Александр Герцен
Александр Герцен | |
---|---|
Рожденный | Aleksandr Ivanovich Herzen 6 апреля 1812 г. |
Умер | 21 января 1870 г. Париж, Франция | (57 лет)
Альма-матер | Московский университет |
Эра | Философия XIX века |
Область | русская философия |
Школа | Западники Аграрный популизм |
Основные интересы | Политика , экономика , классовая борьба |
Известные идеи | Аграрность |
Подпись | |
Александр Иванович Герцен ( русский : Алекса́ндр Ива́нович Герцен , латинизированный : Александр Иванович Герцен ; 6 апреля [ OS 25 марта] 1812 - 21 января [ OS 9 января] 1870) был русский писатель и мыслитель, известный как предшественник русского социализма и один из основные предшественники аграрного популизма (являясь идейным родоначальником народников , эсеров , трудовиков и аграрной американской популистской партии ). Своими произведениями, многие из которых были написаны во время ссылки в Лондоне, он пытался повлиять на ситуацию в России, способствуя созданию политического климата, который привел к освобождению крепостных в 1861 году. Он опубликовал важный социальный роман « Кто виноват? » (1845–46). Его автобиография « Мое прошлое и мысли» (написана в 1852–1870 гг.). [ 1 ] часто считается одним из лучших образцов этого жанра в русской литературе .
Жизнь
[ редактировать ]Герцен (или Герцен) был внебрачным сыном богатого русского помещика Ивана Яковлева и Генриетты Вильгельмины Луизы Хааг из Штутгарта . Яковлев дал сыну фамилию Герцен, потому что тот был «дитя сердца» (нем. Herz ). [ 2 ]
Он приходился двоюродным братом графу Сергею Львовичу Левицкому , считавшемуся патриархом русской фотографии и одним из самых важных первопроходцев, изобретателей и новаторов фотографии в Европе. В 1860 году Левицкий увековечил Герцена на знаменитой фотографии.
Герцен родился в Москве, незадолго до вторжения Наполеона в Россию и кратковременной оккупации города. Его отцу после личного свидания с Наполеоном было разрешено покинуть Москву, согласившись доставить письмо французов российскому императору в Петербург. Его семья сопровождала его на русские позиции. [ 3 ]
Через год семья вернулась в Москву и оставалась там до окончания учебы Герцена в Московском университете . В 1834 году Герцен и его давний друг Николай Огарев были арестованы и преданы суду за участие в фестивале, где стихи Соколовского исполнялись нелестные царю . Он был признан виновным и в 1835 году сослан в Вятку (ныне Киров), на северо-востоке Европейской России. Он оставался там до 1837 года, когда сын царя, великий князь Александр (который впоследствии стал царем Александром II ) в сопровождении поэта Жуковского посетил город и выступил от его имени. Герцену разрешили уехать из Вятки во Владимир , где он был назначен редактором городской официальной газеты. [ 4 ] В 1837 году он сбежал со своей двоюродной сестрой Натальей Захариной. [ 5 ] тайно женился на ней.
В 1839 году он был освобожден и в 1840 году вернулся в Москву, где познакомился с литературным критиком Виссарионом Белинским , находившимся под его сильным влиянием. По прибытии он был назначен секретарем графа Александра Строганова. [ 6 ] в министерстве внутренних дел в Петербурге ; но из-за жалобы на смерть, причиненную исправником, был отправлен в Новгород , где был статским советником до 1842 года. В 1846 году умер его отец, оставив ему большое наследство. [ 4 ]
В 1847 году Александр эмигрировал с женой, матерью и детьми в Италию, чтобы больше никогда не возвращаться в Россию. Из Италии, узнав о революции 1848 года , он поспешил в Париж, а затем в Швейцарию . [ 4 ] Он поддержал революции 1848 года , но горько разочаровался в европейских социалистических движениях после их провала. Герцен приобрел репутацию политического писателя. Его активы в России были заморожены из-за его эмиграции, но барон Ротшильд , с которым его семья имела деловые отношения, добился освобождения активов, которые номинально были переданы Ротшильдам.
