Махавир Тьяги
Махавир Тьяги | |
---|---|
Личные данные | |
Рожденный | Махавир Тьяги 31 декабря 1899 г. Дабарси, Морадабад , Соединенные Провинции, (сейчас в Уттар-Прадеше , Индия ) |
Умер | 22 мая 1980 г. Нью-Дели , Индия | (80 лет)
Политическая партия | Индийский национальный конгресс |
Махавир Тьяги (31 декабря 1899 г. - 22 мая 1980 г.) [ 1 ] [ 2 ] был видным индийским борцом за независимость и парламентарием из Дехрадуна , Уттар-Прадеш (ныне Уттаракханд) , Индия .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Тьяги родился 31 декабря 1899 года в Дхабарси, ныне Дхаварси, в округе Амроха в Уттар-Прадеше , тогда известном как Соединенные Провинции . (Дхаварси ранее находился в районе Морадабад). Тьяги получил образование в Мируте , Уттар-Прадеш. Он присоединился к британской индийской армии и был отправлен в Персию , но подал в отставку после резни в Джаллианвала Баге (также известной как резня в Амритсаре), которая произошла 13 апреля 1919 года. Он предстал перед военным трибуналом в Кветте , столице Белуджистана (ныне в Пакистане). ), и выслан из Белуджистана с конфискацией всех залогов. Вернувшись домой, Тьяги стал убежденным последователем Махатмы Ганди .
В движении за независимость
[ редактировать ]Махавир Тьяги, принимавший активное участие в кисанском ( крестьянском ) движении, на протяжении всей жизни оставался членом Индийского национального конгресса . Активно действуя, особенно в западном регионе Соединенных провинций, он был заключен в тюрьму британцами одиннадцать раз. Во время движения отказа от сотрудничества в 1921 году Махавир Тьяги базировался в районе Биджнор . Его судили, в частности, за подстрекательство к мятежу в соответствии со статьей 124А Уголовного кодекса Индии в Буландшахре в Соединенных провинциях, ныне известном как Уттар-Прадеш. [ 3 ] [ 4 ] В ходе суда на него напали по приказу британского магистрата В.Э.Дж. Доббса. [ 3 ] (См . «Индепендент» , 9 октября 1921 г., «Лидер» , 10 октября 1921 г. и «Молодая Индия» , 13 октября 1921 г.) В серии комментариев по поводу инцидента Махатма Ганди осудил нападение на Тьяги. (См. «Молодая Индия» , 13, 20, 27 октября 1921 г. и 10 ноября 1921 г.; Собрание сочинений Махатмы Ганди, том 21, 1966 г. (CWMG), стр. 284–5, 310–1, 312–3, 344–6, 406–. 7). Массовый митинг протеста под председательством Сайеда Хасана Берни Вакиля против нападения на Тьяги, организованного мировым судьей, прошел в Буландшахре, на нем присутствовало более 4000 человек. ( «Молодая Индия» , 13 октября 1921 г.). Описывая нападение как «преступление против нации», Ганди спросил: «Может ли, например, лорд-главный судья Англии напасть на заключенного, которого судят до него, и при этом сохранить свой высокий пост?» ( «Молодая Индия» , 20 октября 1921 г.). Знаменитый редактор-поэт из Лахора Зафар Али Хан написал стих, осуждающий нападение на Махавира Тьяги. Вопрос о нападении на Тьяги, организованном мировым судьей, фигурировал в Законодательном совете Соединенных провинций. 4 ноября 1921 г. Первоначально уклончивые ответы правительства относительно действий, предпринятых против магистрата, привели к дальнейшим допросам правительства 5, 16 и 17 ноября 1921 г., в ходе которых правительство дистанцировалось от действий магистрата. Затем дело было передано окружному судье Меерута . , а Тьяги, будучи признанным виновным и приговоренным к двум годам тюремного заключения, был отправлен в тюрьму Агры Даже после выхода из тюрьмы мятежник Тьяги оставался заметной личностью для британского режима, который к настоящему времени считал его опасным противником. (См. дебаты в Законодательном совете UP, 19 декабря 1925 г.). В политике штата Уттар-Прадеш Тьяги был известен как «рафиан» , то есть соратник Рафи Ахмада Кидвая , известного индийского мусульманина-националиста. (См. М. Хашим Кидвай, Рафи Ахмад Кидвай, Нью-Дели, 1986, стр. 215–216.)
