Марта Пташинская
Марта Пташиньска (родилась 29 июля 1943 года) — польский композитор , перкуссионистка и профессор музыки Чикагского университета . [ 1 ] Польский музыкальный центр Университета Южной Калифорнии назвал ее «одной из самых известных польских композиторов», а также «виртуозной перкуссионисткой, специализирующейся на исполнении современной музыки». [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Пташиньска родилась в Варшаве , Польша. В 1998 году она была назначена профессором музыки и гуманитарных наук Чикагского университета. С 2005 года она возглавляет кафедру профессора композиции Хелен Б. и Фрэнка Л. Сульцбергеров .
Она была удостоена многих премий и наград, включая стипендию Фонда Саймона Дж. Гуггенхайма, премию Дэнкса Американской искусств и литературы , премию Музыкального фонда Фромма , премию Международной трибуны композиторов ЮНЕСКО академии в Париже , несколько ASCAP Awards и многие другие. В 1995 году награждена Офицерским крестом за заслуги перед Республикой Польша.
Работает
[ редактировать ]Оркестровая музыка
[ редактировать ]Заголовок | Дата составления | Дата премьеры | Премьерный оркестр | Дирижер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Импровизации | (1968) | 26 марта 1971 г. | Краковский филармонический оркестр | Ренард Чайковски | |
Звуковые спектры | (1973) | 22 января 1974 г. | Кливлендский оркестр | Маттиас Бамерт | |
Кристаллиты | (1973–74) | 24 января 1975 г. | Поморский филармонический оркестр , Быдгощ, Польша | Энтони Уит | По заказу Фонда Костюшко в Нью-Йорке. |
Концерт для квартета ударных инструментов и оркестра | (1974) | 10 октября 1974 г. | Симфонический оркестр Сейдж-Сити , Беннингтон, Вермонт | Луи Калабро | По заказу Симфонического оркестра Сейдж-Сити. |
Проведено – Церемониал ветров | (1982) | 18 марта 1983 г. | Чикагский симфонический оркестр , Чикаго | для симфонического оркестра | |
Зимняя сказка | (1984) | 5 мая 1985 г. | Польский камерный оркестр , Лиссабон , Португалия | Ежи Максимюк | для струн. По заказу и посвящению Ежи Максимюку и Польскому камерному оркестру , Вторая премия на Международной трибуне композиторов в Париже, Франция, 1986 г. |
Концерт для маримбы с оркестром | (1985) | 8 мая 1986 г. | Краковский симфонический оркестр радио и телевидения , Краков | Шимон Кавалла | Посвящается Кейко Абэ . Записи: CD, Muza Records , Польша, 1991 г. |
Мечта Чарли | (1988) | Концерт для саксофона с оркестром | |||
Ода восхвалению всех известных женщин | (1992) | 22 марта 1992 г. | Орландо , Филармонический оркестр космического побережья Флориды | Мария Туницка | По заказу Филармонии космического побережья Флориды. |
Фанфары за мир | (1993) | 18 ноября 1994 г. | Цинциннати , Симфонический оркестр Цинциннати | Хесус Лопес-Кобос | По заказу Хесуса Лопеса-Кобоса и Симфонического оркестра Цинциннати. |
Кончерто гроссо | (1996) | 26 января 1997 г. | Варшава, Симфония Варшава | Лорд Иегуди Менухин | для двух скрипок и камерного оркестра |
Фанфары в память о Фредерике Шопене | (1999) | 12 июня 1999 г. | Чикаго, Польско-Американский симфонический оркестр | Войцех Незол | |
Барабан Орфея – Концерт для ударных | (1999–2001) | Написано для Эвелин Гленни и посвящено ей. |
Вокальные и инструментальные произведения
[ редактировать ]Заголовок | Дата составления | Инструментарий | Премьера | Примечания |
---|---|---|---|---|
Сказка о соловьях | (1968) | для баритона и камерного ансамбля | На стихи К. И. Галчинского. | |
Вокализ | (1971) | для женского голоса и вибрафона | 18 июля 1971 года, Брекелен , Нидерланды. | Корнелия ван дер Хорст , сопрано; Марта Пташиньска, атмосфера |
Оскар оперы Альва в 6 картинах | (1971–72, переработка 1986 г.) | для 5 солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас), смешанного хора и оркестра | Телевизионное производство: 1988, Краков, Польша, Польское радио и телевидение (на польском языке с английскими субтитрами). Станислав Зайончковский , директор Краковского оркестра и хора радио и телевидения , Шимон Кавалла , дирижер | Либретто по Лорда Байрона поэме З.Копалко |
