Nikolay Nekrasov
Nikolay Nekrasov | |
---|---|
Рожденный | Nikolay Alexeyevich Nekrasov 10 декабря [ ст. ст. ] 1821 г. 28 ноября [ 1 ] Немиров , Bratslavsky Uyezd , Podolia Governorate , Russian Empire [ 1 ] |
Умер | 8 января 1878 г. [ OS 27 декабря 1877 г.] (56 лет) [ 1 ] Санкт-Петербург , Российская Империя [ 1 ] |
Занятие | Поэт, издатель |
Язык | Русский |
Национальность | Русский |
Супруг | Fyokla Viktorova |
Подпись | |
Nikolay Alexeyevich Nekrasov (Russian: Никола́й Алексе́евич Некра́сов , IPA: [nʲɪkɐˈlaj ɐlʲɪkˈsʲejɪvʲɪtɕ nʲɪˈkrasəf] , 10 декабря [ OS 28 ноября] 1821 — 8 января 1878 [ OS 27 декабря 1877]) — русский поэт, писатель, критик и издатель, чьи глубоко сострадательные стихи о русском крестьянстве сделали его героем либеральных и радикальных кругов в Русская интеллигенция середины XIX века, особенно в лице Виссариона Белинского и Николая Чернышевского . Ему принадлежит заслуга введения в русскую поэзию троичных размеров и техники драматического монолога ( «В дороге» , 1845). [ 2 ] Будучи редактором нескольких литературных журналов, в частности «Современника» , Некрасов также пользовался исключительным успехом и влиянием. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Николай Алексеевич Некрасов родился в Немирове (ныне Винницкая область , Украина ), в Брацлавском уезде Подольской губернии . Его отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788–1862) был потомком русских помещиков и офицером Российской Императорской Армии . [ 4 ] Существует некоторая неопределенность относительно происхождения его матери. По данным Брохауза и Ефрона (и это соответствует автобиографическим заметкам Некрасова 1887 года), Александра Закшевская была польской дворянкой, дочерью богатого помещика, принадлежавшего к шляхте . Церковные записи [ нужны разъяснения ] рассказывают другую историю, и современные российские ученые носят ее имя Елена Андреевна. "До недавнего времени биографы поэта утверждали, что его мать принадлежала к польскому роду. На самом деле она была дочерью украинского государственного чиновника Александра Семеновича Закревского, владельца небольшого села Юзвино в Подольской губернии", - Корней Чуковский утверждал в своей книге. 1967. [ 5 ] Петр Якубович утверждал, что записи [ нужны разъяснения ] могли быть подделаны, чтобы скрыть тот факт, что девочку действительно вывезли из Польши без согласия родителей (так утверждает Некрасов в автобиографии). [ 6 ] [ примечание 1 ] Д.С.Мирский придумал другое объяснение этого несоответствия, предположив, что Некрасов "создал культ своей матери, наделил ее невероятными качествами и стал поклоняться ей после ее смерти". [ 7 ]
В январе 1823 года Алексей Некрасов, чин армей-майора, вышел в отставку и перевез семью в свое имение в Грешнево , Ярославской губернии близ реки Волги , где юный Николай провел детские годы со своими пятью братьями и сестрами, братьями Андреем (1820 г.р.), Константином (р. 1824) и Федор (р. 1827), сестры Елизавета (р. 1821) и Анна (р. 1823). [ 3 ] [ 4 ] Досрочный выход из армии, а также работа губернским инспектором вызвали у Алексея Сергеевича сильное разочарование, вылившееся в пьяные ярости как на крестьян, так и на жену. Подобные переживания травмировали Николая и впоследствии определили тематику его основных стихотворений, изображающих тяжелое положение русских крестьян и женщин. Мать Некрасова любила литературу и передала эту страсть сыну; именно ее любовь и поддержка помогли юному поэту пережить травматические переживания детства, отягощенные образами социальной несправедливости, схожими с Федора Достоевского . детскими воспоминаниями [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] «У него было израненное сердце, и эта незаживающая рана послужила источником для его страстных, страдальческих стихов на всю оставшуюся жизнь», — писал последний. [ 4 ]
Образование и литературный дебют
[ редактировать ]В сентябре 1832 года Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, но преждевременно покинул ее. Причинами этого могли быть якобы неприятности с наставниками, на которых он писал сатиры (архивные документы это не подтверждают). [ 10 ] а также настойчивое требование Алексея Сергеевича, чтобы его сын поступил в военную академию. Биограф Владимир Жданов также упоминает о нежелании отца платить за образование своих детей; он наверняка вел в какой-то момент длительную переписку с гимназическим начальством по этому поводу. Наконец, в июле 1837 года он забрал домой двоих старших сыновей, мотивируя это проблемами со здоровьем, и Николаю пришлось провести год в Грешнево, ничем не занимаясь, кроме сопровождения отца в его экспедициях. Качество образования в гимназии было плохим, но именно там вырос интерес Некрасова к поэзии: он восхищался Байроном и Пушкиным , особенно «Одой к свободе» последнего. [ 3 ]
По некоторым данным, затем его «отправил» в Санкт-Петербург отец, но Некрасов в автобиографии утверждал, что это было его собственное решение поехать, и что его брат Андрей помогал ему уговорить отца получить все рекомендации. необходимый. [ 5 ] «К пятнадцати годам вся тетрадь [стихов] сложилась, поэтому мне и захотелось бежать в столицу», — вспоминал он. [ 8 ] Возмущенный отказом сына вступить в кадетский корпус, отец перестал поддерживать его материально. Последовал трехлетний период его «питерских мытарств», когда юноше пришлось жить в экстремальных условиях и однажды даже оказаться в приюте для бездомных. [ 3 ] Дела пошли к лучшему, когда он начал давать частные уроки и сотрудничать с «Литературным приложением к «Русскому инвалиду» , попутно составляя буквари, стихи для детей и водевили , под псевдонимом Перепельский. [ 6 ] В октябре 1838 года Некрасов дебютировал как печатный поэт: его «Мысль» (Дума) появилась в «Сыне Отечества» . [ 11 ] В 1839 году он сдал экзамены на факультет восточных языков Петербургского университета , провалил экзамен и поступил на философский факультет на заочное обучение, где проучился нерегулярно до июля 1841 года. [ 9 ] Спустя годы недоброжелатели обвинили Некрасова в меркантилизме («Миллион был его демоном», - писал Достоевский). Но "восемь лет (1838–1846) этот человек жил на грани голодной смерти... если бы он отступил, помирился с отцом, то снова очутился бы в полном комфорте", - отмечал Якубович. «Он легко мог бы стать блестящим полководцем, выдающимся ученым, богатым купцом, если бы приложил к этому душу», — рассуждал Николай Михайловский , восхваляя упорство Некрасова в следовании своему пути. [ 6 ]
