Уильям Кларк Рассел

Уильям Кларк Рассел (24 февраля 1844 — 8 ноября 1911) — английский писатель, наиболее известный своими морскими романами .
Соединенного Королевства В возрасте 13 лет Рассел поступил на службу в торговый флот , прослужив там восемь лет. Тяготы морской жизни навсегда подорвали его здоровье, но дали материал для карьеры писателя. Он писал рассказы, статьи для прессы, исторические очерки, биографии и сборник стихов, но больше всего был известен своими романами, большинство из которых были о жизни на море. Одновременно он продолжал карьеру журналиста, в основном в качестве обозревателя по морской тематике в The Daily Telegraph .
Рассел выступал за улучшение условий для торговых моряков, и его работа повлияла на реформы, одобренные парламентом, чтобы не допустить эксплуатации своих экипажей недобросовестными судовладельцами. Его влияние в этом отношении было признано будущим королем Георгом V. Среди современных поклонников Рассела были Герман Мелвилл , Алджернон Суинберн и сэр Артур Конан Дойл .
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Уильям Кларк Рассел родился в Нью-Йорке в отеле Carlton House на Бродвее . [ 1 ] один из четырех сыновей английского композитора Генри Рассела и его первой жены Изабеллы Ллойд (1811?–1887). [ 2 ]
Оно было от Изабеллы, «которая была родственницей поэта Уильяма Вордсворта» и самой писательницы. [ 1 ] что Рассел унаследовал любовь к литературе и талант мастера слова. Кроме того, он был сводным братом импресарио Генри Рассела и дирижера сэра Лэндона Рональда . [ 3 ]
Письмо из коллекции Роберта Ли Вольфа содержит резкое осуждение отца Рассела, вытекающее из того, что отец бросил свою семью.
Если вы знаете, кто мой отец, я буду чувствовать себя обязанным, если вы этого не скажете. Достаточно, если я намекну на деградацию второго брака, на навязывание готовой семьи активной и болтливой молодежи, чтобы объяснить, почему я желаю, чтобы вы абсолютно молчали по поводу моего отцовского происхождения.
Уильям Рассел так и не смог простить своему отцу второй брак и то, что он бросил свою первоначальную семью, чтобы вырастить новую со второй женой. Рассел продолжал эту давнюю обиду на своего отца и его новую семью до самой смерти отца в 1900 году. Он не только избегал присутствия на похоронах, но и никогда не признавал своих сводных братьев. [ 4 ]
Получил образование в частных школах Великобритании ( Винчестер ) и Франции ( Булонь ). При последнем вместе со школьным другом, сыном Чарльза Диккенса , он планировал бросить школу и отправиться в путешествие по Африке. Письмо Диккенса отговорило мальчиков, но Рассел продолжал жаждать жизни, полной приключений. [ 5 ]
В 13 лет Рассел бросил школу и поступил на службу в торговый флот Соединенного Королевства. [ 5 ] в качестве ученика на корабле «Дункан Данбар» . [ 1 ] В 1894 году он вспоминал:

Моим первым кораблем был известный австралийский лайнер « Дункан Данбар» . ... Я вышел в море мичманом, как это называется, хотя никогда не мог убедить себя, что парень из торговой службы, какой бы большой ни была премия, которую заплатили за него друзья, имеет право на титул ранга или рейтинга, который по существу и исключительно принадлежит Королевскому флоту. Я подписал шиллинг в месяц, и вместе с остальными (их было десять человек) меня называли молодым джентльменом; но нас заставляли выполнять работу, от которой опытный моряк имел бы право отказаться, поскольку это было то, что называется обязанностью мальчиков. Мне не нужно быть придирчивым. Достаточно того, что дисциплина была такой жесткой, как если бы мы были ребятами на баке, а за нами присматривал огромный боцман и жестокие его помощники. Мы заплатили по десять гиней за каждого в качестве вклада в создание запаса продовольствия для гардемаринской койки; но в моей памяти осталось всего несколько банок консервированного картофеля, множество бутылок соленых огурцов и бочонок чрезвычайно влажного сахара. Поэтому нас забросили корабельными провиантами, и я очень скоро близко познакомился с качеством и характером припасов, подаваемых баковым работникам. [ 6 ]
Рассел путешествовал по Азии и Австралии. У берегов Китая в 1860 году он стал свидетелем захвата фортов Таку объединенными британскими и французскими войсками. [ 1 ] Позже, когда он служил на корабле «Угумон» , третий помощник капитана сошел с ума и напал на него со столовым ножом. [ 7 ] Рассел начал описывать некоторые из своих событий, когда его заперли в своей квартире за нарушение дисциплины. [ 5 ]
