Jump to content

Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.

Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича
Художник Николай Ге
Год 1871
Середина масло Холст ,
Размеры 135,7 см × 173 см (534 × 68 дюймов)
Расположение Государственная Третьяковская Галерея , Москва

Картина « Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея Петровича в Петергофе» создана русским художником Николаем Ге (1831–1894) и завершена в 1871 году. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (Опись 2630). Размеры картины 135,7 см на 173 см. [ 1 ] (по другим данным 134,8 см на 172,7 см). [ 2 ] Работа Ге предлагает психологическую интерпретацию исторической драмы, действие которой происходит в 1718 году. На картине изображены Петр I и его сын Алексей Петрович , обвиняемый в подготовке захвата власти, в интерьере дворца Монплезир в Петергофе . Прежде чем произнести приговор, Петр I пристально смотрит сыну в глаза, все еще надеясь уловить в нем признаки раскаяния. [ 3 ]

Картина была создана Ге для первой выставки Общества передвижников , открывшейся в Петербурге в ноябре 1871 года. В частности, выбор темы художником был мотивирован приближающимся 200-летием Петра Великого ( 1672–1725). Перед выставкой полотно приобрел у художника Павел Третьяков . [ 1 ] [ 4 ] Николай Ге написал несколько копий картины, одна из которых была приобретена Александром II и сейчас является частью собрания Государственного Русского музея . [ 5 ] [ 6 ]

Писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин так описывал героев полотна: «Всякий, кто видел эти две простые, совсем не эффектно поставленные фигуры, должен будет признаться, что стал свидетелем одной из тех удивительных драм, которые никогда не изгладятся из памяти». память». [ 7 ] Искусствовед Владимир Стасов считал картину Ге одной из лучших работ Первой передвижной выставки, написав: «Ни одна из предыдущих картин господина Ге не несла такой печати зрелости и мастерства, как эта». [ 8 ] Историк искусства Алла Верещагина отметила, что картина « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе » стала «важнейшей вехой» в развитии нового направления в русской исторической живописи 1870-х годов, связанного с художественной интерпретацией выдающегося человека и его место в истории. [ 9 ]

Предыстория и создание

[ редактировать ]

К началу 1870 года Николай Ге вернулся в Россию из Италии , где он жил и работал с 1857 по 1863 год, а затем с 1864 по 1869 год. Его окончательное переселение произошло в мае 1870 года, когда он с семьей поселился на Васильевском острове в Санкт-Петербург. [ 10 ] В этот период Ге познакомился с рядом прогрессивных художников и писателей, а впоследствии стал одним из основателей Общества передвижных художественных выставок . В его творчестве стали появляться сюжеты, связанные с русской историей XVIII и XIX веков. Одной из самых ранних работ на эту тему была картина «Петр I и царевич Алексей» . Сюжет, связанный с Петром I, был актуален в связи с приближающимся 200-летием со дня его рождения. [ 11 ] [ 12 ]

I.Y. Repin . Portrait of Artist N.N. Ge (1880, State Tretyakov Gallery )

Сам Ге писал в своих воспоминаниях: «Десять лет жизни в Италии сказались на мне, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, увидев все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след Петровская реформа . Это чувство было так сильно, что я невольно увлекся Петром, и именно под влиянием этого увлечения я задумал свою картину «Петр I и царевич Алексей ». [ 13 ] Вероятно, на выбор темы повлияло тесное общение Ге с историком и публицистом Николаем Костомаровым . [ 14 ] Первоначальный эскиз будущего полотна был сделан в 1870 году, а сама работа была завершена в 1871 году. [ 15 ] [ 16 ]

Некоторые исследователи постулировали, что на сюжет произведения могло повлиять увлечение художника Ге творчеством французского живописца Поля Делароша . Это увлечение также проявлялось в работах других русских художников того периода, в том числе Вячеслава Шварца , Константина Флавицкого , Валерия Якоби и Карлиса Хунса . [ 17 ] которых интересовали «кровавые эпизоды придворной жизни, эффектное разоблачение фактов, скрытых официальной историографией». [ 18 ] [ 19 ] произведение Вячеслава Шварца « Иван Грозный у тела убитого им сына ». Кроме того, предшественником «Петра и Алексея» иногда считают [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Есть две работы, созданные в 1860-х годах, — рисунок углем и мелом на картоне, завершенный в 1861 году (хранится в Государственном Русском музее ), и картина маслом на холсте, созданная в 1864 году (хранится в ГТГ ). [ 23 ]

Вячеслав Шварц . Иван Грозный у тела убитого им сына (1864, Государственная Третьяковская галерея )

Работая над картиной, Ге проводил исследование исторических документов, касающихся деятельности Петра Великого. [ 24 ] Вероятно, к числу этих документов относятся документы, опубликованные историком Николаем Устряловым в шестом томе «Истории правления Петра Великого» , изданном в 1859 году. [ 25 ] Судя по всему, Ге обсуждал этот вопрос со своими знакомыми и друзьями, в частности с Николаем Костомаровым. В результате первоначальная идеализация личности Петра Великого была вытеснена более реалистической оценкой, зависящей от понимания той жестокости и скорби, которые компенсировали триумф петровских реформ. [ 24 ] Художник так описывал эту ситуацию: «Во время написания картины «Пётр I и царевич Алексей» у меня была симпатия к Петру, но затем, изучив множество документов, я увидел, что никакой симпатии быть не может. Я сочувствовал Петру, говоря, что он ставил общественные интересы выше отцовских чувств, и это оправдывало его жестокость, но убивало идеал». [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

К началу 1870-х годов российская общественность стала достаточно осведомлена о «деле царевича Алексея», хотя пару десятилетий назад этот эпизод можно было точнее охарактеризовать как «историческую катастрофу», о которой не принято было говорить. . В конце 1850-х годов это «дело» оказалось в центре внимания в связи с публикациями в альманахе «Полярная звезда» , издаваемом Александром Герценом и Николаем Огаревым . В частности, в публикацию были включены документы, противоречащие официальной версии смерти цесаревича Алексея, в которой говорилось, что он умер в Петропавловской крепости «от горя». В документах содержалась информация, указывающая на то, что он был задушен по приказу Петра Великого. Однако подлинность одного из опубликованных писем позже была подвергнута сомнению. [ 29 ] такие известные историки и публицисты, как Николай Устрялов, Николай Костомаров, Михаил Погодин , Сергей Соловьев , Михаил Семевский , Петр Пекарский, Николай Добролюбов и другие. В широкую дискуссию, возникшую после выхода этих изданий, были вовлечены [ 30 ] По словам историка и писателя Натана Эйдельмана , «споры вокруг дела царевича Алексея в 1858-1860-х годах были одной из самых современных тем». [ 30 ] [ 31 ] В этом смысле картина, над которой работал Николай Ге, «казалось, подытожила старые споры и породила новые». Кроме того, картину можно рассматривать как дань уважения Александру Герцену, умершему 21 января 1870 года. [ 30 ]

Анна Петровна Ге (фрагмент картины Н. Н. Ге «Портрет А. П. Ге с детьми» , 1861–1866, Государственный Русский музей )

