Арнольд Гейлинкс
Арнольд Гейлинкс (англ. Голландское произношение: [ˈɣøːlɪŋks] ; 31 января 1624 — ноябрь 1669), также известный под псевдонимом Филарет , был фламандским философом , метафизиком и логиком . [1] Он был одним из последователей Рене Декарта , который пытался разработать более подробные версии картезианской философии . Сэмюэл Беккет назвал Геулинкса ключевым фактором влияния и собеседника из-за того, что Гейлинкс делал акцент на бессилии и незнании условий человеческого существования . [2]
Жизнь
[ редактировать ]Геулинкс родился в Антверпене . Он изучал философию и теологию в Левенском университете и стал там профессором философии в 1646 году. Он потерял свой пост в 1658 году, возможно, по религиозным причинам или (как предполагалось) из-за сочетания непопулярных взглядов и женитьбы в том же году. . [1] [3] В сентябре 1658 года Геулинкс стал врачом . [1] Затем он переехал на север, в Лейденский университет , и принял кальвинизм . Первоначально он давал частные уроки философии. [1] [4] Он был назначен там чтецом по логике в 1662 году и профессором по особому назначению в 1665 году. До 1662 года Геулинкс жил в бедности . Он умер в Лейдене в ноябре 1669 года, оставив большинство своих работ, написанных на латыни, для публикации после его смерти. [1] [5] Их редактировал Корнелис Бонтеко . [6] [7]
Репутация
[ редактировать ]Несмотря на тезис Гейлинкса о том, что Бог не может действовать без инструмента разнообразия, в начале восемнадцатого века он подвергся резкой критике, например, со стороны Руардуса Андала и Карла Туинмана как спинозиста . [8] Эта критика исходила от Кристиана Томасиуса в 1710 году. [9] Нападение из Андалы было совершено от имени «истинных» картезианцев, классифицировавших Геулинка как пагубного, вместе с Бурхардусом де Вольдером , Жаном Леклерком , Фредериком ван Леенхофом , Понтианом ван Хаттемом и Виллемом Дёрхоффом . Геулинкс также подвергся нападению со стороны пиетиста Иоахима Ланге в рамках кампании против Кристиана Вольфа ; и вместе с Пьером Бэйлем, считал его коварным антихристианином Иоганн Франц Буддеус, . [10]
Философия
[ редактировать ]Геулинкс резюмировал свою философию во фразе « ita est, ergo ita sit » («оно существует, следовательно, это так»). Он верил в «заранее установленную гармонию» как решение проблемы разума и тела и умер за 25 лет до Лейбницем более запоминающейся формулировки этой идеи . В философии Лейбница учение о предустановленной гармонии было связано с оптимизмом, представлением об этом мире как о «лучшем из всех возможных миров». Но Геулинкс не сделал такой связи.
Окказионализм . Гейлинкса по своей сути носит скорее этический, чем космологический характер Первый трактат его Этики [11] представляет собой исследование того, что, по его мнению, является основными добродетелями . Добродетель, по Гелинку, есть любовь к Богу и Разуму (III, 16–17; 29). Главными добродетелями являются свойства добродетели, непосредственно вытекающие из самой ее сущности и не имеющие ничего общего с внешними проявлениями: трудолюбие , послушание , справедливость , смирение (III, 17). Смирение делит его взгляд на мир на две части: первая — понимание нашего отношения к миру; и другой, концепция нашего отношения к Богу. Смирение состоит в познании себя и отказе от себя. Я не нахожу в себе ничего своего, кроме знания и желания. Поэтому я должен осознавать все, что делаю, и то, чего я не осознаю, не является продуктом моей собственной причинности . Отсюда универсальный принцип причинности – quod nescis quo modo fiat, non facis – если вы не знаете, как что-то делается, то вы этого не делаете. Он также излагает форму этого принципа в своей «Метафизике истина» . [12] Так как движения моего тела происходят без моего ведома, как нервный импульс передается мышцам и заставляет их сокращаться, то я не являюсь причиной своих собственных телесных действий. «Я поэтому лишь зритель этой машины. В ней я ничего не создаю и ничего не обновляю, я здесь ничего не создаю и не уничтожаю. Все — дело рук кого-то другого» (III, 33). Это Божество, которое видит и знает все сущее. Вторая часть философии Гейлинкса связана с окказионализмом как следствием с причиной. Ее руководящий принцип таков: там, где ты ничего не можешь делать, там ты и не должен ничего желать (III, 222). Это приводит к мистицизму и аскетизму , к которому, однако, не следует относиться слишком серьезно, поскольку он смягчается обязанностью заботиться о теле и воспроизводить вид. [13]
Работает
[ редактировать ]Все опубликованные на латыни работы, появившиеся при его жизни, были:
- Quaestiones Quodlibicae (1653) с более поздним изданием Saturnalia ;
- Инаугурационная медицинская беседа о лихорадках (1658 г.);
- Логика восстановлена до своих основ (1662 г.)
