Руди Дучке
Руди Дучке | |
---|---|
Рожденный | Альфред Вилли Рудольф Дучке 7 марта 1940 г. |
Умер | 24 декабря 1979 г. Орхус , Дания | (39 лет)
Альма-матер | Свободный университет Берлина |
Известный | Представитель немецкого студенческого движения |
Супруг | |
Дети | 3 |
Альфред Вилли Рудольф «Руди» Дучке (англ. Немецкий: [ˈʁuːdi ˈdʊtʃkə] ; 7 марта 1940 — 24 декабря 1979) — немецкий социолог и политический активист, который до тех пор, пока не был серьёзно ранен убийцей в 1968 году, был ведущей харизматической фигурой в Социалистическом студенческом союзе (СДС) в Западной Германии и в более широких «экстра- парламентская оппозиция» (АПО) .
Дучке заявлял, что как христианское , так и марксистское вдохновение для социализма , отвергающего как ленинистскую модель партийной диктатуры, с которой он столкнулся в молодости в Восточной Германии , так и компромиссы западногерманской социал-демократии . Он выступал за создание альтернативных или параллельных социальных, экономических и политических институтов, построенных на принципах прямой демократии . В то же время он присоединился к Москву и Пекин, ориентированным на коммунистам, в провозглашении третьего мира национально-освободительной борьбы фронтом всемирной социалистической революции.
Вызвав споры у многих из тех, кто протестовал вместе с ним в 1960-х годах, Дучке в 1970-х годах называл себя патриотическим социалистом (« Pro Patria Sozi» ) и призывал левых вновь заняться «национальным вопросом» и искать блок . свободный путь к воссоединению Германии.
Незадолго до своей смерти в 1979 году от осложнений, возникших в результате травм, полученных в 1968 году, Дучке был избран делегатом на учредительный съезд зеленых, защитников окружающей среды и социальной справедливости . Тогда это был проект, который понимался как создание «антипартийной партии», участвующей в парламентской политике, но остававшейся массовым движением.
Христианская молодежь в Восточной Германии
[ редактировать ]Дучке родился в Шенефельде (современный Нуте-Урстремталь ) недалеко от Луккенвальде , Бранденбург , в семье почтового служащего. Он вырос и получил образование в Восточной Германии (Германская Демократическая Республика — ГДР), получил диплом средней школы ( Gymnasium Abitur ) в 1958 году и поступил в ученики на промышленного продавца.
В 1956 году он присоединился к управляемой режимом организации « Свободная немецкая молодежь» , стремясь сделать спортивную карьеру десятиборца . [1] Однако он также участвовал в едва терпимой молодежной организации Восточно-германской протестантской церкви . Дучке признал, что религия сыграла «важную роль» в его жизни: что он «включил» ее «фантастическое объяснение природы человека и его возможностей» в свою более позднюю политическую работу. [2]
Для меня решающим вопросом с реальной исторической точки зрения всегда был: что на самом деле там делал Иисус? Как он хотел изменить свое общество и какие средства он использовал? Для меня это всегда был решающий вопрос. Для меня вопрос трансцендентности — это также вопрос реальной истории, как можно превзойти существующее общество, новый проект будущего общества, который, возможно, является материалистической трансцендентностью. [2]
На Пасху 1963 года он писал:
Иисус воскрес. Произошла решающая революция в мировой истории – революция всепобеждающей любви. Если бы люди полностью приняли эту явленную любовь в свое существование, в реальность «сейчас», тогда логика безумия больше не могла бы продолжаться. [3]
Именно в этой религиозной среде за пределами одобренных партийных и государственных структур Дучке развил в себе смелость (ценой любой перспективы дальнейшего образования) отказаться от обязательной службы в Национальной народной армии и побудить других аналогичным образом сопротивляться призыву на военную службу. [2] Дучке также упомянул о влиянии Венгерского восстания 1956 года. Его мобилизация в рабочих советах предложила ему демократический социализм, ГДР выходящий за рамки официальной линии правящей Социалистической единой партии (но соответствующий его взглядам на польского и немецкого революционера и теоретика, Роза Люксембург ). [4] [5] [6]
Отказавшись от выбранного им курса спортивной журналистики, в октябре 1960 года Дучке начал регулярно ездить в Западный Берлин , чтобы посещать гимназию Асканиш в Берлине- Темпельхофе . Получив новый Abitur , он получил работу (проработав девять месяцев) в Axel Springer таблоиде Bild Zeitung . [7]
10 августа 1961 года, всего за три дня до того, как были введены ограничения « Колючей проволоки в воскресенье» , чтобы закрыть проход на запад, Дучке зарегистрировался как беженец в транзитном лагере Мариенфельде . [8] снести часть того, что должно было стать « Берлинской стеной 14 августа Дучке и несколько его друзей пытались с помощью веревки », и бросали через нее листовки. Это была его первая политическая акция. [9]
Студенческий политический активист, 1960-е гг.
[ редактировать ]Свободный университет и подрывная деятельность
[ редактировать ]Дучке поступил в Свободный университет в Западном Берлине . Основанная в 1948 году студентами, покидающими контролируемый Коммунистической партией Университет имени Гумбольдта в Восточном Берлине , конституция новой школы включала в себя степень представительства студентов, неизвестную где-либо еще в Германии. Но Дучке и его одноклассникам показалось, что «демократические» преподаватели и городские власти нарушили веру в модель совместного принятия студенческих решений. На заседаниях сената они предлагали студентам-делегатам общие позиции, определенные заранее. [10]
Скептицизм Дучке в отношении демократических полномочий новых институтов на Западе был подкреплен его изучением социологии , этнологии , философии и истории под руководством Рихарда Левенталя и Клауса Мешката. [11] Он познакомился с экзистенциалистскими теориями Мартина Хайдеггера , Карла Ясперса и Жана-Поля Сартра . [12] [13] к Дьёрдя Лукача теориям овеществления и классового сознания , а также к критической социологии Франкфуртской школы . Вместе эти источники обеспечивали связи с догитлеровскими и досталинскими левыми и поощряли альтернативные, либертарианские интерпретации Маркса и истории труда. [14] Хотя Дучке все активнее участвовал в сознательной марксистской полемике , подкрепленной чтением работ социалистических теологов Карла Барта и Пауля Тиллиха , Дучке сохранял акцент на индивидуальной совести и свободе действий. [12]
Дучке полагал, что он нашел средства трансформации этих критических перспектив в « практику » в диссонансных, повышающих сознание провокациях ситуационистов ( в положениях Ги Дебора , Рауула Ванейгема , Ивана Щеглова и других). В 1963 году Дучке присоединился к группе Subversive Action ( Субверсивен Актион ), задуманной как немецкое отделение Ситуационистского Интернационала . [15] Он был соредактором их газеты Anschlag, в которую публиковал статьи о революционном потенциале событий в странах третьего мира.