В 1866 году, в возрасте 21 года, Рассел оставил торговую службу. [ н 1 ] Поскольку лишения восьми лет службы моряком серьезно подорвали его здоровье, он так и не был полностью здоров до конца своей жизни. Положительным наследием его службы стал богатый материал, на котором он построил успешную карьеру писателя. [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]В возрасте 24 лет Рассел женился на Анне Марии Александрине Кларк Рассел, урожденной Генри (январь 1845 - 11 сентября 1926), которую он называл Александриной. Они поженились 27 июня 1868 года в Сент-Стивене, Паддингтон, Вестминстер, Англия. [ 9 ]
Всего через год 28 марта 1869 года у Уильяма и Александрины родился первый сын, Герберт Генри Уильям (28 марта 1869 – 23 марта 1944). [ 10 ] Всего у пары было шестеро детей, два сына и четыре дочери.
Первенец Уильяма Рассела, Герберт, пошел по стопам своего отца. Уловив любовь отца к морю и литературе, Герберт пошел по тому же пути, что и Уильям, также став журналистом тех же газет, The Newcastle Daily Chronicle и The Daily Telegraph . [ 11 ] Впоследствии Герберт написал собственные морские романы и сопровождал принца Уэльского в его турне по Индии и Японии (1921–1922). [ 10 ]
Журнал The War Illustrated упоминает Уильяма Кларка Рассела и Герберта Генри Уильяма Рассела в своей публикации от 7 июня 1917 года.
Наконец, что не менее важно, поскольку он самый крупный человек из всех корреспондентов штаб-квартиры во Франции, приходит г-н Герберт Рассел, представитель агентства Рейтер и Ассоциации прессы. Большой, грубоватый и сердечный, он известен среди своих коллег как «Гениальный Рассел». У него скорее матросские, чем солдатские манеры, что, возможно, уместно, поскольку он сын Кларка Рассела, моряка и известного автора матросских рассказов. Именно морю и морякам и особенно военно-морскому флоту Рассел посвятил свой журналистский энтузиазм. Но его последние депеши с быстрыми, здравыми обзорами того, что происходит на войне, показали, что он столь же «умелый» корреспондент на суше, как и на море? и они говорят, что Рассел может дать вам по памяти размеры, вооружение и оснащение любого корабля британского флота, а также подробную информацию о его личном составе, который, как сказали бы янки, «приближается».
Карьера
[ редактировать ]Журналистика
[ редактировать ]Рассел несколько месяцев проработал в офисе коммерческой компании, после чего решил попробовать сделать литературную карьеру. Его первой попыткой стала пятиактная трагедия «Фра Анджелико» , безуспешно поставленная в Лондоне в 1866 году. [ 1 ] В то же время он начал работать журналистом, чтобы обеспечить стабильный доход себе и своей семье. был редактором The Leader В 1868 году он начал свою журналистскую карьеру и некоторое время до 1871 года, когда он присоединился к Kent County News . [ 1 ] и в течение следующих двух десятилетий писал для различных газет, включая The Newcastle Daily Chronicle , The Kent County News и, что наиболее важно для него, The Daily Telegraph , для которой он около семи лет писал статьи, используя псевдоним «Моряк». [ 1 ] [ 12 ]
Работая в Daily Telegraph, он посеял семена того, что станет его наследием, своей мастерской прозы о море. Среди его работ для Daily Telegraph - « Индейский вождь» (5 января 1881 г.), и многие из его статей были переизданы в томах для создания «Моего дозора внизу» (1882 г.) и «Вокруг огня на камбузе» (1883 г.). [ 13 ]
Писатель
[ редактировать ]Вокруг карьеры Рассела существует большая путаница, возможно, из-за того, что его сочинения публиковались анонимно или под разными псевдонимами, настолько, что даже его ближайшие родственники не знали о полном объеме его сочинений. С начала 1870-х годов Рассел публиковал романы под разными псевдонимами (Сидней Мостин, Элиза Рил Дэвис и Филип Шелдон) со скромным успехом. [ 1 ] [ 14 ] По словам Эндрю Нэша, принятие более женских псевдонимов «происходит из-за его восприятия романа как феминизированной формы и чтения романов как преимущественно женского занятия». [ 14 ] Использование множества женских псевдонимов в его ранних работах было результатом викторианской веры в то, что определенные жанры предназначены только для определенного пола. [ 14 ] Его ранние попытки написать романы, действие которых происходит на суше, оказались лишь неудачными, затмеваемыми морскими романами, которые в свое время сделали его хозяином этой ниши. В совокупности его поэтическая и художественная проза и описание моря способствовали его литературному успеху.
