Эпоха викингов на Фарерских островах
![]() | Было предложено норвежское поселение на Фарерских островах объединить в эту статью. ( Обсудить ) Предлагается с июня 2024 г. |

Эпоха викингов на Фарерских островах длилась с момента Гримуром Камбаном завоевания страны около 825 года до смерти Трондур-и-Гёту , последнего вождя викингов на Фарерских островах в 1035 году, и прихода к власти Лейвура Оссурссона в том же году. . [ 1 ]
Самым большим историческим прорывом в этот период стала христианизация Фарерских островов Зигмундуром Брестиссоном в 999 году, которая ознаменовала конец эпохи викингов и в то же время конец Фарерских островов как республики свободных поселенцев. [ 2 ]
К несчастью для историков, многие источники этого периода были утрачены в результате различных разрушений библиотек и архивов. Таким образом, самым важным источником, который у нас есть сегодня, является сага о Фэрейингах и утверждения в других внешних источниках, которые могут подтвердить содержащиеся в ней истории и позволить нам датировать их.
Хотя даты и события, упомянутые в этой статье, обычно считаются на Фарерских островах неоспоримыми и составляют часть мифа об основании страны, к ним всегда следует относиться с определенной степенью осторожности, поскольку фарерская сага не является хроникой в истинном смысле этого слова. смысле этого слова , а исторический роман . Так помечаются очень явные мифы, кажущиеся совершенно нереальными (обычно в дальнейших статьях по отдельным эпизодам саги).
В последние десятилетия на Фарерских островах проводились многочисленные археологические исследования, поэтому наша картина того времени становится все более ясной. Большую часть археологических находок этого периода можно найти в Национальном музее Фарерских островов .
Урегулирование
[ редактировать ]Когда викинги впервые посетили Фарерские острова в 795 году, они обнаружили монахов из Ирландии, живущих отшельниками. Они, в свою очередь, не нашли коренного населения, которое можно было бы обратить, поэтому, среди прочего, разводили овец и сеяли овес, что теперь позволяет им датировать свое прибытие примерно 625 годом.
Первая волна урегулирования
[ редактировать ]
Не совсем ясно, имело ли место часто утверждаемое изгнание ирландских монахов викингами около 795 года, или лишь некоторые из них отправились в Исландию . Во всяком случае, они считаются там первыми поселенцами. В это время Фарерские острова могли быть необитаемыми уже 30 лет, поскольку скандинавы еще не заселили Фарерские острова. [ 3 ] Согласно этой гипотезе, основанной на рассказе (825 г.) в книге Liber de Mensura Orbis Terræ ирландского летописца Дикуила , Гримур Камбан вошел в землю около 825 г., где монахи оставили только овец и морских птиц.
Само название Камбан предполагает кельтское происхождение. Гримур Камбан мог быть выходцем с Британских островов , где скандинавы уже установили свое правление, или он мог быть крещеным норвежцем, получившим это прозвище от ирландских миссионеров. В любом случае, первыми людьми, заселившими Фарерские острова примерно в это время, были люди из окружающих скандинавских владений на юге и востоке — в основном сами скандинавы, но наверняка с кельтскими рабами и женщинами в багаже. [ 4 ]

Говорят, что поселение Гримура находилось в Фуннингуре на Эйстурой . Раскопки выявили и другие поселения викингов по соседству и на других островах.
норвежский эмигрант Наддоддур В этот период на Фарерские острова прибыл также . По традиции, он открыл Исландию около 850 года и назвал ее Снежной страной . Согласно более поздней теории, его (предполагаемая) дочь Анн Наддодсдоттир является матерью Брестира и Бейнира , о которых речь пойдет ниже.
Вторая волна урегулирования
[ редактировать ]Великая иммиграция на Фарерские острова произошла около 880–900 гг. Эта волна захвата земель датируется точно 885–890 годами. Это было время Харальда Прекрасноволосого из Норвегии (годы правления 870–933). Фарерская сага рассказывает нам, что многие люди бежали из-под его правления. Одна из причин – налоговое бремя. Как и при первом завоевании земель, иммигранты прибыли из Норвегии и, вероятно, также из частей Британских островов, контролируемых Норвегией.

