Жорж Папазофф
Жорж Папазофф | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 2 февраля 1894 г. Ямбол, Болгария |
Умер | 23 апреля 1972 г. Ванс, Франция |
Национальность | болгарский |
Подпись | |
![]() |
Жорж Папазов (Папасов, Жорж) ( болгарский : Георги Папазов ) (2 февраля 1894, Ямбол — 23 апреля 1972, Ванс, Приморские Альпы) — болгарский художник и писатель. Он стал известным в Париже, работал и умер во Франции. Он был одним из первых сюрреалистов и был знаком с Жоаном Миро , Максом Эрнстом и Пабло Пикассо .
Ранние годы
[ редактировать ]Жорж Папазов родился в Ямболе, Болгария, и после участия добровольцем в Балканской войне в 1913 году уехал в Прагу. В своей автобиографии он упоминает школу, которую посещал, как Grand Ecole. [ 1 ] Папазов поступил туда, чтобы изучать архитектуру и парковый дизайн. Он рисовал виды растений и постройки, акварельные зарисовки воображаемых садов. После смерти первой любви он решил переехать в Мюнхен. Папазов учился в школе Ганса Гофмана. В своей автобиографии Папазов делится: «В Германии я поселился в Мюнхене, где условия для рисования были хорошие. Я поступил в частную академию, где по вечерам рисовал живых моделей. [ 1 ] В 1921 году Папазов уже был в Берлине, городе, который привлекал художников, писателей, актеров, музыкантов, артистов кабаре и т. д., заполнявших местные галереи, театры, мюзик-холлы и оперы.
На Папазова, вероятно, повлиял единственный немецкий художник, с которым он упоминает дружеские отношения, - Ганс Райхель. Папазов признается, что близких связей с артистами, кроме Райхеля, у него не было. Немецкий художник сыграл важную роль в жизни Папазова как человек, который видел его работы и поддерживал его как художника. Еще одним важным прорывом для Папазова стало признание одной из его картин в 1923 году в Grosse Berliner Kunstausstellung. Это Пферде (Лошади), автор которого пишется как Георг Папасов. Из точного каталога мы видим, что Папазов числился в одном зале с некоторыми из самых авангардных художников, например , Максом Буркхарцем , Эрихом Бухгольцем , Максом Дунгертом , Иваном Пуни , Вилли Баумайстером , Гербертом Беренс-Хангелером , Карлом Петером Рёлем , Артур Сигал , Макс Герман Макси и др. Атмосфера Берлина того времени сильно повлияла на развитие Папазова, а также на его личный выбор. По его воспоминаниям, Лошадей приобрел коллекционер. [ 2 ]
В этот ранний период художник находился под различными влияниями. Писал реалистические пейзажи, обычно с изображением домов Чехии, в некоторых из них пробовал импрессионистические приемы (1916–18). Видно, как от классической трактовки формы и цвета Папазов перешел к цветовому осветлению и гармонизации элементов картины. Он создавал эскизы голов, начиная от экспрессионистских и заканчивая кубистическими методами. Рисовал он также фигурные композиции, чаще всего жанровые сцены из повседневной жизни, применяя типичные для немецкой эстетики того периода динамические композиционные принципы, в том числе гротеск. Некоторые из этих работ он представил на своей первой выставке в Софии в 1919 году, и критики сразу отметили его незрелость.
После 1920 года на творчество Папазова повлияли экспрессионизм и кубизм. Немногие сохранившиеся картины того времени выполнены в самых разных стилях. Было еще несколько прямых влияний экспрессионизма, запечатленных как формула в портретах и композициях фигур, а также некоторые творческие полотна, напоминающие сказки и романтические сюжеты. Интересы Папазова были поддержаны множеством современных тенденций – и особенно Паулем Клее . Папазов сознательно отошел от реальных моделей и начал экспериментировать с абстрактными изображениями. Его путь проходил также через восхищение Ван Гогом , у которого он позаимствовал выразительность мазков.
