Доверие Александра Македонского доктору Филиппу
Доверие Александра Македонского доктору Филиппу | |
---|---|
![]() | |
Художник | Генрих Семирадский |
Год | 1870 |
Середина | масло Холст , |
Размеры | 245 см × 346,5 см (96 × 1364 дюйма) |
Расположение | Национальный художественный музей Республики Беларусь , Минск |
Картина « Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» создана польским и русским академическим художником Генрихом Семирадским (1843-1902) в 1870 году. Хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске (инвентарный № РЖ-712). . Размеры картины 245×346,5 см. [ 1 ] [ 2 ] На картине изображен тяжело больной Александр Македонский , который собирается выпить лекарство, приготовленное его врачом Филиппом Акарнанским , стоящим рядом с его кроватью. [ 3 ] [ 4 ]
Картина создана в результате темы, предложенной в рамках конкурса Императорской Академии художеств в начале 1870 года. [ 5 ] [ 6 ] Осенью того же года произведения Семирадского и его конкурентов были завершены и выставлены на академической выставке, проходившей в Петербурге . [ 7 ] Итоги конкурса были объявлены в ноябре 1870 г. по единогласному решению членов Совета Академии. Семирадского признали победителем и наградили большой золотой медалью первого заслуги. [ 7 ] дающая ему право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу за счет Академии художеств. [ 8 ] [ 9 ]
В картине « Доверие Александра Македонского к доктору Филиппу » искусствовед Владимир Стасов отметил «вкус, силу, мастерство и чрезвычайную полноту вообще», а также добросовестное изучение художником достижений новейшей истории и археологии. [ 10 ] Он считал эту картину показателем того, что Семирадского «ждёт блестящее будущее». [ 11 ] Достоинствами полотна искусствовед Татьяна Карпова считала такие отличительные черты, как «изящество линий, четкие силуэты фигур, гармоничный колорит». [ 12 ] Историк искусства Павел Климов констатировал, что этой работой художник «показал себе и другим, что полностью овладел техническими средствами и готов встать на самостоятельную дорогу». [ 13 ]
История
[ редактировать ]Предыстория и олимпиада
[ редактировать ]С 1864 по 1870 год Генрих Семирадский учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге . Первоначально он был вольным слушателем до апреля 1866 года, после чего стал постоянным учеником. Его наставниками были Карл Вениг и Богдан Виллевальде . [ 5 ] [ 14 ] [ 8 ] В 1866-1867 учебном году Семирадский был награжден одной малой и двумя большими серебряными медалями за рисунки и этюды с натуры. [ 15 ] он был награжден Малой золотой медалью Академии художеств В 1868 году за картину «Диоген, разбивающий чашу» . Сюжет этой картины был основан на одной из историй из жизни древнегреческого философа Диогена . [ 16 ] [ 17 ] Эта награда дала ему право участвовать в соревнованиях на большую золотую медаль . [ 18 ]
Тема конкурса на большую золотую медаль была объявлена в начале 1870 года: «Доверие Александра Македонского доктору Филиппу во время тяжелой болезни». [ 5 ] [ 6 ] Это был не первый олимпиад на подобную тему. В 1830 году историческим живописцам было дано следующее задание: «Изобразить Александра Македонского в тот момент, когда он, находясь в болезни и получив донесение, будто бы его врач Филипп хочет его отравить, не доверяя этому донесению, берет у Филиппа лекарство и выпивает его, одновременно передавая Филиппу отмеченное сообщение для прочтения». [ 19 ] Золотая медаль второй заслуги на конкурсе 1830 года была вручена художнику Яну Ксаверию Каневскому за картину « Уверенность Александра Македонского своему врачу Филиппу» . [ 20 ] Кроме того, в 1836 году Тарас Шевченко , продолжавший тогда обучение в Петербурге, создал рисунок на эту тему. [ 21 ]

В письме от 24 января 1870 г. [ Примечание 1 ] Семирадский писал родным: «Наконец-то нам дали тему для большой золотой медали, она, без сомнения, лучше Диогена; это эпизод из жизни Александра Македонского». [ 22 ] Другой студент Академии Митрофан Верещагин также создал картину на ту же тему. [ 6 ] Кроме того, в конкурсе приняли участие ряд других художников, представивших в общей сложности пять или шесть картин. [ 23 ] [ 24 ] По некоторым данным, одновременно проводились соревнования и за большую, и за малую золотую медали на одну и ту же тему. Митрофан Верещагин был в списке претендентов на малую медаль. [ 25 ] а Михаил Зеленский боролся за большую медаль вместе с Генрихом Семирадским. [ 26 ] Известно также, что рельефы на эту же тему создавали скульпторы, в том числе Александр Снигиревский и Петр Дылев. [ 6 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
