Jump to content

Христос и грешник

Христос и грешник
Художник Генрих Семирадский
Год 1873
Середина масло Холст ,
Размеры 250 см × 499 см (98 × 196 дюймов)
Расположение Государственный Русский музей , Санкт-Петербург

«Христос и грешница» — картина большого формата польского и русского художника-академика Генриха Семирадского (1843-1902). Она завершена в 1873 году и в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге (опись Ж-5674). Размеры картины 250×499 см. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Сюжет картины связан с историей Христа и женщины, взятой в прелюбодеяние, описанной в Евангелии от Иоанна . Интерпретация темы Семирадским аналогична мотивам Алексея Константиновича Толстого поэмы «Грешница» . популярной в то время [ 4 ] Композицию картины можно разделить на две части. Слева — сцена Христа со своими последователями, а справа — сцена нарядно одетого грешника в окружении развлекающих мужчин и женщин. [ 5 ]

Картина была заказана великим князем Владимиром Александровичем и создана Семирадским в Риме . В марте 1873 года картину перевезли в Петербург , где она экспонировалась на Академической выставке. Семирадский был удостоен звания академика Академии художеств За создание картины . Впоследствии он был куплен наследником престола Александром Александровичем за 10 000 рублей. [ 6 ] [ 7 ] В 1873 году картина была выставлена ​​на Всемирной выставке в Вене , где Семирадский был награжден медалью «За искусство», ознаменовавшей его первую международную награду. [ 8 ]

Художник Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит ошеломляющее впечатление». Однако «Христос с апостолами несколько ничтожен». [ 9 ] Критик Владимир Стасов отметил «блестящий колорит» картины, однако написал, что она «поверхностна по содержанию», и раскритиковал образы грешника, Христа и апостолов. [ 10 ] Историк искусства Татьяна Карпова отметила, что в « Христе и грешнице » Семирадский впервые применил технику пленэра «на большом холсте, написанном на тему далекого прошлого» и что в то время «это было новинкой для русского искусства». [ 11 ]

Предыстория и создание

[ редактировать ]

В 1870 году Генрих Семяцкий окончил Петербургскую Академию художеств и был удостоен звания классного художника первой степени и большой золотой медали за картину «Доверие Александра Македонского доктору Филиппу» , которая была заявлена ​​на конкурс. Вместе с медалью художник получил право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу за счет Академии художеств. [ 12 ] [ 13 ] Семирадский начал свой путь пенсионером в августе 1871 года. Посетив Краков , [ 14 ] он прибыл в Мюнхен в сентябре того же года. Он провел в городе несколько месяцев, за это время написал «Римскую оргию во времена цезарей» . Эта работа получила положительные отзывы критиков в Мюнхене и Санкт-Петербурге, куда была отправлена ​​на очередную академическую выставку. [ 15 ]

Генрих Семирадский (фотография, около 1875 г.)

В апреле 1872 года Семирадский уехал из Мюнхена во Флоренцию, чтобы остаться там надолго. [ 16 ] Однако, вскоре после этого проехав по Италии, художник изменил свои планы и решил переехать в Рим . Об этом решении он сообщил Академии художеств в письме от 9 мая 1872 года. [ 17 ] Семирадский незамедлительно арендовал студию на Виа Маргутта , где приступил к работе над новой картиной, которую назвал «Христос и грешница» или «Грешница» . [ 6 ]

Комиссаром этой картины был великий князь Владимир Александрович . [ 6 ] [ 18 ] который был соратником (заместителем) президента Академии художеств с 1869 года и стал ее президентом в 1876 году. [ 19 ] Тему будущей картины великий князь предложил Семирадскому еще в Петербурге. В частности, Владимир Александрович прислал художнику копию Алексея Константиновича Толстого стихотворения «Грешница» , впервые опубликованного в 1858 году в журнале «Русская беседа» . [ 20 ] Это стихотворение было очень популярно в то время и входило в репертуар различных литературных вечеров. [ 18 ]

Осенью 1872 года художник Василий Поленов приехал в Рим, где приступил к работе над картиной аналогичного сюжета . В письме семье от 15 октября 1872 года Поленов писал: «Здесь уже живет академик поляк Семирадский. Очень добрый и обаятельный господин и интересный художник». [ 21 ] В том же послании Поленов заявил, что в Риме у него сложились близкие отношения с другими польскими художниками и что он «начал делать этюды для картины « Тот, кто без греха ». [ 21 ] В письме от 31 марта 1873 года Вера Николаевна Воейкова, бабушка Поленова, сообщала внуку из Петербурга: «У нас был твой друг Семирадский, который очень любил тебя и хвалил в Риме твой талант и твои эскизы, а также начатую тобой картину. ." [ 22 ] [ 23 ] Над полотном «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» (альтернативное название — «Он без греха? ») Поленов работал гораздо дольше, чем Семирадский над своей «Грешницей» , закончив его лишь в 1887 году. [ 24 ]

