Христос и грешник
Христос и грешник | |
---|---|
![]() | |
Художник | Генрих Семирадский |
Год | 1873 |
Середина | масло Холст , |
Размеры | 250 см × 499 см (98 × 196 дюймов) |
Расположение | Государственный Русский музей , Санкт-Петербург |
«Христос и грешница» — картина большого формата польского и русского художника-академика Генриха Семирадского (1843-1902). Она завершена в 1873 году и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге (опись Ж-5674). Размеры картины 250×499 см. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Сюжет картины связан с историей Христа и женщины, взятой в прелюбодеяние, описанной в Евангелии от Иоанна . Интерпретация темы Семирадским аналогична мотивам Алексея Константиновича Толстого поэмы «Грешница» . популярной в то время [ 4 ] Композицию картины можно разделить на две части. Слева — сцена Христа со своими последователями, а справа — сцена нарядно одетого грешника в окружении развлекающих мужчин и женщин. [ 5 ]
Картина была заказана великим князем Владимиром Александровичем и создана Семирадским в Риме . В марте 1873 года картину перевезли в Петербург , где она экспонировалась на Академической выставке. Семирадский был удостоен звания академика Академии художеств За создание картины . Впоследствии он был куплен наследником престола Александром Александровичем за 10 000 рублей. [ 6 ] [ 7 ] В 1873 году картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене , где Семирадский был награжден медалью «За искусство», ознаменовавшей его первую международную награду. [ 8 ]
Художник Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит ошеломляющее впечатление». Однако «Христос с апостолами несколько ничтожен». [ 9 ] Критик Владимир Стасов отметил «блестящий колорит» картины, однако написал, что она «поверхностна по содержанию», и раскритиковал образы грешника, Христа и апостолов. [ 10 ] Историк искусства Татьяна Карпова отметила, что в « Христе и грешнице » Семирадский впервые применил технику пленэра «на большом холсте, написанном на тему далекого прошлого» и что в то время «это было новинкой для русского искусства». [ 11 ]
История
[ редактировать ]Предыстория и создание
[ редактировать ]В 1870 году Генрих Семяцкий окончил Петербургскую Академию художеств и был удостоен звания классного художника первой степени и большой золотой медали за картину «Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» , которая была заявлена на конкурс. Вместе с медалью художник получил право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу за счет Академии художеств. [ 12 ] [ 13 ] Семирадский начал свой путь пенсионером в августе 1871 года. Посетив Краков , [ 14 ] он прибыл в Мюнхен в сентябре того же года. Он провел в городе несколько месяцев, за это время написал «Римскую оргию во времена цезарей» . Эта работа получила положительные отзывы критиков в Мюнхене и Санкт-Петербурге, куда была отправлена на очередную академическую выставку. [ 15 ]

В апреле 1872 года Семирадский уехал из Мюнхена во Флоренцию, чтобы остаться там надолго. [ 16 ] Однако, вскоре после этого проехав по Италии, художник изменил свои планы и решил переехать в Рим . Об этом решении он сообщил Академии художеств в письме от 9 мая 1872 года. [ 17 ] Семирадский незамедлительно арендовал студию на Виа Маргутта , где приступил к работе над новой картиной, которую назвал «Христос и грешница» или «Грешница» . [ 6 ]
Комиссаром этой картины был великий князь Владимир Александрович . [ 6 ] [ 18 ] который был соратником (заместителем) президента Академии художеств с 1869 года и стал ее президентом в 1876 году. [ 19 ] Тему будущей картины великий князь предложил Семирадскому еще в Петербурге. В частности, Владимир Александрович прислал художнику копию Алексея Константиновича Толстого стихотворения «Грешница» , впервые опубликованного в 1858 году в журнале «Русская беседа» . [ 20 ] Это стихотворение было очень популярно в то время и входило в репертуар различных литературных вечеров. [ 18 ]
Осенью 1872 года художник Василий Поленов приехал в Рим, где приступил к работе над картиной аналогичного сюжета . В письме семье от 15 октября 1872 года Поленов писал: «Здесь уже живет академик поляк Семирадский. Очень добрый и обаятельный господин и интересный художник». [ 21 ] В том же послании Поленов заявил, что в Риме у него сложились близкие отношения с другими польскими художниками и что он «начал делать этюды для картины « Тот, кто без греха ». [ 21 ] В письме от 31 марта 1873 года Вера Николаевна Воейкова, бабушка Поленова, сообщала внуку из Петербурга: «У нас был твой друг Семирадский, который очень любил тебя и хвалил в Риме твой талант и твои эскизы, а также начатую тобой картину. ." [ 22 ] [ 23 ] Над полотном «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» (альтернативное название — «Он без греха? ») Поленов работал гораздо дольше, чем Семирадский над своей «Грешницей» , закончив его лишь в 1887 году. [ 24 ]
Семирадский посвятил не менее полутора лет размышлениям на эту тему, включая создание эскизов и этюдов . По его воспоминаниям, над большим полотном он работал примерно восемь месяцев. [ 25 ] В процессе создания «Грешницы » Семирадский использовал новейшие достижения фотографии: снимки были сделаны по его заказу профессиональным фотографом Мишелем Мангом . В коллекции Национального музея в Кракове хранятся фотодокументы натурщиков и манекенов в соответствующих позах и одеждах, которые были использованы для создания различных персонажей, изображенных на картине, включая главных героев, Иисуса Христа и Грешника. [ 26 ] [ 27 ] Картина была завершена в феврале 1873 года. [ 25 ] таким образом, весь процесс создания «Грешника» занял примерно три года, с 1870 по 1873 год. [ 28 ]
Выставки 1873 года и продажа картины.