Эпиграммы | (1976–77) | для женского хора, флейты, арфы, фортепиано и ударных инструментов | 8 мая 1977 года, Санта-Барбара, Калифорния , Хор «Дорианс», Майкл Ингэм, дирижер. | К древнегреческой поэзии; по-английски. По заказу Хора Дорианцев Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. |
Отличный темный сон | (1977) | для сопрано, флейты и арфы | 22 июня 1979, Понтино , Италия, XV Фестиваль современной музыки. | На Поля Верлена стихотворение (французский/английский) |
Die Sonnet an Orpheus (Сонеты к Орфею) | (1980–81) | для среднего голоса и камерного оркестра | Октябрь 1989, Варшава, Польша, Симфония Варсовия, Ежи Максимюк , дирижер, Ева Подлесь , меццо-сопрано | На Райнера Марии Рильке стихи ; на немецком языке. |
Радуйся, Мария | (версия 1982 года) | для четырех мужских голосов, духовых инструментов, ударных и органа | 10 октября 1982 года, Бостонский собор , Ансамбль новой музыки консерватории Новой Англии. | По заказу Бостонского музыкального общества им. С. Монюшко. |
Радуйся, Мария | (версия 1987 года) | для мужского хора и оркестра | 18 апреля 1988 г., Краков, Польша. | |
Польские буквы (Польские буквы) | (1988) | для ударных, фортепиано, струнного квартета, сопрано, меццо-сопрано, баритона-соли | 15 июля 1989, Королевский замок в Варшаве, Польша, камерный хор и инструментальный ансамбль Варшавской музыкальной академии , Варшавский струнный квартет , Рышард Зимак , дирижер, запись на VHS: Польское телевидение Poltel, Варшава, 1984 | Кантата в честь независимости Польши. К поэзии польских и других европейских поэтов; на польском языке |
Песни отчаяния и одиночества | (1988–89) | для меццо-сопрано и фортепиано | 3 октября 1989 г., Варшавская филармония, Польша, Э. Подлесь и Й. Марчвинский. Записи: CD, Muza Records, Польша, 1991 г. | Стихи Рильке , Верлена , Шекспира , Стаффа и Лорки на языках оригинала. По заказу Ежи Марчвинского для Евы Подлесь солистки . |
Кантата Мемориала Холокоста | (1992) | для трех сольных голосов, смешанного хора и оркестра (ударные, арфа, струнные) | 5 апреля 1992 г., Гленко, Иллинойс ; Лира Зингерс; Люси Дж. Дин (дирижер). Партитура и редукция фортепиано. Записи: CD, POLYGRAM CD ACCORD, Польша, 1996 г. | На поэзию Лесли Вульф Хедли «Пойте для всех людей на Земле» (английский/иврит/идиш/польский). По заказу группы Lira Singers из Чикаго. |
Жидкий свет для меццо-сопрано | (1994–1995) | Фортепиано и ударные | Варшавский осенний фестиваль 1997 года и в полной версии на фестивале современной музыки в Хаддерсфилде , 25 ноября 1997 года. Патрисия Адкинс Чити , меццо-сопрано; Ян Бакл , фортепиано; Марта Пташиньска, перкуссия | На стихи Модены Даффи . По заказу и написанию Патрисии Адкинс Чити |
Песни ликования | (1995) | для женского хора и ударных инструментов | 19 марта 1995 г., Чикаго; «Певцы лиры»; Люси Дин, дирижер | На стихи Модены Даффи . По заказу группы Lira Singers из Чикаго. |
Серебряное эхо далеких колоколов | (1995) | для меццо-сопрано и струнного квартета | 10 декабря 1995 года в Нью-Йорке, в Фонде Костюшко Мэри Хендерсон-Стаки (меццо-сопрано) и струнного квартета Halycon . | На поэзию лорда Теннисона , Лэсли Вульфа Хедли , Дональда Богана , Кшиштофа Келера и Станислава Выспяньского ; по-английски. По заказу Фонда Костюшко |
Камерная музыка
[ редактировать ]Заголовок | Дата составления | Инструментарий | Примечания |
---|---|---|---|
Четыре прелюдии | (1965) | для вибрафона и фортепиано | |
Скерцо | (1967) | для ксилофона и фортепиано | |
Игра-Вечеринка | (1970) | для арфы и вибрафона | |