У Александра и его жены Натальи было четверо детей. Его мать и один из сыновей погибли в результате кораблекрушения в 1851 году. У его жены был роман с немецким поэтом Георгом Гервегом . [ 1 ] В 1852 году Наталья умерла от туберкулеза. [ 7 ] и Александр уехал из Женевы в Лондон, где поселился на долгие годы. [ 4 ] Он нанял Мальвиду фон Мейзенбуг для обучения своих дочерей. Изданиями своей «Свободной русской прессы» , которую он основал в Лондоне в 1853 году, он пытался повлиять на ситуацию в России и улучшить положение боготворимого им русского крестьянства.
В 1856 году к нему в Лондоне присоединился его старый друг Николай Огарев . Они вместе работали над русским журналом » Колокол « . Вскоре у Александра завязался роман с Натальей Тучковой, женой Огарева, дочерью героя войны генерала Тучкова . У Тучковой и Александра было трое детей. Огарев нашел новую жену и дружба между Герценом и Огаревым сохранилась. [ 8 ]
Герцен провел время в Лондоне, организовав Международную ассоциацию рабочих , хорошо познакомившись с революционными кругами, включая таких, как Бакунин и Маркс . [ 9 ] Именно во время своего пребывания в Лондоне Герцен начал делать себе имя благодаря «разжиганию скандалов», когда он сказал Бакунину, только что прибывшему после побега из сибирского заключения, что Маркс обвинил его в том, что он был русским агентом; на самом деле они были в очень хороших отношениях. [ 10 ]
В 1864 году Герцен вернулся в Женеву, а через некоторое время уехал в Париж, где умер в 1870 году от осложнений туберкулеза. Первоначально похороненный в Париже, его останки месяц спустя были перевезены в Ниццу. [ 11 ]
Политические позиции
[ редактировать ]Герцен продвигал идеи западника Виссариона Белинского после его смерти в 1848 году. На него повлияли Вольтер , Шиллер , Сен-Симон , Прудон и особенно Гегель и Фейербах . Герцен начинал как либерал, но все больше принимал социализм. Он навсегда покинул Россию в 1847 году, но его информационный бюллетень «Колокол», издававшийся в Лондоне с 1857 по 1867 год, пользовался большим вниманием. Герцен объединил ключевые идеи Французской революции и немецкого идеализма. Он не любил ценности буржуазии или среднего класса и искал аутентичности среди крестьянства. Он боролся за освобождение русских крепостных, а после того, как это произошло в 1861 году, он ужесточил свои требования относительно конституционных прав, общей собственности на землю и правления народа. [ 12 ]
Герцен разочаровался в революциях 1848 года , но не разочаровался в революционной мысли. Он стал критиковать тех революционеров 1848 года, которые были «настолько возмущены реакцией после 1848 года, настолько раздражены всем европейским, что поспешили в Канзас или Калифорнию». [ 13 ] Герцен всегда восхищался Французской революцией и широко разделял ее ценности. В своих ранних произведениях он рассматривал Французскую революцию как конец истории, заключительный этап социального развития общества, основанного на гуманизме и гармонии. На протяжении всей своей молодости Герцен считал себя революционным радикалом, призванным бороться с политическим гнетом Николая I в России . По сути, Герцен боролся против правящих элит Европы, против христианского лицемерия, за свободу личности и самовыражение.
Он продвигал как социализм, так и индивидуализм и утверждал, что полный расцвет личности лучше всего может быть реализован в социалистическом порядке. Однако он всегда отвергал великие повествования, такие как предопределенное положение, к которому должно прийти общество, и его труды в изгнании пропагандировали малую общественную жизнь при защите индивидуальной свободы со стороны невмешательства правительства.
