Jump to content

Надзор за тайными операциями США

(Перенаправлено со специальной группы NSC 5412/2 )

Исполнительный надзор за США тайными операциями осуществляется рядом подкомитетов Совета национальной безопасности (СНБ).

Рождение тайных операций в Холодной войне

[ редактировать ]

В начале « холодной войны » не было неизбежным, что секретные операции станут доминантой Центрального разведывательного управления (ЦРУ). [ 1 ] Закон о национальной безопасности 1947 года прямо не разрешал ЦРУ проводить тайные операции, хотя статья 102(d)(5) была достаточно расплывчатой, чтобы допускать злоупотребления. [ 2 ] [ 3 ] На самых первых заседаниях Совета национальной безопасности в конце 1947 года осознание необходимости «остановить поток коммунизма» в Западной Европе , особенно в Италии , посредством открытой и скрытой «психологической войны» вынудило поставить этот вопрос. [ 1 ] Фактическая ответственность за эти операции была горячей картошкой, и когда было решено, что за это Госдепартамент будет отвечать , госсекретарь Джордж Маршалл резко выступил против этого, опасаясь, что это запятнает международный авторитет его ведомства. В результате ответственность за тайные операции была передана ЦРУ; СНБ это было закреплено в политическом документе под названием СНБ   4-А. [ 4 ] утвержден в декабре 1947 года. [ 1 ] NSC   4-A предоставил разрешение на вмешательство ЦРУ в итальянские выборы в апреле 1948 года . [ 5 ]

Предлагаемая панель НБК 4-А

[ редактировать ]

Черновик [ 6 ] СНБ   4-А предусматривало создание назначенной СНБ «комиссии» для утверждения операций. Исполнительный секретарь СНБ Сидни Сауэрс рекомендовал, чтобы в состав группы вошли представители государственных ведомств, армии , военно-морского флота и военно-воздушных сил , а также представитель «наблюдателя» от Объединенного комитета начальников штабов . [ 7 ] Это положение было исключено из окончательной версии, в которой просто говорилось, что директор Центральной разведки (ЦРУ) «обязан следить за тем, чтобы [тайные] психологические операции соответствовали внешней политике США и открытой зарубежной информационной деятельности, а также чтобы соответствующие агентства Правительство США... информируется о таких операциях, которые их непосредственно затрагивают». [ 4 ]

От НБК 10/2 до НБК 5412 (июнь 1948 г. - март 1955 г.)

[ редактировать ]

По данным комитета Чёрча , на протяжении периода с июня 1948 года по март 1955 года «директивы СНБ предусматривали консультации с представителями государства и обороны». Но «у этих представителей не было функции утверждения. Не было формальной процедуры или комитета для рассмотрения и утверждения проектов». [ 8 ]

Панель НБК 10/2

[ редактировать ]

Порядок в NSC   4-A не понравился влиятельному директору Госдепартамента Отдела планирования политики (S/P) Джорджу Ф. Кеннану . [ 9 ] Под его руководством была опубликована газета S/P под названием «Начало организованной политической войны». [ 10 ] был распространен в СНБ в начале мая 1948 года, в котором говорилось, что «существует два основных типа политической войны — один явный, а другой тайный. Оба по своей сути должны направляться и координироваться Государственным департаментом». Однако Кеннан хотел и получить свой пирог, и съесть его: газета ясно дала понять, что Государственный департамент не должен быть формально связан с проведением тайных операций. [ 9 ] Затем Объединенный комитет начальников штабов, защищая свои прерогативы, особенно в военное время, особенно на театрах военных действий. в бой вступил [ 11 ] В результате разногласий, вызванных Кеннаном, NSC   4-A был заменен на NSC   10/2, [ 12 ] одобрен президентом Гарри Трумэном 18 июня 1948 года, в результате чего было создано Управление по координации политики (OPC). Кеннан все еще был неудовлетворен и продолжал настаивать на государственном контроле, надеясь, что его кандидатура на пост директора OPC Фрэнка Виснера будет лояльна к Госдепартаменту, но это не так. [ 13 ]