Махавир Тьяги был близок и был сокамерником ведущего индийского националиста Мотилала Неру , Джавахарлала Неру отца . В 1920-х годах Тьяги с помощью Мауланы Мохаммада Али помог разрешить недопонимание, возникшее между Мотилалом Неру и Джавахарлалом Неру (см. Дурга Дас, Индия От Керзона до Неру и после, Лондон, 1969, стр. 109–110). Где-то в середине 1920-х годов Тьяги сделал Дехрадуна своей политической базой. Махавир Тьяги был делегатом Всепартийного национального съезда, проходившего в Калькутте в декабре 1928 – январе 1929 года. В заявлении, опубликованном вместе со Шринивасом Айенгаром, Джавахарлалом Неру и другими, Тьяги поддержал позицию, согласно которой Принципы Конституции Индии, разработанные Комитет Мотилала Неру должен был основываться на независимости, а не на статусе доминиона. [ 5 ] Что касается урегулирования межобщинных разногласий, в заявлении были одобрены рекомендации доклада Неру, согласованные на Всепартийной конференции в Лакхнау, состоявшейся в августе 1928 года. [ 5 ] В ноябре 1930 года два непальских активиста, Хараг Бахадур и Дханпати Сингх, были арестованы на железнодорожном вокзале Дели с документами, свидетельствующими о причастности Мотилала Неру, Джавахарлала Неру, Валлабхбхая Пателя , Махавира Тьяги и некоторых других лидеров Конгресса к попыткам оттолкнуть гуркхов солдат . из Британской индийской армии. [ 6 ] К этому времени Тьяги уже находился в тюрьме, будучи арестованным несколькими месяцами ранее за участие в Движении гражданского неповиновения 1930 года.
Политическая и парламентская карьера
[ редактировать ]Тьяги был президентом комитета окружного конгресса Дехрадуна в 1931 году (см. Избранные произведения Джавахарлала Неру, том 5, стр. 211n). После того, как Тьяги отбыл наказание за участие в Движении гражданского неповиновения 1930 года, он был снова арестован в Дехрадуне 17 января 1932 года с возобновлением движения гражданского неповиновения и приговорен к двум с половиной годам тюремного заключения (Гархвали, Дехра Дун, 23 года). январь 1932 г.). За десять лет до обретения Индией независимости он стал законодателем Соединенных провинций. В этом качестве в 1939 году он был членом следственного комитета Джаунсар-Бавар, который провозгласил социальную и земельную реформу в племенной зоне Джаунсар Бавар в районе Дехрадун штата Уттар-Прадеш (ныне часть штата Уттаракханд ). Комитет рекомендовал, в частности, предоставить арендаторам права владения землей и запретить принудительный труд. [ 7 ] Когда Тьяги был арестован в Калси в рамках движения «Индивидуальная Сатьяграха» в ноябре 1940 года, его отправили в тюрьму Дехрадун, где уже находился Джавахарлал Неру. (Избранные произведения Джавахарлала Неру, том 11, стр. 506). В 1942 году Тьяги и С.К.Д. Паливал были арестованы в соответствии с Правилами защиты Индии 6 июня, то есть более чем за два месяца до движения «Выход из Индии» фактического начала ; Рафи Ахмад Кидвай был арестован еще раньше, 12 мая. (Избранные произведения Джавахарлала Неру, том 12, стр. 344) В речи в Бомбее 18 июня 1942 года Неру осудил эти аресты как «препятствование работе гражданской обороны». Неру был переведен из тюрьмы форта Ахмаднагар (То же самое) Три года спустя, когда летом 1945 года в тюрьмы Соединенных провинций, он снова увидел Тьяги, тогдашнего политического заключенного в центральной тюрьме Барейли . (Избранные произведения Джавахарлала Неру, том 13, стр. 618)