Семирадский посвятил не менее полутора лет размышлениям на эту тему, включая создание эскизов и этюдов . По его воспоминаниям, над большим полотном он работал примерно восемь месяцев. [ 25 ] В процессе создания «Грешницы » Семирадский использовал новейшие достижения фотографии: снимки были сделаны по его заказу профессиональным фотографом Мишелем Мангом [ де ] . В коллекции Национального музея в Кракове хранятся фотодокументы натурщиков и манекенов в соответствующих позах и одеждах, которые были использованы для создания различных персонажей, изображенных на картине, включая главных героев, Иисуса Христа и Грешника. [ 26 ] [ 27 ] Картина была завершена в феврале 1873 года. [ 25 ] таким образом, весь процесс создания «Грешника» занял примерно три года, с 1870 по 1873 год. [ 28 ]

Выставки 1873 года и продажа картины.

[ редактировать ]

Весной 1873 года в Петербурге прошла Академическая выставка, на которой произведения живописи и скульптуры были выставлены для отправки на Всемирную выставку в Вене . [ 29 ] Некоторые художники не смогли представить свои работы к началу выставки. Иван Айвазовский , работавший в то время во Флоренции , просил отсрочки для художников, находившихся в Италии. Он особо упомянул, что Семирадский занимается заметной картиной, которую сможет завершить только в конце января. Лишь 10 марта Семирадский сообщил руководству Академии, что картина «Христос и грешница» отправлена ​​в Петербург. Он также попросил распаковать картину в его присутствии. [ 30 ]

Иоганн Кёлер . Портрет великого князя Владимира Александровича (около 1878 г.)

Семирадский прибыл в Петербург в конце марта. Его новая картина была представлена ​​в Рафаэлевском зале Академии художеств 30 марта. Несмотря на то, что до закрытия выставки оставалось всего два дня, картина сумела привлечь внимание и произвести большое впечатление на зрителей. [ 29 ] В письме от 2 апреля Семирадский писал семье: «В течение двух дней моя картина выставлялась в залах Академии, публика, привлеченная объявлением, поместившим Академию в газетах о прибытии моей картины , снова переполненный на выставке. Теперь я являюсь объектом восторгов и зависти в художественном мире; мне никогда не приходило в голову, что я мог произвести такое впечатление своей картиной. его внешний вид, разбил всю выставку произведений, предназначенную для Вены, как говорят по-русски местные художники, «разбил ее в щепки»». [ 31 ]

Из многочисленных картин, представленных на мероприятии, три, в частности, привлекли значительное внимание: «Бурлаки на Волге» Ильи Репина , «Шуты при дворе императрицы Анны» Валерия Якоби и «Крист и грешник» . [ 32 ] В письме Козьме Солдатёнкову художник Павел Чистяков отметил, что своей новой работой «Семирадский ошеломил, и не публику, а художников», добавив, что «все это радует нашего брата». [ 33 ] Художник Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит ошеломляющее впечатление, долго не можешь владеть своим сознанием», хотя, по его словам, «Христос с апостолами несколько ничтожен». [ 9 ] Критик Владимир Стасов статью « Новая картина Семирадского «Грешница» . , писавший под псевдонимом «О.», опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях » (№ 95 за 1873 год) [ 34 ] Стасов отмечал, что картина «произвела такое ощущение, о котором даже не вспомнят», и что со времен « » Брюллова Последнего дня Помпеи в русской живописи не было ничего столь великолепного. Однако самому Стасову не нравились ни грешница («незначительная и скучная в своей позе, лице, выражении»), ни Христос («бледная, вялая фигура в белом хитоне »), ни апостолы («арабские робещицы с самые обыкновенные лица и невыразительные физиономии»). [ 35 ]

Несмотря на критику, и комиссар Великий князь Владимир Александрович, и секретарь конференции Академии художеств Петр Исеев выразили высокую оценку картине «Христос и грешница» . [ 7 ] В результате Семирадскому было присвоено звание академика, что в конечном итоге привело к за ним репутации «одного из ведущих мастеров русского академизма ». закреплению [ 36 ] По рекомендации великого князя Владимира Александровича картина «Христос и грешница» была приобретена наследником престола Александром Александровичем за значительную сумму, равную примерно 10 000 рублей по тем временам. Кроме того, Владимир Александрович попросил Семирадского создать для его коллекции второй вариант картины в сепии . [ 7 ]

