Черный лебедь: влияние крайне невероятного
Автор | Нассим Николас Талеб |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Неопределенный |
Предмет | Эпистемология , философия науки , случайность |
Жанр | Научная литература |
Издатель | Random House (США) Аллен Лейн (Великобритания) |
Дата публикации | 17 апреля 2007 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать, электронная книга |
Страницы | 400 стр. (твердый переплет) |
ISBN | 978-1400063512 (США), ISBN 978-0713999952 (Великобритания) |
ОКЛК | 71833470 |
003/.54 22 | |
Класс ЛК | Q375.T35 2007 г. |
Предшественник | Одураченный случайностью |
С последующим | Кровать Прокруста |
«Черный лебедь: влияние крайне невероятного» — книга Нассима Николаса Талеба , бывшего опционного трейдера , вышедшая в 2007 году . В книге основное внимание уделяется чрезвычайному влиянию редких и непредсказуемых событий , а также человеческой склонности ретроспективно находить упрощенные объяснения этих событий. Талеб называет это теорией «Черного лебедя» .
Книга охватывает темы, касающиеся знаний, эстетики , а также образа жизни, и использует элементы художественной литературы и анекдотов из жизни автора для разработки его теорий. Книга продержалась 36 недель в New York Times списке бестселлеров . [1]
Книга является частью пятитомной серии Талеба под названием Incerto , в том числе «Одураченные случайностью» (2001), «Черный лебедь» (2007–2010), «Прокрустово ложе» (2010–2016), «Антихрупкость» (2012) и «Кожа в Игра (2018). [2]
Как справиться с событиями «Черного лебедя»
[ редактировать ]Центральная идея книги Талеба – не попытка предсказать события «Черного лебедя», а создание устойчивости к негативным событиям и способности использовать позитивные события. «Надежность» отражает отношение, при котором ничто не может выйти из строя в условиях перемен. [3] Талеб утверждает, что банки и торговые фирмы уязвимы перед опасными событиями «черного лебедя» и несут убытки, превышающие те, которые прогнозируются их дефектными финансовыми моделями.
В книге утверждается, что событие «Черного лебедя» зависит от наблюдателя: например, то, что может быть сюрпризом «Черного лебедя» для индейки, не является сюрпризом «Черного лебедя» для ее мясника. Следовательно, цель должна заключаться в том, чтобы «не оказаться индейкой», выявив области уязвимости, чтобы «сделать черных лебедей белыми».
Краткое содержание
[ редактировать ]Талеб назвал книгу эссе или повествованием с одной-единственной идеей: «наша слепота в отношении случайности, особенно больших отклонений». [4] Книга переходит от литературных тем в начале к научным и математическим темам в последующих частях. Часть первая и начало второй части углубляются в психологию . Талеб обращается к науке и бизнесу во второй половине второй и третьей частей. [5] Часть четвертая содержит советы о том, как подходить к миру в условиях неопределенности и при этом наслаждаться жизнью.
Талеб признает противоречие в книге. Он использует точную метафору, идею Черного лебедя, чтобы выступить против «неизвестного, абстрактного и неточного неопределенного — белых воронов, розовых слонов или испаряющихся обитателей далекой планеты, вращающейся вокруг Тау Кита».