В феврале 1840 года Некрасов опубликовал свой первый сборник стихов « Сны и звуки », используя инициалы «НН» по совету своего покровителя Василия Жуковского , который предположил, что через несколько лет автору, возможно, будет стыдно за свои детские упражнения. [ 11 ] Книга, получившая положительную оценку Петра Плетнёва и Ксенофонта Полевого , была отвергнута Алексеем Галаховым и Виссарионом Белинским . Несколько месяцев спустя Некрасов вернул и уничтожил непроданную часть своей первой коллекции; некоторые сохранившиеся экземпляры с тех пор стали редкостью. [ 9 ] «Сны и звуки» действительно были разрозненным сборником, но не такой катастрофой, как предполагалось, и в нем, хотя и в зачаточном состоянии, были представлены все основные мотивы позднейшей поэзии Некрасова. [ 3 ] [ 6 ]
первый литературный наставник Некрасова Федор Кони , редактировавший театральные журналы ( «Репертуар Русского театра» , затем «Пантеон» , принадлежавший Николаю Полевому Дебютировать ему как литературному критику помог ). Вскоре он стал плодовитым писателем и начал ставить сатиры («Говорец», «Государственный чиновник») и водевили («Актер», «Петербургский ростовщик») для этого издания и « Литературной газеты» . Любовь Некрасова к театру преобладала на протяжении многих лет, и все его лучшие стихотворения ( «Русские женщины» , «Железная дорога» , «Современники» , «Кто счастлив в России? ») имели отчетливый элемент драмы. [ 4 ]
In October 1841 Nekrasov started contributing to Andrey Krayevsky 's Otechestvennye Zapiski (which he did until 1846), writing anonymously. [ 11 ] Шквал прозы, опубликованный им в начале 1840-х годов, был, по общему признанию, ничего не стоит, но несколько его пьес (в частности, « Иголку в мешке не спрятать ») были поставлены в Александринском театре с некоторым коммерческим успехом. [ 4 ] В 1842 году (через год после смерти матери) Некрасов вернулся в Грешнево и помирился с отцом, который теперь весьма гордился достижениями сына. [ 6 ]
В 1843 году Некрасов познакомился с Виссарионом Белинским и вошел в круг его друзей, в который входили Иван Тургенев , Иван Панаев и Павел Анненков . Белинский, одержимый идеями французских социалистов , нашел в лице Некрасова большого сочувствующего, для которого еще свежим воспоминанием были ужасы крепостного права в имении его отца. [ 4 ] «В дороге» (1845) и «Родина» (1846), два ранних реалистических стихотворения Некрасова, восхитили Белинского. [ 12 ] Поэт утверждал впоследствии, что эти ранние беседы с Белинским изменили его жизнь и увековечили память критика в нескольких стихотворениях («Памяти Белинского», 1853; «В.Г. Белинский», 1855; «Сцены из Медвежьей охоты», 1867). Перед своей смертью в 1848 году Белинский предоставил Некрасову права публиковать различные статьи и другие материалы, первоначально запланированные для альманаха, получившего название «Левиафан». [ 4 ]
В середине 1840-х годов Некрасов составил, отредактировал и опубликовал два влиятельных альманаха: «Физиология Петербурга» (1845). [ примечание 2 ] и «Санкт-Петербургский сборник» (1846), в последнем представлен Федора Достоевского первый роман «Бедные люди» . Собрав в себе произведения нескольких начинающих авторов (среди них Иван Тургенев, Дмитрий Григорович , Владимир Даль , Иван Панаев, Александр Герцен , Федор Достоевский), обе книги сыграли важную роль в продвижении новой волны реализма в русской литературе. Несколько стихотворений Некрасова попали в « Первоапрельский сборник юмора», который он опубликовал в апреле 1846 года. Среди раритетов там был роман « Опасность наслаждения тщетными мечтами », написанный в соавторстве Некрасовым, Григоровичем и Достоевским. [ 11 ] Среди художественных произведений, написанных Некрасовым в эти годы, — неоконченный автобиографический роман «Жизнь и приключения Тихона Тростникова» (1843–1848); некоторые ее мотивы позднее встречаются в его стихах («Несчастные», 1856; На улице , 1850, «Извозчик», 1855). Часть ее, «Уголки Петербурга», представленные в « Физиологии Петербурга» , рассматривались позднее как самостоятельная повесть, представитель жанра « натуральной школы ». [ 4 ] [ 13 ]
Sovremennik and Otechestvennye Zapiski
[ редактировать ]In November 1846 Panayev and Nekrasov acquired [ примечание 3 ] популярный журнал «Современник» , основанный Александром Пушкиным, но утративший популярность при Петре Плетневе . Большая часть сотрудников старых «Отечественных записок» , включая Белинского, отказалась от журнала Андрея Краевского и присоединилась к «Современнику», чтобы работать с Некрасовым, Панаевым и Александром Никитенко , номинальным главным редактором. Всего за несколько месяцев Некрасову удалось привлечь к ожившему журналу лучшие литературные силы России. Среди произведений, опубликованных в нем в течение следующих нескольких лет, были «Записки спортсмена» » Дмитрия Григоровича Ивана Тургенева, «Антон Горемыка , Ивана Гончарова » «Обыкновенная история , » Александра Герцена и «Сорока-воровка « Доктор Крупов» . Одним из молодых авторов, открытых Некрасовым, был Лев Толстой , дебютировавший в «Современнике» с трилогией « Детство , отрочество и юность» . [ 4 ]
Некрасову удалось спасти журнал в период «Семи лет тьмы» (1848–1855), когда он балансировал на грани закрытия, а сам он находился под наблюдением охранки. [ 11 ] Чтобы восполнить пробелы, вызванные цензурным вмешательством, он начал писать большие живописные романы ( «Три страны мира» , 1848–1849, «Мертвое озеро» , 1851), в соавторстве с Авдотьей Панаевой , его гражданской женой . [ 4 ] [ 14 ] Его способ подружиться с цензорами, приглашая их на свои еженедельные литературные обеды, оказался еще одной полезной уловкой. Азартные игры (привычка, которую разделяли его предки мужского пола по отцовской линии, из-за которых дед потерял большую часть родового имения) тоже были поставлены на службу, и в качестве члена Английского клуба Некрасов завел много полезных знакомств. [ 4 ]
В 1854 году Некрасов пригласил Николая Чернышевского в «Современник» , в 1858 году Николай Добролюбов одним из крупнейших его сотрудников стал . Это привело к неизбежной радикализации журнала и расколу с его либеральным флангом. В 1859 году отрицательная рецензия Добролюбова возмутила Тургенева и привела к его уходу из «Современника» . [ 11 ] Но приток молодых радикальных авторов продолжался: Николай Успенский , Федор Решетников , Николай Помяловский , Василий Слепцов , Петр Якубович , Павел Якушкин , Глеб Успенский . вскоре на российскую литературную сцену вышли [ 4 ] В 1858 году Некрасов и Добролюбов основали «Свисток сатирическое приложение к «Современнику» » . Первые два номера (1859 г.) составил Добролюбов, с третьего (октябрь 1858 г.) редактором и постоянным сотрудником этого издания стал Некрасов. [ 15 ]