В том же 1873 году картина «Христос и грешница» была отправлена ​​на Всемирную выставку в Вене. Картина экспонировалась наряду с другими произведениями, иллюстрирующими достижения русской живописи предыдущего десятилетия. В их число вошли «Пётр и Алексей» Николая Ге , «Охотники на привале» и «Рыбак» Василия Перова , «Бурлаки на Волге» Ильи Репина , авторская копия полотна «Грачи вернулись» Алексея Саврасова и другие. [ 37 ] Картина «Христос и грешница» экспонировалась в центральном зале Художественного павильона. [ 38 ] Фридрих Пехт [ де ] , немецкий художник и историк искусства, заметил, что полотно Семирадского написано с большим мастерством. Он охарактеризовал ее как «очень талантливое и пикантное исследование влияния воздействия солнечного света на архитектуру и людей», хотя, по его словам, «несколько трудно понять, почему Христос должен служить образцом для подобных экспериментов». [ 39 ] В путеводителе по художественному разделу венской выставки журналист Эрнст Леманн писал, что Семирадский, «еще молодой русский художник, представил в своем «Грешнике» работу, которая показывает нам великого колориста; причем его способ обращения с библейским материалом во всех отношениях новый и, пожалуй, единственный, подходящий в наше время для религиозных картин». [ 38 ] [ 40 ] Однако, переводя эти рецензии с немецкого, оппонент Семирадского Владимир Стасов иронически заметил, что и в Вене, и в России « Христос и грешница» «очень нравились людям менее разумным и почти совсем не нравились тем, кто более художественно продвинут и чей вкус более образован». [ 41 ] В любом случае «Христос и грешник» был награжден медалью «За искусство» на венской выставке. Это была первая международная награда, полученная Семирадским. [ 8 ]

Последующие события

[ редактировать ]

В 1874 году по пути из Вены в Петербург «Грешница» несколько дней экспонировалась на выставке в Варшаве , все доходы от которой Семирадский пожертвовал нуждающимся польским художникам. [ 42 ] [ 43 ] Полотно под названием «Христос и грешница » вошло также в экспозицию Всероссийской промышленной и художественной выставки 1882 года, проходившей в Москве. Помимо упомянутой картины, в экспозицию вошли еще четыре произведения Семирадского: «Доверие Александра Македонского к доктору Филиппу» (1870), «Танец среди мечей» (1881), «Оргия в царствование Тиберия на острове Капри» (1881) и Факелы Нерона (1882 г., уменьшенная версия большого полотна 1876 г.). [ 44 ] [ 45 ]

Генрих Семирадский. Христос с Марфой и Марией (1886, Государственный Русский музей )

«Христос и грешница» положил начало небольшому евангелическому циклу Генрика Семирадского, за которым последовали такие работы, как «Христос с Марфой и Марией» (1886, Государственный Русский музей ), «Христос и самаритянин» (1890, Львовская национальная картинная галерея ) и «Христос среди детей» (1900) . -1901, Национальный музей в Варшаве ). [ 46 ] [ 47 ]

Картина «Христос и грешница» первоначально размещалась в Царскосельском Александровском дворце . В 1897 году она была передана в Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей ), где и находится по сей день. [ 1 ] [ 2 ] В первые годы существования музея « Христос и грешница» экспонировались в одном зале с Ильи Репина » «Ответом запорожских казаков , Василия Сурикова » «Покорением Сибири , Ермака Тимофеевича « На войну и Картина на аналогичную тему «Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» Василия Поленова . Семирадского Кроме «Христа и грешницы» , были и другие картины академических художников «Оргия» Вильгельма Котарбинского и «Обычай поцелуев» Константина Маковского . [ 48 ]

Картина «Христос и грешница» на выставке 2022 года в ГТГ на Крымском Валу.

В 2014 году художники-реставраторы Государственного Русского музея Ирина Корнякова и Наталья Романова провели исследование и реставрацию картины «Христос и грешница» . Анализ состояния полотна показал, что картина уже была перенесена на новое полотно (вероятно, конца XIX века). Однако никаких записей об этой операции в архивах обнаружено не было. Основные проблемы были связаны с повреждениями, возникшими при переносе с авторского холста, и длительным сроком хранения на рулоне. Это привело к значительной деформации поверхности и отставанию красочного слоя от грунта от холста. В некоторых случаях наблюдались даже участки отслоения живописи, сопровождавшиеся утратой красочного слоя. В ходе реставрации в 2014 году с картины был снят предыдущий переводной холст, а красочный слой укреплен и выровнен. Впоследствии картина была повторно переведена на новую льняную основу и, наконец, отреставрированное полотно было натянуто на новый подрамник. Разработанный метод реставрации такой большой картины уникален. [ 3 ] [ 49 ]