СНБ   10/2 был первым президентским документом, в котором определялся механизм одобрения и управления тайными операциями, а также первым, в котором был определен термин «тайные операции». [ 14 ] СНБ   10/2 поручил DCI «обеспечивать через назначенных представителей государственного секретаря и министра обороны планирование и проведение тайных операций в соответствии с внешней и военной политикой США, а также с открытой деятельностью». [ 12 ] Представители этой «Группы 10/2», также известной как «Консультанты OPC», [ 15 ] были Кеннан от штата (1948–1950) и Джозеф МакНарни от обороны (1948–1949). [ 16 ] Комиссия, которая собиралась примерно раз в неделю, с января 1950 года была заменена регулярным присутствием представителя Объединенного комитета начальников штабов. [ 17 ] По словам Анны Каралекас, сотрудницы комитета Черча , это не стало сдерживающим фактором для OPC:

[Комиссия по 10/2] не была органом утверждения, и не существовало формального механизма, посредством которого отдельные проекты должны были представляться [кому] на обсуждение. Поскольку предполагалось, что тайные действия будут носить исключительный характер, строгие положения о разрешении конкретного проекта не считались необходимыми. При минимальном контроле со стороны государства и Министерства обороны и при наличии общего согласия относительно характера миссии OPC отдельные лица в OPC могли взять на себя инициативу в разработке и реализации проектов. [ 16 ]

В первой половине своего существования OPC фактически не находился под контролем ЦРУ. По словам Эдварда П. Лилли , главный инспектор полиции Роско Х. Хилленкеттер , «хотя и уполномоченный NSC-10/2 контролировать OPC, позволил OPC идти своим путем». OPC перешла под контроль ЦРУ в октябре 1950 года, когда Уолтер Беделл Смит стал DCI. [ 18 ] 1 августа 1952 года OPC было объединено с Управлением специальных операций (OSO) ЦРУ, ответственным за шпионаж , и образовало Управление планов (DDP).

Панель НБК 10/5

[ редактировать ]

Трумэн увеличил бюрократию 4 апреля 1951 года, когда учредил Совет по психологической стратегии (ПСБ). DCI Смит, стремясь к более высокому политическому руководству, хотел, чтобы ОВО «заменил Группу 10/2 в качестве органа утверждения»; [ 19 ] это предложение было принято НСК. [ 16 ] НСК   10/5 [ 20 ] попытался уточнить цель ОВО. Группа по 10/2   , которая продолжала функционировать, [ 21 ] была заменена в феврале 1952 года расширенной Группой 10/5   , в которую также входили сотрудники ОВО. [ 22 ] Согласно внутренней проверке ЦРУ от 1967 года,   Группа 10/5 «действовала во многом так же, как Группа 10/2, но полученные в результате процедуры оказались громоздкими и потенциально небезопасными». [ 23 ]

По словам Джона Прадоса, ЦРУ исключило PSB из процесса, создав вместо этого внутренний механизм одобрения операций. [ 24 ] В 1953 году DCI Смит заявил, что ОВО «некомпетентно». и его работа не имеет значения». [ 25 ]

«Как закончилась администрация Трумэна», пишет Офис историка ,

ЦРУ находилось на пике своей независимости и авторитета в области секретных операций. Хотя ЦРУ продолжало запрашивать и получать советы по конкретным проектам от СНБ, ОВО и представителей департаментов, первоначально делегированных для консультирования OPC, ни одна группа или офицер за пределами DCI и самого президента не имели полномочий отдавать приказы, одобрять, управлять или сократить операции. [ 26 ]

Введите Эйзенхауэра

[ редактировать ]

