Рафаил Левицкий
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2020 г. ) |
Рафаил Левицкий | |
---|---|
![]() Portrait by Ilya Repin (1878) Finnish National Gallery, Ateneum Art Gallery, Helsinki, Finland | |
Рожденный | Rafail Sergeevich Levitsky 1847 |
Умер | 1940 | ( 1940-00-00 )
Национальность | Российская Империя |
Образование | Императорская Академия Художеств , Санкт-Петербург |
Известный | художник , фотограф |
Движение | Peredvizhniki |
Покровитель(и) | Александр II России , Александр III России , Николай II России , Наполеон III |
Рафаэль [ а ] Сергеевич Левицкий ( русский : Рафаил Сергеевич Левицкий ; 1847–1940) — русский и советский художник жанра, романтик и импрессионист, активный участник передвижнического движения .
Его письма к другу-художнику Василию Дмитриевичу Поленову (1844–1927) представляют собой личный рассказ многих ключевых фигур русского искусства, выставлявшихся при жизни.
Рафаил родился в богатой аристократической семье. Был женат на Анне Васильевне Олсуфьевской. Он приходился троюродным братом Александру Ивановичу Герцену (1812–1870), писателю и выдающемуся общественному деятелю; и сын графа Сергея Львовича Левицкого (1819–1898), одного из основоположников фотографии в России и пионеров фотографии в Европе.
Он был другом писателя графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910), который несколько раз навещал его и его жену и останавливался у него.
Рафаил Левицкий также был профессором искусств и фотографом, известным своими портретами злополучной семьи царя Николая II , последнего императора России.
Образование
[ редактировать ]
В 1866 году Рафаил Сергеевич Левицкий начал свое художественное обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в качестве свободного студента.
Там Рафаил учился непосредственно у Павла Петровича Чистякова (1832–1919) вместе с однокурсниками, среди которых были В. Д. Поленов и И. Е. Репин.
Именно методика преподавания Чистякова, соединившая в себе лучшие традиции академической школы и опыт непосредственного восприятия природы, по общему признанию, привела к развитию реализма в русском искусстве.
Рафаил получил медали в 1867 году — 2 серебряные и в 1872 году — малую и две большие награды.
В 1877 году получил звание «классного художника третьей ступени».
Учитель
[ редактировать ]Рафаил Сергеевич Левицкий был профессором рисунка и росписи по фарфору в Школе Императорского общества почета изобразительных искусств с 1884 года до закрытия школы советскими властями в 1918 году.
Его карьера описана в отчете Николая Макаренко, написанном по заказу Комитета Императорского общества почитания изобразительных искусств и опубликованном в Санкт-Петербурге в 1914 году.
The Association of Peredvizhniki Artists
[ редактировать ]
В 1880 году Рафаил Левицкий вступил в вольнодумное «Товарищество художников -передвижников », стремившееся отойти от академического формализма официальной Академии.
Рафаил Левицкий участвовал в выставках передвижников с 1880 по 1894 год.
Его творческая карьера охватила всю Россию. После открытия в 1883 г. Ростовского музея церковных древностей его имя дважды появляется в книге посетителей музея (начата в 1886 г.). Рафаил посещал этот культурный центр древнерусской архитектуры, церковного и народного искусства в 1900 и 1904 годах.
Картина интерьера Спасительной церкви "На-сенях", найденная в Ростовском Кремле, написана в 1904 году Рафаилом и сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве.
В 1885, 1896 и 1907 годах путешествовал по Италии, где писал на пленэре жанровые и импрессионистические сцены.
В ноябре 1914 года он задокументировал сцену боевых действий русских войск в Силезском наступлении во время Первой мировой войны.
Сегодня Рафаил Левицкий по-прежнему причисляется Союзом художников России к числу великих русских художников.
Friendship with Vasily Dmitrievich Polenov (1844-1927)
[ редактировать ]На протяжении всей жизни Рафаил Сергеевич Левицкий дружил с коллегой-передвижником-художником Василием Дмитриевичем Поленовым . Свежесть колорита Поленова в сочетании с художественной законченностью композиции оказали большое влияние на стиль и трактовку пейзажной живописи самого Левицкого.
