Винтовой механизм
Винт вращательное — это механизм, преобразующий движение в линейное движение , а крутящий момент (силу вращения) в линейную силу . [1] Это одна из шести классических простых машин . Наиболее распространенная форма состоит из цилиндрического вала со спиральными канавками или гребнями, называемыми резьбой, вокруг внешней стороны. [2] [3] Винт проходит через отверстие в другом объекте или среде с резьбой на внутренней стороне отверстия, которая входит в зацепление с резьбой винта. При вращении вала винта относительно неподвижной резьбы винт перемещается вдоль своей оси относительно окружающей его среды; например, вращение шурупа заставляет его врезаться в дерево. В винтовых механизмах либо вал винта может вращаться через резьбовое отверстие в неподвижном объекте, либо резьбовое кольцо, такое как гайка, может вращаться вокруг неподвижного винтового вала. [4] [5] Геометрически винт можно рассматривать как узкую наклонную плоскость, обернутую вокруг цилиндра . [1]
Как и другие простые машины, винт может усиливать силу; небольшая вращательная сила ( крутящий момент ) на валу может оказать большую осевую силу на нагрузку. Чем меньше шаг (расстояние между резьбой винта), тем больше механическое преимущество (отношение выходной и входной силы). Винты широко используются в резьбовых соединениях для скрепления предметов, а также в таких устройствах, как навинчивающиеся крышки для контейнеров, тиски , винтовые домкраты и винтовые прессы .
Другие механизмы, использующие тот же принцип, также называемые винтами, не обязательно имеют вал или резьбу. Например, штопор — это стержень в форме спирали с острым концом, а винт Архимеда — это водяной насос, который использует вращающуюся винтовую камеру для перемещения воды вверх. Общий принцип всех винтов заключается в том, что вращающаяся спираль может вызывать линейное движение.
История
[ редактировать ]Винт был одной из последних простых машин, которые были изобретены. [6] Впервые он появился в Месопотамии в неоассирийский период (911–609 гг. до н. э.). [7] а затем позже появился в Древнем Египте и Древней Греции . [8] [9]
Записи указывают на то, что водяной винт или винтовой насос впервые был использован в Древнем Египте. [10] [11] за некоторое время до того, как греческий философ Архимед описал винтовой водяной насос Архимеда около 234 г. до н.э. [12] Архимед написал самое раннее теоретическое исследование винта как машины. [13] и считается, что он ввел винт в Древнюю Грецию. [9] [14] К первому веку до нашей эры винт использовался в виде винтового пресса и винта Архимеда. [10]
Греческие философы определяли винт как одну из простых машин и могли рассчитать его (идеальное) механическое преимущество . [15] Например, Герон Александрийский (52 г. н.э.) перечислил винт как один из пяти механизмов, которые могут «приводить груз в движение», определил его как наклонную плоскость, обернутую вокруг цилиндра, и описал его изготовление и использование. [16] включая описание метчика для нарезания внутренней резьбы. [17]
Поскольку их сложную спиралевидную форму приходилось кропотливо разрезать вручную, винты использовались в качестве соединительных элементов лишь в нескольких машинах в древнем мире. Винтовые крепления начали использовать в часах только в 15 веке, после того как были разработаны токарно-винторезные станки . [18] Примерно в это же время винт, по-видимому, применялся для сверления и перемещения материалов (кроме воды), когда изображения шнеков и сверл. на европейских картинах начали появляться [12] Полная динамическая теория простых машин, в том числе винта, была разработана итальянским учёным Галилео Галилеем в 1600 году в книге Le Meccaniche («О механике»). [9] : 163 [19]
Ведение и подача
[ редактировать ]Тонкость или крупность резьбы винта определяется двумя тесно связанными величинами: [5]
- Ход . определяется как осевое расстояние (параллельное оси винта), которое проходит винт за один полный оборот (360°) вала Ход определяет механическое преимущество винта; чем меньше шаг, тем выше механическое преимущество. [20]
- Шаг . определяется как осевое расстояние между гребнями соседних резьб
В большинстве винтов, называемых « одинарными винтами», которые имеют одинарную винтовую резьбу, шаг и шаг равны. Они отличаются только « многозаходными » винтами, имеющими несколько переплетенных резьб. В этих винтах ход равен шагу, умноженному на количество заходов . Многозаходные винты используются, когда требуется большое линейное движение для заданного вращения, например, в завинчивающихся крышках на бутылках и шариковых ручках .