[ редактировать ]Весной 1873 года в Петербурге прошла Академическая выставка, на которой произведения живописи и скульптуры были выставлены для отправки на Всемирную выставку в Вене . [ 29 ] Некоторые художники не смогли представить свои работы к началу выставки. Иван Айвазовский , работавший в то время во Флоренции , просил отсрочки для художников, находившихся в Италии. Он особо упомянул, что Семирадский занимается заметной картиной, которую сможет завершить только в конце января. Лишь 10 марта Семирадский сообщил руководству Академии, что картина «Христос и грешница» отправлена в Петербург. Он также попросил распаковать картину в его присутствии. [ 30 ]

Семирадский прибыл в Петербург в конце марта. Его новая картина была представлена в Рафаэлевском зале Академии художеств 30 марта. Несмотря на то, что до закрытия выставки оставалось всего два дня, картина сумела привлечь внимание и произвести большое впечатление на зрителей. [ 29 ] В письме от 2 апреля Семирадский писал семье: «В течение двух дней моя картина выставлялась в залах Академии, публика, привлеченная объявлением, поместившим Академию в газетах о прибытии моей картины , снова переполненный на выставке. Теперь я являюсь объектом восторгов и зависти в художественном мире; мне никогда не приходило в голову, что я мог произвести такое впечатление своей картиной. его внешний вид, разбил всю выставку произведений, предназначенную для Вены, как говорят по-русски местные художники, «разбил ее в щепки»». [ 31 ]
Из многочисленных картин, представленных на мероприятии, три, в частности, привлекли значительное внимание: «Бурлаки на Волге» Ильи Репина , «Шуты при дворе императрицы Анны» Валерия Якоби и «Крист и грешник» . [ 32 ] В письме Козьме Солдатёнкову художник Павел Чистяков отметил, что своей новой работой «Семирадский ошеломил, и не публику, а художников», добавив, что «все это радует нашего брата». [ 33 ] Художник Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит ошеломляющее впечатление, долго не можешь владеть своим сознанием», хотя, по его словам, «Христос с апостолами несколько ничтожен». [ 9 ] Критик Владимир Стасов статью « Новая картина Семирадского «Грешница» . , писавший под псевдонимом «О.», опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях » (№ 95 за 1873 год) [ 34 ] Стасов отмечал, что картина «произвела такое ощущение, о котором даже не вспомнят», и что со времен « » Брюллова Последнего дня Помпеи в русской живописи не было ничего столь великолепного. Однако самому Стасову не нравились ни грешница («незначительная и скучная в своей позе, лице, выражении»), ни Христос («бледная, вялая фигура в белом хитоне »), ни апостолы («арабские робещицы с самые обыкновенные лица и невыразительные физиономии»). [ 35 ]
Несмотря на критику, и комиссар Великий князь Владимир Александрович, и секретарь конференции Академии художеств Петр Исеев выразили высокую оценку картине «Христос и грешница» . [ 7 ] В результате Семирадскому было присвоено звание академика, что в конечном итоге привело к за ним репутации «одного из ведущих мастеров русского академизма ». закреплению [ 36 ] По рекомендации великого князя Владимира Александровича картина «Христос и грешница» была приобретена наследником престола Александром Александровичем за значительную сумму, равную примерно 10 000 рублей по тем временам. Кроме того, Владимир Александрович попросил Семирадского создать для его коллекции второй вариант картины в сепии . [ 7 ]
В том же 1873 году картина «Христос и грешница» была отправлена на Всемирную выставку в Вене. Картина экспонировалась наряду с другими произведениями, иллюстрирующими достижения русской живописи предыдущего десятилетия. В их число вошли «Пётр и Алексей» Николая Ге , «Охотники на привале» и «Рыбак» Василия Перова , «Бурлаки на Волге» Ильи Репина , авторская копия полотна «Грачи вернулись» Алексея Саврасова и другие. [ 37 ] Картина «Христос и грешница» экспонировалась в центральном зале Художественного павильона. [ 38 ] Фридрих Пехт , немецкий художник и историк искусства, заметил, что полотно Семирадского написано с большим мастерством. Он охарактеризовал ее как «очень талантливое и пикантное исследование влияния воздействия солнечного света на архитектуру и людей», хотя, по его словам, «несколько трудно понять, почему Христос должен служить образцом для подобных экспериментов». [ 39 ] В путеводителе по художественному разделу венской выставки журналист Эрнст Леманн писал, что Семирадский, «еще молодой русский художник, представил в своем «Грешнике» работу, которая показывает нам великого колориста; причем его способ обращения с библейским материалом во всех отношениях новый и, пожалуй, единственный, подходящий в наше время для религиозных картин». [ 38 ] [ 40 ] Однако, переводя эти рецензии с немецкого, оппонент Семирадского Владимир Стасов иронически заметил, что и в Вене, и в России « Христос и грешница» «очень нравились людям менее разумным и почти совсем не нравились тем, кто более художественно продвинут и чей вкус более образован». [ 41 ] В любом случае «Христос и грешник» был награжден медалью «За искусство» на венской выставке. Это была первая международная награда, полученная Семирадским. [ 8 ]
Последующие события