В декабре 1964 года группа Дучке присоединилась к демонстрации против государственного визита Конго премьер-министра Мойза Чомбе . Дучке спонтанно повел протестующих к ратуше Шенеберга , резиденции Палаты представителей Западного Берлина , где, как говорят, Чомбе получил «по лицу» помидорами. Дучке назвал эту акцию «началом нашей культурной революции». [16]
СДС, стратегия конфронтации
[ редактировать ]В 1964 году группа Дучке вошла в Немецкий социалистический студенческий союз ( Sozialistischer Deutscher Studentenbund ), бывшее коллегиальное крыло социал -демократов (СДПГ) . СДС была исключена из умеренной СДПГ за ее нереконструированную левизну, хотя это было не более чем организацией лекций по марксизму . [17]
Дучке, избранный в 1965 г. [18] в политический совет Западноберлинской СДС, несмотря на значительное сопротивление [19] выступал за конфронтацию в университете и на улицах. [18] Теория, изложенная Дучке в отношении протестов против войны во Вьетнаме, которая вскоре стала доминировать в повестке дня, заключалась в том, что «систематическая, ограниченная и контролируемая конфронтация со структурой власти» «заставит представительную «демократию» открыто продемонстрировать свой классовый характер, свой авторитаризм, ... чтобы выставить себя «диктатурой силы»». Осведомленность, вызванная такими провокациями, позволит людям переосмыслить демократическую теорию и практику. [20] [21]
У Дучке и его фракции был важный союзник в лице Майкла Вестера, вице-президента СДП и международного секретаря. Вестер, который учился в США в 1961–62 годах и активно работал с американской SDS ( Студенты за демократическое общество ), представил теории американских новых левых и поддержал призыв к «прямому действию» и гражданскому неповиновению . [22]
В апреле 1965 года Дучке отправился с группой СДС в Советский Союз. Его хозяева, которые знали о его критических, по их мнению, антисоветских комментариях в «Аншлаге», классифицировали его как троцкиста . [23] По его возвращению в мае 1965 года целью его группы были Соединенные Штаты, вызванные, в частности, возмущением по поводу их вторжения в Доминиканскую Республику. [24]
Летом 1965 года Дучке принял участие в студенческих протестах по поводу отказа Свободного университета предоставить право высказаться писателю Эриху Куби (который за несколько лет до этого имел дерзость усомниться в том, оправдывает ли университет титул «Свободный»). Это была прелюдия к сидячей забастовке в университете в июне следующего года. Как и в случае с Движением за свободу слова в Беркли двумя годами ранее, студенты Западного Берлина связывали властность университетских властей с отсутствием демократической практики в целом. [15]
Брак с Гретхен Клотц и отказ от коммуны свободной любви
[ редактировать ]23 марта 1966 года Дучке тайно женился на немецко-американской студентке богословия Гретхен Клотц . Она считает, что именно она помогла мужу осознать женоненавистничество в их революционных рядах: «Что меня шокировало, так это то, что когда женщины разговаривали на собраниях, мужчины смеялись. Я сказал Руди: «Это невозможно», но я не думаю, что он осознавал это до этого момента, он не мог этого видеть до этого». [25]
Пара отклонила приглашения присоединиться к недавно основанной жилой коммуне в Западном Берлине, предполагая, что, выступая против постоянных парных отношений, группа просто подменяла «буржуазный принцип обмена под псевдореволюционной эгидой». У них было трое детей. [26]
Вскоре после рождения первенца, сына, которого они назвали Осия-Че, Дучке и Клотц были вынуждены покинуть квартиру после появления угрожающих граффити («Газ Дучке!») и нападений с применением дымовых шашек и экскрементов. [27] Депутат ХСС от Бундестага охарактеризовал Дучке как «немытое , Франц Ксавер Унертль паршивое и грязное существо». [28]
Революционный «волюнтарист»
[ редактировать ]2 июня 1967 года член СДС Бенно Онесорг был застрелен полицейским в Западном Берлине. Прислушиваясь к призыву Ульрики Майнхоф в журнале «Конкрет» , он был среди студентов, протестовавших против визита шаха Ирана . Написание на конкретном языке (поскольку выяснилось, что оно субсидировалось восточными немцами) [29] Себастьян Хаффнер утверждал, что «со студенческим погромом 2 июня 1967 года фашизм в Западном Берлине сбросил свою маску». [30] [31] Возмущение было направлено не только на городские власти. Дучке призвал к экспроприации своего бывшего работодателя (и Хаффнера), консервативной газеты Axel Springer Press, которая в то время контролировала около 67 процентов ведущих СМИ в Западном Берлине. [32] Вместе со многими левыми он обвинил прессу Springer в подстрекательстве. [33] (Реакция газеты Springer Bild Zeitung на смерть была: «Студенты угрожают, мы стреляем в ответ»). [34] [35] Общая волна студенческого протеста потрясла университеты и крупные города. Офисы Springer подверглись нападению, а операции по печати и распространению были нарушены.
На спешно созванном университетском конгрессе в Ганновере социолог и философ Юрген Хабермас обвинил Дучке в «волюнтаризме», сродни «левому фашизму». [36] Он утверждал, что идея Дучке о преднамеренном вмешательстве с целью разоблачить скрытую силу государства ошибочна. Революционной ситуации в Германии не было. По его словам, Дучке подвергает риску жизни других студентов. [17]
Дучке ответил, что обвинение в волюнтаризме для него большая честь; «Объективность» Хабермаса лишь сдержала нарастающее движение. В своем дневнике Дучке цитировал Че Гевару : «Революционеры не должны просто ждать объективных условий для революции. Создав народный «вооруженный фокус», они могут создать объективные условия для революции по субъективной инициативе». [17] После смерти Гевары в качестве партизана в Боливии в октябре 1967 года Дучке и чилиец Гастон Сальваторе перевели и написали введение к последнему публичному заявлению аргентинца « Послание к Триконтиненталю » с его знаменитым призывом к «двум, трем, многим Вьетнамам ». [37]
В течение месяца Дучке признал, что кампания против Шпрингера, от которой дистанцировались как профсоюзы, так и либеральная пресса, не может «мобилизовать массы», и призвал к ее прекращению. Вьетнам и соучастие Германии в эскалации американской войны должны были стать новым центром внимания. [32]
Вьетнамская мобилизация
[ редактировать ]В 1966 году Дучке и СДС организовали конгресс «Вьетнам – анализ примера» во Франкфуртском университете , на котором Герберт Маркузе выступил и присутствовало около 2200 студентов и профсоюзных деятелей. По примеру движения «Амстердам Прово» они начали «пешие демонстрации» против войны во Вьетнаме на Курфюрстендамме в Западном Берлине. Они были разогнаны полицией по охране общественного порядка, и вместе с еще 84 людьми Дучке были арестованы. Именно в этот момент, в декабре 1966 года, пресса начала называть Дучке «представителем СДС». [27]
21 октября 1967 года Дучке присоединился к примерно 10 000 человек на улицах Западного Берлина, в то время как 250 000 антивоенных протестующих осадили Пентагон в Вашингтоне . В канун Рождества он повел членов СДС в Мемориальную церковь кайзера Вильгельма с транспарантами, на которых было изображение замученного вьетнамца и слова Иисуса: «Истинно говорю вам: если вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, вы сделали Мне то» (Мф. 25:40). Дучке не позволил говорить с кафедры из-за кровавого удара по голове. [27]
В начале 1968 года СДС решила организовать международную конференцию в Западном Берлине, месте, выбранном как «пересечение» конкурирующих блоков времен холодной войны и как «провокация» против американского военного присутствия в городе. [38] После того, как Свободный университет отказался провести конференцию, и несмотря на согласованную кампанию в прессе Springer и оппозицию в Сенате Берлина , Технический университет Берлина согласился провести двухдневное мероприятие. [ нужна ссылка ]
На мероприятии присутствовали сорок четыре делегации социалистической молодежи из четырнадцати стран (включая FDJ из Восточной Германии). Помимо Дучке, который, судя по всему, руководил большей частью дискуссии, к ним обратились Ален Кривин и Даниэль Бенсаид (оба — «Революционная коммунистическая партия», JCR), а также Даниэль Кон-Бендит (« Связь между анархическими студентами ») из Франции и Тарик Али. и Робин Блэкберн ( «Новый левый обзор» и «Кампания солидарности Вьетнама» ) из Великобритании , Бахман Нируманд (из Международной конфедерации иранских студентов ) и Бернардин Дорн ( «Студенты за демократическое общество ») из США. Слово также было предоставлено другу Дучке, ветерану бельгийского троцкиста Эрнесту Манделю . [39] [40] Характеризуя национально-освободительную борьбу вьетнамского народа как активный фронт всемирной социалистической революции, итоговая декларация обвиняла «американский империализм» в «попытках включить западноевропейские метрополии в свою политику колониальной контрреволюции через НАТО ». [41]
