Интегрированная библиотечная система
Часть серии о |
Автоматизация |
---|
![]() |
Автоматизация в целом |
Робототехника и роботы |
Влияние автоматизации |
Выставки и награды |
Интегрированная библиотечная система ( ILS ), также известная как система управления библиотекой ( LMS ), [ 1 ] [ 2 ] — это планирования ресурсов корпоративная система библиотеки , используемая для отслеживания принадлежащих ей предметов, сделанных заказов, оплаченных счетов и посетителей, которые брали деньги.
ILS обычно состоит из реляционной базы данных , программного обеспечения для взаимодействия с этой базой данных и двух графических пользовательских интерфейсов (один для посетителей, другой для персонала). Большинство ILS разделяют функции программного обеспечения на отдельные программы, называемые модулями, каждая из которых интегрирована с унифицированным интерфейсом. Примеры модулей могут включать:
- закупки (заказ, получение и выставление счетов на материалы)
- каталогизация (классификация и индексирование материалов)
- тираж (предоставление материалов патронам взаймы и получение их обратно)
- сериальные издания (отслеживание журналов, журналов и газетных холдингов)
- онлайн-каталог общего доступа или OPAC (публичный пользовательский интерфейс)
Каждый покупатель и предмет имеет уникальный идентификатор в базе данных, что позволяет ILS отслеживать его активность.
История
[ редактировать ]Докомпьютеризация
[ редактировать ]До компьютеризации библиотечные задачи выполнялись вручную и независимо друг от друга. Отборщики заказывали материалы по заказным листам, каталогизаторы вручную каталогизировали источники и индексировали их с помощью системы карточного каталога (в которой все библиографические данные хранились на одной учетной карточке), штрафы взимались местными судебными приставами, а пользователи подписывали книги вручную, указывая свои имя на карточках с подсказками, которые затем хранились в раздаче. Ранняя механизация произошла в 1936 году, когда Техасский университет начал использовать систему перфокарт для управления библиотечным обращением. [ 3 ] Хотя система перфокарт позволяла более эффективно отслеживать выдачу кредитов, библиотечные услуги были далеки от интеграции, и это изменение не затронуло никакие другие библиотечные задачи.
1960-е: влияние компьютерных технологий
[ редактировать ]Следующее большое новшество произошло с появлением стандартов MARC в 1960-х годах, что совпало с развитием компьютерных технологий – автоматизация библиотек . родилась [ 3 ] С этого момента библиотеки начали экспериментировать с компьютерами, и, начиная с конца 1960-х и вплоть до 1970-х годов, на рынок вышли библиографические услуги, использующие новые онлайн-технологии и общий словарь MARC. В их число входили OCLC (1967 г.), Группа исследовательских библиотек (которая с тех пор объединилась с OCLC) и Вашингтонская библиотечная сеть (которая стала Западной библиотечной сетью и теперь также является частью OCLC). [ 4 ]
Поисковая система Intrex работала на базе CTSS с конца 1960-х годов. [ 5 ] [ 6 ] Intrex представлял собой экспериментальную пилотную модель машинно-ориентированной библиографической системы хранения и поиска с базой данных, в которой хранился каталог из примерно 15 000 журнальных статей. Он использовался для разработки и тестирования концепций автоматизации библиотек. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Развертывание трех консолей Intrex BRISC CRT для тестирования в Инженерной библиотеке Массачусетского технологического института в 1972 году показало, что она предпочтительнее двух других систем, ARDS и DATEL. [ 10 ]

1970–1980-е годы: ранняя интегрированная библиотечная система.
[ редактировать ]
1970-е годы можно охарактеризовать улучшением компьютерных систем хранения данных, а также телекоммуникаций. [ 4 ] В результате этих достижений наконец появились «системы под ключ на микрокомпьютерах», более известные как интегрированные системы управления библиотеками (ILS). Эти системы включали необходимое аппаратное и программное обеспечение, которое позволяло решать основные задачи обращения, включая контроль обращения и уведомления о просроченных платежах. [ 11 ] По мере развития технологии с помощью ILS можно было решать и другие библиотечные задачи, включая приобретение, каталогизацию , резервирование названий и мониторинг периодических изданий . [ 12 ]
1990–2000-е годы: рост Интернета
[ редактировать ]С развитием Интернета в 1990-е и в 2000-е годы ILS начали позволять пользователям более активно взаимодействовать со своими библиотеками через OPAC и онлайн-порталы. Пользователи могли войти в свои учетные записи библиотеки, чтобы зарезервировать или продлить книги, а также пройти аутентификацию для доступа к онлайн-базам данных , на которые подписана библиотека . Образование библиотекарей ответило новым акцентом на системный анализ. [ 13 ] Неизбежно за это время рынок ILS вырос в геометрической прогрессии. К 2002 году средний объем продаж отрасли ILS составил около 500 миллионов долларов США в год по сравнению с 50 миллионами долларов США в 1982 году. [ 11 ]
Середина 2000-х – настоящее время: рост затрат и недовольство клиентов.