Администрация Эйзенхауэра вступила в должность 20 января 1953 года. Когда 2 сентября 1953 года Эйзенхауэр заменил ОВО Советом по координации операций (OCB), он также покончил с   Группой 10/5, вернувшись к «меньшей группе, идентичной прежней 10 /2   Панель, без участия сотрудников ОКБ». [ 23 ] 15 марта 1954 года Эйзенхауэр утвердил NSC   5412. [ 27 ] что требовало от ЦРУ консультации с OCB. [ 23 ] Хотя позже Эйзенхауэр поздравил ЦРУ с успехом в свержении Хакобо демократически избранного президента Гватемалы Арбенса , в частном порядке его раздражала несанкционированная бомбардировка ЦРУ SS Springfjord . По словам Прадоса, этот инцидент «убедил Эйзенхауэра в необходимости более строгого контроля над тайными действиями». [ 28 ]

Группа координации планирования (март 1955 г. - декабрь 1955 г.)

[ редактировать ]

В устройстве NSC   5412 возникла та же проблема, что и в   Группе 10/5; [ 23 ] OCB «включало больше чиновников, чем следовало бы заниматься тайной войной». [ 29 ] Итак, 12 марта 1955 года Эйзенхауэр утвердил NSC   5412/1. [ 30 ] создание более старшей группы по координации планирования (PCG) в OCB. Примечательно, что директива прямо поручала PCG одобрять тайные операции. [ 31 ] PCG оказался провальным; ее председатель Нельсон Рокфеллер рекомендовал упразднить PCG до конца года. [ 32 ] По словам Прадоса, проблема заключалась в том, что ЦРУ не раскрывало подробностей, ухватившись за упоминание о «необходимо знать» в NSC   5412/1. Следующая директива решит эту проблему, создав комитет, «настолько влиятельный, что не может быть и речи» о его необходимости знать. [ 29 ]

Специальная группа / Комитет 303 (декабрь 1955 г. - февраль 1970 г.)

[ редактировать ]

НСК   5412/2 [ 33 ] была одобрена Эйзенхауэром 28 декабря 1955 года и оставалась в силе в течение 15 лет. [ 31 ] В пункте 7 указан новый механизм надзора:

За исключением случаев, когда Президент приказывает иное, назначенные представители Государственного секретаря и министра обороны в ранге помощника министра или выше, а также представитель Президента, назначенный для этой цели, в дальнейшем должны быть заранее уведомлены о крупных секретных программах. инициируется ЦРУ в соответствии с этой политикой или по иным указаниям и является обычным каналом для политического одобрения таких программ, а также для обеспечения координации их поддержки между Государственным департаментом и министерством обороны и ЦРУ. [ 33 ]

Образовавшийся орган стал известен как Комитет 5412 или, с 1957 года, Специальная группа . [ 34 ] [ примечание 1 ] Впервые в процесс был включен «назначенный представитель» президента; [ 31 ] Эйзенхауэр использовал для этой цели своих советников по национальной безопасности . [ 35 ] DCI был членом ex officio . [ 36 ] В 1957 году Эйзенхауэр назначил председателя Объединенного комитета начальников штабов . в его состав и [ 37 ] На практике состав Специальной группы варьировался от случая к случаю . [ 38 ] [ 26 ]

В конце 1956 года недавно сформированная PBCFIA , которая откровенно смотрела на тайные операции, выразила несогласие с «очень неформальными» процедурами Специальной группы. [ 39 ] [ 40 ] Следовательно, приложение [ 41 ] NSC   5412/2 был одобрен Эйзенхауэром 26 марта 1957 года, уточняя утверждения проекта и впервые требуя от ЦРУ распространения «документов с предложениями» до утверждения. [ 40 ] Совет продолжал настаивать на большей известности Специальной группы, чтобы удержать ЦРУ от вольного поведения. Сам Эйзенхауэр считал, что правильное функционирование Специальной группы имеет решающее значение для отражения инициатив по значимому надзору Конгресса за секретными операциями. [ 42 ] 26 декабря 1958 года Эйзенхауэр попросил Специальную группу организовать еженедельные встречи. [ 37 ] в результате чего «критерии представления проектов в Группу на практике были значительно расширены». [ 43 ]

