Ранние кубинские группы
Ранние кубинские оркестры играли популярную музыку для танцев и театров в период 1780–1930 годов. В этот период кубинская музыка стала креолизированной, а ее европейское и африканское происхождение постепенно изменилось и стало подлинно кубинским. В этот период инструменты и музыка постоянно развивались. Информация, перечисленная здесь, представлена в порядке дат и взята из всех записей, сохранившихся до наших дней.
Типичный
[ редактировать ]В течение примерно ста лет, с начала девятнадцатого века примерно до 1920 года, основным оркестровым форматом популярной музыки была типика, основанная на духовых инструментах, обычно состоящая из 8–10 участников. В то же время были и странствующие музыканты, дуэты и трио: о них см. trova .
Оркестр Золотой Раковины
[ редактировать ]Основанный в начале XIX века чернокожим скрипачом и контрабасистом Клаудио Бриндисом де Саласом , он играл на балах аристократии острова танцевальную музыку эпохи: контрдансы , менуэты , ригадоны , кадрили , уланы . По сути, это была типика , или духовой оркестр, который иногда увеличивался до 100 музыкантов для особых случаев, таких как праздники .
Бриндис де Салас, ученик маэстро Игнасио Кальво , был также композитором креольских танцев и автором оперетты Congojas matrimoniales . В 1844 году его музыкальная карьера была прервана его участием в заговоре Эскалера , за который белые были оправданы, но черные дорого заплатили. Бриндис де Салас был арестован и подвергнут пыткам. [ 1 ] Он был изгнан с острова губернатором О'Доннеллом . Вернувшись в 1848 году, он был заключен в тюрьму на два года, а когда наконец смог подумать о реорганизации своей банды, то узнал, что большинство из них были казнены.
Помимо оперетты, он известен мелодией, посвященной генералу Конче, напечатанной в 1854 году. Его сын, Клаудио Бриндис де Салас Гарридо (Гавана, 4 августа 1852 г. – Буэнос-Айрес , 1 июня 1911 г.) был еще лучшим скрипачом, мировая известность. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Оркестр Флор де Куба
[ редактировать ]Основан кларнетистом Хуаном де Диосом Альфонсо , который переехал в Гавану, где играл на кларнете в оркестре Фелисиано Рамоса La Unión в 1856 году и руководил La Almendares в 1859 году. Не совсем ясно, когда он сформировал La Flor de Cuba , ставшую одной из Самый популярный в середине 19 века. Они играли контрдансы и другие танцы того времени. Оркестр представлял собой типику с корнетом , тромбоном , офиклеидой , двумя кларнетами , двумя скрипками , контрабасом , литаврами и гуиро . Офиклеид ( ophicleide ) — разновидность басового рожка с клавишами, изобретенная в 1817 году; t-bone будет клапанным тромбоном.

Они играли в Театре Вильянуэва в Гаване в 1869 году, когда испанские волунтарио напали на театр, убив около десяти посетителей, которые смотрели буфо (музыкальную сатирическую комедию) и аплодировали ее революционным настроениям. Контекст заключался в том, что Десятилетняя война началась в прошлом году, когда Карлос Мануэль де Сеспедес освободил своих рабов и провозгласил независимость Кубы. Креольские настроения накалились, и колониальное правительство и его богатые испанские торговцы отреагировали. Не в первый раз политика и музыка были тесно переплетены, поскольку музыканты были интегрированы еще до 1800 года, а «с 1800 по 1840 год чернокожие составляли явное большинство профессиональных музыкантов». [ 5 ] После этого трагического события театры Буфо были закрыты на несколько лет.
Оркестр Валенсуэлы
[ редактировать ]Потомок группы La Flor de Cuba , возглавляемой с 1877 года тромбонистом Раймундо Валенсуэлой после смерти Хуана де Диоса Альфонсо . Мы не знаем точно, когда было изменено название оркестра. Когда Раймундо умер в 1905 году, директором стал его брат Пабло. Как и Флор де Куба, это была самая популярная типика своего времени. [ 6 ]
Под руководством корнетиста Пабло Валенсуэлы группа стала одной из первых, кто записал кубинскую музыку: в 1906 году с цилиндрами Эдисона (около 40), в 1909 году с Columbia Records (23) и с Виктором (56). [ 7 ] [ 8 ] Последние записи были сделаны в 1919 году; Всего было около 120 номеров, большинство из которых были данзонами. Группа распалась после его смерти.