Мадригалы «Песнь о Соноруме» Игоря Стравинского памяти | (1971) | для деревянных духовых и струнных квартетов, трубы, тромбона и гонга | Первое выступление: март 1972 года, Варшава, Польша, Артисты Варшавской филармонии . Специальное упоминание на конкурсе молодых польских композиторов, 1971 г. |
Каденция | (1972) | для флейты и ударных инструментов | |
Сидералы | (1974) | для двух квинтетов ударных и световой проекции | По заказу и премьере ансамбля ударных инструментов Университета Иллинойса под управлением Томаса дирижера . Сиве Премия Общества ударных искусств 1974 года |
мобильный | (1976) | для двух перкуссионистов | Первое выступление: 10 ноября 1976 года, Беннингтон-колледж , Вермонт, Луи Калабро , Марта Пташиньска. |
Классические вариации | (1976) | для литавр и струнного квартета | Премия 1976 года на Общества ударных искусств. конкурсе композиции |
Синхронность | (1978) | для ударного трио | |
Страны грез, Волшебные пространства | (1979) | для скрипки, фортепиано и 6 ударников | Первое выступление: 13 ноября 1980 года, Ансамбль ударных инструментов консерватории Сан-Франциско , Даниэль Кобиалка , скрипка, Барри Джековски , дирижёр. Международная конференция Общества ударных искусств , Сан-Хосе, Калифорния |
Искра | (1984) | для двух маримб | Первое выступление: 1985 дуэта Tavernier во Франции. |
Лунные Цветы | (1986) | для виолончели и фортепиано | По заказу BBC в Бристоле для дуэта Р. Яблоньского ( виолончель) и К. Боруциньской (фортепиано). Первое выступление в эфире: 14 мая 1986 года, BBC , Англия. Первое живое выступление: 27 сентября 1986 года, Варшава, Польша, 29-й Международный музыкальный фестиваль «Варшавская осень» . Записи: Proviva – Teldec Germany, ISPN 152. |
Аджикан – Раскрывающийся Свет | (1989) | для флейты и ударных инструментов | По заказу и посвящению ансамблю Uroboros в Англии. Первое выступление: 10 сентября 1989 г., в Саутгемптоне. Международная музыкальная неделя |
Поэтические впечатления | (1991) | для духового квинтета и фортепиано | По заказу Варшавского духового квинтета . Записи: CD, DUX Records, Польша (CD года 1996). |
Концерт для саксофона и камерного оркестра. | (1988–90) | для альт-саксофона и тенор-саксофона соло | Написано для Давида Питуча и Sinfonia Varsovia. Первое выступление: 26 июня 1997 г., фестиваль «Месяц европейской культуры» в Любляне, Словения. |
Четыре портрета | (1994) | для струнного квартета | Написано для Вилянувского струнного квартета . Премьера: 22 апреля 1994 года в зале Бруно Уолтера Линкольн -центра в Нью-Йорке. |
Кончерто гроссо | (1996) | для 2-х скрипок и камерного оркестра | Написано как «Подарок на день рождения лорда Иегуди Менухина ». Первое исполнение: 26 января 1997 года, Варшава, Польша, Sinfonia Varsovia и Lord Menuhin. Запись VHS Польского телевидения, Варшава, 1997 г. |
Письмо Солнцу | (1998–2000) | для рамочного барабана, квартета ударных и рассказчика | На стихотворение Юлии Рафальской ; по-английски. Написано для Морриса Лэнга и ансамбля ударных инструментов Бруклинского колледжа . Первое выступление: 8 ноября 2000 года, Нью-Йорк, США, Ансамбль ударных инструментов Бруклинского колледжа , Брайан Уилсон , дирижер |
Фэнтезийная шутка | (1997) | для эуфониума и фортепиано | По заказу Национального духового общества для Международной духовой конференции в Сент-Луисе. Первое исполнение: 29 июня 1997, Сент-Луис , США, Гейл Робертсон , эуфониум |
Манкала | (1997) | для 2-х скрипок | Написано для Ханны Лашерт , скрипачки Нью-Йоркской филармонии . Первое выступление: 18 апреля 1997 года, Нью-Йорк, США. |
Инструментальные и сольные произведения
[ редактировать ]Заголовок | Дата составления | Примечания |
---|---|---|
Вариации для флейты | (1967) | |
Космическая модель для ударных инструментов | (1971–75) | |
Стресс для перкуссии и ленты | (1972) | |
Арабеска для арфы | (1972) | |
Тураку для клавесина | (1974) | |
Прощальный сувенир для фортепиано | (1975) | |
Речитатив, Ариозо и Токката для скрипки. | (1969–75) | |
