Jump to content

Геонавигация

Геонавигация — это оптимальное размещение ствола скважины на основе результатов скважинных геологических и геофизических измерений в реальном времени, а не трехмерных целей в пространстве. Цель обычно состоит в том, чтобы удержать наклонно-направленную скважину в пределах продуктивной зоны углеводородов, определенной с точки зрения ее удельного сопротивления, плотности или даже биостратиграфии. На зрелых месторождениях геонавигация может использоваться для удержания ствола скважины в определенном участке пласта, чтобы минимизировать прорыв газа или воды и максимизировать экономичную добычу из скважины. [1] В процессе скважины бурения геонавигация — это корректировка положения скважины ( наклона и азимута углов ) на лету для достижения одной или нескольких геологических целей. Эти изменения основаны на геологической информации, собранной во время бурения.

Первоначально с помощью грубых инструментов направления можно было нацеливаться только на прогнозируемую цель. Сегодня появление роторно-управляемых инструментов и постоянно расширяющегося арсенала геофизических инструментов позволяет размещать скважины со все возрастающей точностью. Обычно базовая конфигурация инструмента включает датчики направления и наклона, а также прибор для измерения гамма-излучения. Другими вариантами являются плотность нейтронов, прогнозные сейсмические данные, показания скважинного давления и т. д. Из-за огромного объема данных, генерируемых, особенно с помощью инструментов визуализации, данные, передаваемые на поверхность, представляют собой тщательно отобранную часть того, что доступно. Данные собираются в памяти для дампа данных, когда инструмент возвращается на поверхность.

Геонавигация стала практически возможной только с появлением в начале 1990-х годов инструментов глубокого считывания удельного сопротивления 2 МГц от основных поставщиков LWD (BakerHughes Reservoir Navigation Tool, SperrySun и Schlumberger) и других инструментов в начале 1990-х годов, а также программного обеспечения для прямого моделирования от ряда поставщиков, способных прогнозирования откликов прибора для измерения удельного сопротивления для различных относительных углов и удельных сопротивлений пласта. До этого гамма-лучи давали некоторую информацию о пласте, но редко использовались для динамической корректировки траектории скважины для достижения наилучшей нефтенасыщенности и пористости. Появление ядерных инструментов для измерения пористости и азимутально-чувствительных инструментов гамма-измерения и удельного сопротивления улучшило возможность сделать вывод о том, следует ли направлять ствол скважины вверх или вниз. Разработка нефтяного месторождения Тролль компанией Norsk Hydro (позже Statoil и Equinor) была бы невозможна без возможности точного геонавигационного управления в пределах 4-метрового горизонта, чтобы избежать газа вверху и воды внизу.

Описание

[ редактировать ]

На основе 2D и 3D моделей подземных сооружений заранее планируются наклонно-направленные скважины (2D и 3D) для достижения конкретных целей: разведки, добычи флюидов, закачки флюидов или технических.

План скважины представляет собой непрерывную последовательность прямых и изогнутых линий, представляющих геометрическую фигуру предполагаемой траектории скважины. План скважины всегда проецируется на вертикальные и горизонтальные карты.

Пока скважина бурится в соответствии с планом скважины, новая геологическая информация собирается с помощью бурового каротажа , измерений во время бурения (MWD) и каротажа во время бурения (LWD). Обычно они демонстрируют некоторые отличия от того, что ожидается от модели. Поскольку модель постоянно обновляется новой геологической информацией ( оценка пласта ) и положением скважины ( исследования отклонений скважины ), изменения начинают появляться в геологических подструктурах и могут привести к обновлению плана скважины для достижения скорректированных геологических целей. [2]

Для геонавигации могут использоваться следующие данные: MWD, LWD, каротажные диаграммы, 2D и 3D сейсмические данные и геологические модели.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Геонавигация - Глоссарий нефтяных месторождений Schlumberger» . www.glossary.oilfield.slb.com . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
  2. ^ «Нефтепромысловый словарь» . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 27 апреля 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 112e2f4eeea7e6bc626acf565443a959__1674626700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/59/112e2f4eeea7e6bc626acf565443a959.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Geosteering - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)