СС Спрингфьорд
История | |
---|---|
Имя |
|
Тезка |
|
Владелец | |
Порт приписки | |
Строитель | Механическая мастерская Тронхема |
Запущен | 11 ноября 1939 г. |
Завершенный | 1940 |
Не работает | 1954 |
Идентификация |
|
Судьба | Разбомблен и потоплен самолетом ЦРУ. |
Общие характеристики | |
Тип | Грузовой корабль |
Тоннаж | 2027 брт |
Длина | 289,3 футов (88,2 м) |
Луч | 44,1 футов (13,4 м) |
Глубина | 18,3 футов (5,6 м) |
Установленная мощность | 188 НХП |
Движение | Паровая машина тройного расширения |
Скорость | 12 узлов (22 км/ч) |
SS Springfjord — грузовой пароход , спущенный на воду в Норвегии для британской судоходной компании в 1939 году, захваченный нацистской Германией в 1940 году, вновь захваченный Соединенным Королевством в 1945 году и уничтоженный ЦРУ в Гватемале в 1954 году.
За пять лет службы в Германии корабль назывался «Рюдесхаймер» . В течение пары лет после Второй мировой войны она принадлежала правительству Великобритании и называлась Empire Springfjord .
Здание
[ редактировать ]В 1939 году Trondhjems mekaniske Værksted (TMV) в Тронхейме , Норвегия, построила Springfjord под номером 208. Судно было спущено на воду 11 ноября 1939 года для компании Springwell Shipping Co, Ltd в Лондоне. Ее зарегистрированная длина составляла 289,3 фута (88,2 м), ширина - 44,1 фута (13,4 м), глубина - 18,3 фута (5,6 м), а тоннаж - 2027 брт . [ 1 ]
ТМВ построила свою трехцилиндровую паровую машину тройного расширения . Его рейтинг составил 188 NHP. [ 1 ] и дал ей скорость 12 узлов (22 км/ч). [ 2 ]
Спрингвелл создал отдельную компанию Springfjord Shipping Co, Ltd, чтобы владеть судном, и зарегистрировал его в Лондоне . [ 1 ]
Захвачен Германией в Норвегии.
[ редактировать ]В апреле 1940 года, когда Спрингфьорд еще обустраивался в Тронхейме, Германия вторглась в Норвегию . Немецкие власти заказали ее для Deutsche Dampfschiffahrts-Gesellschaft «Hansa» ( DDG Hansa ) из Бремена , которая переименовала ее в Rüdesheimer .
В мае 1945 года немецкие войска в Норвегии сдались британской военной оккупации . Рюдесхаймер был схвачен в Тёнсберге и передан британскому министерству военного транспорта . MoWT добавило к ее первоначальному имени стандартную приставку «Империя», сделав ее Empire Springfjord . В 1946 году MoWT было распущено, а в 1947 году судно было возвращено компании Springwell Shipping Co Ltd, которая восстановила первоначальную версию своего названия Springfjord .
Напалмед и потоплен ЦРУ
[ редактировать ]В 1954 году ЦРУ планировало государственный переворот в Гватемале с целью заменить избранное правительство гватемальским полковником-диссидентом Карлосом Кастильо Армасом . В мае 1954 года шведский грузовой корабль MS Alfhem уклонился от морских и воздушных патрулей США, чтобы доставить груз чехословацкого вооружения в Пуэрто-Барриос на карибском побережье Гватемалы, чтобы усилить оборону избранного правительства. ЦРУ было решительно настроено предотвратить дальнейшие поставки оружия. Это включало использование тайных «Военно-воздушных сил освобождения», замаскированных под повстанцев, не связанных с США , которые ЦРУ создало для поддержки нескольких сотен повстанцев полковника Кастильо. [ 3 ]
Рано утром 27 июня 1954 г. [ 4 ] ЦРУ В тот день, когда переворот вынудил избранного президента Гватемалы Хакобо Арбенса уйти в отставку и бежать в изгнание, Спрингфьорд был зафрахтован американской судоходной компанией Grace Line и находился в Пуэрто-Сан-Хосе , Гватемала, загружая смешанный груз. [ 5 ] включая кофе [ 4 ] и 976 тюков хлопка. [ 6 ]
Анастасио Сомоса Гарсиа оказал давление на ЦРУ с целью атаковать Спрингфьорд , что и сделал пилот Фердинанд Шуп 27 июня 1954 года. [ 4 ] Шуп летает на P-38M Lightning. тяжелом истребителе Lockheed [ 7 ] без опознавательных знаков, [ 4 ] атаковали Спрингфьорд с помощью напалмовых бомб и подожгли его. [ 5 ] Спрингфьорд был сильно поврежден, но 29 июня лондонский «Ллойд» сообщил, что он все еще на плаву. [ 5 ] 28 июня правительство Гватемалы сообщило британскому поверенному в делах в Гватемале, что самолет принадлежит повстанцам. [ 5 ]
Ответственность
[ редактировать ]Правительство США заказало переворот ЦРУ отчасти потому, что оно выступило против указа Гватемалы о национализации неиспользуемых сельскохозяйственных земель, принадлежащих иностранцам . Секретный меморандум ЦРУ от 1 июля 1955 года подтверждает, что пилот, атаковавший Спрингфьорд, был гражданином США и что полевое командование ЦРУ приказало ему сделать это, но утверждает, что полевое командование не имело разрешения штаб-квартиры ЦРУ. [ 8 ]
