В Тейспе
В Тейспе | |
---|---|
Великий король Король Аншана [ 1 ] | |
![]() Положение Тейспеса в роду Ахеменидов по мнению Дария Великого в Бехистунской надписи . | |
Король Персии | |
Царствование | 675–640 до н.э. |
Предшественник | Ахемен |
Преемник | Кир I |
Умер | 640 г. до н.э. |
Проблема | |
Дом | Ахемениды |
Отец | Ахемен |
Теиспес (от греческого Τεΐσπης ; на древнеперсидском : 𐎨𐎡𐏁𐎱𐎡𐏁 [ 2 ] Цишпиш ; Аккадский : 𒅆𒅖𒉿𒅖 Šîšpîš , [ 3 ] Эламский : Зи-иш-пи-иш) [ 4 ] правил Аньшанем в 675–640 гг. до н.э. Он был сыном Ахемена Персидского и предком Кира Великого . [ 4 ] Есть свидетельства того, что Кир I и Ариарамн были его сыновьями. [ 4 ] Кир I — дедушка Кира Великого, тогда как Ариарамн — прадед Дария Великого .
Согласно документам VII века до нашей эры, Тейспес захватил эламский город Аншан, который, как предполагается, произошел после того, как персы были освобождены от господства Мидии , и расширил свое маленькое королевство. Однако его царство было вассальным государством Неоассирийской империи (911–605 до н.э.). Ему наследовал его второй сын Кир I. [ 4 ]
Имя
[ редактировать ]Древнеперсидская версия имени — Чишпиш ; Вальтер Хинц и Хайдемари Кох интерпретируют его как *Čaišpiš , но это кажется неверным. [ 4 ] [ 5 ] Рюдигер Шмитт считает это имя «вероятно иранским». [ 4 ] тогда как Ян Тавернье говорит, что это также может быть эламит. [ 5 ] В любом случае этимология неизвестна. [ 4 ] [ 5 ] Вероятно, оно не связано ни с именем хурритского бога бури Тешупа , ни с именем киммерийского царя Теушпы . [ 4 ] Его связь с (эламским) прозвищем 𒍝𒆜𒉿𒆜𒅆𒅀 Zaišpîšiya неясна - Хинц считает, что оно представляет собой прилагательную форму имени *Čaišpišya чтение *Čašpišya. , но Шмитт предпочитает вместо этого [ 5 ] и говорит, что эти два имени не связаны. [ 4 ]
Василий Абаев предположил, что Чишпиш представляет собой иранскую форму древнеиндийского слова su-śiśvi , что означает «хорошо растущий». [ 5 ] Янош Харматта предположил возможную связь с согдийским čp'yš , что означает «лидер». [ 5 ] Тавернье, однако, не считает ни одно из предложений убедительным. [ 5 ] Другое иранское происхождение, предложенное Войцехом Скалмовским, заключается в том, что это имя представляет собой соединение, связанное с древнеиндийским cit- , «мысль, разум», и pi- , «набухать, переполняться». [ 5 ]
Что касается эламских производных, Тавернье говорит, что хорошего не найдено. [ 5 ] Глагольная основа piš- , означающая «обновлять, восстанавливать», действительно встречается в некоторых эламских именах, но первую часть трудно объяснить. [ 5 ] Тавернье предполагает возможную связь со словом šišnali , «красивый», которое встречается как šiš в некоторых составных словах ; Эламское имя * Шишпиш тогда могло означать «обновление прекрасного». [ 5 ] Однако это не объясняет, почему имя Зишпиш пишется на эламском языке, поскольку šišnali всегда пишется только через š . [ 5 ]
Другой человек по имени Чишпиш также засвидетельствован в персепольских табличках . [ 4 ] Этот человек упоминается в табличках 503 и 502 гг. до н. э. как получатель различного количества зерна и связан с местом в Эламе под названием Зила-Умпан. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цилиндр Сайруса
- ^ Акбарзаде (2006), стр. 56.
- ^ Кент (1384 AP), стр. 394
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шмитт, 1992 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тавернье, Ян (2007). Ираника в период Ахеменидов (ок. 550-330 гг. до н.э.) . Левен: Питерс. стр. 518–9. ISBN 9789042918337 . OCLC 167407632 .
Библиография
[ редактировать ]- Акбарзаде, Д.; Яхьянежад, А. (2006). Бехистунские надписи (староперсидские тексты) (на персидском языке). Ханейе-Фархихтаган-е Хонархайе Сонати. ISBN 964-8499-05-5 .
- Кент, Рональд Грабб (2005). Древнеперсидский: Грамматика, текст, глоссарий (на персидском языке). переведен на персидский язык С. Орьяном. Пижухишкадах-и Забан или Гуйиш или хамкари-и Идарах-и Кулл-и Умур-и Фарханги. ISBN 964-421-045-Х .
- Шмитт, Рюдигер (1992). "ЧИСТЫЙ" . Энциклопедия Ираника . Том. 5.