Родульф, король герулов

Родульф был королем царства герулов на Среднем Дунае в период около 500 г. и, возможно, имел скандинавское происхождение. Он погиб в битве с соседними лангобардами , приведшей к расколу герулов. Вероятно, это тот самый царь герулов, которому Теодорих Великий писал в двух сохранившихся письмах, в одном из которых Теодорих «удочерил» его, подарив оружие. Менее определенно его также иногда приравнивают к королю Родульфу, о котором Иордан упоминает как приехавшем из Скандинавии в Италию, чтобы присоединиться к Теодориху.
Родульф был описан Прокопием как царь дунайских герулов уже через три года после начала правления императора Анастасия (правил в 491-518 гг.). Павел Диакон дал то же имя королю герулов, который умер, когда они были разбиты лангобардами , что историки обычно датируют примерно 508 годом. После этого поражения Прокопий сообщил, что, хотя некоторые переправились через Дунай в Римскую империю, другая часть знать герулов переселилась на север, на остров Туле (название, которое Прокопий дал Скандинавии ). Они прошли через земли склавенов , варини и, наконец, дани ( датчан ), прежде чем пересечь Океан и поселиться возле Гаути . Он упоминает, что более поздние поколения герулов, все еще живших недалеко от Дуная, успешно отправились на поиски королевской семьи в этот регион в 540-х годах.
Неизвестно, но возможно, что этот Родульф — тот самый король с таким именем, который описан в Гетике Иордана , как король раний на острове Скандза (то, что Иордан называл Скандинавией), который оставил свое королевство недалеко от датчан, и прибыл в Италию, где ему удалось завоевать «объятия» ( gremium ) остготского короля Италии Теодориха Великого . Примечательно, что Иордан упоминает, что герулы также жили на этой же территории, пока они не были изгнаны датчанами, хотя его текст не связывает этого Родульфа со скандза-герулами.
Отрывок Иордана из Скандзы можно интерпретировать по-разному, и некоторые историки предполагают, что Иордан допустил ошибки. Например, Теодор Моммзен считал, что Иордану следовало описать скандинава Рудольфа как герула, а историк Хервиг Вольфрам описал этого скандинава Рудольфа как гаута . [ 1 ]
Из-за сходства обстоятельств было высказано предположение, что различные версии описывают одного человека, хотя это остается неопределенным. Историки, такие как Эндрю Меррилл, отметили, что схожие элементы в рассказах Иордана и Прокопия могут происходить из общего источника, например, от Кассиодора , который работал на Теодориха.
Помимо имени Рудольф, примечательна связь с регионом дани, а также их очевидная преданность Теодориху. Таким образом, еще одно возможное упоминание о Родульфе - это один из сохранившихся государственных документов Теодориха, в котором показано, что он усыновил короля герулов (имя которого не упоминается в этом отрывке) как «сына по оружию». Письмо было составлено во время государственной службы Кассиодора в начале VI века и датировано 507–511 годами.
В более спекулятивном плане еще один обсуждаемый вопрос заключается в том, может ли Родульф быть источником вдохновения для некоторых аспектов более поздней героической поэзии, возможно, включая скандинавской саги персонажа Хролфра Краки .
Король герулов
[ редактировать ]Королевство Герулов было сосредоточено в Нижней Австрии и Моравии , к северу от Среднего Дуная. [ 2 ] Он существовал там с 454 года, после битвы при Недао . [ 3 ] Родульф — первый известный король этого королевства, и первое упоминание о нем, которое можно связать с датой, — это замечание Прокопия, подразумевающее, что он правил уже в начале 490-х годов. Это было в период после того, как Теодорих Великий захватил Итальянское королевство у Одоакра . В Италии Одоакр был назван царем герулов и других дунайских народов, которые последовали за ним туда. После его убийства в 493 году герулы все еще правили королевством к северу от Дуная:
Когда [...] Анастасий захватил Римскую империю [491], эрулы, не имея больше никого в мире, на кого они могли бы напасть, сложили оружие и сохраняли спокойствие, и таким образом они соблюдали мир в течение некоторого времени. три года. Но сам народ, чрезвычайно раздосадованный, стал безудержно ругать своего вождя Родольфа, постоянно приходя к нему, называл его трусливым и женоподобным, ругал его самым необузданным образом, насмехаясь над ним, кроме того, и некоторыми другими именами. [ 4 ]
Таким образом, Прокопий считает, что конфликт с лангобардами начался уже в V веке, около 494 года. в союзе, то письмо, извещающее о его усыновлении, оценивается в 507-511 годах, а война не могла быть раньше этого времени.