Существует противоречие; эта книга — рассказ, и я предпочитаю использовать рассказы и эпизоды, чтобы проиллюстрировать нашу легковерность в отношении историй и наше предпочтение опасному сжатию повествований… Чтобы заменить рассказ, вам нужна история. Метафоры и истории (увы) гораздо более могущественны, чем идеи; их также легче запомнить и интереснее читать. [6]
Умберто Эко Часть первая: Антибиблиотека , или как мы ищем валидацию
[ редактировать ]В первой главе теория «Черного лебедя» впервые обсуждается в связи с взрослением Талеба в Леванте . Затем автор поясняет свой подход к историческому анализу. Он описывает историю как непрозрачную, по сути, черный ящик причин и следствий. Человек видит, как события приходят и уходят, но у него нет возможности определить, какие из них произвели какой эффект. Талеб утверждает, что это связано с «Тройкой непрозрачности» (иллюзией понимания, благодаря которой мы думаем, что понимаем сложный мир). [7] [8]
Во второй главе обсуждается нейробиолог Евгения Николаевна Краснова, которая отвергает различие между художественной и документальной литературой, и ее книга «История рекурсии» . Она опубликовала свою книгу в Интернете, и ее обнаружила небольшая издательская компания; они опубликовали ее неотредактированную работу, и книга стала международным бестселлером. Небольшое издательство превратилось в большую корпорацию, а Краснова прославилась. Но ее следующая книга терпит неудачу. Так, она испытала двух черных лебедей. [9] Далее в книге раскрывается, что так называемый автор является художественным произведением, частично основанным на Талебе. [10]
Третья глава вводит понятия Экстремистана и Среднестана . [11] Он использует их в качестве руководства для определения предсказуемости изучаемой среды. В средах Среднестана можно безопасно использовать распределение Гаусса . В условиях Экстремистана распределение Гаусса следует использовать на свой страх и риск. [12] В этой части он цитирует Бенуа Мандельброта и его критику распределения Гаусса. [13] [ ненадежный источник? ]
Четвертая глава объединяет темы, обсуждавшиеся ранее, в повествование об индейке перед Днем Благодарения , которую кормят и хорошо обращаются с ней в течение многих дней подряд, а затем ее забивают и подают в качестве еды. Талеб использует его, чтобы проиллюстрировать философскую проблему индукции и то, что прошлые результаты не являются показателем будущих результатов. [14] Затем он знакомит читателя с историей скептицизма .
В девятой главе Талеб обрисовывает в общих чертах множество тем, которые он описал ранее, и объединяет их в одну основную идею. В тринадцатой главе книги обсуждается, что можно сделать с «эпистемическим высокомерием», которое возникает всякий раз, когда люди начинают думать, что знают больше, чем на самом деле. [15] Он рекомендует избегать ненужной зависимости от масштабных вредных предсказаний, а с меньшими делами, например походом на пикник, быть менее осторожным. Он проводит различие между американским культурным восприятием неудачи и европейской и азиатской стигмой и смущением по поводу неудачи: последнее более терпимо для людей, идущих на небольшой риск. Он также описывает « стратегию штанги » для инвестиций, которую он использовал как трейдер, которая заключается в том, чтобы избегать инвестиций со средним риском и вкладывать 85–90% денег в самые безопасные доступные инструменты, а оставшиеся 10–15% — в крайне спекулятивные ставки. [16] [17]
Аргумент
[ редактировать ]Термин «черный лебедь» был латинским выражением: его старейшее упоминание содержится в выражении поэта Ювенала о том, что «хороший человек так же редок, как черный лебедь» (« rara avis in terris nigroque simillima cygno », 6.165). [18] Это было распространенное выражение в Лондоне XVI века как утверждение, описывающее невозможность, происходящее из презумпции Старого Света, что «все лебеди должны быть белыми», поскольку во всех исторических записях о лебедях сообщается, что у них были белые перья. [19] Таким образом, черный лебедь часто упоминается в философских дискуссиях о невероятном. «Предварительная аналитика» Аристотеля является, скорее всего, оригинальным справочником, в котором используются примеры силлогизмов с предикатами «белый», «черный» и «лебедь». В частности, Аристотель использует белого лебедя как пример необходимых отношений, а черного лебедя как невероятный. Этот пример можно использовать для демонстрации дедуктивного или индуктивного рассуждения; однако ни одна из форм рассуждения не является непогрешимой, поскольку при индуктивном рассуждении предпосылки аргумента могут поддерживать вывод, но не обеспечивать его, и аналогичным образом при дедуктивном рассуждении аргумент зависит от истинности своих посылок. То есть ложная посылка может привести к ложному результату, а неубедительные посылки также приведут к неубедительному заключению. Ограничения аргумента в пользу того, что «все лебеди белые», раскрываются — он просто основан на пределах опыта (например, что каждый лебедь, которого человек видел, слышал или читал, — белый). Смысл этой метафоры в том, что все известные лебеди были белыми до открытия черные лебеди в Австралии. [20] Нападки Юма на индукцию и причинность основаны прежде всего на ограниченности повседневного опыта, а также на ограниченности научного знания.
