три (инструмент)
![]() Кубинская тройка | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Три, три кубинца |
Классификация | Струнный инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322 (Композитный хордофон ) |
Развитый | XIX век на востоке Кубы |
Связанные инструменты | |
Бандола , бандуррия , лютня , испанская гитара , типле , куатро. |
Трес « ( по-испански три » ) — трехголосный хордофон кубинского происхождения. Самая распространенная разновидность инструмента – оригинальные кубинские тресы с шестью струнами. Его звучание стало определяющей характеристикой кубинского сына , и его обычно играют в различных афро-кубинских жанрах. В 1930-х годах инструмент был адаптирован в пуэрториканский трес , имеющий девять струн и корпус, аналогичный корпусу куатро .
Трес появился во второй половине 19-го века в восточном регионе Гуантанамо , где на нем играли на чангуи , предшественнике сон-кубано . [ 1 ] Его точное происхождение неизвестно, но предполагается, что он произошел от испанской гитары XIX века , на которую он похож по форме. [ 2 ] а также лауд и бандола , два инструмента, используемые в пунто-кубано, по крайней мере, с 18 века. [ 2 ] Игра трес вращается вокруг гуахо , образца остинато, встречающегося во многих афро-кубинских музыкальных стилях. Трес-игроки широко известны как тресеро (на Кубе) или тресисты (в Пуэрто-Рико).
Куба
[ редактировать ]История
[ редактировать ]
По большинству оценок, трес впервые был использован в нескольких родственных афро-кубинских музыкальных жанрах, зародившихся на востоке Кубы: ненгон, кириба, чангуи и сон , все из которых возникли в 19 веке. Бенджамин Лапидус заявляет: «Трес занимает огромное место не только в Чангуи, но и в музыкальной культуре Кубы в целом». [ 3 ] Одна из теорий гласит, что изначально гитара , типле или бандола у сына использовалась . В конечном итоге их заменил новый местный инструмент, представляющий собой смесь всех трех, названный трес. Хелио Оровио пишет, что в 1892 году Нене Манфугас привез трес из Баракоа , места его происхождения, в Сантьяго-де-Куба . [ 4 ] По мнению Синдо Гарая , сам трес зародился в Баракоа. [ 1 ] В 1927 году Эдуардо Санчес де Фуэнтес упомянул Нене Манфугаса как первого игрока в трес из Сантьяго-де-Куба. [ 5 ] Однако он описал трес как возникший «в незапамятные времена» среди афро-кубинцев и при этом имеющий сильное сходство с испанской гитарой и бандуррией . [ 5 ] [ 6 ] По словам писателя Алехо Карпентье, трес произошел от бандолы (которая сама по себе является производной от испанской бандуррии), которая со временем потеряла два курса. [ 7 ] [ 6 ] По словам журналиста Лино Доу, трес был практически неизвестен на западе Кубы до 1895 года, когда его купили Ориенте мамбисы в . [ 6 ] Точно так же Фернандо Ортис заявил, что войны между Испанией и Кубой ( Десятилетняя война и Кубинская война за независимость ) привели к дифференциации между испанской гитарой и кубинским тресом, причем последний стал символом креольской нации. [ 6 ] Ортис утверждал, что трес, скорее всего, возник во времена доколониальной Кубы, прежде чем получил широкую популярность в конце 19 века. [ 6 ] Происхождение трес и других кубинских инструментов подробно обсуждается Ортисом в его основополагающей работе Los Instrumentos de la Música afrocubana , опубликованной между 1952 и 1955 годами.