Иордан также писал о неназванном короле герулов, которого некоторые историки отождествляли с Родульфом. [ 5 ] Он упомянул, что Теодорих принял царя герулов как своего «сына по оружию», подарив ему коня, меч и щит, вероятно, около 507 года. [ 6 ] В письме королю, которое должны были перевести и объяснить послы, говорилось, что король «будет занимать первое место среди народов». [ 6 ] [ 7 ]
Став правителем Италии, Теодорих отправился в страну, которая описывалась как предыдущая родина готов , и после этого, по словам историка Хервига Вольфрама , хотел установить союз с королем герулов Родульфом. По мнению Вольфрама, Родульф «вероятно включил в сферу своего влияния регион к северу от озера Балатон ». [ 7 ]
В другом письме из сборника Кассиодора, вероятно, датируемом между 507 и 514 годами, Теодорих просит помощи королей герулов, тюрингов и варнов для контратаки против натиска франков . [ 5 ] Прокопий предположил, что битва, приведшая к смерти Родульфа, произошла около 494 года, поэтому маловероятно, что она произошла около 508 года. [ 5 ]
о битве с лангобардами Более поздний отчет Павла Дьякона дает Родульфу более законный повод для войны против лангобардов. [ 8 ] Родульф якобы объявил войну лангобардам, потому что его брат был убит дочерью Тато Руметрудой после ссоры между ними во время возвращения его брата домой. [ 9 ]
В Historia Langobardorum («История лангобардов») Павел Диакон упоминает, что Родульф был среди погибших в битве против лангобардов под командованием Тато , вероятно, в 508 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Теодорих не успел вовремя вмешаться, и герулы потерпели сокрушительное поражение. [ 7 ] В результате поражения в битве герулы разделились. [ 5 ] Лангобарды взяли и знамя Родульфа ( vexillum ), и его шлем, и Павел Диакон утверждал, что это сломило храбрость герулов так, что у них больше никогда не было короля. Однако Прокопий, который был гораздо ближе к событиям, отмечает, что герулы разделились и двинулись, но все же имели царей.

Король в Скандзе
[ редактировать ]
Король Родульф ( Roduulf rex Рании ) упоминается только один раз, в Гетике ( De origine actibusque Getarum ; «Происхождение и деяния готов»), написанной римским историком Иорданом . Хотя он написал несколько поколений спустя, одним из его источников была ныне утерянная Historia Gothorum («История готов») Кассиодора , который написал свой отчет по просьбе Теодориха Великого , короля остготов и правителя Италии .