Файльде Оркестр
[ редактировать ]Основан в 1871 году в Матансасе Мигелем Файлде официальным создателем танца . , [ 9 ] Его оркестр состоял в основном из духовых инструментов и поэтому был типичным . Его первоначальными членами были: Мигель Фаильде (корнет); Паскуаль Каррерас (офиклеид); Панчо Моралес (1-я скрипка); Хуан Кантеро (2-я скрипка); Ансельмо 'Фриолин' Касалин (1-й кларнет); Эдуардо Файлде (брат, 2-й кларнет); Кандидо Файлде (брат, тромбон); Эулогио Гарридо (контрабас); Андрес Сеговия (тимпан); Исидро Акоста (гуиро). [ 10 ]
Обычные изменения в составе персонала означали, что к 1903 году в состав входили Эдуардо Бетанкур (тромбон); Альфредо Эрнандес (2-я скрипка); Магдалено Родригес (2-й кларнет) и Бенито «Чачо» Олива (литавры).
Это группа, которая играла Alturas de Simpson , первый дансон ; это было одно из сочинений Файлде. Похоже, группа не делала записей и распалась в 1921 году после смерти своего лидера. [ 11 ]
Немецкий оркестр
[ редактировать ]Основана в 1878 году в Сантьяго-де-Лас-Вегас . Лидер: Хосе Алеман (Гуанабакоа, 22 декабря 1846 г. - Сантьяго-де-Лас-Вегас, 1924 г.).
Алеман был закройщиком в Сантьяго-де-Лас-Вегасе и композитором танцевальной и религиозной музыки. Он изучал музыку у Педро Альвареса и стал контрабасистом, а также хорошим скрипачом и пианистом. Он играл на контрабасе в оркестре Гаванского собора и в оркестре Хуана де Диоса Альфонсо. [ 12 ]
Orquesta Aleman был типичной группой, основанной на духовых инструментах. В его состав входили Алехо Карильо (корнет); Педро Эспиноза (тромбон); Леобино Заяс (офиклеид); Хулиан Альенде (1-й кларнет); Рамон Алеман (2-й кларнет); Элиас Фуэнтес (1-я скрипка); Хуан Томас Алеман (2-я скрипка); Анисето Родригес (тимпанистка); Кирино Састре (гуиро).
После смерти Хосе Алемана в 1924 году оркестром руководил его брат Рамон, и произошли многочисленные кадровые изменения. Группа действовала до 1930-х годов.
Оркестр Перико Рохаса
[ редактировать ]Типичная группа была основана в 1884 году тромбонистом Педро Рохасом (он же «Перико») в Гинесе . В его состав в начале 20 века входили: Перико Рохас (тромбон); Патрик Вальдес и Эндрю Рохас (скрипка); Мартин Карабальо и Михаэль Рохас (кларнет); Хесус Урфе (корнет); Амброуз Марин (тромбон); Ларроуз Анаклет (офикелида); Джон Р. Ланда (контрабас); Питер Эрнандес (тимпани); Замок Леопольда (Гюйр). Группа просуществовала до начала 20 века. [ 13 ]
Типичный оркестр Фелипе Вальдеса
[ редактировать ]Все, что известно о Фелипе Вальдесе, это то, что он был корнетистом и композитором, родившимся в Болондроне , Матансас, во второй половине XIX века. Он основал свою типику в 1899 году, и она стала популярной в Гаване. Его инструментарий в 1916 году составлял: 3 скрипки; 2 кларнета; корнет; тромбон; контрабас; саксофон ; гуиро и тимбалес. Вероятно, все началось с офиклеида, а позже заменило саксофон. К 1929 году они включили фортепиано.