Под лозунгом «Разбить НАТО» и призывая американских солдат, дислоцированных в Западном Берлине, массово дезертировать, Дучке хотел возглавить заключительную демонстрацию, в которой приняли участие более 15 000 человек («над морем красных флагов возвышались огромные портреты Розы Люксембург , Карла Либкнехта , Че Гевара и Хо Ши Мин ") [39] в марше к казармам Макнейра армии США в Берлине-Лихтерфельде . Но как только командование США предупредило, что оно будет использовать силу для защиты казарм, и после переговоров с писателем Гюнтером Грассом , епископом Куртом Шарфом и бывшим мэром Западного Берлина Генрихом Альбертцем , Дучке был убежден, что это была провокация, из-за которой это было бы лучше всего воздержаться. [42] [43] Он призвал студентов «тихо уйти отсюда и разойтись небольшими группами по городу, чтобы распространять ваши брошюры». [44]
Три дня спустя, 21 февраля 1968 года, на контрдемонстрации около 60 000 жителей Западного Берлина, организованной Сенатом Берлина и издательством Springer Press в ратуше Шенеберга , были плакаты, на которых Дучке назывался «Врагом народа [ Volkfeind ] № 1». . Когда толпа приняла молодого человека за Дучке, они повалили его на землю и преследовали до полицейского фургона, который затем чуть не опрокинули. [45]
Отвергает авангардистскую модель
[ редактировать ]С лета 1967 года Эрнест Мандель пытался убедить Дучке преобразовать марксистское крыло СДС в революционную социалистическую молодежную организацию по образцу французской JCR; «выбрать лучших товарищей для создания организации внутри СДС... сформировать кадры... и построить авангард внутри социал-демократического союза». Клаус Мешкат, основавший конкурирующий Республиканский клуб в ответ на то, что он считал анархистской тенденцией внутри СДС, [46] не верил в жизнеспособность этой стратегии. Он сообщил Манделю, что Дучке смог сохранить свое положение в СДС только благодаря своей политической гибкости. [39]
В телеинтервью с Гюнтером Гаусом в октябре 1967 года Дучке был недвусмысленен: «Мы не ленинская кадровая партия, мы полностью децентрализованная организация». По его словам, это было «большим преимуществом». Поскольку СДС была «создана децентрализованно», она «была в состоянии привести движение в движение в любое время, то есть люди всегда готовы участвовать, нам не нужно их принуждать, это дело добровольное». Они знают, что не существует «аппарата», отдающего приоритет интересам чиновников или профессиональных политиков. [47]
В то же время Дучке утверждал, что, хотя для правых могло быть иначе, «в организованном позднем капитализме» не может быть «никакой победы левых меньшинств». СДС осталась лишь небольшой группой. Он предположил, что в Западном Берлине у него может быть «90 очень активных людей и, возможно, 300, 400 активных людей», а в более широком движении — от четырех до пяти тысяч человек, готовых принять участие в его «мероприятиях по повышению осведомленности» и кампаниях. [47]
Революция как «шествие через институты»
[ редактировать ]«Революция», утверждал Дучке, «представляет собой длительный сложный процесс, в котором люди должны меняться», и такие изменения происходят только в результате « долгого марша через институты ». [48] Под этим он имел в виду не оттеснение нацистских пережитков и консервативных карьеристов в попытке провести реформы изнутри существующих структур, а вместо этого создание новых институтов взамен тех, которые неисправимы в их нынешнем состоянии. [49] [50]
К таким институтам относятся существующая парламентская система и ее партийно-политический аппарат. Такая система не отражает «истинные интересы нашего народа», которые Дучке описал Гаусу как «право на воссоединение, сохранение рабочих мест, сохранение государственных финансов, переустройство экономики». Проблема в том, что «существует полное разделение между представителями парламента и народом» и, следовательно, нет «критического диалога». Выборы проводятся каждые четыре года, и есть шанс утвердить существующие партии, но «все меньше и меньше» возможностей поддержать новые партии «и, следовательно, новые альтернативы существующему порядку». [47] Профсоюзы он также считал «абсолютно неподходящими для демократизации снизу». [51]
Место университетов в этой схеме оставалось неясным. С одной стороны, Дучке называл их «фабриками», предназначенными для производства фачидиотенов (людей, неспособных к критическому мышлению за пределами своей узко определенной области подготовки). [52] С другой стороны, он отвел им роль «зон безопасности» и «социальных баз», с которых можно было бы начать марш перемен. [17] В 1966 году на конференции делегатов СДС он призвал к «организации постоянного контруниверситета как основы для политизации университетов». [53] Следуя примеру аналогичных экспериментов в Калифорнийском университете в Беркли и парижской Сорбонне , в ноябре 1967 года он предпринял попытку продвижения «Критического университета» посредством серии семинаров в ФУ. [54]
АПО и поддержка Пражской весны
[ редактировать ]Дучке не разделял реформистской эйфории вокруг Вилли Брандта , бывшего участника антинацистского сопротивления и мэра Западного Берлина, который, будучи младшим партнёром правящих христианских демократов возглавил социал-демократов , впервые в федеральное правительство в декабре 1966 года. Дучке присоединился к призывам за внепарламентскую оппозицию (Außerparlamentarische Opposition , APO ). Эта свободная группа недовольных социал-демократов, воинствующих профсоюзных деятелей, студентов и писателей считала, что с образованием Большой коалиции Федеративная Республика отказалась от всякого подобия демократического противовеса корыстным интересам. «Мы должны сказать нет», заявил Дучке, парламенту, в котором «мы больше не представлены! Мы должны сказать нет большой коалиции... созданной для поддержания правления правительственной клики, бюрократической олигархии». [55]
В то же время Дучке был обеспокоен тем, чтобы студенческие протесты и АПО не были использованы советской и восточногерманской пропагандой. В марте 1968 года Дучки отправились в Чехословакию в знак солидарности с Пражской весной. В двух лекциях для Христианской мирной конференции (ХФК) (и с цитатами из «Тезисов Маркса о Фейербахе ») он призвал чешских студентов объединить социализм и гражданские права. [56]
Право на воссоединение Германии
[ редактировать ]Интервью в октябре 1967 года в Гауса SWR программе Zur Person дало Дучке такое освещение в средствах массовой информации, которое предназначено для ведущих государственных деятелей и интеллектуалов Федеративной Республики. [57] Однако при этом он высветил ту грань мышления Дучке, которая отличала его от многих его западногерманских товарищей по СДС и должна была беспокоить его. Первый вопрос Гауса Дучке заключался в том, почему он хотел разрушить социальный порядок республики. Дучке ответил первым классическим социалистическим наблюдением:
[В 1918 году] немецкие рабочие и солдатские советы боролись за восьмичасовой рабочий день . В 1967 году наши рабочие работали на жалкие четыре-пять часов меньше в неделю. И это при огромном развитии производительных сил, технических достижениях, которые действительно могли бы привести к очень и очень большому сокращению рабочего времени. Вместо этого, в интересах правящего порядка, сокращению рабочего времени противостоят, чтобы сохранить несознательность, вызванную [долгими] часами. [47]
Затем, в качестве иллюстрации вызванного системой отсутствия политической сознательности, Дучке привел в качестве примера не лживость массовой газеты Springer Press , убийство Онесорга, соучастие Германии в войне во Вьетнаме или любые другие современные проблемы, которые могли быть ожидалось от его выступлений в качестве представителя поколений, но вместо этого ожидалось отсутствие прогресса в воссоединении Германии.
Например: после Второй мировой войны правительства постоянно говорили о воссоединении. Но за двадцать с лишним лет вместо воссоединения у нас была череда правительств, которые мы можем назвать институциональными инструментами лжи, полуправды и искажений. Людям не говорят правду. Нет никакого диалога с массами, никакого критического диалога, который мог бы объяснить, что происходит в этом обществе: почему экономическое чудо [ Wirtschaftswunder ] внезапно подошло к концу; почему не было достигнуто никакого прогресса в вопросе воссоединения? [47]
Дуцке считал, что даже после Гитлера немцы имели право сами решать, жить ли им снова в едином государстве. По иронии судьбы, ни один видный западногерманский политик не стоял ближе к Дучке в этом вопросе, чем его заклятый враг Аксель Шпрингер. [58] [59] Это то, что он назвал «центральным политическим событием в моей жизни». [60] в 1958 году Спрингер отправился в Москву, чтобы лично отстаивать «австрийское решение»: национальное единство в обмен на постоянный нейтралитет. [61] Разница заключалась в том, что для Дучке нейтралитет Германии был условием не только национального единства, но и социальных преобразований.