Рассказы старого моряка в Рамсгейте побудили его написать о жизни на море, опираясь на собственный опыт. Некролог Рассела писал, что со времен расцвета таких писателей, как капитан Марриет , Майкл Скотт и Фредерик Шамье, примерно тридцать или сорок лет назад, «никто в этой стране не писал о море на основе фактических знаний». [ 7 ] Как отмечает Ричард Д. Грэм в книге «Мастера викторианской литературы, 1837–1897»: «Из ныне живущих авторов Уильям Кларк Рассел (1844) является истинным преемником Марриата, и можно даже сказать, что он превосходит писателя старшего возраста по силе, с которой он описал жестокую тайну моря, его опасности, а также преступления и суеверия людей, которые ведут на нем дела». [ 15 ]

Рассел поначалу сомневался, что рассказы о жизни торгового флота могут конкурировать с рассказами о Королевском флоте: «Только два писателя имели дело с торговой стороной океанской жизни – Дана , автор книги « Два года до мачты» , и Герман Мелвилл , оба Из них, разумеется, американцев, я не мог припомнить [такую] книгу, написанную англичанином». [ 16 ] Его первой попыткой написать роман о жизни торгового флота был Джон Холдсворт, старший помощник капитана в 1875 году, которого Рассел позже считал «неохотным и робким в решении морских тем». [ 17 ] Книга получила положительные отзывы, но Рассел считал свою следующую попытку, «Крушение Гросвенора» (1877 г.), своей первой настоящей морской книгой. [ 17 ]
Рассел продал авторские права на «Крушение Гросвенора» издателю Сэмпсону Лоу за 50 фунтов стерлингов (около 21 000 фунтов стерлингов в ценах 2011 года). [ 18 ] В течение следующих четырех лет было продано около 35 000 копий. [ 19 ] Отличные отзывы и хорошие продажи помогли Расселу определить стиль письма. [ 1 ] Ученый Джон Сазерленд писал в 1989 году, что «Крушение Гросвенора» было «самой популярной мелодрамой середины викторианской эпохи о приключениях и героизме на море». [ 20 ] Он оставался популярным и широко читаемым в иллюстрированных изданиях вплоть до первой половины 20 века. [ 8 ] Это был самый продаваемый и самый известный роман Рассела, хотя на момент его первого появления в 1877 году он был опубликован анонимно. [ 8 ] [ 21 ] Рассел отметил в предисловии, что роман «нашёл свой первый и лучший приём в Соединённых Штатах». [ 20 ] и в другом месте отметил, что его работа была встречена с большим энтузиазмом в Соединенных Штатах, чем в Великобритании. [ 22 ]
Биограф Г.С. Вудс называет среди лучших морских романов Рассела «Замерзший пират» (1877), «Возлюбленная моряка» (1880), «Океанская трагедия» (1881), «Корабль смерти» (1888), «Список, вы, сухопутные жители » (1894) и «Просрочено» (1903). . По словам Вудса, всего Рассел написал 57 романов. Кроме того, он публиковал сборники рассказов и газетных статей; том исторических очерков; популярные биографии ( Уильям Дампир и адмиралы Нельсон и Коллингвуд ); и сборник стихов.