На этом этапе собственный стиль Папазова еще не полностью сформировался. Его эволюция и прохождение различных методов были типичны для многих других художников-авангардистов. Проведя несколько месяцев в Женеве в 1923 году, увлеченный искусством Ходлера и знакомством с Паулем Клее , [ 3 ] 1 января 1924 года Жорж Папазов уже был в Париже. [ 4 ]
Формирование стиля
[ редактировать ]В Париже Папазов получил помощь от другого болгарина — Жюля Паскина . Паскин представил его художественному сообществу, показав ему мир художников. [ 5 ] Работы Папазова относили к сюрреалистическому движению, но он редко попадал на выставки или в энциклопедии, посвященные художникам-сюрреалистам. Папазов утверждал, что был одним из первых, кто начал использовать сюрреалистические образы, однако похвалу за это получили лишь немногие: «Но, наконец, я узнал, что, когда я отказываюсь принять правила сюрреалистов, я осуждаю себя. На сегодняшний день ни один сюрреалист не хочет вспомнить или признать, что я был первым, кто показывал в Париже какие-то настоящие или, если хотите, «сюрреалистические» картины». [ 6 ] Папазов не входил в группу сюрреалистов, но создавал произведения в их духе и выставлялся с ними. Антология французской живописи Мориса Рейналя 1927 года классифицирует работы Жоржа Папазова как сюрреалистические образы и отводит ему место, связывая их с немецкой традицией, а также с Клее и Миро . Стиль Папазова в это время переживал влияние импрессионизма, экспрессионизма, фовизма и кубизма, затрагивая при этом реализм и абстракцию. В «Пластической антологии сюрреализма» Жак Барон отводит Папазову значительное место, называя его свободным духом, не связанным ни с какими группами. [ 7 ] Барон обращает внимание читателя на отношения Папазова с Тристаном Царой , Робером Десносом , Полем Элюаром и Максом Эрнстом . Имя Папазова также упоминается в « Словаре сюрреализма» 1982 года , в котором статья о Папазоффе была написана Эдуардом Ягером : «Папазов, несомненно, является одним из предшественников того, что мы сейчас называем «абстрактным сюрреализмом» середины 1920-х годов, наряду с Миро. , Эрнст, Малкин и Массон». В своей «Энциклопедии сюрреализма» 1975 года Рене Пассерон [ 8 ] упоминает, что по прибытии в Париж Папазов признал сюрреалистов, с которыми он выставлялся, как себе подобных, но его независимый характер препятствовал его интеграции в группу. Жан-Пьер Делаж идентифицирует Папазова как сюрреалиста, кубиста, фовиста, последователя Клее, применяющего фроттаж, как Эрнст, рисующего фигуры на чистом фоне, как Леже, и обладающего славянскими реминисценциями, как Шагал. [ 9 ] Андрей Наков обращает внимание как на источники вдохновения Папазова — немецкий экспрессионизм и Клее, так и на его отношения с французскими сюрреалистами и Миро. Жан-Поль Креспель уделяет Папазову особое внимание в «Дяде Папазове – болгарине, рассказывавшем истории о любви и крови». [ 10 ] Он описывает его как художника, «который стал сюрреалистом до сюрреализма». [ 11 ] «Его яркая, самобытная картина, сверкающая веселым юмором, ознаменовала поиски Миро и Макса Эрнста. Сюрреалисты утверждают, что Папазов принадлежал к их движению». [ 12 ]
Болгарские авторы, изучавшие Папазова, такие как Крастев и Наков, также знакомые с местной народной традицией, отметили, что именно последняя послужила источником вдохновения для художника. Речь идет о его цветовых решениях и использовании некоторых декоративных элементов, что особенно заметно в «Фартуке» 1927 года; Пожар, 1925/26; или Композиция, ок. 1925. Его также можно увидеть в «Болгарской силе» 1928 года, абстрактной композиции, в центре которой изображена стилизованная рука, держащая уже знакомый конус прожектора. Некоторые элементы, например, цветовая гамма, формы, напоминающие силуэты гор, хорошо соответствуют названию.