Прием
[ редактировать ]назвала эту книгу The Sunday Times одной из двенадцати самых влиятельных книг со времен Второй мировой войны. [21] По состоянию на декабрь 2020 года его цитировали примерно 10 633 раза, 9 000 из которых — англоязычное издание. [22] Книга продержалась 36 недель в New York Times списке бестселлеров ; [23] 17 недель в твердом переплете и 19 недель в мягкой обложке. [24] Он был опубликован на 32 языках. [25]
Профессор математики Дэвид Олдос утверждал, что «Талеб разумен (продолжает пророчески) в своих обсуждениях финансовых рынков и в некоторых своих общих философских мыслях, но в остальном склонен к неуместности или нелепым преувеличениям». [26] Грегг Истербрук написал критическую рецензию на «Черного лебедя» в New York Times. [27] на что Талеб ответил списком логических ошибок, обвинив Истербрука в том, что он не прочитал книгу. [28] Джайлс Фоден , писавший для The Guardian в 2007 году, охарактеризовал книгу как проницательную, но шутливо написанную, заявив, что «тупой» стиль Талеба был центральной проблемой, особенно по сравнению с его более ранней книгой « Одураченные случайностью» . [29] Психолог, лауреат Нобелевской премии Дэниел Канеман написал: « Черный лебедь изменил мой взгляд на то, как устроен мир» и объясняет это влияние в своей книге 2011 года « Думай быстро и медленно» .
См. также
[ редактировать ]- Антихрупкость
- Апофазис
- Барионная асимметрия
- Бенуа Мандельброт [30] [31]
- Эмблемы черного лебедя и популярная культура
- Когнитивная предвзятость
- Предвзятость подтверждения
- Гипотеза эффективного рынка
- Фальсифицируемость
- Иллюзорная корреляция
- Парадокс ворона
- Секст Эмпирик
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бейкер-Саид, Стефани (27 марта 2008 г.). «Талеб превосходит Гринспена по продажам, поскольку «Черный лебедь» вызывает наибольшую турбулентность» . Новости Блумберга . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Клэнси, Джош (7 апреля 2018 г.). «Человек хаоса» . Австралиец . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Кришнадас, Девадас (2015). FUSE: Понимание, стратегия и реализация на основе прогнозирования: движение в будущее . Маршалл Кавендиш . п. 163. ИСБН 9789814721455 .
- ^ Талеб, 2007, стр.xix.
- ^ Монако, Алекс (2 сентября 2020 г.). «9 книг о вашей жизни, которые сделают вашу жизнь лучше» . alexmonaco.net . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Талеб 2007 ПРОЛОГ, стр.xxvii, Талеб называет эту человеческую тенденцию нарративной ошибкой : кажется, нам нравятся истории, и мы, кажется, хотим запоминать истории ради них самих.
- ^ Талеб 2007 ПРОЛОГ стр. 8.
- ^ Йетив, Стив А. (2013). Национальная безопасность через призму искажения: как когнитивные искажения влияют на внешнюю политику США . Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 39. ИСБН 9781421411255 .
- ^ Хэмптон, Джон (2009). Основы управления рисками предприятия: как ведущие компании оценивают риски, управляют рисками и используют возможности . АМАКОМ . п. 49. ИСБН 9780814414934 .
