Эвелин Прир
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
Эвелин Прир | |
---|---|
![]() Преер В. 1920 год | |
Рожденный | Эвелин Джарвис 26 июля 1896 г. Виксбург, Миссисипи , США |
Умер | 17 ноября 1932 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | ( 36 лет
Другие имена | Эвелин Прир Томпсон |
Род занятий | Актриса, певица |
Годы активности | 1919–1932 |
Супруги | |
Дети | Франческа Томпсон |
Эвелин Прир (урожденная Джарвис ; 26 июля 1896 - 17 ноября 1932) была афроамериканской актрисой театра и кино, а также певицей джаза и блюза в Голливуде в конце 1910-х - начале 1930-х годов. [ 1 ] Прир была известна в чернокожем сообществе как «Первая леди экрана».
Она была первой чернокожей актрисой, заслужившей известность и популярность. Она появлялась в новаторских фильмах и постановках, таких как первая пьеса чернокожего драматурга, поставленная на Бродвее, и первая постановка в нью-йоркском стиле с черным актерским составом в Калифорнии в 1928 году в возрождении адаптированной пьесы. из » Сомерсета Моэма « Дождя .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эвелин Джарвис родилась в Виксбурге, штат Миссисипи , 26 июля 1896 года. [ 2 ] [ 3 ] После того, как ее отец Фрэнк преждевременно умер, она переехала со своей матерью Бланш и тремя другими братьями и сестрами в Чикаго, штат Иллинойс. [ 4 ] Она закончила начальную и среднюю школу в Чикаго. Ее ранний опыт в водевиле и «уличных проповедях» с матерью положил начало ее актерской карьере. [ нужна ссылка ]
Карьера в кино
[ редактировать ]В возрасте 23 лет первая роль Прир в кино была в дебютном фильме Оскара Мишо 1919 года «Поселенец» , в котором она сыграла Орлеан. Мишо продвигал Преер как свою ведущую актрису благодаря постоянным гастролям с личными выступлениями и рекламной кампанией. Она была одной из первых афроамериканок, ставших звездой для чернокожего сообщества. [ 5 ] Она также снялась в фильме Мишо « В наших воротах» (1920), в котором она играет Сильвию Лэндри, учительницу, которой нужно собрать деньги, чтобы спасти свою школу.

Свою карьеру она продолжила, снявшись в 19 фильмах. Мишо разработал многие из своих последующих фильмов, чтобы продемонстрировать универсальность Прира. В их число вошли «Животное» (1920), «Тайна Гунсаулуса» (1921), «Обман» (1923), [ 6 ] «Право первородства» (1924), «Ученик дьявола» (1926), «Заклинательница» (1926) и «Паутина» (1926). Прир дебютировала в кино в гоночном мюзикле «Джорджия Роуз» (1930). [ 7 ] В 1931 году она выступала с Сильвией Сидни в фильме «Дамы большого дома» . Ее последняя роль в кино была в роли проститутки Лолы в фильме Йозефа фон Штернберга 1932 года «Блондинка Венера » с Кэри Грантом и Марлен Дитрих . [ нужна ссылка ] Прир хвалила как черная, так и белая пресса за ее способность постоянно добиваться успеха во все более сложных ролях: «... ее роли варьировались от злодейки до героини - качества, которого не было у многих чернокожих актрис, работавших в истории голливудского кино. привилегия или роскошь, которой можно наслаждаться». [ 8 ] Сохранились только ее фильм Мишо и три короткометражки. [ 9 ] Она была известна тем, что отказывалась играть роли, которые, по ее мнению, унижали афроамериканцев.
Карьера в театре
[ редактировать ]В 1920 году Прир присоединился к The Lafayette Players, театральной акционерной компании в Чикаго, основанной в 1915 году Анитой Буш , новаторской актрисой театра и кино, известной как «Маленькая мать черной драмы». [ 9 ] Буш и ее труппа совершили поездку по США, чтобы представить настоящий театр черной публике в то время, когда театры были разделены по расовому признаку по закону на Юге , а часто и по обычаям на Севере, и интерес к водевилю угасал. «Лафайет Плейерс» принесли драму чернокожей публике, что привело к ее процветанию до самого конца во время Великой депрессии.
К середине 1920-х годов Прир начала привлекать внимание белой прессы и начала появляться в кроссоверах и сценических ролях. В 1923 году она играла в Эфиопского художественного театра постановке «Счастье чип-женщины» по пьесе Уиллиса Ричардсона . [ 10 ] Это была первая драматическая пьеса афроамериканского драматурга, поставленная на Бродвее, и она длилась две недели. [ 11 ] В 1926 году Прир появилась на Бродвее в Дэвида Беласко постановке « Лулу Белль» . Прир поддержал и недоучил Ленор Ульрик в главной роли Эдварда Шелдона драмы о гарлемской проститутке. Она получила признание в роли Сэди Томпсон в возрожденной на Западном побережье пьесе Сомерсета Моэма о падшей женщине. [ 9 ]
Она снова присоединилась к Lafayette Players для участия в их первом концерте в Лос-Анджелесе в Линкольн-центре. Под руководством Роберта Леви Прир и ее коллеги выступили в первом спектакле в нью-йоркском стиле с участием чернокожих актеров, который будет поставлен в Калифорнии. В том же году она также появилась в «Дожде» , пьесе по одноименному рассказу Моэма. [ 9 ]
Прир также пела в кабаре и музыкальном театре ее иногда поддерживали такие разные музыканты, как Дюк Эллингтон и Ред Николс , где в начале своей карьеры . Многие считали Прир величайшей актрисой своего времени.