Хотя Махавир Тьяги сам придерживался Гандианского ненасилия, он имел тесные контакты даже среди «революционеров», то есть тех, кто не был против использования насильственных средств для свержения имперского государства. В их число входили Ашфакулла , Рам Прасад Бисмил , Сачиндра Нат Саньял , Прем Кишан Кханна и Вишну Шаран Дублиш . Сачиндранат Саньял пишет в своей автобиографии (Банди Дживана, стр. 253), что в 1920-х годах Дублиш познакомил его с Махавиром Тьяги, который, в свою очередь, познакомил его с Рамом Прасадом Бисмилом и Ашфакуллой. (См. также Н.С. Мехротра и Пунам Шарма, Уттар-Прадеш Майн Крантикари Аандолан Ка Этихас, стр. 62 и стр. 67, примечание 8)
Когда беспорядки в 1947 году вспыхнули на Индийском субконтиненте после его раздела , Тьяги, вдохновленный Ганди, поставил на кон свою жизнь, чтобы помочь спасти мусульман в своем родном штате и установить мир. (Чоудри Халикуззаман, «Путь в Пакистан», Лахор, 1961, стр. 400; см. также Ансар Харвани, «До свободы и после», Нью-Дели, 1989, стр. 100 и рассказ Кази Джалиля Аббаси в «Бипан Чандра », «Эпическая борьба», Нью-Дели, 1992, стр. 60) Для дальнейшего описания того, как Махавира В это время Тьяги взял на себя управление местной администрацией после того, как обнаружил, что она неэффективна в контроле ситуации и восстановлении общественного порядка, см. Аджит Прасад Джайн, Рафи Ахмад Кидвай: Мемуары его жизни и времен, Бомбей, 1965, стр. 73–74. .
Политическая деятельность Тьяги распространилась также на регион Техри-Гарвал . Он проявлял большой интерес к движению за демократические права там, а также сыграл заметную роль в поддержке движения в штате Техри за слияние с независимой Индией. (См., например, Аджай Сингх Рават, Гарвал Гималаи: исторический обзор, Нью-Дели, 1983, стр. 205.)
Махавир Тьяги был членом Учредительного собрания Индии . В этом качестве он особенно известен своей решительной позицией против незащищенных о превентивном заключении . законов [ 8 ] и против приостановления основных прав в чрезвычайных ситуациях. [ 9 ] Он выступал за справедливую и независимую судебную систему. «Престол правосудия — престол Божий», — заявил он Учредительному собранию. (Гранвилл Остин, Конституция Индии: краеугольный камень нации, Oxford University Press, Бомбей, 1966, стр. 164). Он скептически относился к международному арбитражу. Статья 51 (d) Конституции, часть Директивных принципов , которая, по его мнению, могла привести к уступке суверенитета . [ 10 ] Он выступал против идеи отдельных электоратов . [ 11 ] и, как гандианец, был сторонником неисключающего индийского взгляда на Сарва Дхарма Самбхаву. [ 12 ] Он также был близок к лидерам индийских националистических организаций других религий, таких как Джамиат Улама Хинд. (См., например, Д.Р.Гойал, Маулана Хусейн Ахмад Мадни: биографическое исследование, издательство Anamika Publishers, Нью-Дели, 2004 г., и Кази Мохаммад Адиль Аббаси, Аспекты политики и общества: мемуары конгрессмена-ветерана, Marwah Publications, Нью-Дели, 1981 г.) ) После того, как Индия стала республикой в 1950 году, Тьяги оставался членом Временного парламента (1950–52) и нижней палаты индийского парламента , то есть Первого , Второго и Третьего Лок Сабхаса (1952–67) от Дехрадуна . Тьяги был министром доходов и расходов в Совете министров Неру (1951–53). В этом качестве он представил Первую схему добровольного раскрытия информации, известную как Схема Тьяги, в первую очередь, как он выразился, для того, чтобы сделать открытыми доходы, которые не были раскрыты иностранному правительству до обретения независимости. [ 13 ] Работая в Министерстве финансов , Тьяги заработал репутацию строгого экономиста. Его практический, человеколюбивый подход нашел свое отражение также на первом заседании Национального совета развития , состоявшемся в Дели 8 и 9 ноября 1952 года, где Тьяги предложил, чтобы «ручной труд стал частью ежедневной учебной программы образование». (Краткий отчет обсуждений Совета национального развития, NDC, Встречи: пять десятилетий национального строительства, Том 1, Правительство Индии, Комиссия по планированию, 2005 г., стр. 9)
