Дэвид Вайс Халивни
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Дэвид Вайс Халивни | |
---|---|
![]() Галивни и 2016 год. | |
Рожденный | Дэвид Вайс 27 сентября 1927 г. |
Умер | 28 июня 2022 г. Иерусалим , Израиль | ( 94 года
Альма-матер | Еврейская теологическая семинария Америки Раввин ешивы Хаим Берлин Бруклинский колледж |
Род занятий | Раввин, учёный, талмудист |
Награды | Премия Бялика (1985). Премия Израиля (2008 г.) Стипендия Гуггенхайма |
Дэвид Вайс Халивни ( иврит : דָּוִד וַיְיס הַלִּבְנִי ; 27 сентября 1927 — 28 июня 2022) — американо-израильский раввин европейского происхождения , учёный в области еврейской науки и Профессор Талмуда . Он служил Рейшем Метивтой в Союза традиционного иудаизма раввинской школе .
Биография
[ редактировать ]David Weiss was born on September 27, 1927, in Kobyletska Poliana (Кобилецька Поляна, Poiana Cobilei, Gyertyánliget) in Carpathian Ruthenia , then in Czechoslovakia (now in Rakhiv Raion , Ukraine ). [ 1 ] Его родители разошлись, когда ему было 4 года, и он вырос в доме своего деда по материнской линии, раввина Исайи (Шайе) Вайса, хасидского знатока Талмуда в Сигете , Румыния . [ 2 ] [ 3 ]
Его дедушка начал учить его в пятилетнем возрасте, и его считали вундеркиндом ; он получил семичу (раввинское посвящение) в возрасте 15 лет от раввина Йекутиэля Иегуда Гросса из городской ешивы . [ 4 ] [ 3 ]
В марте 1944 года в Сигет прибыли немецкие войска, чтобы депортировать еврейское население города в концентрационные лагеря . Вайс, которому тогда было 16 лет, был отправлен в Освенцим вместе с дедушкой, матерью и сестрой; его отец, Эфраим Бецалель Видерман, был убит нацистами в другом месте. [ 5 ] Остальные члены его семьи в Освенциме были убиты, в результате чего Вайс остался единственным выжившим из своей семьи в возрасте 16 лет. [ 1 ] Через неделю после прибытия в Освенцим Вайс был переведен в принудительные трудовые лагеря в Гросс-Розене , Вольфсберге , а затем в Маутхаузене , где работал на заводе по производству боеприпасов.
Когда он прибыл в Соединенные Штаты в возрасте 18 лет после освобождения, его поместили в еврейский приют , где он произвел фурор, бросив вызов кашруту этого учреждения. Социальный работник познакомил его с раввином Саулом Либерманом , ведущим талмудистом Еврейской теологической семинарии Америки (JTS) в Нью-Йорке, который признал его талант и взял под свое крыло. Позже Вайс много лет учился у Либермана в JTS.
Первоначально он учился в ешиве Хаим в Берлине у Ицхака Хутнера. [ 4 ] и ему разрешили отказаться от лекций из-за его высокого положения. В течение следующего десятилетия он окончил среднюю школу; получил степень бакалавра философии в Бруклинском колледже ; получил степень магистра философии Нью-Йоркского университета и докторскую степень по Талмуду в JTS . [ 2 ]
В 1953 году он женился на Зиппоре Хагер, потомке Вижницер Ребе , и пара поселилась на Манхэттене. [ 1 ] У них было трое детей: Варух (формально известный как Бернард), Ефрем и Йешиаху. У Халивни было шестеро внуков: Авидан, Адар, Даниэль, Ребекка, Вениамин (Джамин) и Элиана.
Вайс, что по-немецки означает «белый» , позже изменил свое имя на «Халивни», что на иврите означает « белый» . [ 1 ] Он умер 18 июня 2022 года в своем доме в Иерусалиме в возрасте 94 лет. [ 1 ] [ 6 ]
Академическая карьера
[ редактировать ]В течение многих лет он работал профессором Талмуда в Еврейской теологической семинарии Америки (JTS). Он ушел в отставку в 1983 году. [ 7 ] Позже Халивни работал литтауэрским профессором Талмуда и классической раввиники на факультете религии Колумбийского университета . В июле 2005 года он ушел из Колумбийского университета и переехал в Израиль, где до своей смерти преподавал в Еврейском университете Иерусалима и Университете Бар-Илан .