администрация Кеннеди

[ редактировать ]

Специальная группа отошла на второй план, когда новая администрация Джона Ф. Кеннеди 20 января 1961 года к власти пришла ; хотя он оставался «теоретически нетронутым», на практике он «отходил на второй план по сравнению с собраниями, на которых лично председательствовал Джон Кеннеди». [ 44 ] [ примечание 2 ] После неудавшегося вторжения в залив Свиней Специальная группа вернулась к известности. [ 43 ] и новые процедуры были установлены в июле 1961 года. [ 47 ] После скандала DDP Ричард М. Бисселл-младший предложил обнародовать название и работу Специальной группы, чтобы продемонстрировать американскому народу, что ЦРУ находится под эффективным надзором со стороны исполнительной власти; этого не произошло. [ 48 ]

Вторая специальная группа (расширенная) существовала с ноября 1961 года до кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года. [ 26 ] Единственная разница заключалась в том, что он был специально посвящен управлению кубинским проектом , направленным на свержение режима Фиделя Кастро , и возглавлялся генеральным прокурором Робертом Ф. Кеннеди . [ 49 ] После того, как ракетный кризис поставил мир на грань разрушения, управление войной против Кастро было передано на обсуждение в EXCOMM и собственно СНБ, а затем передано «малоизвестному придатку СНБ», известному как Постоянная группа под председательством Национальной безопасности. Советник МакДжордж Банди . [ 50 ]

Администрация Джонсона

[ редактировать ]

Специальная группа была переименована в Комитет 303 2 июня 1964 года в ответ на публикацию книги «Невидимое правительство» и Томаса Б. Росса Дэвида Уайза , в которой старое название было обнародовано. [ 51 ] Сотрудник СНБ рекомендовал, чтобы новое название было «чем-то совершенно скучным и безобидным», чтобы отвлечь внимание. [ 52 ] Номер относится к директиве национальной безопасности , которая внесла изменения, NSAM   303. [ 52 ] [ 53 ] С другой стороны, в « Энциклопедии Центрального разведывательного управления» У. Томаса Смита-младшего утверждается, что название происходит от «номера комнаты в комплексе исполнительных офисов в Вашингтоне, округ Колумбия». [ 54 ]

В 1988 году Президентская библиотека LBJ рассекретила и опубликовала документ из архива Liberty с грифом безопасности « Совершенно секретно — только для глаз» (Документ № 12C очищен и опубликован 21 декабря 1988 года в рамках пересмотренного дела 86–199). В этом «Меморандуме для протокола» от 10 апреля 1967 года сообщалось о брифинге «Комитета 303», проведенном генералом Ральфом Д. Стикли. Согласно меморандуму, генерал Стикли «проинформировал комитет о секретном проекте Министерства обороны США , известном как FRONTLET 615», который в рукописной примечании к оригинальному меморандуму обозначен как «подводная лодка в водах ОАР ». Дальнейшие запросы Закона о свободе информации не дали никакой информации ни о каком проекте под названием «FRONTLET 615». [ 55 ] » в 1967 году и их сторонники утверждают Некоторые выжившие после нападения Израиля на военный корабль США « Либерти , что «FRONTLET 615» было кодовым названием либо операции под чужим флагом , либо наблюдения военно-морских сил США за Египтом . [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Предполагается, что это были либо военный корабль США «Амберджек» , либо военный корабль США «Эндрю Джексон» , обе из которых были либо назначены, либо развернуты в Средиземном море во время атаки.