Группа записала больше данцонов, чем любая другая до 1920 года. Они записывались для Эдисона (1906 г.), Колумбии (начиная с 1906/7 г.); Виктор (с 1907 г.). Общее количество записей составило 315 номеров. Вальдес написал множество номеров, в том числе La Africana , Lamentos и Yeyé Olube . Некоторые из этих записей доступны на компакт-дисках: четыре номера 1907 года (Виктор), один 1916 года (Колумбия) и один 1929 года. [ 14 ] Диас Айяла сказал: «Невероятно, что больше нет информации об этом режиссере, сочинившем и записавшем столько данзонов». [ 15 ]
Оркестр Энрике Пенья
[ редактировать ]корнетиста Энрике Пенья была Данцонера одной из первых, кто записал ее, и притом в большом количестве. Это была вторая группа, которую он организовал (первая называлась La Juventud ): состав был такой: Пенья (корнет); Антонио Гонсалес (тромбон); Фелис Гонсалес (офиклеид); Хосе Белен Пуч (1-й кларнет); Хосе Урфе (2-й кларнет); Хулиан Баррето (скрипка); Альфредо Саенс (скрипка); Хосе де лос Рейес (тимпани); Руфино Карденас (гитара) и неизвестный (контрабас).

Оркестр начал записываться в 1908 году и прославился благодаря «Эль бомбин де Баррето » (котелок Баррето), написанному Урфе, который предположительно был первым дансоном, включившим синкопированную третью часть под влиянием сына. Некоторые участники группы впоследствии стали широко известны. Группа записала около 150 номеров, [ 16 ] некоторые из них доступны на компакт-диске. [ 17 ]
Оркестр Феликса Гонсалеса
[ редактировать ]Это одно из последних основанных типико, основанное в 1915 году с основным составом участников группы Энрике Пенья. В состав вошли: Гонсалес ( офиклеид ), Долорес Бетанкур (ти-бон); Хосе Белен Пуч (первый кларнет); Хосе Урфе (второй кларнет); Мигель Анхель Мендьета и Бенито Мойя (скрипки); Гильермо Маэрве (ум. бас); Деметрио Пачеко (тимпани) и Ульпиано Диас (гуиро). Несмотря на свой старомодный формат, оркестр просуществовал 52 года, вплоть до смерти его директора в 1967 году. [ 18 ] На компакт-дисках доступны три его записи 1916, 1925 и 1928 годов. [ 19 ]
чарангас
[ редактировать ]Чарангас вытеснил типику в качестве стандартного инструментального состава дансона . Первоначально называемые чарангас французскими (хотя они не имеют никакого отношения к Франции), они были «изобретены» в начале 20 века. Формулировка все еще находится в стадии разработки, с соответствующими корректировками инструментов. Основная идея состоит в том, чтобы сделать тон оркестра выше и ярче, чем в típica, удалив медные духовые инструменты, заменив кларнет флейтой и заменив литавры новым изобретением - pailas criollas , теперь называемым тимбалами . Этот барабан в металлическом корпусе, по которому ударяют палочками тимбалы, а не палочками литавр, производит характерный эффект. Два барабана тимбалес имеют разную высоту звука и могут быть дополнены двумя тимбалитами, имеющими еще более высокий тон, и одним или двумя сенцерросами (коровьими колокольчиками). Также следует отметить использование палочек на металлическом корпусе для создания ритма, известного как каскара . С самого начала в состав этих групп также входило фортепиано. Общий эффект состоит в том, чтобы придать музыке более легкий и яркий оттенок; кто на самом деле придумал эту идею, неизвестно.
Оркестр Торроэльи
[ редактировать ]Основанная в конце XIX века в Гаване, это была первая французская чаранга в столице и первая, в которой было фортепиано.

Его директором был пианист Антонио «Папаито» Торроэлла, и с самого начала в состав группы входил Папайто Торроэлья (фортепиано); Дэвид Рендон (скрипка); Фаустино Вальдес (флейта) и Эваристо Ромеро (контрабас). Под названием Sexteto Torroella группа записала восемь номеров на цилиндрах Эдисона в 1906 году. [ 20 ] [ 21 ]
Оркестр Тата Альфонсо
[ редактировать ]Французская чаранга была основана в начале 20 века флейтистом Октавио «Тата» Альфонсо. На пике популярности его состав был: Тата Альфонсо (флейта); Бруно Кихарро (скрипка); Пабло Беке (контрабас); Хесус Лопес (фортепиано); Абелардо Вальдес (гитара); Ульпиано Диас (тимбалы). [ 22 ] Группа записала шесть номеров для Columbia Records в 1918 году и считалась одной из трех самых важных чаранг в истории дансона и первой, включившей в себя мелодии из cantos de claves y guaguancó. [ 23 ] в этом жанре. [ 24 ]
Ромео Оркестр
[ редактировать ]Основанная примерно в 1910 году Антонио Марией Ромеу (1876–1955), она на протяжении тридцати лет была самой важной чарангой на Кубе. Ромеу ранее играл в Orquesta Cervantes , одном из нескольких чаранга, основанных в начале 1900-х годов, и стал одним из самых плодовитых композиторов данцонов. Оркестр записал сотни номеров в течение многих лет, начиная с 1915 года, и выпустил целую серию альбомов после 1950 года. Неясно, был ли Ромеу, как иногда утверждают, создателем чаранги, но ясно, что его группа была на протяжении многих лет ведущий данзонера .

