Пересечение внутренней границы Германии во время холодной войны

Пересечение внутренней границы Германии оставалось возможным на протяжении всей холодной войны ; она никогда не была полностью закрыта, как граница между двумя Кореями , хотя существовали строгие ограничения на передвижение граждан Восточной Германии. [ 2 ] Послевоенные соглашения об управлении Берлином предусматривали, что западные союзники должны были иметь доступ к городу через определенные воздушные, автомобильные, железнодорожные и речные соединения. Советы и восточные немцы в основном соблюдали это, хотя и с периодическими перерывами и преследованиями путешественников. Хуже всего это произошло в 1948 году во время блокады Берлина , когда припасы можно было доставлять только по воздуху (знаменитый Берлинский воздушный транспорт ), хотя военные конвои союзников могли проходить через Восточную Германию по пути в Берлин.
Легально пересечь границу можно было лишь по ограниченному числу воздушных, автомобильных, железнодорожных и речных маршрутов. Путешественники, въезжающие в Данию, Швецию, Польшу и Чехословакию и обратно, также могут проходить через Восточную Германию. В остальном права доступа для ненемцев были очень ограничены. Иностранцы должны были предоставить маршрут в государственное туристическое бюро Восточной Германии за девять недель, оплатить сборы за бронирование и зарегистрироваться в местной полиции по прибытии, покупать топливо только на специально утвержденных заправочных станциях и тратить установленный минимум денег каждый день. [ 3 ] Они были обязаны останавливаться в государственных « Интеротелях », где номера стоили в пять-десять раз дороже, чем в (очень немногих) обычных восточногерманских отелях. [ 4 ] Учитывая эти ограничения, неудивительно, что в Восточной Германии туристическая индустрия не развита; даже в мае 1990 года во всей стране было всего 45 000 гостиничных мест. [ 5 ] Жители Запада сочли пересечение внутренней границы Германии несколько тревожным опытом. Ян Моррис писал:
Путешествие с запада на восток через [внутреннюю немецкую границу] было похоже на погружение в унылый и тревожный сон, населенный всеми ограми тоталитаризма, полуосвещенный мир убогих обид, где с тобой можно было сделать все, что я чувствовал , и никто никогда об этом не слышал, и каждый ваш шаг преследовался бдительными глазами и механизмами. [ 6 ]
Каждый из способов пересечения границы имел свои сложности. Только самолетам трех западных союзников было разрешено летать в Западный Берлин или из него; гражданские перевозки в основном обслуживались Air France , British European Airways (позже British Airways ) и Pan Am . [ 7 ] Речное движение имело огромное значение для выживания Западного Берлина, доставляя в город около пяти миллионов тонн грузов в год, но подвергалось многочисленным проверкам и мелким ограничениям со стороны властей Восточной Германии. [ 8 ] Железнодорожное движение было мучительно медленным; локомотивы и поездные бригады приходилось менять на границе, транспортная полиция Восточной Германии ( Trapos ) проводила проверки с использованием служебных собак для выявления безбилетных пассажиров, паспорта и визы приходилось оформлять на пограничных станциях, а состояние путей было настолько плохим, что максимальная скорость поездов была ограничена 70 километрами в час (43 мили в час). [ 9 ] Пересечение дорог было довольно простым, но медленным из-за обширных пограничных формальностей и проверок. Водители были обязаны оставаться на определенных транзитных маршрутах через Восточную Германию. [ 10 ]
Пункты пропуска
[ редактировать ]До 1952 года внутреннюю границу Германии можно было пересечь практически в любой точке на ее протяжении. В результате укрепления границы были перерезаны 32 железнодорожные линии, три автобана, 31 главная дорога, восемь главных дорог, около 60 второстепенных дорог и тысячи полос движения и телег. [ 11 ] Количество пунктов пропуска было сокращено до трех воздушных коридоров, трех автомобильных коридоров, двух железнодорожных линий и двух речных путей, обеспечивающих транзитный доступ к Берлину, а также нескольких дополнительных пунктов пропуска для грузовых перевозок. [ 12 ] Ситуация несколько улучшилась после сближения двух немецких государств в 1970-х годах. Дополнительные пограничные переходы для так называемых kleine Grenzverkehr – « малого приграничного движения », в основном для однодневных туристов из Западной Германии – были открыты в различных местах вдоль границы.