В июне 1862 года, после серии поджогов в Петербурге, в которых обвиняли радикально настроенных студентов, «Современник» был закрыт, а через месяц Чернышевский арестован. В декабре Некрасову удалось добиться «Современника» возобновления работы , а в 1863 году он опубликовал «Что делать?». заключенного автора. [ 4 ]
В 1855 г. Некрасов приступил к работе над своим первым поэтическим сборником, а 15 октября 1856 г. «Стихи Н. Некрасова» получили большое признание публики и критиков. [ 4 ] «Восторг всеобщий. Едва ли можно сказать, что первые стихи Пушкина, или «Ревизор» , или «Мертвые души» имели такой успех, как ваша книга», — писал Чернышевский 5 ноября Некрасову, находившемуся в это время за границей на лечении. [ 16 ] "Nekrasov's poems… brandish like fire," wrote Turgenev. [ 17 ] «Некрасов — кумир нашего времени, обожаемый поэт, он теперь больше Пушкина», — писала мемуаристка Елена Штакенснайдер. [ 4 ] [ 11 ] По возвращении в августе 1857 года Некрасов переехал в новую квартиру в доме Краевских в Литейном переулке в Санкт-Петербурге, где и прожил с тех пор всю оставшуюся жизнь. [ 11 ]
Манифест 1861 года не произвел на Некрасова впечатления. "Это свобода? Больше похоже на фейк, насмешку над крестьянами", - сказал он, как сообщается, Чернышевскому 5 марта, в день публикации "Манифеста". Его первым поэтическим откликом на реформу была «Свобода» («Я знаю, вместо старых сетей изобрели новые...») [ 18 ] и Коробейники (1861). Последняя первоначально была опубликована в серии «Красные книги», начатой Некрасовым специально для крестьянской читательской аудитории. Эти книги распространяли «офены», бродячие торговцы, мало чем отличающиеся от коробейников Тихоныча и Ивана, двух героев поэмы. [ 4 ] После второго выпуска сериал был запрещен цензурой. [ 11 ]
В 1861 году Некрасов начал агитацию за освобождение своего арестованного коллеги Михаила Михайлова , но потерпел неудачу: последний был сослан в Сибирь . Более успешным было его ходатайство об освобождении Афанасия Щапова : указ о разжаловании петербургского историка в монастырь был восстановлен Александром II. [ 11 ] После смерти отца Некрасов в мае 1862 года купил имение Карабиха, посещая его ежегодно до самой смерти. [ 4 ]
В апреле 1866 года, после покушения Дмитрия Каракозова на царя, Некрасов, чтобы спасти «Современник» от закрытия, [ 11 ] написал «Оду Осипу Комиссарову» (человеку, который спас жизнь монарху, оттолкнув Каракозова), чтобы прочитать ее публично в Английском клубе. Другое его поэтическое обращение было приветствием Палача Муравьева , человека, ответственного за жестокое подавление Польского восстания 1863 года , который теперь вел дело Каракозова. Оба жеста оказались тщетными, и в мае 1866 года «Современник» был окончательно закрыт. [ 11 ]
В конце 1866 года Некрасов приобрел «Отечественные записки» , чтобы стать редактором этого издания, его заместителем стал Григорий Елисеев (вскоре к нему присоединился Михаил Салтыков-Щедрин ), а администратором — предыдущий владелец Краевский. [ 11 ] Среди авторов, привлеченных к новой ОЗ, были Александр Островский и Глеб Успенский . Дмитрия Писарева , возглавившего секцию литературной критики, позже сменили Александр Скабичевский и Николай Михайловский . [ 4 ]
В 1869 году ОЗ начал публиковать самое известное стихотворение Некрасова « Кто счастлив в России?». (1863–1876). В 1873 году группа народников в Женеве напечатала неавторизованный « Сборник новых стихов и песен» Некрасова с вводящим в заблуждение названием , в котором были представлены все протестные стихи, запрещенные в России, что явилось ярким признаком того, каким вдохновителем теперь стал поэт для революционного подполья. [ 11 ]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]На протяжении многих лет Николай Некрасов страдал хроническим заболеванием горла. [ 9 ] В апреле 1876 года сильные боли вызвали бессонницу, продолжавшуюся несколько месяцев. В июне Салтыков-Щедрин прибыл из-за границы, чтобы сменить его на посту главного редактора «ОЗ» . Все еще не зная природы болезни, врач Сергей Боткин посоветовал Некрасову поехать в Крым . В сентябре 1876 года он прибыл в Ялту , где продолжил работу над « Кто счастлив в России заключительной частью России » «Пир для всего мира». Запрещенная цензурой, она вскоре начала распространяться в рукописных экземплярах по всей России. [ 11 ] Уже в 1875 году на громком консилиуме под руководством Николая Склифосовского был диагностирован рак кишечника . [ 19 ]
В феврале 1877 года в Ялту со всей страны начали съезжаться группы студентов-радикалов, чтобы оказать моральную поддержку умирающему. Художник Иван Крамской приехал погостить и поработать над портретом поэта. Одним из последних людей, которых встретил Некрасов, был Иван Тургенев, приехавший помириться после многих лет ожесточенной вражды. [ 11 ] Операция, сделанная 12 апреля 1877 года Теодором Бильротом , приглашенным из Вены Анной Алексеевной Некрасовой, принесла некоторое облегчение, но ненадолго. [ 11 ] «В последний раз я видел его всего за месяц до смерти. Он был похож на труп... Он не только хорошо говорил, но сохранял ясность ума, как будто отказываясь верить в близость конца», — вспоминал Достоевский. [ 20 ]
Николай Алексеевич Некрасов скончался 8 января 1878 года. На похороны пришло четыре тысячи человек, и шествие, ведущее к Новодевичьему кладбищу, превратилось в политический митинг. [ 11 ] Федор Достоевский произнес панегирик, назвав Некрасова величайшим русским поэтом со времен Александра Пушкина и Михаила Лермонтова . Одна часть толпы, последователи Чернышевского (с Георгием Плехановым в качестве одного из их лидеров), скандировала: «Нет, он был больше!» [ 21 ] Присутствовали также члены партии «Земля и воля» и других радикальных группировок (с венками «От социалистов»). «Его похороны были одним из самых ярких проявлений популярности, когда-либо приписывавшихся русскому писателю», - сказал Мирский. [ 22 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]С уже замужней Авдотьей Панаевой Николай Некрасов познакомился в 1842 году, когда она уже была многообещающей писательницей и популярной хозяйкой литературного салона. 20-летний Некрасов влюбился, но пришлось несколько лет ждать ее эмоционального отклика и по крайней мере один раз был на грани самоубийства, если вспомнить одно из его стихотворений из цикла Панаевой «Некоторое время тому назад отвергнутое тобой. ..» можно поверить. Несколько лет она «боролась со своими чувствами» (по словам Чернышевского), затем в 1847 году скончалась. «Это был тот счастливый день, который я считаю началом всей своей жизни», — писал позже Некрасов. [ 3 ]