[ редактировать ]В 1874 году по пути из Вены в Петербург «Грешница» несколько дней экспонировалась на выставке в Варшаве , все доходы от которой Семирадский пожертвовал нуждающимся польским художникам. [ 42 ] [ 43 ] Полотно под названием «Христос и грешница » вошло также в экспозицию Всероссийской промышленной и художественной выставки 1882 года, проходившей в Москве. Помимо упомянутой картины, в экспозицию вошли еще четыре произведения Семирадского: «Доверие Александра Македонского к доктору Филиппу» (1870), «Танец среди мечей» (1881), «Оргия в царствование Тиберия на острове Капри» (1881) и Факелы Нерона (1882 г., уменьшенная версия большого полотна 1876 г.). [ 44 ] [ 45 ]

«Христос и грешница» положил начало небольшому евангелическому циклу Генрика Семирадского, за которым последовали такие работы, как «Христос с Марфой и Марией» (1886, Государственный Русский музей ), «Христос и самаритянин» (1890, Львовская национальная картинная галерея ) и «Христос среди детей» (1900) . -1901, Национальный музей в Варшаве ). [ 46 ] [ 47 ]
Картина «Христос и грешница» первоначально размещалась в Царскосельском Александровском дворце . В 1897 году она была передана в Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей ), где и находится по сей день. [ 1 ] [ 2 ] В первые годы существования музея « Христос и грешница» экспонировались в одном зале с Ильи Репина » «Ответом запорожских казаков , Василия Сурикова » «Покорением Сибири , Ермака Тимофеевича « На войну и Картина на аналогичную тему «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» Василия Поленова . Семирадского Кроме «Христа и грешницы» , были и другие картины академических художников — «Оргия» Вильгельма Котарбинского и «Обычай поцелуев» Константина Маковского . [ 48 ]

В 2014 году художники-реставраторы Государственного Русского музея Ирина Корнякова и Наталья Романова провели исследование и реставрацию картины «Христос и грешница» . Анализ состояния полотна показал, что картина уже была перенесена на новое полотно (вероятно, конца XIX века). Однако никаких записей об этой операции в архивах обнаружено не было. Основные проблемы были связаны с повреждениями, возникшими при переносе с авторского холста, и длительным сроком хранения на рулоне. Это привело к значительной деформации поверхности и отставанию красочного слоя от грунта от холста. В некоторых случаях наблюдались даже участки отслоения живописи, сопровождавшиеся утратой красочного слоя. В ходе реставрации в 2014 году с картины был снят предыдущий переводной холст, а красочный слой укреплен и выровнен. Впоследствии картина была повторно переведена на новую льняную основу и, наконец, отреставрированное полотно было натянуто на новый подрамник. Разработанный метод реставрации такой большой картины уникален. [ 3 ] [ 49 ]
Картина «Христос и грешница» экспонировалась на выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» , проходившей с 20 декабря 2017 года по 2 апреля 2018 года в здании Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, приуроченной к 175-летию Семирадского. [ 50 ] Это также был один из экспонатов выставки Генриха Семирадского. По примеру богов» , который проходил с 28 апреля по 3 июля 2022 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу . [ 51 ] [ 52 ]
Тема и композиция
[ редактировать ]В основе сюжета картины лежит история Иисуса и женщины, взятой в прелюбодеяние , описанная в Евангелии от Иоанна (три синоптических Евангелия не содержат этой истории). [ 53 ] Интерпретация истории Семирадским существенно отличается от традиционной евангельской версии, в которой уличенную в прелюбодеянии женщину насильно привели ко Христу фарисеи и саддукеи . По законам Моисея грешник должен был быть побит камнями . [ 54 ]
В отличие от Евангелия, трактовка темы у Семирадского близка по описанию к мотивам популярной в то время поэмы Алексея Константиновича Толстого «Грешница». В этом стихотворении падшая женщина, развлекавшаяся в шумной компании праздных людей, преображается под влиянием Христа. [ 4 ] Судя по всему, эту версию, символизирующую нравственную победу христианства над язычеством , подсказал художнику заказчик полотна великий князь Владимир Александрович . [ 6 ] [ 55 ] [ 56 ] Тем не менее, хотя Семирадскому нравились и сюжет, и мелодия стихов Толстого, он не считал свое произведение простой иллюстрацией поэтических строк. Не собираясь собирать материал в Палестине , художник полагал, что ему поможет собственное воображение, а также яркий свет итальянского солнца, которое «насытит пространство, выделит из него одни фигуры и закроет другие». [ 6 ]
французского философа и писателя Эрнеста Ренана книга «Жизнь Иисуса» Некоторое влияние на интерпретацию сюжета «Грешницы», возможно, оказала и , в которой подчеркивалась человечность Христа и, в частности, обсуждались его взаимоотношения с женщинами. Автор книги утверждает, что уважение Христа к женщинам, в том числе к падшим, противоречило господствовавшим нормам эпохи. По мнению Ренана, поведение Иисуса отражало его врожденное благородство, а его искренняя доброта способствовала успешному возрождению грешников. [ 57 ]
По композиции картину «Христос и грешница» можно разделить на две части. В левой части полотна изображен Христос и его последователи, одетые в скромные светлые одежды. [ 5 ] Напротив, в правой части полотна изображена грешная куртизанка в нарядном шелковом одеянии, украшенном множеством украшений; за ней идет свита веселых и подвыпивших мужчин и женщин. [ 5 ] Для композиции характерно расположение фигур Христа и грешницы примерно на равном расстоянии от левого и правого краев холста. Художник запечатлел момент, когда они смотрят друг на друга, – «момент противостояния взглядов». [ 58 ]