Американская компания United Fruit Company (UFC) владела 42% сельскохозяйственных земель Гватемалы, а в Палате общин Великобритании некоторые члены парламента от Лейбористской партии Великобритании стояла UFC предположили, что за переворотом . [ нужна ссылка ] Комитет Организации Объединенных Наций по установлению фактов отправился в Центральную Америку для расследования событий в Гватемале, поэтому 5 июля 1954 года член парламента от лейбористской партии Филип Ноэль-Бейкер предложил этому комитету расследовать, имеет ли UFC какое-либо отношение к получению самолетов, использованных для нападения. Спрингфьорд . [ 5 ] Коллега Ноэля-Бейкера по лейбористской партии Джон Стрейчи , член парламента, предложил правительству Великобритании попытаться подвергнуть сомнению UFC. [ 5 ]
Во время той же беседы в палате общин другие депутаты от лейбористской партии высказали подозрения, что США организовали переворот . Член парламента Джеффри Бинг попросил консервативного правительства государственного министра иностранных дел Селвина Ллойда спросить правительство США, продавало ли оно боеприпасы гватемальским повстанцам. [ 5 ] Ллойд ответил: «Достопочтенный и ученый джентльмен, предполагая, что правительство Соединенных Штатов в какой-то мере несет за это ответственность, я считаю, заявляет что-то, что полностью отличается от истины». [ 5 ] Джордж Вигг спросил: «Будет ли министр достаточно любезен, чтобы ответить «да» или «нет» на простой вопрос? Является ли фактом то, что американские самолеты, пилотируемые американскими пилотами, расстреливали из пулеметов гватемальских гражданских лиц и сбросили напалмовые бомбы на Гватемалу? , и что правительство Ее Величества было хорошо осведомлено об этом факте?» [ 5 ] Ллойд ответил: «Это, конечно, не так. Правительство Ее Величества не располагает никакой информацией такого рода». [ 5 ]
20 октября 1954 года член парламента от лейбористской партии Пламмер заявила в Палате общин, что британский консул в Пуэрто-Сан-Хосе сказал , Спрингфьорда капитану Лесли капитану Брэдфорду, хранить молчание о затоплении его корабля и взял у него серию фотографий Инцидент, снятый членом Спрингфьорда экипажа . [ 9 ] Консервативный заместитель государственного секретаря по иностранным делам в ответ Робин Тёртон заявил, что посольство Великобритании в Гватемале просто попросило Брэдфорда «ввиду политической ситуации в Гватемале информировать их о любых заявлениях, которые он может сделать в адрес Гватемалы». Нажимать". [ 9 ] Что касается фотографий, Тертон заявил, что вице-консул взял пленку на проявку и через несколько дней вернул ее капитану Брэдфорду. [ 9 ]
Требования о компенсации
[ редактировать ]Спрингфьорда Владельцы немедленно подали иск о компенсации в посольство Гватемалы в Лондоне. [ 5 ] Корабль застрахован на 170 000 фунтов стерлингов (что соответствует примерно 476 000 долларов США по тогдашнему обменному курсу между США и Великобританией) в норвежской дочерней компании Lloyd's of London Norskelloyd. [ 8 ] Ее груз стоил около 1,5 миллиона долларов и был застрахован совместно 78 американскими страховщиками, которые достигли урегулирования с ее владельцами на сумму 1 250 386 долларов. [ 8 ] 13 октября США через свое посольство в Гватемале попросили полковника Кастильо предложить 900 000 долларов. [ 8 ] Кастильо согласился и 19 октября передал предложение посольству Великобритании в Гватемале. [ 6 ]
8 ноября 1954 года в Палате общин Великобритании депутат от лейбористской партии Маркус Липтон полковника Кастильо ли военная хунта спросил , выплатила Спрингфьорда какую-либо компенсацию за разрушение . [ 10 ] Новый консервативный министр иностранных дел Энтони Иден ответил, что 16 октября 1954 года иностранных дел хунты министр заявил, что его правительство готово обсудить выплату « разумной суммы в качестве компенсации » и поручит сделать это новому послу Гватемалы в Лондоне. [ 10 ]
Месяц спустя никакого соглашения достигнуто не было, поэтому 8 декабря 1954 года Липтон спросил : « ...почему в Южной Америке это правительство кажется таким вялым в защите британских интересов? Осознает ли он также, что правительство стало очень непопулярным среди населения? Ллойдс? [ 11 ] Робин Тёртон ответил, что правительство не несет ответственности за подготовку иска и что « джентльменам-юристам требуется много времени для решения этих вопросов ». [ 11 ]
В меморандуме ЦРУ от 1 июля 1955 года утверждается, что Великобритания не ответила на предложение Гватемалы, и поэтому 17 января 1955 года посольство США в Гватемале предложило полковнику Кастильо « подтолкнуть британцев к ответу » . [ 6 ] Он утверждает, что Великобритания ответила 1 марта «с просьбой разъяснить, предназначались ли 900 000 долларов только для покрытия стоимости судна и той части груза, застрахованной в Великобритании». [ 6 ] Затем штаб-квартира ЦРУ сообщила полковнику Кастильо, что 900 000 долларов должны были покрыть как корабль, так и его груз, и что они должны быть пропорционально разделены между двумя группами страховщиков. [ 6 ]