За прошедшие годы Папазов разработал свой собственный набор фирменных элементов, к которым он часто прибегал, например, стилизованные собаки, рыбы, шишки, лестницы и т. д. Повторяющимся мотивом является луна, иногда разделенная на две части, отражающие море и солнце. небо. Лестница изображена на рисунках и картинах как символическая лестница в небо. Постоянное присутствие моря, как символа свободы и тайны, отмечает и интерес художника к неизведанным территориям жизни и сознания. [ 4 ]
Роль Кэтрин Драйер
[ редактировать ]В 1920 году Кэтрин Дрейер была известна как покровительница искусств и стремилась работать педагогом. она основала Société Anonyme Вместе с Марселем Дюшаном и Ман Рэем . она начала работать над крупной международной выставкой в Бруклинском музее В период с 1926 по 1927 год , в которой также участвовал Жорж Папазофф. Говоря об участии Папазоффа, Рут Бохан написала: «Сюрреализм дебютировал в Америке на бруклинской выставке. Ханс Арп , Макс Эрнст , Жоан Миро и малоизвестный болгарский художник Жорж Папазов продемонстрировали биоморфную и абстрактную фазы сюрреалистического движения». [ 13 ]
Всего Папазов представил шесть работ. Это полотна маслом «Голубой туман » 106 х 94 см и «Идол» 60 х 74 см; акварели «Без названия» (Пейзаж с коровами) , «Без названия» (Голубой пейзаж) , «Без названия (Траурная процессия)» , «Без названия (Четыре рыбака)» , датированные 1924-26 гг., размером 12 х 15 см. Биографическую заметку о Папазове написал Дрейер : «Родился в Болгарии среди горских крестьян, жизнь которых он выражает с редким очарованием. Свою чувствительность к природе и атмосфере своей страны он передает в очень индивидуальной форме. Он учился на архитектора, но после приезда в Париж больше посвятил себя живописи». Страница была проиллюстрирована тремя его работами: «Похороны» , «Весна» и «Играющие дети » (все три не вошли в выставку).
11 октября 1941 года частная коллекция Кэтрин Драйер была передана в дар Художественной галерее Йельского университета , в которую также вошли 6 работ Папазова. https://artgallery.yale.edu/collection?query=Georges+Papazoff
Анри-Пьер Роше, Рольф де Маре и Оскар Гез
[ редактировать ]Анри-Пьер Рош , французский писатель и близкий друг некоторых из наиболее значимых деятелей искусства XX века. Он собирал в основном произведения иностранцев. Он выбрал у Папазова несколько рисунков — акварели и холст. Он также заказал Папазову 25 офортов. По его приглашению Папазов провел несколько недель в своем доме в Сен-Робер-ан-Коррез. В 1931 году Роше инициировал выставку 48 полотен Папазова в парижской галерее Возрождения. В последующие годы Роше продолжала продвигать искусство Папазова. В январе 1934 года он выставил 23 свои картины в Клубе искусств Чикаго. Анри-Пьер Рош использовал все свои американские связи, чтобы добиться максимального эффекта в представлении творчества Папазова. В 1937 году он организовал выставку Папазова в галерее Жанны Кастель, а в 1950 году он устроил еще одну выставку в парижской галерее Renou & Poyet.
Рольф де Маре был коллекционером и меценатом, основателем Шведского балета в Париже. За очень короткий период де Маре удалось собрать невероятную коллекцию. Благодаря дружбе с Жоржем Папазовым художник провел несколько выставок в Стокгольме. Музею современного искусства в Стокгольме принадлежат 36 работ Папазова – 16 картин, 19 графиков и один рисунок. Две из этих картин, «Магические персонажи», 1933 г. и «Впечатление от кафедрального собора», 1933 г., были приобретены Национальным музеем в 1953 г. на персональной выставке Джорджа Папазова в Стокгольме. Остальные подарены Рольфе де Маре .
Оскар Гез — еще один коллекционер и покровитель Папазоффа. Он основал музей Le Petit Palais, где с 5 по 30 июня 1974 года проходила выставка творчества Папазова «Жорж Папазов (1894-1972). Работает с 1920 по 1935 годы». В 1995 году в Le Petit Palais прошла еще одна выставка под названием «Жорж Папазов (1894–1972). Пионер сюрреализма». В мае – июне 1988 года выставка работ Жоржа Папазова в Национальной галерее в Софии была оформлена работами, заимствованными из Le Petit Palais, и включала 74 картины маслом, 2 гуаши и 6 рисунков фроттажа. Результатом инициативы и усилий Оскара Геза и музея Пти-Пале стала публикация в 1995 году монографии с текстом Гастона Диля. Работы из коллекции также включены в большую ретроспективу «Жорж Папазофф – Просветитель» в Национальном музее. Галерея, София, 2022–2023 гг.