В центральной композиции полотна изображено старое оливковое дерево, расположенное между левой и правой группами персонажей. Вероятно, дерево было предметом внимания Семирадского в период создания им пейзажа « Дорога из Рима в Альбано» (холст, масло, 78×62 см, 1870-е, Тверская областная картинная галерея). [ 59 ] Дерево в сочетании с каймой, очерченной его тенью, принимает в композиции полотна заметную V-образную конфигурацию. В тени дерева веселятся несколько человек, среди которых выделяется полуобнаженная женщина. У основания дерева расположена скульптура крылатого «монстра» с телом льва, лицом кошки и рогами козла. [ 60 ]
Одетый в длинный белый хитон , [ 35 ] Christ is depicted as merciful and forgiving, his image symbolising beauty, harmony and perfection, in the words of Tolstoy: "With love for his neighbours, / He taught humility to the people, / He made all the laws of Moses / Obey by the law of love; / He does not tolerate anger, nor vengeance, / He preaches forgiveness, / He says to repay evil with kindness..." ( Russian : «Любовью к ближним пламенея, / Народ смиренью он учил, / Он все законы Моисея / Любви закону подчинил; / Не терпит гнева он, ни мщенья, / Он проповедует прощенье, / Велит за зло платить добром…» ). [ 61 ] Справа от Христа, между ним и старой маслиной, стоит апостол Иоанн . Он повернут к зрителю, и серый цвет его плаща хорошо сочетается с цветами затененных частей ствола дерева. [ 62 ] Одежда Христа и его последователей сочетает в себе элементы как древнего , так и арабского стилей. [ 63 ]
In the poem The Sinner , Aleksey Tolstoy described the "young harlot" as follows: "Her fanciful attire / Involuntarily attracts the eye, / Her immodest garments / Speak of a sinful life; / But the fallen maiden is beautiful..." ( Russian : «Её причудливый наряд / Невольно привлекает взоры, / Её нескромные уборы / О грешной жизни говорят; / Но дева падшая прекрасна…» ). In accordance with Tolstoy's description, Siemiradzki portrays the heroine of his painting as a paragon of beauty and dressiness, as exemplified in the poem: "Her earrings and wrists, / Tinkling, to the raptures of voluptuousness, / Call to the fiery pleasures, / Diamonds glitter here and there, / And, casting a shadow on the lanits, / In all the abundance of beauty, / Twisted with a pearl thread, / Luxurious hair will fall..." ( Russian : «Её и серьги и запястья, / Звеня, к восторгам сладострастья, / К утехам пламенным зовут, / Алмазы блещут там и тут, / И, тень бросая на ланиты, / Во всем обилии красы, / Жемчужной нитью перевиты, / Падут роскошные власы…» ). [ 61 ] Под взглядом Христа грешница испытывает чувство стыда, о котором она давно забыла, и роняет кубок с вином, который падает на землю перед ней. [ 64 ] [ 65 ] Позади главного героя стоит еще одна женщина, тоже смотрящая на Христа. Композиционно эта женщина и артисты вокруг нее уравновешивают группу Христа и его последователей слева. [ 66 ]
Эскизы, этюды и повторения
[ редактировать ]Значительная часть графического наследия Генрика Семирадского хранится в польских музеях. В Национальном музее в Кракове хранится альбом художника, в который вошли 32 эскиза к картине «Христос и грешница» . [ 67 ] вместе с другими подготовительными материалами (указаны инвентарные номера: МНК III-ра 18401, 18402 и 17323). [ 68 ] В частности, в Краковском музее хранится эскизный вариант картины «Христос и грешница» (картон, бумага, графитный карандаш). [ 69 ] [ 70 ] В Национальном музее в Варшаве хранится еще один альбом Семирадского (инв. MNW Rys. Pol. 8962/1-84), содержащий ряд подготовительных рисунков к «Грешнице» (8962/9-26, 42, 46, 49, 50). . [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] К этим рисункам, выполненным карандашом на листах бумаги размером 20,6×17,4 см, относятся: «Женская фигура» (этюд к грешнице, опись № 8262/9), [ 74 ] «Грешница и апостол Иоанн» (инв. № 8962/11; в отличие от окончательного варианта полотна апостол находится справа от грешника), «Апостол Иоанн» (инв. № 8962/12), [ 75 ] анатомическое исследование мышц рук и эскиз лица (инв. № 8962/14), [ 74 ] Коленопреклоненная женщина (этюд грешницы, инв. № 8962/19), а также два композиционных эскиза (инв. № 8962/21 и 8962/26). [ 76 ]
Два эскиза под названием «Грешница» . [ 77 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 78 ] или Христос и грешница , [ 67 ] хранятся в Государственном Русском музее . В одном из эскизов - оригинальный вариант, выполненный графитным карандашом на бумаге, продублированный на ватмане (34,6×55,5 см, 1871-1872, опись Р-56734), [ 70 ] [ 79 ] грешница и ее веселые спутники расположены слева, а Христос - справа от грешницы, а его ученики и последователи - на расстоянии от него. [ 67 ] Этот эскиз был приобретен музеем в 1976 году у М.П. Глинки ( Ленинград ). [ 79 ] Еще один эскиз, выполненный акварелью и графитным карандашом на бумаге, продублированный на фильтрованной реставрационной бумаге. [ 80 ] (21 × 40,2 см [ 70 ] [ 81 ] или 21 × 41,1 см, 1872 г., инв. Р-54219), [ 80 ] изображен Христос с группой своих последователей в левой части композиции, в положении, аналогичном положению на основном полотне. По мнению искусствоведа Дайры Лебедевой, в этом этюде «найдена основная светотеневая разработка будущей картины, направленная на пленэр , на раскрытие в нем элементов солнечного света и световоздушной среды». [ 82 ] Эскиз приобретен в 1962 году у И.И. Фалтуса ( Дубно , Ровенская область , УССР ). [ 80 ]
В коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника имеется вариант (предположительно эскиз) картины «Христос и грешница» . [ 83 ] [ 70 ] под тем же названием (холст, холст, масло, 34,6×69,1 см, 1872 г., инв. РЖ-85). [ 84 ] [ 85 ] Картина была приобретена Новгородским музеем в конце 1945 года через Ленинградскую госзакупку и поступила в собрание музея в октябре 1947 года. [ 84 ] Также известно, что в частной коллекции имеется живописный этюд «Голова грешника» (холст, масло, 54×42 см). [ 86 ] [ 70 ]
В Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится реплика художника « Христос и грешница» , выполненная в сепии на бумаге (61×132 см). [ 87 ] и датировано 1873 годом [ 88 ] [ 89 ] или 1874. [ 87 ] На сайте музея указано, что материал и техника – бумага на бумаге, сепия, черная акварель (инв. Г-4708). [ 88 ] Картина была передана в музей в 1921 году Петроградской экспертной комиссией при Народном министерстве внешней торговли РСФСР . [ 89 ] Судя по всему, это точная копия, изготовленная по заказу Великого Князя Владимира Александровича . [ 88 ] [ 90 ]
Еще одна уменьшенная авторская репродукция картины «Христос и грешница» (холст, масло, 123×240 см, 1873?), хранится в картинной галерее Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Картина приобретена из коллекции Ивана Михайловича Воронова (архимандрита Алипия, настоятеля Псково -Печерского монастыря ). [ 91 ] [ 92 ] Еще одно авторское повторение картины «Христос и грешница» (холст, масло, 145×240 см), было обнаружено в начале XXI века в частной коллекции в Цюрихе . [ 93 ]
Отзывы и критика
[ редактировать ]Искусствовед Владимир Стасов в своей статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, писал, что картина Семирадского « Христос и грешница» произвела большое впечатление на публику, особенно «своим блестящим колоритом» и «своими щеголеватыми красочными пятнами». ". Тем не менее, по мнению Стасова, картина Семирадского «никак не может присоединиться» к таким религиозным картинам, как Ивана Крамского » «Христос в пустыне и » Николая Ге «Тайная вечеря . Стасов отмечал, что картина Семирадского «поверхностна по содержанию», что «Грешница» похожа на «современную парижскую оперетту «Кокотка Оффенбаха »» и что «Христос, и Грешница, и Апостолы состоят из одного и того же костюма до такой степени, что это не имеет смысла». говорить о нем как о серьезном историческом творении». [ 10 ]
В письме пейзажисту Федору Васильеву от 10 апреля 1873 года художник Иван Крамской описал впечатление, произведенное на него картиной Семирадского «Христос и грешница» . Крамской писал, что «картина ничем не примечательна», и она «написана так смело и красочно, в смысле подбора красок (а не органического колорита), так сильна в легкой штриховке и так много в ней внешнего движения и эффекта». что публика просто поражена». По словам художника, картина "впервые производит впечатляющее впечатление", под которым он сам находился около двадцати минут. В то же время Крамской отмечал фальшь, которую, в частности, можно увидеть в обращении с главными героями, изображенными на полотне: «Христос — такая ничтожная личность, что перед Ним ни один грешник не покается, и сама грешница не покается». один из тех, кто отказывается от веселой жизни». Крамской также отмечает фальшь картины, особенно в трактовке главных героев, изображенных на полотне: «Христос настолько ничтожный человек, что за Ним ни один грешник не покается, и сама грешница не из тех, кто отказывается от веселая жизнь». [ 94 ]

Историк искусства Павел Климов отмечал, что передвижники , членом которых был Крамской, не были склонны мириться с появлением в академическом сообществе такой заметной и влиятельной фигуры, как Семирадский. с точки зрения оппонентов, успех « Христа и Грешника » «свидетельствовал о жизненности академизма , который они неоднократно высмеивали и презирали» и который, по их мнению, вскоре должен был быть отвергнут как зрителями, заказчиками, так и коллекционерами. . По словам Климова, такое отношение привело к тому, что Семирадского в самом начале его карьеры рассматривали передвижники "как ударную силу Академии и главного соперника, с которым следует вести бескомпромиссную борьбу". [ 95 ]
Историк искусства Татьяна Карпова отмечала, что в картине «Христос и грешница » Семирадский «впервые нашел свою главную фишку — использование пленэрных эффектов в большом холсте, написанном на тему далекого прошлого», и что в то время» это было ново для русского искусства». Как заметила Карпова, сочетание пленэрной живописи и евангельского повествования создавало «впечатление иллюзии, достоверности, реальности легендарных событий». Такой подход соответствовал преобладающему направлению библеистики в то время ( Эрнест Ренан и др.), стремившемуся рассматривать Иисуса Христа как реальную историческую фигуру. Сравнивая творчество Семирадского с более поздней картиной Василия Поленова на ту же тему « Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» (1887, ГРМ ), Карпова констатировала, что обе картины «нельзя признать бесспорными шедеврами в биографиях этих художников, но они стали чрезвычайно важными вехами в их творческой эволюции». [ 96 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каталог Государственного Русского музея (1980 , стр. 296)
- ^ Jump up to: а б Каталог Государственного Русского музея, вып. 7 (2017 , стр. 121)
- ^ Jump up to: а б "Семирадский Г. И. — Грешница. 1873" [Siemiradzki G.I. - Christ and Sinner. 1873]. Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-14 .