Мы критикуем ГДР, и у нас есть задача свергнуть капиталистическое правление в Федеративной Республике, чтобы сделать возможной целую Германию, которая не идентична ГДР, которая на самом деле не имеет ничего общего с сегодняшней Федеративной Республикой, а является целой Германией. где производители, студенты, рабочие и домохозяйки, разные слои населения, действительно могут представлять свои интересы. [62]
Дучке признался, что недоумевает, почему немецкие левые не «мыслят национально»; социалистическая оппозиция в ГДР и Федеративной Республике должна работать вместе, признавая, что «ГДР не является лучшей Германией. Но она является частью Германии». [63] «Социалистическое воссоединение Германии» подорвет «идиотизм антагонизма Востока и Запада» и гегемонию сверхдержав в Центральной Европе. [64]
В июне 1967 года Дучке предложил Западному Берлину, тогда еще находившемуся под суверенитетом союзников, объявить себя советской республикой. «Западный Берлин, поддерживаемый прямой советской демократией», может «стать стратегическим приводным ремнем для будущего воссоединения Германии», вызвав своим примером интеллектуальный, а в конечном итоге и политический переворот в обоих немецких государствах. [65]
Покушение на убийство и его последствия
[ редактировать ]Стрельба и реакция протеста
[ редактировать ]По возвращении из Праги Дучке хотел пожить со своей женой один-два года в США и изучать освободительные движения Латинской Америки. Основная причина, которую он назвал, заключалась в том, что он в принципе возражал против той роли, которую СМИ отводили ему как лидера АПО. АПО не должна требовать лидера и должна проявлять инициативу без его присутствия. Он подготовил этот шаг и тем временем принял приглашение на демонстрацию 1 мая в Париже, когда 11 апреля 1968 года его застрелили. [66]
Йозеф Бахманн , нападавший на него, строительный рабочий и мелкий преступник, еще ребенком покинул Восточную Германию. В 1961 году, в возрасте 17 лет, он вступил в контакт с неонацистской ячейкой в Пайне, с которой имел дело с оружием. [67] Бахман показал, что непосредственным вдохновением для его нападения стало убийство Мартина Лютера Кинга-младшего, произошедшее за неделю до этого. [68] Он ждал Дучке возле офиса СДС на Курфюрстендамме . Когда студенческий лидер вышел из офиса, чтобы забрать рецепт для своего новорожденного сына Осии Че, Бахманн подошел к нему, крича: «Ты грязная коммунистическая свинья», и произвел три выстрела, поразив его дважды в голову и один раз в плечо. Бахманн скрылся в соседнем подвале, где после перестрелки с полицией был арестован. [69]
Спрингера в очередной раз обвинили в соучастии (« Bild schoss mit! »). Демонстранты пытались штурмовать дом Шпрингера в Берлине и подожгли Bild фургоны . Типография в Гамбурге была осаждена, чтобы не допустить выхода газеты из печатных машин, а в Мюнхене демонстрант и полицейский были убиты после того, как студенты обыскали Bild редакцию . Было арестовано более тысячи человек. [32]
Федеральный канцлер Курт Кизингер прервал свои пасхальные каникулы, заявив по возвращении в Бонн , что идет запланированная политическая акция, носящая «революционный характер». Он призвал всех, кто чувствует ответственность за поддержание демократии, проявить бдительность и спокойствие. [70]
Заимствуя лозунг американской СДС «От протеста к сопротивлению», Ульрика Майнхоф в конкретном контексте предположила, что эти события ознаменовали новый этап в борьбе за социализм, и, как известно, произнесла: [71]
Протест – это когда я говорю, что мне не нравится то и это. Сопротивление — это когда я добиваюсь того, чтобы вещи, которые мне не нравятся, больше не происходили. Протест – это когда я говорю, что больше не буду с этим соглашаться. Сопротивление — это когда я убеждаюсь, что никто больше не соглашается с этим. [72]
Англия, Ирландия, Дания
[ редактировать ]Дучке выжил, но в результате нападения у него развилась афазия , повреждение головного мозга, потеря памяти, эпилептические припадки и ряд других проблем со здоровьем. [25] [73] У Дучке начался период выздоровления в Италии, в гостях у композитора Ганса-Вернера Хенце . Как только пресса обнаружила их присутствие и после того, как Канада, Нидерланды и Бельгия отказали им во въезде, они уехали в Англию. Клэр Холл из Кембриджского университета предложила Дучке возможность завершить докторскую диссертацию (анализ раннего Коминтерна и различий между азиатским и европейским путями к социализму). На десять дней в мае 1969 года он вернулся в Федеративную Республику, чтобы обсудить будущее АПО, в частности, с Ульрикой Майнхоф. Похоже, он приветствовал тот факт, что многие левые группы хотели идти своим путем, и, хотя бы на основании его здоровья, исключил для себя дальнейшую стратегическую роль. Однако в Англии лейбористское правительство отказало ему в студенческой визе. Нил Ашерсон нашел убежище в Ирландии. [25]
В период с января по март 1969 года Дучки гостили за пределами Дублина у Конора Круза О'Брайена отличился , который после службы в ООН во время кризиса в Конго своей критикой политики США как во Вьетнаме, так и дома в отношении репрессий против Черные Пантеры . Во время их пребывания Руди и Гретхен Дучке посетил их адвокат Хорст Малер , который безуспешно пытался убедить их поддержать его подпольную деятельность в группе, которая должна была стать Фракцией Красной Армии («Банда Баадер Майнхоф») . [25]
Поскольку студенческое движение дома раскололось и радикализировалось, Дучки подумывали остаться в Ирландии, но вернулись в Великобританию в середине марта 1969 года. [25] предлагая в качестве условия, чтобы Руди избегал участия в политической деятельности. [74] В начале 1971 года Министерство внутренних дел Великобритании считало, что он нарушил это обязательство, постановив, что его встречи с гостями из Германии, Израиля, Иордании, Чили и США «намного превосходили обычную общественную деятельность». [75] В ходе дебатов в Палате общин по вопросу его исключения, против которого протестовали ныне находящиеся в оппозиции лейбористы , Дучке был описан, руководя консервативной скамьей, как «ученик профессора Маркузе, который является покровителем городских партизан и стремится уничтожить общество, которым мы дорожим». [76] предложил Орхусский университет ему должность преподавателя социологии, и Дучке переехали в Данию. [77] [78]
Повторное участие в 1970-х годах
[ редактировать ]Солидарность с диссидентами Восточного блока
[ редактировать ]Дучке снова посетил Федеративную Республику в мае 1972 года. Он искал переговоров с профсоюзными деятелями и социал-демократами, включая бывшего президента Густава Хайнемана , чье видение неприсоединившейся, демилитаризованной Германии в целом он разделял. [79] В июле 1972 года он несколько раз посетил Восточный Берлин, встретившись с Вольфом Бирманном , с которым остался друзьями. Позже он вступил в контакт с Робертом Хавеманном и Рудольфом Бахро , а также с диссидентами Восточного блока, такими как Милан Горачек и Адам Михник , среди других. [80] [81] [82]
В 1973 году он наконец получил докторскую степень в Свободном университете Берлина. В Свободном университете он участвовал в исследовательском проекте Немецкого исследовательского фонда, сравнивавшем режимы рынка труда Федеративной Республики, ГДР и СССР. [83]
Дучке все чаще ассоциировался с заботой о гражданских и политических правах. Возобновив контакты с диссидентами Восточного блока в Западной Германии и за рубежом (в Норвегии и Италии), он критически рассмотрел ситуацию с правами в государствах Варшавского договора , а также в Федеративной Республике, где он поднял вопрос о запретах ( Berufsverbot ) на профессиональная занятость тех, кого считают радикальными (антиконституционными) левыми. После того как Рудольф Бахро был приговорен к восьми годам тюремного заключения в ГДР, Дучке организовал и возглавил Конгресс солидарности Бахро в Западном Берлине в ноябре 1978 года. [84]
В октябре 1979 года, почувствовав, что федеральному канцлеру Гельмуту Шмидту не терпится допрос на пресс-конференции с председателем Коммунистической партии Китая Хуа Гофэном , Дучке, представляющий левую ежедневную газету «Таз» , напомнил канцлеру, что он находится в присутствии представителей свободной прессы. , а не иерархический Бундесвер или тоталитарные режимы Пекина, Москвы или Восточного Берлина. Нарушив приличия, он не смог затем задать намеченный вопрос: почему канцлеру не удалось поднять перед гостем проблему прав человека в Китае? [85]
О политическом насилии
[ редактировать ]Пока Дучке совершал поездку по Западной Германии в 1972 году, Фракция Красной Армии начала свое «Майское наступление» - серию взрывов, направленных на полицию и судебные органы, присутствие армии США и прессу Springer, в результате которых в общей сложности погибли 4 человека и был ранен 41. [86] В ноябре 1974 года Хольгер Майнс , один из трех членов Королевских ВВС, задержанных и осужденных в результате этих нападений, умер во время голодовки. Дучке произвел политический фурор, когда на могиле заявил: «Хольгер, борьба продолжается!» [87]
Прямые действия и провокации, которые Дучке защищал как средство «разоблачения авторитарных структур» капиталистического общества, [52] в принципе не исключает вооруженного насилия. В июле 1967 года в дискуссиях после лекции Маркузе на тему «Конец утопии» Дучке отверг «принципиальный пацифизм» как контрреволюционный. Настаивая на необходимости мыслить в терминах глобальной системы, он выступал за «полное отождествление с необходимостью революционного терроризма и революционной борьбы в третьем мире» и признание того, что эта солидарность необходима для «развития форм сопротивления в нашем мире». страна". [21] На конференции делегатов СДС во Франкфурте в сентябре 1967 года Дучке предложил создать городские «партизанские диверсии и отказники » ( Sabotage und Verweigerungsguerilla ). [88]
Хотя Дучке заверил Гауса, что «мы сражаемся так, чтобы никогда не приходилось тянуться к оружию», [47] Гретхен Дучке признает, что они рассматривали возможность принятия прямых насильственных действий. В начале 1968 года молодые родители провезли взрывчатку (предоставленную миланским издателем Джанджакомо Фельтринелли ). [88] через Берлин в коляске под новорожденным сыном. Чтобы выразить свою солидарность с вьетнамцами, Дучке и его друзья рассматривали возможность использования взрывчатки для нападения на корабли, перевозящие военную технику, железнодорожные пути или воздушные линии связи. Но, осознавая риск травмирования людей, они одумались и незаметно сбросили динамит в море. [89] [48] [90]
Поскольку Королевские ВВС, не выказавшие подобных угрызений совести, продолжали свои атаки, Дучке утверждали, что они «уничтожат достижения, за которые боролось движение 1968 года». [87] Дучке стремился дистанцироваться от деятельности Королевских ВВС, отмечая, что когда он рассматривал насилие, оно было направлено против вещей, а не против людей. В интервью, незадолго до того, как его застрелили, Дучке признал только «один террор - это террор против бесчеловечных механизмов. Взорвать печатное оборудование Спрингера, не уничтожая людей, мне кажется, это освободительный акт». [21]
В декабре 1978 года, размышляя о беспорядках предыдущего десятилетия, Дучке был более решительным:
Индивидуальный террор антимассовый и антигуманистический. Каждая маленькая гражданская инициатива, каждая политическая и общественная молодежь, женщины, безработные, пенсионеры и движения классовой борьбы во сто крат ценнее и качественно ины, чем самая зрелищная акция индивидуального террора. [91]
«Социалистическая отечество»
[ редактировать ]В 1970-е годы Дучке боролся с обвинениями интеллектуальной ассоциации в виновности не только левого терроризма, но и правого национализма. Он, казалось, всё чаще возвращался к теме воссоединения Германии.