В XIX веке немецкий классик Теодор Моммзен утверждал, что Родульф из племени рании и Родульф из племени герулов представляют собой одно и то же лицо. Он предположил, что Родульф мог прибыть к Теодориху в 489 году, когда тот находился в Мезии . [ 10 ]
Некоторые современные историки предполагают, что именно этот Родульф или подобный путешественник предоставил Кассиодору или Иордану информацию для их обширных списков и подробностей о скандинавских народах и племенах. [ 11 ] В любом случае Родульф был не единственным нордическим военачальником, который посетил готов и потенциально мог предоставить знания о скандинавских племенах. [ 12 ] Вероятно, он путешествовал вместе с отрядом воинов. [ 13 ]
В « Гетике» говорится, что Родульф отверг свое королевство и бежал из него во времена, которые для Иордана были еще недавними. Судя по тому, как его текст дошел до нас, Родульф описывается как король «рании», которые описываются как один из нескольких народов, живущих рядом с датчанами. Иордан описывает его как достигшего того, чего он желал от Теодориха. Этот отрывок в переводе Кристенсена выглядит следующим образом:
Дани [...] изгнали из своих домов герулов, претендующих на превосходство среди всех народов Скандзы из-за своего высокого роста. Кроме того, в том же районе живут Граннии, Аугандзи, Эуникси, Таетель, Руги, Апрочи и Рани, королем которых несколько лет тому назад правил Родуульф. Но он презрел собственное королевство и бежал в объятия Теодориха, короля готов, найдя там то, что желал. [ 14 ]
Современные историки не уверены, намеревался ли Иордан сказать, что Родульф был царем только племени рании, или же он правил всеми или любым другим из племен, описанных в том же контексте. [ 10 ]
Историк Отто Дж. Менхен-Хельфен , который принял идентификацию Моммзена, считал, что Родульфа на самом деле следует читать как короля герулов, с кратким списком соседних племен, вставленным сбивчиво, а именно: «Грани, Аугандзи, Эуникси, Таетель, Руги, Арочи, Рании». [ 15 ]
Напротив, другие историки предполагают, что Родульф был королями списка семи народов (Грани... Рани), но большинство из них нельзя идентифицировать с какой-либо уверенностью. Со времени издания Моммзена «Джордана» с индексными примечаниями Карла Мюлленхофа поступали предложения связать их с Норвегией. [ 16 ] Некоторые современные историки, в основном норвежцы, продолжают выдвигать подобные предположения и подразумевают, что Родульф был королем всех семи этих народов. [ 17 ] Например, список был интерпретирован как относящийся к жителям «Гренландии, Халогаланда, Телелмарка, Рюфилкема, Хордаланда и Ранрике или Ромсдаля». [ 18 ] Огромные географические расстояния между племенами, разбросанными по норвежскому побережью, и маловероятность создания единого королевства такого размера на этом раннем этапе приводились в качестве аргумента против такой возможности. [ 10 ] [ 19 ]
С другой стороны, имя ругиев соответствует другому народу Среднего Дуная, который был соседями герулов и, как полагают, мигрировал из Балтийского моря. Историк Аксель Кристинссон предположил, что для Родульфа было естественным разыскать некоторых из своих родственников, а именно дунайских ругийцев, которые присоединились к остготам после разрушения их королевства в 487 году. [ 20 ]
Ученый-исследователь Фритьоф Нансен предположил, что «Герулы», возможно, сначала были общим названием для отрядов северных воинов, которые в определенной степени состояли из норвежцев. В своей книге «В северных туманах » Нансен предположил, что Родульф из племени рании мог мигрировать на юг с отрядом воинов и что, достигнув Дуная , под давлением других воинственных племен, живших поблизости, он искал союза с Теодорихом. Нансен считал, что это могло произойти до вторжения Теодориха в Италию в 489 году, в то же время, когда герулы жили к северу от Дуная и были ближайшими соседями готов. [ 21 ]
