Паниллирийские гипотезы
Паниллирийские гипотезы или паниллирийские теории были предложены в первой половине двадцатого века филологами , которые считали, что следы иллирийских языков можно найти в нескольких частях Европы, за пределами Балкан. Такие идеи получили общее название паниллиризма или паниллиризма .
Первая попытка
[ редактировать ]Паниллиризм имел как археологический, так и лингвистический компоненты. Археологи искали этническую принадлежность лужицкой культуры , а лингвисты - источник древнеевропейских названий рек . Во-первых, французские учёные настаивали на ассоциации с лигурийцами и кельтами, в то время как немецкие доисторики и лингвисты, начиная с Густава Коссинны , [ 1 ] и вслед за Юлиусом Покорным и Гансом Краге позже связал иллирийцев с лужицкой культурой и древнеевропейскими гидронимами. Одна из гипотез Коссинны предполагала, что во времена гальштатской культуры , последовавшей за бронзовым веком в Центральной Европе (и обычно рассматриваемой как протокельтская или раннекельтская), гипотетическая иллирийская цивилизация в средней долине Дуная была технологически более развитой, чем элементы материальной культуры иллирийцев проникли в первоначальный центр кельтов (Гальштат), а также в самые восточные германские племена. По мнению Коссинны, самое раннее использование железа в Центральной Европе можно отнести к иллирийцам, а не к протокельтам. [ 2 ]
Юлий Покорный расположил Урхеймат между Везером и Вислой и к востоку от этого региона, где миграция началась около 2400 г. до н.э. [ 3 ] Покорный предположил, что иллирийские элементы можно найти на большей части континентальной Европы, а также на Британских островах .
Гипотеза Покорного частично находилась под влиянием современных археологических теорий в Германии и была поддержана современными специалистами по топонимике , такими как Макс Фасмер , [ 4 ] и Ганс Крахе. [ 5 ]
Версия Краэ
[ редактировать ]В своей работе 1937 года Ганс Крахе обсуждал венетический язык , известный по сотням надписей как иллирийский язык, который образует отдельную иллирийскую ветвь индоевропейской языковой семьи с мессапическим языком южной Италии и иллирийским языком, на котором говорят на Балканах. Краэ считал, что одинаковыми являются только названия иллирийского и адриатического народов-энетов. [ 6 ] Гомер упоминает народ в Малой Азии , пафлагонцев , как выходцев из Энетской провинции, [ 7 ] а несколько сотен лет спустя Геродот дважды упоминает народ энетов, один раз как иллирийцев. [ 8 ] и снова как обитатели Адриатического моря. [ 9 ] Краэ считал, что названия иллирийского и адриатического народов-энетов одинаковы, и если адриатические енеты были венетами , а венеты - это венеды, упомянутые в других источниках, то иллирийцы и венеды были одним и тем же народом. В основе этой гипотезы лежит не только сходство племенных и топонимов, но прежде всего водных названий Балтики и Адриатики (Одра, Драва, Драма, Дрвеца, Опава, Нотец и др.). Имея в виду модель иллирийского языка, он предположил, что вместе эти элементы представляют собой остатки одного архаического языка.
Проблема заключалась в том, что названия венетов и венедов , а также подобные им этнонимы разбросаны по огромной территории, от Британских островов до Балтийского моря и от Северной Италии до Южных Балкан. Поскольку в северной зоне не осталось никаких следов иллирийцев, венеты (или венеды) стали носителями иллирийских топонимов, а к концу Второй мировой войны иллирийцы стали нести ответственность за обширную сеть индо- Европейская топонимия, распространившаяся от Ирландии и Галлии до Балканского полуострова.