В ноябре 1974 года в бывшем журнале Майнхоф «Бетон » под заголовком «Pro Patria Sozi?» [92] Дучке предположил, что «борьба за национальную независимость ... становится элементарным пунктом социалистической борьбы». В документе, подготовленном к совещанию по созданию организационной основы «Новых левых» в Ганновере в 1975 году, Дучке писал: «В контексте немецкой программы социалистического перехода социальный вопрос не может быть отделен от национального вопроса – и это Диалектика не остановилась на Эльбе». По его мнению, пришло время признать, что попытка «великих держав» умиротворить Центральную Европу путем разделения Германии провалилась. Вместо этого это вело к «постоянно возрастающей милитаризации». [65]
Осенью 1976 года в интервью штутгартской школьной газете Дучке предположил, что в других странах левые имеют явное преимущество: они могут ссылаться на «национальную идентичность» не буржуазии, а «народа и класса в отношению к общественному движению». Если вопрос о социализме должен был быть поставлен в Германии, было важно преодолеть «особую потерю идентичности» страны (« Identitätsverlust ») после Второй мировой войны, чтобы мы тоже могли «смотреть вовне... обеими ногами на ногах». наша земля». [65] «Классовая борьба, — настаивал он, — интернациональна, но ее форма национальна». [93]
Западногерманские левые очень мало понимали такое «национальное мышление». [64] Арно Кленне, борец за мир и первый руководящий дух АПО, [94] ответил на «тезисы Дучке по национальному вопросу» статьей, озаглавленной: «Будьте осторожны, национал-социалисты!». [95] [94]
Зеленый
[ редактировать ]С 1976 года Дучке был членом «Социалистического бюро», созданного после окончательного роспуска СДС. Он был сторонником нового «экосоциалистического» созвездия, которое охватило бы активисток антиядерного, антивоенного, феминистского и экологического движения, но, в отличие от АПО шестидесятых годов, обязательно исключило бы ленинистов (коммунистов, « К-группы ») и другие, не сочувствующие духу и практике гражданских инициатив ( Bürgerinitiativen ) и низовой демократии. Дучке зарекомендовал себя среди нового поколения активистов, участвуя в попытке оккупации строительной площадки атомной электростанции , расположенной недалеко от границы с Данией, в Брокдорфе, Шлезвиг-Гольштейн. [96] [97]
С 1978 года он вместе с другими агитировал за зеленый альтернативный список, который должен принять участие в предстоящих европейских выборах. В июне 1979 года Йозеф Бойс убедил его принять участие в совместной предвыборной кампании. Его появление в Бремене, всего за три дня до голосования на выборах в город-государство, было приписано тому, что «Зеленый список» превысил пятипроцентный парламентский порог. [98]
Бременские зеленые, первый альянс зеленой альтернативы и первая новая левая политическая сила, которая будет представлена в немецком парламенте, избрали Дучке делегатом на учредительный съезд федеральной партии зеленых, запланированный на середину января 1980 года. [99] [100] Зеленые тогда обещали создать «антипартийную партию»; партия, которая, верная своему происхождению из экологических, феминистских и антивоенных/антиядерных протестов, останется низовым демократическим ( basisdemokratische ) движением. [101]
В своем последнем крупном выступлении на предсъезде зеленых в Оффенбахе-на-Майне Дучке снова поднял «германский вопрос». Он защищал право наций на самоопределение и, следовательно, право на сопротивление военным блокам на Западе и Востоке. Больше никто не поднимал этот вопрос, потому что он противоречил позиции большинства о строгом ненасилии и пацифизме. [102]
Смерть и дань уважения
[ редактировать ]Дучке продолжал бороться с проблемами со здоровьем из-за травм головного мозга, полученных в результате покушения на него. 24 декабря 1979 года у него случился эпилептический припадок в ванне, он утонул и умер в возрасте 39 лет. [103] [104] У Дучке остались его американская жена Гретхен Дучке-Клотц , на которой он женился в 1966 году, а также двое их детей Осия Че Дучке (названный в честь ветхозаветных малых пророков Осии и Че Гевары ) и сестра Полли Николь Дучке, оба родившиеся в 1968 году. У них родился третий ребенок, Руди-Марек Дучке (названный в честь болгарского коммуниста), родившийся в 1980 году после смерти отца. [105] [8]
что было названо символическим завершением их «надежд 1960-х годов на социальные перемены». Тысячи людей посетили панихиду Дучке в приходской церкви Святой Анны (St. Annen Dorfkirche) в Далеме, Берлин , Службу провел преподобный Гельмут Гольвитцер , протестантский богослов, известный как член во времена нацистов диссидентского движения Исповедующей церкви . Гольвитцер похвалил Дучке как человека, который «страстно, но не фанатично боролся за более гуманный мир» и искал «единства социализма и христианства». В заявлении партии правящие социал-демократы Западного Берлина описали раннюю смерть Дучке как «ужасную цену, которую ему пришлось заплатить за свои попытки изменить общество, политики и средства массовой информации которого продемонстрировали отсутствие понимания, зрелости и терпимости». [106]
В 2018 году выяснилось, что Рудольф Аугштейн , издатель Der Spiegel , предоставил Дучке финансовую поддержку, чтобы он мог продолжить работу над диссертацией. С 1970 по 1973 год он платил 1000 немецких марок в год. В то же время они начали обмен письмами, в которых также обсуждались студенческие восстания. [107]
Мемориалы
[ редактировать ]мемориальный камень ( Gedenktafel На тротуаре перед улицей Курфюрстендамм 141 в Берлине установлен ), обозначающий место, где в 1969 году был застрелен Дучке. На нем написано (в переводе с немецкого): «Нападение на Руди Дучке, 11 апреля 1968 года». В результате позднего осложнения полученного ранения Дучке умер в 1979 году. Студенческое движение потеряло одну из самых выдающихся личностей». [108]
В Берлине- Кройцберге есть улица Руди-Дучке-штрассе. Как продолжение Ораниенштрассе, улица ведет от Линденштрассе/Аксель-Шпрингер-штрассе до Фридрихштрассе, где сливается с Кохштрассе. Руди-Дучке-штрассе была создана после многих лет политических и юридических споров путем переименования восточной части Кохштрассе. Переименование, предложенное национальной ежедневной газетой Die Tageszeitung (taz) , завершилось 30 апреля 2008 года открытием уличного знака на углу Руди-Дучке-/Аксель-Шпрингер-штрассе перед улицей Аксель Шпрингер. высотное. [109] Признавая наличие разногласий, Die Tageszeitung опубликовала возражения бывшего от ХДС парламентария Герда Ланггута , автора книги «Миф '68 – жестокая философия Руди Дучке» (2001). [110] «Только тот, кто может доказать, что Дучке был безупречным демократом, - утверждал Ланггут, - должен выступать за переименование традиционной берлинской улицы в честь исторически весьма противоречивой фигуры». [111]
Наследие
