Феликс Нововейски
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2022 г. ) |
Феликс Нововейски | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | |
Место отдыха | Церковь Святого Адальберта, Познань |
Национальность | Польский |
Известный | Музыка |
Заметная работа | Рота , Легенда Балтийского моря |
Феликс Нововейский (7 февраля 1877 — 18 января 1946) — польский композитор , дирижёр , концертирующий органист и преподаватель музыки . Нововейский родился в Вартенбурге (сегодня Барчево ) на Вармии в прусском разделе Польши (тогда административно входившей в состав провинции Восточная Пруссия Германской империи ). Он умер в Познани , Польша. [1] [2] [3]
Детство
[ редактировать ]Феликс Нововейский родился пятым из 11 братьев и сестер. Предки Нововейского, как и он сам, происходили из Вармии , региона, который был частью Польского королевства до Первого раздела Польши в 1772 году. Его отцом был Франц Адам Нововейский, поляк, родившийся в 1830 году в Вартенбурге в Вармии (бывший польский Вартемборк ). . Его дедом был Ян Нововейский, родившийся в 1730 году в Вармии, который женился на полячке Анне Яблоньской из Тулавок . Франц Адам Нововейский был портным и имел собственную мастерскую в Вартенбурге, где он также руководил публичной библиотекой польских книг. Мать Феликса Нововейского, урожденная Катарина Фальк, родившаяся в 1847 году, была второй женой Франца Адама Нововейского; она была немкой из соседнего села Бутрины (в то время немка Вуттриенен ). В то время как Франц Адам Нововейский с энтузиазмом продвигал польскую культуру, мать Феликса проявляла большой интерес к искусству, особенно как пианистка. Участвуя в исполнении польских народных песен и декламациях известных поэтов из Польши и Германии, а также в собственных стихах, она воспитала огромный музыкальный талант своего сына, который, вероятно, унаследовал от нее. Несмотря на патриотическую польскую позицию отца, его дети говорили лучше. Немецкий , чем польский . В результате еще до своего пребывания в Берлине Феликс Нововейский мог писать и говорить только по-немецки.
Образование
[ редактировать ]Семья Нововейских на протяжении нескольких поколений жила на Вармии. В 1883 году Феликс Нововейский стал учеником начальной школы в Вартенбурге при приходе церкви Св. Анны. Благодаря своему музыкальному таланту — он написал свое первое фортепианное произведение, сюиту из классических и современных танцев, он поступил в монастырскую школу в Свента Липке (в то время Хайлигелинде ), где его обучали гармонии, скрипке, виолончели, валторне, фортепиано. , и орган. Однако он не смог завершить учебу из-за необходимости единолично обеспечивать свою семью. После банкротства мастерской его отца обедневшая семья в 1893 году переселилась в Ольштын (в то время Алленштайн ).
Карьера
[ редактировать ]В 1893 году Нововейский стал скрипачом в оркестре Прусского гренадерского полка, что позволило ему содержать своих родителей, братьев и сестер. Затем он сочинял произведения для военных оркестров и любительских оркестров. Благодаря премии за композицию за марш Под « знаменем мира » он смог учиться в консерватории Штерна с апреля по сентябрь 1898 года. С 1888 по 1900 год он занимал должность органиста в церкви Св. Иакова. в Алленштайне. После получения второй премии он прошел трехмесячный курс контрапункта, палестрины и григорианского пения в Колледже католической церковной музыки и музыкального образования в Регенсбурге , Бавария . Впоследствии он учился в консерватории Штерна в Берлине, изучая теорию и контрапункт у Людвига Бюсслера , композицию у Вильгельма Таубера и Gradus ad Parnassum у Генриха Беллермана , одновременно совершенствуя свою игру на органе у Отто Динеля и играя в оркестре под управлением Густав Холландер . После подачи кантаты в Королевскую академию искусств в Берлине он был принят на мастер-класс по композиции под руководством Макса Бруха с 1900 по 1902 год. В то же время он начал изучать музыковедение и эстетику в Университете Фредерика Вильяма. В Берлине он вступил в контакт с польскими интеллектуалами и развил сильный польский патриотизм, который позже часто отражался в его работах, например, в его «Варминских мотивах», «Польском ухаживании» или «Quo Vadis» .