Тот факт, что большинство этих викингов на Фарерских островах пришли из Норвегии, можно определить по лингвистической особенности (помимо других сходств с диалектами западной Норвегии): На фарерском языке северо -восток называется ланднюрдингур («земля севера»), юго-восточный ландсиннингур («земля на юге»), северо-западный утныридингур («на севере») и юго-западный утсыннингур («на юге»). Эти термины могут быть придуманы только людьми, живущими на континентальном западном побережье, например, в Бергене . С точки зрения Фарерских островов такой неологизм не имел бы смысла, поскольку на северо-западе есть земля в виде Исландии и Шетландских островов берега Шпицбергена и Ньюфаундленда на юго-востоке, а на северо-востоке и юго-западе расположены — terra incognita (неизвестно). земля) в то время. И еще: с точки зрения Фарерских островов, все направления ведут к морю . Говорят, что жители Фарерских островов и Бергена все еще могут без особых затруднений общаться на своих местных диалектах. Отношения между этим норвежским торговым мегаполисом и более поздними Ганзейский союз и Фарерские острова на протяжении веков всегда играли особую роль. Смотрите также: Монопольная торговля через Фарерские острова (период 1529–1856 гг.)
Первое, что нужно сделать
[ редактировать ]
Около 900 года фарерцы уже имели свою Тинг на полуострове, названном в его честь, Тинганес . Таким образом, Торсхавн с самого начала стал столицей островов. В то время эта вещь называлась Альтинг (как и сегодня в Исландии). Примерно с 1400 года он носит свое нынешнее название Лёгтинг . Это один из старейших парламентов в мире (см. здесь). Помимо центрального тинга, существовали местные сайты тингов, называемые Вартингом.
Даже если не совсем ясно, каков был политический порядок на Фарерских островах в это время, не будет преувеличением говорить о республике , поскольку король в Норвегии, находящейся в 500 километрах отсюда, не имел власти на архипелаге во времена викингов. Возраст, и дело было в собрании местных свободных людей , то есть крупных фермеров. Здесь также осуществлялась юрисдикция.
Расселение и развитие населения
[ редактировать ]В то время все острова Фарерских островов уже были заселены, кроме Литла-Димун . Это не изменилось до сегодняшнего дня. Население Фарерских островов после второй волны захвата земель составляло около 3000 человек. Это число оставалось почти стабильным до конца XVIII века и не превышало 4000. Сельское хозяйство на этой весьма ограниченной территории не позволяло добиться большего.
Потомки двух волн поселений фактически сформировали население на следующие 450 лет. Лишь после Черной смерти в 1349 и 1350 годах, когда погибла треть населения, произошли драматические изменения, создавшие пространство и спрос на новых иммигрантов.
Повседневная жизнь
[ редактировать ]Диета и приобретение
[ редактировать ]
Викинги на Фарерских островах были земледельческим народом. Они выращивали ячмень , который измельчали сланцевыми жерновами, привезенными из Норвегии. Самыми важными домашними животными были овцы , а фарерская шерсть уже в то время была важным экспортным товаром. Были также коровы и, в отличие от сегодняшних дней, много свиней. Об этом свидетельствует название острова Свиной. Сено производили на корм животным. Со временем фарерские лошади выделились в отдельную породу — фарерский пони , от которой сегодня осталось лишь несколько особей.

Рыболовство и грайндадрап служили важной пищевой добавкой и практиковались недалеко от побережья, во фьордах. Типичная фарерская лодка до сих пор остается напоминанием об этих временах. Он до сих пор построен в стиле корабля викингов .
Фарерские птицы также обеспечивали изобилие пищи. Охота на морских птиц здесь имела гораздо большее значение, чем в других странах, и остается таковой до сих пор. Из десятков видов предпочтение было отдано трем.
Хозяйственные товары
[ редактировать ]
было относительно мало Местной керамики . Фарерская глина не обладает особенно хорошими свойствами, а отсутствие деревьев означало, что топлива всегда не хватало. Преобладали сосуды из мыльного камня , вероятно, импортированные из Норвегии. Однако мыльный камень встречается и на соседних Шетландских островах , так что, возможно, они пришли оттуда. Местный туф , относительно мягкая вулканическая порода, использовался для вырезания масляных ламп. Корзины и тому подобное плели из местного можжевельника . Сегодня можжевельник почти исчез с Фарерских островов, отчасти из-за изменения климата.