[ редактировать ]В своих мемуарах 2018 года, 1968: Чем мы можем гордиться («Чем мы можем гордиться»), [112] Гретхен Дучке-Клотц утверждает, что ее муж способствовал антиавторитарной революции в Федеративной Республике Германии и что это помогло защитить республику от правого экстремизма и националистического популизма, заразивших многих ее соседей. Она считает, что Германия «до сих пор довольно хорошо противостояла крайне правым, и это связано с процессом демократизации и культурной революцией, которую осуществили 68-е (среди них Руди Дучке). Это все еще имеет эффект». [25]
Другие придерживались иной точки зрения. Баварский информационный центр по борьбе с экстремизмом ( BIGE ) отмечает, что некоторые высказывания Дучке по германскому вопросу цитировались правыми экстремистами. В 40-ю годовщину его смерти неонацистская группировка «Третий путь» (III. Weg ) заявила, что, если бы он был жив, Дучке был бы одним из них (« Rudi Dutschke wäre heute einer von uns! »). [113] В качестве доказательства этого тезиса приводятся ссылки на биографии некоторых из его бывших товарищей: Хорста Малера , чье ходатайство от имени зарождающихся Королевских ВВС голландцы отвергли в Дублине, [25] состоял в правой партии Studentenverbindung. до того, как присоединиться к Дучке в СДС, [114] и, отсидев десять лет в тюрьме за свою деятельность в ВВС, дважды был заключен в тюрьму за отрицание Холокоста. [115] Возможно, более значительным является случай Бернда Рабеля, который в биографии своего бывшего товарища [116] пытался оправдать свой поворот к правому экстремизму, характеризуя позицию Дучке как «национально-революционную». [117]
Йоханнес Аньоли , выступавший вместе с Дучке на Вьетнамском конгрессе, в своих частых дебатах отрицает любые подобные «национально-революционные отклонения». [118] Считая его оппонентом в СДС, Дучке не работал с Рабелем в политическом плане с 1966 года и впоследствии назвал его циничным оппортунистом. [119] Гретхен Дучке-Клотц настаивает на том, что:
Руди хотел отменить подчинение как черту немецкой идентичности. [...] Он был не «национальным революционером», а социалистом-интернационалистом, который, в отличие от других, понимал, что игнорировать национальный вопрос было политически неправильно. [...] Он искал что-то совершенно новое, не повторяющее авторитарное, национал-шовинистическое немецкое прошлое. [120]
Те, кто, как Ральф Дарендорф , удовлетворен тем, что Дучке был «порядочным, честным и заслуживающим доверия человеком», тем не менее, могут пренебрежительно относиться к его вкладу. Анализируя теории Дучке и исследования в области социальных наук, Дарендорф нашел его «запутанным» и не имеющим прочного наследия: «Я не знаю никого, кто сказал бы: это была идея Дучке, мы должны реализовать ее сейчас». [121]
Работает
[ редактировать ]- Дучке, Руди (1980), Мой долгий марш: речи, сочинения и дневники за двадцать лет (на немецком языке), Гамбург, Германия: Роволт .
- Дучке, Руди (2003), Дучке, Гретхен (ред.), Каждый должен прожить свою жизнь полной жизнью (дневники) (на немецком языке), Кельн, Германия: Kiepenheuer & Witsch, ISBN 3-462-03224-0 (1963–1979).
- Дучке, Руди (лето 1982 г.), «Нелегко ходить прямо», Телос , 1982 (52), Нью-Йорк: Telos Press : 171–177, doi : 10.3817/0682052171 , S2CID 147179235 .
Библиография
[ редактировать ]- Баер, Вилли, Карл-Хайнц Деллво (2012), Руди Дучке – Прямохождение. 1968 год и либертарианский коммунизм, Лайка, Гамбург, ISBN 978-3-942281-81-2 .
- Шосси, Ульрих (2018). Руди Дучке. Биография . Электронная книга Дремер. ISBN 978-3-426-45141-0 .
- Дучке, Гретхен (1996), У нас была варварская, красивая жизнь (биография) (на немецком языке), Кельн, Германия: Kiepenheuer & Witsch, ISBN 3-462-02573-2 .
- Дучке, Гретхен (2018). 1968: Чем мы можем гордиться . Гамбург: Учебник Фонда культуры, ISBN 978-3-96196-006-4 .
- Дучке, Руди-Марек (2001): Следы моего отца. Кипенхойер и Витч, Кельн, ISBN 3-462-03038-8 .
- Дитфурт, Ютта (2008): Руди и Ульрике: История дружбы. Дремер Кнаур, Мюнхен, ISBN 3-426-27456-6 .
- Фихтер, Тилман, Зигвард Леннендонкер (2011), Германия Дучке. Социалистическое объединение немецких студентов, национальный вопрос и критика ГДР слева. Обычный текст, еда, ISBN 978-3-8375-0481-1 .
- Карл, Микаэла (2003), Руди Дучке – революционер без революции. Новая критика, Франкфурт-на-Майне, ISBN 3-8015-0364-X .
- Прин, Карстен (2015), Голландизм - политическая теория Руди Дучке , Усия Лесекрейс Верлаг, Зеедорф, ISBN 978-3-944570-58-7 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мирмейстер, Юрген (1986). Руди Дучке: с личными свидетельствами и фотодокументами (на немецком языке). Ровольт. ISBN 978-3-499-50349-8 .
- ^ Jump up to: а б с «Гюнтер Гаус в разговоре с Руди Дучке» . www.rbb-online.de (на немецком языке). 3 декабря 1967 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Франк, Хельмут (16–20 апреля 2003 г.), «Я любил этого наивного христианина», Sonntagsblatt (на немецком языке), Бавария, Германия, заархивировано из оригинала 18 июля 2011 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ «Как возникло мировоззрение Дучке» . www.rbb-online.de (на немецком языке) . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Миф Руди Дучке: предотвращенный городской партизан» . Зеркало онлайн . 7 апреля 2008 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ МИР (28 мая 2009 г.). «Студенческое движение: Дучке писал о своем страхе перед Штази» . МИР . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Ульрих Шосси (2018), Руди Дучке: Биография. Дремер, Мюнхен, ISBN 978-3-426-27752-2 , 38
- ^ Jump up to: а б Шосси, Ульрих (26 февраля 2018 г.). Руди Дучке. Биография (на немецком языке). Электронная книга Дремер. ISBN 978-3-426-45141-0 .
- ^ Ульрих Шосси (1999), Три жизни Руди Дучке. Биография. Пендо, Цюрих, ISBN 3-85842-532-X ., стр. 33–35.
- ^ Мерритт, Ричард Л. (1969). «Студенческое протестное движение в Западном Берлине» . Сравнительная политика . 1 (4): 516–533. дои : 10.2307/421493 . ISSN 0010-4159 . JSTOR 421493 .
- ^ «Клаус Мешкат» , Arc.Ask3.Ru (на немецком языке), 3 сентября 2021 г. , дата обращения 14 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дучке-Клотц, Гретхен (1996). Руди Дучке . Кельн: Кипенхойер и Витч. стр. 38-, 53-, 172, 227, 459 . ISBN 978-3-462-02573-6 .
- ^ «Атака на Руди Дучке: революционер, сформировавший поколение» . Шпигель онлайн . 11 апреля 2008 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Спалинг, Майкл; Бойл, Майкл Шейн (30 сентября 2014 г.). «Ганс-Юрген Краль: от критической к революционной теории» . Журнал «Точка зрения» . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Климке, Мартин; Шарлот, Иоахим (2009). «Утопия на практике: открытие перформативности в протесте шестидесятых, искусстве и науке» (PDF) . Историяин . 9 : 4–6.
- ^ Норберт Фрей (2008): 1968. Молодежный бунт и глобальный протест. dtv, Мюнхен, стр.102.