К 1950 году многие ономастические нарушения, которые когда-то называли иллирийскими, теперь стали называть « староевропейскими ». Во-первых, Краге высказал точку зрения, что венетский язык сам по себе образует отдельную ветвь. Он заметил, что иллирийский язык засвидетельствован лишь в некоторых мессапических надписях, а также в ряде географических и других имен собственных. Из этого небольшого количества лингвистического материала он пришел к выводу, что иллирийский язык был кентским языком и что его родство с германскими , курсивными и кельтскими языками лежит на той территории Урхеймата этого языка, коррелирующей исключительно с лужицкой культурой . По словам Краэ: «Все они – иллирийцы, италийцы и венеты имеют… явные связи с германцами, то есть пришли с севера… а затем переселились на юг». [ 10 ] Это означало, что люди лужицкой культуры продвинулись в восточную часть Альп на историческую территорию иллирийцев около 1200 г. до н.э. [ 11 ]
Следуя за работой Краэ, Янош Харматта разместил иллирийцев в Южной Германии и Альпийском регионе. Племена, жившие там, говорили на иллирийском языке, который отличался от латинского, кельтского, германского и венетического. Около 1300 г. до н.э. люди культуры курганов , иллирийцы, двинулись на восток, а затем на юг вдоль Дуная («первая иллирская миграция»); а в 750 г. до н. э. люди гальштатской культуры C распространились в сторону западной Венгрии («вторая иллирская миграция») и собрали к себе паннонские племена. [ 12 ] 1000 г. до н.э. считается началом возникновения исторического народа, которого мы называем иллирийцами. [ 13 ]
В своей более поздней работе Краге заменил гипотезу Покорного гипотезой древнеевропейской гидронимии — сети названий водотоков, восходящей к бронзовому веку и ко времени до того, как индоевропейские языки разделились и развились в центральной, северной и западной Европе. . [ 14 ] Он исследовал слои европейских названий воды и сделал это, используя два тезиса. Первое заключалось в том, что самым древним слоем всегда будет тот, который не может быть объяснен языком народа, живущего в настоящее время на берегах или берегах данной воды, и/или состоит из односложной основы, несущей смысловое (иногда производные или спряженные односложные слова). Он обнаружил, что эти односложные названия воды образуют систему, которую он назвал Alteuropäisch («Староевропейская»). [ 15 ] Сеть старых европейских названий воды включает воды от Скандинавии до Нижней Италии и от Британских островов до Балтийского моря. Оно обозначает период развития общего индоевропейского языка, завершившийся ко второму тысячелетию до нашей эры. Второй тезис Краге заключался в том, что к этому времени западные языки (германские, кельтские, иллирийские, так называемая италийская группа – латинско-фалисканский и оско-умбрийский – наряду с венето-балтийскими и в некоторой степени славянскими) уже отделились от древнего протоиндоевропейского языка, хотя он считал, что они все еще составляли единый древнеевропейский языковой континуум, но позже разделились более резко). [ 16 ] Сходство европейских гидронимов возникло в результате распространения этой древнеевропейской системы, а не из-за сходства общих слов в более поздних отдельных языках. [ 17 ]
Другие версии
[ редактировать ]В то время как многие ученые помещали иллирийцев в Северную Европу, другие ученые расширяли территорию иллирийцев и на юге ( Джулиано Бонфанте , Владимир Иванович Георгиев и др.). Один из них, Георгиев, утверждал, что «пеласги, то есть народ до греков Эллады, были иллирийцами». [ 18 ] [ 19 ] Их язык должен был быть индоевропейским, точнее, диалектом иллирийско-фракийского языка, а этрусский язык был более поздним диалектом последнего. Фракийцы и иллирийцы были связующим звеном между центральной (италийской, греческой, арийской) и южной (пеласгской, лувийской, хеттской) индоевропейской группами. Однако гипотеза Георгиева вызвала много критики. [ 20 ] и не получил широкого признания.