Сочинения
[ редактировать ]Его литературная карьера началась в 1842 году с публикации на русском языке эссе «Дилетантизм в науке » под псевдонимом Искандер, турецкой формой его христианского имени. Его второй работой, также на русском языке, были « Письма об изучении природы» (1845–46). В 1847 году появился его роман « Кто виноват?» Это рассказ о том, как домашнее счастье молодого гувернера, женившегося на непризнанной дочери русского сластолюбца старого типа, тупого, невежественного и гениального, тревожит русский сластолюбец новой школы, умный, образованный и бездушен, и нет возможности сказать, кто больше виноват в трагическом финале. [ 14 ]
Также в 1847 году в русской периодике были опубликованы рассказы, которые впоследствии были собраны и напечатаны в Лондоне в 1854 году под названием Прерванные « рассказы ». В 1850 году появились два произведения, переведенные с русских рукописей, « С другого берега» и «Письма Франции и Италии» . На французском языке также появились его эссе Du Developpement des idées Revolutionnaires en Russie и его «Воспоминания» , которые после печати на русском языке были переведены под названием Le Monde russe et la Revolution (3 тома, 1860–1862) и были частично переведено на английский язык как «Моя ссылка в Сибирь» (2 тома, 1855 г.). [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]- Legend (Легенда, 1836) [ 15 ]
- Elena (Елена, 1838) [ 15 ]
- Записки молодого человека (1840) [ 15 ]
- Дилетантизм в науке [ 16 ] (1843) [ 15 ]
- Who is to Blame? (Кто виноват?, 1846) [ 15 ]
- Мимоездом (Мимоездом, 1846) [ 15 ]
- Dr. Krupov (Доктор Крупов, 1847) [ 15 ]
- Thieving Magpie (novel) (Сорока-воровка, 1848) [ 15 ]
- Русский народ и социализм [ 16 ] (Русский народ и социализм, 1848)
- С другого берега [ 17 ] (1848–1850)
- Письма из Франции и Италии (1852 г.)
- Избранные философские произведения [ 16 ] 1956
- Мое прошлое и мысли : Мемуары Александра Герцена.
Свободная российская пресса
[ редактировать ]Основав в Лондоне в 1853 году свою « Свободную русскую прессу» , [ 18 ] о судьбе которого он дал интересный отчет в книге, изданной (на русском языке) в 1863 году, он опубликовал большое количество русских произведений, все против системы правления, преобладающей в России. Некоторые из них были эссе, такими как его «Крещенная собственность» (1853 г.), критика крепостного права ; другими были периодические издания: « Полярная звезда» (или «Полярная звезда» ), « Колокол» (или «Колокол» ) и « Голоса из России» (или «Голоса из России» ). [ 14 ]
Будучи первым независимым российским политическим издателем, Герцен начал издавать «Полярную звезду» — обзор, который появлялся нечасто, а позже к нему присоединился «Колокол» — журнал, издававшийся в период с 1857 по 1867 год на личные средства Герцена. Оба издания приобрели большое влияние благодаря нелегальному распространению на территории России; Говорили, что их читал сам император. Обе публикации дали Герцену влияние в России, сообщая с либеральной точки зрения о некомпетентности царя и российской бюрократии .
В течение первых трех лет своего существования «Русская свободная пресса» печатала, не продав ни одного экземпляра, и с трудом смогла доставить ни одного экземпляра в Россию; поэтому, когда наконец книготорговец купил «Крещенскую собственность» на 10 шиллингов , удивленные редакторы отложили полсоверена на особое почетное место. Смерть императора Николая в 1855 году привела к полному изменению. Сочинения Герцена и журналы, которые он редактировал, массово ввозились в Россию контрабандой, и их слова звучали по всей стране и по всей Европе. Их влияние росло. [ 14 ]
1855 год дал Герцену повод для оптимизма; Александр II взошел на престол, и реформы казались возможными. Герцен призывал царский режим «вперед, вперед» к реформам. В 1856 году в «Полярной звезде» В 1857 году Герцен был взволнован возможностью социальных перемен при Александре II: «Новая жизнь явно кипит в России, даже правительство увлекаясь этим». [ 19 ] Газета The Bell сообщила, что правительство рассматривало возможность освобождения крепостных в июле 1857 года, добавив, что у правительства не было возможности решить этот вопрос. Однако к 1858 году полное освобождение крепостных не было достигнуто, и Герцену стало нетерпимо относиться к реформам. К маю 1858 года газета «Колокол» возобновила кампанию за полное освобождение крепостных. После того, как реформа эмансипации 1861 года в России была проведена, кампания The Bell сменилась на «Свободу и землю» — программу, которая пыталась добиться дальнейших социальных изменений в поддержку прав крепостных. Александр II предоставил крепостным свободу, были перестроены суды, был установлен суд присяжных и в значительной степени предоставлена свобода печати. [ 4 ]
Современная репутация
[ редактировать ]Герцен вызвал критику как со стороны либералов, выступавших против насилия, так и со стороны радикалов, считавших Герцена слишком мягким. [ 20 ] Либералы во главе с Борисом Чичериным и Константином Кавелиным считали, что свобода личности будет достигнута путем рационализации общественных отношений. Их этатистской разновидности либерализма противостоял Герцен, поскольку он предполагал, что российское общество эволюционирует к идеальному государству, основанному на гегелевском взгляде на разум. Они считали, что революционеры лишь отложат создание идеального государства, а Герцен считал, что, наоборот, они слепы к исторической реальности.