После объявления темы первоначальным заданием для конкурсантов было представить эскиз будущей композиции. Работать над своими эскизами они были обязаны в полной изоляции, без возможности покинуть место работы. Кроме того, их обеспечили едой и чаем. После того как эскиз был готов, он был рассмотрен и одобрен руководством Академии художеств и впоследствии сохранен как документ, не подлежащий изменению. Картины создавались в специально отведенных мастерских, в условиях строгой секретности, а художники фактически находились «под домашним арестом». Вход был разрешен только тем, у кого была законная причина присутствовать в мастерских, а именно дежурным учителям и художникам-моделистам, пришедшим в назначенное время. [ 30 ]
В марте 1870 года мастерскую, где Семирадский работал над картиной, посетил великий князь Владимир Александрович . [ 31 ] который с 1869 года был со-президентом Академии художеств, а в 1876 году стал ее президентом. [ 32 ] В письме родственникам от 5 апреля 1870 года Семирадский сообщал, что за две недели до этого Владимир Александрович «задал несколько вопросов о начатой работе, о том, какой будет палатка над Александром Македонским, посмотрел эскизы, посмотрел несколько книг лежали на столе и ушли, пожелав мне успешного завершения работы». [ 31 ] Пока он занимался созданием конкурсной картины, финансовое положение Семирадского ухудшилось, так как ему пришлось отказаться от частных заказов, которые ранее составляли существенный источник его дохода. 15 сентября 1870 года он подал в Академию художеств заявление с просьбой о финансовой помощи для погашения его долгов. Его ходатайство было удовлетворено, и ему была присуждена сумма в 300 рублей. [ 33 ]

Осенью 1870 года конкурсные картины Генриха Семирадского и Митрофана Верещагина были показаны на выставке в Академии художеств, куда вошли и дипломные произведения, и другие произведения. [ 7 ] В письме к родителям от 4 сентября 1870 года Семирадский сообщал, что за два дня до этого он уже установил свое полотно в зале, где должна была состояться выставка, — «в позолоченной раме и на темной стене смотрится очень хорошо». ". Художник писал, что еще дорабатывал картину «на месте, стоя на лестнице». [ 31 ] Он заявил, что выставка должна открыться в конце сентября. [ 34 ] Во время выставки гравированная репродукция картины Семирадского была опубликована в журнале «Всемирная иллюстрация» (1870, № 100, стр. 809). Гравюру создал художник Лаврентий Серяков. [ 35 ] Искусствовед Владимир Стасов написал рецензию на академическую выставку, высоко оценив как конкурсную живопись Семирадского, так и потенциал молодого художника: «Прежде всего, мне кажется, надо дать Семирадскому большую золотую медаль и как можно скорее отправить этого художника за границу. .По многим причинам мне кажется, что этого артиста ждет блестящее будущее». [ 36 ] [ 37 ] Другие критики, в частности Павел Ковалевский, дали в целом положительные оценки картине Семирадского. [ 38 ]
Итоги конкурса были объявлены 4 ноября 1870 года. Единогласным решением членов Совета Академии Семирадский был объявлен победителем и награжден большой золотой медалью первого достоинства. [ 7 ] Художник обрадовался своему успеху, написав: «Это был один из самых торжественных дней в моей жизни. Экзамен был чрезвычайно строгим; из тех, кто работал со мной, никто, кроме меня, не получил [большой золотой] медали». [ 9 ] Вероятность того, что Семирадский окажется фаворитом конкурса, была очевидна еще до его завершения. В письме, написанном артистом родителям в конце октября, он заявил: «Через несколько дней, то есть 4 ноября, наконец-то состоится церемония вручения наград, на которой я получу медаль. это вне всякого сомнения, хотя и нет ничего официального, но все об этом знают». [ 34 ] Помимо медали Семирадскому было присвоено звание Классного художника первой степени, дающее право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу за счет средств Академии художеств. [ 8 ] [ 9 ] Митрофан Верещагин был награжден золотой медалью второй степени. Его картина под названием « Уверенность Александра Македонского своему врачу Филиппу во время тяжёлой болезни » в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 137×187 см, инв. Ж-9149). [ 39 ] [ 40 ]