То, как Некрасов переехал в дом Панаева, чтобы завершить высмеиваемый любовный треугольник, рассматривается многими как интерпретация импортированной из Франции идеи «неограниченной любви», которую молодые российские радикалы ассоциировали с социалистическими моральными ценностями. На самом деле картина была сложнее. Иван Панаев , талантливый писатель и журналист, показал себя «семьянином холостяцких замашек», и к моменту приезда Некрасова их брак распался. Авдотья, рассматривавшая гендерное неравенство как грубую социальную несправедливость, считала себя свободной от супружеских обязательств, но все же не желала разрывать связи с хорошим другом. Причудливый романтически-профессиональный коллектив, объединявший коллег и любовников (она продолжала «встречаться» с мужем, доводя до приступов ярости ревнивого жильца), был труден для обоих мужчин, а для женщины в обществе, чуждом подобных экспериментов, — вдвойне. [ 3 ]
Дом Панаевых вскоре стал неофициальной штаб-квартирой « Современника » . В тандеме с Панаевой (использовавшей псевдоним Н. Н. Станицкий) Некрасов написал два огромных романа: «Три страны света» (1848–1849) и «Мертвое озеро» (1851). Отвергнутые многими критиками как не более чем уловка, призванная заполнить пробелы в «Современнике», оставленные цензурными сокращениями, и подвергнутые критике со стороны некоторых коллег (Василий Боткин считал такую выдумку «унизительной для литературы»), в ретроспективе они рассматриваются как неравномерные. но любопытные литературные эксперименты не лишены своих художественных достоинств. [ 3 ]
Стихи Некрасова, посвященные и вдохновленные Авдотьей, образовали Панаевский цикл, который, по словам биографа, составил «в целом... длинное стихотворение, повествующее о страстной, часто болезненной и болезненной истории любви». [ 23 ] [ 24 ] Только по этим стихам можно было судить о характере их бурных отношений. Между ними шла переписка, но Панаева в порыве ярости уничтожила все письма («Теперь плачь! Горько плачь, ты не сможешь их переписать», – упрекал ее Некрасов в стихотворении «Письма». "). Несколько стихов этого цикла стали музыкальными романсами, один из них — «Прости! Не помни дни паденья…» — положили на музыку не менее сорока русских композиторов. начиная с Цезаря Кюи в 1859 году и включая Римского-Корсакова и Чайковского . [ 25 ]
В 1849 году Панаева родила сына, но мальчик вскоре умер. Еще одна смерть Ивана Панаева в 1862 году еще больше разлучила пару. [ 26 ] Однако главной причиной окончательного ухода Панаевой стал «тяжелый» характер Некрасова. По словам Жданова, он был склонен к приступам депрессии, гнева, ипохондрии и мог целыми днями «растягиваться на диване в своем кабинете, сильно раздраженный, рассказывая людям, как он ненавидел всех, но больше всего себя». [ 3 ] «Ваш смех, ваш веселый разговор не могли рассеять мои болезненные мысли/Они лишь свели с ума мой тяжелый, больной и раздраженный ум», – признавался он в стихотворении. [ 27 ]
В 1863 году, еще будучи у Панаевой, Некрасов познакомился с французской актрисой Селин Лефрен, выступавшей в это время в Михайловском театре со своей труппой. Она стала его любовницей; Некрасов, находясь во Франции, несколько раз останавливался в ее парижской квартире; она посетила Карабиху в 1867 году. Селин была родственной душой и делала его поездки за границу радостью, хотя ее отношение к нему описывалось как «сухое». Некрасов помог Селин материально и завещал ей значительную сумму денег (10,5 тысяч рублей). [ 28 ]
В 1870 году Некрасов познакомился и полюбил 19-летнюю Феклу Анисимовну Викторову, деревенскую девушку, для которой он придумал другое имя, Зинаида Николаевна (первоначальное имя показалось слишком «простым»). [ 3 ] Получив личное образование у своего возлюбленного, она вскоре выучила наизусть многие его стихи и фактически стала его литературным секретарем. К Зине относились с уважением литературные друзья поэта, но не Анна Алексеевна, сестра Некрасова, которая находила такой мезальянс неприемлемым. Две женщины помирились в середине 1870-х годов, по очереди присматривая за умирающим поэтом. 7 апреля 1877 года в знак символической благодарности и уважения Некрасов женился у себя дома на Зинаиде Николаевне. [ 29 ]
Работает
[ редактировать ]Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки» получил несколько положительных отзывов, но был признан «безвкусным и посредственным». [ 6 ] Виссарион Белинский . Однако именно Белинский первым распознал в Некрасове талант резкого и остроумного реалиста. «Знаешь ли ты, что ты действительно поэт, и настоящий?» — воскликнул он, прочитав стихотворение «В дороге» (1845), как вспоминал Иван Панаев. По словам Панаева, автобиографическая «Родина» (Родина, 1846), запрещенная цензурой и опубликованная десять лет спустя, «свела Белинского с ума, он выучил ее наизусть и разослал своим московским друзьям». [ 12 ] [ 30 ]
«Когда из тьмы заблуждения...» (Когда из мрака заблужденья..., 1845), пожалуй, первое в России стихотворение о тяжелом положении женщины, доведенной до проституции бедностью , довело Чернышевского до слез. Из «Еду ли я ночью по темной улице...» (Еду ли ночью по улице темной..., 1847), еще одна душераздирающая история о разбитой семье, мертвом ребенке и жене, вынужденной продать свое тело, чтобы добыть денег. за крошечный гроб Иван Тургенев писал в письме Белинскому (14 ноября): «Скажите, пожалуйста, Некрасову, что... [это] довело меня до ума, я повторяю это день и ночь и выучил наизусть». [ 31 ] По мнению историка литературы Д. С. Мирского, ранний стих, начинающийся «Еду ли я по темной улице в ночи...», «действительно вне времени... признается многими (в том числе Григорьевым и Розановым ) чем-то гораздо более важным, чем просто стих – трагическая история об обреченной любви, балансирующей на грани голодной смерти и нравственного падения». [ 7 ]
