Контроль (психология)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В психологии , контроль — это способность человека или восприятие своей способности влиять на себя других, свои условия, свое окружение или некоторые другие обстоятельства. Контроль над собой или другими может распространяться на регулирование эмоций , мыслей , действий , импульсов , памяти , внимания или переживаний . Существует несколько видов контроля, в том числе:
- Воспринимаемый контроль (ощущение человеком собственного контроля и способностей достигать результатов)
- Желаемый контроль (количество контроля, к которому человек стремится в отношениях или других обстоятельствах)
- Когнитивный контроль (способность выбирать свои мысли и действия)
- Эмоциональный контроль (способность регулировать свои чувства или отношение к чему-либо)
- Мотивационный контроль (способность человека действовать в соответствии с предписанным поведением)
- Тормозящий контроль (способность подавлять мысли или действия в пользу других)
- Социальный контроль (выбор окружения ради личной выгоды)
- Эго-контроль (попытка регулировать импульсы или процессы внимания)
- Усиленный контроль (способность регулировать, сколько усилий человек вкладывает в достижение цели)
Воспринимаемый контроль
[ редактировать ]Воспринимаемый контроль в психологии — это «вера человека в то, что [он] способен достигать желаемых результатов, избегать нежелательных результатов и достигать целей ». Высокий уровень воспринимаемого контроля часто связан с улучшением здоровья, отношений и адаптации. Стратегии восстановления воспринимаемого контроля называются «стратегиями компенсаторного контроля». [1] На восприятие воспринимаемого контроля влияет прошлое и будущее, а также то, каким может быть желаемый результат события. Воспринимаемый контроль часто ассоциируется с термином « локус контроля» . [2] На воспринимаемый контроль могут влиять два процесса: первичный и вторичный контроль. Первичный контроль состоит из попыток изменить окружающую среду в соответствии с собственными желаниями, тогда как вторичный воспринимаемый относится к попытке получить контроль путем изменения своих желаний, чтобы отразить то, что существует или достижимо в окружающей среде. [3] [4]
Желаемый контроль
[ редактировать ]Желаемый контроль — это степень влияния, которую желает человек на любой предмет, обстоятельство или отношения. [5] Это может относиться к романтическому, неромантическому, профессиональному контексту и контексту продаж. [6] Желаемый контроль часто связан с воспринимаемым контролем, и исследования, ориентированные на людей с более низким стремлением к контролю, показывают корреляцию с более серьезными психологическими проблемами. [5]
Когнитивный контроль
[ редактировать ]Когнитивный контроль — это «способность контролировать свои мысли и действия». [ нужна ссылка ] Оно также известно как контролируемая обработка , исполнительное внимание и контролирующее внимание . Контролируемое поведение – поведение, над которым имеется когнитивный контроль – управляется поддержанием, обновлением и представлением целей задачи, а также подавлением информации, не имеющей отношения к цели задачи. [7] Когнитивный контроль часто развивается посредством подкрепления, а также обучения на предыдущем опыте. Усиление когнитивного контроля позволяет людям иметь большую гибкость в выборе между конфликтующими стимулами. [8] Когнитивный контроль обычно проверяется с использованием задания на определение цветового слова Струпа, а также задания на фланкер Эриксена . [9]
Существуют определенные особенности когнитивного контроля, такие как иронический отскок , при котором попытки удержать определенную мысль вне сознания приводят к тому, что эта мысль становится все более распространенной. В экспериментах по социальной психологии, проведенных Дэниелом М. Вегнером , Ральфом Эрбером и Р.Э. Боуманом, испытуемым мужского и женского пола было поручено завершить некоторые предложения, связанные с сексизмом. [10] Некоторым участникам были даны указания избегать сексизма, тогда как некоторым такие инструкции не давались. [10] Кроме того, для завершения некоторых предложений временные ограничения либо применялись, требуя немедленных ответов, либо уменьшались, давая испытуемым десять секунд на ответ. [10] В условиях низкого давления и указаний избегать сексизма количество сексистских завершений было ниже, чем гораздо большее количество сексистских завершений, которое возникло, когда испытуемые находились в условиях нехватки времени, а также руководство, чтобы избежать сексизма. [10] Более того, эти результаты были одинаковыми как для мужчин, так и для женщин. [10] Это подчеркивает эффект иронического отскока: когда люди пытались не быть сексистами в условиях значительного ограничения по времени, их действия противоречили их попыткам когнитивного контроля. [10]
Эмоциональный контроль