- Метод поиска доказательств (1663)
- Добродетели (1665).
- Философская опера под редакцией JPN Land, Гаага, Мартинум Нийхофф, 1891–1893 (3 тома)
« Добродетель» была первой частью « Этики» , которая после публикации посмертно состояла из шести частей. [14]
Английские издания произведений Гейлинкса:
- Метафизика , пер. Мартин Уилсон, Christoffel Press, 1999.
- Этика , пер. Мартин Уилсон, Брилл, 2006 г.
Влияние
[ редактировать ]Его цитирует Сэмюэл Беккет , чей персонаж Мерфи помнит «прекрасную бельго-латынь Арнольда Гейлинкса» и, в частности, мрачное панацею (часто повторяемую Беккетом любознательным критикам) Ubi nihil vales, ibi nihil velis (примерно: «Где вы находитесь?») ничего не стоит, там вы ничего не должны хотеть»). В романе «Моллой» (1950) одноименный персонаж Беккета описывает себя как «Я, которому нравился образ старого Гелинкса, мертвого молодого, который предоставил мне свободу на черной лодке Улисса ползти на восток по палубе». . [15] Геулинкс также упоминается в рассказе Беккета «Конец».
Цитата о методе despectus sui Гейлинкса появляется в «Третьем эссе» « Ницше Генеалогии морали» .
Цитата из его «Этики» ( In hoc mundo me extra me nihil agere posse , примерно «В этом мире я ничего не могу сделать вне себя») используется в качестве эпиграфа и, в некотором смысле, названия А. Г. Моджтабая романа «Мундоме». (1974).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Арнольд Геулинкс» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 июня 2015 г. Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Этика Арнольда Гелинкса со страницей издателя «Заметки Сэмюэля Беккета» Гейлинкса» о недавней (2006 г.) публикации «Этики
- ^ «Ресурсный сайт Арнольда Гейлинкса — фламандский философ» .
- ^ Виллем Фрийхофф, Марийке Шпис, Голландская культура в европейской перспективе: 1650: с трудом завоеванное единство (2004), стр. 305.
- ^ Бэйнс, Т.С., изд. (1879). Британская энциклопедия . Том. 10 (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. .
- ^ «Ресурсный сайт Арнольда Гейлинкса — фламандский философ» .
- ^ http://history-modern-philosophy.interferometr.ostroda.pl/page70.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вип ван Бунге (редактор), Раннее Просвещение в Голландской республике, 1650–1750: Избранные материалы конференции, состоявшейся в библиотеке Герцога Августа, Вольфенбюттель, 22–23 марта 2001 г. (2003), стр. 125.
- ^ «Ресурсный сайт Арнольда Гейлинкса — фламандский философ» .
- ^ Джонатан Ирвин Исраэль , Радикальное Просвещение: Философия и создание современности 1650–1750 (2002), стр. 484, с. 551 и с. 635.
- ^ Изд. Лэнда. Оперы, Гаага, 1891–1893 гг.
- ^ «Окказионализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2020.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Окказионализм» .
- ^ Дэниел Гарбер, Майкл Эйерс, Кембриджская история философии семнадцатого века (2003), том II, с. 1430.
- ^ Сэмюэл Беккет, Моллой (Лондон: Пикадор, 1979), стр. 48.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ресурсный сайт Арнольда Гелинкса (archive.org)
- «Арнольд Геулинкс» . Интернет-энциклопедия философии .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Окционализм ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.