Переправы
[ редактировать ]
К 1982 году насчитывалось 19 пунктов пересечения границы: шесть дорог, три автобана, восемь железнодорожных линий, а также река Эльба и Среднегерманский канал . [ 1 ]
Пересечение дорог (контрольно-пропускные пункты Восток/Запад, с севера на юг)
- Зельмсдорф / Шлутуп
- Заррентен / Гудов
- Расположен на федеральной трассе 24 между Западным Берлином и Гамбургом .
- Хорст / Лауэнбург
- Зальцведель /Берген
- Мариенборн / Хельмштедт
- Самый большой перекресток на Bundesautobahn 2 между Ганновером и Западным Берлином. Используется в качестве основного транзитного контрольно-пропускного пункта для тех, кто направляется в Западный Берлин или приезжает из него.
- Ворбис / Дудерштадт
- Варта / Херлесхаузен
- Майнинген / Эйссенхаузен
- Айсфельд / Роттенбах
- Хиршберг / Рудольфштейн
Железнодорожный переезд
- Хернбург / Любек
- Шванхайде / Бюхен
- Эбисфельде / Вольфсбург
- Мариенборн / Хельмштедт
- Элрих / Валькенрид
- Герстунген / Бебра
- Пробстцелла / Людвигштадт
- Гутенфюрст / Хоф
Водный переход
Крупнейший пункт пересечения границы или Grenzübergangsstelle (GÜSt) между Восточной и Западной Германией находился в Мариенборне на автобане Ганновер-Берлин. Первоначально это был комплекс простых хижин, расположенных по обе стороны границы, где британская и советская военная полиция проверяла путешественников, курсирующих между восточной и западной зонами. В 1971–72 годах правительство Восточной Германии расширило его до комплекса площадью 35 гектаров (86 акров), через который в период с 1985 по 1989 год прошли 34,6 миллиона путешественников. Британцы, французы и американцы работали вместе с Западногерманским Bundesgrenzschutz и таможней, чтобы поддерживать соответствующий контрольно-пропускной пункт вблизи Хельмштедт . Под кодовым названием «Чекпойнт Альфа» это был первый из трех контрольно-пропускных пунктов союзников на пути к Берлину. [ 13 ] Другими были контрольно-пропускной пункт «Браво» , где автобан пересекал Восточную Германию с Западным Берлином, и самый известный из всех, контрольно-пропускной пункт «Чарли» , единственное место, где ненемцы могли пересечь дорогу или пешком из Западного в Восточный Берлин. [ 14 ]

По другую сторону границы в Мариенборне более 1000 восточногерманских чиновников круглосуточно работали над оформлением путешественников. Большую часть персонала составляли офицеры Штази , внушавшей страх тайной полиции, хотя они носили униформу регулярной Гренцруппена . Настоящие гренцтруппы также присутствовали для обеспечения военной поддержки, а также офицеры восточногерманской таможни и советские военные, которые отвечали за проверку военной техники союзников, въезжающей в Восточную Германию. Основные функции персонала в Мариенборне и других пунктах пересечения границы заключались в борьбе с контрабандой, «защите государственной границы» (под этим подразумевалось предотвращение побегов из Восточной Германии) и предотвращении ввоза или выезда любых предметов, которые считались политически или социально неприемлемыми. страна. [ 13 ] Запрещено было ввозить и вывозить самые разнообразные товары. Западные журналы и газеты, аудиозаписи, фильмы, радиоприемники и лекарства были среди наиболее предсказуемых запрещенных предметов, хотя было неясно, почему такие предметы, как угри и спаржа, нельзя провозить через границу. [ 15 ]
Предотвращение побегов было ключевым приоритетом на таких пунктах пропуска, как Мариенборн. Просто проехать через брешь в пограничном ограждении, имевшуюся на пунктах пропуска, не удалось, так как восточные немцы установили ударопрочные автомобильные заграждения, установленные на уровне груди. Они могли (и действительно) убили водителей, пытавшихся протаранить их. В крайнем случае, массивные рулонные барьеры ( Kraftfahrzeugschnellsperre ) длиной 11 метров (36 футов) и весом шесть тонн каждое можно катапультировать через проезжую часть с помощью гидроцилиндров. Они были способны остановить 50-тонный грузовик, движущийся со скоростью 80 километров в час (50 миль в час). Охранникам на пограничных переходах, как и везде, было разрешено применять оружие для пресечения попыток побега. [ 16 ]