Работая над картиной, Ге тщательно изучил имевшуюся у него иконографию Петра Великого. По словам критика Владимира Стасова , Ге «изучил лицо и фигуру Петра в Эрмитаже по всем гравированным и написанным маслом портретам». его [ 32 ] Известно также, что художник включил элементы портрета Петра с его жены Анны Петровны Ге, урожденной Забелы (Забелло). По словам художника- передвижника Григория Мясоедова, «в своей жене он [Ге], несмотря на то, что она была далека от красоты, видел все совершенства: с нее он писал Магдалину , и Петра Великого, и многих других». [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Стасов сообщал, что Ге изучил также все сохранившиеся портреты Алексея Петровича и в качестве модели для него использовал «одного своего знакомого, мелкого чиновника Министерства финансов , в болезненном, исхудалом лице и фигуре которого он нашел некоторое сходство с портреты царевича Алексея». [ 36 ] Стасов также назвал имя этого чиновника: Николай Григорьевич Заичневский. [ 37 ] Николай Заичневский был братом революционера-националиста Петра Заичневского. [ 38 ]

Для того чтобы изобразить сцену в интерьере дворца Монплезир , Ге специально посетил Петергоф , откуда, по его собственным словам, «в своем уме, в своей памяти он привез весь фон картины «Петр и Алексей» , с камин с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы , со стульями, с полом и освещением». [ 39 ] [ 40 ] В то же время Ге утверждал, что одного посещения Монплезира ему было достаточно: «И я был в этом зале только один раз, и я был там намеренно только один раз, чтобы не нарушить сложившееся у меня впечатление». [ 40 ] Некоторые подробности пребывания Ге в Петергофе известны со слов философа Владимира Лесевича , изложенных в книге Владимира Стасова: во время посещения дворца художник долго осматривал помещение, а также подлинные халат и фуражку Петра Великого, а сопровождавший его старый гвардеец, отставной солдат, заявил, что это лишь второй раз, когда он наблюдал такое тщательное рассмотрение этих предметов. Первый раз это произошло, когда император Николай I. это сделал [ 32 ]

Парадный зал дворца Монплезир (Фото 2010 г.)

В своих воспоминаниях художник Илья Репин вспоминал, как он нанес визит Николаю Ге, пока тот работал над картиной. [ 41 ] Мастерская художника располагалась во дворовом флигеле дома № 36 7-й линии Васильевского острова , где он жил. [ 42 ] было установлено полотно По словам Репина, во время его визита на мольберте с первоначальным эскизом углем, на котором «силуэт Петра вырисовывался на светлом фоне окна дворца Монплезир». Однако позже художник «изменил фон, заменив окна на противоположную стену зала». [ 41 ] Художник Александр Риццони также посетил студию Ге. В письме Павлу Третьякову он так описывал неоконченное полотно: «Картина Ге мне очень нравится; по-моему, это лучшее, что он когда-либо создавал. есть сейчас, все отлично, если он закончит так, как есть сейчас, это будет необыкновенная работа». [ 13 ] [ 43 ] [ 44 ] Существуют разногласия относительно датировки письма Риццони: в сборнике « Письма художников к П. М. Третьякову » (1968) оно датировано 12 декабря 1870 г. [ 43 ] но в издании Николай Николаевич Ге: письма, статьи, критика, воспоминания современников (1978) указано, что эта датировка неверна, поскольку в то время «картина существовала только как эскиз», и письмо не могло быть написано ранее осени 1871 года, «когда Ге после летнего перерыва заканчивал свою картину». [ 45 ]

1-я передвижная выставка и продажа картины

[ редактировать ]

Николай Ге готовил картину « Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея Петровича в Петергофе» для экспонирования на 1-й выставке Общества передвижных художественных выставок ( «Передвижники» ). [ 4 ] [ 46 ] Открытие выставки несколько раз откладывалось, но наконец состоялось в Петербурге 29 ноября 1871 года. [ Примечание 1 ] В апреле 1872 года выставка переехала в Москву. Санкт-Петербургская часть выставки проходила в здании Императорской Академии художеств , московская — в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества . [ 47 ] [ 48 ] Кроме того, на той же выставке были выставлены еще три полотна Ге. Это были портреты Татьяны Петровны Костомаровой (матери Николая Костомарова), [ 49 ] writer Ivan Sergeyevich Turgenev [ 50 ] и химик Хьюго Йозеф Шифф . [ 50 ] [ 51 ] Историческая живопись, представленная на передвижной выставке, состояла всего из двух работ: [ 52 ] хотя иногда набросок Карла Гуна «Голова старика в шлеме» , [ 53 ] или Старый воин-гугенот (сейчас находится в ГТГ ) [ 54 ] также указаны как таковые. Обе обычно перечисляемые исторические картины изображали различные эпизоды из жизни Петра Великого. Помимо «Пётра и Алексея» , Григория Мясоедова экспонировалось и полотно «Дед Российского флота» с подзаголовком «Франц Тиммерман объясняет юному Петру Алексеевичу конструкцию ботика, найденного в одном из сараев села Измайлово (май 1688 г.) " [ 28 ] (сейчас в Музее искусств Узбекистана в Ташкенте ). [ 55 ]

ГГ Мясоедов . Дедушка Российского флота (1871, Музей искусств Узбекистана )

Павел Третьяков Картину « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» приобрел непосредственно в мастерской художника незадолго до открытия передвижной выставки в Петербурге. [ 56 ] Это была первая картина Ге, которую Третьяков приобрел в свою коллекцию. [ 57 ] [ 58 ] Во время выставки картиной восхитился император Александр II , который также изъявил желание приобрести ее. Однако ни у кого не хватило смелости сообщить ему, что картина уже продана. Для решения этого вопроса Ге было предложено создать авторскую копию для Третьякова и передать оригинал Александру II. Тем не менее художник заявил, что не будет действовать без согласия Павла Михайловича, и в результате оригинал был подарен Третьякову, а для Александра II была написана авторская повторение, перешедшее впоследствии в коллекцию Русского музея . [ 59 ] [ 60 ]

Подпись Н.Н. Ге и дата на «шахматном» полу в правом нижнем углу картины.