«Стихи Н. Некрасова» , вышедшие в октябре 1856 года, прославили своего автора. Разделенный на четыре части и открывающийся манифестом «Поэт и гражданин» (Поэт и гражданин), он был организован в сложный гобелен, части которого переплетались, образуя обширные поэтические повествования (например, цикл «На улице »). Первая часть была посвящена реальной жизни людей, вторая часть высмеивала «врагов народа», третья часть раскрывала «друзей народа, настоящих и ложных», а четвертая часть представляла собой сборник лирических стихов о любви и дружбе. Центральным элементом третьей части стала «Саша» (Саша, 1855), ода новому поколению политически настроенных россиян, которую критики считают тесно связанной с тургеневским « Рудином» . [ 4 ] второе издание « Стихов» В 1861 г. вышло (теперь в двух томах). При жизни Некрасова этот постоянно пополняющийся сборник неоднократно переиздавался. [ 4 ] Академический вариант Полного собрания Н. А. Некрасова, готовый к концу 1930-х годов, пришлось отложить в связи с началом Великой Отечественной войны ; он был опубликован в 12 томах Советским Гослитиздатом в 1948–1953 годах. [ 32 ]
1855–1862 годы были годами наибольшей литературной деятельности Некрасова. [ 33 ] One important poem, "Musings By the Front Door" (Размышления у парадного подъезда, 1858), was banned in Russia and appeared in Hertzen's Kolokol in January 1860. [ 11 ] Among others were "The Unhappy Ones" (Несчастные, 1856), "Silence" (Тишина, 1857) and "The Song for Yeryomushka" (Песня Еремушке, 1859), the latter turned into a revolutionary hymn by the radical youth. [ 4 ]
Некрасов ответил на земельную реформу 1861 года «Коробейниками» («Коробейники», 1861), трагикомической историей о двух «корзинщиках», Тихоныче и Иване, которые путешествуют по России, продавая товары и собирая новости. Фрагмент первой части стихотворения превратился в популярную народную песню . [ 4 ] «Самое мелодичное из стихотворений Некрасова — это «Коробейники» , история, которая хотя и трагична, но рассказана в жизнеутверждающем, оптимистическом тоне и вместе с тем имеет другой, сильный и могучий, хотя и причудливый мотив, мотив «Песни странника»» — написал Мирский. [ 7 ]
Среди наиболее известных стихотворений Некрасова начала 1860-х годов были «Крестьянские дети» (Крестьянские дети, 1861), подчеркивающие моральные ценности русского крестьянства, и «Рыцарь на час» (Рыцарь на час, 1862), написанные после приезда автора. на могилу своей матери. [ 34 ] «Орина, солдатская мать» (Орина, мать-солдатская, 1863) прославляла материнскую любовь, бросающую вызов самой смерти, а «Железная дорога» (Железная дорога, 1964), осуждая русский капитализм, «построенный на крестьянских костях», продолжала линию протеста. гимны начались в середине 1840-х годов. [ 4 ]
«Дед Мороз Красный Нос» (Мороз, Красный нос, 1864), гимн русскому национальному характеру, шел вразрез с общим настроением русской интеллигенции того времени, погруженной в самоанализ после жестоких репрессий. Польского восстания 1863 года, предпринятого имперскими войсками. [ 4 ] «Жизнь, эта загадка, в которую тебя бросили, с каждым днем приближает тебя к разрушению, пугает и кажется до безумия несправедливой. Но потом ты замечаешь, что ты кому-то нужен, и вдруг все твое существование наполняется смыслом; ощущение, что ты никому не нужный сирота, ушло», — писал Некрасов Льву Толстому, объясняя идею этого стихотворения. [ 35 ]
В конце 1860-х годов Некрасов опубликовал несколько крупных сатир. «Современники» (Современники, 1865), выпад в адрес растущего российского капитализма и его аморальных покровителей. [ 4 ] Владимир Жданов считает его одним из лучших произведений Салтыкова-Щедрина. Последний тоже похвалил стихотворение за его силу и реализм. [ 36 ] В 1865 г. был принят закон, отменяющий предварительную цензуру, но ужесточавший карательные санкции. Некрасов раскритиковал этот шаг в своем сатирическом цикле « Песни свободного слова », публикация которого доставила «Современнику» еще больше неприятностей . [ 11 ]
В 1867 году Некрасов приступил к циклу «Стихи для русских детей », завершившемуся в 1873 году. Полные юмора и большой симпатии к крестьянской молодежи «Дедушка Мазай и зайцы» (Дедушка Мазай и зайцы) и «Генерал Топает-Медведь» (генерал Топтыгин). по сей день остаются любимцами детей в своей стране. [ 4 ]
Подъем народников в начале 1870-х годов совпал с возобновлением интереса к восстанию декабристов в России. Это отразилось сначала в « Дедушке », 1870, затем в дилогии « Русские женщины» («Княгиня Трубецкая», 1872; «Княжна М. Н. Волконская, 1873»), основанной на реальных жизнеописаниях Екатерины Трубецкой и Марии Волконской . которые последовали за своими мужьями-декабристами в ссылку в Сибирь. [ 4 ] [ 11 ]
В 1870-е годы общий тон поэзии Некрасова изменился: она стала более декларативной, драматизированной, в ней появился повторяющийся образ поэта-священника, служащего «престолу истины, любви и красоты». Более поздняя поэзия Некрасова носит традиционалистский характер, цитируя и восхваляя гигантов прошлого, таких как Пушкин и Шиллер, обменивая политическую сатиру и личную драму на элегические размышления. [ 37 ] По словам биографа Юрия Лебедева, в таких стихотворениях, как «Утро» (Утро, 1873) и «Страшный год» (Страшный год, 1874), Некрасов звучит как предшественник Александра Блока . Потребность подняться над обыденностью в поисках общечеловеческих истин составляет лейтмотив лирического цикла « Последние песни», 1877. [ 4 ]
Среди важнейших произведений Некрасова — его последняя, неоконченная эпопея « Кто счастлив в России?». (Кому на Руси жить хорошо?, 1863–1876), в котором рассказывается история семи крестьян, которые решили спросить различные слои сельского населения, счастливы ли они, но ответ на них никогда не был удовлетворительным. Стихотворение, известное своей схемой рифмовки («несколько нерифмованных четырехстопных ямбов, оканчивающихся пирриевым, сменяются оговоркой в трехстопном ямбе». [ 38 ] ), напоминающая традиционную русскую народную песню, считается шедевром Некрасова. [ 4 ] [ 9 ]
Признание и наследие
[ редактировать ]Николай Некрасов считается одним из величайших русских поэтов XIX века, наряду с Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым. [ 4 ] В 1850-х и 1860-х годах Некрасов (при поддержке двух своих младших друзей и союзников, Чернышевского и Добролюбова) стал лидером политизированного, ориентированного на социальную справедливость течения в русской поэзии (развившегося из основанной Гоголем естественной школы в прозе) и оказал сильное влияние на молодую радикальную интеллигенцию. «Склонность русского студента «слиться с народом» была вызвана не западным социализмом, а народнической поэзией Некрасова, которая пользовалась огромной популярностью среди молодежи», — утверждал революционный поэт Николай Морозов . [ 39 ]
