Jump to content

Сара Хаффнер

Сара Хаффнер
Автопортрет, нарисованный в 2002 году. Синий цвет занимал видное место в жизни и творчестве Хаффнер. [ 1 ]
Рожденный
Маргарет К. Крендель

( 1940-02-27 ) 27 февраля 1940 г.
Умер 11 марта 2018 г. (11 марта 2018 г.) (78 лет)
Национальность Немецкий - Британский
Род занятий Художник
Автор
Феминистская активистка
Супруг (а) Андреас Брандт (художник)
(даты брака 1960-1962 гг.)
Дети Дэвид Брандт (фотограф)
Родители) Себастьян Хаффнер
( родился Раймунд Крендель : 1907-1999)
Эрика Шмидт-Ландри
( род. Эрика Хирш : 1899-1969)

Сара Хаффнер (урожденная Маргарет Крендель: [ 2 ] 27 февраля 1940 — 11 марта 2018) — немецко - британская художница , писательница и активная феминистка. [ 1 ] [ 3 ] В Западном Берлине она занималась проблемами протеста 1960-х годов, иногда вместе со своим отцом, журналистом и писателем Себастьяном Хаффнером . С помощью телевизионного документального фильма и книги она сыграла важную роль в конце 1970-х годов в создании первого в городе приюта для женщин. В диапазон ее живописи входили портреты, натюрморты, пейзажи и городские пейзажи.

Ранние годы, Англия

[ редактировать ]

Родители-эмиграторы

[ редактировать ]

Маргарет Крендель родилась в Кембридже , Англия . Ее отец, уроженец Берлина, Раймунд Крендель (Себастьян Хаффнер) имел квалификацию юриста, но отказался от юридической профессии после 1933 года и на момент рождения дочери пытался – в конечном итоге со значительным успехом – заново открыть себя как журналист и писатель. . Он бежал из Германии со своей беременной невестой, которую власти опознали как еврейку, в 1938 году. Пара получила разрешение остаться в Великобритании только на двенадцать месяцев, но, тем не менее, они поженились в конце лета 1938 года. [ 4 ] обосновавшись в Кембридже, где Курт Хирш , брат его жены, недавно получил в университете докторскую степень по математике . Начало войны в сентябре 1939 года, кажется, устранило угрозу того, что британцы отправят маленькую семью обратно в нацистскую Германию , но вместо этого Раймунд Крендель был идентифицирован как вражеский иностранец и в феврале 1940 года был заперт в лагере для военнопленных в Девоне . Именно находясь в этом лагере, он (и другие заключенные) узнали о рождении своей дочери из громкого объявления: «Маленькая черноволосая девочка от мистера Кренделя». [ 5 ] Вскоре после этого он был переведен на остров Уайт . [ 6 ]

У ее матери уже был сын Питер, старший из двух братьев Сары Хаффнер, рожденный в результате ее предыдущего брака с Харальдом Шмидт-Ландри. [ 7 ] Эрика Шмидт-Ландри (1899–1969) до 1938 года работала журналисткой в ​​женском журнале. [ 8 ]

Новые имена

[ редактировать ]

В начале своего пребывания в качестве политического беженца в Англии, до того, как власти арестовали его, Раймунд Крендель завершил свою книгу «Германия». Джекилл и Хайд . [ 9 ] Это была его первая «серьёзная» книга по истории и политике: до сих пор его публикации касались моды, музыки и развлечений. Он использовал псевдоним , чтобы попытаться защитить оставшихся в Германии родственников от нежелательных вопросов гестапо . Он выбрал имя «Себастьян Хаффнер», объяснив это как прославление двух великих позитивных вкладов Германии в мир. «Себастьян» было вторым именем Иоганна Себастьяна Баха , а «Хаффнер» напоминал Моцарта симфонию 35-ю . Очень скоро он принял псевдоним в качестве своего обычного имени: поэтому фамилия его дочери изменилась с «Крендель» на «Хаффнер». [ 8 ]