Позже Махавир Тьяги стал министром обороны (1953–57). В этом качестве он поощрял процесс коренизации производства, а также полную индигенизацию индийских вооруженных сил. Он открыл INS Garuda , авиационное подразделение ВМС Индии . Он также инициировал проект производства HF-24 Marut , который станет первым истребителем, производимым развивающейся страной. Его заявление в октябре 1955 года о том, что Индия будет закупать оборонную технику «у любой страны, где ей будет удобно» и что Индия «не привязана ни к какой стране или блоку», привлекло внимание всего мира. («Индия заявляет о намерении покупать оружие где угодно», The Canberra Times, 6 октября 1955 г.). В политике и при реализации законов и правил Тьяги подчеркивал человеческий фактор, советуя офицерам «не забывать о человеческом элементе при интерпретации правил и положений». (Архив выступления 10 июля 1955 г. на артиллерийском заводе в Ишапуре, воспроизведен в «Сайник Самачар», том 51, № 13, 1–15 июля 2004 г.). Общий Б.М. Каул пишет в своих мемуарах, что в качестве министра обороны Тьяги выступал против политических предложений, предполагающих драконовские меры в племенных районах северо-востока Индии . (См. Б. М. Каул, Нерассказанная история, Нью-Дели, 1967, стр. 162.) Тьяги также дал указания по вербовке мусульман в большом количестве в индийскую армию . Доля мусульман в армии упала после раздела Индии в 1947 году.
Известный своей независимостью, Тьяги, даже будучи министром, выступал против реорганизации индийских штатов на языковой основе, которая, однако, в конечном итоге была осуществлена в 1956 году. («Индиан Экспресс», Мадрас, 24 ноября 1955 г.) Он приветствовал победу Коммунистическая партия Индии в Керале на всеобщих выборах 1957 г. (лидер, Аллахабад, 2 апреля 1957 г.). Позже Тьяги выступил против решения о роспуске коммунистического правительства во главе с EMS Namboodiripad в Керале в конце пятидесятых годов, заявив, что это создаст неправильный прецедент. Политолог в своем важном исследовании отмечает, что Тьяги тогда предупреждал, что «Партия Конгресса «роет себе могилу», объединяясь с кастовыми и общинными силами». (Б. Д. Дуа, Президентское правление в Индии 1950–1974: Исследование кризисной политики, Нью-Дели, 1979, стр. 112) Тьяги стремился также привить другим независимость: он критиковал тенденцию среди политических деятелей угодливо прикасаться к под ноги своим лидерам, а также набросился на некоторых высокопоставленных бюрократов, которые, как он заметил, начали касаться ног министров. (Касание ног лидеров: Тьяги сожалеет о тенденции, The Tribune, Амбала, 26 июня 1959 г.) На сессии 1957 г. Всеиндийский комитет Конгресса (AICC) Тьяги предложил отказаться от практики назначения Президентом Конгресса всех членов Рабочего комитета Конгресса . Хотя его предложение о том, что 10 из 21 членов Рабочего комитета должны быть избраны, не было принято, Джавахарлал Неру согласился с Тьяги, что одних и тех же членов не следует повторно выдвигать из года в год. (Экономический еженедельник, 7 сентября 1957 г.)
Тьяги был председателем следственного комитета по администрированию прямых налогов (1958–59) и в этом качестве вместе с Юридической комиссией проложил путь к принятию Закона о подоходном налоге 1961 года .