Последующие события
[ редактировать ]В августе 1871 года Семирадский начал свою заграничную пенсионерскую поездку. [ 41 ] а с мая 1872 года жил и работал в Риме . [ 42 ] В 1873 году Семирадский завершил картину большого формата «Христос и грешница» . [ 42 ] [ 43 ] а в 1876 году гигантское полотно « Факела Нерона» . [ 42 ] [ 44 ] До 1877 года он проживал в Италии в качестве пенсионера Академии художеств. После этого он решил не возвращаться в Россию и остался в Риме. [ 45 ]
В 1881 году картина « Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» экспонировалась на Выставке живописи и скульптуры, проходившей в залах Академии художеств в Петербурге. [ 1 ] [ 46 ] В 1882 году картина экспонировалась на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Москве. Всего в художественном отделе выставки было представлено пять работ Семирадского: « Доверие Александра Македонского к доктору Филиппу» , «Христос и грешница» , «Танец с мечами» , «Оргия в царствование Тиберия на острове Капри» и уменьшенная репродукция картины Нерона. Факелы . [ 47 ]
долгое время Картина «Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» находилась во владении Академии художеств. В частности, под этим названием она была занесена в каталог русской живописи Музея Императорской Академии художеств 1915 года (номер 186). [ 48 ] В этом каталоге также перечислены семь других эскизов Семирадского, находящихся в музее, но они были сделаны для других работ. [ 49 ]

В результате послереволюционных преобразований, начавшихся в 1918 году, в начале 1920-х годов картина, оставаясь в пределах того же академического музея, была передана в коллекцию Петроградского высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). В 1923 году картина была передана в Государственный Русский музей . Однако семь лет спустя, в 1930 году, ее вернули академическому музею, который теперь входил в состав Института пролетарского изобразительного искусства. В 1931 году музей расформировали, а картину Семирадского передали в Государственную Третьяковскую галерею , где она хранилась до 1957 года. [ 50 ] Картина находится в каталоге Третьяковской галереи под инвентарным номером 20803. [ 6 ] В правом нижнем углу полотна красной краской написан еще один номер: 2355. Возможно, это инвентарный номер Русского музея. [ 7 ]
В 1950-е годы в Минске строилось новое здание Государственного художественного музея БССР , директором которого с 1944 года была Алена Аладава . Новое пространство Отдела русского искусства потребовало приобретения двух-трех холстов большого размера, которые нужно было выставить на видном месте на торцевых стенах анфиладных залов второго этажа, где они будут видны издалека. По поводу одной из картин Аладовой удалось договориться с владелицей картины Клавдией Еланской, актрисой МХАТ , народной артисткой СССР. [ 51 ] [ 52 ] Это была картина Василия Сурикова « Апостол Павел излагает догмы веры в присутствии царя Агриппы, его сестры Береники и проконсула Феста» (холст, масло, 142 × 218,5 см, сейчас в ГТГ , инв. Ж- 48), за что Суриков в 1875 году получил звание классного художника 1-й степени. [ 51 ] [ 53 ]

Окончательную цену за картину Сурикова должна была утвердить закупочная комиссия Фонда, заседавшая в Третьяковской галерее. Увидев там апостола Павла , искусствовед Владимир Кеменов (который до 1956 года был заместителем министра культуры СССР , а затем постоянным представителем СССР при ЮНЕСКО ) заявил, что эта картина должна остаться в Третьяковской галерее, располагающей наиболее полным собранием произведений искусства. Работы Сурикова. Взамен минскому музею из фондов Третьяковской галереи была предложена картина Семирадского « Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» , формат которой был даже больше, чем работа Сурикова. Елена Аладова была вынуждена принять то, что она считала «неравным подарком». [ 54 ] [ 55 ] В своих воспоминаниях она писала о творчестве Семирадского: «Эта картина занимала на нашей выставке всю стену. Она, конечно, эффектна, но полотно Сурикова было, конечно, лучше». [ 6 ] [ 56 ] Картина Семирадского была исключена из инвентаря Третьяковской галереи приказом Министерства культуры СССР № 153 от 16 марта 1956 года, передана из Галереи 10 октября 1957 года (Акт № 133) и поступила в Государственный художественный музей СССР. БССР от 13 октября 1957 г. (Акт № 116, подписанный сотрудницей музея Ресиной Еленой). [ 6 ] Это произошло незадолго до торжественного открытия нового здания музея, которое состоялось 5 ноября 1957 года. [ 57 ]