Транспортные средства подверглись тщательной проверке с целью выявления беглецов. Смотровые ямы и зеркала позволяли внимательно осматривать днище автомобилей. Зонды использовались для исследования шасси и даже топливного бака, где мог скрываться беглец, а автомобили могли быть частично разобраны в гаражах на территории. В Мариенборне был даже гараж морга, где гробы можно было проверить, чтобы убедиться, что находившиеся в них люди действительно мертвы. [ 13 ] С конца 1970-х годов Восточная Германия также установила на пограничных переходах скрытые детекторы гамма-излучения («гамма-пушки»), которые использовали источники радиоактивного цезия-137 для обнаружения людей, спрятанных внутри транспортных средств. Открытие этой практики вызвало угрозу здоровью после воссоединения. Последующее расследование, проведенное федеральными властями, показало, что эти принудительные проверки не привели к «вредной дозе», несмотря на нарушение основных протоколов радиационной безопасности. [ 17 ]
Пассажиров также тщательно проверяли, проверяя их документы и часто допрашивая об их планах и причинах поездки. Система была медленной и низкотехнологичной, в основном опиравшейся на обширные картотеки, записывающие данные путешественников, но, тем не менее, она была эффективной; за 28 лет эксплуатации комплекса Мариенборн не зафиксировано ни одного успешного побега. [ 18 ]
Правила пересечения границы
[ редактировать ]
К западным и восточным немцам относились по-разному при въезде в Восточную Германию или выезде из нее. Западные немцы могли относительно свободно пересекать границу, чтобы навестить родственников, хотя им приходилось проходить многочисленные бюрократические формальности, навязанные правительством Восточной Германии. К ним относятся заблаговременное обращение за разрешением, регистрация в местной полиции по прибытии, пребывание в пределах определенной территории в течение определенного периода и получение выездной визы в полиции при отъезде.
Восточные немцы подвергались гораздо более строгим ограничениям. Конституция Восточной Германии 1949 года предоставила гражданам теоретическое право покидать страну, хотя на практике оно почти не соблюдалось. Даже это ограниченное право было удалено в конституции 1968 года, которая ограничила свободу передвижения граждан территорией в пределах государственных границ. [ 19 ] Лишь в ноябре 1964 года им вообще разрешили посетить Запад, да и то только пенсионерам. Это породило шутку о том, что только в Восточной Германии люди с нетерпением ждут старости. [ 20 ] Пенсионеры из Восточной Германии могли посещать Запад на срок до четырех недель в году, но им не разрешалось брать с собой более символических 10 восточногерманских марок, что требовало от них зависимости от поддержки родственников, церквей и Запада. Правительство Германии. Когда они вышли на пенсию, правительство Восточной Германии считало их экономически неважными и не представляло бы больших потерь, если бы они дезертировали. Однако подавляющее большинство предпочло вернуться домой в конце своего пребывания. [ 21 ]
Лишь в 1972 году молодым восточным немцам разрешили поехать на Запад, хотя лишь немногие делали это до середины 1980-х годов. Им редко разрешалось ездить на собственной машине, вместо этого им приходилось ехать на поезде или автобусе. Пришлось пройти длительный процесс, чтобы зарегистрироваться в полиции для получения паспорта и выездной визы, а также подвергнуть тщательному допросу о причинах их желания поехать. Заявление на поездку нужно было подать задолго до запланированного отъезда. Им также пришлось подать заявление и пройти личную оценку на своем рабочем месте. Затем их работодатель подавал заявление и различные формы в полицию. Кандидаты оставались в неведении относительно успеха их заявления вплоть до дня отъезда. Прежде чем получить паспорт и визу, им пришлось снова пойти в полицию и предоставить различные документы, за что взималась плата в размере 60 немецких марок – значительная часть ежемесячной зарплаты восточногерманца. [ 22 ]