В 1860 году начала формироваться так называемая «школа Некрасова» в русской поэзии, объединяющая таких поэтов-реалистов, как Дмитрий Минаев , Николай Добролюбов, Иван Никитин , Василий Курочкин и другие. Чернышевский хвалил Некрасова за начало «нового периода в истории русской поэзии». [ 4 ]
Некрасову приписывают то, что он был первым редактором Федора Достоевского , чей дебютный роман « Бедные люди» попал в « Санкт-Петербургский сборник» 1845 года , который, наряду со своим предшественником, «Физиологией Санкт-Петербурга» , сыграл решающую роль в продвижении реализма в русской литературе. . Многолетний редактор и издатель «Современника» , Некрасов превратил его в ведущее русское литературное издание своего времени, продолжив тем самым наследие Пушкина, его создателя. В течение 20 лет устойчивой и осторожной литературной политики «Современник» служил культурным форумом для всех крупнейших русских писателей, в том числе Достоевского, Ивана Тургенева и Льва Толстого , а также собственных стихов и прозы Некрасова. Однако годы его руководства «Современником» были омрачены противоречиями. По словам Мирского, «Некрасов был гениальным редактором, и его дар добывать лучшую литературу и лучших авторов в разгар их актуальности граничил с чудом», но он также был «прежде всего, безжалостным манипулятором, для которого любые средства оправдывали цель», и он «бесстыдно эксплуатировал энтузиазм своих низкооплачиваемых авторов». [ 7 ]
Консерваторы среди современников считали его опасным политическим провокатором. «Некрасов — прямой коммунист ... Он открыто призывает к революции», — сообщал Фаддей Булгарин в письме начальнику русской охранки в 1846 году. [ 42 ] Либеральные недоброжелатели ( среди них Василий Боткин , Александр Дружинин , Иван Тургенев) были в ужасе от того, как «в его стихи прокрадываются безобразные, антисоциальные вещи», как Борис Алмазов : выразился [ 43 ] и «антипоэтический» стиль его стихов (Григорьев, Розанов). [ 44 ] «То, как он такую прозаическую тему облекает в поэтическую форму, просто немыслимо», — писал Алмазов в 1852 году. [ 45 ] «Некрасов определенно не художник», — настаивал Степан Дудышкин в 1861 году. [ 46 ]
Нападки правых и правоцентристов не причинили репутации Некрасова никакого вреда и «только укрепили [его] позиции как духовного лидера радикальной молодежи», как утверждал Корней Чуковский. Больший вред нанесли (по мнению того же автора) те его радикальные последователи, которые, восхваляя «Некрасова-трибуна», не смогли оценить его «гения новатора». [ 47 ] «Его талант был замечателен если не своим величием, то тем, как прекрасно он отражал состояние России своего времени», — писал вскоре после смерти Некрасова один из его соратников и соратников Григорий Елисеев . [ 48 ] «Некрасов был по большей части поэтом-назидателем и как таковой... склонным к высокопарности, манерности и порой неискренности», - полагал Максим Антонович . [ 49 ] Георгий Плеханов , прославлявший в статье 1902 года «Некрасова-революционера», настаивал на том, что «его читать надо... несмотря на отдельные недостатки формы» и его «несоответствие требованиям эстетического вкуса». [ 50 ]
Согласно одной точке зрения (сформулированной, в частности, Василием Розановым в его очерке 1916 года), Некрасов в контексте русской истории литературы был «инопланетянином... пришедшим из ниоткуда» и выросшим в деструктивного «антипушкина». заставил своим мощным, но безыскусным стихом разбить традицию «сияющих гармоний», заложенную классиком. [ 41 ] Десятилетиями ранее Афанасий Фет описывал стихи Некрасова как «жестяную прозу» рядом с «золотой поэзией» Пушкина. Корней Чуковский страстно выступал против таких взглядов и посвятил целую книгу « Некрасов-мастер » освещению стилистических новаций поэта и прослеживанию «идеологической генеалогии », как он выражался, от Пушкина через Гоголя и Белинского к Некрасову. [ 33 ] [ 51 ] Мирский, отдавая должное усилиям Чуковского, все же видел в Некрасове великого новатора, пришедшего сначала разрушать, а затем создавать: произведение есть именно смелое создание новой поэзии, не скованной традиционными мерками вкуса», — писал Мирский в 1925 году. [ 7 ]
Современные российские ученые считают Некрасова первопроходцем русской поэзии XIX века, который, по словам биографа Юрия Лебедева, «так смело исследовал новые пути ее развития, что до него это было просто немыслимо». Смешивая общественное сознание и политическую риторику с такими консервативными поджанрами, как элегия , традиционный романс и романтическая баллада, он открыл новые пути, особенно для русских модернистов, некоторые из которых ( Зинаида Гиппиус , Валерий Брюсов , Андрей Белый и Александр Блок ) выражали восхищение поэтом. , ссылаясь на него как на влиятельного человека. [ 4 ] Владимир Маяковский сделал то же самое в начале 1920-х годов, предполагая, что Некрасов как «блестящий мастер на все руки» идеально вписался бы в новую советскую поэтическую сцену. [ 52 ]
Некрасов обогатил традиционную палитру русского поэтического языка, добавив в нее элементы сатиры, фельетона, реалистического этюда и, главное, фольклорно-песенных построений. «Из всех поэтов XIX века он был единственный, кому был так близок дух русской народной песни, которой он никогда не подражал – душа у него была душа народного певца», – утверждал Мирский. «Что отличает его стихи, так это песенность», — писала Зинаида Гиппиус в 1939 году. [ 53 ] «Величайшим достижением в жанре народной русской песни», по мнению Миского, является стихотворение « Кто счастлив на Руси?». , стиль его «совершенно своеобразен, очень характерен и монолитен. Никогда поэт не предается своему обычному стенанию и ведет повествование в тоне резкой, но добродушной сатиры, очень в духе простого крестьянского разговора... Полный необычайной словесной выразительности, энергии и многих открытий, это одно из самых оригинальных русских стихотворений XIX века». [ 7 ]
Некрасов признан сатириком-новатором. До него социальная сатира в России была «назидательной и карательной»: поэт-сатирик должен был «подниматься высоко над своими объектами, чтобы легко бомбардировать их шквалом обжигающих слов» (Лебедев). Драматический метод Некрасова предполагал полную близость рассказчика к своему герою, которого он «разыгрывал» как актер, раскрывая мотивы, используя не гнев, а сарказм, то иронически восхваляя злодеев («Размышления у входной двери»), то предоставляя предметы своего сатирирует трибуну для длинных, саморазоблачающих монологов («Моральный человек», «Фрагменты путевых зарисовок графа Гаранского», «Железная дорога»). [ 4 ]
