Лесопилка

Сахаптин - это ряд племен коренных американцев , которые говорят на диалектах сахаптина . Племена Сахаптина населяли территорию вдоль реки Колумбия и ее притоки в северо -западном регионе Тихого океана в Соединенных Штатах . Сахаптин-говорящие народы включали Кликитат , Киттитас , Якама , Ванапум , Палус , Нижняя Змея , Скинпа , Уолла Уолла , Уматилла , Тенино и Нез Персе .
Территория
[ редактировать ]Согласно ранним письменным отчетам, сахаптин-говорящие народы населяли южную часть бассейна Колумбии в Вашингтоне и Орегоне . Деревни были сконцентрированы вдоль реки Колумбия , от каскадных порогов до близкого участия, штат Вашингтон , и вдоль реки Снейк от уст до близкой к границе Айдахо . Тесно связанное племя Nez Perce жила на востоке. Вдоль притоков были дополнительные деревни, в том числе реки Якимы , Дешуты и Уолла Уолла . Несколько деревень были расположены к западу от Каскадных гор на юге Вашингтона, в том числе деревни верхнего племени Коулиц , и некоторые из Klickitat . Западная часть территории Сахаптина была разделена с племенами Чинузана .
Наследство
[ редактировать ]Они принадлежат Шахаптскому лингвистическому запасу , к которому принадлежат также Nez Perce , с которым они поддерживали тесные дружеские отношения. Они часто конкурировали с племенами, говорящими на Салишане на своей северной границе, включая Flathead , Coeur d'alene и Spokane . Они были хронически на войне с Блэкфитом , Кроу и Шошони на востоке и юге.
Они называют себя ни мии пуу , что означает просто «народ» или «мы, люди». Название Сахаптин или Саптин было термином, данным салишанскими племенами и принятыми европейскими американцами. Когда в 1805 году Льюис и Кларк проходили через этот район, эти люди назывались Чопунниш , возможно, еще одной формой Саптина. Популярное и официальное название Nez Percé, «пронзительное носы», первоначально было дано людям француз-канадскими ловцами. Термин упоминается в бывшем обычаи народа ношения стоматологической оболочки через дыру, скучную в перегородке носа.
В 1805 году Сахаптин пронумеровался, согласно наиболее надежным оценкам, вероятно, более 6000. В течение 19 -го века их число резко сократилось, в основном из -за смертности от новых инфекционных заболеваний. Причины были непрекращающимися войнами с более мощным черным ножом в предыдущие годы; потраченная эпидемия лихорадка и кори (1847) от контакта с иммигрантами; оспа и другие инфекционные заболевания после оккупации страны шахтерами после 1860 года; потери в войне 1877 года и последующие удаления; и оптовое распространение потребления из -за внешнего контакта. В 1848 году они были официально оцениваются в 3000; К 1910 году они официально сообщили о 1530 годах.
Культура
[ редактировать ]Система кланов была неизвестна. Вожди были факультативными, а не наследственными, управляя помощью совета. Их группы были децентрализованы, и не было высшего племенного вождя.
Размещение
[ редактировать ]Их постоянные дома были общинными сооружениями, иногда круглыми, но чаще продолговались, около 20 футов (6,1 м) шириной и длиной от 60 до 90 футов (от 18 до 27 м), со рамками полюсов, покрытых ковриками. В интерьере пол был вырыт ниже уровня земли, а Земля поднялась по бокам для изоляции. Открытое пространство в центре крыши, позволило спасти дыма. Внутри были пожары вдоль центра на расстоянии от 10 до 12 футов (от 3,0 до 3,7 м) друг от друга, каждый пожар служил двум семьям на противоположных сторонах дома, а семейные участки иногда разделяются ковриками. Один дом может укрыться более ста человек. Льюис и Кларк упоминают один, достаточно большой, чтобы разместить почти пятьдесят семей. Во временных экспедициях они подняли буйволокожие типис или укрытия для кистей.
Они также использовали поты и менструальные домики. Постоянный пот представлял собой неглубокую подземную раскопки, крытая полюсами и землей и постельное с травой. Молодые и незамужние мужчины спали здесь в зимний сезон. Они иногда проводили церемонии пота путем, производимым заливкой воды на горячие камни, помещенные в центр.