40 комитет

[ редактировать ]

17 февраля 1970 года президент Ричард Никсон утвердил НСДМ   40. [ 60 ] отмена и отзыв NSC   5412/2, а также замена Комитета 303 на Комитет 40. Среди немногих существенных изменений, внесенных Никсоном, было включение генерального прокурора Джона Н. Митчелла и требование ежегодно пересматривать секретные программы. [ 61 ] Как и раньше, поводом для изменения названия стало публичное разоблачение; Советник по национальной безопасности Генри Киссинджер объяснил Никсону, что «ввиду недавнего упоминания Комитета 303 в средствах массовой информации директива меняет название комитета, чтобы оно совпадало с номером, присвоенным самой НСДМ, который равен 40». [ 62 ]

Никсон и Киссинджер, которому было поручено контролировать все тайные операции от имени Никсона, [ 63 ] [ 54 ] держал Комитет 40 в стороне от почти всех важных и деликатных решений, а Комитет 40 прекратил проводить заседания; в 1972 году он встречался только один раз. [ 61 ]

Консультативная группа по операциям

[ редактировать ]

18 февраля 1976 года комитет 40 был заменен Консультативной группой по операциям в соответствии с Указом 11905, изданным Джеральдом Фордом . В состав новой группы вошли помощник президента по вопросам национальной безопасности секретарь , государственный и министр обороны , председатель Объединенного комитета начальников штабов и директор Центральной разведки . [ 64 ]

Специальный координационный комитет СНБ

[ редактировать ]

В следующем году, 13 мая 1977 года, президент Джимми Картер издал Указ № 11985, который обновил предыдущий указ и переименовал Оперативную консультативную группу в Специальный координационный комитет СНБ (SCC). [ 65 ]

Группа планирования национальной безопасности

[ редактировать ]

При администрации Рейгана Специальный координационный комитет был заменен Группой планирования национальной безопасности (НПГ), в которую входили вице-президент, министр обороны, государственный секретарь, помощник по вопросам национальной безопасности и директор ЦРУ. . [ 66 ] На один уровень ниже NSPG находилась Группа координации политики (PCG), сначала известная как Группа предварительного планирования кризисов (CPPG); один источник описывает ПКГ как фактического преемника Специального координационного комитета. [ 67 ]

Специальное разведывательное управление

[ редактировать ]