«Я — полтора человека. Я наполовину немец, наполовину англичанин и наполовину еврей». В таком порядке.
«Я — полтора человека. Я наполовину немец, наполовину англичанин и наполовину еврей». В таком порядке
Сара Хаффнер в разговоре с Виолой Роггенкамп , 1993 год. [ 1 ]

Однако она взяла имя «Сара» только в подростковом возрасте. «Сара» — это имя, которое нацисты презрительно навязывали каждой еврейской женщине, независимо от ее настоящего имени. Принятие имени «Сара» в качестве своего собственного «христианского» имени после того, как нацистский кошмар закончился, казалось бы, навсегда, было для Сары Хаффнер важной частью открытия и утверждения своей собственной личности. [ 1 ]

В мае 1940 года ее мать также была интернирована британцами, оба родителя теперь идентифицированы как вражеские инопланетяне . Ее родители были депортированы на остров Мэн , где их держали в отдельных лагерях, не имея возможности контактировать друг с другом. Однако их дочери разрешили остаться с матерью. Незадолго до освобождения матери, в октябре 1940 года, девочка выиграла детский конкурс, официально признанный самым красивым младенцем в лагере для интернированных. Британские власти начали понимать иронию содержания под стражей большого количества немецких политических беженцев, единственным очевидным преступлением которых было побег из нацистской Германии, чтобы избежать гибели. Раймунд Крендель был освобожден одним из первых. Его недавно вышедшая книга «Германия. Книга «Джекилл и Хайд» нашла отклик у ряда представителей британского истеблишмента, которые не могли понять, почему автора заперли. Еще одним впечатлением от книги был Дэвид Астор из The Observer (газета). Себастьян Хаффнер принял предложение регулярно писать для газеты, первоначально на внештатной основе. Семья переехала в г. В Лондоне в 1942 году их финансовое положение уже не было таким шатким, как тогда, когда они прибыли в Англию в 1938 году. [ 5 ]

Большую часть своего детства она провела вместе со своей семьей в Лондоне . Сара Хаффнер была очень близка со своим отцом. [ 10 ] Когда ей было девять лет, он взял ее на ее первый концерт. : Играл квартет «Амадеус» четверо беженцев из нацистской расовой ненависти и один из величайших струнных квартетов двадцатого века. Они играли Шуберта Струнный квартет № 13 . Зрители аплодировали и аплодировали игрокам стоя. Сара Хаффнер чувствовала себя огромной честью присутствовать на этом мероприятии вместе со своим отцом. [ 1 ]

У ее старшего (сводного) брата Питера с относительно раннего возраста были выявлены художественные способности, и именно он обратил внимание родителей на растущий артистический талант Сары. В 1953 году он рекомендовал использовать ее картины маслом в качестве серьезных рождественских подарков. [ 11 ]

Германия

[ редактировать ]

Западный Берлин 1950-х годов

[ редактировать ]

В результате редакционных разногласий с Дэвидом Астором в The Observer в 1954 году Себастьян Хаффнер ушел с поста иностранного редактора газеты и принял щедрое в финансовом отношении предложение стать ее корреспондентом в Берлине. Для Сары (и для ее матери Эрики) это был неприятный шаг. Она уехала из «мирового города» (а ее сводный брат, сын Эрики Питер, уже признанный художник) в Берлин и Западную Германию, которые она нашла «невероятно» провинциальными («unglaublich kleinkariert», «piefig»). [ 12 ] Ее любимым автором оставался Кристофер Ишервуд , чьи берлинские рассказы последних гедонистических веймарских лет напоминали город, сильно отличавшийся от окруженного стеной «Западного сектора», в котором она теперь оказалась. [ 13 ]

Всю оставшуюся жизнь Сара и ее отец будут вести англо-немецкую жизнь, балансируя две культуры в своей домашней и профессиональной жизни. Намерение Сары пробиться в жизнь как художница натолкнулось на сопротивление родителей. Ее отец настаивал на том, что она никогда не сможет обеспечить себя как художница. [ 13 ] Ей следует завершить школьную карьеру в Германии, а затем она могла бы пройти обучение на художника-графика — отрасль, в которой она могла бы найти надежную работу в сфере коммерции или рекламы. Или она может стать специалистом-реставратором «старых мастеров». Споры длились несколько месяцев. Когда ей было шестнадцать, она занялась профессиональной подготовкой, чтобы на всю жизнь стать серьезной художницей. [ 11 ]