Когда Рафаил был холостяком, он жил и работал вместе с Поленовым в «Девичье поле» (название улицы «Девичье поле»), на чердаке Олсуфьевского дома. Этот дом изображен Поленовым на картине «Бабушкин сад» (1878).
Живя там, Левицкий познакомился и женился на Анне Васильевне Олсуфьевской. Он также встретился со Львом Толстым и стал хорошими друзьями со всемирно известным писателем, обсуждая теории Толстого об искусстве и его личную связь с искусством и художниками того времени. В конечном итоге Левицкий в 1896 году напишет портрет Толстого.
Левицкий Поленов Переписка
[ редактировать ]Поскольку Рафаил Сергеевич Левицкий жил и работал в Санкт-Петербурге, мы знакомимся с художественными выставками, которые он посещал и о которых писал в письмах Василию Дмитриевичу Поленову.
В письме, отправленном Поленову в Москву, Рафаил пишет о произошедшей 18 сентября 1869 года академической выставке скульптора Опекушина Александра Михайловича (1838–1923), вылепившего бюст художника Михаила Осиповича Микешина (1835–1896). Он пишет:
«Выставка открыта со вчерашнего дня, но народу мало, да и публике, которая приходит, выставка, похоже, тоже не нравится. Я вам рассказывал о бюсте Микешина работы какого-то неизвестного скульптора? по имени Опекушин. Скульптура эта замечательна по своей работе и сходству с лицом и телом Микешина... была бы это картина, я бы поспорил, что ее сделал сам Микешин. Этот же парень Опекушин показывал и свою. бюст Комисарова».
На третьей Академической выставке в Петербурге, где В. М. Васнецова (1848–1926) выставляла картину «Чаепитие в трактире», посетивший выставку Левицкий писал 8 февраля 1874 года Поленову: «Васнецова, которую вы, очевидно, знаете, чудо из чудес…»
Написав Поленову о работе художника Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910) «Вид Исаакиевского собора», побывав в 1869 году на академической выставке, Левицкий увидел начало того, что будет использованием Куинджи особых световых эффектов для изображения природы, и добился поразительных результатов. результаты. Левицкий пишет: «А. Куинджи написал пейзаж Невы с видом Исаакиевского собора, который прекрасно реализован…»
Дружба с Ильей Репиным (1844-1930)
[ редактировать ]Рафаил Сергеевич Левицкий был одноклассником и близким другом коллеги-передвижника Ильи Репина . Репин набросал изображение Рафаила и написал его портрет в 1878 году, показав раннюю способность Репина не просто рисовать лица, а писать людей полностью, раскрывая свои модели в их естественном состоянии и то, как они общаются.
Когда Репин поселился в Москве в 1876 году, он и Левицкий поехали в Абрамцевскую колонию , усадьбу Саввы Мамонтова, расположенную к северу от Москвы. Савва был одним из самых известных русских меценатов конца XIX века, основавшим в Амбрацеве союз художников.
«На мосту в Абрамцеве» Репина (1879) и «Мост в лесу» Левицкого (1885–1886) — замечательные достижения, показывающие разные подходы этих двух великих художников, пишущих один и тот же сюжет (мост) в одном и том же месте ( Абрамцево).
В 1920 году Илья Репин подарил Финской национальной галерее свой портрет Рафаила Сергеевича Левицкого вместе с коллекцией других его работ.
Today, Rafail Sergeevich Levitsky's portrait by Ilya Repin is on permanent display at the Finnish National Gallery, Ateneum Art Gallery, Helsinki, Finland.
Дружба с писателем графом Львом Николаевичем Толстым (1828-1910).
[ редактировать ]С февраля по март 1896 года и с февраля по март 1897 года Лев Толстой гостил у Рафаила Левицкого и его жены Анны Васильевны Олсуфесской в подмосковном имении Олсуфьевских Никольском. Один раз он пробыл у них две недели, а другой раз пробыл у них целый месяц.
Во время одного из таких визитов Рафаил гостеприимно принял Толстого в своей мастерской и обсудил создание портрета Толстого. Заседание состоялось на втором этаже дома Никольских. Рассказывают, что Левицкий стоя рисовал на мольберте и решил сделать зарисовку, рассматривая правый профиль Толстого. Чтобы облегчить позирование, кто-то читал вслух роман Генрика Сенкевича (1846–1916). Сеанс длился полтора часа. С разрешения Толстого окончательный рисунок был превращен в гравюру и продан в магазинах по всей России.