Выставки в Софии, Загребе и Праге.
[ редактировать ]Папазов открыл свою первую персональную выставку в сентябре 1919 года в Софийской галерее Трапков. В 1930-е годы Папазов снова вернулся в Болгарию – теперь уже зрелым и успешным художником. В 1934 году он представил в галерее Куп 94 картины. В следующем году он выставил несколько новых работ в Галерее Шести. Папазов также принял участие в IX Общей художественной выставке в качестве гостя группы «Новые художники». Его работа вызвала широкую полемику в прессе.
С 17 декабря 1934 года по 4 января 1935 года Папазов провел персональную выставку в Галерее Модерн в Загребе. На ней было представлено 57 работ, созданных в период 1929–1934 годов. Был опубликован каталог со списком работ, двумя репродукциями и предисловием Иво Шрепла, в котором Папазофф назван одним из самых важных и известных европейских художников: «Организовывая выставку Георгия Папазова в Загребе, Хорватское художественное общество делает доступной публике один из ярчайших представителей поколения художников-идеалистов Западной Европы, который после фовизма проложил художникам совершенно новые пути. Сильная индивидуальность Папазова далее развивает и изменяет кубизм Пикассо, Брака, Делоне, Гри и Леже, пуризм Озенфана и Жаннере, дадаизм Пикабиа и Дюшана, а также сюрреализм Миро, Клее и Хёрле». [ 14 ]
В 1935 году Папазов вернулся в Прагу с персональной выставкой в галерее Фейгля. Каталог [ 15 ] представлены 52 произведения, созданные в период 1928–1934 гг.
Выставки после смерти Папазова
[ редактировать ]После его смерти в 1972 году в его память открылись различные выставки. Два крупных открылись в Софии в 1982 и 1988 годах; первый показал работы Папазова из частных коллекций, а второй позаимствовал 76 картин и 6 рисунков из музея Пти-Пале в Женеве. Доктор Мария Васильева курирует масштабную выставку в Национальной галерее-дворце, София 16.12.2022 – 19.03.2023 под названием «Жорж Папазов - Просветитель» с работами из: частной коллекции Георгия Васильева, музея Пети-Пале, Женева. , Национальная галерея, София, Национальный музей современного искусства, Загреб, Художественная галерея Жоржа Папазова Ямбол.
Литература о Папазове
[ редактировать ]Мария Василева – автор монографии (на болгарском, французском и английском языках), [ 4 ] который включает неизвестные произведения и факты о творчестве Жоржа Папазова. Исследование ставит художника в контекст новейших тенденций в мире искусства первой половины ХХ века и прослеживает его активное участие в них, а также ту роль, которую он сыграл в их утверждении. Национальная галерея издает каталог (на болгарском и английском языках) работ Жоржа Папазова из своей коллекции. По случаю выставки выпущена автобиография «Жорж Папазов. По стъпките на художника» (с первоначальным названием: «Sur les pas du peintre. Suivi de document et témoignages», Galerie de Seine, Париж, 1971).
- Кирил Крастев — Георгий Папазов , 1973 год.
- Андрей Накофф — Жорж Паппасов, франктир сюрреализма , 1973 г.
- Гастон Диль - Папазофф, 1998 г.
Персональные выставки
[ редактировать ]- 1919 - Первая персональная выставка Папазова с шестьюдесятью рисунками и акварелью в галерее Трапков, София.
- 1926 - Рисунки, Галерея Вавен-Распай (1-15 мая), Париж.
- 1927 - Рисунки, Галерея Vavin-Raspail (3-15 июня), Париж.
- 1927 - Картины, Галерея Вавин-Распай (3-15 ноября). Каталог с предисловием Вальдемара-Жоржа, Париж.