дебаты о подбородке Аксай
[ редактировать ]5 декабря 1961 года, за год до китайско-индийской войны , в парламенте прошли дебаты по поводу роста китайско-индийских инцидентов и напряженности. Китайские войска двинулись на территорию Индии, в том числе в Аксай-Чин в северо-восточных районах штата Джамму и Кашмир (как это было тогда). Неру так прокомментировал Аксай-Чин : «Но, тем не менее, факт остается фактом: эта область является самой необычной областью в мире с точки зрения рельефа. какие-то кусты». [ 14 ] Тьяги парировал, указывая на собственную лысину: «На моей голове не растут волосы. Означает ли это, что голова не имеет никакой ценности?» . [См. обсуждение, 5 декабря 1961 г., Дебаты Лок Сабхи, Vol. LX, 2–8 декабря 1961 г., цитируется в «Избранных произведениях Джавахарлала Неру» (вторая серия), том 73, стр. 571] [ 14 ] [ 15 ] Напряженная ситуация, сложившаяся в Палате представителей по поводу пограничного конфликта, была предотвращена, поскольку Палата представителей разразилась смехом, к которому присоединился и Неру. Тьяги продолжал поддерживать нежные отношения с Джавахарлалом Неру. Он занимал пост председателя Счетной комиссии парламента (1962–64).
Переписка с Джавахарлалом Неру
[ редактировать ]Будучи сокамерником Мотилала Неру и Джавахарлала Неру, с которыми Тьяги был близок, Тьяги свободно выражал свое мнение в Конгрессе; его обширная переписка с Джавахарлалом Неру, хранящаяся в Мемориальном музее и библиотеке Неру (ныне Мемориальный музей и библиотека премьер-министра), дает несколько примеров этого. 31 января 1959 года Тьяги написал резкое письмо Джавахарлалу Неру, в котором советовал ему не соглашаться с предложением некоторых главных министров об избрании Индиры Ганди президентом Индийского национального конгресса. Тьяги посоветовал Неру избегать этого или, если он сочтет эту идею желательной, самому уйти с поста премьер-министра. (См. Избранные произведения Джавахарлала Неру, вторая серия, том 46, стр. 270–272, стр. 668–672) Точно так же в октябре 1963 года, когда премьер-министр Неру рассматривал возможность включения Чаглы , который в то время не был членом Конгресса, в качестве министра кабинета министров, Тьяги советовал Неру не делать этого, потому что он чувствовал, что это может оттолкнуть давнюю партию. члены. Позже, понаблюдав какое-то время за выступлением Чаглы, Тьяги понял, что ошибся, выступая против включения Чаглы в кабинет министров. Затем Тьяги призвал Чаглу загладить свою вину и, что характерно, сам вручил Чагле письмо, которое он написал Джавахарлалу Неру в октябре 1963 года, а также ответ последнего, восхваляющий Чаглу. (См. М. К. Чагла, Розы в декабре, Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей, 1990, стр. 339 и стр. 528-531). [ 16 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В апреле 1964 года, за месяц до смерти Неру, Тьяги вернулся в правительство в качестве министра кабинета, отвечающего за реабилитацию. На всеобщих выборах 1967 года , которые вызвали негативную реакцию населения против Партии Конгресса, Тьяги проиграл независимому кандидату, которого поддерживала комбинация партий, выступающих против Конгресса.
В 1968 году Махавир Тьяги стал председателем Пятой финансовой комиссии . После раскола Конгресса в 1969 году Тьяги остался в Конгрессе (О) , организационном крыле партии. В 1970 году он был избран в верхнюю палату парламента, Раджья Сабха , от Уттар-Прадеша и возглавлял Конгресс (О) в Палате до тех пор, пока не вышел на пенсию в 1976 году. Присутствие Тьяги в Конгрессе (О) не мешало ему быть критически настроенным. движения под руководством Джаяпракаша Нараяна в 1974–75 годах. В равной степени он критически относился к чрезвычайному положению, введенному премьер-министром Индирой Ганди в 1975 году. Махавир Тьяги умер в Нью-Дели 22 мая 1980 года. Будучи популярной фигурой, он имел друзей в различных политических партиях и вызывал широкое восхищение за его честность, откровенность, остроумие и чувство юмора.