Русские радикалы не любили Герцена как слишком умеренного. Радикалы, такие как Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, хотели большей приверженности насильственной революции и отказа от всякой надежды на царя -реформатора . Радикалы просили Герцена использовать «Колокол» в качестве рупора насильственной радикальной революции, но Герцен отклонил эти просьбы. Он утверждал, что российские радикалы не были едины и недостаточно сильны, чтобы добиться успешных политических изменений, заявив: «Вы хотите счастья, я полагаю? Осмелюсь сказать, что хотите! Счастье нужно завоевать. Если вы сильны, примите его. Если вы слабы, придержите язык». [ 21 ] Герцен опасался, что новое революционное правительство просто заменит диктатуру другой диктатурой.
Радикалы называют Герцена либералом, не желающим немедленных перемен, но Герцен отвергает их призывы к переменам такими темпами, которые обеспечат успех. Герцен ненадолго присоединился к другим российским либералам, таким как Кавелин, чтобы способствовать крестьянскому «пробуждению» в России. [ 22 ] Герцен продолжал использовать «Колокол» как средство продвижения единства со всеми слоями российского общества, выступая за создание национального парламента .
Однако его надеждам выступить в качестве объединяющей силы положило конец Январскому восстанию 1863/1864 годов, когда либеральная поддержка царской мести полякам положила конец связи Герцена с ними; Герцен защищал дело повстанцев. Это нарушение привело к сокращению читательской аудитории «Колокола» , который прекратил публикацию в 1867 году. К моменту его смерти в 1870 году Герцен был почти забыт.
Влияние в 19 и 20 веках
[ редактировать ]«Есть два автора, для которых я пропагандирую: один — Герцен, другой — Шестов . Оба совершенно порядочные, открытые, открытые сердца люди».
Герцен выступал против аристократии, правившей Россией XIX века, и поддерживал аграрно-коллективистскую модель общественного устройства . [ 24 ] Рост популизма к 1880 году привел к положительной переоценке его произведений. В России отчетливо западное понятие «прогресса» было заменено консервативным обещанием модернизации, основанной на внедрении современных технологий для обслуживания существующей системы. Обещание модернизации на службе самодержавия напугало Герцена, который предупреждал о России, управляемой « Чингисханом с телеграфом ». [ 25 ]
Помимо популизма , Герцена также помнят за его неприятие коррумпированного правительства любого политического толка и за его поддержку прав личности. , и это не привело к тому, что в его мысли доминировала какая-либо конкретная теория или одна доктрина. был гегельянцем В юности он [ 26 ] Герцен пришел к убеждению, что на сложные вопросы общества невозможно ответить и что россияне должны жить моментом, а не делом, по сути жизнь - это самоцель. Герцен нашел большее понимание, не впадая в крайности, а живя беспристрастно, позволяя ему в равной степени критиковать конкурирующие идеологии. Герцен считал, что великие доктрины в конечном итоге приводят к порабощению, жертвоприношениям и тирании.
Толстой заявлял, что он никогда не встречал другого человека «с таким редким сочетанием блестящего блеска и глубины». Герцен был героем философа XX века Исайи Берлина . Слова Герцена, которые Берлин повторял наиболее настойчиво, были словами, осуждающими принесение людей в жертву на алтарь абстракций, подчинение реалий индивидуального счастья или несчастья в настоящем славным мечтам о будущем. Берлин, как и Герцен, считал, что «конец жизни — это сама жизнь» и что каждую жизнь и каждую эпоху следует рассматривать как самостоятельную цель, а не как средство для достижения какой-то будущей цели. Берлин назвал автобиографию Герцена «одним из великих памятников русскому литературному и психологическому гению, достойным стоять рядом с великими романами... Тургенева и Толстого ». [ 27 ]
«Русские мыслители» (The Hogarth Press, 1978), сборник берлинских эссе, в которых фигурирует Герцен, послужил источником вдохновения для Тома Стоппарда « Берег утопии» трилогии , представленной в лондонском Национальном театре в 2002 году и в нью-йоркском Линкольн-центре. в 2006–2007 гг. действие которых происходит на фоне раннего развития русской социалистической мысли, революций 1848 года Пьесы, и последующего изгнания, исследуют жизнь и интеллектуальное развитие, среди других русских, анархиста Михаила Бакунина , литературного критика Виссариона Белинского , писателя Ивана Тургенева. и Герцен, чей персонаж доминирует в пьесах.