Шансы были против успешных заявок, поскольку ежегодно одобрялось только около 40 000 заявок. [ нужны разъяснения ] . Отказ зачастую был произвольным и зависел от доброй воли местных чиновников. [ 23 ] Некоторым категориям граждан был разрешен относительно свободный проезд. Членам партийной элиты и послам культуры, таким как спортсмены, певцы, кинорежиссеры и писатели, часто давали разрешение на поездку, а также работникам транспорта, таким как бригадиры барж, железнодорожники и водители грузовиков. Однако им не разрешили взять с собой свои семьи. [ 24 ]
До конца 1980-х годов обычным восточным немцам разрешалось ездить на Запад только по «неотложным семейным делам», таким как свадьба, серьезная болезнь или смерть близкого родственника. В феврале 1986 года режим смягчил определение «срочного семейного дела», хотя по-прежнему требовал, чтобы путешественники оставляли «залог» (по сути, заложника), например, супруга, ребенка или другого близкого родственника. Это значительно увеличило число граждан, имеющих возможность поехать на Запад. [ 25 ] Число легально пересекающих границу Восточной Германии выросло с 66 000 в 1985 году до 573 000 в 1986 году, 1,2 миллиона в 1987 году и 2,2 миллиона в 1988 году. 1987. [ 26 ] И более 99,5% пересекших границу вернулись домой. [ 27 ] Утверждается, что ослабление пограничных ограничений было мотивировано желанием руководства Восточной Германии уменьшить желание своих граждан путешествовать и сократить число заявок на эмиграцию. Однако на практике это имело прямо противоположный эффект. В статье в The Washington Post, опубликованной в апреле 1988 года , пророчески задавался вопросом, приведет ли эта политика к тому, что Восточная Германия «столкнется с перспективой того, что политика более свободного передвижения может дестабилизировать ситуацию, разжигая стремление к дополнительным свободам». [ 25 ]
Даже если восточные немцы получали визу для пересечения границы, они все равно подвергались ограничениям правительства Восточной Германии на западной стороне. Группы, посещавшие Западную Германию, должны были оставить все свои документы, удостоверяющие личность, без которых они не могли доказать свое право на получение западногерманского гражданства. Отдельным членам было запрещено гулять в одиночку или собирать «приветственные деньги» в размере 100 немецких марок, которые правительство Западной Германии раздавало всем посетителям Восточной Германии. Группа в целом несла ответственность за то, чтобы ни один из ее членов не перешел на сторону. Все они могли ожидать наказания, если кто-то «взлетел». Такие правила стали мощным стимулом для сдерживания потенциальных перебежчиков. [ 28 ]
Рядовые восточные немцы сильно возмущались ограничениями на поездки. Большую часть отпуска приходилось проводить дома или на государственных курортах. Мужьям и женам часто приходилось брать отдельные отпуска из-за трудностей с получением разрешения на отпуск от работодателей. Те, кто мог путешествовать, могли свободно ездить только в «братские социалистические государства» — Болгарию , Чехословакию , Венгрию , Польшу , Румынию и Советский Союз (хотя Польша была исключена из списка после 1981 года, чтобы предотвратить распространение профсоюзного движения «Солидарности »). инфекция»). Даже тогда им приходилось платить высокую цену за проживание во втором классе, и они часто были шокированы плохими условиями жизни, особенно в Советском Союзе, который пропаганда ГДР пропагандировала как «самое современное и прогрессивное государство в мире». [ 29 ]
Эмиграция из Восточной Германии
[ редактировать ]
ГДР не поощряла эмиграцию, что, возможно, неудивительно, учитывая, что внутренние пограничные укрепления Германии и Берлинская стена были возведены специально для того, чтобы остановить эмиграцию. Не существовало формальной правовой основы, по которой гражданин мог бы эмигрировать из страны. Однако в 1975 году Восточная Германия подписала Хельсинкские соглашения , общеевропейский договор по улучшению отношений между странами Европы. Правительство Восточной Германии считало Соглашения чрезвычайно важными. Лидер ГДР Эрих Хонеккер отметил, что Соглашения «зафиксировали» «территориальные и политические результаты» Второй мировой войны, фактически ратифицировав разделение Германии. [ 30 ]
