Феликс Раллессон-Мольен
Феликс Равайссон-Мольен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 23 октября 1813 г. |
Умер | 18 мая 1900 г. | (86 лет)
Образование | Роллин Колледж |
Альма-матер | Мюнхенский университет |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия Французский спиритуализм |
Учреждения | Университет Ренна |
Основные интересы | Метафизика Позитивная философия |
Известные идеи | Критика французского эклектизма |
Жан-Гаспар-Феликс Лаше Раллезон-Мольен (англ. Французский: [ʁavɛsɔ̃ mɔljɛ̃] ; 23 октября 1813 — 18 мая 1900) — французский философ , «возможно, самый влиятельный философ Франции во второй половине девятнадцатого века». [ 1 ] Первоначально он был и остается более известным как Феликс Равайссон . [ 2 ]
Его «основополагающей» «ключевой» работой была книга «De l'habitude» (1838), переведенная на английский как «Of Habit» . [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ] Философия Равессона находится в традиции французского спиритуализма , начало которому положил Пьер Мен де Биран (1766–1824) эссе «Влияние привычки на способность мышления» (1802). Однако Равэссон развил свою доктрину как то, что он назвал «спиритуалистическим реализмом» и «спиритуалистическим позитивизмом», и, по мнению ученого Равэссона Марка Синклера , ее можно рассматривать как основателя «школы случайностей». [ 5 ] Его самым известным и влиятельным преемником был Анри Бергсон , с которым, как можно видеть, традиция закончилась в 1930-х годах; [ 1 ] хотя можно увидеть, что «родословная» этой « философии жизни » вернулась в конце двадцатого века вместе с Жилем Делёзом . [ 4 ] Равэссон никогда не работал во французской системе государственных университетов, и когда ему было около 20, он отказался от должности в Университете Ренна . [ 6 ] В 1838 году он был нанят в качестве главного личного секретаря министра народного просвещения, а затем занял высокие должности, такие как генеральный инспектор библиотек, а затем хранитель классических древностей в Лувре . [ 7 ] Позже в своей жизни он был назначен председателем жюри Агрегации философии во Франции, что является «значительной должностью». [ 8 ] Равайссон был не только философом, классиком , архивариусом и администратором образования , но и художником, выставлявшимся под именем Лаше. [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Равайссон родился в Намюре . После успешного курса обучения в колледже Роллена осенью 1839 года он отправился в Мюнхен , где посещал лекции Шеллинга , и получил степень по философии в 1836 году. В следующем году он опубликовал первый том своей знаменитой работы «Эссе». sur la métaphysical d'Aristote («Очерк метафизики Аристотеля»), к которому в 1846 году он добавил дополнительный том. Этот труд не только критикует и комментирует теории Аристотеля и перипатетиков , но и развивает на их основе современную философскую систему. [ 9 ]
В 1838 году он получил докторскую степень, диссертацию под названием «De l'habitude» («О привычке»), которая должна была стать классическим текстом (метафизической «поэмой» о природе в целом, понимаемой через интуитивный анализ приобретенной привычки как особое проявление его сущности, которым восхищались Бергсон и Хайдеггер), [ нужна ссылка ] и стал профессором философии в Ренне . С 1840 г. он был генеральным инспектором публичных библиотек, а в 1860 г. стал генеральным инспектором по ведомству высшего образования. Он также был членом Академии моральных и политических наук и хранителем Отдела древностей Лувра ( с 1870). Он умер в Париже в 1900 году. [ 9 ]
Философская работа
[ редактировать ]В философии он принадлежал к школе Виктора Кузена , с которым спорил по многим важным вопросам. Акт сознания , по его мнению, является основой всякого познания . Акты сознания — это проявления воли , которая является мотивом и творческой силой интеллектуальной жизни . Идея Бога — это совокупная интуиция , данная всеми различными способностями ума при наблюдении гармонии в природе и в человеке. Эта теория оказала значительное влияние на спекулятивную философию во Франции в последние годы XIX века. [ 9 ]
Библиография