В большом количестве газет и журналов были опубликованы статьи, посвященные передвижной выставке, в которой значительное внимание уделялось картинам " Допрос Петра I" и "Цесаревич Алексей" . [ 61 ] [ 62 ] В целом полотно получило положительные отзывы критиков. По словам Владимира Стасова , «вообще все хвалили и всячески хвалили Ге и его живопись, все ему сочувствовали, но то, что именно хвалили, часто не совпадало, и то, что для одних было плюсом, для других было всего лишь минусом». [ 61 ] The writer Mikhail Saltykov-Shchedrin ( Otechestvennye Zapiski magazine) [ 63 ] and the critic Vladimir Stasov (newspaper Sankt-Peterburgskie Vedomosti ) praised Ge's painting. [ 64 ] Напротив, публицист Аполлон Матушинский ( журнал «Русский вестник» ) отнесся к картине более критично, утверждая, что Ге недостаточно глубоко исследовал тему. [ 65 ] [ 66 ] В статье, опубликованной в газете «Голос» , автор отмечает, что художник «не всегда справляется с техникой живописи», однако все же хвалит картину за «характеристику строжайшего реализма » и ставит ее на вершину списка. русской исторической живописи последнего десятилетия. [ 61 ] Критик газеты ведомости », подписавшийся «Л. А-ов» « Московские из , писал, что «работы г-на Ге замечательны по силе выражения и представляют собой лучшее все, что он создал до сих пор». [ 67 ] [ 68 ]

Перед открытием передвижной выставки, 21 октября 1871 года, художник Иван Крамской писал пейзажисту Федору Васильеву, что «Ге написал прекрасную вещь, «Петру», [ 69 ] [ 13 ] а после открытия выставки в письме от 6 декабря 1871 года Крамской сообщал: «Ге царствует решительно. Его картина произвела на всех ошеломляющее впечатление». [ 70 ] [ 71 ] Художник Павел Чистяков писал в письме Павлу Третьякову 2 января 1872 года: «Петр Великий — вещь очень и очень выразительная, но мнения об этой картине расходятся. Это совершенно логично. Каждый видит, смотрит на нее и понимает ее в своем Во всяком случае, эта картина считается лучшей из картин Н. Н. Ге. Честно говоря, я тоже так думаю. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]

Последующие события

[ редактировать ]

В сентябре 1872 года 1-я передвижная выставка продолжила свой путь по другим городам Российской империи , посетив Киев (сентябрь–октябрь) и Харьков (октябрь–ноябрь). По мере организации Обществом последующих выставок список городов-организаторов расширялся: Рига , Вильно , Орел , Одесса и Кишинев во время второй выставки (1872–1874) добавлялись – Казань , Саратов и Воронеж . , а во время третьей (1874–1875) [ 48 ] Одновременно ряд картин, представленных на первой передвижной выставке, был включен в последующие выставки в городах, где они ранее не выставлялись. Особо следует отметить картину Ге « Пётр I и царевич Алексей» , на которую упоминалась в отчёте Правления Общества о второй передвижной выставке, хотя и без указания городов, в которых она была показана. [ 75 ] Известно также, что в октябре 1874 года картина была представлена ​​на третьей передвижной выставке в Саратове. [ 76 ] (возможно, это был сокращенный авторский повтор). [ 77 ] В отчете о саратовской выставке отмечалось, что «наибольший интерес зрителей и критиков вызвали две исторические картины Н. Н. Ге — Екатерина у гроба Елизаветы и Петр, допрашивающий царевича Алексея ». [ 76 ]

В 1873 году авторская копия картины « Пётр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» была выставлена ​​на Всемирной выставке в Вене . Владимир Стасов писал, что эта картина, «имевшая у нас такой успех, произвела в Вене очень мало впечатления и даже осталась почти совершенно незамеченной, вероятно, потому, что на всемирную выставку был прислан не оригинал, а повторение или копия, далеко не равен оригиналу». [ 78 ] В том же 1873 году оригинал картины из собрания Павла Третьякова был выставлен на Международной выставке в Лондоне . В каталоге выставки использовалось английское название « Император Петр Великий допрашивает своего сына Алексея (Н. Гей). [ 79 ]

Оригинал картины также был выставлен на Всемирной выставке 1878 года, проходившей в Париже . В каталоге выставки полотно значилось под французским названием « Pierre le Grand fait subir un допрос царевича Алексея, в Петергофе» (Н. Н. Ге). [ 80 ] Владимир Стасов заметил, что на парижской выставке «такие прекрасные картины, как « Петр Великий допрашивает царевича Алексея» Ге и «Чтение Положения об освобождении крестьян» Мясоедова , были вывешены на высоте, где обычно вешаются второстепенные и третьесортные картины. », и «там они потеряли девяносто сотых своего достоинства». [ 81 ] Тем не менее французская пресса назвала картину «Петр и Алексей» образцом утверждения о том, что «русские художники в основном вдохновлены национальной историей». [ 82 ] Название картины Ге вошло также в каталог Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей в Москве в 1882 году. [ 83 ] Однако по неясным причинам на выставке он не был показан. [ 1 ]

М. М. Антокольский . Петр I (уменьшенная репродукция, бронза, 1872, Государственная Третьяковская галерея )

Образ Петра Великого, созданный Ге, послужил основой статуи скульптора Марка Антокольского . Первая гипсовая версия этой статуи появилась в 1872 году. [ 35 ] впоследствии он был отлит в бронзе и воспроизведен в виде памятников в Петергофе , Петербурге , Таганроге и Архангельске . [ 84 ] Кроме того, фаянсовая композиция по сюжету картины « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» была выпущена ограниченным тиражом в конце XIX века Фарфоро-фаянсовой компанией М.С. Кузнецова на тверском заводе. Губернаторство . Ряд таких декоративных скульптурных композиций сохранился и в настоящее время хранится в собраниях Тверской областной картинной галереи. [ 85 ] Егорьевский историко-художественный музей, Всероссийский музей декоративного искусства и музей Конаковского фаянсового завода. [ 86 ]

Образ Алексея Петровича с картины Ге, очевидно, был использован в фильме «Петр Великий» (1937–1938), в котором роль цесаревича исполнил актер Николай Черкасов . [ 35 ] По словам историка Александра Каменского, «ко времени, когда советские зрители увидели этот фильм, картина Н. Ге уже стала настолько знаменитой, что режиссеру ( В. Петрову ) ничего не оставалось, как воспроизвести ее». [ 25 ] Роль Петра I в фильме исполнил актер Николай Симонов . [ 87 ] По мнению искусствоведа Сергея Хачатурова, то, что «Петру и Алексея» считали (или «назначали») шедевром Ге в советское время, могло быть связано с тем, что «идея картины — путь к светлому будущему неизбежен». «Даже если придется ходить по трупам — был близок руководителям советской страны», и, вероятно, именно поэтому «картину любили и тиражировали». [ 88 ]

Внешние изображения
значок изображения Декоративная скульптура «Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея» завода ООО «М.С. Кузнецов»
значок изображения Кадры из фильма «Петр Великий» : Николай Черкасов в роли царевича Алексея и сцена его допроса Петром I.

