Приобретенная в детстве черепно-мозговая травма
Приобретенная в детстве черепно-мозговая травма | |
---|---|
![]() | |
Мозг | |
Специальность | Педиатрия |
Детская (или педиатрическая) приобретенная черепно-мозговая травма (ЛПМ) — это термин, обозначающий любую травму головного мозга , возникшую в детстве, но после рождения и в непосредственно неонатальном периоде. Сюда не входят травмы, полученные в результате генетического или врожденного заболевания . Из него также исключаются случаи, возникшие в результате родовых травм, таких как гипоксия , или таких состояний, как алкогольный синдром плода . Оно охватывает как травматические, так и нетравматические (или атравматические) повреждения.
Детская приобретенная черепно-мозговая травма (PABI) является причиной номер один смертности и инвалидности среди детей и молодых людей в Соединенных Штатах ». [ нужна ссылка ] и поражает в основном детей в возрасте (6–10 лет) и подростков (11–17 лет) во всем мире. [ нужна ссылка ] Травма может быть травматической или нетравматической по своей природе, и большинство пациентов никогда не возвращаются к нормальной жизни после травмы. Существует много различных симптомов, таких как амнезия , ангедония и апраксия . В настоящее время не существует лекарства от травмы. PABI также влияет на семью пациента, поскольку семьям пациента придется адаптироваться к новым изменениям, которые они испытают в своем ребенке. Рекомендуется [ ВОЗ? ] что семьи решают получить как можно больше информации о травме и о том, чего ожидать, посещая различные мероприятия и встречи программы.
Травматические повреждения могут включать удар по голове; огнестрельное оружие; колющие удары; сдавливание и чрезмерная вибрация/колебание. Это может быть вызвано тряской или резким замедлением. Травматические повреждения могут, но не обязательно, включать открытую рану или проникновение черепа или мозговых оболочек – травма «открытой головы» .
К нетравматическим повреждениям могут относиться травмы, вызванные такими заболеваниями, как опухоли , энцефалит , менингит и синусит. Они также могут быть вызваны такими инфекциями, как септицемия ; такие явления, как аноксия и гипоксия, вызванные удушением или утоплением, отравление свинцом и злоупотребление психоактивными веществами.
Симптомы и признаки
[ редактировать ]
Некоторые симптомы, возникающие в результате приобретенной травмы головного мозга, включают амнезию, ангедонию и апраксию.
Амнезия
[ редактировать ]«Детская амнезия – это неспособность вспомнить собственное детство». Исследователи обнаружили, что некоторые повседневные действия, такие как разговор, бег или игра на гитаре, невозможно описать или запомнить.
Ангедония
[ редактировать ]У ребенка с диагнозом ангедония отсутствует интерес к некоторым обычным занятиям, таким как хобби, занятия спортом или общение с друзьями. Для ребенка очень важно иметь возможность получать удовольствие от веселых детских занятий, потому что это может помочь ему построить социальную жизнь и легко взаимодействовать с другими. Невозможность делать эти вещи в раннем возрасте только затруднит адаптацию по мере взросления ребенка.
Апраксия
[ редактировать ]«Апраксия — это неспособность выполнять заученные целенаправленные движения, несмотря на желание и физическую способность выполнять эти движения». В этом случае у ребенка все еще могут быть воспоминания о выполнении обычного действия, например, о езде на велосипеде, но он все равно не сможет выполнить это движение.