Критика
[ редактировать ]Паниллирийская гипотеза подверглась большой критике, и одна из многих критических статей принадлежала Антонио Товару, [ 21 ] который продемонстрировал, что большинство гидронимов на севере Европы имели неиндоевропейское происхождение - идея, которую Краге отверг, но позже была повторена Тео Веннеманом в его гипотезе васконического субстрата . [ 22 ]
Паниллирийская гипотеза началась с археологических находок, с ней совпал и ее конец. [ нужны разъяснения ] Поскольку Радослав Катич лингвистически ограничил то, что следует считать иллирийским, [ 23 ] новые археологические исследования, проведенные Алоизом Бенацем и Б. Човичем, археологами из Сараево, продемонстрировали, что существует непрерывное культурное развитие между археологическими материалами бронзового и железного веков, а следовательно, и этническое продолжение. Это создало «автохтонную иллирийскую» гипотезу, согласно которой иллирийская культура сформировалась в одном и том же месте (Западные Балканы) из более древних культур бронзового века .
По мнению Бенака, носители культуры Урнфилда и протоиллирийцы были разными людьми. Более того, он утверждал, что миграция культуры Поля урн могла вызвать несколько других перемещений населения (например, дорийскую миграцию ). [ 24 ] Эту гипотезу поддержали албанские археологи. [ 25 ] и Александр Стипчевич , который говорит, что наиболее убедительной гипотезой происхождения иллирийцев была гипотеза, выдвинутая Бенаком; но указывая на либурнийцев и их доиндоевропейскую и средиземноморскую фазы развития, Стипчевич утверждает, что не было равной обработки. [ нечеткий ] иллирийского происхождения в различных районах Западных Балкан. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коссинна (1902) , стр. 161–222.
- ^ Покорный поддержал это, заявив, что предполагаемая связь между латынью : aes «медь» и санскритским ayas («металл») с протокельтским * isarnon «железо» неверна, поскольку последнее имело не кельтское происхождение, а длинное /i/ кельтского слова лучше всего объясняется, если мы рассматриваем иллирийский язык как источник кельтского термина. Он утверждал, что это подтверждается археологическими данными, и пришел к выводу, что иллирийское слово, обозначающее «железо», перешло в кельтский язык, когда кельты впервые научились использованию нового металла от иллирийцев (Pokorny, J. Sprachforschung , XLVI, 1914, стр. 293).
- ^ Pokorny (1936) , pp. 69–91.
- ^ Фасмер (1928) , стр. 360–370.
- ^ Крыло (1929) .
- ↑ На самом деле это были два разных племени, что позже заметил сам Краэ («Das Venetische», 1950, стр. 20). Согласно Штайнахеру (2002: 32), адриатические венеты, галльские венеты и северобалканские/пафлагонские энеты, упомянутые Геродотом и Аппианом, не были связаны ни друг с другом, ни с венетами/венедами, упомянутыми Тацитом , Плинием Старшим , и Птолемей .
- ^ Гомер. Илиада , 2.852.
- ^ Геродот. Истории , 1.196.
- ^ Геродот. Истории , 5.9.
- ^ Крахе (1950) , с. 37.
- ^ Майер (1957) .
- ^ Харматта (1967) , стр. 231–234.
- ^ Уилкс (1995) , с. 39: «С другой стороны, считается, что начало железного века около 1000 г. до н. э. совпало с формированием исторических иллирийских народов».
- ^ Крыло (1962) , стр. 285–341; Оружие (1964) .
- ^ Крахе (1964) , с. 13.
- ^ Крыло (1964) , стр. 32–33.
- ^ Крахе (1964) , с. 77.
- ^ Владимир Георгиев: Носители крито-микенской культуры, их происхождение и их язык . Часть II: Курсив и урилирийцы: язык этрусков , София, 1938.
- ^ Владимир Георгиев: Древняя топонимия Балканского полуострова и Средиземноморская диссертация . В: Балканско эзикознание , Том. 3, Болгарская академия, 1961.