Картина «Христос и грешница» экспонировалась на выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» , проходившей с 20 декабря 2017 года по 2 апреля 2018 года в здании Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, приуроченной к 175-летию Семирадского. [ 50 ] Это также был один из экспонатов выставки Генриха Семирадского. По примеру богов» , который проходил с 28 апреля по 3 июля 2022 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу . [ 51 ] [ 52 ]

Тема и композиция

[ редактировать ]

В основе сюжета картины лежит история Иисуса и женщины, взятой в прелюбодеяние , описанная в Евангелии от Иоанна (три синоптических Евангелия не содержат этой истории). [ 53 ] Интерпретация истории Семирадским существенно отличается от традиционной евангельской версии, в которой уличенную в прелюбодеянии женщину насильно привели ко Христу фарисеи и саддукеи . По законам Моисея грешник должен был быть побит камнями . [ 54 ]

В отличие от Евангелия, трактовка темы у Семирадского близка по описанию к мотивам популярной в то время поэмы Алексея Константиновича Толстого «Грешница». В этом стихотворении падшая женщина, развлекавшаяся в шумной компании праздных людей, преображается под влиянием Христа. [ 4 ] Судя по всему, эту версию, символизирующую нравственную победу христианства над язычеством , подсказал художнику заказчик полотна великий князь Владимир Александрович . [ 6 ] [ 55 ] [ 56 ] Тем не менее, хотя Семирадскому нравились и сюжет, и мелодия стихов Толстого, он не считал свое произведение простой иллюстрацией поэтических строк. Не собираясь собирать материал в Палестине , художник полагал, что ему поможет собственное воображение, а также яркий свет итальянского солнца, которое «насытит пространство, выделит из него одни фигуры и закроет другие». [ 6 ]

французского философа и писателя Эрнеста Ренана книга «Жизнь Иисуса» Некоторое влияние на интерпретацию сюжета «Грешницы», возможно, оказала и , в которой подчеркивалась человечность Христа и, в частности, обсуждались его взаимоотношения с женщинами. Автор книги утверждает, что уважение Христа к женщинам, в том числе к падшим, противоречило господствовавшим нормам эпохи. По мнению Ренана, поведение Иисуса отражало его врожденное благородство, а его искренняя доброта способствовала успешному возрождению грешников. [ 57 ]

Фрагменты картины «Христос и грешница» .
Христос и его последователи
Грешница и окружающие ее люди

По композиции картину «Христос и грешница» можно разделить на две части. В левой части полотна изображен Христос и его последователи, одетые в скромные светлые одежды. [ 5 ] Напротив, в правой части полотна изображена грешная куртизанка в нарядном шелковом одеянии, украшенном множеством украшений; за ней идет свита веселых и подвыпивших мужчин и женщин. [ 5 ] Для композиции характерно расположение фигур Христа и грешницы примерно на равном расстоянии от левого и правого краев холста. Художник запечатлел момент, когда они смотрят друг на друга, – «момент противостояния взглядов». [ 58 ]

Дорога из Рима в Альбано (1870-е, Тверская областная картинная галерея)

В центральной композиции полотна изображено старое оливковое дерево, расположенное между левой и правой группами персонажей. Вероятно, дерево было предметом внимания Семирадского в период создания им пейзажа « Дорога из Рима в Альбано» (холст, масло, 78×62 см, 1870-е, Тверская областная картинная галерея). [ 59 ] Дерево в сочетании с каймой, очерченной его тенью, принимает в композиции полотна заметную V-образную конфигурацию. В тени дерева веселятся несколько человек, среди которых выделяется полуобнаженная женщина. У основания дерева расположена скульптура крылатого «монстра» с телом льва, лицом кошки и рогами козла. [ 60 ]

Одетый в длинный белый хитон , [ 35 ] Christ is depicted as merciful and forgiving, his image symbolising beauty, harmony and perfection, in the words of Tolstoy: "With love for his neighbours, / He taught humility to the people, / He made all the laws of Moses / Obey by the law of love; / He does not tolerate anger, nor vengeance, / He preaches forgiveness, / He says to repay evil with kindness..." ( Russian : «Любовью к ближним пламенея, / Народ смиренью он учил, / Он все законы Моисея / Любви закону подчинил; / Не терпит гнева он, ни мщенья, / Он проповедует прощенье, / Велит за зло платить добром…» ). [ 61 ] Справа от Христа, между ним и старой маслиной, стоит апостол Иоанн . Он повернут к зрителю, и серый цвет его плаща хорошо сочетается с цветами затененных частей ствола дерева. [ 62 ] Одежда Христа и его последователей сочетает в себе элементы как древнего , так и арабского стилей. [ 63 ]