- ^ Jump up to: а б с д «Руди Дучке и немецкое студенческое движение в 1968 году» . Социалистический рабочий (Великобритания) . 29 апреля 2008 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Цюндорф, Ирмгард. «Биография LeMO: Руди Дучке» . www.hdg.de (на немецком языке). Живой музей онлайн, Фонд Дома истории Федеративной Республики Германия . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «40 лет со дня смерти Руди Дучке – «Самое строгое расставание с 1945 года» » . Цицерон Онлайн (на немецком языке) . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Мерритт (1969), с. 521
- ^ Jump up to: а б с Краушаар, Вольфганг (20 августа 2007 г.). «Руди Дучке и вооруженная борьба | bpb» . bpb.de (на немецком языке) . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Хилвиг, Стюарт (2011). Климке, Мартин (ред.). «СДС, Трансатлантический альянс, Красные и Черные пантеры» . Дипломатическая история . 35 (5): 933–936. дои : 10.1111/j.1467-7709.2011.01002.x . ISSN 0145-2096 . JSTOR 44254548 .
- ^ Ульрих Шосси (2018), Руди Дучке , Мюнхен, Дремер, ISBN 978-3-426-27752-2 , стр. 107–126.
- ^ Ульрих Шосси: Руди Дучке , Мюнхен, 2018, стр. 126–136 и 143–148.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Берлин, Дерек Скалли Ин (26 мая 2018 г.). «Скрываясь в Хоуте: Когда в Ирландию пришла революция 1968 года» . Ирландские Таймс . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Чаусси (2018), стр. 175–180.
- ^ Jump up to: а б с Шосси (2018), стр. 181–213.
- ^ Биргит Шульц, Мартин Блок (2010), Юристы: Штребеле, Малер, Шили: история Германии. факелоносец, ISBN 3-7716-4456-9 , с. 88
- ↑ Беттина Рёль, «Моя мать-террористка», Deutsche Welle (14 марта 2006 г.)
- ^ «Студенческими погромами 2 июня 1967 года фашизм в Западном Берлине уже сбросил свою маску». Себастьян Хаффнер, Конкрет , июль 1967 г.
- ^ Зорнеман, Том (2010). «Масштаб немецких революционных левых групп 1960/70-х годов как реакция на нацистское прошлое» . GRIN, Wissenschaftlicher Aufsatz . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Седлмайер, Александр (2014). Потребление и насилие: радикальный протест в Западной Германии времен холодной войны . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. стр. 168–204. JSTOR j.ctv3znzm0.8 . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ «О смерти студента Бенно Онесорга» в книге « Отечество, родной язык: немецкие писатели и их государство с 1945 года по сегодняшний день» , ред. Клаус Вагенбах, Винфрид Стефан и Михаэль Крюгер. Клаус Вагенбах Берлин, 1980 г. ISBN 3-8031-0100-X . п. 247
- ^ "- Пресс-центр Цезаря газетой "Bild" . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ «Студенты угрожают: мы отвечаем», «Здесь заканчиваются веселье, компромисс и демократическая толерантность. Мы имеем что-то против методов СА». Кай Херрманн: Полицейская битва в Берлине . В: Die Zeit , № 23/1967.
- ^ Хэншью, Каррин (2012). « Сочувствие дьяволу?» Западногерманские левые и вызов терроризма» . Современная европейская история . 21 (4): (511–532) 514. doi : 10.1017/S0960777312000355 . ISSN 0960-7773 . S2CID 159559465 .
- ^ «Гастон Сальваторе и Руди Дучке Знакомство с ЧЕ ГЕВАРОЙ» . www.infopartisan.net . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ » Рабель, Бернд (2000), Взгляд врага, СДС в перекрестии «холодной войны . Философский салон, Берлин, стр.57. ISBN 978-3-9807231-0-7
- ^ Jump up to: а б с Стутье, Виллем (2018). «Недалеко от «сознательного прыжка»: Эрнест Мандель в 1968 году» . Versobooks.com . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Александр, Роберт Джексон (1991). Международный троцкизм, 1929-1985: документированный анализ движения . Издательство Университета Дьюка. п. 30. ISBN 978-0-8223-0975-8 .
- ^ «Итоговая декларация Международной вьетнамской конференции (Борьба вьетнамского народа и глобальная стратегия империализма - Международный Вьетнамский конгресс-Западный Берлин, SDS Западный Берлин и Международный институт новостей и исследований (INFI), редактор: Сибилла Плогштедт, Западный Берлин 1968)» . www.infopartisan.net . 1968 год . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Шустер, Жак (1997) : Генрих Альбертц. Человек, проживший несколько жизней. Биография. Фестиваль, Берлин с. 253.
- ^ Терхувен, Петра (2014): Немецкая осень в Европе. Левый терроризм 1970-х годов как транснациональное явление . Ольденбург, Мюнхен, ISBN 978-3-486-85558-6 , с. 113.
- ^ Шабеков, Филипп (28 апреля 1968 г.). «Последователи Красного Руди расшатывают Германию» . Нью-Йорк Таймс . п. 108.
- ^ Гольц, Анна фон дер (14 мая 2021 г.). Другие 68-е: студенческий протест и христианская демократия в Западной Германии . Издательство Оксфордского университета. п. 68. ИСБН 978-0-19-258935-4 .
- ^ Тилман Фихтер , Зигвард Лённендонкер : Kleine Geschichte des SDS . Ротбух-Верлаг 1977, ISBN 3-88022-174-X , С. 92, 102, 178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Гюнтер Гаус в разговоре с Руди Дучке. Трансляция от 3 декабря 1967 года» . www.rbb-online.de (на немецком языке). 3 декабря 1967 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Спренгаль, Бернхард (2019). «Руди Дучке сделал бы карьеру в этой партии, – говорит его сын» . watson.de (на немецком языке) . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Хаффманн, Ричард (март 2004 г.), «Пределы насилия», Сатья , Баадер Майнхоф, заархивировано из оригинала 11 ноября 2008 г.
- ^ Дэвис, Белинда ; Маусбах, Вильфрид; Климке, Мартин (ред.), Изменение мира, изменение себя: политический протест и коллективная идентичность в Западной Германии и США в 1960-х и 1970-х годах .
- ^ Дучке, Руди; Дучке, Гретхен (2015). Дневники: 1963–1979 (на немецком языке). Электронная книга Кипенхойер и Витш. п. 48. ИСБН 978-3-462-30950-8 .
- ^ Jump up to: а б «СТУДЕНТЫ/ДУЧКЕ: Длинный поход» . Зеркало . Том 51. 11 декабря 1967 г. Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Шосси (2018), стр. 180–189.
- ^ Герхард Баус (1977), Студенческое движение шестидесятых в Федеративной Республике и Западном Берлине: Справочник. Кёльн, Пол Ругенштейн, стр. 253–265.
- ^ Стонтон, Денис (14 апреля 1998 г.). «Три выстрела, вызвавшие революцию» . Ирландские Таймс . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Гретхен Дучке (2018), стр. 118–121.
- ^ Хинтермайер, Ханнес. «Интервью как ремесло: честь Гаусу!» . ФАЗ.НЕТ (на немецком языке). ISSN 0174-4909 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Тильман Фихтер и Зигвард Лённендонкер (2011), Германия Дучке. Социалистическое объединение немецких студентов, национальный вопрос и критика ГДР слева, Klartext Verlag, ISBN 978-3-8375-0481-1
- ^ Буткерайт, Хельге (2011). «Позиция Дучке о политике Германии» . Deutschlandfunk (на немецком языке) . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Мюллер, Ганс Дитер (1969). Власть прессы: исследование Акселя Спрингера . Лондон: Macdonald & Co., стр. 143–148. ISBN 978-0-356-02689-3 .
- ^ Гошко, Джон (22 апреля 1973 г.). «Аксель Шпрингер: Люсе Германии» (PDF) . Вашингтон Пост . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ цитируется в Butterkereit (2011).
- ^ « Руди Дучке был бы сегодня одним из нас!»: «Третий путь» провоцирует рекламной кампанией» . www.bige.bayern.de . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Прин, Карстен (2019). «40 лет со дня смерти Руди Дучке – «Самое строгое расставание с 1945 года» » . Цицерон Онлайн (на немецком языке) . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Шиммер, Арне (2003). «Письма в редакцию: literaturkritik.de» . literaturkritik.de (на немецком языке) . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Ютта Дитфурт (2018), Руди Дучке и Ульрике Майнхоф. Гамбург,В частности, литературное издательство, ISBN 978-3-930786-83-1 , с. 23 н.