- ^ Ли, Артур (21 декабря 2016 г.). «Евгения Краснова – жемчужина черного лебедя» . LinkedIn Пульс . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Сандис, Константин (25 августа 2014 г.). «Интервью: Нассим Николас Талеб» . Философия сегодня (69) . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Салмон, Феликс (23 августа 2009 г.). «Недостаток средних значений» . Блоги Рейтер . Архивировано из оригинала 27 августа 2009 года . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Дэвис, Уилл (15 июня 2007 г.). «Все в одно мгновение: остерегайтесь неизвестных неизвестных» . Оксонианский обзор . 6 (3). Архивировано из оригинала 28 мая 2011 года . Проверено 20 декабря 2020 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Шевалье, Арно (2016). Стратегическое мышление в решении сложных проблем . Издательство Оксфордского университета . п. 88. ИСБН 9780190463908 .
- ^ Гулд, Патрик (2009). Разумное принятие решений в неосмотрительном мире: лучшие решения дома и на работе: лучшие решения дома и на работе . АВС-Клио . п. 34. ISBN 9780313372322 .
- ^ Фаррелл, Морин (8 июня 2011 г.). «Защити свой хвост» . Форбс . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Коллинз, Брайан (23 августа 2018 г.). «Почему нужно готовиться к катастрофе (и как это сделать)» . Форбс . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Пухвел, Дж. (1984). «Происхождение этрусской тусны («лебедя»)» . Американский журнал филологии . 105 (2): 209–212. дои : 10.2307/294875 . JSTOR 294875 .
- ^ Талеб, Нассим Николас. «Непрозрачность: то, чего мы не видим» . Fooledbyrandomness.com . Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Гроарк, Луи (2009). Аристотелевский подход к индукции: создание чего-то из ничего . Макгилл – Издательство Королевского университета . п. 151. ИСБН 9780773535954 . ISSN 0711-0995 .
- ^ Эпплярд, Брайан (19 июля 2009 г.). «Книги, которые помогли изменить мир» . Санди Таймс .
- ^ «Насим Николас Талеб» . Google Академик . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Роуз, Чарли (24 февраля 2011 г.). «Чарли Роуз беседует с Нассимом Талебом» . Новости Блумберга . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Шюсслер, Дженнифер (16 января 2011 г.). «Документальная литература в мягкой обложке» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Талеб, Нассим Николас (11 мая 2010 г.). Черный лебедь: второе издание: Влияние крайне невероятного: с новым разделом: «О надежности и хрупкости» . Случайные домашние торговые книги в мягкой обложке. ISBN 978-0812973815 .
- ^ Дэвид Олдос (2011). «Критический обзор Талеба, Нассима Николаса. Черный лебедь: влияние крайне невероятного » . Уведомления Американского математического общества (март): 427–413.
- ^ Истербрук, Грегг (22 апреля 2007 г.). «Возможно, может быть» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Нассим Николас Талеб. «Сокращенный список фактических и логических ошибок в обзоре Грегга Истербрука на «Черного лебедя» в The New York Times » (PDF) . Fooledbyrandomness.com . Проверено 5 ноября 2017 г.
- ^ Фоден, Джайлз (12 мая 2007 г.). «Застрял в Среднестане» . Хранитель . Проверено 7 января 2015 г.
- ↑ «Черный лебедь» был посвящен Мандельброту.
- ^ Талеб, Нассим Николас (1 ноября 2010 г.). «Бенуа Мандельброт» . Время . Архивировано из оригинала 26 октября 2010 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Талеб, Нассим Николас (2007), Черный лебедь: влияние крайне невероятного , Random House, ISBN 978-1400063512
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт автора
- Глоссарий Черного лебедя
- Лекция в виде слайд-шоу, ясно объясняющая игровое заблуждение. Питер Тейлор из Оксфордского университета .
- Интервью подкаста Нассима Талеба о «Черном лебеде» .
- Объяснение видео на YouTube
- Интервью After Words с Талебом в программе «Черный лебедь» , 22 сентября 2007 г.