В 2002–2003 годах, во время правления администрации Буша , заместитель министра обороны по вопросам политики Дуглас Фейт создал группу специального назначения, охватывающую и концентрирующую внимание на всех военных и разведывательных усилиях с участием Ирака , Афганистана и других стран Ближнего Востока , а также на всей деятельности, подпадающей под действие под лозунгом « Глобальная война с террором» . Утверждается, что эта группа несла ответственность за подделку выборочных необработанных разведывательных данных, обход процессов анализа , а также обходя обычное сотрудничество и координацию с АНБ , Моссадом и другими разведывательными организациями с целью формирования решений относительно войны с Ираком. Его функции были преобразованы в Управление специальных планов , которое впоследствии было расследовано на предмет манипулирования разведывательными данными, противоправной деятельности и шпионажа . [ 68 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ У него было много похожих обозначений. Например: Специальная группа 5412 , Группа 5412 и Специальная группа NSC 5412/2 .
  2. Некоторые источники утверждают, что в это время Специальная группа была расформирована. [ 45 ] [ 46 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Корк 2006 , стр. 102–104.
  2. ^ Прадос 2006 , с. 35 .
  3. ^ Хьюстон, Лоуренс Р. (25 сентября 1947 г.). Офис историка (ред.). «Полномочия ЦРУ по осуществлению функций типа пропаганды и коммандос» . History.state.gov .
  4. ^ Jump up to: а б ФРУС . «NSC 4-A – Директива Совета национальной безопасности директору Центральной разведки Хилленкеттеру» . History.state.gov .
  5. ^ Митрович, Григорий (2000). Подрыв Кремля: стратегия Америки по подрыву советского блока, 1947–1956 гг . Издательство Корнелльского университета . п. 17 . ISBN  0801437113 .
  6. ^ ФРУС . «NSC 4-A – Проект директивы директору Центральной разведки Хилленкеттеру» . History.state.gov .
  7. ^ ФРУС (16 декабря 1947 г.). «Меморандум исполнительного секретаря (Сауэрса) Совету национальной безопасности» . History.state.gov .
  8. ^ Церковный комитет (26 апреля 1976 г.). «Итоговый отчет, книга I» . п. 49 .
  9. ^ Jump up to: а б Корк 2006 , стр. 108–109.
  10. ^ «Начало организованной политической войны» . History.state.gov . 4 мая 1948 года.
  11. ^ Лилли 1951 , стр. 45–47 .
  12. ^ Jump up to: а б ФРУС . «СНБ 10/2 – Директива Совета национальной безопасности об Управлении специальных проектов» . History.state.gov .
  13. ^ Корк 2006 , стр. 111–112.
  14. ^ Прадос 2006 , стр. 40–41 .
  15. ^ Густавсон 2012 , с. 149.
  16. ^ Jump up to: а б с Каралекас 1976 , стр. 34–35 .
  17. ^ Лилли 1951 , с. 89 .
  18. ^ Лилли 1951 , с. 90 .
  19. ^ Прадос 2006 , с. 81 .
  20. ^ ФРУС . «СНБ 10/5 – МАСШТАБЫ И ТЕМПЫ СЕКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ» . History.state.gov .
  21. ^ Аллен, Раймонд Б. (20 февраля 1952 г.). «Порядок рассмотрения дел 10/5 в ОВО» . History.state.gov .
  22. ^ Барнс, К. Трейси (7 мая 1952 г.). «БРИФИНГ ДЛЯ СОВЕТА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПО НЕКОТОРЫМ ПРОБЛЕМАМ 10/5» . History.state.gov .
  23. ^ Jump up to: а б с д ЦРУ (23 февраля 1967 г.). «Секретное приложение C к отчету комитета Катценбаха – КООРДИНАЦИЯ И ОДОБРЕНИЕ ПОЛИТИКИ СЕКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ» .
  24. ^ Прадос 2006 , стр. 80–82 .
  25. ^ Густавсон 2012 , с. 155.
  26. ^ Jump up to: а б с «Записка о тайных действиях США» . History.state.gov .
  27. ^ ФРУС . «NSC 5412 – ДИРЕКТИВА СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ О СЕКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ» . History.state.gov .
  28. ^ Медоуз 2006 , с. 148 , 121 (цитируется).
  29. ^ Jump up to: а б Прадос 2006 , с. 150 .
  30. ^ ФРУС . «НБК 5412/1 – Тайные операции» . History.state.gov .
  31. ^ Jump up to: а б с Церковный комитет (26 апреля 1976 г.). «Итоговый отчет, книга I» . стр. 50–51 .
  32. ^ Рокфеллер, Нельсон (14 декабря 1955 г.). «Отчет группы координации планирования» . Координационная группа по планированию .
  33. ^ Jump up to: а б ФРУС . «НБК 5412/2 – Тайные операции» . History.state.gov .