По мере того как в 1920-е годы популярность кубинского сына росла, росли и все трое. К 1930-м годам из этой тройки было несколько восходящих звезд, в том числе Элисео Сильвейра, Карлос Годинес, Арсенио Родригес и Ниньо Ривера. [ 8 ] В 1950-х годах Арсенио покинул Кубу, и его звучание продолжили Рамон Сиснерос «Ливиано» и Артуро Харви «Аламбре Дульсе» в Conjunto Chappottin . Другие важные тресеро 1950-х годов, такие как Сенен Суарес и Хуанито Маркес, начали делать записи с электрическими тресерами. В Соединенных Штатах трес иногда использовался в ансамблях сальсы , особенно в 1970-х годах, когда такие музыканты, как Нельсон Гонсалес , Чарли Родригес и Гарри Виджиано, сделали многочисленные записи для Fania Records . Традиционная игра на тресе пропагандируется на Кубе с момента первых записей Grupo Changüí de Guantánamo в 1980-х годах с участием Чито Латамбле , а также альбомов Исаака Овьедо и его сына Папи Овьедо . В 2010 году третий Панчо Амат получил высшую награду, присуждаемую музыкантам Кубы, Premio Nacional de Música . [ 9 ]
Описание и варианты
[ редактировать ]Кубинский трес значительно меньше испанской гитары, его длина мензуры составляет от 48 сантиметров (19 дюймов) до 65 сантиметров (26 дюймов). [ 10 ] Он состоит из трех рядов (групп) по две струны в каждой, всего шесть струн. От низкого тона до самого высокого основной строй выполняется в одном из двух вариантов до мажор: G4 G3, C4 C4, E4 E4 (верхний тон в унисонах) или, что более традиционно: G4 G3, C4 C4, E3 E4. (верхний курс в октавах). Обратите внимание, что при использовании октавной настройки порядок октав в первом курсе является обратным порядку в третьем курсе ( низко-высоко или высоко-низко ). [ 11 ] Сегодня многие трезеро настраивают весь инструмент на ступень выше (ре мажор): A4 A3, D4 D4, F#4 F#4 или A4 A3, D4 D4, F#3 F#4.
Музыканта, играющего на кубинском тресе, называют тресеро термин тресиста . , хотя в прошлом на Кубе также использовался [ 5 ] Варианты инструмента существуют в Пуэрто-Рико и Доминиканской Республике . [ 12 ] Кубинский певец трова , автор песен и гитарист Компай Второй изобрел вариант трес и испанской гитары, известный как армонико . [ 13 ] Элиадес Очоа играет на другом варианте, который он называет «гитара трес» — испанской гитаре с двумя дополнительными струнами, настроенными как трес. [ 14 ]
Гуахос
[ редактировать ]Типичным tres ostinato является гуахео . Он возник на Кубе в 19 веке в музыкальных жанрах нэнгон , кириба , чангуи и сон . [ 15 ] Техника игры трес на чангуи и, в меньшей степени, на нэнгоне, оказала влияние на современных сыновей-музыкантов, в первую очередь на пианистку Лили Мартинес и тресеро Панчо Амат , оба из которых научились этому стилю у Чито Латамбле . [ 16 ] [ 17 ] И нэнгон, и кириба входят в репертуар ансамблей чангуи. Например, дебютный альбом Guantánamo Changüí Group открывается песней «Nengon». [ 18 ]
Нэнгон
[ редактировать ]Бенджамин Лапидус представляет доказательства «линейного взгляда на развитие сына от нэнгона до кириба и других региональных стилей, до чангуи и, в конечном итоге, до сына». [ 19 ] Негон имеет ограниченный гармонический диапазон, в котором подчеркнуты тоника и доминанта, а трес обычно размещается в традиционной октавной настройке (G4 G3, C4 C4, E3 E4). Как жанр нэнгон состоит из вариаций одной песни «Para ti nengón». Следующий nengón guajeo является украшением ритмической фигуры, известной как тресильо .

Кириба
[ редактировать ]Стиль кириба, тесно связанный с нэнгоном, возник в регионе Баракоа на востоке Кубы. [ 20 ] Как и Ненгон, Кириба — это жанр, основанный на песне или припеве «Кириба, Кириба». Из-за этого кубинские музыковеды, такие как Олаво Ален Родригес, предпочитают относить Кирибу к стилю Чанги. [ 21 ] Тем не менее, кириба имеет ярко выраженный гуахео и, возможно, предшествует чангуи.

Чангуй
[ редактировать ]При игре на чангуи трес снова обычно имеет традиционную октавную настройку. Следующий changüí tres guajeo состоит из оригинальных песен. [ 22 ]

Сын
[ редактировать ]По словам Кевина Мура, «есть два типа чистых son tres guajeos: общие и специфичные для песни. guajeos для конкретной песни обычно основаны на мелодии песни, тогда как общий тип включает в себя просто арпеджио триады». [ 23 ] Ритмический рисунок следующего «обычного» гуахео используется во многих песнях. Обратите внимание, что первый такт состоит из всех нестандартных долей. Фигура может начинаться с первого или второго такта, в зависимости от структуры песни.