Хаффнер учился в академии ремесел «Мастерская школа ремесел». [ 14 ] в Западном Берлине на год. [ 11 ]

В семнадцать лет по рекомендации преподавателей ремесленной академии она перешла в Берлинский университет искусств ( «Hochschule der Künste» /HdK) . После освоения азов ее приняли в специальный класс живописи у Эрнста Шумахера . [ 11 ]

Семейные дела

[ редактировать ]

Когда ей было девятнадцать, она забеременела. «По глупости я забеременела, когда мне было 19 (смеется) / Dummerweise bin ich mit 19 schwanger geworden (lacht) ». С 1960 по 1962 год она была замужем за художником Андреасом Брандтом. Дэвид Брандт вырос и стал успешным фотографом, жившим в Дрездене, но его рождение в 1960 году заставило его мать прервать учебу в HdK, которую она окончила. только в 1973 году. [ 15 ] Тем временем она могла обеспечивать себя как художник-фрилансер. [ 11 ]

Политическая активность в 1960-е годы

[ редактировать ]

В августе 1961 года, призывая к более жесткому протесту Запада против строительства Берлинской стены , Себастьян Хаффнер расстался с The Observer. В ноябре 1962 года он также порвал с консервативной газетой Die Welt . Вопреки издателю Акселю Спрингеру , он вмешался против правительства в Шпигеля дело . Сама Сара становилась политически активной, вступая в контакт с новым протестным поколением (которое в Западном Берлине разрослось за счет молодых людей, уклоняющихся от призыва в армию из Федеративной Республики ), и позже поверила, что, возможно, она помогла своему отцу, что нехарактерно, сдвинуться влево. [ 12 ]

Вместе с множеством писателей и интеллектуалов (в том числе Ингеборг Древиц , Ганс Магнус Энценсбергер и Гюнтер Грасс ) в июне 1967 года Сара подписала открытое письмо, обвиняющее Springer Press в «подстрекательстве» к расстрелу полицией студенческого протестующего. Бенно Онесорг . [ 16 ] Издания Springer Bild и Berliner Morgenpost охарактеризовали студентов левого толка, которых Ульрика Майнхоф в журнале «Конкрет» призвала протестовать против визита шаха Ирана , как подрывную угрозу. Говоря конкретно , Себастьян Хаффнер описал инцидент как «погром», с помощью которого «фашизм в Западном Берлине сбросил свою маску». [ 17 ] [ 18 ]

В феврале 1968 года Сара Хаффнер приняла участие в Международной Вьетнамской конференции, созванной СДС (Социалистический немецкий студенческий союз). Вместе с «Новых левых» корифеями Ноамом Хомским , Эрнестом Манделем , Гербертом Маркузе и Жан-Полем Сартром , а также с Ульрикой Майнхоф Сара подписала итоговую декларацию, определяющую Вьетнам как «Испанию нашего поколения». [ 19 ] Два месяца спустя лидер СДС Руди Дучке , которого критиковала газета Bild , был застрелен на улицах Западного Берлина. [ 20 ]

Теперь Майнхоф начала обдумывать следующий шаг в борьбе с «фашизмом», и, учитывая их общественную принадлежность, результат оказался особенно болезненным для Хаффнеров. 19 мая 1972 года фракция Красной Армии («банда Баадер Майнхоф») взорвала штаб-квартиру Шпрингера в Гамбурге, в результате чего 36 человек получили ранения. Пять дней спустя они заявили, что это должно было стать первой из 34 жертв, убитых за 28 лет, - двух американских солдат, погибших в результате взрыва на военной базе в Гейдельберге . [ 21 ]

Преподавание в Уотфорде и Берлине

[ редактировать ]