  34. ^ Джексон 1973 , с. 162 .
  35. ^ Джексон 1973 , с. 78 .
  36. ^ Догерти, Уильям (2004). Исполнительные тайны: тайные действия и президентство . Университетское издательство Кентукки. п. 136 . ISBN  0813123348 .
  37. ^ Jump up to: а б Прадос 2006 , с. 182 .
  38. ^ Каралекас 1976 , с. 51 .
  39. ^ Эдвардс, Филип К. (лето 1969 г.). «Президентский совет: 1956–1960 гг., Надзор за разведывательным сообществом» . Исследования в области разведки . Центральное разведывательное управление . п. 126. Архивировано из оригинала 23 января 2017 года.
  40. ^ Jump up to: а б Прадос 2006 , стр. 160–161 .
  41. ^ Текст приложения: Койн, Дж. Патрик (9 мая 1961 г.). «Тайные операции» . Консультативный совет по внешней разведке при президенте . стр. 14–15 .
  42. ^ Прадос 2006 , стр. 180–182 . Взгляды Эйзенхауэра на надзор со стороны Конгресса см. на стр. 182 , 151–152 .
  43. ^ Jump up to: а б Церковный комитет (26 апреля 1976 г.). «Итоговый отчет, книга I» . п. 52 .
  44. ^ Прадос 2006 , с. 241 .
  45. ^ Догерти, Уильям (2004). Исполнительные тайны: тайные действия и президентство . Университетское издательство Кентукки. стр. 151 и далее . ISBN  0813123348 .
  46. ^ Фридман, Ребекка Р. (17 марта 2011 г.). «Кризисное управление в мертвой точке: переход президента 1960–1961 годов и фиаско в заливе Свиней». Ежеквартальный журнал президентских исследований . 41 (2): 324. doi : 10.1111/j.1741-5705.2011.03856.x . ISSN   0360-4918 .
  47. ^ Джексон 1973 , с. 81 .
  48. ^ Прадос 2006 , с. 375 .
  49. ^ Прадос 2006 , с. 286 .
  50. ^ Прадос 2006 , с. 313 .
  51. ^ Церковный комитет (26 апреля 1976 г.). «Итоговый отчет, книга I» . п. 53н19 .
  52. ^ Jump up to: а б Джессап, Питер (19 мая 1964 г.). «Предлагаемое изменение названия для специальной группы (5412)» . Совет национальной безопасности .
  53. ^ «НСАМ 303» . Discoverlbj.org 2 июня 1964 года.
  54. ^ Jump up to: а б Смит-младший, В. Томас . «Комитет 40» . Энциклопедия Центрального разведывательного управления . Нью-Йорк: Facts on File, Inc. , 2003. (стр. 104). ISBN   9781438130187 .
  55. ^ https://www.wrmea.org/1997-june-july/anniversary-of-a-30-year-investigation-uss-liberty-periscope-photography-may-finally-reveal-truth.html
  56. ^ https://www.wrmea.org/1997-june-july/anniversary-of-a-30-year-investigation-uss-liberty-periscope-photography-may-finally-reveal-truth.html
  57. ^ «Министерство обороны говорит, что правда о Нигере важнее, чем USS Liberty» . 28 октября 2017 г.
  58. ^ «Выжившие после нападения на свободу США открыли новый поворот: знать, что правильно, и не делать этого — худшая трусость, по мнению Конфуция» . 5 июня 1997 г.
  59. ^ «Высшая измена и военный корабль США Свобода - американская свободная пресса» .
  60. ^ «Меморандум о решениях по национальной безопасности 40» (PDF) . fas.org .
  61. ^ Jump up to: а б Прадос 2006 , стр. 385–387 .
  62. ^ Генри Киссинджер (16 февраля 1970 г.). «Ответственность за проведение, надзор и координацию тайных операций» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года.
  63. ^ Прадос 2006 , с. 382 .
  64. ^ «Предложения по реорганизации разведки, 1949–2004 гг.» (PDF) . Государственный департамент США .
  65. ^ «Указ № 11985» . Федерация американских ученых. 13 мая 1977 года.
  66. ^ Лох К. Джонсон (март 1989 г.). «Тайные действия и подотчетность: принятие решений по тайной внешней политике Америки». Ежеквартальный журнал международных исследований . 33 (1): 81–109. дои : 10.2307/2600495 . JSTOR   2600495 .
  67. ^ Прадос 2006 , с. 496 .
  68. ^ Джулиан Боргер в Вашингтоне, Ричард Нортон-Тейлор и Майкл Ховард (30 января 2003 г.). «Аль-Каида и Ирак: насколько сильны доказательства?» . Хранитель .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Статьи

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1deaace5721e9de71239d442b6568ba__1696024620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/ba/f1deaace5721e9de71239d442b6568ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oversight of United States covert operations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)