В мае 1898 года Лев Толстой поехал в Гринёвку, чтобы посетить имение своего сына, графа И. Л. Толстого . Живя там, он еще раз посетил своего друга, помещика Рафаила Сергеевича Левицкого, где тяжело заболел тяжелой дизентерией и пробыл там десять дней. В своем «Дневнике», переведенном Розой Струнской в 1917 году, он пишет об этом времени: «Я ходил с Соней (моей невесткой) к Цуриковам, Афремовым и Левицким. У меня осталось очень приятное впечатление, и я многих полюбил. ; но заболел и не делал своей работы и наделал много шума и Левицкому, и домашним».
Фотограф
[ редактировать ]Отцом Рафаила Левицкого был Сергей Львович Левицкий (1819–1898, Москва, русский: Сергей Львович Львов-Левицкий), который считается патриархом русской фотографии и одним из самых важных пионеров, изобретателей и новаторов фотографии в Европе.
Карьера началась в 1840-х годах, работая дагерротипистом в Германии и Италии; Отец Левицкого лично знал Дагера и ввёл в Россию термин «светопись». Именно он первым предложил идею искусственного освещения предметов в студии, используя наряду с дневным светом электрическое освещение.
За пятидесятилетнюю трудовую жизнь Сергей Левицкий отличился в технической сфере развития фотографии. Именно он сконструировал сильфонную камеру, значительно улучшавшую процесс фокусировки, и именно он ввел сменные декоративные фоны, а также ретушь негативов для уменьшения или устранения технических недостатков.
Сергей, пожалуй, наиболее известен серией фотографий известных художников, писателей и общественных деятелей (среди этих заметных деятелей были Николай Некрасов , Иван Тургенев , Иван Гончаров , Владимир Соллогуб , Федор Тютчев , Петр Вяземский , Александр Струговщиков , Василий Боткин , Иван Панаев , Павел Анненков , Дмитрий Григорович , Александр Герцен , Сергей Волконский и Лев Толстой ). Возможно, именно эта ассоциация побудила Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878) приобрести картину Рафаила Левицкого, которая и по сей день висит в гостиной Музея-квартиры Н.А. Некрасова.
Сергей Левицкий также был одним из основателей первых в России фотографических обществ, автором статей для российского журнала «Фотография» и на протяжении всей своей жизни активно участвовал в организации национальных и международных фотовыставок. Он написал мемуары в двух томах: «Воспоминания старого фотографа» (1892 г.) и «Как я стал фотографом» (1896 г.). Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Парижская студия
[ редактировать ]Между 1859 и 1864 годами Сергей Левицкий управлял фотостудией на улице Шуазель, 22 в Париже, где ранее проживал американский дагерротипист Уоррен Томпсон (он же Уоррен-Томпсон), и присоединился к Французскому обществу фотографии.
Левицкий и Уоррен-Томпсон были связаны в 1847–1849 годах, оба создавали дагерротипы большого формата. Томпсон открыл студию на улице Шуазель, 22 в 1853 году.
В 1864 году Левицкий, в свою очередь, был продан Огюстену Эме Жозефу Ле Жену, на карточках которого было имя Левицкого и информация о том, что он был новым владельцем/преемником (т. е. «успех Лежена»), по крайней мере, до 1867 года, а Лежен повторно использовал негативы, сделанные Левицким, как а также создание собственных изображений.
Лежен также управлял студией на улице Риволи, 106, связанной там с родственником Дени Виктором Адольфом Ле Женем с 1867 года.
Путаница относительно работы студии Левицкого в Париже возникла из-за упоминания «Левицкого», «М. Левицкого» и «Дома Левицкого» в визитных карточках и карточках кабинета Лежена, где его собственность и авторство обычно печатаются в правом нижнем углу. сторона, как «Le Jeune Succ'r».
К 1872 году Le Jeune работал на улице Сент-Оноре, 350, а после того, как Le Jeunes продали студию на улице Риволи Огюсту Ла Планке в 1873 году, а в следующем году студию на улице Сент-Оноре Леону Абрахаму Мариусу Жолио.