Однако соглашения также включали положение о свободе передвижения, которое должно было привести к все большему подрыву авторитета режима. По мере того, как граждане Восточной Германии узнавали об этом положении, которое не было опубликовано контролируемыми государством СМИ ГДР, все большее число людей стремилось использовать его для эмиграции. Они подали документы на выездные визы, ссылаясь в своих заявлениях на Хельсинки. Поначалу их число было относительно небольшим: в среднем около 7200 первичных заявлений и выдачи 4600 выездных виз ежегодно в конце 1970-х годов. К концу 1980-х годов число заявлений возросло до более чем 100 000, при этом ежегодно выдавалось около 15 000–25 000 выездных виз. [ 31 ] [ 32 ] Легальная эмиграция поставила режим перед дилеммой; хотя это служило своего рода предохранительным клапаном и позволяло Восточной Германии позиционировать себя как придерживающуюся хельсинкских норм, оно рисковало тем, что население Восточной Германии могло потребовать общего права на эмиграцию. [ 31 ] В докладе ЦК, подготовленном в 1988 году, предупреждалось, что даже члены партии не были достаточно мотивированы, чтобы противостоять эмиграции:
Необходимая приверженность предотвращению попыток эмиграции пока еще отсутствует во многих партийных отделениях, на рабочих местах и в коллективах [ ФДГБ ], а также среди граждан. Требуемая преобладающая атмосфера противодействия этим явлениям еще не достигнута. Даже члены партии, функционеры ФГБ или руководители бригад иногда заявляют, что не понимают, почему этим гражданам не разрешается эмигрировать. [ 31 ]
Режим стремился отговорить потенциальных эмигрантов с помощью различных мер. Процесс подачи заявления на получение разрешения на выезд был намеренно задуман как медленный, унизительный и разочаровывающий, с низкими шансами на успех. Кандидаты были оттеснены на обочину общества. Их понижали в должности или увольняли с работы, исключали из университетов и подвергали остракизму . [ 33 ] Если бы заявители были родителями, им могла бы грозить передача их детей под опеку государства на том основании, что они неспособны воспитывать детей. [ 34 ] Сильно политизированный свод законов Восточной Германии использовался для наказания тех, кто продолжал подавать заявления об эмиграции, несмотря на неоднократные отказы. Тем, кто неоднократно подавал заявления об эмиграции, предъявлены обвинения в «воспрепятствовании... государственной и общественной деятельности». Если они обращались за помощью к контактам на Западе, например, к родственникам или государственным органам Западной Германии, они были виновны в «незаконном контакте» или «предательской передаче информации или деятельности в качестве агента». Критика политической системы была преступлением «унижения общественного достоинства». В период с 1970-х по 1989 год по таким обвинениям Штази арестовала более 10 000 заявителей. [ 35 ]
Такое репрессивное обращение вполне могло сократить число людей, желающих подать заявление на выездную визу; однако это также спровоцировало создание небольшого, но громкого прореформаторского движения, готового прямо и публично бросить вызов режиму. [ 36 ] Правительству было трудно иметь дело с такими людьми; как комментирует один историк, «масштаб и стихийность демонстративных действий, а также упрямая приверженность заявителей неоднократно вынуждали аппарат власти [Восточной Германии] идти на уступки в вопросах поездок и эмиграции, чтобы предотвратить... массовые, неконтролируемые взрывы ." В конце 1980-х годов это имело важные последствия. В отчете отдела безопасности ЦК отмечалось: «Проблема эмиграции ставит нас перед фундаментальной проблемой развития ГДР. Опыт показывает, что нынешний набор решений (улучшение возможностей поездок, экспатриация претендентов и т. д.) не принесли желаемые результаты, а скорее наоборот». Агитация за эмиграцию, как пророчески заключает доклад, "угрожает подорвать веру в правильность политики партии". [ 37 ]