Распространенность и последствия
[ редактировать ]Распространенность ЛПИ среди детей школьного возраста в Великобритании оценивается примерно у 1 из 30. [ 1 ] на основе поступления в отделение неотложной помощи , хотя некоторые специалисты считают, что оно намного выше, поскольку ребенок может быть госпитализирован в отделение неотложной помощи с другой, более неотложной травмой, которая в настоящее время считается серьезной проблемой. [ 1 ]
Может возникнуть соблазн предположить, что травма, полученная в детстве, вероятно, будет иметь более положительный долгосрочный результат, чем травма, полученная во взрослом возрасте. Можно предположить, что у ребенка или подростка больше шансов на разработку компенсаторных стратегий, пока он все еще находится на стадии значительного развития и обучения. Если травма в какой-то степени серьезна, это часто не так. [ 2 ]
Присущая мозгу « » пластичность . иногда может означать, что области, поврежденные и не подлежащие восстановлению, могут перенести свою функцию на другие неповрежденные области (так называемый «принцип Кеннарда») [ 3 ] ) и есть задокументированные случаи, когда это действительно происходило. [ 4 ] Однако зачастую функции, связанные с поврежденными участками, никогда полностью не развиваются, и эти нарушения могут проявляться в виде серьезных нарушений или трудностей в дальнейшей жизни. [ 5 ]
Значительная часть предшествующего обучения и развития навыков, которые уже произошли в мозгу взрослого человека, часто могут быть сохранены после травмы. Однако мозг на более ранних стадиях развития, если он поврежден, может никогда не развить способность к освоению этих навыков, что приведет к последующим трудностям, которые могут проявиться в физическом, социальном, эмоциональном и образовательном плане. [ 1 ]
Нейрокогнитивные проблемы
[ редактировать ]Задержка физиологических реакций после ЧМТ может привести к нейродегенерации в различных частях мозга как в хронических, так и в тяжелых случаях у детей. Доказано, что поражены следующие части мозга: гиппокамп , миндалевидное тело , бледный шар , таламус , перивентрикулярное белое вещество , мозжечок и ствол мозга . [ 6 ] В результате это может привести к поведенческим и когнитивным проблемам в развитии ребенка . Поведенческие изменения характеризуются как «экстернализация» и «интернализация» проблем. [ 7 ] Проблемы экстернализации включают различные формы агрессии , гиперактивности и импульсивности . Наиболее распространенные из этих проблем возникают в результате изменений внимания и фокуса, например, СДВГ. [ 8 ] Проблемы интернализации включают психиатрические проблемы, такие как кратковременная и долговременная депрессия , тревога , расстройства личности и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несколько переменных могут определить исход поведенческих проблем у детей после ЧМТ. Например, дети, у которых уже были проблемы с поведением до травмы, с большей вероятностью разовьют долгосрочные когнитивные проблемы. [ 9 ] Еще одним важным фактором является тяжесть травмы, которая может быть предиктором того, как долго сохранятся поведенческие симптомы и будут ли они усиливаться с течением времени. [ нужна ссылка ]
По статистике, примерно у 54–63% детей примерно через 24 месяца после тяжелой ЧМТ развиваются новые психические расстройства, а после легкой или умеренной ЧМТ у 10–21%, наиболее частым из которых является изменение личности из-за ЧМТ. Симптомы могут длиться в среднем от 6 до 24 месяцев. [ 10 ] Развитие посттравматического стрессового расстройства часто (68%) происходит в первые несколько недель после травмы с уменьшением в течение 2 лет. При тяжелой ЧМТ примерно у трети детей развивается депрессивное расстройство . [ 10 ] Дети с тяжелой ЧМТ также оказывают некоторое влияние на рабочую память, зрительную непосредственную память и более заметные последствия в интеллектуальном функционировании, исполнительных функциях (включая скорость обработки информации и внимание), а также вербальной немедленной и отсроченной памяти. Некоторое восстановление наблюдается в течение первых 2 лет после травмы. [ 11 ] У детей с умеренной ЧМТ наблюдается лишь некоторое снижение внимания и способности решать проблемы, но более серьезные последствия для зрительной непосредственной памяти. [ 11 ] Поражения верхних лобных отделов коррелируют с типом исхода, но, что более важно, повреждение подкорковой сети может повлиять на выздоровление из-за поражений в трактах белого вещества. [ 10 ] Дети с тяжелой ЧМТ подвергаются более высокому риску не добиться успехов, соответствующих их развитию, и не догнать сверстников в школе из-за решающего этапа обучения, на котором их нейронные сети нарушаются из-за травмы. [ 11 ]
Поведение
[ редактировать ]У детей и подростков с приобретенной черепно-мозговой травмой когнитивные и эмоциональные трудности, возникающие в результате травмы, могут негативно повлиять на уровень их участия в домашней, школьной и других социальных ситуациях. Это ставит пациента в невыгодное положение, поскольку он не будет таким общительным и не сможет участвовать в школьной жизни, как обычный ребенок. Участие в социальных ситуациях важно для нормального развития детей как средство достижения понимания того, как эффективно работать вместе с другими. Групповая работа сегодня является огромным фактором в учебе, и способность ребенка работать в группах будет неэффективной. Кроме того, часто сообщается, что молодые люди с приобретенной черепно-мозговой травмой обладают недостаточными навыками решения проблем. Это может еще больше помешать их работе в различных академических и социальных сферах. Важно, чтобы программы реабилитации решали эти проблемы, характерные для детей, которые еще не полностью развились на момент травмы.