- ^ Келлерхофф, Свен Феликс (6 декабря 2009 г.). «Неонацистская связь: темный поступок стрелка Дучке» . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Ден, Питер (21 ноября 2012 г.). «Бахман под судом» . Время (на немецком языке). ISSN 0044-2070 . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Ауст, Стефан (2009). Баадер-Майнхоф: внутренняя история издательства RAF Oxford University Press. ISBN 978-0-19-537275-5 .
- ^ Кроссленд, Норман (13 апреля 1968 г.). «Беспорядки после расстрела в Берлине» . Хранитель . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Хэншью (2012), с. 517
- ^ «Ульрике Майнхоф призывает к переходу от протеста к сопротивлению (май 1968 г.)» . Germanhistorydocs.ghi-dc.org . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Керхер, Катарина (1 ноября 2021 г.). «Удовольствие и боль быть инвалидом: изгнание Руди Дучке в Великобритании (1968-1971) и эйблизм западногерманского студенческого движения» . Новая немецкая критика . 48 (3): 199–218. дои : 10.1215/0094033X-9305540 . ISSN 1558-1462 . S2CID 244302173 .
- ^ Каллаган, Джеймс. «Руди Дучке (Хансард, 19 января 1971 г.)» . api.parliament.uk . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Льюис, Энтони (9 января 1971 г.). «Британская комиссия считает высылку Руди Дучке угрозой безопасности» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Сореф, Гарольд. «Руди Дучке (Хансард, 19 января 1971 г.)» . api.parliament.uk . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Холтер, Ганс (19 августа 1996 г.). «Сердце восстания» . Зеркало . Том 34 . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Руди Дучке (1940–1979)» . www.au.dk (на датском языке). 15 февраля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Гретхен Дучке: Руди Дучке. Кельн, 1996, с. 278 ф.
- ^ Майер, Маргит; Эли, Джон (1998). Немецкие зеленые: парадокс между движением и партией . Издательство Университета Темпл. п. 35. ISBN 978-1-56639-516-8 .
- ^ Энгельман, Роджер; Ковальчук, Илько-Саша (2005). Народное восстание против государства СЕПГ: инвентаризация 17 июня 1953 года . Ванденхук и Рупрехт. п. 364. ИСБН 978-3-525-35004-1 .
- ^ Корнилс, Инго (2016). Написание революции: строительство «1968 года» в Германии . Бойделл и Брюэр. п. 26. ISBN 978-1-57113-954-2 .
- ^ Германия, Фонд Немецкого исторического музея, Фонд Дома истории Федеративной Республики. «Только что видел на LeMO: Биография LeMO: Руди Дучке» . www.hdg.de (на немецком языке) . Проверено 16 декабря 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дучке-Клотц (1996), стр. 435–439.
- ^ Дитфурт (2018), с. 125
- ^ «Фракция Красной Армии: хронология террора» . ДВ . Немецкая волна . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Руди Дучке и борьба студенческого движения 1968 года | DW | 5 декабря 2012 г.» . Немецкая волна . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Книгге, Йобст (2020). Фельтринелли – Его путь к терроризму (PDF) . Берлин: Университет Гумбольдта (открытый доступ). стр. 50–51.
- ^ Гретхен Дучке (1996), с. 179
- ^ «Недалеко от «сознательного прыжка»: Эрнест Мандель в 1968 году» . Versobooks.com . Проверено 14 декабря 2021 г.
- ^ Руди Дучке (1978), «Склонились перед Господом» , Gollwitzer-Festschrift, Мюнхен, стр. 575
- ^ Руди Дучке (1974), "Pro Patria Sozi?" Бетонная , д. 2, Ноябрь.
- ↑ Allgemeines Deutsches Sonntagsblatt, 5 июня 1977 г.
- ^ Jump up to: а б «Эйн «шварцер» Ротер» . www.machtvonunten.de . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Арно Клённе (1978), «Осторожно, национал-социалисты!» тот , ноябрь.
- ^ Майер, Герберт. «История и рассказы: символическая фигура Руди Дучке» . berlingeschichte.de . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ Эртель, Манфред (2009). «Маленькая крошечная утопия» . Зеркальная история . 2 :60-63.
- ^ Хети, Фрэнк (22 декабря 2017 г.). «Руди Дучке – лишь второй кандидат после Бриджит Бардо» . ВК | История (на немецком языке) . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Дучке-Клотц, Гретхен (1996). У нас была варварская, красивая жизнь: Руди Дучке: биография . Интернет-архивы. Кельн: Кипенхойер и Витш. стр. 38–40. ISBN 978-3-462-02573-6 .
- ^ Гретхен Дучке-Клотц (1996), Руди Дучке. Кельн, стр. 467–470.
- ^ Франкленд, Э. Джин (1989). «Парламентская политика и развитие партии зеленых в Западной Германии» . Обзор политики . 51 (3): 386–411. дои : 10.1017/S0034670500049743 . ISSN 0034-6705 . JSTOR 1407423 . S2CID 145163248 .
- ^ Дучке-Клотц (1996), с. 472: .
- ^ Берли, Майкл (2011). Кровь и ярость: история терроризма . ХарперКоллинз. п. 230. ИСБН 978-0-06-204717-5 .
- ^ Вендланд, Йоханнес (2009). «Воспоминания: Осия Дучке о смерти своего отца 30 лет назад». Spiegel Online (на немецком языке). Зеркало . Проверено 27 февраля 2013 г.
- ^ Лангенау, Ларс (11 апреля 2018 г.). «1968 – 50 лет спустя, Дучки рассказывают свою историю» . Süddeutsche.de (на немецком языке) . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Ленц, Эллен (4 января 1980 г.). «Обряды в честь Руди Дучке привлекают толпы людей, оплакивающих безнадежное дело; утонувших в ванне в знак протеста против шаха» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Ранее неизвестные файлы: основатель «Шпигеля» Аугштейн финансово поддержал Дучке» . ФАЗ.НЕТ (на немецком языке). ISSN 0174-4909 . Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ «Мемориальная доска Руди Дучке» . www.berlin.de (на немецком языке). 2 августа 2021 г. . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ кампания taz на Руди-Дучке-штрассе
- ^ Ланггут, Герд (2001). Миф '68: философия насилия Руди Дучке - причины и последствия студенческого движения (на немецком языке). Олзог. ISBN 978-3-7892-8065-8 .
- ^ «Берлин: Руди Дучке выступал за насилие» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). ISSN 1865-2263 . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Дучке, Гретхен (2018). 1968: Чем мы можем гордиться . Гамбург: Учебник Фонда культуры. ISBN 978-3-96196-006-4 .
- ^ « Руди Дучке был бы сегодня одним из нас!»: «Третий путь» провоцирует рекламной кампанией» . www.bige.bayern.de . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Ауст, Стефан (2008). Комплекс Баадер-Майнхоф - Внутренняя история Королевских ВВС в переводе Белла, Антеи . Лондон: Бодли Хед. п. 43. ИСБН 978-0-19-537275-5 .
- ^ Чартер, Дэвид (15 мая 2017 г.). «Венгрия отказывает в убежище беглым неонацистам» . Таймс . Лондон . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Рабель, Бернд (2002), Руди Дучке - революционер в разделенной Германии. Издание Антей, Дрезден, ISBN 3-935063-06-7 .
- ^ Чаусси (2018), с. 488
- ^ Ютта Дитфурт: Руди Дучке и Ульрике Майнхоф , 2018, стр. 93.
- ^ Ютта Дитфурт: Руди Дучке и Ульрике Майнхоф , 2018, стр. 94, 132 и 157 сл., сн.
- ^ Гретхен Дучке-Клотц: Руди и немецкий вопрос. В: Руди Дучке, дневники 1963–1979. Послесловие, стр. 400.
- ^ таз, 5/6. Апрель 2008 года: Мини-юбка была изобретена не в 1968 году.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Руди Дучке на IMDb
- Руди Дучке в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Дучке, Руди (биография) (на немецком языке), DE: Немецкий исторический музей .
- Сальваторе, Гастон (2008), «Затерянные в Федеративной Республике, сцены из другой эпохи» , Досье 1968 г. , получено 11 ноября 2012 г.
- 1940 рождений
- 1979 смертей
- Люди из Тельтов-Флеминга
- Люди из провинции Бранденбург
- Члены Социалистической немецкой студенческой ассоциации
- Немецкие христианские социалисты
- Немецкие марксисты
- немцы расстреляли выживших
- Случайные смерти в Дании
- Люди с эпилепсией
- Смерти от утопления
- Лютеранские социалисты
- Выпускники Клэр Холл, Кембридж
- Внепарламентская оппозиция
- Контркультура 1960-х годов.
- Христианские коммунисты