Помимо работы в качестве художника и писателя, Сара Хаффнер в период с 1969 по 1986 год работала преподавателем в различных академиях. В 1969 году она вернулась в Англию, намереваясь, как она позже объяснила, увеличить свои доходы и уйти от все более накаленной атмосферы. среди студентов и ученых, поскольку парижские события мая 1968 года нашли отклик у студенческих радикалов в немецких городах. Ее брат Питер преподавал в Уотфордской школе искусств с 1960 года. В Англии можно было стать учителем рисования без жестко регламентированного набора квалификаций и сертификатов, которые были бы необходимы в Германии. Она получила трехсрочный контракт в том же учреждении, что и ее сводный брат, что обеспечило ей средства к существованию в районе Лондона на следующие пятнадцать месяцев. Однако она оказалась неподходящей для «культуры светских бесед», которая, казалось, была частью художественной среды того времени и места. Она также отметила, что, хотя в Германии с девятнадцатого века сохранилась традиция, согласно которой «каждый архитектор, дантист или психолог» инвестировал в одно или два оригинальных произведения искусства – или хотя бы репродукцию – для зала ожидания, аналогичного обычая не существовало. в Англии. В Англии у художника-фрилансера не было бы легкого пути к богатству. Через пятнадцать месяцев она вернулась в Берлин с сыном. [ 11 ]

Ее опыт преподавания в Англии теперь помог ей получить работу в «1. Staatlichen Fachschule für Eager» (педагогической академии), где в течение десяти лет, до 1981 года, она преподавала «Детские игры и работа» ( «Kinderspiel und Arbeit» ). [ 11 ] С 1980 по 1986 год она преподавала в Берлинском университете искусств ( «Hochschule der Kulturen» / HdK) .

Художник-фрилансер в Берлине.

[ редактировать ]

Несмотря на прежние опасения отца, Сара Хаффнер построила успешную карьеру художника-фрилансера в Берлине. Она стала специализироваться на больших картинах маслом, но были и более мелкие, более спонтанные работы. Поскольку искусство стало ее основным источником дохода, она дошла до того, что продавала от восьми до десяти абстрактных пейзажных картин каждый год. Первоначально она получала цену около 1500 марок за картину, но с годами она стала более известной, и цена за картину выросла в среднем примерно до 4000 марок. Продажа одной или двух своих больших картин за год означала, что она могла, как она с сожалением сказала в интервью, «жить хорошо». Она избегала работы с галереями, которые могли получать комиссионные до 40–50%, но сумела представить свои работы примерно на четырех или пяти выставках каждый год. Положительные отзывы и признание последовали постепенно. [ 11 ]

В коммерческом плане были, тем не менее, и неудачные годы. В отличие от многих левых художников, с которыми она, будучи инстинктивно антиавторитарной женщиной, общалась, Сара Хаффнер падение стены приветствовала и воссоединение . [ 13 ] Тем не менее воссоединение, официально оформленное в октябре 1990 года, привело на берлинский арт-рынок еще две тысячи профессиональных художников. На этом этапе соответствующего увеличения числа потенциальных покупателей современного искусства не произошло. Рынок еще больше погрузился в депрессию из-за неуверенности в будущем, поскольку жители Запада столкнулись с дополнительным налогообложением для финансирования экономического возрождения «neuen Bundesländer» (бывшей Восточной Германии) . В 1992 году чистый доход от ее искусства упал до 7000 марок. Однако для Хаффнер в 1993 году произошел впечатляющий подъем. После берлинской выставки, на которой были представлены ее работы, газета Berliner Zeitung опубликовала особенно положительный обзор. Швейцарский коллекционер прочитал обзор во время полета и купил девять картин. Последовала череда дальнейших продаж. В 1993 году Сара Хаффнер получила чистый доход в размере 170 000 долларов от ее искусства, «с которым я мог бы прожить несколько лет». [ 11 ]

Пропаганда женских приютов

[ редактировать ]

В 1975 году Сара Хаффнер работала над телевизионным документальным фильмом о насилии в отношении женщин, в котором подчеркивалось существование в Англии приютов для женщин, спасающихся от домашнего насилия. На создание документального фильма ее побудили собственные тщетные попытки с привлечением полиции и других государственных чиновников помочь соседке в Берлине, ставшей жертвой домашнего насилия. Вслед за документальным фильмом она выпустила книгу «Gewalt in der Ehe und was Frauen dagegen tun» на ту же тему. Документальный фильм привел к финансированию приюта для женщин в Берлине. Это был первый приют такого типа в Западном Берлине и Западной Германии. [ 13 ] Сама Хаффнер полгода проработала в приюте на безвозмездной основе.