Ценные предметы
[ редактировать ]Металл пришлось импортировать. железо и бронза Использовались серебро . В качестве валюты использовалось , но позже стали использоваться и иностранные монеты, как показывает монета, найденная в кладе Сандура . Ювелирные изделия изготавливались не только из упомянутых металлов, но и из кости, жемчуга и янтаря . Одежда, вероятно, была похожа на одежду Норвегии или Британских островов.
Жилье
[ редактировать ]
Люди жили в типичных длинных каменных домах. У них была всего одна комната с камином посередине и скамейками вдоль стен. Фундаменты таких домов были раскопаны во многих местах Фарерских островов с 1941 года, сначала в Квивике , а затем также в Фуглафьордуре , Гёте и Сандавагуре .
Язык
[ редактировать ]Языком первых фарерцев был древнескандинавский , из которого развился современный фарерский язык . Оно было написано рунами . три рунических камня На Фарерских островах были найдены : камень Киркьюбёр , камень Сандавагур и камень Фамджин . Последний, однако, датируется 16 веком, доказывая, что руны использовались в дополнение к латинскому алфавиту даже в католическую эпоху. Фарерские песни о Сигурде и другие фарерские баллады , скорее всего, основаны на старых устных традициях эпохи викингов.
Северная религия
[ редактировать ]Викинги были представителями скандинавской религии . Самым могущественным из их богов был Тор , и в его честь названа не только столица Фарерских островов Торсхавн (Гавань Тора), но и Хосвик ( hós — происходит от tors —, а — vík означает бухта). Соответственно, четверг (Тор — бог грома) называется хосдагур на Фарерских островах или тосдагур на диалекте судурой . Его символом является молот, который до сих пор украшает столичный герб. [ 5 ]
Жертвенные места
[ редактировать ]

Неизвестно, существовали ли жертвенные места в таких местах, как Торсхавн и Хосвик. Фарерская сага не раскрывает никаких подробностей о скандинавских верованиях того времени. Предполагается, что жертвенный культ ( блот ) практиковался под открытым небом. Однако существовал и своеобразный храм в виде хофа, как предполагается в Хове .
Еду и питье в основном приносили в жертву богам, но реже приносили животных и людей.
Места захоронения
[ редактировать ]Могилы викингов на Фарерских островах заслуживают особого внимания, поскольку позволяют сделать выводы о погребальных обрядах и культе мертвых. Викинги хоронили своих мертвецов над землей и располагали тела лицом на запад-юго-запад - восток-северо-восток , головой в этом направлении. Менгиры см . Хова на Судурой ( фото справа ) увековечивают память великих личностей. Павшие в бою получали вертикальный камень, а мирно состарившиеся – лежачий.
была открыта могила первосвященника ( blótsmaður mikil ) Хавгримура В 1834 году по инициативе датского губернатора Кристиана Плёйена в Хове . По словам Плёйена, его длина составляла 24 фута, а ширина — 4 фута. Там были найдены железные предметы и человеческие кости. Говорят, что был также найден точильный камень. Эти раскопки сочли непрофессиональными и неофициальными. Оно было заброшено и больше не возобновлялось.

Первые профессиональные раскопки захоронения состоялись в 1956 году в Тьёрнувике на севере Стреймой . В 1955 году игравшие там дети нашли кости, которые оказались человеческими. В следующем году начались систематические археологические раскопки и вскоре выяснилось, что здесь были найдены останки женщины-викинга. Она была ростом около 1,55 м и, как это было принято в то время, была похоронена головой, обращенной на восток-северо-восток. На ее теле была найдена застежка кельтско-шотландского происхождения. Историк Сверри Даль датировал могилу 10 веком.
проведенные под руководством британцев Раскопки в Сандуре, в 2006 году, доказывают, что третье или четвертое поколение викингов жило там уже около 900 г.
Сигмундур и Трондур
[ редактировать ]Двумя главными героями фарерской саги являются Сигмундур Брестиссон и Трондур-и-Гёту , каждый из которых представлял противоположные лагеря в вражде, которая длилась 65 лет на Фарерских островах. Эта история начинается около 970 года и составляет основную сюжетную линию саги.
Несмотря на сомнения по поводу объективности и точности фарерской саги, вырисовывается следующая картина, которую принято считать хроникой того времени.