- ^ Jump up to: а б Зорина (2008 , p. 18)
- ^ Jump up to: а б с Карпова (2008 , p. 34)
- ^ Jump up to: а б с д и Лебедева (2006 , p. 21)
- ^ Jump up to: а б с Зорина (2008 , p. 21)
- ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 38)
- ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 40)
- ^ Jump up to: а б Стасов (1952 , с. 451)
- ^ Карпова (2008 , p. 53)
- ^ Петинова (2001 , стр. 163)
- ^ Лебедева (2006 , p. 14)
- ^ Лебедева (2006 , p. 15)
- ^ Лебедева (2006 , pp. 17–18)
- ^ Лебедева (2006 , p. 18)
- ^ Лебедева (2006 , p. 19)
- ^ Jump up to: а б Климов (2001 , p. 7)
- ^ "Великий князь Владимир Александрович (1847—1909). Президент АХ 1876—1909" [Grand Duke Vladimir Alexandrovich (1847-1909). President of the Academy of Arts 1876-1909]. Российская академия художеств — www.rah.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2018-08-05 .
- ^ Карпова (2020 , p. 192)
- ^ Jump up to: а б Сахарова (1964 , p. 83)
- ^ Сахарова (1964 , pp. 93–94)
- ^ Карпова (2020 , p. 188)
- ^ Карпова (2020 , p. 190)
- ^ Jump up to: а б Лебедева (2006 , pp. 21–22)
- ^ Капырина (2016 , стр. 199–200)
- ↑ Капырина (2022 , стр. 239–242)
- ^ Карпова (2020 , p. 191)
- ^ Jump up to: а б Зорина (2008 , p. 17)
- ^ Богдан (2020 , стр. 254)
- ^ Экспозиция выставки «По примеру богов» ( Москва , Государственная Третьяковская галерея , 2022)
- ^ Архипова (1994 , p. 335)
- ^ Chistyakov (1953 , p. 69)
- ^ Карпова (2008 , p. 217)
- ^ Jump up to: а б Лебедева (2006 , p. 23)
- ^ Романовский (2005 , p. 336)
- ^ "Венская Всемирная выставка, 1873 г." [Vienna World's Fair, 1873.]. Российский союз выставок и ярмарок — www.uefexpo.ru (in Russian). Archived from the original on 2010-12-22 . Retrieved 2018-08-01 .
- ^ Jump up to: а б Герц (2020 , стр. 262)
- ^ Стасов (1952 , с. 247)
- ^ Stasov (1952 , pp. 246–247)
- ^ Стасов (1952 , с. 246)
- ^ Карпова (2008 , p. 224)
- ^ Климов (2001 , p. 20)
- ^ Всемирная выставка (1882 , стр. 32)
- ^ Карпова (2008 , p. 226)
- ^ Карпова (2020 , p. 194)
- ^ Семирадский (2022 , стр. 101)
- ↑ Из истории Государственного Русского музея (1995 , стр. 33)
- ^ Сохраняя историю (2022 , pp. 126–127)
- ^ "В Санкт-Петербурге проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме»" [The exhibition "Henryk Siemiradzki and the Colony of Russian Artists in Rome" takes place in St. Petersburg]. www.rewizor.ru (in Russian). 2018-01-09. Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-07 .
- ^ Багдасарова, С.А. (2022-04-26). "Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке" [Henryk Siemiradzki and Antique Beauty: Exhibition at the Tretyakov Gallery]. The Art Newspaper Russia — www.theartnewspaper.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-06 . Retrieved 2022-05-07 .
- ^ Студнева, Е.Ю. (2022-06-07). "Новая Третьяковка. «Генрих Семирадский. По примеру богов»" [New Tretyakov Gallery. "Henryk Siemiradzki. At the Example of the Gods."]. Международная жизнь — interaffairs.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-06-08 . Retrieved 2022-06-28 .
- ^ Юрова (1972 , p. 24)
- ^ Копшицер (2010 , p. 223)
- ^ Карпова (2008 , стр. 34–35)
- ^ Кочемасова (2001 , p. 12)
- ^ Пневский (2016 , стр. 80)
- ^ Хааке (2020 , стр. 121)
- ^ Семирадский (2022 , стр. 98–99)
- ^ Хааке (2020 , стр. 123)
- ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 35)
- ^ Хааке (2020 , стр. 122)
- ^ Бедроньска-Слотова (2017 , стр. 145)
- ^ Хааке (2020 , стр. 127)
- ^ Варначева (2019 , стр. 30)
- ^ Хааке (2020 , стр. 121–122)
- ^ Jump up to: а б с Лебедева (2006 , p. 22)
- ^ Маркова (2016 , p. 217)
- ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 45)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карпова (2008 , p. 383)
- ^ Маркова (2016 , pp. 216–217)
- ^ Бялы и Адамчик (2016 , стр. 55–75)
- ^ Хааке (2020 , стр. 120)
- ^ Jump up to: а б Бялы и Адамчик (2016 , стр. 65)
- ^ Бялы и Адамчик (2016 , стр. 66)
- ^ Бялы и Адамчик (2016 , стр. 69)
- ^ Карпова (2008 , p. 42)
- ^ Семирадский (2022 , стр. 218–219)
- ^ Jump up to: а б Семирадский (2022 , с. 218)
- ^ Jump up to: а б с Семирадский (2022 , с. 219)
- ^ "Христос и грешница. Эскиз — Семирадский Генрих Ипполитович" [Christ and Sinner. Sketch - Siemiradzki Henryk Ippolitovich]. www.art-catalog.ru (in Russian). Archived from the original on 2018-07-29 . Retrieved 2022-05-04 .