В 2004 году картина Семирадского привлекла внимание съемочной группы фильма «Александр » режиссера Оливера Стоуна , повествующего о жизни Александра Македонского. Руководители кинокомпании Warner Brothers направили в Национальный художественный музей Республики Беларусь (так музей называется с 1993 года) запрос о возможности использования цифрового изображения картины « Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» в предрелизная рекламная кампания фильма. Предложение о сделке сочли слишком необычным и неожиданным для музея, в результате контракт так и не был подписан. [ 58 ]
В 2017 году к 60-летию со дня создания картины была опубликована подробная статья о картине "Доверие Александра Македонского доктору Филиппу", написанная искусствоведом Надеждой Усовой, сотрудницей Национального художественного музея Республики Беларусь. присутствие в коллекции музея. [ 51 ] В нем утверждалось, что, несмотря на многочисленные изменения, произошедшие за последние шесть десятилетий в залах, в которых размещались произведения русского искусства, картина Семирадского осталась одной из немногих, которая «не меняла своего местоположения и ни разу не покинула стены музея». для выставок». [ 6 ] Через пять лет после публикации статьи эта «традиция» была нарушена. С 28 апреля по 3 июля 2022 года картина « Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» экспонировалась в Новой Третьяковской галерее на Крымском Валу на выставке «Генрих Семирадский» . Выставку приурочили к 180-летию со дня рождения художника. Полотно заранее перевезли в Москву для реставрационных работ. [ 59 ] в ходе которого, по словам куратора выставки Татьяны Карповой, «картину очистили от загрязнений, выровняли лак, подправили края, сделали тонировку; некоторые пятна, разложение лака, все это тоже было исправлено, и теперь оно находится в сияющая форма». [ 60 ]
Сюжет, персонажи и композиция
[ редактировать ]Со второй половины 17 века сюжеты, связанные с различными эпизодами из жизни Александра Македонского в западноевропейском, а затем и русском искусстве стали популярны . Важным источником была «История Александра Македонского» — биография, написанная в первом веке нашей эры римским историком Квинтом Курцием Руфом , которая неоднократно публиковалась на русском языке. [ 6 ] Кроме того, в 1861 году было опубликовано факсимиле древнерусского романа «Александрия» . [ 61 ]
К 1870 году появилось множество иконографических изображений Александра Македонского. В контексте европейской живописи его обычно изображали молодым энергичным воином, одетым в шлем и полный доспех. Для изображения лица Александра Семирадский мог использовать слепок с римской копии статуи Александра работы Лисиппа , хранящейся в собрании Академии художеств, а также мраморный бюст XVIII века, находящийся в Летнем саду . [ 62 ]

Эпизод, изображенный на картине Семирадского, связан со следующей легендой. Во время похода против персидского царя Дария III Александр Македонский простудился и впоследствии тяжело заболел. Врачи не хотели его лечить, опасаясь, что македоняне убьют их, если им не удастся победить болезнь и Александр умрет. По словам Плутарха , только его врач Филипп, «видя тяжелое состояние больного, ставил дружбу превыше всего и считал преступным не разделить опасность с Александром и не исчерпать — даже с риском для себя — всех средств». Филипп приготовил сильное лекарство и принес его больному. Однако незадолго до этого Александр получил срочное сообщение от своего командира Пармениона , в котором сообщалось, что его врач был подкуплен Дарием и будет давать яд вместо лекарства. Когда Филипп вручил Александру чашу с зельем, король попросил его прочитать полученное письмо. Последующие события проиллюстрированы на полотне. Александр, безоговорочно доверяющий своему врачу, без колебаний выпивает принесенное лекарство. Тем временем Филипп с удивлением и негодованием читает клеветническое письмо. Как отмечал Плутарх, «это было дивное зрелище, достойное созерцания». [ 30 ]
