скалли. Я предпочитаю Дэрина Моргана версию персонажа …, но я сомневаюсь, что эта версия могла бы поддержать полный эпизод о Бог, точно так же, как и эта более ищущая и потерянная Скалли». [ 16 ] Однако Хэндлен критически отнесся к некоторым религиозным аспектам эпизода, написав, что существование христианского Бога «действительно мешает мне поддерживать его настолько полно, насколько мне хотелось бы», потому что это «превзошло бы почти все остальное, что Малдер и Скалли потратили свое время». [ 16 ] Джон Киган из Critical Myth отметил: «В целом этот эпизод подчеркивает Скалли и ее веру, и в процессе ему удается предсказать многие будущие развития сюжета сериала и ее персонажа. Духовная война, лежащая в основе мифологии сериала, лежит в основе мифологии сериала. отражено в ситуации, которая напрямую связана со Скалли и ее воспитанием, и хотя некоторые религиозные метафоры жестковаты, это работает достаточно хорошо». [ 17 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Entertainment Weekly поставил этому эпизоду оценку B+ и положительно отозвался о его «изобретательности», которая «вытекает из выбора самой распространенной из всех паранормальных явлений — христианства». [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «X Cyclopedia: Полное руководство по эпизодам, сезон 1» . Развлекательный еженедельник . 29 ноября 1996 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ Ягодзинский, Ян; Хипфл, Бриджит (май 2001 г.), «Молодежные фантазии: психоаналитическое чтение «Секретных материалов»» , Исследования в области образования в области медиа и информационной грамотности , 1 (2): 1–14, doi : 10.3138/sim.1.2.002 , получено 6 августа 2024 г. .
- ^ Ковальски (2007) , стр. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Дельсара (2000) , стр. 118–119.
- ^ Малах, Мишель в Лавери, Гааге и Картрайт (1996) , стр. 72.
- ^ Беллон (1999) , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Ковальски (2007) , стр. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон (2002) , с. 184.
- ^ Лавери, Гаага и Картрайт (1996) , стр. 181–182.
- ^ Сингер (2003) , с. 228
- ^ Лоури (1996) , с. 18.
- ^ Шапиро (2001) , стр. 28–29.
- ^ Шапиро (2001) , стр. 19–29.
- ^ Лоури (1996) , стр. 219–222.
- ^ Хэндлен, Зак (24 июля 2008 г.). «Секретные материалы: «Молоды сердцем» / «EBE» / «Чудо-человек» » . АВ-клуб . Лук, Инк . Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хэндлен, Зак (25 июля 2010 г.). «Секретные материалы: «731»/«Откровения»/«Война копрофагов » . АВ-клуб . Лук, Инк . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ Киган, Джон. «Откровения» . Критический миф . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ «X Cyclopedia: Полное руководство по эпизодам, сезон 3» . Развлекательный еженедельник . 29 ноября 1996 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 21 мая 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Бэдли, Линда (2000), «Скалли бьется о стеклянный потолок: постмодернизм, постфеминизм, постгуманизм и секретные материалы », в Хелфорде, Элис Рэй (редактор), « Девочки-фантазии: гендер в новой вселенной научной фантастики и фэнтезийного телевидения». , Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд , ISBN 978-0-8476-9834-9 . [ необходимы страницы ]
- Беллон, Джо (1999), «Странный дискурс «Секретных материалов»: что это такое, что он делает и что поставлено на карту», Critical Studies in Media Communication , 16 (2): 136–154, doi : 10.1080 /15295039909367083 .
- Кантор, Пол А. (2003). Гиллиган Освобожденный: поп-культура в эпоху глобализации . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-0779-1 .
- Корнелл, Пол; Дэй, Мартин; Топпинг, Кейт (1997), X-Treme Possibilities: параноидальный поиск в секретных материалах , Virgin Books , ISBN 978-0-7535-0019-4 . [ необходимы страницы ]
- Дельсара, январь (2000), PopLit, PopCult и Секретные материалы: критическое исследование , МакФарланд , ISBN 978-0-7864-0789-7 .
- Эдвардс, Тед (1997), Секретные материалы: Секретные материалы: Несанкционированный сборник «Секретных материалов» , Little, Brown and Company , ISBN 978-0-316-21808-5 . [ необходимы страницы ]
- Фарранд, Фил (1997), Руководство для придирок для X-Philes , Dell Publishing , ISBN 978-0-440-50808-3 . [ необходимы страницы ]
- Келлнер, Дуглас (2003), Media Spectacle , Routledge , ISBN 978-0-415-26828-8 . [ необходимы страницы ]
- Ковальски, декан А. (2007), Философия Секретных материалов , Университетское издательство Кентукки , ISBN 978-0-8131-2454-4 .
- Лавери, Дэвид; Гаага, Анджела; Картрайт, Марла, ред. (1996), Отрицать все знания: чтение «Секретных материалов» , издательство Сиракузского университета , ISBN 978-0-8156-0407-5 .
- Ловес, Фрэнк (1996), Рассекреченные «Секретные материалы: Несанкционированный гид» , Цитадель , ISBN 978-0-8065-1745-2 . [ необходимы страницы ]
- Лоури, Брайан (1995), Истина где-то рядом: Официальный путеводитель по «Секретным материалам» , HarperPrism , ISBN 978-0-06-105330-6 . [ необходимы страницы ]
- Лоури, Брайан (1996), Никому не доверяй: официальный путеводитель по «Секретным материалам» , HarperPrism, ISBN 978-0-06-105353-5 .
- Мизеевски, Линда (2004), Крутые и на высоких каблуках: женщина-детектив в популярной культуре , Routledge , ISBN 978-0-415-96971-0 . [ необходимы страницы ]
- Петерсон, Пол К. (2002), «Религия в Секретных материалах», Journal of Media and Religion , 1 (3): 181–196, doi : 10.1207/S15328415JMR0103_4 , S2CID 144350548 .
- Шапиро, Марк (2001), Все вещи: Официальный путеводитель по Секретным материалам, том 6 , Harper Prism, ISBN 978-0-06-107611-4 .
- Вестфаль, Гэри (2005), Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда , Издательская группа Гринвуд , ISBN 978-0-313-32953-1 . [ необходимы страницы ]