Короче говоря, хотя в частности ученые уже давно идентифицировали безымянного царя герулов и Родульфов как одно и то же лицо, [ 22 ] включая « Настоящий лексикон германской археологии» в статье норвежского историка Клауса Крага , [ 5 ] другие, такие как историк Уолтер Гоффарт и археолог Дагфинн Скре, поставили под сомнение эту идентификацию. [ 23 ]
Историк А. Х. Меррилс, с другой стороны, предположил, что связь Родульфа со скандинавскими племенами могла быть политически мотивированной: «Гетика , конечно, может быть права в своей ассоциации Родульфа с крайним севером, но возможность это просто отражает идеологическое искажение, которое не следует упускать из виду». [ 24 ]
Последствия
[ редактировать ]В начале VI века король лангобардов Вачо взял себе в третью жену Силингу , которая, как говорили, была дочерью последнего короля герулов. [ 25 ] Это заставило некоторых ученых поверить, что Силинга, вероятно, была дочерью Родульфа. [ 26 ] У них родился сын Валтари . [ 27 ] Брак между Вачо и Силингой узаконил лангобардов как преемников королевства герулов. [ 28 ]
Спорили о том, мог ли Родульф повлиять на более позднюю героическую поэзию, поскольку причины войны между лангобардами и герулами (как сообщил Павел Дьякон) касаются смежных вопросов. Некоторые, кроме того, утверждали, что Родульф мог быть фоном для персонажа Хрольфа Краки , который появляется в более поздних сагах . Доказательством этому служат значительные сходства традиций, с одной стороны, скюльдингов о саги Скьёлдунге и скюльфинов шведских саг, а с другой — исторические знания об окружающей среде вокруг герулов, готов и гуннов . [ 29 ]
Также было высказано предположение, что Радульф, упомянутый в руническом камне Рёк (в котором также упоминается Теодорих Великий), мог быть идентичен Родульфу. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольфрам (2004) с. 49
- ^ Сарантис 2010 , с. 366.
- ^ Штайнахер 2010 , стр. 340.
- ^ Прокопий, История войн , VI.14 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крэг (2003) с. 58
- ^ Jump up to: а б с Вольфрам (2006), с. 50
- ^ Jump up to: а б с д Вольфрам (1990), с. 318
- ^ Гоффарт (2009) с. 208
- ^ Павел Диакон, 1. XX
- ^ Jump up to: а б с Скре (1998) стр. 257.
- ^ Кристенсен (2002), стр. 270–271, Скре (1998), стр. 256, Гоффарт (2009), стр. 64 и Меррилс (2005), стр. 128–129.
- ^ Скре (1998), стр. 256–257.
- ^ Скре (2008) стр. 288.
- ^ Кристенсен (2002 , стр. 268). Латинское: Датчане [...] изгнали со своих мест герулов, которые среди всех народов Скандии претендуют на самое важное имя из-за своей чрезмерной доблести. Есть, однако, положение Гранни, Аугандзи, Евникса, Таэтеля, Руги, Арочи, Рании, королем которых еще несколько лет назад был Родуульф, который, презирая собственное королевство, прилетел на лоно Теодориха, короля готы, и нашел, как он и жаждал.
- ^ Менхен-Хельфен (1973), с. 487
- ↑ Издание Моммзена можно увидеть на MGH Auct. муравей. 5,1 С.п.60 . Многие из статей указателя содержат филологические комментарии Мюлленхофа. Запись Родульфа находится на стр.154 .
- ^ Власть 2003 .
- ^ Скре 2020 , стр. 44, 260.
- ^ Место (1955) с. 12
- ^ Кристинссон (2010) с. 225
- ^ Jump up to: а б Нансен (1911), стр. 137–139.
- ^ Гоффарт (2009), стр. 335–336.
- ^ Скре (1998), стр. 257 и Гоффарт (2009), стр. 335–336.
- ^ Меррилс (2005) с. 129
- ^ Уолдман и Мейсон (2006), с. 389
- ^ Бек, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко, ред. (2006). Реальный лексикон германской древности (на немецком языке). Том 33. Вальтер де Грюйтер. п. 6. ISBN 978-3-11-018388-7 .
- ^ Журнал истории Верхнего Рейна (на немецком языке). Том 149. Г. Браун. 2001. с. 36.
- ^ Вольфрам (1995) с. 21
- ^ Власть (2003), стр. 58–59
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Кассиодор , Письма Кассиодора , IV. 2 , III. 3.
- Иордан , Происхождение и деяния готов , 3. 24.
- Павел Диакон , История лангобардов , I. XX.