На картине Семирадского действие происходит в агитационной палатке. Александр Македонский, красивый юноша, обнаженный до пояса, «с великолепным античным торсом», [ 24 ] полусидит на кровати. Он собирается выпить лекарство из чашки в правой руке. [ 48 ] Торс и положение правой руки Александра чем-то напоминают знаменитую скульптуру II века нашей эры «Арес Людовизи», гипсовая копия которой находилась в собрании Академии художеств. [ 24 ] Слева от Александра - портрет врача Филиппа в полный рост, читающего письмо, данное ему царем. [ 3 ] Доктор носит белый хитон , расшитый желтым меандром и скрепленный на плечах фибулами , поверх которого он носит синий гиматий, украшенный двумя видами орнаментов. натурщик Иван, с которого Василий Верещагин неоднократно писал свои фигуры. Фигуре Филиппа позировал [ 24 ] У изголовья кровати склонился к Александру седобородый старик. [ 3 ] Некоторые источники утверждают, что старик — Аристобул Кассандрейский , который пытается уговорить царя не пить лекарство. [ 24 ] Группа, состоящая из Александра, Филиппа и старца, является центральным элементом композиции и освещена светом, падающим с левой стороны. Кроме них, в глубине комнаты слева стоят два воина и справа от кровати мальчик с опахалой. [ 48 ] [ 3 ] Известно, что моделью мальчика с лемехом послужил будущий скульптор Илья Гинцбург (через год он также позировал для Ильи Репина конкурсной картины «Воскресение дочери Иаира» ). [ 30 ]
Семирадский тщательно изучил «мир вещей» времен Александра Македонского, вероятно, чему способствовали посещения Эрмитажа и Публичной библиотеки . На своем полотне он точно изобразил старинные ткани, одежду, обувь и доспехи воинов, а также орнаменты на коврах и чернофигурную вазу поставленную на столе . Экзотика персидского похода отражена в восточном опале, который держит мальчик, и шкуре тигра, разложенной на кровати. У правого края полотна расположена статуя, на самом верху которой находится бронзовая скульптура богини Ники с лавровым венком . На левом краю стоит старинный стул, на котором сложены королевские доспехи. [ 63 ] На столе — шлем Александра, прототипом которого, возможно, был шлем Минервы Джустиниани . [ 64 ] Судя по всему, при ее написании Семирадский использовал аналогичный шлем из академической коллекции, созданной по инициативе Алексея Оленина , президента Академии художеств с 1817 по 1843 год. [ 65 ] [ 66 ] В 1980 году шлем был передан в музейную коллекцию усадьбы Приютино. [ 67 ]
Историк искусства Петр Гнедич отметил гармоничный колорит полотна Семирадского, в котором преобладают светло-фиолетовые и оранжевые тона. [ 68 ] По словам искусствоведа Светланы Игнатенко, в этой работе художник продемонстрировал собственный стиль, который уже был хорошо развит в то время, «выразился в прекрасном знании анатомии , мягких, «текучих» силуэтах, светотеневой моделировании, освещении. эффектами и вообще в безупречном техническом мастерстве». [ 69 ]
Отзывы и критика
[ редактировать ]В статье об академической выставке 1870 года искусствовед Владимир Стасов картины Семирадского « Доверие Александра Македонского к доктору Филиппу» дал всесторонний анализ экспонировавшейся там . По сравнению с более ранними графическими работами Семирадского, Стасов утверждал, что картина демонстрирует мастерство художника в использовании цвета с уровнем точности и нюансов, сравнимым с уровнем черного карандаша, и обладает «значительной способностью к цветовому эффекту». Признавая низкий уровень душевной выразительности, Стасов признавал в картине «вкус, силу, мастерство и крайнюю законченность вообще», а также добросовестное изучение художником достижений новейшей истории и археологии. [ 10 ] По мнению Стасова, если Семирадский проявил «столько таланта и силы» в работе над навязанным ему извне предметом, «чего еще ждать от него, когда он совершенно свободен и зависит только от своего собственного умения и таланта?» [ 70 ]
В статье, опубликованной в ноябре 1870 года в журнале «Вестник Европы» , писатель и критик Павел Ковалевский сформулировал преимущественно критическую позицию по отношению к конкурсной системе, применявшейся Академией художеств , которая требовала от множества конкурентов одновременного создания произведений на заданную тему, а от рецензентов — « ежегодно пересматривать один сюжет, данный целому множеству студентов». [ 71 ] Тем не менее, среди работ, относящихся к теме «Доверие Александра Македонского к доктору Филиппу», Ковалевский выделил картину Семирадского, указав на нее «как удачную, серьезно продуманную, хорошо составленную, весьма похвальную по аксессуарам и удовлетворительно написанную». Среди недостатков картины Ковалевский выделил непропорциональный размер согнутого колена Александра и выбор упрощенного и непримечательного типа для его головы. [ 38 ]