Возможные общие эффекты
[ редактировать ]Последствия могут варьироваться от относительно легких до катастрофических, но все они в той или иной степени влияют на способность ребенка функционировать в образовательной и/или социальной среде. Показатели образовательного уровня и качества жизни молодых людей, переживших детскую черепно-мозговую травму, значительно ниже, чем у группы непострадавших сверстников. [ 12 ]
Поскольку мозг ребенка находится в стадии «разработки», нарушения, вызванные травмой, полученной в одном возрасте, могут проявиться гораздо позже, поскольку поврежденные области становятся значимыми для ожидаемых этапов развития ребенка . Это известно как «эффект спящего». [ 13 ] и когда взрослые, наблюдающие за ребенком, не знают ни о самой травме, ни о потенциальных последствиях ЛПИ, это часто может привести к неправильному объяснению неспособности добиться академических и социальных успехов как «лени», «подростковых истерик» и «ухода из-под контроля». рельсы».
Очевидно, что повреждение отдельных участков мозга может привести к потере целых областей знаний, навыков и умений, иногда безвозвратно. [ 14 ] Однако часто бывает так, что, хотя некоторые когнитивные способности могут быть оставлены нетронутыми (включая способность извлекать, обрабатывать и манипулировать информацией) и значительная часть предшествующего обучения может сохраняться, развитие ребенка может быть затруднено в академическом и социальном плане из-за других причин. , более функциональные, дефициты. [ 1 ]
Потенциальный социальный ущерб
[ редактировать ]Существует много способов, которыми ребенок с ЛПИ может стать социально незащищенным и отчужденным от своих сверстников после травмы. [ 15 ] и следующее лишь указывает на проблемы, которые могут последовать за повторным введением в группу сверстников.
Распространенным последствием черепно-мозговой травмы является значительное снижение способности обрабатывать информацию и, следовательно, быстро реагировать на нее. [ 16 ] Это может означать, что ребенок не может успевать за потоком разговоров в группе друзей и может медленнее, чем остальная часть группы, улавливать шутки и «подшучивание», оставляя его/ее чувство разочарования и отставания. Какими бы заботливыми и добрыми ни были друзья, им также может быть трудно приспособить эту новую медлительность к своим обычным компромиссам, в результате чего пострадавший ребенок будет отчужден и оставлен в стороне.
Другим эффектом, часто наблюдаемым в результате повреждения уязвимых лобных долей детского мозга, является « расторможенность ». [ 15 ] или сниженная способность сдерживать побуждение сказать или сделать что-то достаточно долго, чтобы понять, правильно ли или уместно это сказать или сделать. Исследования показывают, что подростковый возраст — это время, когда лобные доли мозга — области, которые управляют способностью управлять своим поведением — развиваются достаточно, чтобы позволить ребенку начать «взрослеть» и начать подавлять свои первоначальные импульсы. [ 17 ]
Расторможенность может привести к тому, что ребенок будет говорить сверстникам очевидно обидные или агрессивные вещи, что приведет к антагонизму и смущению. Также может случиться так, что из-за этого ребенок с ЛПИ будет менее способен сдерживать свои реакции на другие провокации, такие как авторитет взрослых, что приводит к явному «плохому» поведению, руководящему своими друзьями (или родителями своих друзей). ), чтобы рассматривать их как неподходящих компаньонов. Расторможенность также может привести к сексуально вредному поведению, особенно в сочетании со сниженным чувством риска и опасности, а ребенок с черепно-мозговой травмой часто может стать уязвимым для эксплуатации со стороны сверстников или незнакомцев.
Снижение способности получать доступ к языку и обрабатывать его и, следовательно, правильно «находить слова», может привести к увеличению склонности к использованию более доступных слов, таких как ругательства или более агрессивные слова, и это, очевидно, может оттолкнуть и обеспокоить друзей. , который мог бы интерпретировать это как гнев или агрессию.
Возможные эмоциональные эффекты
[ редактировать ]Все, чем мы являемся, все, что мы можем сделать и все, что мы чувствуем, управляется функционированием нашего мозга. То, что мы начинаем воспринимать как фундаментальное «я», является продуктом нашего мозга и опыта, который его сформировал.
Когда ребенок получает черепно-мозговую травму, ее последствия могут изменить его или ее академические способности, симпатии и антипатии, группы дружбы, таланты и навыки, планы на будущее, отношения с родителями, братьями и сестрами, физические способности - все, что сделало ребенка личностью. они знали, кем они являются.