[ редактировать ]Эмоциональный контроль — это термин из литературы по саморегуляции психологии , который относится к «способности самостоятельно управлять или регулировать отношения и чувства, которые напрямую влияют на восприимчивость участников к обучающим мероприятиям и их реализацию». [11] Эмоциональный контроль часто называют эмоциональной регуляцией и представляет собой процесс, которому подвергается мозг, чтобы регулировать и контролировать эмоциональные реакции в течение дня. [12] Эмоциональный контроль управляет и уравновешивает физиологические и психологические реакции на эмоции. [13] Противоположностью регуляции эмоций является эмоциональная дисрегуляция, которая возникает, когда в процессе эмоционального контроля возникают проблемы, которые приводят к неспособности нормально обрабатывать эмоции. [12] Эмоциональный контроль включает в себя несколько стратегий эмоциональной регуляции, включая отвлечение, когнитивную переоценку и контроль эмоциональных действий. [13]
Мотивационный контроль
[ редактировать ]Мотивационный контроль — это «механизм саморегуляции, с помощью которого люди могут действовать в соответствии с предписанным поведением для реализации… деятельности». [ нужна ссылка ] Другими словами, это способность человека действовать на основе преднамеренного рассуждения, а не под влиянием эмоций или импульсов. Например, студент может заниматься по часу каждое утро в течение двух месяцев перед экзаменом, несмотря на то, что ему не нравится учиться, чтобы улучшить свои результаты. [11]
Тормозной контроль
[ редактировать ]Тормозящий контроль (IC) - это еще один тип саморегуляции: «способность гибко подавлять доминирующие мысли или действия, часто в пользу субдоминантного действия, обычно при целенаправленном поведении». [14] Существует два типа тормозящего контроля: горячий и холодный. Горячий ИК включает в себя действия или задачи, связанные с эмоциональной регуляцией , а холодный ИК включает в себя абстрактные действия или задачи. Отсутствие тормозящего контроля может привести к трудностям в контроле моторики , внимания и поведения. Тормозящий контроль также участвует в процессе помощи людям корректировать, реагировать и улучшать социальное поведение. [15]
Отсутствие тормозящего контроля может быть связано с рядом психических расстройств, включая поведенческую заторможенность , синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) . Алкоголь и наркотики также влияют на тормозящий контроль. [15]
Социальный контроль
[ редактировать ]В психологии обучения социальный контроль относится к «навыкам человека вовлекаться в социальную среду таким образом, чтобы поддерживать и укреплять его или ее учебную деятельность». [11] На социальный контроль могут влиять несколько факторов, включая контроль, который общество осуществляет за отдельными действиями и поведением. [16] а также контроль, который человек может осуществлять над своим поведением на публике. [17] Определение социального контроля со временем изменилось и теперь включает в себя социальный контроль не только отдельных лиц, но и групп людей. [17]
я все контролирую
[ редактировать ]«Эго-контроль» описывает усилия человека по контролю «мыслей, эмоций, импульсов или аппетитов... выполнения задач [и] процессов внимания». [18] Неспособность контролировать эго рассматривается как центральная проблема у людей, страдающих расстройствами, вызванными злоупотреблением психоактивными веществами .
Ситуационный контроль
[ редактировать ]В психологии лидерства ситуационный контроль — это «степень, в которой ситуация предоставляет лидеру потенциальное влияние на поведение группы». [19] Ситуационная благоприятность или ситуационный контроль описывает способность человека убеждать или контролировать ситуацию в группе, или степень, в которой человек(а) способен влиять на поведение(я) членов группы, чтобы противостоять текущей ситуации. [20] Качества, характеристики и навыки лидера необходимы для того, чтобы убедить группу в значительной степени требованиями ситуации. [21] К ситуационному контролю можно отнести еще несколько факторов, таких как стиль руководства, целеустремленность и конкурентоспособность лидера.
Легкое управление
[ редактировать ]Усиленный контроль – это тип саморегуляции. Это более широкая конструкция, чем тормозной контроль, и она включает в себя рабочую память и переключение внимания . [22] Усиленный контроль дает людям возможность начинать или прекращать действия, которые они могут или не хотят выполнять, посредством управления вниманием. [23] Предполагается, что контроль, требующий усилий, участвует в процессе решения проблем , а также в регулировании поведения благодаря нисходящей обработке . [24] Контроль с усилием часто взаимодействует и занимает центральное место в других формах контроля, таких как эмоциональный контроль и тормозящий контроль. [24]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ландау, Кей и Уитсон. (2015). «Компенсаторный контроль и привлекательность структурированного мира». Психологический вестник , Vol. 141, № 3, с. 695
- ^ Айзен, Ицек (2002). «Воспринимаемый поведенческий контроль, самоэффективность, локус контроля и теория запланированного поведения1». Журнал прикладной социальной психологии . 32 (4): 665–683. дои : 10.1111/j.1559-1816.2002.tb00236.x . ISSN 1559-1816 . S2CID 145391498 .
- ^ Ротбаум; Вайс и Снайдер (1982). «Изменение мира и изменение себя: двухпроцессная модель воспринимаемого контроля» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 42 : 5–37. дои : 10.1037/0022-3514.42.1.5 .