Историк искусства Павел Климов назвал доверие Александра Македонского доктору Филиппу «самым ранним из значительных произведений Семирадского» и писал, что трудно было ожидать «яркой творческой индивидуальности» в этой картине, которая по сути была экзаменационным заданием. Тем не менее такие качества, как «тщательная продуманность композиции» и «большое внимание к выразительности каждой детали», проявившиеся в этой картине, стали характерной чертой позднего творчества художника. По мнению Климова, этой работой Семирадский "показал себе и другим, что полностью овладел техническими средствами и готов вступить на самостоятельную дорогу". [ 13 ]
Достоинством полотна искусствовед Татьяна Карпова считала такие отличительные черты, как «изящество линий, четкость силуэтов фигур, гармоничный колорит», доверием Александра Македонского к доктору Филиппу . По мнению Карповой, эта работа доказала, что Семирадский — «талантливый ученик академической школы, впитавший в себя заветы классицизма», которые в русской живописи связаны с именами Карла Брюллова , Федора Бруни и Александра Иванова . [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каталог НХМРБ, т. 2 (1997 , p. 265)
- ^ Семирадский — Живопись (2022 , стр. 91)
- ^ Jump up to: а б с д Лебедева (2006 , p. 13)
- ^ Салмина (1971 , p. 444)
- ^ Jump up to: а б с Каталог Государственной Третьяковской галереи, вып. 4, книга 2 (2006 , с. 305)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Усова (2017 , p. 94)
- ^ Jump up to: а б с д и Усова (2017 , p. 98)
- ^ Jump up to: а б с Петинова (2001 , с. 163)
- ^ Jump up to: а б с Лебедева (2006 , p. 14)
- ^ Jump up to: а б Стасов (1937 , с. 170)
- ^ Стасов (1937 , с. 179)
- ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 26)
- ^ Jump up to: а б Климов (2001 , p. 7)
- ^ Карпова (2008 , p. 222)
- ^ Карпова (2008 , стр. 222–223)
- ^ Кочемасова (2001 , p. 47)
- ^ Карпова (2008 , p. 223)
- ^ Карпова (2008 , p. 19)
- ^ Материалы для истории ИАХ, ч. II (1865 , pp. 251–252)
- ^ Каталог Государственного Русского музея, том. 3 (2007 , стр. 15)
- ^ Вериковская, И.М. (2013). "Александр Македонский проявляет доверие своему врачу Филиппу" [Alexander the Great trusts his physician Philip]. Шевченковская энциклопедия (in Russian). Vol. 1 (А-В). М. Г. Жулинский и др. Kyiv : Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины. p. 164. ISBN 978-966-02-6421-2 .
- ^ Семирадский - Письма (2022 , с. 314)
- ^ Зорина (2008 , p. 13)
- ^ Jump up to: а б с д и Часянова (2017 , стр. 81)
- ^ Богдан (2007 , p. 312)
- ^ Богдан (2007 , p. 323)
- ^ Файбисович (2005 , стр. 50–51)
- ^ Кривдина (2006 , p. 479)
- ^ " А. В. Снигиревский . Доверие Александра Македонского врачу Филиппу. 1870" [ A. V. Snigirevsky . Alexander the Great's confidence in the physician Philip. 1870]. Музей Российской академии художеств — collection.artsacademymuseum.org (in Russian). Archived from the original on 2023-04-11 . Retrieved 2023-04-11 .
- ^ Jump up to: а б с Усова (2017 , p. 96)
- ^ Jump up to: а б с Семирадский - Письма (2022 , с. 315)
- ^ "Романов Владимир Александрович (1847—1909). Президент АХ 1876—1909" [Romanov Vladimir Alexandrovich (1847-1909). President of the Academy of Arts 1876-1909]. Russian Academy of Arts — www.rah.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-12-08 . Retrieved 2023-04-12 .
- ^ Хасьянова (1998 , p. 192)
- ^ Jump up to: а б Семирадский - Письма (2022 , с. 316)
- ^ Усова (2017 , p. 99)
- ^ Стасов (1937 , с. 169)
- ^ Хасьянова (1998 , p. 193)
- ^ Jump up to: а б Ковалевский (1870 , p. 360)
- ^ Каталог Государственного Русского музея, том. 5 (2014 , стр. 105)
- ^ "Доверие А. Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни, 1870 — Верещагин М. П. " [Confidence of Alexander the Great in his physician Philip during grave illness, 1870 - Vereshchagin M. P. ]. State Russian Museum — www.rmgallery.ru (in Russian). Archived from the original on 2023-04-10 . Retrieved 2023-04-09 .
- ^ Лебедева (2006 , p. 15)
- ^ Jump up to: а б с Карпова (2008 , p. 224)
- ^ Зорина (2008 , p. 17)
- ^ Зорина (2008 , p. 33)
- ^ Петинова (2001 , стр. 164–165)
- ^ Выставка живописи и скульптуры (1881 , стр. 315)
- ↑ Всероссийская выставка (1882 , стр. 32)
- ^ Jump up to: а б с Музей ИАХ (1915 , стр. 237)
- ^ Музей ИАХ (1915 , стр. 237–238).