In the poem The Sinner , Aleksey Tolstoy described the "young harlot" as follows: "Her fanciful attire / Involuntarily attracts the eye, / Her immodest garments / Speak of a sinful life; / But the fallen maiden is beautiful..." ( Russian : «Её причудливый наряд / Невольно привлекает взоры, / Её нескромные уборы / О грешной жизни говорят; / Но дева падшая прекрасна…» ). In accordance with Tolstoy's description, Siemiradzki portrays the heroine of his painting as a paragon of beauty and dressiness, as exemplified in the poem: "Her earrings and wrists, / Tinkling, to the raptures of voluptuousness, / Call to the fiery pleasures, / Diamonds glitter here and there, / And, casting a shadow on the lanits, / In all the abundance of beauty, / Twisted with a pearl thread, / Luxurious hair will fall..." ( Russian : «Её и серьги и запястья, / Звеня, к восторгам сладострастья, / К утехам пламенным зовут, / Алмазы блещут там и тут, / И, тень бросая на ланиты, / Во всем обилии красы, / Жемчужной нитью перевиты, / Падут роскошные власы…» ). [ 61 ] Под взглядом Христа грешница испытывает чувство стыда, о котором она давно забыла, и роняет кубок с вином, который падает на землю перед ней. [ 64 ] [ 65 ] Позади главного героя стоит еще одна женщина, тоже смотрящая на Христа. Композиционно эта женщина и артисты вокруг нее уравновешивают группу Христа и его последователей слева. [ 66 ]

Эскизы, этюды и повторения

[ редактировать ]

Значительная часть графического наследия Генрика Семирадского хранится в польских музеях. В Национальном музее в Кракове хранится альбом художника, в который вошли 32 эскиза к картине «Христос и грешница» . [ 67 ] вместе с другими подготовительными материалами (указаны инвентарные номера: МНК III-ра 18401, 18402 и 17323). [ 68 ] В частности, в Краковском музее хранится эскизный вариант картины «Христос и грешница» (картон, бумага, графитный карандаш). [ 69 ] [ 70 ] В Национальном музее в Варшаве хранится еще один альбом Семирадского (инв. MNW Rys. Pol. 8962/1-84), содержащий ряд подготовительных рисунков к «Грешнице» (8962/9-26, 42, 46, 49, 50). . [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] К этим рисункам, выполненным карандашом на листах бумаги размером 20,6×17,4 см, относятся: «Женская фигура» (этюд к грешнице, опись № 8262/9), [ 74 ] «Грешница и апостол Иоанн» (инв. № 8962/11; в отличие от окончательного варианта полотна апостол находится справа от грешника), «Апостол Иоанн» (инв. № 8962/12), [ 75 ] анатомическое исследование мышц рук и эскиз лица (инв. № 8962/14), [ 74 ] Коленопреклоненная женщина (этюд грешницы, инв. № 8962/19), а также два композиционных эскиза (инв. № 8962/21 и 8962/26). [ 76 ]

Графические этюды и эскиз из собрания Национального музея в Варшаве.
Женская фигура (инв. 8962/9 )
Грешница и апостол Иоанн (инв. 8962/11 )
Апостол Иоанн (инв. 8962/12 )
Женщина на коленях (инв. 8962/19 )
Эскиз (инв. 8962/26 )

Два эскиза под названием «Грешница» . [ 77 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 78 ] или Христос и грешница , [ 67 ] хранятся в Государственном Русском музее . В одном из эскизов - оригинальный вариант, выполненный графитным карандашом на бумаге, продублированный на ватмане (34,6×55,5 см, 1871-1872, опись Р-56734), [ 70 ] [ 79 ] грешница и ее веселые спутники расположены слева, а Христос - справа от грешницы, а его ученики и последователи - на расстоянии от него. [ 67 ] Этот эскиз был приобретен музеем в 1976 году у М.П. Глинки ( Ленинград ). [ 79 ] Еще один эскиз, выполненный акварелью и графитным карандашом на бумаге, продублированный на фильтрованной реставрационной бумаге. [ 80 ] (21 × 40,2 см [ 70 ] [ 81 ] или 21 × 41,1 см, 1872 г., инв. Р-54219), [ 80 ] изображен Христос с группой своих последователей в левой части композиции, в положении, аналогичном положению на основном полотне. По мнению искусствоведа Дайры Лебедевой, в этом этюде «найдена основная светотеневая разработка будущей картины, направленная на пленэр , на раскрытие в нем элементов солнечного света и световоздушной среды». [ 82 ] Эскиз приобретен в 1962 году у И.И. Фалтуса ( Дубно , Ровенская область , УССР ). [ 80 ]

Эскизы к картине Христос и грешница
Грешница (этюд, графитный карандаш, 34,6×55,5 см, ГРМ , инв. П-56734 })
Грешница (эскиз, графитный карандаш, Национальный музей в Кракове )
Грешница (этюд, акварель, графитный карандаш, 21×40, ГРМ , инв. П-54219 )

В коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника имеется вариант (предположительно эскиз) картины «Христос и грешница» . [ 83 ] [ 70 ] под тем же названием (холст, холст, масло, 34,6×69,1 см, 1872 г., инв. РЖ-85). [ 84 ] [ 85 ] Картина была приобретена Новгородским музеем в конце 1945 года через Ленинградскую госзакупку и поступила в собрание музея в октябре 1947 года. [ 84 ] Также известно, что в частной коллекции имеется живописный этюд «Голова грешника» (холст, масло, 54×42 см). [ 86 ] [ 70 ]

Эскиз, исследование и авторское повторение картины Христос и грешница
Христос и грешница (эскиз, холст, масло, Новгородский музей-заповедник)
Голова грешника (эскиз, холст, масло, частная коллекция)
Христос и грешница (бумага, сепия и акварель, Рыбинский музей-заповедник)

В Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится реплика художника « Христос и грешница» , выполненная в сепии на бумаге (61×132 см). [ 87 ] и датировано 1873 годом [ 88 ] [ 89 ] или 1874. [ 87 ] На сайте музея указано, что материал и техника – бумага на бумаге, сепия, черная акварель (инв. Г-4708). [ 88 ] Картина была передана в музей в 1921 году Петроградской экспертной комиссией при Народном министерстве внешней торговли РСФСР . [ 89 ] Судя по всему, это точная копия, изготовленная по заказу Великого Князя Владимира Александровича . [ 88 ] [ 90 ]

Еще одна уменьшенная авторская репродукция картины «Христос и грешница» (холст, масло, 123×240 см, 1873?), хранится в картинной галерее Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Картина приобретена из коллекции Ивана Михайловича Воронова (архимандрита Алипия, настоятеля Псково -Печерского монастыря ). [ 91 ] [ 92 ] Еще одно авторское повторение картины «Христос и грешница» (холст, масло, 145×240 см), было обнаружено в начале XXI века в частной коллекции в Цюрихе . [ 93 ]

Отзывы и критика

[ редактировать ]

Искусствовед Владимир Стасов в своей статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, писал, что картина Семирадского « Христос и грешница» произвела большое впечатление на публику, особенно «своим блестящим колоритом» и «своими щеголеватыми красочными пятнами». ". Тем не менее, по мнению Стасова, картина Семирадского «никак не может присоединиться» к таким религиозным картинам, как Ивана Крамского » «Христос в пустыне и » Николая Ге «Тайная вечеря . Стасов отмечал, что картина Семирадского «поверхностна по содержанию», что «Грешница» похожа на «современную парижскую оперетту «Кокотка Оффенбаха »» и что «Христос, и Грешница, и Апостолы состоят из одного и того же костюма до такой степени, что это не имеет смысла». говорить о нем как о серьезном историческом творении». [ 10 ]

В письме пейзажисту Федору Васильеву от 10 апреля 1873 года художник Иван Крамской описал впечатление, произведенное на него картиной Семирадского «Христос и грешница» . Крамской писал, что «картина ничем не примечательна», и она «написана так смело и красочно, в смысле подбора красок (а не органического колорита), так сильна в легкой штриховке и так много в ней внешнего движения и эффекта». что публика просто поражена». По словам художника, картина "впервые производит впечатляющее впечатление", под которым он сам находился около двадцати минут. В то же время Крамской отмечал фальшь, которую, в частности, можно увидеть в обращении с главными героями, изображенными на полотне: «Христос — такая ничтожная личность, что перед Ним ни один грешник не покается, и сама грешница не покается». один из тех, кто отказывается от веселой жизни». Крамской также отмечает фальшь картины, особенно в трактовке главных героев, изображенных на полотне: «Христос настолько ничтожный человек, что за Ним ни один грешник не покается, и сама грешница не из тех, кто отказывается от веселая жизнь». [ 94 ]

Василий Поленов . Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии (1887, Государственный Русский музей )

Историк искусства Павел Климов отмечал, что передвижники , членом которых был Крамской, не были склонны мириться с появлением в академическом сообществе такой заметной и влиятельной фигуры, как Семирадский. с точки зрения оппонентов, успех « Христа и Грешника » «свидетельствовал о жизненности академизма , который они неоднократно высмеивали и презирали» и который, по их мнению, вскоре должен был быть отвергнут как зрителями, заказчиками, так и коллекционерами. . По словам Климова, такое отношение привело к тому, что Семирадского в самом начале его карьеры рассматривали передвижники "как ударную силу Академии и главного соперника, с которым следует вести бескомпромиссную борьбу". [ 95 ]