Были также временные поты, которые использовались, в свою очередь, обоими полов. У него была структура стержней ивы, покрытые одеялами, а нагретые камни были приведены внутрь пожаров. Менструальная домика была построена для уединения женщин в течение менструального периода и в течение короткого периода до и после родов. Это была подземная структура, значительно больше, чем пот, и вступила с помощью лестницы сверху. Обительники готовили в одиночку, и им не разрешалось касаться каких -либо статей, используемых посторонними, из -за убеждений о силе крови.
Мебель состояла в основном из платформ постельных. Женщины изготовили сорта корзин и мешков, сотканных из порывов или травы, и использовали деревянные растворы для стучащих корней. Они не использовали керамику. Они сделали ложки рога от оленя или бизонов. У женщины была копающая палка для сбора корней, которую им дали в обряде взрослой жизни. Женщины также обрабатывали и загорелые шкуры животных, шить и украшать их для одежды. Женщины носили шляпу в форме FEZ.
Мужчины проводили охоту и рыбалку, и были вооружены луком и стрелами, копье (камень или серебро, натянувшись до Уиллоу ветви), щитом и рыболовным оборудованием. Защитный шлем кожи был создан для воинов.
Еда
[ редактировать ]Сахаптинс, хотя и полуседерный, был традиционно охотниками-собирателями. Женщины собрали и обрабатывали много диких корней и ягод, иногда объединив их с приготовленным мясом и высушивая смесь. Помимо рыбы и игры, в основном лосося и оленей, их основными продуктами были корни Камаса ( Камассия Квамаш ) и Коус ( Ломатиум Кус ). Корни Камаса были жареными в ямах. Коуз был заземлен в растворе и превращается в торты для будущего использования. Женщины были в первую очередь ответственны за сбор и подготовку этих корневых культур.
Религия
[ редактировать ]Брак произошел в возрасте около четырнадцати лет. Церемония сопровождалась коммунальной пиршн и подарками. Полигамия была общей, но запрет на родство был применен. У них была патриархальная система родства с наследством в мужской линии. «Стандарт морали, как до, так и после брака, кажется, был заметно высоким» (Spinden).
Погребение было в земле, и личные вещи умершего были нанесены на тело. Жилище было снесено или снято в другое место. Новый дом был церемониально очищен, а призрак изгнан. Конец официального периода траура был отмечен похоронным праздником. Болезнь и смерть, особенно детей, часто приписывали работу призраков.
Религия была анимистической , с заметным отсутствием сложного мифа или ритуала. Основным религиозным событием в жизни мальчика или девочки было бдение мечты. После одиночного поста в течение нескольких дней ребенку было рекомендовано иметь видение духовного животного, которое должно было стать его или ее опекуном на всю жизнь. Мечты были великим источником духовного обучения, и детей учили, как интерпретировать и понимать их. Основным церемониатом был танец духа опекуна, рядом с которым по важности был танец кожи головы.
Торговые должности были впервые установлены в регионе Верхней Колумбии. Католические канадские и ирокезные сотрудники компании Hudson's Bay передали некоторые идеи о христианстве Nez Percés. К 1820 году они и Флэтхед добровольно приняли многие католические формы.
Индейцы Flathead обратились к миссионерам. миссия Пресвитерианская была основана в 1837 году среди Nez Percés в Лапваи, недалеко от нынешнего Льюистона, штат Айдахо , преподобного Генри Х. Спалдинга . Два года спустя он установил печатный станок и опубликовал несколько небольших брошюр на родном языке. Регулярная католическая работа в том же регионе началась с появления отцов Франсуа Норберта Бланшет и Модестских Демерс вдоль Колумбии в 1838 году). Отец Пьер-Жан де Смет , назначенный из Сент-Луиса, Миссури и других иезуитов, работал в стране Флэтэд, начиная с 1840 года.