За свою ораторию «Powrót syna marnotrawnego» ( «Возвращение блудного сына ») Нововейский получил свою первую премию Джакомо Мейербера. На 4500 марок призовых он профинансировал образовательное турне по Германии, Богемии, Моравии, Австрии, Италии, Африке, Франции и Бельгии, во время которого он встретился с Густавом Малером , Камилем Сен-Сансом , Пьетро Масканьи и Руджеро Леонкавалло . В 1903 году он получил премию Людвига ван Бетховена за увертюру » « Польское ухаживание . В 1904 году за две симфонии, одну ля минор (которую он позже снял) и Симфонию № 1 си-бемоль минор , он был удостоен второй премии Джакомо Мейербера. Получив призовые, Нововейский продолжил обучение у Бруха. Он стал преподавателем композиции и руководителем хора в соборе Св. Ядвиги в Берлине, а затем в Доминиканской церкви Св. Павла. В 1907 году он выиграл конкурс композиций во Львове (ныне Львов) с песней «Żałobny pochód Kościuszki na Wawel» ( «Похоронное шествие Костюшко на Вавель» ); Тадеуш Костюшко был польским генералом и национальным героем, который также участвовал в американской революции; Вавель – историческая резиденция польских королей.
В 1907 году он сочинил масштабную ораторию «Quo Vadis» , основанную на библейском романе польского соотечественника Генрика Сенкевича . После премьеры в Амстердаме в 1909 году оратория была исполнена более чем в 150 городах Европы, Северной и Южной Америки, закрепив международную репутацию Нововейского.
В 1909 году Нововейский вернулся в Польшу (тогда разделенную) и поселился в Кракове , где работал директором Краковского музыкального общества. Он также был органистом и директором Варшавского симфонического оркестра. 15 июля 1910 года, в 500-летие Грюнвальдской битвы , краковцы собрались на площади Яна Матейко, чтобы спеть «Роту» Марии Конопницкой под руководством Нововейского. «Рота» — патриотическое стихотворение против германизации , которое Нововейский положил на музыку. В 1910 году Нововейский со своим произведением «Загаслы юж » ( «Потухшие ») получил первую премию на львовском конкурсе композиторов, посвященном 100-летию со дня рождения Фредерика Шопена . В марте 1911 года Нововейский женился на вавельской студентке-музыканте Эльжбете Миронов-Мироцкой. У пары было пятеро детей, дочь Ванда и четыре сына: Феликс, Казимеж, Адам и Ян. В 1914 году Нововейский получил Львовскую музыкальную премию за свое хоровое произведение «Даная».
Первая мировая война
[ редактировать ]Столкнувшись с растущей враждебностью в Польше в начале Первой мировой войны в 1914 году, Нововейский вернулся в Берлин. Он проходил военную службу, приносил присягу императору Вильгельму II , служил дирижером военного оркестра. По окончании войны он вернулся в ныне польский город Познань . Он стал доцентом Музыкальной академии Игнация Яна Падеревского в Познани, где работал композитором, дирижером и органистом. Его выступления в качестве пропольского оратора на плебисцитных кампаниях 1920 года в Вармии и Мазурах (которые определили, будут ли эти территории немецкими или польскими) свидетельствуют о возросшем польском патриотизме. Это, в свою очередь, привело к ссоре с его бывшим учителем Брухом, который успешно призвал немцев бойкотировать произведения Нововейского. После этого Нововейский впал в безвестность в Германии, поскольку его музыка больше не исполнялась. В 1935 г. Нововейский получил титул папского камергера от Папы Пия XI за свои многочисленные религиозные труды. В следующем году он получил орден Polonia Restituta. , одна из высших наград страны.
Вторая мировая война и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Во время немецкого вторжения в Польшу в начале Второй мировой войны в 1939 году Нововейский сначала спрятался среди монахинь больницы Святой Елизаветы в Познани, а затем сбежал в Краков. Его ненадолго задержали по подозрению в шпионаже в пользу России (по доносу прохожего). После Второй мировой войны, когда Вармия снова стала частью Польши, Нововейского все чаще воспринимали как поляка из-за его пропольских взглядов и польских тем во многих его работах. Впоследствии он получил множество наград.
После тяжелого инсульта в декабре 1941 года Нововейский прекратил свою музыкальную деятельность. После возвращения в Познань в 1945 году он умер 15 января 1946 года. Его мемориальная могила находится в церкви Святого Адальберта в Познани .