- 1928 — Рисунки и картины в галерее Жанны Бюше (17 декабря 1928 — 1 января 1929), Париж. Стихотворение Тристана Цары «Момент ремарки» предваряло каталог Папазов передал восемь полотен Софийской «Галерее шести» (ул. Тарговская, 2) на благотворительность в пользу жертв Чирпанского землетрясения. Инициирован парижской галереей Vavin-Raspail в мае.
- 1930 — Восемьдесят картин в галерее «Ренессанс» и гравюры в галерее Жана Буше, июнь, Париж.
- 1933 — Galerie Moderne, шестьдесят девять картин (16–28 сентября). Каталог с предисловием Рольфа де Маре, Рагнара Хоппе и Роберта Десноса, Стокголь
- 1934 — Восемьдесят две картины маслом 1929–1933 годов в Галерее дель Милионе (Виа Брера, 21, 20 февраля — 6 марта), Милан. Каталог; Выставка в галерее «Ренессанс», Париж. Двадцать три картины в Арт-клубе (19 января – 8 февраля), Чикаго. Та же выставка открылась 5 марта в галерее Мари Харриманн в Нью-Йорке (61–63, East 57th Street). Каталог; Пятьдесят семь картин в Галерее Модерн (17 декабря – 14 января 1935 г.), Загреб. Каталог; Девяносто четыре картины 1929–1933 годов, Галерея КООП (15 апреля – 6 мая), София. Каталог
- 1935 — Пятьдесят две картины в галерее Фейгль. март-апрель, Прага; Выставка в Галерее Шести, до 31 мая, ул. Тырговская, 21, София. Выставка в галерее КООП (6-28 октября), София. Каталог
- 1936 — Десять полотен в Публичной библиотеке Майами-Бич (август-ноябрь).
- 1937 - Картины периода 1932–1937 годов в галерее Жанны Кастель (18 июня - 2 июля), Париж.
- 1950 – Ретроспективная выставка. Moderna Galleriet, Стокгольм; Тридцать три картины 1923–1950 годов (16 июня – 5 июля). Каталог с предисловием Анри-Пьера Роше и Марселя Соважа.
- 1952 – Галерея Сен-Бенуа, Париж (26 мая – 7 июня).
- 1953 – Moderna Galleriet, Стокгольм (октябрь)
- 1955 — Картины 1939–1955 годов в галерее Петридес, Париж. Предисловие к каталогу подготовили Рольф де Маре, Анри-Пьер Роше, Паскаль Пиа и др.
- 1961 - Парижская галерея. Предисловие к каталогу составили Марсель Эме и Роберт Деснос.
- 1969 — Двадцать пастелей 1925 года в Galerie Françoise Tournié.
- 1971 - Ретроспективная выставка Папазова. Galerie De Seine, 20 октября – 10 ноября.
- 1972 - Папазофф 1894–1972, Акорис - Центр сюрреалистического искусства, Брук-стрит, 31, Лондон.
- 1973 - Посвящение Папазову, Galerie Françoise Tournié, 25 января - 25 февраля.
- 1974 - Ретроспективная выставка. Галерея Аннунциата, Милан; Ретроспектива Жоржа Папазова (1894–1972). Работа с 1920 по 1935 год, Petit Palais, Женева, 6–30 июня.
- 1975 — Папазов. Работы с 1923 по 1932 год, 7–31 января, Галерея Сены, улица Сены, 18, Париж.
- 1976 — Папазов. Картины 1918–1936, 29 января — 5 апреля 1976 г., Maison de la Culture et des Loisirs de Saint-Etienne Морис Анри, Жак Герольд, Мейо, Жорж Папазофф. Quattro Maestri del Surrealismo, открыто 3 апреля 1976 года, Galleria Annunciata, Милан.
- 1978 — Папазов. Galerie Françoise Tournié, 10, rue de Roi de Sicile, открытие 8 июня.
- 1982 - Работы Папазова в болгарских коллекциях, Галерея на улице Шипка, 6, Художественная галерея Софии и Жоржа Папазоффа, Ямбол Homage à Papazoff; Peintures, Galerie Alphonse Chave, Ванс, 3 апреля – 4 июня.
- 1988 - Жорж Папазов 1894–1972. Работы из собрания музея Пти-Пале, Женева, май-июнь 1988 г., открытие 13 мая 1988 г., Национальная галерея зарубежного искусства, София.