Два стихотворения для тубы | (1975) | |
Quodlibet для контрабаса и предварительно записанной ленты | (1976) | |
Шесть багателей для арфы | (1979) | |
Граффито для маримбы | (1988) | По заказу Небойши Йована Живковича . Премьера: Европейский перкуссионный конгресс , Германия. Записи: компакт-диск, "Небойша Живкович", "Percussion made in Europe, VOLUME 1", издание Musica Europea, Германия. |
Посвящение И.Я. Падеревскому для фортепиано | (1992) | Премьера: 1992, Вашингтон, округ Колумбия , Ежи Стрыйняк |
Spider Walk для ударных | (1993) | Посвящается Станиславу Скочиньскому . Премьера: 10 ноября 1993 года, Колумбус, Огайо , США, Станислав Скочиньский. |
Элегия: Памяти Иоанна Павла II для альта | (2005) | Премьера: 2005, Рекьявик, Исландия , Майкл Холл |
Мультимедийные работы
[ редактировать ]Заголовок | Дата составления | Примечания |
---|---|---|
Вечер Снобе в Инструментальном театре La Princesse | (1979) | для двух клавишных инструментов, предварительно записанной ленты, мимов и освещения. По заказу и премьера состоялась в 1979 году Аннетт Сакс и Петром Лашертом , Европейский театр живой музыки , Брюссель, Бельгия. |
Музыка для детей
[ редактировать ]Заголовок | Дата составления | Примечания |
---|---|---|
Вариационная сюита для ударных (4) и фортепиано | (1965) | |
Маленькая мозаика для ансамбля ударных инструментов | (1968) | |
Маленькая мексиканская фантазия для ударных и фортепиано | (1971) | Аранжировка мексиканской народной мелодии |
Мелодии из многих стран мира | (1977) | Обработка детских песен для ударных и инструментов |
Путешествия в космос для фортепиано в двух томах | (1978) | Набор из 19 миниатюр. |
Музыка пяти шагов для двух флейт и ансамбля ударных инструментов | (1979) | По заказу Международного общества музыкального образования . Первое выступление: 12 июля 1980 года ученики начальной музыкальной школы им. Э. Млынарского в Варшаве, Польша, во время XIV Всемирного конгресса ISME. |
Миниатюры для фортепиано | (1982) | 14 миниатюр |
Четыре сезона в четыре руки | (1984) | 12 пьес для фортепиано в 4 руки. |
Серебряные нити и другие песни для детей | (1986) | для голоса, хора и ударных в различных сочетаниях на стихи Йозефа Чеховича , на польском языке |
Музыкальная азбука для двух фортепиано. | (1985–86) | Набор из 22 пьес, в основном танцы от А до Я. |
Мистер Маримба - детская опера в 3-х действиях | (1992–95) | Солисты, детский хор и оркестр. На либретто польской писательницы Агнешки Осецкой ; на польском, а также на английском языке. Написано для Национальной оперы в Варшаве, Польша. Первое исполнение: ноябрь 1997 г., Национальная опера в Варшаве. |
Волшебный Доремик - детская опера в 2-х действиях | (2007) | Солисты, детский хор и оркестр. На либретто композитора. Написано для Национальной оперы в Варшаве, Польша. Первое исполнение: 2008, Национальная опера в Варшаве. |
Книги
[ редактировать ]- Пташинская, Марта и Невядомская, Барбара ; Красочный мир перкуссии (1978) Книга по обучению игре на ударных инструментах в 5 томах.
- о Пташиньской (на польском языке) :
Музыка – самый совершенный язык. Беседы с Мартой Пташиньской , Краков/Cracow PWM 2001
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чикагский университет
- ↑ Польский музыкальный центр Университета Южной Калифорнии (архив от 5 июня 2016 г.), по состоянию на 27 сентября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мекна, Майкл и Барбара Звольска-Стеншевеска. 2001. «Пташинская, Марта». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Польские композиторы-классики
- Живые люди
- 1943 года рождения
- Польские женщины-композиторы-классики
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Классические перкуссионисты
- Женщины-композиторы XX века
- Женщины-композиторы XXI века
- Перкуссионисты
- Женщины-перкуссионистки
- Композиторы для карильона