В конце 1930-х годов картина подверглась реставрации, вызванной появлением плавающих кракелюров , особенно на волосах царевича Алексея. Это явление, вероятно, было связано с использованием Ge асфальтосодержащих веществ в процессе окраски. Кракелюр отремонтировал художник-реставратор Евгений Кудрявцев методом энкаустики . [ 89 ]

Впоследствии картина « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» экспонировалась на ряде выставок в СССР , России и других странах. [ 1 ] В период с 1970 по 1971 год полотно экспонировалось на Всесоюзной персональной выставке Ге, проходившей в Ленинграде, Москве, Киеве и Минске . [ 1 ] [ 90 ] В 1971 году картина участвовала в реконструкции первой передвижной выставки 1871–1872 годов, проходившей в Третьяковской галерее . В 1971–1972 годах экспонировался на выставке «Передвижники» в Государственной Третьяковской галерее , приуроченной к столетнему юбилею Общества . В 1981 году картина была включена в экспозицию персональной выставки Ге, которая была посвящена 150-летию художника и прошла в Третьяковской галерее в Москве. В 1993 году картина экспонировалась на выставке «Передвижники» в Третьяковской галерее , проходившей в Токио , Наре и Фукуоке . [ 1 ] Картина также была включена в юбилейную выставку, посвященную 180-летию « Что такое истина?». , проходивший с октября 2011 по февраль 2012 года в Новой Третьяковской галерее на Крымском Валу . [ 91 ]

Авторская повторение картины " Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" из собрания Русского музея экспонировалась в 1983 году в Пензе , в Музее одной картины имени Г. В. Мясникова (филиал Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкий). [ 92 ]

Сюжет, персонажи и композиция

[ редактировать ]
КБ Растрелли . Бюст Петра I (1723–1730, Эрмитаж ).

На картине изображен Петр I и его сын Алексей Петрович в интерьере дворца Монплезир в Петергофе . Петр I изображен сидящим справа от стола в кресле, обитом красным бархатом , а царевич Алексей стоит слева от стола. [ 93 ] Полотно предлагает психологическую интерпретацию исторической драмы. Царевич Алексей, разочаровавшись в авторитарной манере проведения реформ Петра Великого, искал убежища в Западной Европе. Однако его насильно вернули в Россию и обвинили в заговоре с целью захвата власти. С ведома своего отца Петра I Алексей Петрович был заключен в Петропавловскую крепость , где и умер от пыток 26 июня [7 июля] 1718 года. [ 3 ] Прототипом образа Петра Великого мог быть бронзовый бюст работы Карло Бартоломео Растрелли (1723–1730), а лицо царевича Алексея имеет сходство с его портретом работы немецкого художника Иоганна Готфрида Таннауэра , созданным в 1710-х годах. [ 56 ]

Историк Евгений Анисимов утверждает, что основным катализатором конфликта между Петром и Алексеем были не идеологические разногласия, а дворцовые интриги, движимые Екатериной , второй женой Петра, которая стремилась сместить пасынка Алексея и возвести своего сына, царевича Петра Петровича на престол . Отношения между Петром I и Алексеем Петровичем стали ухудшаться с 1715 года, года рождения Петра Петровича. Преследования отца вынудили Алексея бежать за границу. Стремясь уговорить Алексея вернуться в Россию, Петр I предложил помиловать побег. Однако по возвращении Алексея его передали Тайной канцелярии для расследования « государственной измены ». [ 94 ] Его любовница Афросинья также была арестована и запугана следователями и тем самым дала показания против Алексея. [ 95 ]

Дж. Г. Таннауэр . Портрет Алексея Петровича (1710-е, Государственный Русский музей )

Несмотря на внешнее спокойствие Петра I и царевича Алексея, видно, что они испытывают значительную тревогу и душевное беспокойство. Казалось бы, между ними произошла острая дискуссия, в результате которой Петр I еще больше убедился в измене сына. Это подтверждают документы на столе, которые были разбросаны, когда один из них упал на пол. Прежде чем произнести приговор, Петр I бросает взор на лицо сына, все еще надеясь уловить в нем признаки раскаяния. Алексей под взглядом отца опустил глаза. Он был уверен, что Петр I не посмеет приговорить к смерти собственного сына; поэтому он промолчал и не просил прощения. [ 3 ] Художник и искусствовед Николай Щекотов отмечал, что лицо царевича Алексея «принадлежит человеку, не отличающемуся более или менее ясным выражением своей воли, мысли которого путаются, скользкие пути, чувства переменчивы, являясь скорее плодом болезненного нервного раздражения, чем выражение сильной, глубокой души». [ 96 ] [ 97 ] Алексей одет в бархатный камзол, черные туфли с пряжками, на ногах высокие шелковые чулки. Легкие кружевные манжеты и воротник рубашки подчеркивают бледность его лица. Петр I одет в черный кафтан Преображенского полка с красными отворотами на рукавах и черными сапогами на ногах. [ 98 ]

Поль Деларош . Петр I в мундире офицера Преображенского полка (1838, Гамбургский Кунстхалле )

Контраст света и тени в композиции служит выделению различий между персонажами. По словам искусствоведа Татьяны Карповой, фигура царевича Алексея освещена более бледным, «как бы лунным, мертвым светом». Это символизирует тот факт, что «он уже больше принадлежит царству теней, чем реальной жизни с ее страстями и красками». Напротив, лицо Петра Великого «энергично вылеплено контрастной светотенью». [ 99 ] Угол стола и свисающая с него красно-черная скатерть («траурные цвета») кажутся визуальным разделением отца и сына, предполагая предзнаменование трагического исхода драмы. [ 100 ] Растерянность Алексея еще больше подчеркивается жестом его левой руки, которая непроизвольно ерзает скатертью. [ 101 ] Чередование черно-белых напольных плиток трактовалось по-разному — «выражение духа регулярности петровской эпохи, черно-белых в характерах Петра и царевича, и шахматной доски, на которой происходит финальная игра, проигранная Алексей, разыграно». [ 102 ]

Некоторые авторы высказывают сомнение, что Петр I когда-либо допрашивал царевича Алексея в дворце Монплезир, который к 1718 году был еще не достроен до конца. Действительно, есть утверждения, что допрос «на самом деле проходил не в Монплезире». [ 103 ] [ 96 ] С другой стороны, утверждается, что в мае 1718 года австрийский посланник в Петербурге Отто Плейер доложил своему правительству, что Петр отправился в «увеселительный дворец Петергофа», куда был доставлен и царевич, и что царь допрашивал его там лично; [ 25 ] [ 94 ] иногда приводятся более точные даты возможного пребывания Петра и Алексея в Петергофе — 15–16 мая. [ 94 ] Маловероятно, чтобы Петр I допрашивал цесаревича один на один. Несмотря на это, Ге предпочел изобразить на картине только Петра и Алексея, что позволило ему сосредоточиться на психологических аспектах их переживаний. [ 60 ]

Мучительный поиск решения, изображенный на картине, позволяет предположить, что Ге хотел изобразить Петра Великого не палачом, а отцом, вышедшим за пределы своих личных желаний ради интересов государства. [ 3 ] Историк искусства Алла Верещагина отмечала, что «впервые в русской исторической живописи созданы типичные, чуждые идеализации образы реальных исторических деятелей», поскольку «психологизм определил подлинный историзм произведения». [ 104 ]

Фрагменты картины « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Цесаревич Алексей
Бумаги на столе, скатерть и рука Алексея.
Бумага, упавшая на пол
Петр Великий