Первоначальный состав Orchestra Romeu был следующим: Ромеу (фортепиано); Фелисиано Фасенда (скрипка); Альфредо Вальдес (флейта); Рафаэль Каласан (контрабас); Ремихио Вальдес (литавр); Хуан де ла Мерсед (гуиро): удалить небольшую группу.
Намного позже в состав оркестра вошли Франсиско Делабар (флейта); Август Вальдес (кларнет); Джон Кеведо (скрипка); Аурелио Вальдес и Феликс Васкес (гитара); Антонио Ма. Ромеу (звук, скрипка); Педро Эрнандес (скрипка); Инжир (труба); Регейра (тромбон) и Хосе Антонио Диас (флейта). Певцами (появившимися после появления sung danzon, известного как danzonete ) в два разных времени были Фернандо Кольясо и Барбарито Диес . В тридцатые годы он превратился в большой оркестр, включавший в себя два духовых инструмента.
Когда Ромеу умер, оркестром какое-то время руководил его сын, тоже Антонио Мария Ромеу, затем Барбарито Диес. Он по-прежнему играл традиционный дансон, но теперь назывался Orquesta de Barbarito Díez . [ 25 ]
Сыновья группы
[ редактировать ]Сын . родился во второй половине 19 века Настоящие имена музыкантов и музыкальных групп появляются после того, как тогдашний президент Кубы Хосе Мигель Гомес отправил батальоны Ejército Permanente подальше от их родных провинций. Именно Перманенте из Ориенте привез сына в Гавану. [ 26 ]
Сохранилось несколько ранних записей, сделанных еще до образования знаменитых секстетов. Некоторая театральная музыка была интересной, например, в Театре Альгамбра была группа, Адольфо Коломбо ведущей личностью которой был . Он был певцом и постоянным артистом, хотя немногие из этих записей сохранились. Тот, который был переиздан Арлекином, содержит необычный номер, который трудно классифицировать. Внесенный в список румбы, его, пожалуй, лучше всего описать как сын гуарача. [ 27 ] Поющие артисты — Коломбо и Клаудио Гарсия, гитарист, вероятно, Альберто Вильялон , плюс неизвестный трес-гитарист. Все три названных игрока были белыми, однако по стилю это креольские, почти афро-кубинские номера.
Болонский секстет
[ редактировать ]
В 1915 году Альфредо Болонья Хименес сформировал дочернюю группу в Гаване. Он играл на маримбуле , бонго и гитаре в разное время и, несмотря на свои физические ограничения ( карликовость ), он был силой в кубинской музыке на протяжении полувека. Его первой группой были Гортензия Валерон (вокалистка), Мануэль Менокаль (трое), Мануэль Корона (гитара), Викториано Лопес (маракасы) и Хоакин Веласкес (бонго). [ 28 ]
В октябре 1926 года Sexteto Boloña записала в Нью-Йорке набор номеров для Колумбии , который сегодня доступен в обычных средствах массовой информации. [ 29 ]
Группа распалась в 1934 году.
