Трапезундская мирная конференция
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2024 г. ) |
Трапезундская мирная конференция — конференция, состоявшаяся с 14 марта по 13 апреля 1918 года в Трапезунде между Османской империей и делегацией Закавказского сейма ( Закавказского сейма ) и правительства. Открытие состоялось 14 марта 1918 года. представителями были контр-адмирал Хусейн Рауф-бей От Османской империи Акакий Чхенкели , Халил бек Хасмамедов , Александр Хатисян , а от закавказской делегации - и др.
подписанное Эрзинджанское перемирие, русскими и османами в Эрзинджане 5 декабря 1917 года, положило конец вооруженным конфликтам между Россией и Османской империей в Персидской кампании и Кавказской кампании на ближневосточном театре Первой мировой войны . [ 1 ] За перемирием последовал Брест-Литовский договор 3 марта 1918 года между Российской СФСР и центральными державами , ознаменовавший выход России из Первой мировой войны . Османская империя и Закавказская Демократическая Федеративная Республика противостояли друг другу, поскольку Брест-Литовский договор установил границы, которые противоречили границам, на которые претендует каждая сторона. Делегация, учрежденная Сеймом, рассматривалась Османской империей как представляющая не государство, а народы региона.
Позиции
[ редактировать ]Османская делегация выразила пожелание, чтобы «Закавказье провозгласило свою независимость и объявило о своей форме правления до завершения идущих тогда переговоров». Османская империя хотела разрушить барьер между анатолийскими мусульманами и кавказскими мусульманами и «укрепить единство между родственными народами». Особые задачи Османской империи на Кавказе, заверил Рауф-бей, отражают связи между Империей и кавказскими народами, которые были «...не только историческими и географическими, но, скорее, кровными, вытекающими из их общего прошлого».
Ахмед бек Пепинов Советник закавказской делегации, член Мусульманского национального совета предложил создать четвертую, отдельную административную единицу, состоящую из мусульманских районов Батумского и Карсского районов . «Связи, создаваемые их сходством расы, религии, экономики и повседневной жизни, очень сильны, и им будет очень трудно существовать друг без друга», — аргументировал Пепинов, «обосновав» это желание.
Последствия
[ редактировать ]В конце переговоров Энвер-паша предложил отказаться от всех амбиций Империи на Кавказе в обмен на признание османского возвращения восточно-анатолийских провинций в Брест-Литовске. [ 2 ]
5 апреля глава закавказской делегации Акакий Чхенкели принял Брест-Литовский договор в качестве основы для дальнейших переговоров и телеграфировал руководящим органам, призывая их принять эту позицию. [ 3 ] Настроения, царившие в Тифлисе, были совсем иными. Они выразили большую решимость. Брест-Литовский договор объединил армяно-грузинский блок. Армяне оказали давление на республику, чтобы она отказалась. Они признали существование состояния войны между собой и Османской империей. [ 3 ]
Военные действия возобновились, и османские войска захватили новые земли на востоке, достигнув довоенных границ.
11 мая в Батуме открылась новая мирная конференция. [ 2 ] На этой конференции османы расширили свои требования, включив в них Тифлис, а также Александрополь и Эчмиадзин , к которым они хотели построить железную дорогу, которая соединила бы Карс и Джульфу с Баку . Армянское государство, через которое будет проходить этот транспортный коридор, должно было предоставить право свободного прохода. Армянские и грузинские члены республиканской делегации начали тормозить.
Начиная с 21 мая, османская армия снова двинулась вперед в районы русской Армении, которые не находились под контролем султана с семнадцатого века. Конфликт привел к Сардарапатской битве (21–29 мая), битве при Кара-Киллиссе (1918 г.) (24–28 мая) и битве при Баш-Абаране (21–24 мая).
4 июня Первая Республика Армения была вынуждена подписать Батумский мирный договор .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тадеуш Свентоховский , Русский Азербайджан 1905-1920 , стр. 119.
- ^ Jump up to: а б Эзель Курал Шоу История Османской империи и современной Турции. Страница 326
- ^ Jump up to: а б Ричард Ованнисян «Армянский народ с древнейших времен до наших дней» стр. 292-293