Ле Жен числился членом Французского общества фотографии до 1885 года, как и Левицкий, но последнее, скорее всего, является путаницей с датой выхода Лежена.
В 1864 году Левицкий писал о своей парижской карьере в русском журнале «Фотография» (1864, № 3–4), в котором описывал свой большой успех и художественный триумф, «приносивший в его парижскую студию ежедневные заказы в размере около 1500 заказов; многие из которых не может быть заполнено».
Показав на практике, что умелое сочетание естественного и искусственного света позволяет создавать интересные эффекты, фотографии Левицкого получили признание во всей Европе за свое мастерство.
Следуя примеру своего отца, Рафаил Левицкий работал вместе со своим отцом в Париже, размещая свою русскую монограмму Russian : Р Л ; на фотокарточках carte de visite (CDV), когда его рука была задействована в процессе фотографирования.
В 1864 году, когда его отец закрыл студию Левицкого в Париже, Рафаил вместе с отцом вернулся в Россию.
Санкт-Петербургская студия
[ редактировать ]Петербургская мастерская Левицкого 1890-х годов была предприятием отца и сына. На фотокарточках того времени есть характерное имя Левицкого «и сын» (русское : Левицкий и сын) , написанное в виде подписи и напечатанное на оборотной стороне.
После смерти отца Рафаил продолжил работу и традицию портретной студии Левицкого, сделав теперь знаменитые фотографии царя Николая II и царицы Александры и их детей: Великой княгини Ольги Николаевны Российской , Великой княгини Татьяны Николаевны Российской , Великой княгини Марии Николаевны Российской. России , Великая Княгиня Анастасия Николаевна Российская и Алексей Николаевич, Цесаревич Российский . Фотографии Романовых были настолько популярны, что они были воспроизведены для всеобщего обозрения в «Edition A Bon Marché» Рафаила.
Управляя студией в Санкт-Петербурге, Рафаил начал традицию фотографировать обычных российских актеров и обычных русских людей, продолжая при этом работу студии фотографировать более известных россиян, включая Великого князя Михаила Александровича России , российского генерала Алексея Николаевича Куропаткина и Петра. Ильич Чайковский .
Рафаил принимал участие в многочисленных международных и российских фотовыставках, иногда входя в состав жюри. Его работы неоднократно получали награды на международных выставках.
Мастерская Левицкого располагалась по адресу: набережная реки Мойки, 30 (1860-е), Невский проспект, 28 (1890-е) и Казанская улица, 3 (1898, дом не сохранился).
Санкт-Петербургская студия Левицкого продолжала работать до тех пор, пока не была закрыта Советским Союзом в 1918 году.
Первый художник фотографии
[ редактировать ]Рафаил Левицкий считается первым художником в истории, который одновременно является фотографом изобразительного искусства. При его жизни многие знаменитые фотографические портреты Левицкого стали частично или полностью заменой модели художниками, литографами, иллюстраторами и даже граверами, как в случае с портретом Александра III Левицкого, который был использован на российского рубля банкноте .

Однако непреходящее значение Студии Левицкого заключается в их способности понимать и использовать взаимосвязь между искусством и фотографией; понимание того, что фотограф, использующий механическое устройство, создающее изображение, может привнести свой личный дух в готовую фотографию.
Студия считала, что это был не просто процесс создания самых известных фотографий тех, кто есть кто в европейском и североамериканском обществе, но художественная попытка и стремление уловить сущность натурщика и передать ее через запечатленное фотографическое изображение.
Способность Рафаила понимать, применять и развивать научные достижения в фотографии, разработанные его отцом, положила начало утверждению фотографии Рафаила как достойной формы художественного выражения; не менее эффектно, чем картина или скульптура.
Его достижения предшествовали достижениям известных художников-фотографов, таких как Эдгар Дега , который начал фотографировать в 1895 году, и Ман Рэй , который сделал свои первые значительные фотографии только в 1918 году.
Фотографии Рафаила впервые показывают изображения натурщиков в натуралистических позах, при мягком освещении, на натуралистическом фоне и выражающие настоящие чувства, такие как радость, смех или нежность, как на фотографии царицы Александры с Ольгой и Марией (1899).