[ редактировать ]К середине-концу 2000-х годов поставщики ILS увеличили не только количество предлагаемых услуг, но и их цены, что вызвало некоторое недовольство среди многих небольших библиотек. В то же время ILS с открытым исходным кодом находилась на ранней стадии тестирования. Некоторые библиотеки начали обращаться к таким ILS с открытым исходным кодом, как Koha и Evergreen . Отмечались общие причины: избежать привязки к поставщику, избежать лицензионных сборов и участвовать в разработке программного обеспечения. [ 14 ] Свобода от поставщиков также позволила библиотекам расставлять приоритеты в зависимости от срочности, а не от того, что может предложить их поставщик. [ 15 ] Библиотеки, перешедшие на ILS с открытым исходным кодом, обнаружили, что поставщики теперь с большей вероятностью будут предоставлять качественные услуги для продолжения партнерства, поскольку они больше не имеют права владеть программным обеспечением ILS и связывать библиотеки строгими контрактами. [ 15 ] Именно так произошло с консорциумом SCLENDS; После успеха Evergreen для библиотечного консорциума PINES штата Джорджия библиотека штата Южная Каролина вместе с некоторыми местными публичными библиотеками сформировала консорциум SCLENDS, чтобы делиться ресурсами и использовать преимущества открытого исходного кода Evergreen ILS для удовлетворения своих конкретных потребностей. потребности. [ 15 ] К октябрю 2011 года, всего через два года после начала работы SCLENDS, к консорциуму уже присоединились 13 систем публичных библиотек в 15 округах, помимо библиотеки штата Южная Каролина.
Librarytechnology.org проводит ежегодный опрос более 2400 библиотек и в 2008 г. отметил 2% [ 16 ] из опрошенных использовали ILS с открытым исходным кодом, в 2009 году их число выросло до 8%, [ 17 ] в 2010 году 12%, [ 18 ] а в 2011 году 11% [ 19 ] опрошенных библиотек внедрили ILS с открытым исходным кодом. Опрос, проведенный в следующем году (опубликованный в апреле 2013 г.), показал рост до 14%, заявив, что «продукты ILS с открытым исходным кодом, включая Evergreen и Koha, продолжают составлять значительную часть отраслевой деятельности. Из 794 контрактов, о которых сообщалось в государственных и научных учреждениях, Arena, 113, или 14 процентов, относились к услугам поддержки этих систем с открытым исходным кодом». [ 20 ]
2010-е годы – настоящее время: рост облачных решений.
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2021 г. ) |
Использование облачных систем управления библиотеками резко возросло с момента появления облачных технологий. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Согласно NIST , облачные вычисления могут включать в себя различные «характеристики (например, самообслуживание, объединение ресурсов и эластичность), модели управления (например, ориентированность на услуги, платформу или инфраструктуру) и модели развертывания (например, общедоступные, частные)». [ 21 ] то же самое относится и к облачным библиотечным системам. [ 21 ] [ 22 ] [ 24 ]
Критерии программного обеспечения
[ редактировать ]Распределенное программное обеспечение против веб-сервиса
[ редактировать ]Библиотечные компьютерные системы обычно делятся на две категории программного обеспечения:
- приобретенные по бессрочной лицензии
- приобретенное как услуга по подписке ( программное обеспечение как услуга ).
При использовании распределенного программного обеспечения клиент может выбрать установку системы самостоятельно или поручить ее установке поставщиком на свое собственное оборудование. Клиент может нести ответственность за эксплуатацию и обслуживание приложения и данных, либо клиент может выбрать поддержку со стороны поставщика по ежегодному контракту на обслуживание. Некоторые поставщики взимают плату за обновления программного обеспечения. Клиенты, которые подписались на веб-услугу (хостинг), загружают данные на удаленный сервер поставщика через Интернет и могут платить периодическую плату за доступ к своим данным.
Помощь при вводе данных на основе ISBN
[ редактировать ]Многие приложения могут сократить значительную часть ручного ввода данных, заполняя поля данных на основе введенного ISBN с использованием технологии стандартов MARC через Интернет.
Сканирование и печать штрих-кода
[ редактировать ]В большинстве программ пользователи могут исключить необходимость ручного ввода с помощью сканера штрих-кода. Некоторое программное обеспечение разработано или может быть расширено с помощью дополнительного модуля для интеграции функций сканера. Большинство поставщиков программного обеспечения предоставляют тот или иной тип интеграции со сканером, а некоторые печатают этикетки со штрих-кодом.
Сравнение платформ ILS с открытым исходным кодом
[ редактировать ]Программное обеспечение | Разработчик | Год выпуска | Год последней стабильной версии | Написано в | Основная цель | Лицензия |
---|---|---|---|---|---|---|
Место | Это сообщество | 2000 | 2021 | Перл | ОНИ | GPL-3.0 или новее |
ПМБ | Команда разработчиков ПМБ | 2002 | 2022 | PHP | ОНИ | СЕСИЛЛ-2.0 |
НьюГенЛиб | Реальные решения | 2005 | 2015 | Ява | ОНИ | лицензия GPL |
Эвергрин | Служба публичных библиотек Джорджии (GPLS) | 2006 | 2021 | Перл , С , XUL | ОНИ | GPL-2.0 или новее |
Открытая библиотека | Команда разработчиков OpenBiblio | 2002 | 2018 | PHP | ОНИ | GPL-2.0 или новее |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адамсон, Вероника и др. (2008). « Исследование систем управления библиотеками JISC и SCONUL » (PDF) . (1 МБ) . Шеффилд, Великобритания: Sero Consulting. п. 51. Проверено 21 января 2009 г. «... система управления библиотекой (LMS или ILS, «Интегрированная библиотечная система» на американском языке)». Некоторые полезные программы для автоматизации библиотек: KOHA, Greenstone, Libsys и Granthalaya.
- ^
Теннант, Рой (16 апреля 2008 г.). «Выбор момента для прыжка, часть 2» . Библиотечный журнал . Деловая информация Рида. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 20 января 2009 г.
По другую сторону океана они используют термин «системы управления библиотекой» (LMS) для обозначения того, что мы называем интегрированной библиотечной системой (ILS).
- ^ Jump up to: а б Уоллес, Патрисия М. (1991). Гэри М. Питкин (ред.). Миграция библиотечных систем: Введение . Вестпорт, Коннектикут: Меклер. С. 1–7 [3]. ISBN 0-88736-738-0 .
- ^ Jump up to: а б Уоллес, Патрисия М. (1991). Гэри М. Питкин (ред.). Миграция библиотечных систем: Введение . Вестпорт, Коннектикут: Меклер. С. 1–7 [4]. ISBN 0-88736-738-0 .
- ^ Рейнтьес, Дж. Ф. (май 1969 г.). «Системные характеристики Intrex». AFIPS '69 (весна): Материалы весенней совместной компьютерной конференции 14–16 мая 1969 г. . Объединенная компьютерная конференция . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Ассоциация вычислительной техники . стр. 457–459. дои : 10.1145/1476793.1476862 .
- ^ Маркус, Ричард С.; Кугель, Питер; Кусик, Роберт Л. (14 мая 1969 г.). «Экспериментальный компьютерный расширенный каталог профессиональной литературы». AFIPS '69 (весна): Материалы весенней совместной компьютерной конференции 14–16 мая 1969 г. . Объединенная компьютерная конференция . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Ассоциация вычислительной техники . стр. 461–473. дои : 10.1145/1476793.1476863 .
- ^ Overhage, Карл Ф.Дж. (1971). «Проект Intrex – Краткое описание» (PDF) . ЭРИК . МТИ . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Кер, Джеймс Э. (сентябрь 1972 г.). «Работа и программное обеспечение системы отображения буфера-контроллера Intrex» (PDF) . ЭРИК . Массачусетский технологический институт . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Херлберт, Чарльз Э. (15 сентября 1971 г.). «Программное обеспечение поисковой системы Intrex» (PDF) . ЭРИК . Массачусетский технологический институт . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Overhage, Карл Ф.Дж. (15 марта 1972 г.). Проект Интрекс. Полугодовой отчет о деятельности, 15 сентября 1971 г. - 15 марта 1972 г. (PDF) . ЭРИК (докладывая). Массачусетский технологический институт . Интрекс ПР-13 . Проверено 17 марта 2022 г.