Внутреннее убранство парадного зала в изображении Ге напоминает «голландскую обстановку», хотя и не в уютной манере картин старых голландских мастеров. Вместо этого он имеет жесткие и суровые черты, соответствующие смыслу разыгрываемой здесь драмы. Определенную роль играет освещенная часть ковровой скатерти на переднем плане с ее чрезмерно четким и детальным рисунком, включающим резкие цветовые сочетания. [ 105 ] По мнению Николая Щекотова, эта ярко выраженная закономерность, «с одной стороны, придает нотку орнаментации общей чрезвычайно скромной обстановке, тактично напоминая, что дело происходит во дворце, а с другой стороны, навевает ощущение некоторой тревожности в пространстве между двумя строгими фигурами Петра и Алексея, беспокойства и какой-то тревоги, вполне уместной в данном случае». [ 106 ] Сам Ге так описывал этот аспект своей работы над полотном: «Я искал ковер, чтобы покрыть стол на той же картине; я нашел его в голландской картине и набросал только одну форму узора. весь ковер со всеми цветными узорами и перспективой, как мне было нужно - все сделано дома, не бегая проверять." [ 32 ] [ 107 ] Есть утверждения, что ковер, изображенный на картине Ге, является работой ширванских ткачей. Однако «по композиции, основному мотиву и мрачности цветового решения» он соответствует коврам прикаспийских туркмен . родственным по сюжету и исполнению [ 108 ]

стена парадного зала, украшенная «четырьмя картинами голландской школы ». На заднем плане во мраке виднеется [ 39 ] [ 40 ] Известно, что Петр Великий привез из-за границы ряд голландских картин для украшения Монплезира. работы живописца и гравера Адама Сило Среди них особое место занимали . Картины были выставлены в парадном зале дворца и других помещениях, которые считались «первой картинной галереей в России». [ 109 ]

Этюды, эскизы и репродукции

[ редактировать ]

Эскизы и этюды

[ редактировать ]

В Третьяковской галерее хранится эскиз под тем же названием, что и картина « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1870, холст, масло, 22 × 26,7 см, инв. № Ж-593). После смерти Ге в 1894 году его сыновья подарили этот эскиз художнику Александру Куренному. Впоследствии он был унаследован А.Д. Некрасовым и приобретен Третьяковской галереей в 1970 году у наследников Куренного. [ 1 ] [ 110 ] Композиция эскиза существенно отличается от окончательного варианта картины. На эскизе Петр изображен сидящим в кресле слева, на фоне окна. Алексей же изображен стоящим, опустив голову, справа, у стола. Обстановка эскиза мало похожа на интерьер дворца Монплезир, «с его огромными, во всю высоту стенами, застекленными окнами с частыми переплетами». По мнению искусствоведа Ирины Лейтес, сцена, изображенная в этом эскизе, звучит так: «провинившийся сын, все еще внушающий зрителю невольную симпатию изяществом своего облика, покорно слушает приговор грозного, но справедливого родителя-монарха» . [ 19 ] Кроме того, известно о существовании этюда « Портрет Петра Великого» (холст, масло, 89×76,5 см), ранее находившегося в коллекции Лидии Руслановой . [ 111 ]

Эскиз и этюды к картине « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (зарисовка, 1870, Государственная Третьяковская галерея )
Мужчина, сидящий в кресле (два этюда к фигуре Петра I, 1870, ГТГ )
Портрет Петра I (кабинет, частное собрание)

В собрании Третьяковской галереи имеются также графические эскизы к картине « Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1870 года, «Человек, сидящий в кресле» (два эскиза к фигуре «Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея Петровича в Петергофе», бумага, уголь, 68 × 101,3 см, инв. Р-13746), Три стоящие мужские фигуры (эскизы к фигуре царевича Алексея, бумага, уголь, расклейка, 100 × 67,8 см, инв. Р-13747), Стоящие Мужчина (эскиз к фигуре царевича Алексея, бумага, итальянский карандаш, 55,4×38,2 см, инв. № Р-13748), Стоящие мужские фигуры (бумага, итальянский карандаш, 55,8×38 см, инв. № Р-13749) и Фигура мужчины со спины (бумага, итальянский карандаш, 55,5 × 38 см, инв. № Р-13750). Все эти рисунки до 1938 года находились во владении сына художника Николая Ге-младшего. С 1938 по 1952 год они находились во владении Беатрис де Ватвиль. Впоследствии их провело издательство Librairie nouvelle. . В 1974 году их приобрел женевский коллекционер Кристоф Больман. В 2011 году они были приобретены ОАО « Банк ВТБ » для Третьяковской галереи. [ 112 ]

Авторские реплики

[ редактировать ]
Авторская репродукция картины " Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" в Государственном Русском музее
Внешние изображения
значок изображения Авторская реплика картины в Музее искусств Узбекистана.
значок изображения Авторская реплика картины в Музее изобразительных искусств Туркменистана.

Есть несколько полноформатных копий картины одного и того же автора. Одна из реплик сейчас экспонируется в Государственном Русском музее (1872, холст, масло, 134,5×173 см, инв. Ж-4142). Была приобретена музеем в 1897 году у Эрмитажа . [ 5 ] [ 6 ] Это полотно, которое Ге создал по повелению Александра II и впоследствии было подарено Русскому музею Николаем II . [ 113 ]

Другая реплика, также датированная 1872 годом, в настоящее время экспонируется в Музее искусств Узбекистана в Ташкенте . Картина приобретена музеем из коллекции Великого Князя Николая Константиновича. [ 114 ] [ 115 ] (по некоторым данным, картина ранее находилась в коллекции его отца, великого князя Константина Николаевича ). [ 116 ] Николай Константинович прожил в Ташкенте значительный период, за это время в его дворце было собрано самобытное собрание русского и зарубежного искусства , послужившее основой коллекции Музея искусств Узбекистана. В XXI веке активно обсуждается возможность возвращения коллекции великого князя на прежнее место – во дворец. [ 117 ]

Кроме того, недатированная авторская копия хранится в Музее изобразительных искусств Туркменистана в Ашхабаде . [ 1 ]

Кроме того, известны уменьшенные копии этого полотна художника. [ 1 ] [ 5 ] Одна из реплик, датированная 1874 годом, хранится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (холст, масло, 58,4 × 74,3 см, инв. № Ж-211). [ 118 ] [ 93 ] [ 119 ] Еще одна уменьшенная репродукция, также датированная 1874 годом, хранится в собрании Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] (холст, масло, 58 × 74 см, инв. № 2595, поступило в 1926 г. из ГРМ; на сайте музея датировка «19 век, конец»). [ 120 ] [ 121 ] Еще одна репродукция меньшего размера, датированная 1878 годом, хранится в частной коллекции в Киеве . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]

Известно также о существовании гризайль одноименного рисунка , выполненного Николаем Ге в 1878 году по заказу литографа Александра Беггрова для изготовления гелиогравюр . В дальнейшем рисунок хранился у А. Ф. Фельтена (Санкт-Петербург), а в 1912 году был куплен у него московским коллекционером и меценатом Иваном Цветковым. [ 122 ] Затем она была передана в коллекцию Государственного Русского музея, а в 1929 году — в Саратовский художественный музей . В каталоге музея рисунок описан как «фотоотпечаток, выполненный автором в технике гризайль», размером 40 × 50,4 см. [ 123 ]

Ге « В Третьяковской галерее хранится также офорт Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1872), ранее находившийся в собрании Л. М. Ковальского. [ 124 ]

Отзывы и критика

[ редактировать ]

Писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин в своей рецензии «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в журнале «Отечественные записки », уделил живописи Ге большое внимание. В частности, он писал: «На переднем плане мы встречаем здесь картину профессора Ге «Петр Великий, допрашивающий своего сына». Перед нами только две фигуры и строго-простая ситуация, не имеющая ничего бросающегося в глаза < ...> Тем не менее, всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех удивительных драм, которые никогда не изгладятся из памяти». [ 7 ] Отмечая, что «по-видимому, личность Петра чрезвычайно симпатична господину Ге», Салтыков-Щедрин, со своей стороны, дает высокую оценку роли Петра I в русской истории и его нравственным качествам. Он благосклонно оценивает реформы Петра, полагая, что последующие неудачи некоторых из них произошли не по вине Петра, «а потому, что его преемники поддержали только букву реформ и совершенно забыли их причину». Следовательно, в конфликте, изображенном на картине, симпатии Салтыкова-Щедрина целиком на стороне Петра, который был обеспокоен тем, что царевич Алексей, взошедший на престол как наследник Петра, разрушит многое из того, что он создал. По мнению Салтыкова-Щедрина, «фигура Петра кажется наполненной той светоносной красотой, которую дает человеку только его несомненно прекрасный внутренний мир», тогда как для царевича Алексея встреча с отцом была также «полна нравственных тревог». , но эти тревоги были иного, несомненно низкого качества». [ 7 ]

Петр Великий допрашивает царевича Алексея и другие картины в экспозиции Третьяковской галереи (фото Альберта Мея, 1902 г.)

Статью о 1-й передвижной выставке опубликовал также искусствовед Владимир Стасов , который также считал картину Ге одним из самых выдающихся представленных произведений. В частности, он писал: «Ни одна из прежних картин Ге не носила такой печати зрелости и мастерства, как эта. Сила и красочность письма даже в таких мелочах, как, например, разноцветный ковер на столе, простота и необыкновенная правдивость каждой детали, начиная от головы Петра <...> и до его пыльных сапог и кафтана, делают эту картину одной из русских жемчужин, наравне с лучшими историческими полотнами нового западного искусства». [ 8 ] При этом, в отличие от Салтыкова-Щедрина, Стасов более критично относился к характеру Петра Великого, считая его тираном и деспотом, а царевича Алексея - жертвой. [ 125 ] Именно с этой точки зрения он критиковал композицию картины Ге. [ 4 ]

В статье, опубликованной в журнале «Русский вестник» (т. 99, 1872 г.), искусствовед Аполлон Матушинский писал, что картина «Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея» «задумана хорошо, но она далека от того впечатления, которое должна была бы произвести». сделано, ввиду его крайне трагического содержания». По мнению Матушинского, Ге недостаточно глубоко развил тему, не осветил всех ее подробностей, «ограничиваясь передачей лишь наиболее важных сторон выбранной драмы» и не позволяя зрителю заглянуть «в самую душу ее актеров». ". [ 65 ] [ 66 ] Критикуя способ изображения фигур Петра Великого и царевича Алексея, Матушинский тем не менее признавал, что колорит картины «кажется несколько более живым», чем в предыдущих работах Ге. [ 126 ]

В 1875 году в журнале «Древняя и Новая Россия» (№ 1–2) был опубликован труд историка и публициста Николая Костомарова под названием «Цесаревич Алексей Петрович». На картине Н. Н. Ге . [ 127 ] [ 128 ] в которой Костомаров дает исчерпывающее описание жизни и деятельности цесаревича, уделяя особое внимание его отношениям с отцом Петром I. [ 129 ] Костомаров утверждает, что сцена, изображенная Ге, относится к событиям 17 мая 1818 года, а бумаги на столе — роковое свидетельство его любовницы Афросиньи Федоровны . Костомаров охарактеризовал образ царевича Алексея, представленный на картине Ге, так: «Художник изобразил Этого царевича в безупречной и виртуозной манере. Глупость, мелкая трусость, умственная и телесная лень, грубая анимация видны в его чертах, пораженных горем и тоской». , горе его не таково, чтобы возбудить в нем то сострадание, которое неотделимо от уважения». [ 130 ]

20 и 21 века

[ редактировать ]

Художник и искусствовед Николай Щекотов утверждал, что Николаю Ге удалось создать картину « Петр Великий и царевич Алексей» , захватывающую зрителя, который воспринимает ее «с большим доверием» и погружается в ее рассмотрение с «интересом, который постепенно приводит к волнению». По словам Щекотова, картина сохранила свое значение на протяжении многих десятилетий с момента создания. Он «навсегда стал частью русской культуры, и в нем мы видим один из выдающихся образцов русского искусства». [ 131 ]

Картина « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» в Государственной Третьяковской галерее

Историк искусства Алла Верещагина отметила, что картина « Петр Великий допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» стала «важнейшей вехой» на пути к развитию нового направления в русской исторической живописи 1870-х годов, связанного с художественной интерпретацией произведений искусства. выдающийся человек и его место в истории. есть прямой путь По мнению Верещагиной, именно в этом произведении впервые так ярко были изображены противоречия и столкновение общественных интересов, и в этом смысле «от живописи Ге к творчеству Сурикова ». [ 9 ]

Историк искусства Наталья Зограф писала, что картина «Петр и Алексей» является «одним из самых ярких свидетельств сближения искусства Ге с искусством его попутчиков » , поскольку художник стремится строго следовать исторической достоверности, как в выборе ситуации, так и в выборе обстановки. обстановке и в характеристиках актеров. [ 132 ] По мнению Зографа, в этой работе Ге при оценке исторических деятелей "интересуются прежде всего внутренними, психологическими мотивами поступков", и он "руководствуется необходимостью оценивать людей и события в их нравственном смысле". [ 133 ]

Картина « Петр Великий, допрашивающий царевича Алексея в Петергофе» на российской почтовой марке 2006 года. [ 134 ]

По мнению искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, в картине Петр и Алексей Ге трактовали образ Петра I с позиции передовых демократов, видевших в нем «прогрессивного деятеля своего времени, горячего патриота и защитника прогресса России». [ 135 ] Сарабьянов писал, что в этом произведении впервые в русской исторической живописи второй половины XIX века «так ярко и лаконично решена тема борьбы двух сил» и «с такой глубиной раскрывается драматический конфликт». психологической интерпретации действующих лиц» (в меньшей степени такие черты были присущи некоторым более ранним работам Вячеслава Шварца и Валерия Якоби ). По мнению Сарабьянова, творчество « Петра и Алексея» ознаменовало введение нового типа «реалистической исторической картины». [ 136 ]

Историк искусства Григорий Стернин отмечал, что картина «Петр I и царевич Алексей» , появившаяся накануне 200-летия со дня рождения Петра Великого, была истолкована современниками как попытка «вписаться не столько в художественное, сколько в художественное». историософский контекст эпохи». [ 137 ] Следовательно, разногласия зрителей были сосредоточены прежде всего на определении позиции художника в конфликте между историческими личностями, представленными Петром и Алексеем. По словам Стернина, несмотря на то, что сам художник в этом произведении хотел быть «прежде всего историком-документалистом», у зрителей сложились «самые противоречивые оценки идейного содержания полотна»: с одной стороны, автор упрекали в славянофилии и чрезмерной симпатии к царевичу Алексею, а с другой - хвалили за "умение раскрыть в образе Петра энергию и творческую силу нового Российского государства". [ 138 ]