Однако самого Некрасова интересовал гораздо больше, чем стилистические эксперименты, вопрос о том, «может ли поэзия изменить мир», и в каком-то смысле он дал на него ответ, став безусловно самой влиятельной политической фигурой в русском XIX веке. литература. Владимир Ленин считал его «великим русским социалистом». [ 54 ] и по привычке относился к своему наследию как к цитатнику, которым он сдирал кожу с врагов направо и налево. [ 40 ] В советские времена ученые были склонны продвигать ту же идею, прославляя Некрасова как «поэта-социала-демократа», «боровшегося за угнетенных» и «ненавидящего богатых». [ 55 ]
Однако, в отличие от многих своих радикальных союзников, Некрасов высоко ценил православие и «традиционные русские национальные ценности». "Он обладал необыкновенной силой идеализации, и потребность создавать богов была самой глубокой из его потребностей. Главным из этих богов был русский народ; рядом с ним стояли столь же идеализированные и субъективно обусловленные мифы его матери и Белинского", - отмечал Мирский. Поэзией Некрасова восхищались и обильно цитировали либералы, монархисты и националисты, а также социалисты. [ 55 ] Некоторые его строки (например, «Сеят разумное, доброе, ветчное...» – «Пилить семена всего разумного, доброго, вечного...» или «Суждены вам благие порыви/ Но свершить ничево не дано». – «Благими намерениями ты наделен / Но изменить ничего не можешь») стали банальными афоризмами в России, злоупотребляемыми во всевозможных полемиках. [ 56 ]
Поскольку вердикты о наследии Некрасова неизменно зависели от политических взглядов рецензентов, объективная оценка поэзии Некрасова стала затруднительной. Как отмечал в 1925 году Д. С. Мирский, «несмотря на огромную популярность среди радикалов и на дань уважения, воздаваемую ему как поэту такими врагами, как Григорьев и Достоевский, едва ли можно сказать, что Некрасов воздал должное при жизни. Даже его почитатели восхищались дело было скорее в его поэзии, чем в ее манере, и многие из них считали, что Некрасов был великим поэтом только потому, что материя имела большее значение, чем форма, и, несмотря на то, что он писал нехудожественно, его поэзию продолжали оценивать по партийной линии. , отвергнутый целиком правым крылом и восхваляемый, несмотря на свою неадекватную форму, левыми. Лишь в сравнительно недавнее время он обрел свою силу, и его большая оригинальность и новизна были полностью оценены». [ 7 ]
Память
[ редактировать ]К столетию со дня его рождения в 1921 году было ознаменовано изданием Н. А. Некрасова: К столетию со дня рождения Павла Лебедева-Полянского . Усадьба Некрасова в Карабихе , его петербургский дом, а также редакция журнала «Современник» на Литейном проспекте теперь являются национальными культурными памятниками и общественными музеями русской литературы. Многие библиотеки названы в его честь. Одна из них — Центральная универсальная научная библиотека имени Некрасова в Москве. Украинский композитор Тамара Малюкова Сидоренко (1919–2005) положила на музыку некоторые из своих стихов. [ 57 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]
|
Пьесы[ редактировать ]
Вымысел[ редактировать ]
|
|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Якубович отверг некогда популярное представление о том, что польскую девушку похитил приезжий русский офицер против ее воли, указав на «Мать», автобиографический стих Некрасова, описывающий эпизод, когда он обнаружил в своих семейных архивах письмо своей матери, написанное лихорадочно (и, очевидно, в порыве страсти, на французском и польском языках), что наводило на мысль, что она, по крайней мере какое-то время, была глубоко влюблена в армейского капитана.
- ^ Термин «физиология» применялся в те времена к краткому литературному очерку реальной жизни, подробно описывающему жизнь определенного социального слоя, группы специалистов и т. д.
- ^ Панаев пожертвовал 35 тысяч рублей. Помещик Казанской губернии Григорий Толстой среди спонсоров не был, вопреки утверждениям некоторых российских источников. Толстой, снискавший расположение русских революционных кругов во Франции середины XIX века (и даже упомянутый в переписке Маркса с Энгельсом как «пламенный русский революционер», который после долгой беседы с Марксом заявил о своем намерении продать все свое имение и отдать деньги на революционное дело, но как будто забыл об обещании по возвращении домой) действительно обещал Некрасову дать необходимую сумму, но не произвел ни копейки, по очерку Корнея Чуковского « Некрасов и Григорий Толстой .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Nikolay Alekseyevich Nekrasov . Encyclopaedia Britannica.
- ^ Цижевский, Дмитрий (1974). История русской литературы XIX века . Издательство Университета Вандербильта. п. 104. ISBN 0826511880
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Zhdanov, Vladimir (1971). "Nekrasov" . Molodaya Gvardiya Publishers. ЖЗЛ (The Lives of Distinguished People) series . Retrieved 13 January 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Lebedev, Yu. V. (1990). "Nekrasov, Nikolai Alekseyevich" . Russian Writers. Biobibliographical Dictionary. Vol. 2. Ed. P.A.Nikolayev. Moscow. Prosveshchenye Publishers . Retrieved 1 May 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Chukovsky, K.I. (1967) Commentaries to N.A.Nekrasov's Autobiography. The Works by N.A.Nekrasov in 8 vols . Khudozhestvennaya Literatura, Moscow. Vol. VIII. pp. 463–475.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Якубович, Петр (1907). «Николай Некрасов. Его жизнь и творчество» . Библиотека биографий Флорентия Павленкова . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мирский, Д.С. (1926). "Некрасов Н.А. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года. (Русский перевод Р.Зерновой)" . Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. Стр. 362–370 . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Nekrasov N.A. Materials for Biography. 1872. The Works by N.A.Nekrasov in 8 vol. Khudozhestvennaya Literatura, Moscow. 1967. Vol. VIII. Pp. 413–416.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Некрасов Николай Алексеевич» . Русский биографический словарь. 1911.
- ^ Сочинения А. Скабичевского, Том. II, СПб., 1895, стр.245.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Garkavi, A.M. N.A.Nekrasov's biography. Timeline. The Works by N.A.Nekrasov in 8 vol. Khudozhestvennaya Literatura, Moscow. 1967. Vol. VIII. Pp. 430–475
- ^ Перейти обратно: а б Панаев Иван. Литературные мемуары. Ленинград, 1950. С.249.
- ^ Zhdanov, p. 335.