С 27 сентября 1971 года БРИСЦ доступен на станции «Инженерная библиотека» два часа в день.
- ^ Jump up to: а б Кохтанек, Томас Р. (2002). «1 – Эволюция ЛИС и сопутствующих технологий». Библиотечные информационные системы: от автоматизации библиотек к решениям распределенного доступа к информации . Вестпорт, Коннектикут: Безлимитные библиотеки. п. 4 . ISBN 1-59158-018-8 .
- ^ Кохтанек, Томас Р. (2002). «1 – Эволюция ЛИС и сопутствующих технологий». Библиотечные информационные системы: от автоматизации библиотек к решениям распределенного доступа к информации . Вестпорт, Коннектикут: Безлимитные библиотеки. п. 5 . ISBN 1-59158-018-8 .
- ^ Бойс, Берт Р. и Хайм, Кэтлин М. «Образование системных аналитиков в девяностые годы». Журнал библиотечного управления, т. 9, вып. 4: 69–76.
- ^ Гансеман Дж (2015). Рефакторинг устаревшего каталога библиотеки: практический пример (PDF) . IAML 2015. Нью-Йорк, США.
- ^ Jump up to: а б с Хэмби, Р.; Макбрайд, Р.; Лундберг, М. (октябрь 2011 г.). «SCLENDS Южной Каролины оптимизирует библиотеки, преобразуя кредитование». Компьютеры в библиотеках . 8. 31 : 6–10.
- ^ Восприятие 2008: Международный обзор автоматизации библиотек . Librarytechnology.org. Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Восприятие 2009: Международный обзор автоматизации библиотек . Librarytechnology.org. Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Восприятие 2010: Международный обзор автоматизации библиотек . Librarytechnology.org. Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Восприятие 2011: Международный обзор автоматизации библиотек . Librarytechnology.org (28 января 2012 г.). Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Рынок автоматизации 2013: Спешка к инновациям . Библиотечный журнал на thedigitalshift.com (13 апреля 2013 г.). Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Митчелл, Эрик (март 2010 г.). «Использование облачных сервисов для ИТ-инфраструктуры библиотеки» . Журнал Code4Lib (9). ISSN 1940-5758 .
- ^ Jump up to: а б Разведение, Маршалл (2012). Облачные вычисления для библиотек . Технический набор. Том. 11. Чикаго: Американская библиотечная ассоциация . ISBN 9781555707859 . OCLC 783520712 .
- ^ Лю, Вейлин; Цай, Хуйбинь (Хизер) (январь 2013 г.). «Переход к облачным вычислениям: знания и навыки для системных библиотекарей». OCLC Системы и услуги . 29 (1): 22–29. дои : 10.1108/10650751311294528 .
- ^ Jump up to: а б Билал, Дания (2014). «Архитектура программного обеспечения». Автоматизация библиотеки: основные концепции и практический системный анализ (3-е изд.). Санта-Барбара, Калифорния: Безлимитные библиотеки . стр. 133–136. ISBN 9781591589228 . OCLC 503073120 . Подразделы: Хостинг программного обеспечения; Облачный хостинг программного обеспечения; Программное обеспечение как услуга (Saas); Одноарендный хостинг программного обеспечения; Удаленный хостинг программного обеспечения.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бридинг, Маршалл (2014–2021 гг.). «Архивы отчетов библиотечных систем - журнал American Libraries Magazine» . americanlibrariesmagazine.org . Американская библиотечная ассоциация .
- Рубин, Ричард Э.; Рубин, Рэйчел Г. (2020) [1998]. Основы библиотечного дела и информатики (5-е изд.). Чикаго: ALA Neal-Schuman, издание Американской библиотечной ассоциации. ISBN 9780838947449 . OCLC 1138996906 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Записи, системы и инструменты MARC : развития сетей и стандартов MARC Управление , Библиотека Конгресса.
- Библиотечные технологии высшего образования (HELibTech) - вики, которая охватывает многие аспекты библиотечных технологий и перечисляет технологии, используемые в высшем образовании Великобритании.
- Ключевые ресурсы в области автоматизации библиотек