По мнению искусствоведа Татьяны Карповой, можно проследить преемственность между Петром и Алексеем и более ранними картинами Ге на евангельские сюжеты, такими как «Тайная вечеря» (1863, ГРМ ) и «Вестники Воскресения» (1867, ГТГ ) — все эти произведения посвящены «противостоянию и столкновению двух непримиримых позиций, двух мировоззрений в момент крупного исторического перелома». [ 99 ] По словам Карповой, в картине "Петр и Алексей " "никто не прав и не виноват, за каждым историческим персонажем стоит своя правда". [ 102 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Юлианский календарь («старый стиль») используется для датировки событий, происходивших на территории Российской империи.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Каталог Государственной Третьяковской галереи, вып. 4, книга 1 (2001 , с. 206)
  2. ^ "Ге Николай Николаевич — Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" [Ge Nikolai Nikolayevich - Peter the Great Interrogating the Tsarevich Alexei Petrovich at Peterhof] (in Russian). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Archived from the original on 2016-03-05 . Retrieved 2023-01-17 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Баева (2010 , p. 26)
  4. ^ Перейти обратно: а б с Верещагина (1988 , с. 52)
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Каталог Государственного Русского музея (1980 , стр. 91)
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Каталог Государственного Русского музея, вып. 5 (2014 , стр. 122)
  7. ^ Перейти обратно: а б с Saltykov-Shchedrin (1970 , p. 228)
  8. ^ Перейти обратно: а б Стасов (1950 , стр. 53)
  9. ^ Перейти обратно: а б Верещагина (1973 , с. 62)
  10. ^ Карпова & Капырина (2011 , pp. 52–63)
  11. ^ Верещагина (1988 , стр. 48–49)
  12. ^ Зограф (1974 , pp. 22–23)
  13. ^ Перейти обратно: а б с Н. Н. Ну и дела. Письма, статьи, критика, воспоминания современников (1978 , с. 84)
  14. ^ Рогинская (1989 , p. 125)
  15. ^ Щёкотов (1943 , p. 6)
  16. ^ Горина (1962 , p. 452)
  17. ^ Лейтес (1988 , pp. 57–58)
  18. ^ Арбитман (1972 , p. 144)
  19. ^ Перейти обратно: а б Лейтес (1988 , p. 58)
  20. ^ Верещагина (1960 , с. 38)
  21. ^ Верещагина (1960 , с. 132)
  22. ^ Чукчеева (2017)
  23. Каталог Государственной Третьяковской галереи, том. 4, книга 2 (2006 , с. 416)
  24. ^ Перейти обратно: а б Верещагина (1988 , с. 50)
  25. ^ Перейти обратно: а б с Каменский (2018 , chapter 3)
  26. ^ Н. Н. Ну и дела. Письма, статьи, критика, воспоминания современников (1978 , с. 100)
  27. ^ Верещагина (1973 , с. 63)
  28. ^ Перейти обратно: а б Чукчеева (2021 , стр. 174)
  29. ^ Kostomarov (1875 , pp. 149–150)
  30. ^ Перейти обратно: а б с Лейтес (1988 , p. 57)
  31. ^ Эйдельман (1973 , стр. 95)
  32. ^ Перейти обратно: а б с Стасов (1904 , с. 249)
  33. ^ Н. Н. Ну и дела. Письма, статьи, критика, воспоминания современников (1978 , с. 245)
  34. ^ Карпова (2000 , p. 150)
  35. ^ Перейти обратно: а б с Анисимов (2020 , p. 235)
  36. ^ Stasov (1904 , pp. 249–250)
  37. ^ Стасов (1904 , с. 250)
  38. ^ "Именной указатель к I—IV томам журнала "Красный архив" " (PDF) . Красный архив . VII : IX. 1924. Archived from the original (PDF) on 2023-06-07.
  39. ^ Перейти обратно: а б Горина (1961 , pp. 10–11)
  40. ^ Перейти обратно: а б с Арбитман (1972 , p. 147)
  41. ^ Перейти обратно: а б Репин (1949 , p. 314)
  42. ^ Никитенко & Соболь (2013 , p. 324)
  43. ^ Перейти обратно: а б Письма художников П. М. Третьякову (1968 , p. 34)
  44. ^ Юденкова (2014 , p. 84)
  45. ^ Н. Н. Ну и дела. Письма, статьи, критика, воспоминания современников (1978 , с. 325)
  46. ^ Яковлева (2005 , с. 236)
  47. ^ Рогинская (1989 , p. 418)
  48. ^ Перейти обратно: а б Товарищество передвижных художественных выставок (1987 , p. 628)
  49. ^ Товарищество передвижных художественных выставок (1987 , p. 60)
  50. ^ Перейти обратно: а б Товарищество передвижных художественных выставок (1987 , p. 61)
  51. ^ Каталог Государственной Третьяковской галереи, том. 4, книга 1 (2001 , стр. 198)
  52. ^ Товарищество передвижных художественных выставок (1987 , pp. 60–67)
  53. ^ Яковлева (2005 , с. 235)
  54. Каталог Государственной Третьяковской галереи, том. 4, книга 1 (2001 , с. 233)
  55. ^ Петракова, А. (2010-09-23). "Художественный музей в Ташкенте и коллекция русского искусства" . mytashkent.uz . Archived from the original on 2019-04-06 . Retrieved 2023-01-16 .
  56. ^ Перейти обратно: а б Коваленская (1965 , p. 235)
  57. ^ Юденкова (2011 , p. 21)
  58. ^ Юденкова (2014 , p. 79)
  59. ^ Арбитман (1972 , p. 159)
  60. ^ Перейти обратно: а б Ионина, Н.А. (2006). 100 великих картин . Moscow : Вече. ISBN  9785953311250 .
  61. ^ Перейти обратно: а б с Стасов (1904 , с. 251)
  62. ^ Леонтьева (2011 , pp. 265–266)
  63. ^ Stasov (1904 , pp. 252–253)
  64. ^ Stasov (1904 , pp. 256–259)
  65. ^ Перейти обратно: а б Матушинский (1872 , p. 780)
  66. ^ Перейти обратно: а б Stasov (1904 , pp. 253–254)
  67. ^ Стасов (1904 , с. 254)
  68. ^ Письма И. Е. Репина (1948 , p. 165)
  69. ^ Переписка И. Н. Крамского с художниками (1954 , p. 9)
  70. ^ Переписка И. Н. Крамского с художниками (1954 , p. 13)
  71. ^ Н. Н. Ну и дела. Письма, статьи, критика, воспоминания современников (1978 , с. 85)
  72. ^ Чистяков (1953 , p. 66)
  73. ^ Н. Н. Ну и дела. Письма, статьи, критика, воспоминания современников (1978 , стр. 85–86).
  74. ^ Юденкова (2014 , p. 85)
  75. ^ Товарищество передвижных художественных выставок (1987 , p. 118)
  76. ^ Перейти обратно: а б Ступина, А.С. (2020-05-19). "Художественные выставки в Саратове в конце XIX века" . Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева — radmuseumart.ru . Retrieved 2023-11-24 .