Рукава
[ редактировать ]Спираль резьбы винта может закручиваться в двух возможных направлениях, что называется ручностью . Большинство винтовых резьб ориентированы таким образом, что, если смотреть сверху, стержень винта отходит от наблюдателя (винт затягивается) при повороте по часовой стрелке. [21] [22] Такая резьба известна как правосторонняя ( RH ), поскольку соответствует правилу хвата правой рукой : когда пальцы правой руки обхватывают вал в направлении вращения, большой палец будет указывать в направлении движения резьбы. вал. Резьбы, ориентированные в противоположном направлении, называются левосторонними ( LH ).
По общему соглашению, правосторонность является стандартным для винтовой резьбы. [21] Поэтому большинство резьбовых деталей и крепежных изделий имеют правостороннюю резьбу. Одним из объяснений того, почему правая резьба стала стандартной, является то, что для правши затягивать правый винт с помощью отвертки легче, чем затягивать левый винт, поскольку при этом задействуется более сильная супинаторная мышца руки, а не более слабая мышца -пронатор . [21] Поскольку большинство людей — правши, правосторонняя резьба стала стандартной для резьбовых соединений.
Исключением являются винтовые соединения в машинах; они могут быть правшами или левшами, в зависимости от того, что более применимо. Левосторонняя резьба также используется в некоторых других приложениях:
- В случае, когда вращение вала приведет к тому, что обычная правосторонняя гайка будет ослабляться, а не затягиваться из-за прецессии, вызванной истиранием . Примеры включают в себя:
- Левая педаль на велосипеде . [21] [23]
- Левый винт, удерживающий полотно циркулярной пилы или шлифовальный круг.
- В некоторых устройствах, которые имеют резьбу на обоих концах, например, в талрепах и съемных сегментах труб. Эти детали имеют одну правую и одну левую резьбу, поэтому поворот детали затягивает или ослабляет обе резьбы одновременно.
- В некоторых соединениях подачи газа для предотвращения опасных ошибок. Например, при газовой сварке линия подачи горючего газа крепится с левой резьбой, поэтому ее нельзя случайно переключить на линию подачи кислорода, в которой используется правая резьба.
- левосторонние лампочки используются Чтобы сделать их бесполезными для населения (тем самым предотвращая кражу), на некоторых станциях железных дорог и метро . [21]
- Говорят, что крышки гробов традиционно крепились левыми винтами. [21] [24] [25]
Винтовые резьбы
[ редактировать ]В винтах различного назначения используются различные формы (профили) резьбы. Резьба винтов стандартизирована, поэтому детали разных производителей будут правильно сопрягаться.
Угол резьбы
[ редактировать ]Угол резьбы — это внутренний угол , измеренный на участке, параллельном оси, между двумя опорными поверхностями резьбы. Угол между осевой силой нагрузки и нормалью к поверхности подшипника примерно равен половине угла резьбы, поэтому угол резьбы оказывает большое влияние на трение и эффективность винта, а также на скорость износа и прочность. Чем больше угол резьбы, тем больше угол между вектором нагрузки и нормалью к поверхности, поэтому тем больше нормальная сила между резьбами, необходимая для выдерживания заданной нагрузки. Следовательно, увеличение угла резьбы увеличивает трение и износ винта.
Наружная наклонная опорная поверхность резьбы под действием силы нагрузки также прилагает к гайке радиальную (наружную) силу, вызывая растягивающее напряжение . Эта радиальная разрывная сила увеличивается с увеличением угла резьбы. Если прочность материала гайки на разрыв недостаточна, чрезмерная нагрузка на гайку с большим углом резьбы может расколоть гайку.
Угол резьбы также влияет на прочность резьбы; резьбы с большим углом имеют широкий по сравнению с их размером корень и более прочные.
Типы ниток
[ редактировать ]В резьбовых застежках допустимо и обычно желательно большое трение, чтобы предотвратить отвинчивание застежки. [5] Так резьба, используемая в крепежных изделиях, обычно имеет большой угол резьбы 60°:
- (а) V-образная резьба саморезах, таких как шурупы для дерева и шурупы для листового металла, для которых требуется острая кромка, чтобы прорезать отверстие, и где требуется дополнительное трение, чтобы винт оставался неподвижным, например, в установочных и регулировочных винтах, и где соединение должно быть герметичным, например, в резьбовых соединениях труб . - Они используются в
- (б) Американский национальный унифицированным стандартом резьбы . Она имеет тот же угол резьбы 60°, что и V-образная резьба, но более прочная из-за плоского основания. Используется в болтах, гайках и различных крепежных изделиях. — Он был заменен почти идентичным
- (в) Метрическая резьба - Эти резьбы указаны и являются общими для стандартов ISO и DIN.
- (d) Витворт или британский стандарт унифицированным стандартом резьбы . — Очень похожий британский стандарт заменен
В соединениях машин, таких как ходовые винты или домкраты , трение, напротив, должно быть сведено к минимуму. [5] Поэтому применяют резьбы с меньшими углами:
- (д) Квадратная резьба [5] и не оказывает на гайку разрывного усилия. Однако его сложно изготовить, требуется одноточечный режущий инструмент из-за необходимости подрезать края. [5] Она используется в приложениях с высокими нагрузками, таких как домкраты и ходовые винты , но в большинстве случаев ее заменяет резьба Acme. с небольшим углом резьбы 5°, которая дешевле в производстве. модифицированную квадратную резьбу Вместо нее иногда используют - Это самая прочная резьба с наименьшим трением, с углом резьбы 0°,
- (f) Резьба Acme разрезной гайкой для регулировки износа. [5] Он широко используется в тисках , С-образных зажимах , клапанах , ножничных домкратах и ходовых винтах в таких машинах, как токарные станки. - Благодаря углу резьбы 28° трение выше, чем у квадратной резьбы, но ее проще изготовить, и ее можно использовать с
- (g) Контрфорсирующая резьба винтовых домкратах . [5] Благодаря углу опорной поверхности 0° она так же эффективна, как и квадратная резьба, но прочнее и проще в изготовлении. - Используется в приложениях с высокими нагрузками, в которых сила нагрузки прикладывается только в одном направлении, например, в
- (h) Поворотная резьба прокатки . Используется в лампочках и розетках. - Похож на квадратную резьбу, углы которой закруглены для защиты от повреждений, что также обеспечивает более высокое трение. В случае применения с низкой прочностью его можно дешево изготовить из листового проката путем
Использование
[ редактировать ]- Благодаря своему свойству самоблокировки (см. ниже) винт широко используется в резьбовых соединениях для скрепления предметов или материалов: шуруп для дерева , шуруп для листового металла , шпилька , болт и гайка .
- Свойство самоблокировки также является ключом к использованию винта в широком спектре других применений, таких как штопор , с завинчивающейся крышкой крышка контейнера , резьбовое соединение труб , тиски , С-образный зажим и винтовой домкрат .
- Винты также используются в качестве звеньев в машинах для передачи мощности, в червячной передаче , ходовом винте , шариковом винте и роликовом винте . Из-за своей низкой эффективности винтовые соединения редко используются для передачи большой мощности, но чаще используются в маломощных прерывистых устройствах, таких как приводы позиционирования .
- Вращающиеся винтовые лопасти или камеры используются для перемещения материала в шнеке Архимеда , шнековом буре и винтовом конвейере .
- используется В микрометре прецизионный калиброванный винт для измерения длины с большой точностью.
Винтовой гребной винт , хотя и носит название винт , работает на совсем других физических принципах, чем винты вышеуказанных типов, и информация в этой статье к нему не применима.
Расстояние перемещено
[ редактировать ]Линейное расстояние Вал винта перемещается при повороте на угол степени это:
где это ход винта.
Коэффициент расстояния простой машины определяется как отношение расстояния, на которое перемещается приложенная сила, к расстоянию, на которое перемещается груз. Для винта это отношение кругового расстояния d в точке, находящейся на краю вала, к линейному расстоянию d, перемещаемому за пределы вала. Если r — радиус вала, то за один оборот точка на ободе винта перемещается на расстояние 2π r , а его вал перемещается линейно на расстояние шага l . Таким образом, соотношение расстояний равно
Механическое преимущество без трения
[ редактировать ]Механическое преимущество MA винта определяется как отношение осевой выходной силы F out, приложенной валом к нагрузке, к вращательной силе F in, приложенной к ободу вала для его поворота. Для винта без трения (также называемого идеальным винтом ) из закона сохранения энергии работа, совершаемая винтом входной силой, поворачивающей его, равна работе, совершаемой винтом над силой нагрузки:
Работа равна силе, умноженной на расстояние, на которое она действует, поэтому работа, совершаемая за один полный оборот винта, равна а работа, совершенная над грузом, равна . Таким образом, идеальное механическое преимущество винта равно отношению расстояний :
Видно, что механическое преимущество винта зависит от его шага, . Чем меньше расстояние между его резьбами, тем больше механическое преимущество и тем большую силу может оказать винт при заданной приложенной силе. Однако большинство реальных винтов имеют большое трение, и их механическое преимущество меньше, чем указано в приведенном выше уравнении.
Форма крутящего момента
[ редактировать ]Вращательная сила, приложенная к винту, на самом деле представляет собой крутящий момент. . Из-за этого входная сила, необходимая для поворота винта, зависит от того, насколько далеко от вала он приложен; чем дальше от вала, тем меньше силы нужно для его поворота. Усилие, действующее на винт, обычно не прикладывается к ободу, как предполагалось выше. Это часто применяется с помощью рычага той или иной формы; например, болт поворачивается гаечным ключом , ручка которого действует как рычаг. Механическое преимущество в этом случае можно рассчитать, используя длину плеча рычага для r в приведенном выше уравнении. Этот посторонний фактор r можно удалить из приведенного выше уравнения, записав его через крутящий момент:
Фактическое механическое преимущество и эффективность
[ редактировать ]Из-за большой площади скользящего контакта между движущейся и неподвижной резьбой винты обычно имеют большие потери энергии на трение. Даже хорошо смазанные винтовые домкраты имеют КПД всего 15–20%, остальная часть работы, прилагаемой при их вращении, теряется из-за трения. Когда учитывается трение, механическое преимущество больше не равно соотношению расстояний, но также зависит от эффективности винта. Из закона сохранения энергии работа , W совершаемая винтом приложенной силой, поворачивающей его, равна сумме работы, совершаемой по перемещению груза W наружу , и работы, рассеиваемой в виде тепла за счет трения W fric в винте.
Эффективность представляет собой безразмерное число от 0 до 1 , η определяемое как отношение выходной работы к входной работе.