Диссонанс между самооценкой до травмы и новой после травмы может переживаться как настоящая травма . [ 18 ] поскольку ребенок пытается примириться с новым «я», «смертью» старого и ограничениями, которые могут быть наложены последствиями травмы.
Потеря академического или спортивного статуса, безразличие или антагонизм со стороны сверстников, ограничение их развивающейся независимости из-за понятного родительского беспокойства — все это может быть воспринято ребенком или подростком с травмой головного мозга почти как тяжелая утрата.
Нередко ребенок с травмой головного мозга испытывает чувство никчемности, депрессии и потери. [ 13 ]
Семейные отношения также могут пострадать в результате травмы, поскольку родители изо всех сил пытаются смириться с чувством утраты своих планов и надежд на своего ребенка, на свою семью и на жизнь, которую они жили вместе до травмы. Братьям и сестрам также может быть трудно смириться с потерей брата или сестры, которых они знали и любили, а также с тем количеством времени, внимания и эмоциональной энергии, которые их родители потратили на травмированного ребенка.
Потенциальная неправильная атрибуция эффектов
[ редактировать ]Приобретенная в детстве травма головного мозга может иметь самые разнообразные последствия для ребенка в разные периоды развития функций его мозга. В зависимости от того, насколько хорошо другой человек информирован о травме и о природе развития мозга , часто можно легко приписать некоторые аспекты поведения (или «представления») ребенка неправильной основной причине. Например, родители и учителя часто ошибочно принимают последствия когнитивных нарушений за физические проблемы, а физические проблемы за «поведенческие».
Примером этого может быть ребенок, которому очень трудно «инициировать» задачу или определить последовательность элементов простой задачи. Когда ребенок не реагирует на то, что кажется простым указанием, например: «Убери свои рисунки, а затем иди туда и переоденься на физкультуру», и через пять минут обнаруживается, что он все еще сидит за своим столом, учитель может прийти к выводу, что он ленив или дерзок.
Точно так же ребенка, у которого в результате травмы появилось нарушение зрения , можно принять за неуклюжего, нескоординированного или просто невнимательного, когда он опрокидывает молочник, или за легкомысленного и невнимательного, когда он пренебрегает решением математических задач, написанных на правая часть доски.
Патофизиология
[ редактировать ]Детский мозг претерпевает драматические изменения и значительное сокращение нейронных сетей на протяжении всего развития . В то время как области первичных чувств и двигательных навыков в основном развиваются к 4 годам, другие области, такие как лобная кора, участвующие в рассуждении более высокого уровня, принятии решений , эмоциях и импульсивности, продолжают развиваться и в подростковом возрасте, и в начале 20-х годов. Таким образом, возраст пациента и состояние развития мозга влияют на то, какие нейронные системы наиболее поражаются после травмы. [ 19 ] Ключевые структурные особенности детского мозга делают ткань головного мозга более восприимчивой к механическим повреждениям во время ЧМТ, чем мозг взрослого: большее содержание воды в ткани головного мозга и снижение миелинизации приводят к снижению сопротивления сдвигу после травмы. Также было показано, что более незрелый мозг имеет увеличенный объем внеклеточного пространства и сниженную экспрессию глиального аквапорина 4, что приводит к увеличению частоты отека мозга после ЧМТ. [ 20 ] Наряду с отсроченным снижением мозгового кровотока эти уникальные особенности развивающегося мозга могут опосредовать дальнейшее вторичное повреждение через гипоксию , эксайтотоксичность , повреждение свободными радикалами и нейровоспаление после первичного повреждения. [ 19 ] [ 20 ] Даже свойства этих вторичных событий различаются в развивающемся и взрослом мозге: (1) в развивающемся мозге сверхэкспрессия и активация рецептора N-метил-D-аспартата (NMDA-R) приводит к увеличению притока кальция и повышенная способность к экситоксичности по сравнению с мозгом взрослого человека и (2) развивающийся мозг имеет более низкую активность глутатионпероксидазы и пониженную способность поддерживать запасы глутатионпероксидазы, поэтому развивающийся мозг более уязвим к окислительный стресс, чем мозг взрослого человека. [ 20 ] Повреждение развивающегося мозга по любому из вышеперечисленных механизмов может нарушить созревание нейронов, что приведет к гибели нейронов, разрушению аксонов и демиелинизации. [ 21 ]
Обучение
[ редактировать ]Существует много разных способов «тренировать» детей с диагнозом «детская черепно-мозговая травма». Обучение в основном проверяет их мозг, чтобы точно увидеть, что не так с пациентом и на каких областях необходимо сосредоточиться для улучшения.