Сравните аналогичные фотографии того дня, где натурщики стояли прямо, как солдаты, и смотрели на зрителя, как олень, попавший в свет фар встречного автомобиля, и сразу поймешь, почему студия Левицкого была на много впереди своих конкурентов и почему быть художником имело большое значение для раннего развития фотографии.
Наследие
[ редактировать ]Масштабы каталога-резонне Рафаила Левицкого остаются неизвестными. Его влияние на художников, его история и творческие достижения его жизни были стерты в советское время; эпоха, когда аристократическое происхождение и связи с семьей Романовых были причиной жестоких репрессий. Картины, рисунки и архивные документы из коллекции некогда великого русского художника Государственный Русский музей не имеет.
В наиболее полном из когда-либо созданных сборнике, посвященном традициям русской и европейской живописи, под названием «Энциклопедия мирового искусства», изданная «Белым городом»; автор Александр Шестимиров включает художественное творчество Рафаила Левицкого во все три тома – Русская морская живопись – с. 443; Русская пейзажная живопись – с. 888; и русская портретная живопись – с. 1416.
Отдельные работы находятся в Музее-квартире Некрасова, Литейный проспект, 36, Санкт-Петербург; Ставропольский краевой музей изобразительных искусств; Чувашский государственный художественный музей и Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Сегодня самая большая коллекция работ Рафаила Сергеевича Левицкого находится в Частной коллекции Ди Рокко Вилера (DRWC), Торонто, Канада, которая посвящена сохранению памяти, наследия и произведений Рафаила Сергеевича Левицкого и Сергея Львовича Левицкого.
Избранные работы
[ редактировать ]-
Вечернее впечатление в Рапалло, Генуя, Лигурия, Италия. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1885) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Grandfather Vlas. by Rafail Sergeevich Levitsky. (1895) The Chuvash State Art Museum, Chuvashia Republic
-
Вилла и сторожка Триест, Фриули-Венеция-Джулия, Италия. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1907) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Сторожка Триест, Фриули-Венеция-Джулия, Италия. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1907) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Послеполуденное впечатление по Русскому ручью. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1908) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Русский дом. Полдень. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1908) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Hillside Walk Россия. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1908) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Русское Силезское наступление. Рафаил Сергеевич Левицкий. (1914) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Мария Федоровна принцесса Дагмара Датская. Сергея Львовича Левицкого и Рафаила Сергеевича Левицкого. (1881) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Николай II. Сергея Львовича Левицкого и Рафаила Сергеевича Левицкого. (1894) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада.
-
Царь Николай II и семья Рафаил Сергеевич Левицкий. (16 августа 1901, Петергоф) Частная коллекция Ди Рокко Вилера, Торонто, Канада
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется Рафаэль или Рафаэль .
Ссылки
[ редактировать ]
- Бурова Г. К., Гапонов О. И., Румянцева В. Ф. Товарищество передвижных художественных выставок: в 2-х томах. М, Искусство, 1952–1959 гг.
- Чернышев Е.А., Мемориал-усадьба В.Д. Поленова. Каталог. Л, 1964 г.
- Мосензов Г.Н., Каталог: Живопись. Скульптура. Рисунок. – Омск, 1941 г.
- Спиридонов А.Н., Каталог Омск гос. Музей изящных искусств: живопись, графика и скульптура. – Омск, 1955 г.
- Омская область. Музей изобразительных искусств: Рус. расширение Искусство: Живопись, графика, театр.-декорац. Искусство, скульптура. Кот. - Л, 1986 г.
- Путеводитель по Дашковскому собранию изображений русских деятелей. – м. 1882. (Моск. публ. и Румянцев. Музеи)
- Макаренко Николай, Отчет, написанный по заказу Комитета Императорского общества почитания визуальных искусств, изданный в Санкт-Петербурге, 1914 год.
- Толстой Лев Николаевич, Том 84, Письма С. А. Толстому 1887-1910, полное собрание сочинений; письмо, написанное в январе 1895 года.
- Ким Е.В., И.А. Шляков и художественная жизнь Ростова (I. 1880-1890-е гг.) Книги посетителей Ростовского музея церковных древностей.
- Струнская Роза, перевод Журнала Льва Николаевича Толстого в переводе -1917.