- ^ Усова (2017 , pp. 99–100)
- ^ Jump up to: а б с Усова (2017 , p. 93)
- ^ Елена Аладова. Музей — его судьба (2006 , с. 80)
- ↑ Каталог Государственной Третьяковской галереи, том. 4, книга 2 (2006 , с. 334)
- ↑ Усова (2017 , pp. 93–94)
- ^ Елена Аладова. Музей — его судьба (2006 , стр. 80–81)
- ^ Елена Аладова. Музей — его судьба (2006 , с. 81)
- ^ «Современность и история» [Современность и история]. Национальный художественный музей Республики Беларусь — artmuseum.by . Архивировано из оригинала 27 января 2023 г. Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Усова (2017 , p. 100)
- ^ Багдасарова, С. А. (2022-04-26). "Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке" [Henryk Siemiradzki and Ancient Beauty: an exhibition at the Tretyakov Gallery]. The Art Newspaper Russia — www.theartnewspaper.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-06 . Retrieved 2023-04-09 .
- ^ Сабадаш, В. (2022-04-28). "В Москве открылась выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов»" [The exhibition "Henryk Siemiradzki. Following the example of the gods" is open in Moscow]. Moskovskaya Pravda — mospravda.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-22 . Retrieved 2023-05-27 .
- ↑ Усова (2017 , pp. 94–96)
- ↑ Усова (2017 , pp. 96–97)
- ^ Усова (2017 , p. 97)
- ^ Часянова (2017 , стр. 84)
- ^ Часянова (2017 , стр. 83–84)
- ^ Файбисович (2005 , стр. 49)
- ^ Файбисович (2005 , стр. 52)
- ^ Гнедич (2002 , стр. 777–778)
- ^ Игнатенко (2021 , p. 24)
- ↑ Стасов (1937 , с. 171)
- ^ Ковалевский (1870 , pp. 357–360)
Библиография
[ редактировать ]- Богдан, В.-И. Т. (2007). Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века [ Historical class of the Academy of Arts in the second half of the 19th century ] (in Russian). Saint Petersburg : Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. ISBN 978-5-901751-75-6 .
- Gnedich, Pyotr (2002). История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура [ Art History. Painting. Sculpture. Architecture ] (in Russian). Moscow : Eksmo . ISBN 5-699-00307-Х .
- Зорина, Е.Г. (2008). Семирадский [ Siemiradzki ] (in Russian). Moscow : Bely Gorod . ISBN 978-5-7793-1431-2 .
- Игнатенко, С.В. (2021). "Старейший на Урале. Шедевры музейного собрания (Продолжение. Начало в №№ 5—12 (2020), №№ 1—3 (2021))" [The oldest in the Ural. Masterpieces of the museum collection (Continued. Beginning in Nos. 5-12 (2020), Nos. 1-3 (2021))]. Рампа. Культура Башкортостана (in Russian) (4 (330)): 22–25.
- Карпова, Т.Л. (2008). Генрих Семирадский: Альбом [ Henryk Siemiradzki: Album ] (in Russian). Saint Petersburg : Золотой век. ISBN 978-5-342-00116-8 .
- Климов, П.Ю. (2001). Генрих Семирадский [ Henryk Siemiradzki ] (in Russian). Moscow : Арт-Родник. ISBN 5-88896-050-0 .
- Ковалевский, П.М. (1870). "Годичная выставка Академии художеств" [Annual exhibition of the Academy of Arts]. Vestnik Evropy (in Russian). 6 (11): 356–371.
- Кочемасова, Т.А. (2001). Генрих Семирадский [ Henryk Siemiradzki ] (in Russian). Moscow : Bely Gorod . ISBN 978-5-7793-0333-0 .
- Кривдина, О.А. (2006). Ваятели и их судьбы: научная реконструкция творческих биографий российских скульпторов середины и второй половины XIX века [ Sculptors and Their Fates: Scientific Reconstruction of Creative Biographies of Russian Sculptors of the Middle and Second Half of the 19th Century ] (in Russian). Saint Petersburg : Сударыня. ISBN 5-88718-003-Х .
- Лебедева, Д.Н. (2006). Генрих Семирадский [ Henryk Siemiradzki ] (in Russian). Moscow : Арт-Родник. ISBN 5-9561-0175-Х .
- Петинова, Е.Ф. (2001). Русские художники XVIII — начала XX века [ Russian artists of the 18th - early 20th century ] (in Russian). Saint Petersburg : Aurora . ISBN 978-5-7300-0714-7 .
- Салмина, Л.Н. (1971). "Генрих Ипполитович Семирадский" [Henryk Ippolitovich Siemiradzki]. Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века, часть II (in Russian). А. И. Леонов. Moscow : Iskusstvo : 443–452.