Гаванский секстет
[ редактировать ]В 1917 году четыре музыканта, называвшие себя Cuarteto Oriental, записали четыре номера для Columbia в Гаване. Номера указаны в каталоге Колумбии за 1921 год, но, вероятно, утеряны. Однако в 1918 году та же группа расширилась до секстета и была записана Виктором во время полевой записи в отеле Inglaterra в Гаване. [ 30 ] По крайней мере одна из этих записей сохранилась, в ней указаны два номера, которые, вероятно, являются первыми сохранившимися сынами. В 1920 году новая группировка назвала себя Секстето Хабанеро . [ 31 ]

Инструментальная установка интересна, потому что они используют некоторые оригинальные инструменты сына: ботия. [ 32 ] и уникальный квадратный бонго . Вскоре эта (и другие) группы осознали, что контрабас является более подходящим в музыкальном отношении инструментом: они больше никогда не возвращались к ботидже. Пять лет спустя у группы появились новые участники и изменился внешний вид, в том числе Агустин Гутьеррес (бонго), Абелардо Баррозо (сонеро, клаве), Фелипе Нери Кабрера (маракасы, вокал); Херардо Мартинес (контрабас, вокал, лидер); Гильермо Кастильо (гитара, вокал), Карлос Годинес (трес, вокал). [ 33 ]

Записи группы в Нью-Йорке 1925-26 годов доступны на LP и CD. [ 34 ] Музыка высокого качества, учитывая технические ограничения того времени; группа выиграла первый приз на Concurso de Sones в 1925 и 1926 годах. [ 35 ] Когда к группе добавился корнет, вскоре замененный трубой, а именно Феликсом Чаппоттеном , она стала Септето Хабанеро . Этот последний состав просуществовал до конца 1930-х годов, когда секстето были вытеснены конъюнто и биг-бэндами. Затем лидер Херардо Мартинес сформировал новую группу Conjunto Típico Habanero . [ 36 ]
Западный секстет
[ редактировать ]
Один из первых сыновей секстето , сформированный в 1925 году Марией Терезой Вера и Мигелем Гарсиа, он отправился в Нью-Йорк и записал номера, но просуществовал всего около 18 месяцев. [ 37 ] Его структура была типичной для ранних групп сыновей. [ 38 ]
Другие типы
[ редактировать ]Авилесский оркестр
[ редактировать ]Группа с самой продолжительной непрерывной историей, она была основана в 1882 году и существует до сих пор. Мануэль Авилес Лосано ( Ольгин , Ориенте , [ 39 ] 2 февраля 1864 - ?) работал портным и изучал музыку у испанского маэстро Магина Торреса. Авилес, дирижер и кларнетист, сформировал оркестр из родственников и других музыкантов, а также, в конечном итоге, из своих тринадцати детей. Еще позже он обручил других младших родственников. Он и некоторые другие участники группы сражались в Кубинской войне за независимость в составе Ejército Libertador .
Группа необычна во многих отношениях. Это началось как типико, затем превратилось в чарангу, а затем (в 1940-х годах) превратилось в то, что кубинцы называют «джаз-бэндом», что означает « биг-бэнд» . Группа всегда базировалась в Ольгине и почти никогда не покидала Ориенте. Оно по-прежнему организовано вокруг членов семьи. [ 40 ] Сейчас он называется Orquesta Hermanos Avilés . [ 41 ]
Восточный студент
[ редактировать ]Эта группа возникла в Сантьяго-де-Куба в конце 19 века. Он значительно отличался от типика как по музыке, инструментам, так и по расовому составу (участники обычно были белыми). Жанры исполняемой музыки включали дансон, болеро , сон и гуарача . Инструменты включали трес , маримбулу , литавры или пайлас криолла ( тимбалес ). Этот инструментальный состав является прообразом секстетов, появившихся позже, а не старых типиков. В состав группы войдут студенты университетов, вероятно, усиленные талантами из других источников. Подобные группы «Эстудиантина» были сформированы и в других провинциальных городах. [ 42 ]
Джиро считает эту расстановку характерной для Эстудиентинас: два тре , 1-й и 2-й; две гитары ; одна труба ; ботия или контрабас ; пайла ( тимбал ); cencerro ( коровий колокольчик ); гуиро ; три певца, 1-й, 2-й и фальцет , а может быть и оба пола. Понятно, что estudientinas в разных частях Кубы имели различия в составе, инструментах и репертуаре. [ 43 ]
Кубинские джаз-бэнды
[ редактировать ]История джаза на Кубе долгие годы была скрыта из-за нежелания звукозаписывающих компаний предоставлять доступ к записям. Однако в последние годы стало ясно, что ее история на Кубе такая же длинная, как и ее история в США. Ключевой фигурой в раскрытии зарождения кубинского джаза является Леонардо Акоста , музыкант и музыковед, много лет работающий над этой темой. [ 44 ] [ 45 ] Другие исследовали историю джаза и латиноамериканского джаза с точки зрения США. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] В предысторию кубинского джаза входят такие музыканты, как Луи Моро Готшалк и У. К. Хэнди , которые посетили Кубу и привнесли креольские идеи в свою музыку.