- ^ Паньини, Франческо; Берковиц, Кэтрин; Лангер, Эллен (июнь 2016 г.). «Воспринимаемый контроль и осознанность: значение для клинической практики» (PDF) . Журнал интеграции психотерапии . 26 (2): 91–102. дои : 10.1037/int0000035 .
- ^ Jump up to: а б Амура, Камилла; Бержо, Софи; Жилле, Николя; Алтынтас, Эмин (июнь 2014 г.). «Желание контроля, восприятие контроля: их влияние на автономную мотивацию и психологическую адаптацию». Мотивация и эмоции . 38 (3): 323–335. дои : 10.1007/s11031-013-9379-9 . ISSN 0146-7239 . S2CID 23469079 .
- ^ Маллинз, Бахрах, Рапп, Гревал и Байтельспехер. (2015). Вы не всегда получаете то, что хотите, и вы не всегда хотите того, что получаете: исследование контроля – желания конгруэнтности контроля в транзакционных отношениях. Журнал прикладной психологии. Том. 100, № 4, 1073-1088. [1]
- ^ Реймер, Радванский, Лорсбах и Армендарес. (2015). «Структура событий и когнитивный контроль». Журнал экспериментальной психологии. Том. 41, № 5, 1374-1387 гг.
- ^ «Призыв к участию в докладах: вклад процессов обучения и памяти в когнитивный контроль» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Маки, Мелисса-Энн; Ван Дам, Николас Т.; Фан, Джин (19 июня 2013 г.). «Когнитивный контроль и функции внимания» . Мозг и познание . 82 (3): 301–312. дои : 10.1016/j.bandc.2013.05.004 . ISSN 0278-2626 . ПМЦ 3722267 . ПМИД 23792472 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вегнер, Дэниел М. (1994). «Иронические процессы психического контроля» . Психологический обзор . 101 (1): 34–52. дои : 10.1037/0033-295X.101.1.34 . ISSN 1939-1471 . ПМИД 8121959 .
- ^ Jump up to: а б с Роббинс, О, Ли и Баттон. (2009). «Влияние вмешательства на успеваемость и удержание в колледже, опосредованное факторами мотивационного, эмоционального и социального контроля: интегрированный метааналитический анализ пути». Журнал прикладной психологии Vol. 94, № 5, 1163-1184
- ^ Jump up to: а б Коул, Памела М.; Мишель, Маргарет К.; Тети, Лорин О'Доннелл (1994). «Развитие регуляции и дисрегуляции эмоций: клиническая перспектива». Монографии Общества исследований детского развития . 59 (2/3): 73–100. дои : 10.2307/1166139 . JSTOR 1166139 . ПМИД 7984169 .
- ^ Jump up to: а б Кох, Саския Б.Дж.; Марс, Рожье Б.; Тони, Иван; Рулофс, Карин (01 декабря 2018 г.). «Эмоциональный контроль, переоценка» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 95 : 528–534. doi : 10.1016/j.neubiorev.2018.11.003 . hdl : 2066/197951 . ISSN 0149-7634 . ПМИД 30412701 .
- ^ Аллан, Хьюм, Аллан, Фаррингтон и Лониган. (2014). «Связь между тормозным контролем и развитием академических навыков в дошкольном и детском саду: метаанализ». Психология развития . Том. 50, № 10, 2368.
- ^ Jump up to: а б «КогниФит» . Торможение или тормозящий контроль – когнитивные способности . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ «Определение СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ» . www.merriam-webster.com . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Яновиц, Моррис (1 июля 1975 г.). «Социологическая теория и социальный контроль». Американский журнал социологии . 81 (1): 82–108. дои : 10.1086/226035 . ISSN 0002-9602 . S2CID 145167285 .
- ^ Готтдинер, Муравски и Кучарски. (2008). «Использование задачи дисконтирования задержек для проверки неудач в контроле над эго у лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами». Психоаналитическая психология Vol. 25, 3, 533-549
- ^ Фидлер, FE (1971). «Подтверждение и расширение модели эффективности лидерства на случай непредвиденных обстоятельств: обзор эмпирических результатов. Психологический бюллетень» , 76 , 129.
- ^ «Объяснение модели лидерства Фидлера на случай непредвиденных обстоятельств - Brand Minds» . Brandminds.com . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ «13.7: Ситуационные (чрезвычайные) подходы к лидерству» . Деловые либретексты . 27.11.2019 . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Аллан, Хьюм, Аллан, Фаррингтон и Лониган. (2014). «Связь между тормозным контролем и развитием академических навыков в дошкольном и детском саду: метаанализ». Психология развития . Том. 50, № 10, 2368-2379.
- ^ «Темперамент | Темпераментный контроль усилий (саморегуляция)» . Энциклопедия по раннему развитию детей . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Вос, Кэтлин Д.; Баумайстер, Рой Ф. (01 июля 2016 г.). Справочник по саморегулированию, третье издание: исследования, теория и приложения . Публикации Гилфорда. ISBN 9781462520459 .