Историк искусства Татьяна Карпова отмечала, что в картине «Христос и грешница » Семирадский «впервые нашел свою главную фишку — использование пленэрных эффектов в большом холсте, написанном на тему далекого прошлого», и что в то время» это было ново для русского искусства». Как заметила Карпова, сочетание пленэрной живописи и евангельского повествования создавало «впечатление иллюзии, достоверности, реальности легендарных событий». Такой подход соответствовал преобладающему направлению библеистики в то время ( Эрнест Ренан и др.), стремившемуся рассматривать Иисуса Христа как реальную историческую фигуру. Сравнивая творчество Семирадского с более поздней картиной Василия Поленова на ту же тему « Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии» (1887, ГРМ ), Карпова констатировала, что обе картины «нельзя признать бесспорными шедеврами в биографиях этих художников, но они стали чрезвычайно важными вехами в их творческой эволюции». [ 96 ]

  1. ^ Jump up to: а б Каталог Государственного Русского музея (1980 , стр. 296)
  2. ^ Jump up to: а б Каталог Государственного Русского музея, вып. 7 (2017 , стр. 121)
  3. ^ Jump up to: а б "Семирадский Г. И. — Грешница. 1873" [Siemiradzki G.I. - Christ and Sinner. 1873]. Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-14 .
  4. ^ Jump up to: а б Зорина (2008 , p. 18)
  5. ^ Jump up to: а б с Карпова (2008 , p. 34)
  6. ^ Jump up to: а б с д и Лебедева (2006 , p. 21)
  7. ^ Jump up to: а б с Зорина (2008 , p. 21)
  8. ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 38)
  9. ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 40)
  10. ^ Jump up to: а б Стасов (1952 , с. 451)
  11. ^ Карпова (2008 , p. 53)
  12. ^ Петинова (2001 , стр. 163)
  13. ^ Лебедева (2006 , p. 14)
  14. ^ Лебедева (2006 , p. 15)
  15. ^ Лебедева (2006 , pp. 17–18)
  16. ^ Лебедева (2006 , p. 18)
  17. ^ Лебедева (2006 , p. 19)
  18. ^ Jump up to: а б Климов (2001 , p. 7)
  19. ^ "Великий князь Владимир Александрович (1847—1909). Президент АХ 1876—1909" [Grand Duke Vladimir Alexandrovich (1847-1909). President of the Academy of Arts 1876-1909]. Российская академия художеств — www.rah.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2018-08-05 .
  20. ^ Карпова (2020 , p. 192)
  21. ^ Jump up to: а б Сахарова (1964 , p. 83)
  22. ^ Сахарова (1964 , pp. 93–94)
  23. ^ Карпова (2020 , p. 188)
  24. ^ Карпова (2020 , p. 190)
  25. ^ Jump up to: а б Лебедева (2006 , pp. 21–22)
  26. ^ Капырина (2016 , стр. 199–200)
  27. Капырина (2022 , стр. 239–242)
  28. ^ Карпова (2020 , p. 191)
  29. ^ Jump up to: а б Зорина (2008 , p. 17)
  30. ^ Богдан (2020 , стр. 254)
  31. ^ Экспозиция выставки «По примеру богов» ( Москва , Государственная Третьяковская галерея , 2022)
  32. ^ Архипова (1994 , p. 335)
  33. ^ Chistyakov (1953 , p. 69)
  34. ^ Карпова (2008 , p. 217)
  35. ^ Jump up to: а б Лебедева (2006 , p. 23)
  36. ^ Романовский (2005 , p. 336)
  37. ^ "Венская Всемирная выставка, 1873 г." [Vienna World's Fair, 1873.]. Российский союз выставок и ярмарок — www.uefexpo.ru (in Russian). Archived from the original on 2010-12-22 . Retrieved 2018-08-01 .
  38. ^ Jump up to: а б Герц (2020 , стр. 262)
  39. ^ Стасов (1952 , с. 247)
  40. ^ Stasov (1952 , pp. 246–247)
  41. ^ Стасов (1952 , с. 246)
  42. ^ Карпова (2008 , p. 224)
  43. ^ Климов (2001 , p. 20)
  44. ^ Всемирная выставка (1882 , стр. 32)
  45. ^ Карпова (2008 , p. 226)
  46. ^ Карпова (2020 , p. 194)
  47. ^ Семирадский (2022 , стр. 101)
  48. Из истории Государственного Русского музея (1995 , стр. 33)
  49. ^ Сохраняя историю (2022 , pp. 126–127)
  50. ^ "В Санкт-Петербурге проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме»" [The exhibition "Henryk Siemiradzki and the Colony of Russian Artists in Rome" takes place in St. Petersburg]. www.rewizor.ru (in Russian). 2018-01-09. Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-07 .