Вплоть до второго десятилетия XXI века Сара Хаффнер жила и работала в Шарлоттенбург берлинском квартале , недалеко (на его западной стороне) от печально известной стены . О том, что она неизлечимо больна, она узнала за несколько месяцев до смерти и продолжала, как и прежде, настаивать на том, что у нее нет никакого желания «сохранять жизнь любой ценой». Она уехала из Берлина и провела последние месяцы жизни рядом со своим сыном Дэвидом Брандтом, профессиональным фотографом из Дрездена . Ей было 78 лет, когда она умерла там. [ 13 ]

Художник

[ редактировать ]

Художественный спектр Сары Хаффнер включает портреты, натюрморты, пейзажи и городские пейзажи. [ 5 ] После 1985 года ее образный стиль эволюционировал от аддитивного объектно-ориентированного подхода к все более абстрактному презентационному подходу. Ее тектонически структурированные и четко оформленные формы, а также уменьшенные образы оставляют формы, показанные в виде цветных поверхностей. Явным контрастом с жесткостью форм является интенсивность используемых ею цветов. Ее выбор цвета скорее экспрессивен и пространственен, чем натуралистичен. Ее особенно привлекают оттенки синего и зеленого. Часто выбор цвета усиливает настроение изоляции и меланхолии, исходящие от спокойных сцен и видов.

Хаффнер использовала свой образный стиль живописи, чтобы передать настроение и атмосферу. Образы, которые на первый взгляд кажутся глубоко личными, часто оказываются отражением гораздо более общего опыта, который Сара Хаффнер использует для раскрытия социальных реалий, не решаясь при этом впадать в открытую агитацию.

После 2004 года она начала работать с техникой смешивания «Темпера и Пастель», которую разработала для себя.

Размышления женщины-художницы

[ редактировать ]

Благодаря своим статьям и интервью Сара Хаффнер заработала репутацию убежденной феминистки. Некоторые из тем, к которым она вернется, отражены в длинном интервью, которое она дала ученому, профессору, доктору Цесилии Рентмайстер в 1977 году. Интервью также дает представление о собственной жизни и карьере Хаффнер. [ 22 ]

«Когда мне было семнадцать, я поступил в Академию художеств (ХДК) , где чувствовал себя ужасно неуютно, и хотя тогда я не мог выразить это словами, я подсознательно чувствовал, что на меня смотрят в первую очередь не как на художника. но как женщина, и именно как женщина, я вызывала интерес. Это создавало давление, которое означало, что, когда я приходила на занятия в брюках, я знала, что буду рисовать. Но если я приду в платье, я знала, что я. околачивался бы на факультете, ожидая чтобы люди говорили со мной... Я точно знал, что внутри меня было два отдельных мировоззрения - форма внутреннего раскола, если хотите - я был чрезвычайно амбициозен, но для меня также было совершенно ясно, что добиться можно только в том случае, если ты постоянно над этим работаешь. Но не только я: все девчонки в академии знали, что их как-то не ценят по достоинству, я от этого, конечно, страдала: ценила себя полностью, требовала от себя многого, и как-то я. был разочарован тем, что моя собственная самооценка настолько сильно расходился с реакцией других». [ 22 ]

Сара Хаффнер не была новичком в противоречии между материнством и карьерными амбициями. Ее собственное положение еще больше осложнилось замужеством. [ 22 ]

«Мой муж рисовал только полосы... Тем не менее, как художник, он всегда был для нас важнее... Я всегда считала отношения подрывателями независимости и в таких обстоятельствах могла рисовать очень плохо... Я была в «брак художников», это было ужасно, потому что в конце концов отношения между нами стали какими-то конкурентными... а когда у меня родился сын, моему мужу только что дали собственную студию в академии, и я сказала: «Брак художников». теперь моя очередь снова рисовать, и он должен заботиться о ребенке». " [ 22 ]