- ^ Энциклопедия континентальных женщин-писательниц, Том 1, Тейлор и Фрэнсис, 1991.
- ^ Максимович, А. Ю. Некрасов в "Свистке". Литературное наследие. Академия наук СССР. 1946. Том. 49/50. Книга I. Стр. 298–348
- ^ Полное собрание сочинений Н.Чернышевского, Том. XIV. С. 321.
- ^ Полное собрание сочинений И.Тургенева в 28 томах. Письма. Том. III. С. 58.
- ^ Zhdanov, p.364
- ^ Цейтлин, А. Г. (1934). Некрасов Николай Алексеевич. Литературная энциклопедия. Том 7. (Ред.) Луначарский А.В. (на русском языке). Москва: ОГИЗ РСФСР. стр. 100-1 678–706 . Получено 16 апреля.
- ^ Достоевский, Ф.М. (2006) Дневник писателя . Русская классика. Москва. п. 601
- ^ Достоевский, Ф.М. (2006) Дневник писателя . Русская классика. Москва. п. 604
- ^ Мирский, Д.С. (1926). Некрасов Н. А. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года . (сокращенная версия) Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd., стр. 362–370. ISBN 9780810116795 .
- ^ Yevgenyev-Maximov, V. The Life and Works of N. A. Nekrasov, Vol. 2. 1950, р. 272.
- ^ Кузьменко, Павел. Самые скандальные треугольники российской истории. Москва, Издательство Астрель2012.
- ^ Иванов, ГК (1966) Русская поэзия в музыке . Москва. стр. 245–246.
- ^ Chukovsky, Korney. N. A. Nekrasov and A. Y. Panayeva. 1926
- ^ Ni smekh, no govor tvoi vesyoly / Ne progonyali tyomnykh dum: / Oni besili moi tyazholy, / Bolnoi i razdrazhonny um.
- ^ Stepina, Maria. Nekrasov and Celine Lefresne-Potcher [ постоянная мертвая ссылка ] . Комментарии к одному эпизоду биографии. Некрасов Альманах. Издательство «Наука», Санкт-Петербург, Том XIV. Стр. 175–177.
- ^ Skatov, Nikolai. Fyokla Anisimovna Viktorova, alias Zinaida Nikolayevna Nekrasova. Molodaya Gvardiya. The Lives of Distinguished People series. 1994. ISBN 5-235-02217-3
- ^ Chukovsky, K.I., Garkavi, A.M. (1967) The Works by N.A.Nekrasov in 8 vol. Khudozhestvennaya Literatura, Moscow. Commentaries. Vol. I. pp. 365–415
- ^ Turgenev, Ivan. Letters in 13 volumes. Vol.I, Moscow-Leningrad, 1961, p. 264.
- ^ Notes to the Works by N.A.Nekrasov in 8 vol. Khudozhestvennaya Literatura, Moscow. 1967. Vol. I. P. 365.
- ^ Перейти обратно: а б Корней Чуковский. Учителя и предшественники. Гоголь. IV. 77–141
- ^ Ковалевский, П.М. Стихи и воспоминания. Петроград, 1912. С. 279.
- ^ Полное собрание Н. А. Некрасова . Москва, 1952. Том. X. С. 344–345.
- ^ Zhdanov, 376.
- ^ Skatov, N.N. Nekrasov. Contemporaries and Followers// Современники и продолжатели. P.258
- ^ Террас, Виктор. История русской литературы. п. 319. ISBN 0-300-04971-4
- ^ Morozov, N.A. Stories of My Life // Повести моей жизни. Moscow, 1955.Vol I. P. 352).
- ^ Перейти обратно: а б Чуковский, Т.В, стр.470
- ^ Перейти обратно: а б Rozanov, Vasily. Novoye Vremya, 1916, No.4308. 8 January
- ^ Щеголев, Павел. Один эпизод из жизни В.Г. Белинского. Дни прошлого. 1906. № 10, с. 283
- ^ Boris Almazov, Moskvityanin , No.17. Section VII. P.19
- ^ Apollon Grigoryev. Moskvityanin. 1855, Nos. 15–16, p.178
- ^ Moskvityanin , 1852. No.13. Section V, p. 30.
- ^ Otechestvennye Zapiski , 1861, No.12, pp. 87, 194
- ^ Chukovsky, Korney (1966) Nekrasov the Master. The Works by Korney Chukovsky . Khudozhestvennaya Literatura Publishers. Moscow. Vol. 4, pp. 186–187
- ^ Otechestvennye Zapiski . 1878. No.3, p. 139.
- ^ Slovo . 1878. No.2, pp. 116–117.
- ^ Plekhanov, G.V. Iskusstvo i Literatura //Art and Literature. Moscow, 1848. P.624
- ^ Korney Chukovsky. Nekrasov and Pushkin. The Works by Korney Chukovsky. Khudozhestvennaya Literatura Publishers. Moscow. 1966. Vol.4
- ↑ Чуковский, Том IV, с.371
- ^ Гиппиус, Зинаида (1939). «Загадка Некрасова (сборник «Арифметика любви»)» . Росток, 2003, Санкт-Петербург . Проверено 1 мая 2014 г.
- ↑ Чуковский, Том V, с.492
- ^ Перейти обратно: а б Чуковский, Т.В, стр.472
- ^ Чуковский, Том V, стр.484
- ^ Коэн, Аарон И. (1987). Международная энциклопедия женщин-композиторов (Второе издание, переработанное и дополненное изд.). Нью-Йорк. ISBN 0-9617485-2-4 . OCLC 16714846 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Several poems by Nekrasov translated into English
- Works by Nikolai Alekseevich Nekrasov at Project Gutenberg
- Работы Николая Некрасова или о нем в Интернет-архиве.
- Works by Nikolay Nekrasov at LibriVox (public domain audiobooks)
- Английские переводы трех стихотворений Бабетты Дойч и Авраама Ярмолинского, 1921 г.
- Английские переводы 4 коротких стихотворений
- Английский перевод «Дружеской переписки между Москвой и Петербургом» в The Hopkins Review
- Некоторые тексты Николая Некрасова на русском языке
- Nekrasov Library
- 1821 рождений
- 1878 смертей
- Люди из Немирова
- People from Bratslavsky Uyezd
- Поэты-мужчины из Российской Империи
- Русские поэты-мужчины
- Редакторы из Российской Империи
- Литературные критики Российской империи.
- Романисты Российской Империи.
- Русские автобиографы
- Сатирики Российской Империи.
- Поэты XIX века из Российской империи.
- Писатели XIX века из Российской империи.
- Драматурги и драматурги XIX века Российской империи.
- Писатели-мужчины XIX века из Российской империи
- Смертность от колоректального рака
- Смертность от рака в Российской империи
- Захоронения на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург)