Выступление Йозефа Тисо в Голиче
В августе 1942 года Йозеф Тисо , президент словацкого государства и католический священник, произнес речь в Голиче , Словакия, в которой он защищал депортацию евреев из Словакии . Называя евреев «паразитами» и «вечными врагами», Тисо утверждал, что их депортация была экономически необходима и соответствовала христианским моральным принципам . Эта речь была признана ключевой частью морального наследия Тисо, символизирующей его соучастие в Холокосте .
Фон
[ редактировать ]В марте 1939 года Словацкое государство провозгласило независимость от Чехословакии ; Германия вторглась в чешское государство . В октябре того же года Йозеф Тисо . президентом Словакии стал католический священник [ 1 ] В петиции от 8 марта лидеры словацкой еврейской общины призвали Тисо отменить запланированную депортацию евреев Словакии, поскольку она представляет собой «физическое уничтожение евреев в Словакии». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Тисо проигнорировал петицию, [ 2 ] [ 5 ] а также осуждение папского посла Джузеппе Бурцио . [ 6 ] На момент выступления Тисо 55 000 евреев [ 7 ] из 89 000 [ а ] был депортирован из словацкого государства в 54 перевозках; депортации были прекращены 1 августа 1942 года. [ 10 ] [ 11 ] Правительство Словакии знало, что депортированных систематически убивали . [ 12 ] [ 13 ]
Содержание
[ редактировать ]В речи, произнесенной 15 числа, [ 14 ] 16-е, [ 13 ] или 17-го [ 6 ] В августе 1942 года в Голиче , Словакия, Тисо утверждал, что депортация евреев соответствовала христианской этике . [ 12 ] и, кроме того, положительная заповедь от Бога: [ 15 ]
Люди спрашивают, является ли то, что делается с евреями, христианским. Это человек? Это не грабеж? ... Я спрашиваю, по-христиански ли это, когда нация хочет освободиться от своего вечного врага? [ 6 ] — еврей? … Любовь к себе есть повеление Божие, и эта любовь к себе повелевает мне удалить… все, что мне вредит или что угрожает моей жизни. Я не думаю, что мне нужно кого-то убеждать в том, что еврейский элемент угрожал жизни словаков . ... Это выглядело бы еще хуже, если бы мы вовремя не взяли себя в руки, если бы не вычистили их из себя. И мы сделали это по божественному повелению: Словак, сбрось своего паразита. [ 7 ]
Тисо утверждал, что словацкие евреи, составляющие всего 5% населения, зарабатывают 38% национального дохода. [ 7 ] Он также отличался от радикального крыла своей партии ( Словацкой народной партии ), ссылаясь на «тот [старый] лозунг: «Евреи в Биробиджан »», который Тисо считал «немного слишком далеким». Он утверждал, что Адольф Гитлер давал евреям независимое государство, в котором жили депортированные евреи. [ 12 ] [ 16 ] и утверждал, что оставшиеся евреи должны быть депортированы, чтобы позволить Словакии развиваться. [ 17 ] Тисо также повторил доктрину Андрея Глинки , основателя Словацкой народной партии, о том, что «еврей остается евреем, даже если его крестит сотня епископов». [ 18 ] [ 19 ]
Реакции
[ редактировать ]30 августа Гитлер заметил: «Интересно, как этот маленький католический священник Тисо посылает к нам евреев!» » Газета «Глинка писала: «[сейчас] никто не имеет права… сомневаться в справедливости депортации евреев». [ 12 ] [ 20 ] Дитер Вислицени , офицер СС и юденбератер в Словакии, сослался на речь Тисо, выступая за возобновление депортаций в письме от 18 августа. [ 21 ] [ 22 ] Словацкое духовенство не отреагировало положительно на речь, критикуя политический оппортунизм Тисо и представление себялюбия как божественной заповеди. [ 23 ] В сентябре и октябре из Словакии было депортировано еще 2800 евреев; депортации не возобновятся до 1944 года. [ 24 ]
Современные интерпретации
[ редактировать ]По словам австрийского историка Арнольда Суппана , речь была «похожа на худшую антисемитскую нацистскую пропаганду». [ 25 ] Словацкий историк Эдуард Нижнянский отмечает, что эта речь мало отличалась от предыдущих заявлений Тисо о евреях, таких как его речь об арианизации в Вишневе в сентябре 1940 года. Хотя его заявления отрицали христианскую заповедь « возлюби ближнего своего, как самого себя », он апеллировал к национализму. подразумевать, что евреи могут не подпадать под это обязательство. По словам Нижнянского, целью Тисо, возможно, было облегчить совесть словаков, которых не устраивали действия режима, или замаскировать жестокость депортации. Нижнянский утверждает, что речь следует рассматривать в контексте теории Герберта Кельмана о том, что «рутинизация» и дегуманизация привели к зверствам Холокоста. Речь Тисо была частью этой рутины, потому что многие словаки доверяли его моральным оценкам из-за его авторитета как священника-президента. [ 26 ]
По словам американского историка Джеймса Мейса Уорда, Тисо намеревался умиротворить нацистскую Германию и радикальную фракцию Словацкой народной партии , которые были недовольны временной остановкой депортаций. [ 12 ] Словацкий историк Иван Каменец написал, что эта речь была «самым значительным заявлением» Тисо о депортациях 1942 года, поскольку многие словаки поверили заявлениям Тисо из-за его авторитета как президента и священника. [ 27 ] Каменец считает, что трудно сказать, был ли Тисо «циничным политическим демагогом, ищущим... оправдания очевидного преступления против человечности », в котором он был соучастником, или речь демонстрировала «политическую шизофрению ». [ 5 ] [ 28 ] По словам Уорда, «печально известный» [ 12 ] речь стала «моральным эпиграфом» президентства Тисо. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , с. 843.