Сара Хаффнер подвергла бы сомнению гендерные стереотипы, независимо от того, применяются ли они женщинами или мужчинами. Она была возмущена, когда отборщики женщин-художниц для участия в выставке «Künstlerinnen International 1877–1977», проходившей в Берлине в 1977 году, решили не допустить к художниц Майну-Мириам Мунски и Наташу Унгехойер участию . Хаффнер в знак протеста отозвала свои работы с выставки и опубликовала заявление: [ 22 ]

«В течение сотен лет картины, созданные женщинами, хранились в тайне, замалчивались или приписывались мужчинам... Теперь впервые в Западном Берлине состоится крупная выставка женского искусства. Женские картины, вы Я думаю, что картины, созданные женщинами, . не были приглашены на выставку. Их картины якобы являются сексистскими или неженственными. Определение того, что женственно, а что неженственно, проводится самопровозглашенный элитный кружок женщин, которые ни разу не удосужились даже представиться участницам выставки или открыто изложить критерии отбора, не говоря уже о том, чтобы ознакомиться с феминистскими приоритетами, которые представляют участницы... Женское движение должно быть открыто для все женщины, иначе оно сломается. Но это слишком важно, чтобы мне позволили сломаться. Я не буду принимать участие в этой выставке: это мой протест». [ 22 ]

Сара Хаффнер отпраздновала свой восемнадцатый день рождения в феврале 1968 года. Она пережила «события 1968 года» и проявления феминизма Второй волны и как юная и очень решительная студентка-художница, и как слегка сбитая с толку молодая мать. В одном из серии радиоинтервью, которые провела (и впоследствии опубликовала в 2002 году) Уте Кетцель, Сара Хаффнер вспоминала свои впечатления от тех событий. [ 23 ] С начала 1968 года Хаффнер стала участвовать в заседаниях Западноберлинского «Совета действий по освобождению женщин» . [ 23 ]

«Я помню двенадцать или пятнадцать женщин, рассказывавших все о себе... Я всегда думал, что со мной что-то не так, но теперь я увидел, что все мы прошли через одно и то же... Я никогда не чувствовал себя более живым. ... Я полностью отождествлял себя с Советом Действия ... этот процесс формирования самосознания, который мы прошли, который стал осознанием женщинами своего собственного угнетения. Я даже думаю, что женщины были революционной частью этого несколько более широкого революционного процесса. движение именно потому, что они подвергли сомнению свою собственную ситуацию». [ 23 ]