  77. ^ Товарищество передвижных художественных выставок (1987 , p. 137)
  78. ^ Стасов (1951 , с. 226)
  79. ^ Лондонская международная выставка 1873 года. Официальный каталог (1873 , стр. 208).
  80. Каталог Русского раздела (1878 . 4
  81. ^ Стасов (1952 , с. 371)
  82. ^ Селезнёва (2006 , p. 27)
  83. ^ Всероссийская выставка (1882 , p. 10)
  84. ^ "Антокольский Марк (1843—1902). Пётр I . 1872" . my.tretyakov.ru . Archived from the original on 2023-01-14 . Retrieved 2023-01-14 .
  85. ^ "Декоративная скульптура "Пётр I допрашивает царевича Алексея" фабрики Товарищества М. С. Кузнецова в Тверской губернии из собрания Тверской областной картинной галереи" . Тверская областная картинная галерея — gallery.tverreg.ru . Archived from the original on 2023-10-27 . Retrieved 2023-10-27 .
  86. ^ "Допрос, которого не было. "Фейки" прошлого" . Егорьевский историко-художественный музей — egmuseum.ru . Archived from the original on 2023-05-28 . Retrieved 2023-11-18 .
  87. ^ Шпагин, А.В. (14 June 2022). "Симонов Николай Константинович" . Большая российская энциклопедия — bigenc.ru . Archived from the original on 2023-04-16 . Retrieved 2023-11-08 .
  88. ^ Хачатуров, С.В. (2011-10-01). " "Что есть Истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения" " . Артхроника — artchronika.ru . Archived from the original on 2023-11-09 . Retrieved 2023-11-09 .
  89. ^ Лужецкая (1965 , p. 155)
  90. ^ Зограф (1983 , стр. 239)
  91. ^ " "Истина в искусстве": выставка Николая Ге в Третьяковской галерее" . РИА Новости — ria.ru . 2011-10-19. Archived from the original on 2023-01-08 . Retrieved 2023-01-08 .
  92. ^ "Музей одной картины" . Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого — penza.gallery . 2012-09-05. Archived from the original on 2023-11-10 . Retrieved 2023-11-10 .
  93. ^ Перейти обратно: а б "Ге Николай Николаевич. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru . Archived from the original on 2019-06-22 . Retrieved 2023-01-08 .
  94. ^ Перейти обратно: а б с Анисимов (2020 , p. 234)
  95. ^ Анисимов (2020 , pp. 234–235)
  96. ^ Перейти обратно: а б Щёкотов (1943 , p. 9)
  97. ^ Лейтес (1988 , p. 62)
  98. ^ Зауст (2020 , стр. 109)
  99. ^ Перейти обратно: а б Карпова (2002 , p. 30)
  100. ^ Карпова (2002 , стр. 30–31)
  101. ^ Рогинская (1989 , p. 126)
  102. ^ Перейти обратно: а б Карпова (2002 , p. 31)
  103. ^ Три века Санкт-Петербурга, vol. 2, book 5 (2006 , p. 216)
  104. ^ Верещагина (1988 , с. 51)
  105. ^ Щёкотов (1943 , p. 11)
  106. ^ Щёкотов (1943 , pp. 11–12)
  107. ^ Щёкотов (1943 , pp. 10–11)
  108. ^ Царева (2019 , стр. 149–150)
  109. ^ Фёдорова (1959 , pp. 119–120)
  110. ^ "Ге Николай Николаевич — Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (эскиз)" . Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru . Archived from the original on 2016-03-05 . Retrieved 2015-08-03 .
  111. ^ "Открытка художественная. Н. Н. Ге (1831—1894). Этюд к картине " Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". 1871 г. Собрание Л. А. Руслановой " . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru . Archived from the original on 2019-06-22 . Retrieved 2023-01-05 .
  112. Каталог Государственной Третьяковской галереи (рисунки), вып. 2, кн. 2 (2013 , стр. 51)
  113. ^ " Пётр I допрашивает царевича Алексея. Ге Н. Н. " . Культура.РФ — ar.culture.ru . Archived from the original on 2022-12-08 . Retrieved 2023-11-08 .
  114. ^ Фурсикова (2011 , pp. 260–276)
  115. ^ "Государственный Музей искусств Узбекистана" . Ташкентские Куранты — uzcapital.uz . Archived from the original on 2017-04-09 . Retrieved 2015-08-04 .
  116. ^ Круковская (1982 , p. 103)
  117. ^ "В Узбекистане все активнее обсуждают идею возвращения уникальной коллекции русского и зарубежного искусства великого князя Николая Константиновича Романова в его дворец" . www.kultura.uz . 2019-06-03. Archived from the original on 2023-11-10 . Retrieved 2023-11-10 .
  118. ^ " Пётр I допрашивает царевича Алексея. Ге Н. Н. " . Культура.РФ — ar.culture.ru . Archived from the original on 2023-01-08 . Retrieved 2023-01-08 .
  119. ^ "Ге Николай Николаевич. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" . Рыбинский музей-заповедник — iss.rybmuseum.ru . Retrieved 2023-11-17 .
  120. ^ " Ге Н. Н. Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. XIX век, конец" . Новгородский музей-заповедник — novgorod-iss.kamiscloud.ru . Retrieved 2023-11-17 .
  121. ^ "Ге Николай Николаевич. Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru . Archived from the original on 2019-06-22 . Retrieved 2023-10-17 .
  122. Евсеева (2022 , стр. 377–378).
  123. ^ Каталог Художественного музея Радищева, том. 1 (2004 , стр. 213)
  124. ^ Ковальский (2014 , p. 351)
  125. ^ Верещагина (1988 , с. 54)
  126. ^ Матушинский (1872 , p. 783)
  127. ^ Kostomarov (1875 , p. 31)
  128. ^ Kostomarov (1875 , p. 134)
  129. ^ Арбитман (1972 , p. 148)
  130. ^ Kostomarov (1875 , p. 145)
  131. ^ Щёкотов (1943 , p. 12)
  132. ^ Зограф (1974 , стр. 23)
  133. ^ Зограф (1974 , стр. 24)
  134. ^ Обухов, Е.А.; Пищенко, В.И., eds. (2009). Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской Федерации 1992—2009 . Moscow : Марка. pp. 162 (№ 1076) . ISBN  978-5-9901597-3-0 .
  135. ^ Сарабьянов (1955 , p. 110)
  136. ^ Сарабьянов (1955 , p. 111)
  137. ^ Стернин (2007 , стр. 129–130)
  138. ^ Стернин (2007 , стр. 130)

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49c83a8c149c89a6a874f1bd1664a38a__1722213600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/8a/49c83a8c149c89a6a874f1bd1664a38a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peter the Great Interrogating the Tsarevich Alexei Petrovich at Peterhof - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)