Убийство Брестира и Бейнира
[ редактировать ]братьям Брестиру и Бейниру Скувой Около 969 года ситуация на Фарерских островах была следующей: существовало две норвежские вотчины: одна принадлежала Хавгримуру Ховскому, другая — . Между этими двумя сторонами были назревающие конфликты, которые проявились в споре между Эйнаром и Эльджарном (один из последователей Брестира и Бейнира, другой — Хавгримура). состоялся суд Хавгримур отказался от попытки Брестира выступить посредником, и перед Альтингом на Тинганесе , в котором партия Хавгримура проиграла. Он поклялся отомстить и обратился за поддержкой к своему тестю Снаулвуру из Сандоя , но не стал подыгрывать ему, в отличие от Трондур-и-Готу и его дяди Свинояр-Бьярни, которые вместе с Хавгримуром замышляли убить братьев.
Убийство Брестира и Бейнира на Стора-Димун в 970 году не закончилось смертью двух братьев. Им также удалось убить Хавгримура и пятерых его людей в бою. Зигмундуру Брестиссону было 9 лет, когда он стал свидетелем смерти своего отца Брестира, в которой Трондур-и-Гёту не принимал активного участия, а находился на заднем плане. После кровавого поступка Трондур предложил убить Сигмундура и его двоюродного брата Тори Бейнирссона (тогдашнего 11-летнего сына Бейнира), но Свинояр-Бьярни отказался. Вместо этого Сигмундур и Тори попали под опеку Трондура, у которого не было собственных детей и он не был женат.
Трондуру тогда было 25 лет. Тем летом он попытался быстро избавиться от двух мальчиков, предложив их в рабство норвежскому купцу Равнуру Холмгардсфари . Однако он знал предысторию и потребовал денег, чтобы отвезти их в Норвегию. Об этом эпизоде , кстати, свидетельствуют торговые пути с Фарерских островов в Новгород Киевской Руси того времени. В любом случае Равнур доставил двоих в Норвегию и, таким образом, в безопасность (не только с точки зрения Тронда, который должен был опасаться мести за убийство).
Трондур взял под свою опеку еще одного мальчика: Оссура Хавгримссона , тогдашнего 10-летнего сына Хавгрима (то есть возможного наследника Сигмундура и Тори). Это сделало его единоличным правителем Фарерских островов: Сигмундур и Тори находились в Норвегии, а Оссур был его приемным ребенком. Фарерская сага рассказывает нам, что Трондур подарил ему поместья Брестир и Бейнир, когда он рос, а также часть Фарерских островов, которой правил его отец. Это могло быть с 980 года. Однако Трондур, вероятно, был настоящим и единственным владыкой архипелага.
Возвращение Зигмунда
[ редактировать ]
Сигмундур Брестиссон и его двоюродный брат Тори Бейнирссон впервые вернулись на Фарерские острова в 983 году. Они путешествовали от имени короля Хокона Ярла Норвегии . Они хотели вернуть украденное имущество и теперь были достаточно взрослыми, чтобы отомстить за смерть своих отцов. Согласно фарерской саге, они впервые столкнулись со Свинояром-Бьярни , застигнутым врасплох дома. Бьярни смог объяснить, что именно он боролся за жизни юношей в 970 году, и поэтому пришел к соглашению с Сигмундуром, раскрыв местонахождение Оссура Хавгримссона на Скувое . Говорят, что Сигмундур отправился туда с 50 людьми Бьярни и убил Оссура на дуэли, вероятно, после того, как тот попросил помилования и мирового соглашения. После этой битвы между партиями Сигмундура и Трондура было заключено перемирие. Однако, хотя Трондур хотел, чтобы вопрос был улажен до Альтинга в Тинганесе , Зигмундур потребовал вердикта от Хокона Ярла в Норвегии. Около 984 года Сигмундур и Тори вернулись в Норвегию, где король признал Трондура виновным по всем четырем пунктам обвинения – убийству Брестир и Бейнир , попытка убить Сигмундура и Тори и порабощение двух мальчиков - и приказал ему заплатить Сигмундуру и Тори человеческие деньги. Кроме того, король позволил Трондур-и-Гёту оставаться на Фарерских островах до тех пор, пока он будет подчиняться норвежскому правлению, которое, в свою очередь, должен был быть представлен Сигмундуром, которому, таким образом, - теоретически - были обещаны все Фарерские острова в качестве вотчины.