«Критический подход» Халивни к изучению Талмуда оказал большое влияние на академическое понимание и изучение Талмуда. [ 8 ] Традиционное понимание рассматривало Талмуд как единое однородное произведение. В то время как другие ученые также рассматривали Талмуд как многослойную работу, новация Халивни (в первую очередь во втором томе его «Мекорот у-Месорот ») заключалась в том, чтобы провести различие между одноименными утверждениями, которые обычно представляют собой краткие галахические постановления или вопросы, приписываемые известным амораимам. и анонимные высказывания, характеризующиеся гораздо более длинным анализом, часто состоящим из длительных диалектических дискуссий, которые он приписывал более поздним авторам - «Стаммаим» (или Савора им). Было отмечено, что Иерусалимский Талмуд действительно очень похож на Вавилонский Талмуд , за исключением стаммайтической активности, которую можно обнаружить только в последнем. [ 9 ]
Его методология критического анализа Талмуда вызывает споры среди большинства ортодоксальных евреев , но принимается неортодоксальной еврейской общиной, а также некоторыми представителями современного православия . Халивни называет анонимные тексты Талмуда сказанными Стаммаимом (на основе фразы «стама д'талмуда», которая относится к анонимному материалу в Гемаре ), который жил после периода Амораимов , но до Геонов периода . . Он утверждает, что эти Стаммаймы были получателями кратких таннаитских и аморайских заявлений и что они пытались дополнить аргументацию и аргументацию таких аподиктических заявлений.
Методология, использованная в его комментарии «Мекорот у' Месорот», пытается дать анализ Халивни правильного значения и контекста и демонстрирует, как талмудические «Стаммаим» часто ошибались в понимании исходного контекста.
В книгах Халивни «Пешат и Дераш» и «Восстановленное откровение » он пытается гармонизировать библейскую критику с традиционными религиозными верованиями, используя разработанную им концепцию под названием Хатеу Исраэль (буквально «Израиль согрешил»). Эта концепция гласит, что библейские тексты, первоначально данные Моисею, безвозвратно испорчены. В Revelation Restored написано следующее:
Согласно самому библейскому повествованию, народ Израиля оставил Тору в драматическом эпизоде с золотым тельцом всего через сорок дней после откровения на Синае. С этого момента и до времен Ездры Священные Писания показывают, что народ Израиля был погряз в идолопоклонстве и пренебрегал Моисеевым законом. Хатеу Исраэль утверждает, что в период пренебрежения и синкретизма после завоевания Ханаана, когда первоначально монотеистические израильтяне переняли языческие обычаи у своих соседей, Тора Моисея стала «испорченной и испорченной». [ 10 ]
По словам Халивни, этот процесс продолжался до времен Ездры (ок. 450 г. до н.э.), после чего по возвращении из Вавилона люди приняли Тору. Именно в это время ранее отвергнутый и, следовательно, испорченный текст Торы был перекомпилирован и отредактирован Эзрой и его «окружением». Он утверждает, что это подтверждается книгами Эзры и Неемии, а Халивни подтверждает свою теорию талмудическими и мидрашскими источниками, которые указывают на то, что Ездра сыграл роль в редактировании Торы. Далее он заявляет, что, хотя текст Пятикнижия был искажен, устная традиция сохранила в неприкосновенности многие законы, поэтому Устный Закон, по-видимому, противоречит библейскому тексту в некоторых деталях.
Эта точка зрения рассматривалась как, возможно, противоречащая 8-му из 13 принципов веры Маймонида , который гласит: «Тора, которую мы имеем сегодня, - это та, которая была продиктована Моисею Богом». В результате утверждения Халивни были отвергнуты некоторыми ортодоксальными раввинами. [ 11 ]
Взгляды и мнения
[ редактировать ]Халивни был вовлечен в полемику в 1983 году в JTS вокруг обучения и рукоположения женщин в качестве раввинов . [ 2 ] Он чувствовал, что могут быть галахические методы рукоположения женщин на должности раввинов, но нужно больше времени, прежде чем это можно будет законно установить. Он утверждал, что это было политическое решение руководящего органа семинарии, а не псак-галаха, основанная на традиционном раввинском правовом процессе.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Среди опубликованных работ Халивни:
- Мекорот у'Месорот (иврит). Комментарий к Талмуду. В настоящее время он содержит 10 томов: 1. Введение, 2. Шаббат, 3. Эрувин и Песахим, 4. Йома-Хагига, 5. Седер Нашим, 6. Бава Камма, 7. Бава Мезия, 8. Бава Батра, 9. Синедрион, Маккот, Шевуот, Маккот, Авода Зара, Хорайот, 10. (посмертно) Зевахим, Менахот, Халлин.
- Мидраш, Мишна и Гемара: еврейское пристрастие к оправданному закону . Издательство Гарвардского университета. 1986. ISBN 978-0674419315 .
- Пешат и Дераш : простое и прикладное значение в раввинистической экзегезе. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета, 1991.
- Откровение восстановлено : божественное указание и критические отзывы. Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1997.