13 июня 1955 года в Гватемале посольство Великобритании сообщило посольству США, что произошла утечка новостей о переговорах между Кастильо и Великобританией. [ 6 ] Согласно утечке, американские андеррайтеры подали иск на сумму 1,2 миллиона долларов в посольство Гватемалы в Вашингтоне, округ Колумбия, а затем увеличили его до 1,7 миллиона долларов, в то время как британские андеррайтеры предъявили Министерству иностранных дел иск на 1,3 миллиона долларов. [ 6 ] Из этих 1,3 миллиона долларов 280 000 пришлось на груз, и было указано, что министерство иностранных дел сочло эту часть претензии завышенной. [ 6 ]
В меморандуме ЦРУ 1955 года цитируется некто, личность которого стерта из опубликованной копии, который сообщает, что « было сомнительно, что этот вопрос может быть решен за 900 000 долларов » и что более реалистичная цифра составляет от 1 500 000 до 2 000 000 долларов . [ 12 ] Поэтому соответствующее отделение ЦРУ рекомендовало полковнику Кастильо разрешить увеличить свое предложение. [ 12 ] Штаб-квартира ЦРУ ответила, что « дополнительные средства будут предоставлены в случае необходимости, но было добавлено, что все возможности должны быть исчерпаны, прежде чем разрешить Кастильо произвести урегулирование » . [ 12 ]
В июле 1957 года полковник Кастильо был убит одним из своих собственных охранников, и после ряда краткосрочных преемников генерал Мигель Идигорас Фуэнтес президентом Гватемалы стал . В меморандуме от 25 июля 1958 года Дж. Кинга, который был руководителем отдела ЦРУ в Западном полушарии, говорится, что адвокат истцов Хафаэль Вальс посетил генерала Идигораса, который первоначально был хорошо принят, но впоследствии был выслан из Гватемалы. [ 13 ] Соответственно, Валлс предложил правительству США взять на себя руководство рассмотрением иска и приостановить любую дальнейшую помощь или кредиты Гватемале до тех пор, пока иск не будет урегулирован. [ 13 ]
Кинг утверждал, что все заявления об урегулировании до сих пор делались в интересах Великобритании и что генерал Идигорас был настроен резко антибритански. [ 13 ] [ 14 ] Поэтому Кинг рекомендовал США не предъявлять иск, поскольку Гватемала будет рассматривать это как действия США от имени Великобритании, а не от себя. [ 15 ] По этой причине такой подход обречен на провал и только сделает США непопулярными среди генерала Идигораса и многих других гватемальцев. [ 15 ] Кинг также предупредил, что Гватемала знала, что самолет, атаковавший Спрингфьорд, не был гватемальским, и если давление США с целью урегулирования иска спровоцирует Гватемалу, эта страна может использовать свои знания о подготовке ЦРУ переворота 1954 года, чтобы поставить США в неловкое положение. [ 15 ] В заключение Кинг подчеркнул, что помощь США была направлена на улучшение экономики Гватемалы и уровня жизни ее народа , « чтобы устранить климат для роста коммунизма » , и поэтому США не могли рисковать, отдавая приоритет претензии Спрингфьорда над помощью Гватемале. [ 15 ]
Спустя восемнадцать месяцев после секретной записки Кинга компенсация все еще не была выплачена, поэтому 10 февраля 1960 года Маркус Липтон снова поднял этот вопрос в палате общин. [ 16 ] Депутат от консерваторов Роберт Аллан ответил, что правительство Великобритании неоднократно просило правительство Гватемалы выплатить компенсацию за затопление. [ 16 ] Аллан заявил, что « одно время правительство Гватемалы намекало, что оно будет готово выплатить некоторую компенсацию, но предложенная сумма была совершенно неприемлема для истцов ». [ 16 ]
Компенсация не была выплачена почти 13 лет после нападения, поэтому в 1967 году Липтон направил письменный вопрос , в котором спрашивал тогдашнего лейбористского правительства министра иностранных дел , « какие шаги он предпринял для получения компенсации от правительства Гватемалы » . [ 17 ] 12 июня 1967 года депутат Уильяма Роджерса ответил Палате общин, что в 1963 году Гватемала приостановила дипломатические отношения с Великобританией, и с тех пор правительство Великобритании не может продолжать предъявлять иск. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Маркус Липтон § Парламентские вопросы
- Сан-Флавиано — британский нефтяной танкер, разбомбленный и потопленный самолетом ЦРУ в Индонезии в 1958 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Пароходы и теплоходы». Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. I. Ллойда Регистр судоходства . 1940 год . Проверено 24 января 2022 г. - через городской совет Саутгемптона .