При Альтинге в 985 году Трондур неохотно принял эти условия и потребовал рассрочку платежа в течение трех лет. В том же году Трондур взял себе Лейвура Оссурсона (сына Оссура Хавгримссона) - вероятно, также для того, чтобы отомстить Сигмундуру, неоднократно требуя от Сигмундура человеческие деньги.
Вероятно, около 986 года Сигмундур привез свою семью (жену Турид Торкилсдоттир и дочь Тору Сигмундсдоттир ) из Норвегии на Фарерские острова, где они оставались до конца своей жизни. Эти двое считаются первыми великими женщинами в истории Фарерских островов.

Христианизация Фарерских островов
[ редактировать ]После того, как Олав I Трюггвасон обратился в христианство в 994 году и стал королем Норвегии в 995 году, он пригласил Зигмунда Брестиссона присоединиться к нему в 997 году. Они стали друзьями, Зигмундур крестился и в 998 году отплыл обратно на Фарерские острова, чтобы объявить об этом на Альтинге. Тинганеса не только о том, что Олав назначил его единоличным правителем Фарерских островов, но и о том, что все жители теперь должны принять христианство. Это было встречено жестокими протестами во главе с Трондуром и Готу , вынудившими Сигмундура отступить в Скувой , пока он не напал на Трондура в его доме в 999 году и не заставил его силой обратиться в христианство. Однако это крещение было более формальным и влиятельным в политическом отношении, и впоследствии Трондур подготовил убийство Зигмунда Брестиссона, которое произошло в 1005 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арге, С.В., Свейнбьярнардоттир, Г., Эдвардс, К.Дж. и др. Викинги и средневековое поселение на Фарерских островах: люди, место и окружающая среда. Хум Эколь 33 , 2005, с. 597–620. два : 10.1007/s10745-005-4745-1
- ^ ООО «Книги». История Фарерских островов. Справочная серия, 2012, ISBN 978-1-158-99088-7
- ^ Арге, СВ (1991). Ланднам на Фарерских островах . Арктическая антропология , 28(2), 101-120. Университет Висконсина Пресс. Получено с https://www.jstor.org/stable/40316279.
- ^ Кертин, Л., Д'Андреа, В.Дж., Баласио, Н.Л. и др. Осадочная ДНК и молекулярные доказательства раннего заселения Фарерских островов человеком. Коммунальная Земля Окружающая среда 2, 2021, 253. два : 10.1038/s43247-021-00318-0
- ^ Кай Мертен. Религиозная история Фарерских островов: от истоков до наших дней . Серия: Северные исследования в области религии и культуры, 2017. Номер тома: 4. ЛИТ Верлаг. ISBN 978-3-643-13580-3
Библиография
[ редактировать ]- Джордж В. Янг: от викингов к Реформации. Хроника Фарерских островов до 1538 года . Shearwater Press, остров Мэн, 1979 г., ISBN 0-904980-20-0
- Джордж В. Янг: Фарерские острова. От эпохи викингов до Реформации («От викингов до Реформации»). Розенкильде и Баккер, Копенгаген, 1982 г. (датский перевод, основа этой статьи)
- Клаус Р. Шретер: Возникновение общества. Вражда и союз среди викингов . Раймер, Берлин, 1994 г., ISBN 3-496-02543-3 (докторская диссертация, Кильский университет, 1993 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Tjatsi.fo - Färöische Sagen, Mythen und Legenden at the Wayback Machine (архивировано 17 апреля 2012 г.) (очень обширный, большая часть на английском языке, большая часть также на немецком, например, краткое изложение фарерской саги и т. д.)
- Фарерские марки - захват земель в Wayback Machine (архивировано 25 мая 2011 г.) (описательный текст на немецком языке для выпуска марок Postverk Føroya от 14 марта 1982 г.)
- Фарерские марки - Детские игрушки викингов (описательный текст на немецком языке для выпуска марок Postverk Føroya от 10 апреля 1989 г. - Художник: Бардур Якупссон )
- Фарерские марки - Викинги как мореплаватели Атлантического океана (описательный текст на немецком языке для выпуска марок Postverk Føroya от 11 февраля 2002 г.)
- Фарерские марки – Повседневная жизнь викингов (текст на немецком языке для выпуска марок Postverk Føroya от 7 февраля 2005 г.)