- Stasov, Vladimir (1937). Избранные сочинения [ Selected Works ] (in Russian). Vol. 1. С. Н. Гольдштейн. Moscow : Iskusstvo .
- Усова, Н.М. (2017). "«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» Генриха Семирадского в Национальном художественном музее Республики Беларусь: путь к триумфу. История создания и бытование картины" ["Alexander the Great trusts Doctor Philip" by Henryk Siemiradzki in the National Art Museum of the Republic of Belarus: the path to triumph. History of creation and existence of the painting]. Sztuka Europy Wschodniej (in Russian). 5 : 93–102.
- Файбисович, В.М. (2005). "Щит и меч русского академизма. Античное вооружение из костюмерной Императорской Академии художеств" [The Shield and Sword of Russian Academism. Antique armoury from the costume room of the Imperial Academy of Arts]. Наше наследие (in Russian). 5 (74): 48–57.
- Хасьянова, Л.С. (1998). "Генрих Семирадский, Илья Репин — два пути в искусстве" [Henryk Siemiradzki, Ilya Repin - two paths in art]. Литературная учёба (in Russian) (2): 177–212.
- "Выставка живописи и скульптуры (в залах Императорской академии художеств). Продолжение" [Exhibition of painting and sculpture (in the halls of the Imperial Academy of Arts). Continued]. Vsemirnaya Illyustratsiya (in Russian). 25 (16): 314–315. 1881.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания [ State Tretyakov Gallery - catalogue of the collection ] (in Russian). Vol. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н–Я. Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. Moscow : Красная площадь. 2006. ISBN 5-900743-22-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Государственный Русский музей — каталог собрания [ State Russian Museum - catalogue of the collection ] (in Russian). Vol. 3: Живопись первой половины XIX века (К—Я). Г. Н. Голдовский. Saint Petersburg : Palace Editions. 2007. ISBN 978-5-93332-263-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Государственный Русский музей — каталог собрания [ State Russian Museum - catalogue of the collection ] (in Russian). Vol. 5: Живопись второй половины XIX века (А—И). Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. Saint Petersburg : Palace Editions. 2014. ISBN 978-5-93332-507-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Елена Аладова. Музей — её судьба: воспоминания, документы, исследования [ Elena Aladova. Museum - her destiny: memories, documents, research ]. Беларусь мастацкая (in Russian). Б. А. Крепак. Мастацкая літаратура . 2006. ISBN 985-02-0884-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - "Живопись" [Painting]. Генрих Семирадский. По примеру богов [ Henryk Siemiradzki. Following the example of the gods ] (in Russian). Moscow : State Tretyakov Gallery . 2022. pp. 85–200. ISBN 978-5-89580-366-0 .
- Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г. [ Illustrated catalogue of the Art Department of the All-Russian Exhibition in Moscow, 1882. ] (in Russian). Н. П. Собко. Saint Petersburg : Publisher Mikhail Botkin . 1882.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Императорская Академия художеств. Музей. Русская живопись [ The Imperial Academy of Arts. Museum. Russian painting ] (in Russian). С. К. Исаков. Унион. 1915.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - "Письма Г. И. Семирадского родителям" [Letters of G. I. Siemiradzki to his parents]. Генрих Семирадский. По примеру богов [ Henryk Siemiradzki. Following the example of the gods ] (in Russian). Moscow : State Tretyakov Gallery . 2022. pp. 268–318.
- Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Каталог [ Russian pre-revolutionary and Soviet painting in the collection of the National Art Museum of the Republic of Belarus. Catalogue ] (in Russian). Vol. 2 (К—Я). Р. Г. Бадин, Т. И. Карандашева, Т. А. Резник, Е. К. Ресина. Belarus . 1997. ISBN 985-01-0147-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской академии художеств за сто лет её существования [ Collection of materials for the history of the Imperial St. Petersburg Academy of Arts for one hundred years of its existence ] (in Russian). Vol. II (1811—1843). П. Н. Петров. Saint Petersburg : Типография Гогенфельдена и Ко. 1865.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Хасянова, Л. (2017). «Семирадский всем сердцем любил натуру-мертвую ...» Искусство Восточной Европы (на польском языке). 5 : 77–92.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. Семирадский Генрих Ипполитович" [Alexander the Great trusts Doctor Philip. Siemiradzki Henryk Ippolitovich]. Belarusian National Arts Museum — artmuseum.by (in Russian) . Retrieved 2023-04-15 .
- "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Семирадский Генрих Ипполитович" [Alexander the Great trusts Doctor Philip. 1870. Siemiradzki Henryk Ippolitovich]. www.art-catalog.ru (in Russian) . Retrieved 2023-03-12 .