- ^ Лебедева (2006 , pp. 22–23)
- ^ Карпова (2008 , p. 43)
- ^ Jump up to: а б " Г. И. Семирадский. Христос и грешница. 1872 г. " [ H. I. Siemiradzki Christ and Sinner. 1872]. Новгородский музей-заповедник — novgorod-iss.kamiscloud.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-08 .
- ^ "Семирадский Генрих Ипполитович — «Христос и грешница» (1872)" [Siemiradzki Henryk Ippolitovich - "Christ and Sinner" (1872)]. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru (in Russian). Archived from the original on 2019-06-22 . Retrieved 2022-05-31 .
- ^ Карпова (2008 , p. 44)
- ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 388)
- ^ Jump up to: а б с " Г. И. Семирадский. Рисунок. Грешница. 1873 г. " [ H. I. Siemiradzki Drawing. The Sinner. 1873]. Рыбинский музей-заповедник — www.iss.rybmuseum.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-08 .
- ^ Jump up to: а б Семирадский (2022 , с. 220)
- ^ Овсянников (2006 , p. 49)
- ^ "Христос и грешница. Семирадский Генрих Ипполитович" [Christ and Sinner. Siemiradzki Henryk Ippolitovich]. Псковский музей-заповедник — museumpskov.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-08 .
- ^ "Семирадский Генрих Ипполитович — «Христос и грешница»" [Siemiradzki Henryk Ippolitovich - "Christ and Sinner".]. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru (in Russian). Archived from the original on 2019-06-22 . Retrieved 2022-05-31 .
- ^ Шуберт, Петр (11 апреля 2008 г.). «Христус и челюсть» . kobieta.interia.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 18 июля 2012 г. Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Крамской (1988 , pp. 152–153)
- ^ Климов (2001 , p. 9)
- ^ Карпова (2020 , p. 204)
Библиография
[ редактировать ]- Архипова, А. В. (1994). "Комментарии: Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. 1873. IX. По поводу выставки" [Comments: F. M. Dostoevsky. Diary of a writer. 1873. IX. Concerning the exhibition]. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах [ F. M. Dostoevsky. Collected Works in 15 Volumes ] (in Russian). Vol. 12. Nauka . pp. 335–345.
- Варначёва, Л. В. (2019). "Проблема воплощения христианского сюжета в академической живописи. Творчество Генриха Семирадского" [The problem of the embodiment of the Christian subject in academic painting. Creativity of Henryk Siemiradzki]. Культура и гуманитарные науки в современном мире (2). Saint Petersburg : Фора-принт: 25–33. ISBN 978-5-903187-36-2 .
- Зорина, Е.Г. (2008). Семирадский [ Siemiradzki ] (in Russian). Moscow : Bely Gorod . ISBN 978-5-7793-1431-2 .
- Капырина, С.Л. (2016). "Путь к картине. Фотография в творческом методе Г. И. Семирадского " [The way to the painting. Photography in the creative method of H. H. Siemiradzki] (PDF) . Sztuka Europy Wschodniej (in Russian). 4 : 199–209.
- Капырина, С.Л. (2022). "Генрих Семирадский и Микеле Манг: путь к картине" [Henryk Siemiradzki and Michele Mang: The Road to Painting]. Генрих Семирадский. По примеру богов [ Henryk Siemiradzki. Following the example of the gods ] (in Russian). Moscow : State Tretyakov Gallery. pp. 232–253. ISBN 978-5-89580-366-0 .
- Карпова, Т.Л. (2008). Генрих Семирадский: Альбом [ Henryk Siemiradzki: Album ] (in Russian). Saint Petersburg : Золотой век. ISBN 978-5-342-00116-8 .
- Карпова, Т.Л. (2020). "Семирадский и Поленов" [Siemiradzki and Polenov.] (PDF) . Художественная культура (in Russian) (4): 184–211.
- Климов, П.Ю. (2001). Генрих Семирадский [ Henryk Siemiradzki ] (in Russian). Арт-Родник. ISBN 5-88896-050-0 .
- Копшицер, М.И. (2010). Поленов [ Polenov ]. The Lives of Remarkable People (in Russian). Moscow : Molodaya Gvardiya . ISBN 978-5-235-03383-2 .
- Кочемасова, Т.А. (2001). Генрих Семирадский [ Henryk Siemiradzki ] (in Russian). Moscow : Bely Gorod . ISBN 978-5-7793-0333-0 .
- Лебедева, Д.Н. (2006). Генрих Семирадский [ Henryk Siemiradzki ] (in Russian). Moscow : Арт-Родник. ISBN 5-9561-0175-Х .
- Маркова, Н.К. (2016). "О графическом наследии Генриха Семирадского" [On the graphic heritage of Henryk Siemiradzki] (PDF) . Sztuka Europy Wschodniej (in Russian). 4 : 211–223.
- Нестерова, Е.В. (2004). Поздний академизм и Салон: Альбом [ Late Academicism and Salon: Album ]. Коллекция русской живописи (in Russian). Saint Petersburg : Aurora ; Золотой век. ISBN 5-342-00090-4 .