  51. ^ Багдасарова, С.А. (2022-04-26). "Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке" [Henryk Siemiradzki and Antique Beauty: Exhibition at the Tretyakov Gallery]. The Art Newspaper Russia — www.theartnewspaper.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-06 . Retrieved 2022-05-07 .
  52. ^ Студнева, Е.Ю. (2022-06-07). "Новая Третьяковка. «Генрих Семирадский. По примеру богов»" [New Tretyakov Gallery. "Henryk Siemiradzki. At the Example of the Gods."]. Международная жизнь — interaffairs.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-06-08 . Retrieved 2022-06-28 .
  53. ^ Юрова (1972 , p. 24)
  54. ^ Копшицер (2010 , p. 223)
  55. ^ Карпова (2008 , стр. 34–35)
  56. ^ Кочемасова (2001 , p. 12)
  57. ^ Пневский (2016 , стр. 80)
  58. ^ Хааке (2020 , стр. 121)
  59. ^ Семирадский (2022 , стр. 98–99)
  60. ^ Хааке (2020 , стр. 123)
  61. ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 35)
  62. ^ Хааке (2020 , стр. 122)
  63. ^ Бедроньска-Слотова (2017 , стр. 145)
  64. ^ Хааке (2020 , стр. 127)
  65. ^ Варначева (2019 , стр. 30)
  66. ^ Хааке (2020 , стр. 121–122)
  67. ^ Jump up to: а б с Лебедева (2006 , p. 22)
  68. ^ Маркова (2016 , p. 217)
  69. ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 45)
  70. ^ Jump up to: а б с д и ж Карпова (2008 , p. 383)
  71. ^ Маркова (2016 , pp. 216–217)
  72. ^ Бялы и Адамчик (2016 , стр. 55–75)
  73. ^ Хааке (2020 , стр. 120)
  74. ^ Jump up to: а б Бялы и Адамчик (2016 , стр. 65)
  75. ^ Бялы и Адамчик (2016 , стр. 66)
  76. ^ Бялы и Адамчик (2016 , стр. 69)
  77. ^ Карпова (2008 , p. 42)
  78. ^ Семирадский (2022 , стр. 218–219)
  79. ^ Jump up to: а б Семирадский (2022 , с. 218)
  80. ^ Jump up to: а б с Семирадский (2022 , с. 219)
  81. ^ "Христос и грешница. Эскиз — Семирадский Генрих Ипполитович" [Christ and Sinner. Sketch - Siemiradzki Henryk Ippolitovich]. www.art-catalog.ru (in Russian). Archived from the original on 2018-07-29 . Retrieved 2022-05-04 .
  82. ^ Лебедева (2006 , pp. 22–23)
  83. ^ Карпова (2008 , p. 43)
  84. ^ Jump up to: а б " Г. И. Семирадский. Христос и грешница. 1872 г. " [ H. I. Siemiradzki Christ and Sinner. 1872]. Новгородский музей-заповедник — novgorod-iss.kamiscloud.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-08 .
  85. ^ "Семирадский Генрих Ипполитович — «Христос и грешница» (1872)" [Siemiradzki Henryk Ippolitovich - "Christ and Sinner" (1872)]. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru (in Russian). Archived from the original on 2019-06-22 . Retrieved 2022-05-31 .
  86. ^ Карпова (2008 , p. 44)
  87. ^ Jump up to: а б Карпова (2008 , p. 388)
  88. ^ Jump up to: а б с " Г. И. Семирадский. Рисунок. Грешница. 1873 г. " [ H. I. Siemiradzki Drawing. The Sinner. 1873]. Рыбинский музей-заповедник — www.iss.rybmuseum.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-08 .
  89. ^ Jump up to: а б Семирадский (2022 , с. 220)
  90. ^ Овсянников (2006 , p. 49)
  91. ^ "Христос и грешница. Семирадский Генрих Ипполитович" [Christ and Sinner. Siemiradzki Henryk Ippolitovich]. Псковский музей-заповедник — museumpskov.ru (in Russian). Archived from the original on 2022-05-31 . Retrieved 2022-05-08 .
  92. ^ "Семирадский Генрих Ипполитович — «Христос и грешница»" [Siemiradzki Henryk Ippolitovich - "Christ and Sinner".]. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru (in Russian). Archived from the original on 2019-06-22 . Retrieved 2022-05-31 .
  93. ^ Шуберт, Петр (11 апреля 2008 г.). «Христус и челюсть» . kobieta.interia.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 18 июля 2012 г. Проверено 18 мая 2022 г.
  94. ^ Крамской (1988 , pp. 152–153)
  95. ^ Климов (2001 , p. 9)
  96. ^ Карпова (2020 , p. 204)

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86b9248586269d2dfc2f3257195fb671__1724622660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/71/86b9248586269d2dfc2f3257195fb671.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christ and Sinner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)