Феникс (1794 г.)
«Феникс» (также пишется «Феникс ») был первым кораблем, построенным в Русской Америке (примерно эквивалентной сегодняшней Аляске ) для компании Шелихова-Голикова , предшественника Российско-Американской компании (РАК). [ 1 ] Руководил ее строительством Джеймс Джордж Шилдс, британский моряк, состоявший на службе в ВМФ России , используя в основном местные материалы. Корабль был спущен на воду в Воскресенской бухте Воскресенской летом 1794 года. [ 2 ]
Корабль был трехмачтовым, длиной 90 футов, грузоподъемностью от 180 до 240 тонн ( источники различаются) и имел 22–24 легких пушки. Это было, безусловно, самое большое и важное судно любой русско-американской пушной компании того времени. [ 1 ]
Корабль был назван в честь «Британского Феникса» , торгового судна, занимавшегося морской торговлей мехом , которое, в свою очередь, было тезкой залива Феникс на острове Афогнак .
«Феникс» погиб в море в конце 1799 года, последний раз его видели 24 августа 1799 года при выходе из Охотска на остров Кадьяк . Обломки корабля вынесло на берег от острова Уналаска до архипелага Александра . Это была величайшая морская катастрофа в истории Русской Америки. Помимо самого корабля, погибли 103 человека, в том числе 92 промышленника , капитан Джеймс Шилдс, епископ Иоасаф Болотов , глава Русской духовной миссии на Аляске, а также груз на сумму 569 328 рублей. Общий финансовый ущерб составил 622 328 рублей, что в два раза превышает совокупный капитал отделений РСК «Кадьяк» и «Уналаска». [ 1 ]
Потеря Феникса и большого количества пассажиров-колонистов значительно замедлила темпы русской колонизации Америки , фактически положив конец плану губернатора RAC Баранова по созданию колонии к югу от Ситки, Аляска, либо на острове Принца Уэльского , либо в Хайда-Гвайи . Пассажиры -промышленники сыграли важную роль в этом плане. Кроме того, потеря епископа Иоасафа и его свиты стала серьёзным ударом для Православной Церкви в Америке. Церкви потребовалось 40 лет, чтобы назначить нового епископа Американской епархии. Потеря капитана Шилдса также стала серьезной неудачей, поскольку он был одним из самых опытных капитанов и кораблестроителей, работавших в Русской Америке. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гринёв Андрей Владимирович (осень 2011 г.). «Российские морские катастрофы во время колонизации Аляски, 1741–1867» . Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 102 (4). Перевод Бланда, Ричарда Л. Вашингтонского университета: 178–194. JSTOR 24624633 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Блэк, Лидия (2004). Русские на Аляске, 1732-1867 гг . Издательство Университета Аляски. п. 146. ИСБН 978-1-889963-04-4 . Проверено 2 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1794 корабля
- Торговые корабли Age of Sail
- Торговля мехом
- Морские происшествия 1799 года
- Грузовые суда России
- Русская Америка
- Российско-Американская компания
- Корабли, построенные на Аляске
- Корабли потеряны со всеми руками
- Кораблекрушения
- Кораблекрушения у побережья Аляски
- Аляска незавершенная
- Незавершенные торговые корабли