Соло
[ редактировать ]Трес-соло были впервые созданы путем группировки вариаций гуахео, мелодического и ритмического подхода, основанного на тонких вариациях и повторениях, который поддерживает «грунт» для танцоров. По словам Лапидуса, трес-соло в чангуи обычно дважды озвучивают «мелодические/ритмические идеи», прежде чем двигаться дальше. Эта техника позволяет солисту создать для слушателя ряд ожиданий, которые поочередно удовлетворяются, обходят, разочаровывают или переворачивают. Практика имеет свой аналог в том, что Пол Берлинер называет «сообществом идей», поскольку мотивы из этих последовательностей часто возвращаются на протяжении всего соло». [ 24 ]
К середине двадцатого века трес-соло начали включать в себя ритмичный «словарный запас» квинто , ведущего барабана румбы . [ 25 ] Контрметрический акцент фраз, основанных на квинто, вырывается за рамки гуахео, который обычно «привязан» к циклу клаве. Таким образом, соло, основанные на квинто, способны создавать длинные циклы напряжения и расслабления, охватывающие множество тактов.
Пуэрто-Рико
[ редактировать ]
Пуэрториканский трес — это адаптация кубинского треса с девятью струнами вместо шести. Хотя девятиструнные тресы зарегистрированы на Кубе по крайней мере с 1913 года, [ 26 ] Исследователи сходятся во мнении, что создание инструмента, вероятно, было вызвано визитом Исаака Овьедо в Пуэрто-Рико в 1929 году во время турне Септето Матансеро. Вдохновленный Овьедо, гитарист Гильеро «Пиличе» Аяла заказал создание аналогичного инструмента, для которого корпус куатро . использовался [ 27 ] В результате пуэрториканский трес имеет форму пуэрто-риканского куатро с вырезами, в отличие от кубинского сорта, который имеет форму гитары. К 1934 году пуэрториканский куатро достиг Нью-Йорка, и в настоящее время большинство пуэрториканских трес-игроков специализируются на своей национальной адаптации инструмента, заметным исключением является Нельсон Гонсалес . Пуэрто-риканский трес имеет девять струн в трех рядах и настроен на G4 G3 G4, C4 C4 C4, E4 E3 E4. Игроков пуэрториканских тресов называют тресистами .
Известные игроки
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые из самых влиятельных исполнителей кубинского треса. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
- Эфраин Амадор
- Панчо Амат
- Феликс Карденас
- Хуан де ла Крус «Кото» Антомарки
- Карлос Годинес
- Нельсон Гонсалес
- Чито Латамбле
- Нене Манфугас ( ы )
- Хуанито Маркес
- Исаак Овьедо
- Папи Овьедо
- Эфраин Риос
- Нино Ривера
- Арсенио Родригес
- Чарли Родригес
- Элисео Сильвейра
- Панчито Соларес
- Сенен Суарес ( ы )
- Виктор Триас
Среди известных исполнителей пуэрториканских трес: [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. п. 203 . ISBN 9780822385219 .
- ^ Jump up to: а б Диас Айяла, Кристобаль (2006). Контрапункты кубинской музыки (на испанском языке). Сан-Хуан, PR: Callejón Editions. стр. 312–317. ISBN 9781881748489 .
- ^ Лапидус, Бенджамин (2008). Истоки кубинской музыки и танца: Чангуи . Плимут, Великобритания: Scarecrow Press. п. 16. ISBN 9781461670292 .
- ^ Оровио, Хелио (Гавана: редакция Letras Cubanas, [1981] 1992). Словарь кубинской музыки . п. 481.
- ^ Jump up to: а б с Санчес де Фуэнтес, Эдуардо (1927). Анналы Национальной академии искусств и литературы, тома. 11–12 (на испанском языке). Гавана, Куба: Карденас и Сиа. п. 149.
- ^ Jump up to: а б с д и Ортис, Фернандо (1955). Инструменты афро-кубинской музыки: пульсирующие, фрикативные, инсуфлятивные и аэритивные (на испанском языке). Гавана, Куба: Управление культуры Министерства образования. п. 60.
- ^ Карпентье, Алехо (1987). «Музыка на Кубе» . Этот музыкант внутри меня 3 - Музыка на Кубе (на испанском языке). Мехико: 21 век. п. 242. ИСБН 9789682314131 .
- ^ Амадор, Эфраин (2005). Универсальность лютни и кубинского треса (на испанском языке). Гавана, Куба: Кубинские письма. п. 100.