- 1992–1993 — Жорж Папазов, предшественник и ярый сторонник сюрреализма, Petit Palais, Женева.
- 1995 - Жорж Папазов (1894–1972). Пионер сюрреализма, 26 января – 2 апреля, Petit Palais, Женева
- 2002 - Абстрактные проекции – по стопам Жоржа Папазова, Художественная галерея Жоржа Папазова, Ямбол Жоржа Папазова. Скаут-сюрреалист (работает с 1925 по 1939 год), Galerie AL (Анн Лакомб), улица Верней, 3, 23 мая — 29 июня.
- 2004 — Жорж Папазофф. Национальная галерея зарубежного искусства, София, апрель (35 офортов и одна пастель) Папазов (работы 1924–1962), 7–30 ноября, галерея Les Yeux Fertiles, 27, улица Сены, Париж
- 2012 - Жорж Папазофф (1894–1972), Galerie Antoine Laurentin, Париж.
- 2015 - Жорж Папазофф (1894–1972), Галерея Антуан Лорентен, 23 года, набережная Вольтера, Париж.
- 2016 – Жорж Папазофф и Николай Дюльгеров. «Видения свободного духа», Галерея Ракурси, ул. Хан Крум, 4а, София, 10-25 ноября
- 2018 - Жорж Папазов (1894–1972). Коллекция знаковых работ, Галерея Форум, София, 12 ноября – 12 декабря 2018 г.
Сочинения
[ редактировать ]- Паскин! Паскин! Это я! (Париж, 1932 г.)
- Париж – l'oeuvre et le destin des grands peintres (Париж, 1936). В нескольких выпусках La Parole Bulgare Папазофф, Жорж. Париж – творчество и судьбы великих художников, София: Завети, 1938. С предисловием Николы Балабанова.
- Братья Дреновы. (Париж, 1951 г.)
- Дерен, мой друг (Париж, 1960)
- Письма Дерену (Париж, 1966)
- Папа Василий (Париж, 1968 г.)
- Жорж Папазофф. По следам художника. Мониторинг документов и показаний. (Париж, 1971 г.)
Лекции Папазоффа
[ редактировать ]- Искусство и реальность и влияние Парижской школы на мировую живопись, 21 мая 1935 г., Alliance Française, София, при поддержке ARS (на французском языке)
- Париж и его художники, 23 мая 1935 г., Alliance Française, София, при поддержке ARS (на французском языке)
- Школы и деятели современного искусства, 20 сентября 1935 года, во время IX Общей художественной выставки, София.
- Французские художники от Делакруа до Сезанна и Паскена, две беседы в Сливене, февраль 1936 г.
Каталоги
[ редактировать ]- Папазов. Il Milione, 20 февраля-6 марта 1934 г. Рецензии: Г. Папазов, Вальдемар Джордж, Рагнар Хоппе (60 картин маслом и 50 гравюр).
- Выставка Папазова. Галерея Модерн, Загреб, 11 декабря. 1934 – 4 января. 1935 (57 работ)
- Георгий Папазов (Париж) Олейомальби. Галерея Дра Фейгла, Прага, март-апрель 1935 г. (52 работы). Текст: Георгий Папазов
- Папазов. Франтирёр сюрреализма. Galleria Annunciata, Милан, 19 января — 5 февраля 1974 г. Отзывы: Жак Барон. «Сюрреализм и Жорж Папазов», Морис Рейналь. Сюрреализм, 1927, Вальдемар Джордж, 1927, Робер Деснос, 1930, Оскар Кокошка, 1935. Биография включена.
- Выставка Папазофф. Галерея COOP, 6-28 октября 1935 г., София 1935 г. Рецензии: Оскар Кокошка, Вена; Ряско Петрович, Белград; FT Маринетти, Рим; Рудольф Фукс, Прага (45 работ)
- Папазов. Работы с 1925 по 1939 год, Галерея Сены, Париж, январь 1975 года. Рецензия: Филипп Супо. Биография и библиография включены.