Среди авторов Рассел пользуется большим уважением и уважением. Алджернон Суинберн описал Рассела как «величайшего мастера моря, живого или мертвого». [ 1 ] Герман Мелвилл восхищался работами Рассела и посвятил свою книгу «Джон Марр и другие моряки » (1888). ему [ 1 ] Рассел ответил взаимностью, посвятив «Океанскую трагедию» в 1890 году. Мелвиллу [ 23 ] Несмотря на взаимное уважение, ни один из писателей не повлиял на стиль другого, и именно произведения Мелвилла оказались более устойчивыми. [ 24 ] Артур Конан Дойл сделал доктора Джона Ватсона своим поклонником в «Пяти апельсиновых косточках» Кларка Рассела , в которых он «погружен в одну из прекрасных морских историй », временно вернувшись на Бейкер-стрит, 221Б.
Особенно в последующие годы, когда из-за артрита ему было трудно держать ручку, Рассел диктовал свою работу секретарю. По мнению The Manchester Guardian , «как и большинство продиктованных произведений, эти книги имеют довольно напыщенную, риторическую, литературную манеру». Несмотря на эту критику, в документе был сделан вывод:
Его книги пропорциональны. Они хорошо продуманы. Все его персонажи были «увидены». Даже у его кораблей есть характер. Ни один другой писатель-мореход, за исключением, пожалуй, Мелвилла… не проявил такого терпеливого и изобретательного подхода к обстановке, в которой действуют его персонажи. … Он видел вещи настолько ясно, что мог сделать их реальными в описании. … В своих лучших книгах и замечательных рассказах он передал подобие морской жизни и меняющуюся красоту вод настолько точно, насколько это возможно. [ 7 ]
По словам Вудса, «его описания морских штормов и атмосферных явлений были блестящими произведениями словесной живописи, но его характеристики часто были безразличными, а его сюжеты имели тенденцию становиться монотонными». [ 1 ] Среди похвал, полученных Расселом от своих коллег, он также пользуется большим уважением среди своих современников, таких как сэр Эдвин Арнольд, который сказал: «Он был прозаическим Гомером великого океана». [ 11 ]
Участник кампании
[ редактировать ]Вудс пишет, что морские романы Рассела «стимулировали общественный интерес к условиям жизни моряков и тем самым подготовили почву для исправления многих злоупотреблений». [ 1 ] Через год после смерти Рассела Вудс написал:
Ревностный защитник жалоб торговых моряков, Кларк Рассел убеждал, что тяготы их жизни практически не изменились со времени отмены Законов о мореплавании в 1854 году и что, несмотря на Закон о торговом мореплавании 1876 года, корабли по-прежнему отправлялись в Море недостаточно укомплектовано и перегружено. В ответ на эту агитацию в 1880, 1883, 1889 и 1892 годах были приняты парламентские акты, направленные на предотвращение выхода в море немореходных судов. В 1885 году Кларк Рассел протестовал против того, чтобы моряки и пожарные не были представлены в комиссии по судоходству, которая была назначена Господин Чемберлен . В 1896 году герцог Йоркский (впоследствии король Георг V ) выразил мнение, что значительное улучшение условий торговой службы в немалой степени обязано трудам Кларка Рассела. [ 1 ]
Позже Рассел обратил внимание на прискорбные условия, которые недобросовестные судовладельцы предусматривали для моряков торговых судов на своих судах: «Ничего более отвратительного и отвратительного нельзя было найти среди заброшенных гнилых подметаний подсобных помещений мясника». [ 25 ]
Но на этом его усилия не закончились. Рассел распространил свою симпатию даже на пленных туземцев времен британской колонизации Тасмании. Он очень подробно описал беспощадное обращение британских войск с местными пленниками. Одним из таких ужасающе описанных описаний была история Лаллы Рук из Тасмании, тасманской девушки, которая видела, как ее мать была убита британскими поселенцами, ее сестры изнасилованы и взяты в плен, а мужчины ее семьи застрелены на ее глазах. Ужасы Лаллы продолжились только тогда, когда ее посадили на корабль для заключенных, направлявшийся в Австралию, свидетелем всего чего был Рассел. Бирмингемская газета The Owl написала следующее:
С бедняками обращались как с животными и беспощадно пороли, а их ужасные переживания на направляющемся в плавание судне для заключенных, так ярко нарисованные Уильямом Кларком Расселом, были лишь предвкушением ужасов, ожидающих их в исправительных колониях Австралии.