был Джаз-бэнд Сагуа основан в 1914 году Педро Стачоли (дирижер и фортепиано). Участники: Ипполит Эррера (труба); Норберто Фабело (корнет); Эрнесто Рибальта (флейта и саксофон); Умберто Домингес (скрипка); Лучано Галиндо (тромбон); Антонио Темпрано (туба); Томас Медина (ударная установка); Красный морской пехотинец (гуйро). Четырнадцать лет они играли в Главном театре Сагуа . Стахоли учился у Антонио Фабре в Сагуа и завершил обучение в Нью-Йорке, где пробыл три года. [ 50 ]

Кубинский джаз-бэнд был основан в 1922 году Хайме Пратсом в Гаване. В состав коллектива входили его сын Родриго Пратс на скрипке, великий флейтист Альберто Сокаррас на флейте и саксофоне и Пучо Хименес на слайд-тромбоне. В состав, вероятно, входили бы контрабас, ударная установка, банджо и, по крайней мере, корнет. В более ранних работах это упоминалось как первый джаз-бэнд на Кубе. [ 51 ] но, очевидно, существовали и более ранние группы.
В 1924 году Мойзес Симонс (фортепиано) основал группу, которая играла в саду на крыше отеля Plaza в Гаване и состояла из фортепиано, скрипки, двух саксофонов, банджо, контрабаса, барабанов и тимбалов. В его состав входили Вирджилио Диего (скрипка); Альберто Сокаррас (альт-саксофон, флейта); Хосе Рамон Бетанкур (тенор-саксофон); Пабло О'Фаррилл (ум. бас). В 1928 году, все еще на той же площадке, Симонс нанял Хулио Куэва , известного трубача, и Энрике Сантиестбана , будущую звезду СМИ, в качестве вокалиста и барабанщика. Это были лучшие инструменталисты, которых привлекали высокие гонорары в размере 8 долларов в день. [ 52 ]
Все эти группы, без сомнения, играли не только джаз, но и кубинскую музыку, но записей, на которых они играют джаз, мало. Не может быть никаких сомнений в том, что эти ранние предприятия создали группу кубинских музыкантов, которые хорошо владели обоими жанрами. В конечном итоге это привело к появлению латиноамериканских джазовых фьюжн более поздних лет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карпентье, Дальний 2001 [1945]. Музыка на Кубе Миннеаполис, Миннесота. стр.165
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр60
- ^ Гильен, Николас 1935. Тост за Саласа: король восьмого . Гавана.
- ^ Джиро, Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . том 1, Гавана. стр.162
- ^ Карпентье, Алехо 2001 [1945]. Музыка на Кубе . Миннеаполис, Миннесота, стр. 161. Однако из других отрывков, таких как стр. 153, становится ясно, что Карпентье имеет в виду «черных и мулатов», поскольку в данных переписи населения, на которые он опирается, используется фраза «цветные мужчины».
- ^ Оровио, Хелио 2004. Кубинская музыка от А до Я. стр222
- ↑ Номер 1909 года Mama Teresa и El garrotín (1913), обе композиции Пабло Валенсуэлы, были переизданы на Harlequin LP HQ2025 (HQ CD23). Их музыкальное качество превосходно; Корнет Валенсуэлы впечатляет. Диас Айяла, Кристобаль 1994. Куба поет и танцует: дискография кубинской музыки 1898–1925 гг . Musicalia Foundation, Сан-Хуан, PR, стр. 155 и след.
- ^ Arhoolie/Folklyric CD 7032 Кубинский дансон: до того, как появился джаз: 1905–1929 предлагает еще один номер на цилиндре Эдисона, 1906 год, и еще два на Колумбии, 1909 год.
- ^ но см. Carpentier, Alejo 2001 [1945]. Музыка на Кубе . Миннеаполис, Миннесота. п. 191.
- ^ Кастильо Файлде, Освальдо 1964. Мигель Файлде: музыкальный создатель дансона . Гавана. стр.53
- ^ Сантос, Джон 1982. Кубинский Дансон: его предки и потомки . Примечания к Folkways LP 4066.
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.22
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.283
- ^ Arhoolie/Folklyric CD 7032 Кубинский дансон: до того, как появился джаз: 1905–1929 .
- ^ Диас Айала, Кристобаль 1994. Куба поет и танцует: дискография кубинской музыки 1898–1925 гг . Musicalia Foundation, Сан-Хуан, PR, стр. 144 и след.