- ^ Эрнандес Фусте, Еланис (12 декабря 2010 г.). «Панчо Амат удостоен Национальной музыкальной премии» . Повстанческая молодежь (на испанском языке). Коммунистический союз молодежи . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ База данных струнных инструментов
- ^ Пенья, Джоэл (2007). Веселье с Кубинским Тресом . Пасифик, Миссури: Мел Бэй. ISBN 978-0-7866-7292-9 .
- ^ Стоун (2008). п. 18
- ^ Бетанкур Молина, Лино (3 апреля 2013 г.). «El Armónico de Compay Segundo» . Кубарте (на испанском языке). Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Очоа, Элиадес (16 декабря 2016 г.). «Моя гитара три» . ЭлиадесОчоа.com . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Стоун (2008). п. 16-18
- ^ Шеперд, Джон; Хорн, Дэвид (2014). Энциклопедия мировой популярной музыки Блумсбери, том 9 . Лондон, Великобритания: Издательство Bloomsbury. п. 535. ИСБН 9781441132253 .
- ^ Стоун (2008). п. 51.
- ^ Группа Гуантанамо Чангуи (1983). Теперь да . Сантьяго-де-Куба, Куба: Сибони.
- ^ Стоун (2008). п. 96.
- ^ Гонсалес, Леонель «Гуахиро»; Гриффин, Джон (2012). Серия кубинских мастеров: Кубинский Трес . США: Издательство Salsa Blanca. п. 535. ИСБН 9781941837351 .
- ↑ Из интервью с Джоном Гриффином, Гавана, Куба, 2013 г.
- ^ Мур, Кевин (2010). За пределами сальсы на фортепиано; Кубинская фортепианная революция Тимба, версия 1. Корни Тимбы Тумбао с. 17. Санта-Крус, Калифорния: Moore Music/Timba.com.
- ^ Мур, Кевин (2010). Beyond Salsa Piano v.1 стр. 32. Санта-Крус, Калифорния: Moore Music/Timba.com. ISBN 1439265844 .
- ^ Стоун (2008). п. 56.
- ^ Пеньялоса, Дэвид (2011) Румба Квинто . п. xiv. Редвей, Калифорния: Книги Бембе. ISBN 1-4537-1313-1
- ^ Техеда, Дарио; Юнен, Рафаэль Эмилио (2008). Сон и сальса в карибской идентичности (на испанском языке). Сантьяго-де-лос-Кабальерос, Доминиканская Республика: Центр Леона. п. 441. ИСБН 9789945859676 .
- ^ Гомес, Рамон. «Связь кубинских трес и пуэрториканских трес» . Пуэрториканский проект Cuatro (на испанском языке) . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Амадор, Эфраин (2005). Универсальность лютни и кубинского треса (на испанском языке). Гавана, Куба: Кубинские письма. п. 10.
- ^ Джиро, Радамес (1997). Панорамный вид на гитару на Кубе (на испанском языке). Гавана, Куба: Кубинские письма. п. 51.
- ^ Jump up to: а б Гонсалес, Нельсон (2006). трех гитар Метод Пасифик, Миссури: Мел Бэй. стр. 100-1 3–4. ISBN 9781609745868 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Книги
- Ричардс, Тобе А. (2007). Словарь аккордов Tres Cubano: настройка до мажор, 648 аккордов . Соединенное Королевство: Книги Кэбота. ISBN 978-1-906207-03-8 . — Подробное руководство по словарю аккордов.
- Ричардс, Тобе А. (2007). Словарь аккордов Tres Cubano: настройка ре мажор, 648 аккордов . Соединенное Королевство: Книги Кэбота. ISBN 978-1-906207-04-5 . — Подробное руководство по словарю аккордов.
- Гриффин, Джон (2007). Кубинская тройка . Омнибус Пресс. ISBN 978-0-8256-3324-9 . — Учебное пособие (на испанском и английском языках)
- Интернет-ресурсы
- Трес на Кубе и в Пуэрто-Рико . Пуэрториканский проект Куатро.
- Бернс, Шейла (19 мая 2009 г.). Гавана: Музыка крикета . Хранитель .
- Эчарри, Ирина (7 мая 2009 г.) Tres Magic на Малеконе в Гаване . Гавана Таймс .
- Гриффин, Джон. Cuban Tres — трехструнная гитара из Кубы . Сальса Бланка.