Работает
[ редактировать ]До обретения независимости Махавир Тьяги написал брошюру о пропорциональном представительстве. Его мемуары на хиндустани были опубликованы в 1960-х годах в двух томах: (i) Ve Kranti Ke Din и (ii) Meri Kaun Sunega . Эти тома теперь объединены в один и вместе с некоторыми другими неопубликованными статьями Тьяги опубликованы под названием « Азади Ка Андолан: Хансте Хуэ Ансу» (Китаб Гар, Ансари Роуд, 24, Дарьягандж, Дели).
Наследие
[ редактировать ]Пранаб Мукерджи , который был президентом Индии с 2012 по 2017 год, в своей прощальной речи отметил, что за 37 лет своего пребывания в качестве члена в обеих палатах парламента он был свидетелем блестящих ораторов. Среди этих ораторов он упомянул Тьяги, Бхупеша Гупту , Аджита Прасада Джайна , Джайрамдаса Даулатрама и других. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Собрание сочинений Махатмы Ганди , том 21, Отдел публикаций, правительство Индии, Нью-Дели, 1966 г.
- Избранные произведения Мотилала Неру , Том 6, Равиндер Кумар и Хари Дев Шарма (редакторы), Издательство Vikas, Нью-Дели, 1995 г.
- Индия от Керзона до Неру и после , Дурга Дас, Коллинз, Лондон, 1969 г.
- Непал и индийское националистическое движение , Канчанмой Моджумдар , Firma KL Mukhopadhyay, Калькутта, 1975 г.
- Избранные произведения Джавахарлала Неру , тома 5, 11, 12 и 13, С. Гопал (общий редактор), Orient Longman, Нью-Дели, 1973–1980 гг.
- Избранные произведения Джавахарлала Неру (вторая серия), тома 46, 73, Мадхаван К. Палат (ред.), Мемориальный фонд Джавахарлала Неру, Нью-Дели, 2012–2017 гг.
- Путь в Пакистан , Чоудри Халикуззаман , Лонгманс, Лахор, 1961 год.
- До свободы и после , Ансар Харвани , Издательство Gian, Нью-Дели, 1989 г.
- Эпическая борьба , Бипан Чандра , Ориент Лонгман, Нью-Дели, 1992 г.
- Рафи Ахмад Кидвай , доктор М. Хашим Кидвай (отдел публикаций, правительство Индии , Нью-Дели), 1986 г.
- Рафи Ахмад Кидвай: Мемуары о его жизни и временах , Аджит Прасад Джайн, издательство Asia, Бомбей, 1965 г.
- Гималайская полиандрия: структура, функционирование и изменение культуры , Д. Н. Маджумдар, издательство Asia, Бомбей, 1962 г.
- Гарвал Гималаи: исторический обзор , Аджай С. Рават, Восточные книжные переплетчики, Нью-Дели, 1983
- Конституция Индии: краеугольный камень нации , Гранвилл Остин, Oxford University Press, Бомбей, 1966 г.
- Краткий отчет обсуждений заседаний Национального совета развития , Комиссия по планированию , Дели, 2005 г.
- Президентское правление в Индии 1950–1974: исследование кризисной политики , BDDua, S.Chand & Company, Нью-Дели, 1979
- Выдающиеся знакомые , (Том 2), NG Ranga , Распространители книг Desi, Виджаявада, 1976 г.
- История революционного движения в Уттар-Прадеше , Северная Каролина Мехротра и Пунам Шарма, Атмарам и сыновья, Дели, 2017 г.
- Банди Дживана , Сачиндра Нат Саньял , Дели, 1986 год.
- Нерассказанная история , генерал Б.М. Каул , Allied Publishers, Нью-Дели, 1967 г.
- Кази Мохаммад Адиль Аббаси, Аспекты политики и общества: Мемуары конгрессмена-ветерана , Marwah Publications, Нью-Дели, 1981 г.