Выкупы и «гуманитарные освобождения»
[ редактировать ]В дополнение к программе эмиграции граждане Восточной Германии также могли эмигрировать полусекретным путем выкупа у правительства Западной Германии . С 1964 по 1989 год было выкуплено 33 755 политических заключенных. Еще 2087 заключенных были освобождены на Запад по амнистии в 1972 году. Еще 215 000 человек, включая 2 000 детей, оторванных от своих родителей, было разрешено покинуть Восточную Германию, чтобы воссоединиться со своими семьями. В обмен Западная Германия заплатила более 3,4 миллиарда немецких марок – почти 2,3 миллиарда долларов в ценах 1990 года – товарами и твердой валютой. [ 38 ] Ежегодные сборы за выкуп стали настолько неотъемлемой частью функционирования экономики Восточной Германии, что правительство Восточной Германии считало выкупы фиксированной статьей государственного бюджета ГДР. [ 39 ] Тех, кого выкупили, отвезли в центр задержания в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц), а затем перевезли через границу в автобусах и официально выдворили власти ГДР. [ 40 ]
Поскольку на момент начала выкупа у правительств двух стран не было никаких официальных отношений, они были организованы между двумя юристами, восточногерманским Вольфгангом Фогелем и западногерманским Юргеном Штанге. Первоначально секретную договоренность раскрыл Райнер Барзель , в то время федеральный министр по общегерманским делам , который написал в своих мемуарах (опубликованных в 1978 году): «Цена для заключенных определялась в индивидуальном порядке. Она устанавливалась в соответствии с к человеческому и политическому весу заключенного. Те, кто отбывает пожизненное заключение, стоят дороже». Цены варьировались от 1875 немецких марок за рабочего до примерно 11 250 немецких марок за врача; оправданием, по мнению Восточной Германии, было то, что это была компенсация за деньги, вложенные государством в обучение заключенных. Некоторое время платежи осуществлялись натурой с использованием товаров, которых в Восточной Германии не хватало, таких как апельсины , бананы , кофе и медицинские препараты. Стоимость товаров среднего заключенного составляла около 4000 немецких марок. [ 41 ] В конечном итоге выкупы превратились в простые денежные выплаты, финансируемые теневой сетью агентств и богатыми людьми, в которую входили федеральное правительство, Евангелическо-лютеранская церковь и ярый антикоммунистический издатель-миллионер Аксель Спрингер . Схема вызвала большие споры на Западе. Многие осудили это как торговлю людьми , но другие защищали его как «акт чистого гуманизма». [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Пограничники внутренней немецкой границы
- Попытки побега и жертвы на внутренней границе Германии
- Развитие внутренней границы Германии
- Укрепления внутренней немецкой границы
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б На основании списка в приложении к § 18 постановления о реализации Закона о государственной границе Германской Демократической Республики от 25 марта 1982 г.
- ^ Бухгольц, с. 57
- ^ Фаул, Фарнсворт (8 февраля 1981 г.). «Спасенные сокровища Дрездена». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Gleye , p. 135
- ^ Кифер, Франсин С. (11 мая 1990 г.). «Туристы наводняют Восточную Германию». Христианский научный монитор .
- ^ Моррис, Январь (1997). Пятьдесят лет Европы: альбом . Нью-Йорк: Виллард. п. 71 . ISBN 978-0-679-41610-4 .
- ^ Ножницы, с. 142
- ^ Ножницы, стр. 138–139.
- ^ Ножницы, с. 131–137
- ^ Ножницы, с. 141
- ^ Ножницы, с. 18
- ^ Роттман, с. 40
- ^ Перейти обратно: а б с Демонстрационные материалы, Мемориал немецкой дивизии Мариенборн
- ^ «История врезается в стену – туристы тепло относятся к холодной войне в Берлине». «Санди телеграф» . Лондон. 30 мая 2004 г.
- ^ Ножницы, с. 144
- ^ Демонстрационные материалы, Grenzlandmuseum Eichsfeld.
- ^ Гертл, с. 129
- ^ Коуэлл, Алан (12 сентября 1996 г.). «Рядом с автобаном – переулок памяти о холодной войне». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Бейли, с. 31
- ^ Ножницы, с. 15
- ^ Ножницы, с. 146
- ^ «Формальности, которые должны выполнить граждане ГДР, желающие въехать в Федеративную Республику». Гренцмузей Айхсфельда
- ^ Чайлдс (2001) , с. 29
- ^ Бейли, с. 32
- ^ Перейти обратно: а б Маккартни, Роберт Дж. (16 апреля 1988 г.). «Восточная Германия ослабляет ограничения на поездки работающих граждан на Запад». Вашингтон Пост .
- ^ Чайлдс, Дэвид (1989). «СЕПГ сталкивается с проблемами восточной политики и гласности». В Чайлдсе, Дэвид; Бейлис, Томас А.; Рюшемейер, Мэрилин (ред.). Восточная Германия в сравнительной перспективе . Лондон: Рутледж. п. 5 . ISBN 978-0-415-00496-1 .
- ^ Комас, Хосе (8 марта 1985 г.). «Спор в Восточной Германии о том, разрешено ли возвращение эмигрировавших в ФРГ» . Страна .
- ^ Глей, Пол (1991). За стеной: американец в Восточной Германии, 1988–89 . Карбондейл, Иллинойс: SIU Press. п. 137. ИСБН 978-0-8093-1743-1 .
- ^ Чайлдс (2001), с. 30
- ^ Макадамс, Джеймс А. (1985). Восточная Германия и разрядка: укрепление власти после стены . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 148 . ISBN 9780521268356 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дейл, с. 87
- ^ Гертл, с. 124
- ^ Дейл, стр. 87–88.
- ^ Чайлдс (2001), с. 44
- ^ Гертл, стр. 123–124.
- ^ Дейл, с. 88
- ^ Дейл, с. 89
- ^ Гертл, с. 117
- ^ Пол, Манфред (2000). «Прощание с моделью? Немецкий опыт объединения и его последствия для корейских стратегий». В Радтке, Курт Вернер; Феддема, Раймонд (ред.). Всеобъемлющая безопасность в Азии: взгляды Азии и Запада на меняющуюся среду безопасности . Лейден: БРИЛЛ. п. 338 . ISBN 978-90-04-11202-5 .
- ^ Гертл, с. 118
- ^ Бушшлютер, Зигфрид (11 октября 1981 г.). «Торговля людьми дорого обходится Бонну». Еженедельник Гардиан .
- ^ Шекли, Теодор; Финни, Ричард А. (2005). Мастер шпионов: моя жизнь в ЦРУ . Даллес, Вирджиния: Брасси. стр. 100–101. ISBN 978-1-57488-915-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бердал, Дафна (1999). Там, где закончился мир: воссоединение и идентичность на немецкой границе . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21477-3 .
- Бухгольц, Ханнс (1994). «Внутреннегерманская граница». В Гранди-Уорр, Карл (ред.). Евразия: границы мира, том 3 . Границы мира (ред. Блейк, Джеральд Х.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-08834-8 .
- Крамер, Майкл (2008). Немецко-немецкая пограничная дорога . Родингерсдорф: Эстербауэр. ISBN 978-3-85000-254-7 .
- Фарингдон, Хью (1986). Противостояние: стратегическая география НАТО и Варшавского договора . Лондон: Книги Рутледжа и Кегана Пола. ISBN 0-7102-0676-3 .
- Джарауш, Конрад Гюго (1994). Стремление к объединению Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-508577-8 .
- Роттман, Гордон Л. (2008). Берлинская стена и внутригерманская граница 1961–89 . Крепость 69. Оксфорд: Скопа. ISBN 978-1-84603-193-9 .
- Швейцер, Карл Кристоф (1995). Политика и правительство в Германии, 1944–1994: основные документы . Провиденс, Род-Айленд: Berghahn Books. ISBN 978-1-57181-855-3 .
- Ширс, Дэвид (1970). Уродливый рубеж . Лондон: Чатто и Виндус. OCLC 94402 .
- Стейси, Уильям Э. (1984). Пограничные операции армии США в Германии . Управление военной истории армии США. OCLC 53275935 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2010 г. Проверено 24 октября 2009 г.