- ^ Диас Айала, Кристобаль 1994. Куба поет и танцует: дискография кубинской музыки 1898–1925 гг . Musicalia Foundation, Сан-Хуан, PR, стр. 121 и след.
- ^ Arhoolie/Folklyric CD 7032 Кубинский дансон: до того, как появился джаз: 1905–1929, представляет три номера.
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана стр. 277.
- ^ Arhoolie/Folklyric CD 7032 Кубинский дансон: до того, как появился джаз: 1905–1929 .
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.287
- ^ Диас Айала, Кристобаль 1994. Куба поет и танцует: дискография кубинской музыки 1898–1925 гг . Фонд Musicalia, Сан-Хуан, PR, стр. 143
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.269
- ^ хоровые коллективы из районов Гаваны и Матансаса; см. Оровио, Хелио, 1981. Словарь кубинской музыки. Гавана. стр.95
- ^ Родригес, Эсекьель 1967. Иконография дансона . Гавана.
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.283
- ^ Бланко, Хесус 1992. 80 лет сына и сонеро на Карибах . Каракас. p14 и последующие.
- ^ Harlequin LP HQ2025 (или HQ CD23), Горячая танцевальная музыка с Кубы : первый номер, сторона A, Мария Тереза . В примечаниях на обложке Кристобаля Диаса Айялы и Ричарда Споттсвуда это число описывается как «ранний прототип сына, датируемый началом 1880-х годов».
- ^ Оровио, Хелио 2004. Кубинская музыка от А до Я.
- ^ например, История кубинского сына: Sexteto Boloña, корни сальсы, том 1 . Arhoolie/Folklyric LP 9053. Также Tumbao TCD 060 Секстет Болонья: Echale candela 1926 .
- ^ подробности в Диас Айала, Кристобаль 1994. Куба поет и танцует: дискография кубинской музыки 1898–1925 гг . Musicalia Foundation, Сан-Хуан, PR, стр. 319 и след.
- ^ Сублетт, Нед 2004. Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго. стр.336
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . стр58
- ^ История сына: Секстето Хабанеро, корни сальсы 2 . Arhoolie/Folklyric LP 9054.
- ^ Тумбао TCD 001 Sexteto Habanero: Son Cubano 1924–1927 и TCD 009 Sexteto Habanero: las raices del son (последний содержит 24 номера с 1925 по 1931 год).
- ↑ Джон Сантос в примечаниях к Folklyric LP 9054.
- ↑ Джон Сантос в примечаниях к Folklyric LP 9054.
- ^ Кальдерон, Хорхе 1983. Мария Тереза Вера . Гавана.
- ^ Tumbao TCD-087 Sexteto Occident: Примечания на вкладыше Yo no tumboaña
- ^ Сейчас провинция Ольгин
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.38 и 271
- ↑ В коллекции Кристобаля Диаса в библиотеке Международного университета Флориды перечислены только две пластинки, обе современные записи: очевидно, в ранний период существования оркестра записей не было. В настоящее время в продаже имеется компакт-диск Orquesta Hermanos Aviles Virgin-Spain 1999 года. Он содержит только недавние записи.
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.274
- ^ Джиро, Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . том 2, Гавана. стр71
- ^ Акоста, Леонардо 2003. Кубано быть, кубано-боп: сто лет джаза на Кубе . Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ Джиро Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . Гавана. Обширное эссе о кубинском джазе в томе 2, стр. 261–269.
- ^ Робертс, Джон Сторм 1979. Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты . Оксфорд.
- ^ Робертс, Джон Сторм 1999. Латинский джаз: первый из слияний, с 1880-х годов до наших дней . Ширмер, Нью-Йорк
- ^ Леймари, Изабель 2002. Кубинский огонь: история сальсы и латинского джаза . Континуум, Лондон.
- ^ Шуллер, Гюнтер 1986. Ранний джаз: его корни и музыкальное развитие . Оксфорд, Нью-Йорк
- ^ Джиро Радамес 2007. Энциклопедический словарь музыки Кубы . Гавана. том 2, стр. 261.
- ^ Оровио, Хелио 1981. Словарь кубинской музыки . Гавана. стр.306
- ^ Акоста, Леонардо 2003. Кубано быть, кубано-боп: сто лет джаза на Кубе . стр.28