Секретные предупреждения
Monita Secreta (также известная как: Тайные инструкции иезуитов или Тайные инструкции Общества Иисуса ) — это предполагаемый свод инструкций Клаудио Аквавивы , пятого генерала Общества Иисуса , его различным руководителям, который утверждает, что изложить методы расширения власти и влияния Ордена иезуитов. Некоторые ученые считают этот документ антииезуитской подделкой. [1] [2]
Краткое содержание
[ редактировать ]По мнению Мониты, иезуиты должны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы приобрести богатство для ордена. Например, иезуитов поощряют склонять многообещающих молодых людей вступать в орден и наделять его своими поместьями; богатых вдов следует уговаривать и отговаривать от повторного брака. Все средства должны использоваться для продвижения иезуитов на епископства или другие церковные должности и для дискредитации членов других орденов, в то время как мир должен быть убежден, что Общество движимо самыми чистыми и наименее заинтересованными мотивами: репутацией этих орденов. кто откажется от него, тот подвергнется нападкам и клевете во всех отношениях. [3]
История
[ редактировать ]Ученые считают, что «Монита» — работа некоего Иеронима Загоровского, поляка, [4] которые, будучи членом Общества, были исключены по дисциплинарным делам в 1613 году. Впервые они были опубликованы в Кракове в 1615 году, [5] якобы перевод с испанского и были напечатаны в том же городе в 1614 году. Об их открытии рассказывали разные истории; чаще всего они ассоциировались с герцогом Кристианом Брауншвейгским , несмотря на то, что на момент их первоначальной публикации ему было всего 15 лет. Местом, где они были найдены, было указано по-разному: Падерборн , Прага , Льеж , Антверпен , Глатц , а также на борту захваченного корабля East Indiaman . [3]
В разное время, даже в 1783 г., предпринимались попытки возбудить интерес к этой работе в результате нового открытия; существовало также недатированное издание начала девятнадцатого века, которое, как утверждается, было выпущено издательством «Пропаганда Пресс» и подтверждено свидетельствами различных иезуитских авторитетов. Однако они приписываются генералу Феликсу Аконити, который совершенно неизвестен в Анналах Общества Иисуса. Цензор, который якобы одобряет публикацию, носит имя «Паскинелли», а титулы, которые, как утверждается, должны обеспечивать уважение людей к Обществу в целом, включают в себя все преступления и мерзости любого рода — безнравственность, заговоры, убийства. и цареубийства, которые приписали этому злейшие враги иезуитов.
Споры о подлинности
[ редактировать ]Среди тех, кто утверждал, что Монита - это подделка, - епископ Краковский Липский (1616 г.), отец Бернар Дур в его «Иезуитских фабленах» , фра Паоло Сарпи , историк Тридентского собора и Антуан Арно и «Новые церковные деятели»; плюс антииезуиты, такие как янсенисты Анри де Сен-Игнас и Блез Паскаль , фон Ланг, Иоганн Йозеф Игнац фон Деллингер , Фридрих (автор «Януса»), Хубер и Ройш, а также протестантский историк Иоганн Карл Людвиг Гизелер . В британской палате общин во время дебатов об эмансипации католиков фальсифицированный характер « Мониты» был признан не одним [ количественно ] спикер, а руководство Британского музея , а также французский библиограф М. Барбье сходятся во мнении, что произведение названо «апокрифическим».
Англиканский епископ Лондона Генри Комптон был категорически против католицизма. [6] а в 1669 году опубликовал английский перевод «Тайных инструкций» .
Защиту предложил Ричард Фредерик Литтлдейл , противник римского католицизма, в своей статье «Иезуиты» в Британской энциклопедии 1881 года. Он утверждал, что эта работа является «одновременно карикатурой и клеветой», но, тем не менее, утверждал, что по существу это правда. поскольку ее автор, «проницательный и острый наблюдатель», заметив, как на самом деле работали иезуиты, вывел из своих наблюдений правила, которыми они руководствовались.
В отличие от этого случая, Джон Джерард в своей статье в «Католической энциклопедии» отрицает авторство, утверждая, что официальные правила и конституции иезуитов противоречат этим предполагаемым инструкциям, поскольку они прямо запрещают принятие церковных достоинств подданными, если только это не принуждено папской властью. и со времен основателя, св. Игнатия Лойолы , Общество препятствовало такому продвижению. Джерард также утверждает, что во многих случаях подлинные частные инструкции генерала-иезуита подчиненным начальникам попали во враждебные руки, которые во многих случаях дают инструкции, прямо противоположные тем, что содержатся в Моните . [3]
Джеймс Бернауэр сравнивает Monita Secreta с более поздними, не менее клеветническими и дискредитировавшими себя антисемитскими Протоколами сионских мудрецов . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хили, Ройзен (1969), Призрак иезуитов в императорской Германии , Brill Press, стр. 182, ISBN 0-391-04194-0 В рамках серии «Исследования по истории Центральной Европы» под редакцией Томаса А. Брейди-младшего и Роджера Чикеринга.
- ^ Павоне, Сабина (2005), Коварные иезуиты и Monita Secreta , Институт иезуитских источников, стр. 10, ISBN 1880810603
- ^ Jump up to: а б с Джерард, Джон. «Монита Секрета». Католическая энциклопедия Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 10 июня 2016 г.
- ^ Джерард, Джон (1911). Католическая энциклопедия . Том. 10. .
- ^ Jump up to: а б Бернауэр, Джеймс. «От европейского антииезуитизма к немецкому антиеврейству: повесть о двух текстах», представленная в Ягеллонском университете, Краков, Польша (5 марта 2009 г.)
- ^ Маколей, Томас Бабингтон (1878). История Англии со времени воцарения Якова II . Том. II. Филадельфия: JB Lippincott & Co. 76.
- Атрибуция
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1911). « Монита Секрета ». Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Secreta Monita Societatis Jesu ... на латыни и английском языке в Project Gutenberg (расшифровка книги 1835 года, которая включает «рассуждения о подлинности произведения»)
- Дэвид Гарриоч (декабрь 1997 г.). «Иезуитский миф: теория заговора и политика во Франции девятнадцатого века. Джеффри Кабитт». Журнал современной истории . 69 (4): 858–860. дои : 10.1086/245626 . ISSN 0022-2801 . JSTOR 10.1086/245626 . S2CID 151469724 .