Брак и семья
[ редактировать ]Прир вышла замуж за Фрэнка Прира 16 января 1915 года в Чикаго. , она познакомилась, Со своим вторым мужем, Эдвардом Томпсоном когда они оба выступали за команду Lafayette Players в Чикаго. Они поженились 4 февраля 1924 года в округе Уильямсон, штат Теннесси . [ 9 ] Некоторые источники указывают, что Прир был женат на Лоуренсе Шено . [ 12 ]
В апреле 1932 года Преер родила единственного ребёнка, дочь Эдеву Томпсон . [ 13 ]
Смерть
[ редактировать ]Из-за развития послеродовых осложнений Прир умерла от пневмонии 17 ноября 1932 года в Лос-Анджелесе в возрасте 36 лет. [ 3 ] [ 14 ] [ 15 ] Ее муж продолжал оставаться популярным исполнителем главной роли и «тяжеловесом» в многочисленных фильмах о гонках на протяжении 1930-х и 1940-х годов и умер в 1960 году. [ нужна ссылка ]
Их дочь Эдев Томпсон обратилась в католицизм еще подростком. Позже она поступила в Общество сестер Святого Франциска Ольденбургского, штат Индиана , где стала известна как сестра Франческа Томпсон , OSF, и стала академиком, преподавая как в Университете Мэриан в Индиане, так и в Университете Фордхэма в Нью-Йорке. [ 13 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Поселенец (1919)
- В наших воротах (1920)
- Зверь (1920)
- Тайна Гунсаулуса (1921)
- Обман (1923)
- Право первородства (1924)
- Ученик дьявола (1926)
- Заклинающая женщина (1926)
- Паутина (1926)
- Создание строптивой (1928)
- Меланхоличная дама (1928)
- Часто в глупую ночь (1928)
- Леди Фэйр (1929)
- Коричневый соус (1929)
- Укус вдовы (1929)
- Джорджия Роуз (1930)
- Хороший спорт (1931), в титрах не указан
- Дамы большого дома (1931)
- Блондинка Венера (1932)
Театр
[ редактировать ]- Ранг Тан (1927), Королевский театр , Нью-Йорк
- Петля (1928), Театр Линкольна , Лос-Анджелес, Калифорния [ 16 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баузер, Перл. Оскар Мишо, Его немые фильмы и его круг: афроамериканское кинопроизводство и гоночное кино эпохи немого кино, Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 2001, стр. 19–33.
- Криппс, Томас. Медленное переход к черному: негр в американском фильме, 1900–1942, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1977, стр. 324–25.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эвелин Прир стала пионером среди голливудских звезд или звезд киногонок, - заявляет Ина Дункан» . Питтсбургский курьер . 12 апреля 1930 г. – через Newspapers.com .
- ^ Феделл, Вера Энн (29 июля 2022 г.). «Факты о Виксбурге: Эвелин Прир, первая чернокожая кинозвезда Виксбурга» . Виксбург Пост . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Винц, Кэри Д.; Финкельман, Пол (6 декабря 2012 г.). Энциклопедия Гарлемского Возрождения . Рутледж. п. 992. ИСБН 978-1-135-45536-1 .
- ^ «Месяц черной истории с RCEC: первая леди экрана, Эвелин Прир, Грейслин Эдвардс» . Виксбург Дейли Ньюс . 23 февраля 2023 г. . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Криппс, Томас. «Эвелин Прир родилась чернокожей актрисой-пионером» . Афроамериканский реестр .
- ^ « Некоронованная королева блюза в Линкольне; Эвелин Прир играет звездную роль в «Обмане» » . Питтсбургский курьер . 14 июня 1924 г. с. 10 – через Newspapers.com.
- ^ «Джорджия Роуз (1930)» . Каталог художественных фильмов AFI . Американский институт кино . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Регестер, Шарлин (2010). Афроамериканские актрисы: борьба за известность, 1900–1960 . Блумингтон, Индианаполис: Издательство Университета Индианы. стр. 1 . ISBN 9780253354754 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джозеф Уоррелл, «Эвелин Прир» , Silent Era: Silent Era People, по состоянию на 29 сентября 2011 г.
- ^ Петерсон, Джейн (июнь 1994 г.). «Гордость и предубеждение: упадок эфиопского художественного театра» . Исследования истории театра . 14 : 141.
- ^ Эвелин Прир в базе данных Internet Broadway
- ^ Винц, Кэри Д.; Финкельман, Пол (2004). Энциклопедия Гарлемского Возрождения: AJ . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781579584573 .
- ^ Перейти обратно: а б Шабер, Грег (1 октября 2005 г.). «Профиль: Франческа Томпсон, OSF» Журнал Xavier . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ «Некролог» . Телеграмма Солт-Лейк-Сити . 18 ноября 1932 г. с. 22 . Проверено 19 сентября 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Тысячи проходят через гроб Эвелин Прир, лежащей в похоронном бюро Ангелус» . Калифорнийский орел . 25 ноября 1932 г. – через Newspapers.com .
- ^ « Петля » . Калифорнийский орел . 23 ноября 1928 г. с. 8 – через Newspapers.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1896 рождений
- 1932 смерти
- Американские актрисы 20-го века
- Актрисы из Миссисипи
- Афро-американские актрисы
- Американские блюзовые певцы
- Американские киноактрисы
- Американские актрисы немого кино
- Американские актрисы театра
- Исполнители менестрелей Blackface
- Музыканты из Виксбурга, штат Миссисипи.
- Американские артисты водевиля
- Смертность от пневмонии в Калифорнии
- Американские певцы 20-го века
- Американские певицы 20-го века
- Афроамериканские певицы XX века