- Овсянников, С.Н. (2006). "Художественные сокровища провинциального Рыбинска" [Artistic treasures of provincial Rybinsk]. Русское искусство (in Russian) (2): 45–51.
- Петинова, Е.Ф. (2001). Русские художники XVIII — начала XX века [ Russian artists of the 18th - early 20th century ] (in Russian). Saint Petersburg : Aurora . ISBN 978-5-7300-0714-7 .
- Романовский, А.С. (2005). Академизм в русской живописи [ Academism in Russian painting ]. Энциклопедия мирового искусства (in Russian). Moscow : Bely Gorod . ISBN 5-7793-0904-3 .
- Сахарова, Е.В. (1964). Василий Дмитриевич Поленов, Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников [ Vasily Dmitrievich Polenov, Elena Dmitrievna Polenova. Chronicle of the family of artists ] (in Russian). Moscow : Iskusstvo .
- Stasov, Vlaimir (1952). Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка [ Selected Works: Painting, Sculpture, Music ] (in Russian). Vol. 1. Moscow : Iskusstvo .
- Stasov, Vladimir (1952). Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка [ Selected Works: Painting, Sculpture, Music ] (in Russian). Vol. 2. Moscow : Iskusstvo .
- Chistyakov, Pavel (1953). Письма, записки, воспоминания [ Letters, notes, memoirs ] (in Russian). Ely Bielutin , Н. М. Молева. Moscow : Iskusstvo .
- Юрова, Т.В. (1972). Василий Дмитриевич Поленов [ Vasily Dmitrievich Polenov ] (in Russian). Moscow : Iskusstvo .
- Государственный Русский музей - Живопись XVIII - начала XX века (каталог) ( ] на русском языке). Ленинград : Аврора и Искусство . 1980.
- Государственный Русский музей — каталог собрания [ State Russian Museum - catalogue of the collection ] (in Russian). Vol. 7: Живопись второй половины XIX века (Н—Я). В. А. Леняшин. Saint Petersburg : Palace Editions. 2017. ISBN 978-3-906917-17-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Государственный Русский музей — Из истории музея [ State Russian Museum - From the history of the museum ] (in Russian). И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова. State Russian Museum . 1995. ISBN 5-900872-04-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - "Живопись" [Painting]. Генрих Семирадский. По примеру богов [ Heinrich Siemiradzki. Following the example of the gods ] (in Russian). Moscow : State Tretyakov Gallery. 2022. pp. 85–200. ISBN 978-5-89580-366-0 .
- Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г. [ Illustrated catalogue of the Art Department of the All-Russian Exhibition in Moscow, 1882. ] (in Russian). Н. П. Собко. Saint Petersburg : Publisher Mikhail Botkin . 1882.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Крамской об искусстве [ Kramskoy on art ] (in Russian). Т. М. Коваленская. Moscow : Изобразительное искусство. 1988. ISBN 5-85200-015-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - "Рисунок" [Drawing]. Генрих Семирадский. По примеру богов [ Henryk Siemiradzki. Following the example of the gods ] (in Russian). Moscow : State Tretyakov Gallery. 2022. pp. 201–231. ISBN 978-5-89580-366-0 .
- Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет [ Preserving History. Restoration workshops of the Russian Museum are 100 years old ] (in Russian). Т. Медведева , В. А. Гусев , Е. Н. Петрова . Saint Petersburg : Palace Editions. 2022. ISBN 978-5-93332-719-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Белый, Анета; Адамчик, Полина (2016). "Мюнхенский плавильный котел, итальянские просторы - год из жизни Генрика Семирадского: рисунки из пребывания в Мюнхене, первой поездки в Италию и эскизы к картине " Явногжешница" в собраниях Национального музея в Варшаве" (PDF) . Искусство Восточной Европы (на польском языке). 4 : 55–75.
- Бедроньска-Слотова, Беата (2017). «Текстиль и одежда в картинах Генрика Семирадского» . Искусство Восточной Европы (на польском языке). 5 : 143–147. doi : 10.11588/digit.45642#0147 (неактивен 16 июня 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка ) - Богдан, Вероника-Ирина (2020). "Генрик Семирадский о всемирных и международных выставках" (PDF) . Генрих Семирадский и международная художественная среда в Риме : 253–259. ISBN 978-83-63305-88-8 .
- Герц, Лидия (2020). «Думает, как Данте, обращается с красками, как Боккаччо. О Генрихе Семирадском в Вене» (PDF) . Генрих Семирадский и международная художественная среда в Риме : 261–278. ISBN 978-83-63305-88-8 .
- Хааке, Михал (2020). «Реализм и фигурализм. О Христе и Блуднице Генриха Семирадского» (PDF) . Генрих Семирадский и международная художественная среда в Риме : 119–134. ISBN 978-83-63305-88-8 .
- Пневский, Дариуш (2016). «Иисус и женщины Семирадского: мнение критиков о Явногжешнице» (PDF) . Искусство Восточной Европы (на польском языке). 4 : 77–85.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Семирадский Г. — Грешница. 1873» . Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru . Проверено 7 мая 2022 г.
- "Грешница. 1873. Семирадский Генрих Ипполитович" [The Sinner. 1873. Siemiradzki Henryk Ippolitovich]. www.art-catalog.ru (in Russian) . Retrieved 2022-05-07 .
- "Генрих Ипполитович Семирадский — Грешница (1873)" [Henryk Ippolitovich Siemiradzki - The Sinner (1873)]. www.rodon.org (in Russian) . Retrieved 2018-07-15 .