Программа AIM
[ редактировать ]«AIM — это 10-недельная компьютеризированная программа лечения, которая включает в себя постановку целей, использование метакогнитивных стратегий и компьютерные упражнения, предназначенные для улучшения различных аспектов внимания». [ 22 ] «Во время первой встречи с ребенком компьютерная программа проводит врача через процедуру приема, которая помогает определить природу и серьезность проблем с вниманием ребенка, а затем облегчает выбор задач по тренировке внимания и метакогнитивных стратегий, адаптированных к потребностям ребенка. ребенок." Роль клинициста состоит в том, чтобы выбрать конкретные психические области, которые повреждены, а также изменить задачи и стратегии в ответ на улучшение результатов пациентов в сверхурочную работу. [ 22 ] Это полезный способ выяснить, с какими проблемами сталкивается ребенок/подросток, а также помочь ему постепенно улучшить ситуацию с травмой.
Помощь родителей пациентам
[ редактировать ]«Исследователи установили, что вмешательства в области педиатрической BI должны быть нацелены на семью, поскольку изменения в одном члене семьи повлияют на всю семейную систему». [ 23 ] «Во время реабилитации лица, осуществляющие уход, часто проходят обучение навыкам, позволяющим улучшить их способность заботиться о своем ребенке после черепно-мозговой травмы. [ 23 ] Перестройка семьи и корректировка окружения ребенка — это два основных способа, с помощью которых родители могут облегчить страдания своего ребенка, вызванные травмой. Некоторые полезные способы, с помощью которых родители могут перестроить свою семью, включают в себя применение последствий для минимизации проблемного поведения, увеличение количества позитивного общения между родителями и ребенком, получившим травму, а также установление позитивного распорядка дня, который привнесет смысл в повседневную жизнь ребенка. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уикс, Б; Уокер, С. (2005). Обучение детей с приобретенной черепно-мозговой травмой . Абингдон: Дэвид Фултон.
- ^ Андерсон, В; Спенсер-Смит, М; Вуд, А. (январь 2011 г.). «Действительно ли дети лучше выздоравливают? Нейроповеденческая пластичность после раннего инсульта головного мозга» . Мозг . 134 (1): 2197–2215. дои : 10.1093/brain/awr103 . hdl : 10536/DRO/DU:30128655 . ПМИД 21784775 .
- ^ Андерсон В. и др. (август 2011 г.). «Нейроповеденческое восстановление после раннего инсульта головного мозга — ранняя пластичность или ранняя уязвимость: каковы доказательства?» . Мозг . 134 (8): 2197–2221. дои : 10.1093/brain/awr103 . hdl : 10536/DRO/DU:30128655 . ПМИД 21784775 .
- ^ Бах-и-Рита, П. (1990). «Пластичность мозга как основа восстановления функций человека». Нейропсихология . 28 (6): 547–554. дои : 10.1016/0028-3932(90)90033-к . ПМИД 2395525 . S2CID 45957183 .
- ^ Гиза, К. (2006). «Длительные последствия детской черепно-мозговой травмы». Индийский журнал нейротравмы . 3 (1): 19–26. CiteSeerX 10.1.1.320.5102 . дои : 10.1016/s0973-0508(06)80005-5 .
- ^ Кейтли, Мишель (март 2014 г.). «Есть ли доказательства нейродегенеративных изменений после черепно-мозговой травмы у детей и молодежи? Обзорный обзор» . Границы человеческой неврологии . 8 (139): 139. дои : 10.3389/fnhum.2014.00139 . ПМЦ 3958726 . ПМИД 24678292 .
- ^ Ли, Лю (январь 2013 г.). «Влияние детской черепно-мозговой травмы на поведенческие результаты: систематический обзор» . Dev Med Детский Нейрол . 55 (1): 37–45. дои : 10.1111/j.1469-8749.2012.04414.x . ПМЦ 3593091 . ПМИД 22998525 .
- ^ Блум, Д.Р. (май 2001 г.). «Прижизненные и новые психические расстройства после черепно-мозговой травмы у детей». J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 40 (5): 572–579. дои : 10.1097/00004583-200105000-00017 . ПМИД 11349702 .
- ^ Йейтс, нокаут (июнь 2005 г.). «Длительные проблемы с вниманием у детей с черепно-мозговой травмой». J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 44 (6): 574–584. дои : 10.1097/01.chi.0000159947.50523.64 . ПМИД 15908840 .