Избранные произведения
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]- Бусола (на немецком языке: Компас , 1906 г.)
- Эмигранты (1917).
- Легенда Балтыку , соч. 28 (Легенда о Балтике, 1924)
- Легенда Кашуба (Легенда о Кашубии , 1933, Комическая опера
- Ондрашек (1939)
Балет
[ редактировать ]- Народная живопись , «Балет-Опера» (1928)
- . Король ветров, соч 37 (1929)
Хоровые произведения
[ редактировать ]- Оратория «Возвращение блудного сына» , соч. 3 («Возвращение блудного сына», 1902, удостоено премии Джакомо Мейербера ).
- Оратория «Обретение Святого Креста» , соч. 14 (Обнаружение Святого Креста со знаменитым Pace Domine , 1906).
- Оратория, Quo vadis , соч. 30 (1909).
- Славянская народная сцена (1912)
- Тайна Креста с псалом 136 (неоконченная)
- Мисса про темп , соч. 49/3 (1935)
Симфонии
[ редактировать ]- Нордландфарт (1900; проигран)
- Симфония си минор (1903; утеряна)
- Симфония № 1 «Семь цветов ириса » , соч. 12 (1904)
- Симфония № 2 «Труд и ритм», соч. 52 (1937)
- Симфония №. 3, «Из Беловежи », соч. 53 (1939)
- Симфония № 4, «Симфония мира», соч. 58, для 3-х сольных голосов, чтеца, смешанного хора и оркестра (1941)
Оркестровый
[ редактировать ]- Увертюра «Польское ухаживание» (1903) удостоена ван .
- Три симфонические поэмы, соч. 17
- 1. Беатрис (1903)
- 2. Нина и Перголези (1905)
- 3. Смерть Елены (1915)
Концертные произведения
[ редактировать ]- Легенда для скрипки с оркестром (1914)
- Концерт для виолончели, соч. 55 (1938)
- Концерт для фортепиано с оркестром ре минор, Славянский язык , соч. 60 (1941)
Песни
[ редактировать ]- Песня, Рота (1910).
- 5 оркестровых симфоний (1-я симфония не сохранилась) (1903, 1904, 1937, 1939, 1941)
Орган
[ редактировать ]- 9 органных симфоний соч. 45 (ок. 1929–31)
- 4 органных концерта соч. 56 (ок. 1930–40)
- В раю» Органная поэма « , соч. 61 (1941)
Фортепиано
[ редактировать ]- Март, Pod sztandarem pokoju (Под знаменем мира, 1898, награжден премией в Лондоне ).
- Сон Бэкфишхена , Op.5 (1898)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Говард Хартог - Европейская музыка в двадцатом веке, 1961 - стр. 312 Это не значит, что мы умаляем творчество таких композиторов, как Феликс Нововейский (род. 1877), написавший много благородной органной музыки и оперу «Легенда Балтики», полную патриотический подъем. Но стилистически оно уходит корнями в девятнадцатый век.
- ^ Триша Кьюсак - Искусство и идентичность на кромке воды 2012 - Страница 41 «... это были также музыкальные произведения, посвященные морю, и композитором, которого больше всего увлекало море, был Феликс Нововейский ... В 1919 году он сочинил Гимн в Прибалтике в 1924 году в Познаньском оперном театре состоялась премьера его «Легенды о…»;
- ^ Польские перспективы Polski Instytut Spraw Międzynarodowych - 1968 - Том 11, номера 1 à 6 - страница 91 «Феликс Нововейский (1887–1946), композитор, органист и дирижер оркестра, был автором оперы «Легенда о Балтике», песня «Клятва» на текст Марии Конопницкой и многие другие произведения для оркестра, хора,...»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Феликса Нововейского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Записи органных произведений Нововейского.
- WJR (ноябрь 1946 г.). «Некрологи: Феликс Нововейский» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 25 (64).
- Партитуры Феликса Нововейского в цифровой библиотеке Polona
- 1877 рождений
- 1946 смертей
- Люди из Барчево
- Музыканты из провинции Пруссия
- Польские композиторы
- Польские дирижеры (музыка)
- Польские музыкальные преподаватели
- Польские органисты
- Польские мужчины-дирижеры (музыка)
- Мужчины-органисты
- Командоры ордена Polonia Restituta
- Захоронения в церкви Св. Адальберта, Познань