- Прокопий , Войны Юстиниана , VI. xiv.
Современные источники
[ редактировать ]- Кристенсен, Арне Соби (2002). Кассиодор, Иордан и история готов Музей Тускуланум Пресс . ISBN 9788772897103 .
- Эллегард, Альвар (1987). «Кто такие Эрули?» . Скандия . 53 .
- Гоффарт, Уолтер (2009). Варварские волны: эпоха миграции и поздняя Римская империя . Пенсильванский университет. ISBN 978-0-8122-2105-3 .
- Хелле, Кнут (2003). Кембриджская история Скандинавии . Том. 1. Кембриджский университет. п. 82. ИСБН 978-0-521-47299-9 .
- Кохт, Халвдан (1955). Харальд Хорфагре и Национальное собрание (на норвежском языке). Ашехог. стр. 12.
- Крэг, Клаус (2003). «Родульф». В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Реальный лексикон германской древности (на немецком языке). Том 25. Вальтер де Грюйтер. стр. 58–59. ISBN 3-11-017733-1 .
- Кристинссон, Аксель (2010). Расширения: конкуренция и завоевания в Европе со времен бронзового века . РейкьявикурАкадемический. ISBN 978-9979-9922-1-9 .
- Менхен-Хельфен, Отто (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Калифорнийский университет. п. 487. ИСБН 978-0-520-01596-8 .
- Мерриллс, АХ (2005). История и география в поздней античности . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84601-1 .
- Нансен, Фритьоф (1911). В северных туманах; Освоение Арктики в ранние времена . Том. 1. Александрийская библиотека. стр. 137–139. ISBN 978-1-4655-4901-3 .
- Сарантис, Александр (2010). «Юстиниан Герул». В Курте, Флорин (ред.). Забытые варвары . ИСД . ISBN 9782503531250 .
- Скре, Дагфинн (1998). Доминион: поселение и владение Римской империей 200-1350 гг. н.э. (на норвежском языке). Университет Осло: Университетское издательство. ISBN 82-00-12854-7 .
- Скре, Дагфинн (2020). Скре, Дагфинн (ред.). Правление в Скандинавии I-XIV веков. Королевские могилы и места в Авалдснесе и за его пределами . Дополнительные тома к реальному лексикону германской древности. Том 114. doi : 10.1515/9783110421101 . ISBN 9783110421101 . S2CID 238078452 .
- Штайнахер, Роланд [на немецком языке] (2010). «Герулы: фрагменты истории». В Курте, Флорин (ред.). Забытые варвары . ИСД . ISBN 9782503531250 .
- Штайнахер, Роланд (2017), Рим и варвары. Народы Альпийского и Дунайского региона (300–600) , Kohlhammer Verlag, ISBN 9783170251700
- Уолдман, Карл и Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-2918-1 .
- Вейбулл, Лауриц Ульрик Абсалон (1925), «Скандза и ее народы в представлении Иордании» , Arkiv for Nordisk Filologi , 41
- Вольфрам, Хервиг (1990) [Впервые опубликовано в Германии в 1979 году]. История готов (на немецком языке). Калифорнийский университет. п. 318. ИСБН 0-520-06983-8 .
- Вольфрам, Хервиг (1995). Зальцбург, Бавария, Австрия: Conversio Bagoariorum et Carantanorum и источники их времени (на немецком языке). Издательство Ольденбурга. ISBN 978-3-7029-0404-3 .
- Вольфрам, Хервиг (2004). «Origo Gentis: Литература германского происхождения». В Мердоке, Брайан; Прочтите, Малкольм Кевин (ред.). Раннегерманская литература и культура . Бойделл и Брюэр. стр. 39–54. ISBN 1-57113-199-Х .
- Вольфрам, Хервиг (2006). «Сын оружия». В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Реальный лексикон германской древности (на немецком языке). Том 33. Вальтер де Грюйтер. стр. 49–51. ISBN 978-3-11-018388-7 .