- Папазов. Картины 1918–1936, Maison de la Culture et des Loisirs de Saint-Etienne, 29 января – 5 апреля 1976. Рецензия: Филипп Супо (62 работы)
- Морис Анри, Жак Эрольд, Мэйо, Жорж Папазофф. Четыре учителя сюрреализма, Centro Annunciata, апрель 1976 г.
- Важный набор гравюр, акварелей и картин из мастерской Жоржа Папазова 1894–1972 гг., Мес Луазо и Шмитц, 2000 г.
- Жорж Папазофф. Разведчик-сюрреалист (работает с 1925 по 1939). Galerie AL – Энн Лакомб, 23 мая – 28 июня 2002 г., Обзор: Энн Лакомб. Биография включена
- Художники Парижа, 1870–1940 гг., коллекция Оскара Геза, Terra Kunsthal, Роттердам, 2 октября 2004 г. - 25 января 2005 г.
- Жорж Папазофф (1894–1972), Galerie Antoine Laurentin, Париж, 2012. Текст: Папазофф: сюрреалист и анархист или современный взгляд, Сильви Бюиссон. Включена подборка выставок
- Yoneva, Rumyana. Nakov, Andrei. Georges Papazoff (1894–1972): From private collections in Bulgaria, catalog, Rakoursi gallery 2013
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Папазов 1971 .
- ^ Папазофф 1971 , с. 33.
- ^ Папазофф 1971 , стр. 35.
- ^ Jump up to: а б с Васильева 2021 .
- ^ Папазов, Жорж (1960). Дерен: мой копаин . Париж: СНЕГ – Вальмон. п. 9.
- ^ Папазофф 1971 , с. 78.
- ^ Барон, Жак (1980). Пластическая антология сюрреализма . Париж: Editions Filipacchi. п. 205.
- ^ Пассерон, Рене (1975). Энциклопедия сюрреализма . Издание «Сомогия».
- ^ Деларж, Жан-Пьер (2001). Словарь современного и новейшего изобразительного искусства . Париж: Éditions Gründ.
- ^ Креспель, Жан-Поль (1987) [1962]. Живой Монпарнас (на болгарском языке). София: Болгарская художница. стр. 219–251.
- ^ Креспель, Жан-Поль (1987) [1962)]. Живой Монпарнас (на болгарском языке). София: Болгарская художница. п. 219.
- ^ Креспель, Жан-Поль (1987). Живой Монпарнас (на болгарском языке). София: Болгарская художница. п. 222.
- ^ Кабанн, Пьер (1979). Диалоги с Марселем Дюшаном . Лондон: Да Капо Пресс. п. 54.
- ^ Выставка Папазова . Загреб: Современная галерея. 17 декабря 1934 г. - 4 января 1935 г.
- ^ Галерея доктора Фейгля, Прага (1935). Георгий Папазов . Прага: март-апрель.
Библиография
[ редактировать ]- Крепель, Жан Поль, Живой Монпарнас , Париж, 1962 год.
- Крастев Кирилл , Георгий Папазов , София, 1973 год.
- Накофф А. , Жорж Паппасов, франктир сюрреализма , Брюссель, 1973 г.
- Станчева, Румяна Л. Художник Жорж Папазов как писатель. Вербализация сюрреалистического. [Румяна Л. Станчева. Художник Жорж Папазов как писатель. Вербализация сюрреализма. София: Колибри, 2014. http://www.colibri.bg/eng/books/1086/rumyana-l-stancheva-the-artist-georges-papazoff-as-a-writer.
- Папазов, Жорж (1971). По следам художника: далее документы и свидетельства . Париж: Галерея Сены.
- Васильева, Мария (2021). Жорж Папазофф . София: Галерея структур. ISBN 978-619-90949-7-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео Жоржа Папазова с несколькими короткими эпизодами 5-минутного клипа: 0:25-0:50; 1:15-1:30; 2:40-3:00.
- Видео: «Красная перчатка и белая перчатка» («Gant rouge et gant blanc», 1924-1925) (ассамбляж Георгия Папазова); полторы минуты с шедевром.
- Коллекция Йельского университета .
- Artnet.com Результаты аукциона .
- Страница, посвященная Г. Папазову, на сайте историка Андрея Накова.
- Выставка «Жорж Папазов – Просветитель» в Национальной галерее-дворце, София, Болгария.