[ редактировать ]«Полными» «три главных» философских труда Равуарсона являются: «Очерк метафизики Аристотеля» [т. 1 и Том. 2] (1837 и 1846); По привычке ( По привычке , 1838); и Отчет о философии во Франции в XIX веке (1867 г.). [ 10 ] [ 11 ] Равайссон также написал ряд других «заслуживающих внимания эссе», таких как «La Philosophie contemporaine» («Современная философия», 1840 г.); «Философия Паскаля» («Философия Паскаля», 1887 г.) и «Метафизика и мораль» («Метафизика и мораль», 1893 г.). [ 12 ] После своей смерти он также «оставил незаконченные фрагменты крупного труда, которые были опубликованы посмертно», сначала как «Философский завет» в Revue de métaphyque et de мораль («Философский завет», 1901), а затем в расширенной форме как «Философский завет». ( «Философский завет» , 1933). [ 12 ] [ 13 ]
Год | Заголовок | Подробности об оригинальной публикации | Английское название | Подробности английской публикации |
---|---|---|---|---|
1834 | Из «Метафизики» Аристотеля | Неопубликованная конкурсная рукопись. [а] Отрывки из книги «От природы к духу» , 2001. [б] |
||
1837 | Очерк метафизики Аристотеля [Том. 1] [с] | Париж: Imprimerie Royale, 1837. [д] | ||
1838 | По привычке | Докторская диссертация в Сорбонне (первичная). [и] Париж: Х. Фурнье, 1838. [ф] |
Привычки | (1) Пер. К. Карлайл и М. Синклер: [г] По привычке , Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2008. [час] (2) Обновлен транс. М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные очерки , 2016, с. 31–58. [я] |
1838 | Трактат Спевсиппи о первоначалах вещей, какими они были у Аристотеля. | Докторская диссертация Сорбонны (среднее) [на латыни]. [Дж] Переведено на французский язык в 2012 году. [к] |
||
1840 | «Современная философия: фрагменты философии г-на Гамильтона» | в La Revue des deux mondes , 1840, стр. 397–427. | «Современная философия» | Пер. Дж. Данэм: Феликс Равайссон: Избранные эссе , 2016, с. 59–84. [л] |
1845 | Очерк метафизики Аристотеля [Том. 2] [м] | Париж: Жубер, 1845. | ||
1854 | Преподавание рисования в средней школе. [н] | Париж: Дюпон, 1854. | «Искусство рисования по Леонардо да Винчи». [Часть перевода] [the] |
Пер. М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные очерки , 2016, с. 145–58 |
1856 | «Воспоминания о стоицизме». [п] | в «Мемуарах Императорского института Франции» , Академии надписей и изящной словесности , вып. XXI, 1857, с. 1-94. | «Очерк стоицизма». | Пер. А. Эфаль и М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные эссе , 2016, с. 85-144. |
1867 | Философия во Франции в XIX веке. [д] | Париж: Ашетт, 1867. | ||
1871 | Венера Милосская [Версия 1] [р] | Париж: Ашетт, 1871. [с] | ||
1875 | Классика искусства: модели для обучения рисованию. | Париж: Рапили, 1875 г. [т] | ||
1880 | «Погребальные памятники греков» [в] | в политическом и литературном обзоре. Blue Review , 10 апреля 1880 г., т. 1, с. XVIII, с. 963-70. | «Греческие погребальные памятники» | Пер. М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные очерки , 2016, с. 229-242. |
1882 | «Обучение рисованию по М. Ф. Раллессону» | в Словаре педагогики и начального обучения Vol. 1, 1882 г.; Париж: Hachette, с. 671-84. [v] | «Об обучении рисованию» [В] | Пер. Т. Виола и М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные эссе , 2016, с. 159-188. |
1887 | «Философия Паскаля» | в La Revue des deux mondes 80, 1887, с. 399–428. | «Философия Паскаля» [х] | Пер. М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные очерки , 2016, с. 253–78. |
1892 | "Тайны. Фрагмент исследования по истории религий" | в политическом и литературном обзоре. Blue Review , 19 марта 1892 г., с. 362-6. | «Тайны: Фрагмент исследования истории религии» [и] | Пер. М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные очерки , 2016, с. 243-252. |
1892 | Венера Милосская [Версия 2] [С] | в «Воспоминаниях Академии надписей и беллетристики» , т. XXXIV, часть 1, 1892 г., с. 145-256. также как отпечатки Клинксика: Париж, 1892 г. |
«Венера Милосская» [Часть перевода] [аа] |
Пер. М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные очерки , 2016, с. 189-228. |
1893 | «Метафизика и мораль» | в «Ревю де метафизики и морали», 1, 1893, 6–25. [бб] | «Метафизика и мораль» | Пер. М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные очерки , 2016, с. 279–94. |