См. также
[ редактировать ]Пустяки
[ редактировать ]Герцен – главный герой трилогии пьес Тома Стоппарда 2002 года «Берег Утопии» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Граймс, Уильям (25 февраля 2007 г.). «Открытие Александра Герцена заново» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Констанс Гарнетт, примечание к Александру Герцену, «Мое прошлое и мысли» (Беркли: University of California Press, 1982), 3, n1.
- ^ Шедден-Ральстон 1911 , с. 402.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шедден-Ральстон 1911 , с. 403.
- ↑ Письма из Франции и Италии, 1847–1851 гг.
- ^ «Спор между Строгановым и Строгоновым» .
- ^ Э. Х. Карр, Романтические изгнанники (Хармондсворт, Penguin Books, 1949), с. 91.
- ^ Мосс, Уолтер Г. (1 марта 2002 г.). Россия в эпоху Александра II, Толстого и Достоевского . Гимн Пресс. п. 63. ИСБН 978-0-85728-763-2 .
- ^ Лейер, Марк (2006). Бакунин: Творческая страсть . Пресса «Семь историй» . п. 180. ИСБН 978-1-58322-894-4 .
- ^ «Франц Меринг: Карл Маркс (гл.13а)» . www.marxists.org .
- ^ Карр, 1933 г.
- ^ Владимир К. Кантор, «Трагедия Герцена, или соблазнение радикализмом». Российские исследования по философии 51.3 (2012): 40-57.
- ↑ А. Герцен, «Концы и начала: Письмо к И. С. Тургеневу» (1862), в « Воспоминаниях Александра Герцена» , Том IV. Чатто и Виндус. Лондон (1968). п. 1683.
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Шедден-Ральстон, Уильям Ралстон (1911). « Герцен, Александр ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 402–403. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Александр Герцен на Lib.ru
- ^ Перейти обратно: а б с «Избранные философские сочинения» . Издательство иностранных языков. 1956.
- ^ «Избранные философские сочинения» . Издательство иностранных языков. 1956.
- ^ Партридж, Моника . «Герцен, Огарев и их свободная русская пресса в Лондоне», The Anglo-Soviet Journal, март 1966 г.
- ↑ А. Герцен, «Еще одна вариация на старую тему, Письмо к X» (И. С. Тургенев, 1857), в « Воспоминаниях Александра Герцена» , Том IV. Чатто и Виндус. Лондон (1968), с. 1561.
- ^ Келли, «Светящийся след»: Герцен, Прудон и роль интеллектуального революционера, в современной интеллектуальной истории (2005), 2: 179-205.
- ↑ А. Герцен, «Ещё раз Базаров. Письмо I» (1868), в « Воспоминаниях Александра Герцена» , Том IV. Чатто и Виндус. Лондон (1968), с. 1753.
- ^ Д. Оффорд, Портреты ранних русских либералов (1985). Издательство Кембриджского университета. Кембридж. п. 200.
- ^ Рамин Джаханбеглу, Беседы с Исайей Берлином (Лондон, 2000), стр. 201–2.
- ^ Вентури, Ф., Корни революции: история популистских и социалистических движений в России девятнадцатого века (1960). Вайденфельд и Николсон. Лондон. п. 4.
- ^ Бертрам Д. Вулф (2018). Революция и реальность . Книги прессы UNC. п. 349. ИСБН 978-1-4696-5020-3 .
- ^ И. Берлин, Русские мыслители (1979). Хогарт Пресс. Лондон. стр. 191-192.
- ^ И. Берлин, Русские мыслители (1979). Хогарт Пресс. Лондон. п. 209.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эктон, Эдвард . Александр Герцен и роль интеллектуального революционера, издательство Кембриджского университета, 1979.
- Карр, Э. Х. Романтические изгнанники: портретная галерея девятнадцатого века , Виктор Голланц, 1933; Компания Фредерика А. Стокса, 1933 год.