Хотя это мало что сделало для прекращения жестокого обращения со стороны британских колонизаторов, сочувствие Рассела к этим пленным людям помогло зафиксировать и раскрыть злодеяния, совершенные британским народом. [ 26 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В течение последних двух десятилетий Рассел все больше становился инвалидом из-за артрита , который обычно считается наследием его лет, проведенных в море в юности, - «врага моряка», как The Manchester Guardian . заявила [ 7 ] Он не позволил этому помешать ему писать; «Таймс» прокомментировала: «Он работал усерднее, чем многие хейлеры». [ 5 ] Он побывал на курортах, включая Бат , Дройтвич и Мадейру . [ 5 ] и, пожив в Рамсгейте и Диле на южном побережье Англии, он поселился в Бате. Последние шесть месяцев своей жизни он был прикован к постели. [ 5 ]
Рассел умер в своем доме в Бате в возрасте 67 лет. [ 5 ] и его останки похоронены на кладбище Смоллкомб в Бате. [ 27 ]
Работает
[ редактировать ]
|
|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По данным The New York Times , он дезертировал. [ 8 ] но другие источники, включая Оксфордский национальный биографический словарь, говорят, что он вышел на пенсию. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Нэш, Эндрю (2004). «Рассел, Уильям Кларк (1844–1911), писатель» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/35888 . ISBN 9780198614128 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Рассел, Генри (1812?–1900), автор песен и артист» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/24312 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Холден, Раймонд (2004). «Рональд, сэр Лэндон (1873–1938), дирижер и композитор» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/35820 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Нэш, Эндрю. Уильям Кларк Рассел и викторианский морской роман: пол, жанр и рынок . 1-е изд., Routledge, 2016, с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Некролог - г-н Уильям Кларк Рассел», The Times , 9 ноября 1911 г., стр. 11
- ^ Рассел, стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с д «Уильям Кларк Рассел», Manchester Guardian , 9 ноября 1911 г., стр. 5
- ^ Jump up to: а б с «У. Кларк Рассел, морской писатель, автор книг о кораблекрушении «Гросвенора» и «Леди Мод, умирает в Лондоне в возрасте 67 лет» , The New York Times , 9 ноября 1911 г.
- ^ Ancestry.com. Лондон, Англия, Браки и браки англиканской церкви, 1754–1932 гг . [база данных в режиме онлайн]. Прово, Юта, США: Ancestry.com Operations, Inc., 2010.
- ^ Jump up to: а б Эшбери, Гордон. «Сэр Герберт Генри Уильям Рассел, KBE (1869–1944)» Генеалогия Эшбери, Марсден » Генеалогия онлайн». Genealogie Online , 2019, www.genealogieonline.nl/en/genealogy-ashbury-marsden/I1928.php#bronnen. По состоянию на 20 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Нэш, Эндрю. Уильям Кларк Рассел и викторианский морской роман: пол, жанр и рынок . 1-е изд., Routledge, 2016, с. 24.
- ^ «Рассел, В. Кларк », Оксфордский справочник эдвардианской художественной литературы. Ред. Кемп, Сандра, Шарлотта Митчелл и Дэвид Троттер. Oxford University Press, 1997, Oxford Reference, 2005, по состоянию на 7 февраля 2013 г. (требуется подписка)
- ↑ Во время работы в Daily Telegraph он посеял семена того, что станет его наследием, своей мастерской морской прозы. Среди его работ для Daily Telegraph - « Индейский вождь» (5 января 1881 г.), и многие из его статей были переизданы в томах для создания «Моего дозора внизу» (1882 г.) и «Вокруг огня на камбузе» (1883 г.).
- ^ Jump up to: а б с Нэш, Эндрю. Уильям Кларк Рассел и викторианский морской роман: пол, жанр и рынок . 1-е изд., Routledge, 2016, с. 2.
- ^ Грэм, Ричард. Мастера викторианской литературы 1837–1897 гг . 1-е изд., Simpkin, Marshall & Co, 1897, стр. 166.
- ^ Рассел, с. 33
- ^ Jump up to: а б Рассел, с. 29
- ^ Офицер, Лоуренс Х. и Сэмюэл Х. Уилкинсон. «Товар – стоимость труда» MeasuringWorth, по состоянию на 8 февраля 2013 г.
- ^ Рассел, с. 39
- ^ Jump up to: а б Сазерленд, с. 681
- ^ Нэш, Эндрю. «Уильям Кларк Рассел и «Журнал Чемберса»: побег и викторианский морской роман». Обзор Викторианских периодических изданий , том. 43, нет. 1, 2010, стр. 42–56. JSTOR 25732086 .
- ^ Рассел, с. 38
- ^ Гейл, с. 397
- ^ Мэдисон, с. 290
- ^ Рассел, с. 34
- ^ «Расширение Империи: как была колонизирована Тасмания». Сова , 31 марта 1899 г., с. 12.
- ^ «Может ли ваш взгляд художника помочь спасти это прекрасное место?» (PDF) . 12 июня 2014 г. стр. 1–5 . Проверено 18 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Ancestry.com. Перепись населения Англии 1901 года [база данных онлайн]. Прово, Юта, США: Ancestry.com Operations Inc, 2005.
- Ancestry.com. Лондон, Англия, Браки и браки англиканской церкви, 1754–1932 гг . [база данных в режиме онлайн]. Прово, Юта, США: Ancestry.com Operations, Inc., 2010.
- Эшбери, Гордон. «Сэр Герберт Генри Уильям Рассел, KBE (1869–1944)» Генеалогия Эшбери, Марсден » Генеалогия онлайн». Genealogie Online , 2019, www.genealogieonline.nl/en/genealogy-ashbury-marsden/I1928.php#bronnen. По состоянию на 20 февраля 2019 г.
- «Расширение Империи: как была колонизирована Тасмания». Сова , 31 марта 1899 г., с. 12.
- Гейл, Роберт Л. (1995). Энциклопедия Германа Мелвилла . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0313290113 .
- Грэм, Ричард Д. Мастера викторианской литературы, 1837–1897 гг . 1-е изд., Simpkin, Marshall & Co, 1897, стр. 166.
- Мэдисон, РД (2006). «Литература исследования и моря». В Вин Келли (ред.). Спутник Германа Мелвилла . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 1405122315 .
- Нэш, Эндрю. Уильям Кларк Рассел и викторианский морской роман: пол, жанр и рынок . 1-е изд., Routledge, 2016, с. 24.
- Нэш, Эндрю. «Уильям Кларк Рассел и «Журнал Чемберса»: побег и викторианский морской роман». Обзор Викторианских периодических изданий , том. 43, нет. 1, 2010, стр. 42–56. JSTOR , www.jstor.org/stable/25732086.
- Рассел, Уильям Кларк (1894). «Крушение Гросвенора». В Джероме К. Джероме ; и др. (ред.). Моя первая книга . Лондон: Чатто и Виндус. OCLC 5238745 .
- Сазерленд, Джон (1989). Стэнфордский спутник викторианской литературы . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804715289 .
- Нэш, Эндрю (2004). «Рассел, Уильям Кларк (1844–1911), писатель» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/35888 . ISBN 9780198614128 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дом У. Кларка Рассела , биография, библиография
- Работы Уильяма Кларка Рассела в Project Gutenberg
- Работы Уильяма Кларка Рассела или о нем в Интернет-архиве
- Работы Уильяма Кларка Рассела или о нем в HathiTrust
- Работы Уильяма Кларка Рассела в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- У. Кларк Рассел в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Уильям Кларк Рассел из Библиотеки Конгресса , 121 запись в библиотечном каталоге.