- ^ Влеггерт, Нико. «СС Спрингфьорд (1954)» . Wrecksite.eu . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Ликер 2010 , стр. 34–38.
- ^ Jump up to: а б с д Вильягран 1993 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Селвин Ллойд , государственный секретарь по иностранным делам (5 июля 1954 г.). «Атака самолетов» . Парламентские дебаты (Хансард) . Соединенное Королевство: Commons. полковник 1769–1772 . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час ЦРУ 1955 , с. 2.
- ^ Ликер 2010 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д ЦРУ 1955 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Робин Тертон , заместитель государственного секретаря по иностранным делам (20 октября 1954 г.). «Бомбежка МВ Спрингфьорда» . Парламентские дебаты (Хансард) . Соединенное Королевство: Commons. полковник 190 Вт . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Энтони Иден , государственный секретарь иностранных дел (8 ноября 1954 г.). «Гватемала (СС «Спрингфьорд»)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Соединенное Королевство: Commons. полковник 846–847 . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Робин Тертон, заместитель государственного секретаря по иностранным делам (8 декабря 1954 г.). «Разбомбленный британский пароход (иск о компенсации)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Соединенное Королевство: Commons. полковник 933 . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с ЦРУ 1955 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Кинг 1958 , с. 1.
- ↑ существует давний Между Гватемалой и Великобританией территориальный спор по поводу Британского Гондураса (ныне Белиз ).
- ^ Jump up to: а б с д Кинг 1958 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Роберт Аллан (10 февраля 1960 г.). «Гватемала (СС Спрингфьорд)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Соединенное Королевство: Commons. полковник 457–458 . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Уильям Роджерс (12 июня 1967 г.). «Гватемала (Бомбежка СС «Спрингфьорд»)» . Парламентские дебаты (Хансард) . Соединенное Королевство: Commons. полковник 15 Вт . Проверено 16 августа 2012 г.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ЦРУ (1 июля 1955 г.), Тема: Бомбардировка британского корабля SS Springfjord (PDF) , Меморандум для: Начальника WH, Центрального разведывательного управления, заархивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2010 г. На трехстраничном меморандуме стоит штамп: «ЦРУ Программа исторического обзора, выпуск в очищенном виде, 2003 г.»
- Кинг, Дж.К. (25 июля 1958 г.), Тема: SS Springfjord , Меморандум для: Управления Генерального совета, Центрального разведывательного управления, архивировано с оригинала 27 октября 2012 г. На двухстраничном меморандуме стоит штамп: «Программа исторического обзора ЦРУ, выпуск». как продезинфицированный, 2003"
- Ликер, доктор Джо Ф (23 августа 2010 г.), Air America Japan - со времен CAT (PDF) , Техасский университет в Далласе , стр. 34–38, заархивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2012 г.
- Вильягран, Франциско (1993). Политическая биография Гватемалы . Гватемала: Латиноамериканский факультет социальных наук (FLACSO). п. 151.
- корабли 1939 года
- 1954 год в США.
- Захваченные корабли
- Операции Центрального разведывательного управления
- Операции под ложным флагом
- Морские инциденты 1954 года
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Корабли Министерства военного транспорта
- Норвегия во Второй мировой войне
- Корабли, построенные в Тронхейме
- Корабли, потопленные авиацией США
- Пароходы Германии
- Пароходы Соединенного Королевства
- Торговые корабли Германии времен Второй мировой войны