- ^ Jump up to: а б с Макс Дж. Э. (январь 2014 г.). «Нейропсихиатрия детской черепно-мозговой травмы» . Психиатрические клиники Северной Америки . 37 (1): 125–140. дои : 10.1016/j.psc.2013.11.003 . ПМЦ 3977029 . ПМИД 24529428 .
- ^ Jump up to: а б с Бабикян Т., Асарнов Р. (май 2009 г.). «Нейрокогнитивные результаты и восстановление после детской ЧМТ: метааналитический обзор литературы» . Нейропсихология . 23 (3): 283–96. дои : 10.1037/a0015268 . ПМК 4064005 . ПМИД 19413443 .
- ^ Андерсон В. и др. (2009). «Образовательные, профессиональные, психосоциальные результаты и качество жизни взрослых, переживших черепно-мозговую травму в детстве». Журнал реабилитации после травм головы . 24 (5): 303–312. дои : 10.1097/htr.0b013e3181ada830 . ПМИД 19858964 . S2CID 12030935 .
- ^ Jump up to: а б Болдуин Т. и др. (2006). «Когнитивные дефициты». В Эпплтон Р., Болдуин Т. (ред.). Лечение детей с черепно-мозговой травмой . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 130–167.
- ^ Сэвидж, Колорадо; Уолкотт, Г.Ф. (1995). «Вопросы обучения студентов с черепно-мозговыми травмами». В Сэвидже, Р.; Уолкотт, Г.Ф. (ред.). Руководство для педагога - что педагогам нужно знать об учащихся с черепно-мозговой травмой (3-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация травм головного мозга, стр. 1–10.
- ^ Jump up to: а б Эшворт, Дж (2013). «Как дети с ЛПИ могут реализовать свой потенциал?». Журнал социальной помощи и нейроинвалидности . 4 (2): 20–23.
- ^ Миддлтон, Дж (2001). «Мозговая травма у детей и подростков» . Достижения в психиатрическом лечении . 7 (1): 257–265. дои : 10.1192/апт.7.4.257 .
- ^ Соуэлл Э. и др. (1999). «Доказательства in vivo постподросткового созревания мозга в лобных и полосатых областях» . Природная неврология . 2 (1): 859–861. дои : 10.1038/13154 . ПМИД 10491602 . S2CID 5786954 .
- ^ Американская психиатрическая ассоциация (2000). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам IV (TR) (4-е изд.). Арлингтон: Американское психиатрическое издательство.
- ^ Jump up to: а б Толедо, Э; Лебель, А; Бесерра, Л; Минстер, А; Линнман, К; Малеки, Н; Додик, Д.В.; Борсук, Д. (июль 2012 г.). «Молодой мозг и сотрясение мозга: визуализация как биомаркер для диагностики и прогноза» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 36 (6): 1510–31. doi : 10.1016/j.neubiorev.2012.03.007 . ПМЦ 3372677 . ПМИД 22476089 .
- ^ Jump up to: а б с Бауэр, Р; Фриц, Х. (октябрь 2004 г.). «Патофизиология травматического повреждения развивающегося мозга: введение и краткое обновление». Экспериментальная и токсикологическая патология . 56 (1–2): 65–73. дои : 10.1016/j.etp.2004.04.002 . ПМИД 15581277 .
- ^ Кейтли, ML; Синополи, Кей Джей; Дэвис, К.Д.; Микулис, диджей; Веннберг, Р; Тарталья, MC; Чен, Дж. К.; Татор, Швейцария (2014). «Есть ли доказательства нейродегенеративных изменений после черепно-мозговой травмы у детей и молодежи? Обзорный обзор» . Границы человеческой неврологии . 8 : 139. дои : 10.3389/fnhum.2014.00139 . ПМЦ 3958726 . ПМИД 24678292 .
- ^ Jump up to: а б Сольберг М.М., Харн Б., Макферсон Х., Уэйд С.Л. (сентябрь 2014 г.). «Пилотное исследование по оценке внимания и стратегической тренировки после детской черепно-мозговой травмы». Клиническая практика в детской психологии . 2 (3). дои : 10.1037/cpp0000072 .
- ^ Jump up to: а б с Коул, Уэсли; Паулос, Стефани (2009). «Обзор рекомендаций по семейному вмешательству при приобретенных черепно-мозговых травмах у детей». Обзоры исследований нарушений развития . 15 (2): 159–66. дои : 10.1002/ddrr.58 . ПМИД 19489087 .