- Д.Р.Гоял, Маулана Хусейн Ахмад Мадни: биографическое исследование , Anamika Publishers, Нью-Дели, 2004 г.
- MC Chagla, Розы в декабре , Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей, 1990 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дебаты Лок Сабхи . Секретариат Лок Сабхи. 1980. с. 11.
- ^ «Махавир Тьяги» . 3 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Махатма Ганди (1924). Молодая Индия (1919–1922) (2-е изд.). С. Ганесан. стр. 668, 898, 1089.
- ^ Труды Законодательного совета Соединенных провинций (1921-1936) . OCLC 12109288 .
- ^ Перейти обратно: а б Неру, Мотилал (1995). Шарма, Хари Дев (ред.). Избранные произведения Мотилала Неру Том 6 . Издательство Викас. стр. 607–609. ISBN 978-0-7069-8575-7 .
- ^ Моджумдар, Канчанмой (1975). Непал и индийское националистическое движение . К. Л. Мухопадхьяй. стр. 32–33. ISBN 978-0-88386-703-7 .
- ^ Маджумдар, Д.Н. (1960). Гималайская полиандрия - структура, функционирование и культурные изменения: полевое исследование Яунсар-Бавара . Издательство Азия. стр. 13–17.
- ^ Рамнатх, Кальяни (2016). «Предшественники ADM Джабалпура: политические чрезвычайные ситуации, гражданские свободы и аргументы о колониальной преемственности в Индии» . Обзор международного права Американского университета . 31 (2): 209–251.
- ^ «Дебаты в Учредительном собрании, Том 9: Архив от 16 сентября 1949 г.» . Конституция Индии . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Сагар, Рахул; Панда, Анкит (10 июня 2015 г.). «Обещания и благочестивые пожелания: дебаты в Учредительном собрании и миф о «нерувианском консенсусе» » . Обзор Индии . 14 (2): 203–220. дои : 10.1080/14736489.2015.1030197 . ISSN 1473-6489 .
- ^ Баджпай, Рочана. «Концептуальные словари секуляризма и прав меньшинств в Индии: Журнал политических идеологий» . Журнал политических идеологий . Июнь 2002 г. 7 (2): 179–198. дои : 10.1080/13569310220137539 .
- ^ Гулд, Уильям (декабрь 2005 г.). «Оспорение секуляризма в колониальной и постколониальной Северной Индии между 1930 и 1950-ми годами: Современная Южная Азия» . Современная Южная Азия . 14 (4): 481–494. дои : 10.1080/09584930600839198 .
- ^ Личности: полный и достоверный биографический словарь значимых людей в Индии [Северная Индия и парламент] . Арунам и Шил. 1950. с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх, Дипти (2021). Июнь 2020 г. – Дорога в Галван – С чего она началась: захватывающий рассказ об отношениях Индокитая . Идея Пресс. п. 63. ИСБН 978-1-63781-657-8 .
- ^ Сони, вице-президент (2008). Наследие бюрократии: размышления индийского государственного служащего . Издательство Лансер. п. 520. ИСБН 9780981537887 .
- ^ Анкит, Ракеш (2021). «М. К. Чагла и «националистические» представления о «политическом меньшинстве» в Индии, 1947–67: Журнал по делам мусульманских меньшинств» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 41 (3): 491–509. дои : 10.1080/13602004.2021.1997274 .
- ^ Мукерджи, Пранаб (23 июля 2017 г.). «Я — творение этого парламента: он сформировал мое политическое мировоззрение и личность» . Важные речи дня . 83 (9): 256–258.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Индийские активисты за независимость из Уттар-Прадеша
- 1899 рождений
- 1980 смертей
- Члены Учредительного собрания Индии
- Депутаты Индии 1952–1957 гг.
- Депутаты Индии 1957–1962 гг.
- Депутаты Индии 1962–1967 гг.
- Члены Раджья Сабхи из Уттар-Прадеша
- Члены Лок Сабха из Уттар-Прадеша
- Жители Морадабадского района