- ^ Сравните обзор Дж. Фрейзера в Journal of Hellenic Studies , Vol. 60, 1940, стр. 99–100; Обзор Антонио Товара в журнале Language , Vol. 39, № 3 (июль – сентябрь 1963 г.), стр. 478–483; Эндре Бойтар: Предисловие к прошлому: история культуры народов Балтии . Издательство Центрально-Европейского университета, 1999, ISBN 963-9116-42-4 , 978-963-9116-42-9 , с. 89.
- ^ Товары (1977) .
- ^ Веннеманн и Ханна (2003)
- ^ Бенац (1964) , Катичич, Радослав. «Suvremena istrazivanja o jeziku starosjedilaca ilirskih provincija - Новейшие исследования родного языкового слоя в иллирийских провинциях», стр. 9-58.
- ^ Бенак (1964) , Бенак, Алойз. «Вориллирийцы, протоиллирийцы и уриллирианцы», стр. 59–94.
- ^ Skënder & Korkuti (1969) .
- ^ Стипцевич (1989) .
Источники
[ редактировать ]- Бенак, Алоиз (1964). Симпозиум по территориальному и хронологическому разграничению иллирийцев в доисторическую эпоху . Сараево: Naučno društvo SR Bosne i Hercegovine.
- Бест, Ян ГП; де Врис, няня МВт; Фонд Анри Франкфорта (1982). Взаимодействие и аккультурация в Средиземноморье: материалы Второго международного конгресса по пред- и протоистории Средиземноморья, Амстердам, 19–23 ноября 1980 г. Издательство Джона Бенджамина. ISBN 90-6032-195-2 .
- Харматта, Янош (1967). «Цум Иллиришен». Журнал Древневенгерской академии наук . 15 : 231–234.
- Катичич, Радослав (1965). «К вопросу о кельтских и паннонских ареалах названий в Римской Далмации». Годисняк (Annuaire) . 3 . Сараево: Центр балканских исследований: 53–76.
- Катичич, Радослав (1976). Древние языки Балкан, часть первая . Париж: Мутон. ISBN 0-902993-30-5 .
- Коссинна, Густав (1902). «Индоевропейский вопрос ответил археологически» . Журнал этнологии . 34 : 161–222.
- Краэ, Ганс (1925). Старые балканские иллирийские географические названия, основанные на авторах и надписях . С. Зима.
- Краэ, Ганс (1929). Лексикон древнеиллирийских личных имен .
- Крахе, Ганс (1950). «Венецианский: его положение среди родственных языков» . Протоколы заседаний Гейдельбергской академии наук, философско-исторического класса . 3 :1–37.
- Крахе, Ганс (1955). Язык иллирийцев. Часть первая: Источники .
- Крахе, Ганс (1962). «Строение древнеевропейской гидрономии» . Трактаты из класса гуманитарных и социальных наук . 5 :285-341.
- Крахе, Ганс (1964). Наши древнейшие названия рек . О. Харрасовиц.
- Майер, Антон (1957). Язык древних иллирийцев, Том 1 . По заказу Р. М. Рорера.
- Покорный, Юлий (1936). «Теория субстрата и исконная родина индоевропейцев» . Сообщения Антропологического общества . 66 :69–91.
- Скендер, Анамали (1969). Иллирийцы и генезис албанцев, научная сессия, 3-4 марта 1969 г. Государственный университет Тираны, Институт истории и языка.
- Стипчевич, Александр (1989). Иллирийцы: история, быт, культура . Загреб: Учебник. ISBN 9788603991062 .
- Товар, Антонио (1977). Древнеевропейская гидронимия Краэ и западно-индоевропейский язык . Зима. ISBN 3-533-02586-1 .
- Фасмер, Макс (1928). «Вклад в древнюю географию территорий между Ибе и Вайшелем». Журнал славянской филологии . 5 :360-370.
- Веннеманн, Тео; Ханна, Патриция Ноэль Азиз (2003). Васконская Европа, семитская Европа (Тенденции в лингвистике: исследования и монографии) . Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-017054-Х .
- Уилкс, Джон Дж. (1995). Иллирийцы . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 0-631-19807-5 .