1901 | «Философский завет» [Оригинал] [сс] | Эд Ксавье Леон в «Ревю де метафизики и морали», 9/1, 1901, с. 1–31. | ||
1933 | Философский завет [развернутый] [сс] | Эд Чарльз Деввайз. Париж: Бойвен, 1933. | «Философское завещание» | Пер. Дж. Данэм и М. Синклер: Феликс Равайссон: Избранные эссе , 2016, с. 295–336. |
Примечания
|
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2019), с. 1
- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2016), с. 1
- ^ Карлайл (2010), с. 125
- ^ Перейти обратно: а б Гросс (2013), с. 219
- ^ Синклер (2019), с. 9–10
- ^ Перейти обратно: а б с Синклер (2019), с. 7
- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2019), с. 8
- ^ Синклер (2019), с. 9
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Перейти обратно: а б с Синклер (2019), с. 6
- ^ Карлайл и Синклер (2008), с. 4-5
- ^ Перейти обратно: а б Карлайл и Синклер (2008), с. 5
- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2016), с. VII
- ^ Синклер (2016), с. 2-3
- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2019), с. xi
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Синклер (2016), с. ви
- ^ Карлайл и Синклер (2008), с. 1-21; 78-114
- ^ Карлайл и Синклер (2008), с. 20
- ^ Рессон, Феликс (2012). «Рессон, учение Спевсиппа о первых началах по свидетельству Аристотеля» . Философские тетради (2): 68–96. дои : 10.3917/каф.129.0068 . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Синклер (2016), с. 8-9
- ^ Синклер (2016), с. 3-4
- ^ Синклер (2016), с. 25
- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2016), с. 11-12
- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2016), с. 27
- ^ Синклер (2016), с. 10-11
- ^ Синклер (2016), с. 11
- ^ Синклер (2016), с. 13-15
- ^ Перейти обратно: а б Синклер (2016), с. 15-18
- ^ Синклер (2016), с. 28
- ^ Синклер (2016), с. 12-13
- ^ Синклер (2016), с. 18
- ^ Синклер (2016), с. 12
- ^ Синклер (2016), с. 19-20
- ^ Синклер (2016), с. 18-19
- ^ Синклер (2016), с. 20-21
- ^ Синклер (2016), с. 21-22
Источники
[ редактировать ]Начальный
- Синклер, Марк . Быть склонным: философия привычки Феликса Равайссона (Оксфорд: Oxford University Press, 2019)
вторичный
- Карлайл, Клэр . «Между свободой и необходимостью: Феликс Равайссон о привычке и моральной жизни», в Inquiry (43/2: 2010), стр. 123–45
- Карлайл, Клэр и Марк Синклер . «Введение редактора» и «Комментарий редактора» в книге «Феликс Равайссон о привычке» , перевод, введение и комментарии Клэр Карлайл и Марка Синклера (Лондон/Нью-Йорк: Continuum, 2008), стр. 1-21; 78-114
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Равессон-Мольен, Жан Гаспар Феликс ». Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 922. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Гросс, Элизабет . «Привычка сегодня: Равессон, Бергсон, Делез и мы», в журнале «Тело и общество» (19/2–3: 2013), стр. 217–39
- Малабу, Кэтрин . «Зависимость и благодать: предисловие к книге Феликса Равайссона «О привычке » в книге «Феликс Равайссон о привычке » , перевод, введение и комментарии Клэр Карлайл и Марка Синклера (Лондон/Нью-Йорк: Continuum, 2008), стр. vii-xx
- Синклер, Марк . «Введение» в книге «Феликс Равайссон: Избранные эссе » под редакцией Марка Синклера; перевод Джереми Данэма, Ади Эфала, Марка Синклера, Туллио Виолы (Лондон: Bloomsbury, 2016), стр. 1-29
- 1813 рождений
- 1900 смертей
- Французские педагоги XIX века
- Французские эссеисты XIX века.
- Французские писатели-мужчины XIX века
- Французские художники XIX века.
- Французские философы XIX века
- Теоретики действия
- Аристотелевские философы
- Классицизм
- Комментаторы Аристотеля
- Континентальные философы
- Французские эпистемологи
- Французские археологи
- Французские историки искусства
- Французские ученые-классики
- Французские эссеисты
- Французские специалисты по этике
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские художники-мужчины
- Французские историки философии
- Метафизики
- Онтологи
- Жители Намюра (города)
- Французские философы искусства
- Французские философы культуры
- Французские философы образования
- Французские философы истории
- Философы разума
- Философы психологии
- Философы социальных наук
- Французские ученые-философы