  1. ^ Jump up to: а б с д и Виола Роггенкамп (29 января 1993 г.). «Реалист весь в синем» . Наполовину немец, наполовину англичанин и наполовину еврей: «Я — полтора человека», — говорит художница Сара Хаффнер . Die Zeit , Гамбург (онлайн) . Проверено 13 сентября 2018 г.
  2. ^ «Индексная запись» . Свободная БМД . ОНС . Проверено 13 сентября 2018 г.
  3. ^ «Некролог художнице Саре Хаффнер *1940 † 2018» . BBK Берлин ЭВ . Проверено 13 сентября 2018 г.
  4. ^ «Индексная запись» . Свободная БМД . ОНС . Проверено 13 сентября 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Хольгер Хеттингер (27 декабря 2008 г.). «Он доставлял «петарду» каждую неделю» . Сара Хаффнер о работе своего отца Себастьяна Хаффнера для «Штерна» . Немецкое радио, Кёльн . Проверено 13 сентября 2018 г.
  6. ^ Себастьян Хаффнер (9 октября 2014 г.). Размышления о Гитлере . издания Перрен. стр. 6. ISBN  978-2-262-04957-7 .
  7. ^ Иоахим Дитце (составитель). «Себастьян Хаффнер» (PDF) . Родословные истории . Проверено 13 сентября 2018 г.
  8. ^ Jump up to: а б Бернд Соболла (издатель) (13 мая 2016 г.). «Раймунд Крендель – человек, ставший Себастьяном Хаффнером» . Бернд Соболла - Разговоры о кино и обществе . Проверено 13 сентября 2018 г.
  9. ^ "Германия. Джекилл и Хайд", Лондон, 1940 г. ISBN   3-930278-04-9 (немецкое издание: «Германия. Джекилл и Хайд». Германия, вид изнутри, Берлин, 1996 г.)
  10. ^ Ганс Кристоф Бух; Тимо Грампес (12 марта 2018 г.). «О смерти художницы Сары Хаффнер» . Гендерная напряженность беспокоила ее с самого начала . Немецкое радио, Кёльн . Проверено 16 сентября 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джулия Иллмер (автор раздела); Вольфганг Шнайдер (редактор-составитель) (31 марта 2014 г.). Бог управляет финансами: Портрет Сары Хаффнер . стенограмма Верлаг, Билефельд. стр. 205–212. ISBN  978-3-8394-2287-8 . {{cite book}}: |author1= имеет родовое имя ( помощь ) ; |work= игнорируется ( помогите )
  12. ^ Jump up to: а б Хеттингер, Хольгер (27 декабря 2007 г.). « Он доставлял «петарду» каждую неделю » . Немецкая фанк-культура . Проверено 10 февраля 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Ганс Кристоф Бух (14 марта 2018 г.). «Себастьян Хаффнер не хотел, чтобы его дочь рисовала» . Мир . Axel Springer SE (WELT и N24Doku) . Проверено 9 февраля 2021 г.
  14. ^ «Мастерская школа искусств и ремесел 1899-1971» . Берлинский университет искусств . Проверено 16 сентября 2018 г.
  15. ^ «Скончалась художница и писательница Сара Хаффнер» . Дочь известного историка Себастьяна Хаффнера скончалась в воскресенье в возрасте 78 лет в дрезденском доме престарелых. Семья артиста подтвердила это . Rundfunk Berlin Brandenburg (Kulturradio rbb). 12 марта 2018 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
  16. ^ «О смерти студента Бенно Онесорга» в книге « Отечество, родной язык: немецкие писатели и их государство с 1945 года по сегодняшний день» , ред. Клаус Вагенбах, Винфрид Стефан и Михаэль Крюгер. Клаус Вагенбах Берлин, 1980 г. ISBN   380310100X . п. 247
  17. ^ «Со студенческим погромом 2 июня 1967 года фашизм в Западном Берлине уже сбросил свою маску». Себастьян Хаффнер, Конкрет , июль 1967 г.
  18. ^ Зорнеман, Том (2010). «Масштаб немецких революционных левых групп 1960/70-х годов как реакция на нацистское прошлое» . GRIN, Wissenschaftlicher Aufsatz . Проверено 9 февраля 2021 г.
  19. ^ «Декларация о Международной Вьетнамской конференции в Западном Берлине 17/18 февраля 1968 года» в книге « Отечество, родной язык: немецкие писатели и их государство с 1945 года по настоящее время» , ред. Клаус Вагенбах, Винфрид Стефан и Михаэль Крюгер. Клаус Вагенбах Берлин, 1980 г. ISBN   380310100X . п. 260
  20. ^ Седлмайер, Александр (2014). Потребление и насилие: радикальный протест в Западной Германии времен холодной войны . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 194–195. ISBN  9780472119417 . JSTOR   j.ctv3znzm0.8 . Проверено 9 февраля 2021 г.
  21. ^ «Фракция Красной Армии: хронология террора» . ДВ . Немецкая волна . Проверено 9 февраля 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Силли Рентмайстер (8 марта 1977 г.). «Новая одежда императрицы?» (PDF) . Художник как разделенное существо в эпоху мании мужественности, женского движения и воспроизводимости произведений искусства. .... Давление на цензуру . Frauenbuchvertrieb GmbH, Берлин . Проверено 17 сентября 2018 г.
  23. ^ Jump up to: а б с Уте Кетцель (2002). Женщины 68-го года. Портрет бунтующего поколения женщин . Берлин: Ровольт и портал политологии. стр. 140–159. ISBN  3-87134-447-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f635a80b02bc005d0454047857b2e28c__1707278880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/8c/f635a80b02bc005d0454047857b2e28c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarah Haffner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)