- ^ Jump up to: а б Уорд 2013 , с. 231.
- ^ Фатран 1994 , с. 167.
- ^ Алюмен 2007 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б Квасцы 2007 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б с Райчан, Вадкерти и Главинка 2018 , с. 847.
- ^ Jump up to: а б с д Уорд 2013 , с. 8.
- ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , с. 845.
- ^ Алюмен 2007 , с. 173.
- ^ Фатран 1994 , с. 171.
- ^ Нижнянский 2014 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уорд 2013 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б Алюмен 2002 , с. 119.
- ^ Роткирхен 2000 , с. 3.
- ^ Роткирхен 2000 , стр. 3–4.
- ^ Алюмен 2007 , с. 206.
- ^ Фатран 1994 , с. 172.
- ^ Роткирхен 2000 , с. 4.
- ^ Саймет 2010 , с. 328 .
- ^ Гитлер 2013 , с. 511 .
- ^ Фатран 1994 , стр. 172, 195.
- ^ Алюмен 2002 , с. 130.
- ^ Пауловичова 2012 , с. 273.
- ^ Уорд 2013 , стр. 8, 235.
- ^ Суппан 2019 , с. 615.
- ^ Нижнянский 2014 , стр. 83–84.
- ^ Алюмен 2007 , стр. 206–207.
- ^ Алюмен 2002 , с. 120.
Библиография
- Саймет, Дэвид (2010). История против. Апологетика: Холокост, Третий рейх и католическая церковь . Лэнхэм: Лексингтонские книги. ISBN 9780739132937 .
- Фатран, Гила (1994). «Рабочая группа» . Исследования Холокоста и геноцида . 8 (2). Перевод Гринвуда, Нафтали: 164–201. дои : 10.1093/hgs/8.2.164 . ISSN 8756-6583 .
- Гитлер, Адольф (2013). Застольная беседа Гитлера 1941-1944: Тайные беседы . Хавертаун: Книги-загадки. ISBN 9781929631667 .
- Каменец, Иван (2002) [1992]. «Депортация еврейских граждан из Словакии в 1942 году». В Длугоборском, Вацлав; Тот, Дезидер; Тереза, Свебоцка; Менсфельт, Ярек (ред.). Трагедия евреев Словакии 1938-1945 годов: Словакия и «окончательное решение еврейского вопроса» . Перевод Менсфельта, Ярека. Освенцим и Банска-Бистрица: Государственный музей Освенцим-Биркенау и Музей Словацкого национального восстания. стр. 111–139. ISBN 83-88526-15-4 .
- Каменец, Иван (2007). По следам трагедии: Холокост в Словакии . Перевод Стяна, Мартина. Братислава: Хайко и Хайкова. ISBN 9788088700685 .
- Нижнянский, Эдуард (2014). «Об отношениях между словацким большинством и еврейским меньшинством во время Второй мировой войны». Исследования Яд Вашем . 42 (2): 47–90. ISSN 0084-3296 .
- Пауловичова, Нина (2012). Спасение евреев в Словацком государстве (1939 - 1945) (кандидатская диссертация). Университет Альберты. дои : 10.7939/R33H33 .
- Раджчан, Ванда; Вадкерти, Мэдлин; Главинка, Ян (2018). "Словакия". В Мегарджи, Джеффри П .; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Энциклопедия лагерей и гетто . Том. 3. Блумингтон: Мемориальный музей Холокоста США . ISBN 978-0-253-02373-5 .
- Роткирхен, Ливия (2000). «Церкви, депортация и преследование евреев в Словакии». В Риттнере, Кэрол; Смит, Стивен Дэвид; Штайнфельдт, Ирена (ред.). Холокост и христианский мир: размышления о прошлом, вызовы будущего . Континуум. стр. 104–107 . ISBN 9780826412997 . Из онлайн-версии с нумерацией страниц 1–5.
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка )|postscript=
- Суппан, Арнольд (2019). Гитлер-Бенеш-Тито: национальные конфликты, мировые войны, геноциды, изгнания и разделенная память в Восточно-Центральной и Юго-Восточной Европе, 1848–2018 гг . Вена: Издательство Австрийской академии наук . ISBN 978-3-7001-8410-2 . JSTOR j.ctvvh867x .
- Уорд, Джеймс Мейс (2013). Священник, политик, сотрудник: Юзеф Тисо и создание фашистской Словакии . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801468124 .