Создание Тропа Орегона через страну Nez Percé и союзных племен привело к прохождению многих других европейских американцев и внедрению эпидемического заболевания. Безумно из -за многих смертей, которые они пострадали, кайуз держал доктора Уитмена из Пресвитерианской миссии ответственным. Они убили министра, его жену и одиннадцать других.
Когда прибыл католический епископ Brouillet, который намеревался встретиться с Уитменом о покупке имущества миссии, ему было разрешено похоронить мертвых. Он предупредил Сполдинг, чтобы он мог покинуть область и достичь безопасности. Из -за неприятностей все пресвитерианские миссии в регионе Колумбии были прекращены. Миссионерская работа возобновилась в последующие годы, и многие из Nez Percé стали пресвитерианскими.
Католическая работа в племени была назначена ответственной за иезуитов , которым помогли сестры Святого Иосифа , и сосредоточиться на миссии Святого Иосифа, Slickpoo, Айдахо . В течение пятидесяти лет он проводился Джозефом Катальдо, SJ, который обращал внимание и соседним племенам. Католические индейцы были зарегистрированы в начале 20 -го века в более чем 500.
Договоры и конфликт
[ редактировать ]В 1855 году они продали по договору в большей части своей территории. В общей вспышке 1855–56 гг., Иногда обозначенной как война Якимы , Нез, почти одинокие, оставались дружелюбными для американцев.
В 1863 году, в результате обнаружения золота , был согласован другой договор между главным адвокатом Nez Percés (чья группа обратилась в христианство и ассимилировала в белую культуру) и генералом Оливером О. Ховардом из армии США. Адвокат уступил всю свою землю, кроме резервации Лапвай. Шеф Джозеф группы Wallowa отказался подписать новый договор, заявив, что договор 1855 года был обещан быть верховенством закона «до тех пор, пока солнце сияет», и предположительно защищает свою домашнюю землю от белого вторжения. Поскольку Nez Percés Custom продиктовал, что ни один вождь не говорил обо всех других, когда Джозеф и другие (в том числе Toohoolhoolzote и Gotion Glass ) отказались подписать договор, это было сделано с пониманием того, что правительство США все еще связано с их первоначальным соглашением. Только группа адвоката будет связана новым договором, который только они подписали.
Но, как сообщается, генерал Говард собрал множество других Nez Percé, чтобы сделать свой «X» в документе, чтобы дать появление, что Джозеф и другие вождь подписали договор. В глазах правительства США они также будут подвергаться его условиям.
Шеф Джозеф твердо отказался быть стороной договора или его условий, смягчая только тогда, когда стало ясно, что выживание его народа зависело от этого. Но когда они совершили трудный путь из своей домашней земли и в новую резервацию, небольшая группа молодых воинов Нез Персес разорвала и убила многочисленных белых поселенцев вдоль реки лосося.
Эти события были катализатором для войны Nez Percés (1877). После успешного удержания в течение нескольких месяцев войска регулярной армии и большие силы индийских разведчиков, Джозеф, Стекло, и другие вожди провели отступление на север более тысячи миль через горы. Они были перехвачены армией США и вынуждены сдаться на небольшом расстоянии от канадской границы. Несмотря на обещание, что он должен быть возвращен в свою страну, Джозеф и остаток его группы были депортированы на индийскую территорию (ныне Оклахома ). Так много погибли, что в 1885 году немногие, кто выжил, были переведены в резервацию Колвилла в Восточном Вашингтоне. На протяжении всего отступления воины Иосифа не совершали никаких возмущений. Основная часть племени не принимала участия в войне.
В 1893 году общая земля резервации Лапваи была распределена для руководителей домохозяйства племени в соответствии с Законом о Доусе . Оставшиеся земли были открыты для продажи белым поселенцам, лишивая Nez Percé их земли.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает в себя текст из публикации, который сейчас в общественном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Индейцы Сахаптина ». Католическая энциклопедия . Нью -Йорк: Роберт Эпплтон Компания.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боас, Франц (1917). Народные талеры солишан и сахаптин . Опубликовано для Американского народного общества GE Stechert & Co. Доступно в Интернете через коллекцию классической библиотеки штата Вашингтон в Вашингтоне