- Коутс, Рут. «Ранняя интеллектуальная карьера Бахтина и Герцена: к философии поступка», Исследования восточноевропейской мысли, Vol. 52, № 4, декабрь 2000 г.
- Экардт, Юлиус. Современная Россия, Смит, Элдер и компания, 1870 г.
- Гэвин, В.Дж. «Герцен и Джеймс: свобода как радикал», Исследования советской мысли, Vol. 14, № 3/4, сентябрь/декабрь 1974 г.
- Гренье, Светлана. «Кто виноват? Герцена: Риторика новой морали», Славянский и восточноевропейский журнал, Vol. Т. 39, № 1, весна, 1995 г.
- Искандер, Фасиль. Александр Герцен (1812–1870): русский в душе, европеец по духу, швейцарец по усыновлению. Блуждание пророческого свидетеля, Meandre Editions, Фрибур, 1997. ISBN 2-88359-017-6
- Келли, Эйлин. «Разрушение идолов: Александр Герцен и Фрэнсис Бэкон», Журнал истории идей, Vol. 41, № 4, октябрь/декабрь 1980 г.
- Келли, Эйлин М. Открытие случая: жизнь и мысли Александра Герцена, издательство Гарвардского университета, 2016, ISBN 978-0-674-73711-2 .
- Малия, Мартин Эдвард . Александр Герцен и рождение русского социализма, Гроссет и Данлэп, 1965.
- Морсон, Гэри Сол . «Герцен: герой скептического идеализма» (рецензия на Эйлин М. Келли, «Открытие шанса: жизнь и мысли Александра Герцена» , издательство Гарвардского университета, 592 стр., $39,95), The New York Review of Books , vol. LXIII, нет. 18 (24 ноября 2016 г.), стр. 45–46, 48.
- Орлова-Копелева Раиса : Когда замолчал колокол. Последний год жизни Александра Герцена, Карин Крамер Верлаг, Берлин 1988, ISBN 3-87956-190-7
- Пальмьери, Ф. Аурелио . «Самые ранние теоретики русской революции», « Католический мир» , Vol. CVIII, октябрь 1918 г. / март 1919 г.
- Партридж, Моника . «Александр Герцен и английская пресса», Славянское и восточноевропейское обозрение, Vol. 36, № 87, июнь 1958 г.
- Партридж, Моника (1 января 1984 г.). Александр Герцен: 1812-1870 («Александр Герцен: собрание этюдов») . ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. ISBN 978-92-3-102255-5 .
- Ржевский, Николай. «Форма хаоса: Герцен и война и мир», Русское обозрение, Том. 34, № 4, октябрь 1975 г.
- Смит-Питер, Сьюзен. Представляя российские регионы: субнациональная идентичность и гражданское общество в России девятнадцатого века. Брилл, 2018.
- Вайдемайер, Уильям Кэннон. «Герцен и Ницше: связь в возникновении современного пессимизма», Russian Review, Vol. 36, № 4, октябрь 1977 г.
- А. Андреев; Д. Цыганков, ред. (2010). Императорский Московский университет: 1755-1917: Энциклопедический словарь . Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). стр. 153–155. ISBN 978-5-8243-1429-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Александром Герценом, на Викискладе?
- Статья Тома Стоппарда о Герцене в лондонской газете Observer.
- АЛЕКСАНДР II И ЕГО ВРЕМЕНА: Повествовательная история России в эпоху Александра II, Толстого и Достоевского (с несколькими главами о Герцене). Архивировано 12 января 2006 г. в archive.today.
- Герцен: Революционер Кейт Гессен (Житель Нью-Йорка)
- Александр Герцен и русский (духовный) пейзаж (на японском языке)
- Архив документов Александра Ивановича Герцена в Международном институте социальной истории
- Американская Циклопедия . 1879. .
- 1812 рождений
- 1870 смертей
- Писатели из Москвы.
- Жители Московского уезда.
- Выходцы из Российской империи немецкого происхождения
- Писатели XIX века из Российской империи.
- Философы XIX века из Российской империи
- Писатели XIX века из Российской империи.
- Писатели-мужчины XIX века из Российской империи
- Мемуаристы Российской Империи
- Философы экономики
- Философы социальных наук
- Политические философы
- Агностики из Российской Империи
- Социальные философы
- Выпускники МГУ
- Западники