Работа определяется как сила, умноженная на пройденное расстояние, поэтому и и поэтому
или по крутящему моменту
Таким образом, механическое преимущество реального винта снижается по сравнению с тем, что было бы у идеального винта без трения, из-за эффективности. . Из-за своего низкого КПД в механическом оборудовании винты не часто используются в качестве связей для передачи большого количества энергии, а чаще используются в позиционерах, работающих с перерывами. [5]
Самоблокирующееся свойство
[ редактировать ]Большие силы трения приводят к тому, что большинство винтов при практическом использовании становятся « самоконтрящимися », также называемыми « невзаимными » или « неремонтопригодными ». Это означает, что приложение крутящего момента к валу заставит его повернуться, но никакая осевая нагрузка, действующая на вал, не заставит его повернуться в другую сторону, даже если приложенный крутящий момент равен нулю. В этом отличие от некоторых других простых машин , которые являются « обратно-поступательными » или « неблокирующими », что означает, что если сила нагрузки достаточно велика, они будут двигаться назад или « капитально ремонтироваться ». Таким образом, машину можно использовать в любом направлении. Например, в рычаге , если сила на нагруженном конце слишком велика, он будет двигаться назад, совершая работу за счет приложенной силы. Большинство винтов сконструированы так, чтобы быть самоконтрящимися и при отсутствии крутящего момента на валу оставаться в любом положении, в котором они были оставлены. Однако некоторые винтовые механизмы с достаточно большим шагом и хорошей смазкой не являются самоблокирующимися и подлежат капитальному ремонту, и очень немногие, такие как толкающие сверла , используют винт в этом «обратном» направлении, прикладывая к валу осевую силу, чтобы поверните винт. Другими причинами ослабления винтов являются неправильная конструкция сборки и внешние силы, такие как удары, вибрация и динамические нагрузки, вызывающие проскальзывание на резьбовых и сопрягаемых/зажимных поверхностях. [26]
Это свойство самоблокировки является одной из причин очень широкого использования винта в резьбовых соединениях, таких как шурупы для дерева , шурупы для листового металла , шпильки и болты. Затягивание крепежа путем его поворота создает сжимающую силу на скрепляемые вместе материалы или детали, но никакая сила со стороны деталей не заставит винт повернуть назад и развернуться. Это свойство также является основой для использования винтов в крышках контейнеров с завинчивающейся крышкой , тисках , С-образных зажимах и винтовых домкратах . Тяжелый предмет можно поднять, повернув вал домкрата, но когда вал будет отпущен, он останется на любой высоте, на которую он был поднят.
Винт будет самоконтрящимся тогда и только тогда, когда его эффективность находится ниже 50%. [27] [28] [29]
Является ли винт самоконтрящимся, в конечном итоге зависит от угла наклона резьбы и коэффициента трения резьбы; очень хорошо смазанная резьба с низким коэффициентом трения и достаточно большим шагом может «капитально ремонтироваться». Также следует принять во внимание, что зажимаемые компоненты зажаты достаточно плотно, чтобы полностью предотвратить перемещение. В противном случае может произойти проскальзывание резьбы или зажимной поверхности. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Янг, Джеймс Ф. (2000). «Основная механика» . ELEC 201: Введение в инженерное проектирование . Кафедра электротехники и вычислительной техники, Университет Райса . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Моррис, Уильям, Эд. (1979). Словарь американского наследия, издание для нового колледжа . США: Хоутон Миффлин. стр. 1167 . ISBN 0-395-20360-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "Винт" . Веб-сайт «Как все работает» . Дискавери Коммуникейшнс. 2011 . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Коллинз, Джек А.; Генри Р. Басби; Джордж Х. Стааб (2009). Механическое проектирование элементов машин и машин, 2-е изд . США: Джон Уайли и сыновья. стр. 462–463. ISBN 978-0-470-41303-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бхандари, В.Б. (2007). Проектирование элементов машин . Нью-Дели: Тата МакГроу-Хилл. стр. 202–206. ISBN 978-0-07-061141-2 .
- ^ Вудс, Майкл; Мэри Б. Вудс (2000). Древние машины: от клиньев до водяных колес . США: Книги XXI века. п. 58. ИСБН 0-8225-2994-7 .
- ^ Мури, Питер Роджер Стюарт (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Эйзенбраунс . п. 4 . ISBN 9781575060422 .
- ^ Банч, Брайан Х.; Александр Хеллеманс (2004). История науки и техники . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 69 . ISBN 0-618-22123-9 .
винт.
- ^ Jump up to: а б с Кребс, Роберт Э.; Кэролайн А. Кребс (2003). Революционные научные эксперименты, изобретения и открытия древнего мира . США: Издательская группа Greenwood. п. 114. ИСБН 0-313-31342-3 .
- ^ Jump up to: а б "Винт" . Британская энциклопедия онлайн . Британская энциклопедия Co. 2011 . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Стюарт, Бобби Элтон; Терри А. Хауэлл (2003). Энциклопедия водного хозяйства . США: CRC Press. п. 759. ИСБН 0-8247-0948-9 .
- ^ Jump up to: а б Хейвен, Кендалл Ф. (2006). Сто величайших научных изобретений всех времен . США: Безлимитные библиотеки. стр. 6–. ISBN 1-59158-264-4 .
- ^ Чондрос, Томас Г. (2009). «Развитие машиностроения как науки от классических времен до современности» . Международный симпозиум по истории машин и механизмов: материалы HMM 2008 . США: Спрингер. п. 63. ИСБН 9781402094859 . 1402094841 . Проверено 23 марта 2011 г.
- ^ Керле, Ханфрид; Клаус Мауэрсбергер (2010). «От спиралей Архимеда к винтовым механизмам – Краткий исторический обзор» . Гений Архимеда - 23 века влияния на математику, науку и технику: материалы международной конференции, состоявшейся в Сиракузах, Италия, 8–10 июня 2010 г. Спрингер. стр. 163–179. ISBN 978-90-481-9090-4 . Проверено 23 марта 2011 г.
- ^ Ашер, Эбботт Пейсон (1988). История механических изобретений . США: Courier Dover Publications. п. 98. ИСБН 0-486-25593-Х .
- ^ Лауфер, Бертольд (1915). «Эскимосский винт как культурно-историческая проблема» . Американский антрополог . 17 (2): 396–406. дои : 10.1525/aa.1915.17.2.02a00220 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Банч, Хеллеманс, 2004, с. 81
- ^ Банч, Хеллеманс, 2004, с. 80
- ^ Стивен, Дональд; Лоуэлл Кардуэлл (2001). Колеса, часы и ракеты: история техники . США: WW Norton & Company. стр. 85–87. ISBN 0-393-32175-4 .
- ^ Бернэм, Рубен Уэсли (1915). Математика для машинистов . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед. п. 137 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Макманус, Крис (2004). Правая рука, левая рука: истоки асимметрии в мозге, теле, атомах и культурах . США: Издательство Гарвардского университета. п. 46. ИСБН 0-674-01613-0 .
- ^ Андерсон, Джон Г. (1983). Технический цех математики, 2-е изд . США: Промышленная пресса. п. 200. ИСБН 0-8311-1145-3 .
- ^ Браун, Шелдон . «Велосипедный словарь: Педаль» . Шелдон Браун . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Кук, Теодор Андреа (1979) [1-й. Паб. Лондон: Констебль и компания: 1914]. Кривые жизни . Нью-Йорк: Dover Publications. п. 242. ИСБН 0-486-23701-Х . LCCN 78014678 .
- ^ Окли, Энн (2007). Перелом: Приключения сломанного тела . Политическая пресса. п. 49. ИСБН 978-1861349378 .
- ^ Jump up to: а б «Самоотвинчивание болтов и гаек» . www.boltscience.com . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Рао, С.; Р. Дургая (2005). Инженерная механика . Университетская пресса. п. 82. ИСБН 81-7371-543-2 .
- ^ Гоял, MC; Г.С. Рагуванши (2009). Инженерная механика . Нью-Дели: PHI Learning Private Ltd., с. 202. ИСБН 978-81-203-3789-3 .
- ^ Гуджрал, И.С. (2005). Инженерная механика . Брандмауэр Медиа. п. 382. ИСБН 81-7008-636-1 .