- Книга и меч : жизнь обучения в тени разрушения. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1996. Его мемуары.
- Разрушение скрижалей: еврейская теология после Холокоста . Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield, ©2007. Сборник эссе по теологии Холокоста.
- Формирование Вавилонского Талмуда . Издательство Оксфордского университета. 2013. ISBN 9780199739882 .
Центральный тезис «Разбития скрижалей» заключается в том, что история евреев «отмечена» двумя диаметрально противоположными «откровениями»: Синаем и Освенцимом. Откровение на горе Синай было вершиной близости Бога к евреям, тогда как откровение в Освенциме было низшей точкой отсутствия Бога среди них. Халивни убежден, что Освенцим представляет собой не только то, что Бог «сокрыл свое лицо» от Израиля вследствие грехов евреев (известный образ в раввинистической теологии), но и его фактическое, онтологическое отстранение от человеческой истории. [ 12 ]
В книге «Разрушение скрижалей» Халивни открыто отверг идею о том, что этот уход является просто примером того, как «Бог скрывает свое лицо» с точки зрения нормативного иудаизма. Концепция хестер паним (Бог скрывает свое лицо) классически используется в отношении наказания, и Халивни непреклонен в том, что Холокост ни в коем случае не может рассматриваться как наказание за грехи Израиля.
Награды и признание
[ редактировать ]- В 1985 году Халивни стал со-лауреатом (совместно с Гиллелем Барзелем и Шломо Пайнсом ) премии Бялика за еврейскую мысль. [ 13 ]
- В 1997 году он получил Национальную еврейскую книжную премию в области стипендии за книгу «Восстановленное откровение: божественное писание и критические отклики» . [ 14 ]
- В 2008 году он был удостоен Премии Израиля за свою работу по Талмуду. [ 2 ] [ 15 ] [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Бергер, Джозеф (17 июля 2022 г.). «Дэвид Вайс Халивни, выдающийся ученый-талмудист, умер в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шелег, Яир (15 февраля 2008 г.). «Живая энциклопедия Талмуда» . Гаарец . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бронштейн, Шалом (1 июля 2008 г.). «Тематическое исследование: использование записей ITS для выяснения судьбы семьи всемирно известного профессора-талмудиста Дэвида Халивни» . Авотайну Онлайн . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б См. статью в еврейской Википедии : Давид Левит.
- ^ Варшавски, Тами Р. (12 декабря 2008 г.). «Шехтер приветствует известного ученого Давида Халивни» . Еврейский объединенный фонд . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Скончался ученый Талмуда раввин Давид Вайс Ливни (на иврите)
- ^ Шелег, Яир (15 февраля 2008 г.). «Живая энциклопедия Талмуда» . Гаарец . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Энциклопедия иудаики, 2-е изд. запись «Талмуд, Вавилонский»
- ^ Энциклопедия иудаики (2-е изд.), статья «Иерусалимский Талмуд»
- ^ Халивни, Дэвид В. (2019). Восстановленное откровение: Божественное писание и критические ответы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 4. ISBN 978-0-429-96617-0 .
- ^ Yated Ne'eman, January 14, 1999
- ^ Надлер, Аллан (11 июня 2008 г.). «Отсутствие и присутствие» . Форвард .
- ^ «Список лауреатов премии Бялика 1933–2004 гг. (на иврите), веб-сайт муниципалитета Тель-Авива» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2007 г.
- ^ «Прошлые победители» . Еврейский книжный совет . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «Резюме получателя» (на иврите). Официальный сайт Премии Израиля. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года.
- ^ «Обоснование предоставления судьями гранта получателю» (на иврите). Официальный сайт Премии Израиля. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года.
- 1927 рождений
- 2022 смертей
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские раввины 20-го века
- Американские писатели-мужчины XXI века
- Американские писатели научно-популярной литературы XXI века
- Американские раввины XXI века
- Американские консервативные раввины
- Американские эмигранты в Израиле
- Американские еврейские богословы
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские ортодоксальные раввины
- Американский народ румынско-еврейского происхождения
- Выжившие в концлагере Освенцим
- факультет Колумбийского университета
- Чехословацкие эмигранты в США
- Чехословацкие евреи
- Теология Холокоста
- Иммигранты в Румынию
- Лауреаты Премии Израиля в области изучения Талмуда
- Лауреаты Премии Израиля раввины
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Еврейские ученые
- Выпускники Еврейской теологической семинарии Америки
- Евреи из Карпатской Руси
- Выжившие в концлагере Маутхаузен
- People from Zakarpattia Oblast
- Румынские эмигранты в США
- Талмудисты
- Украинские евреи
- Союз традиционного иудаизма