Килтарлити
Килтарлити
| |
---|---|
Деревня | |
Расположение в Инвернесса районе | |
Население | 1,000 |
Ссылка на сетку ОС | НХ50504150 |
Район Совета | |
Страна | Шотландия |
Суверенное государство | Великобритания |
Почтовый город | Больли |
Почтовый индекс района | IV4 7 |
Полиция | Шотландия |
Огонь | шотландский |
Скорая помощь | шотландский |
Парламент Великобритании | |
Шотландский парламент | |
Килтарлити ( шотландский гэльский : Cill Targhlain ) — небольшая деревня в районе Хайлендского совета Шотландии . Это в 12 милях (19 км) к западу от Инвернесса и в 2,5 милях (4,0 км) к югу от Больи , на южном берегу Брюйах-Бёрн. Население города составляет менее 1000 человек, а также есть местная начальная школа Tomnacross Primary. Клуб Lovat Shinty играет в Килтарлити, на поле рядом с главной улицей деревни, Балгейт Драйв. [ 1 ]
В Килтарлити есть деревенский магазин и почтовое отделение, Brockie's Lodge (бывший отель, ныне бар) и деревенский ратуша. Рядом с деревней находится замок Ловат , историческая резиденция клана Фрейзер из Ловата , и поместье Белладрам, место проведения быстрорастущего Фестиваля тартановых сердец .
В Килтарлити также есть общественный совет, который проводит регулярные собрания в деревенском совете и раз в три года издает информационный бюллетень. [ 1 ]
Соседние деревни, считающиеся частью Килтарлити, включают Камо Мьюир , Томнакросс , Ардендрейн и Калберни .
-
Зеленая деревня Килтарлити, с почтовым отделением в центре.
-
Деревенский военный мемориал, удостоенный награды «Лучший сохранившийся военный мемориал в Шотландии» в августе 2018 года.
История
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]Состояние Кирка
[ редактировать ]В документах 17 века, в которых упоминается приход Килтарлити, основное внимание уделяется его церкви. Со времен Реформации и епископальная , и пресвитерианская церкви медленно обращали Шотландское нагорье в протестантизм из-за отсутствия там необходимой инфраструктуры и неспособности общаться с горцами, говорящими на гэльском языке. [ 2 ]
Посетив Хайленд в начале 1680-х годов, ирландский католический священник Джон Кахасси заявил, что горцы были протестантами только по названию и «скорее неверными, чем представителями какой-либо секты». [ 2 ]
Серьезной проблемой, с которой столкнулся Кирк, было отсутствие «церковного обеспечения», поскольку во многих приходах Хайленда не было даже особняка для своего служителя. Килтарлити был одним из таких приходов в 17 веке, наряду с соседними Уордлоу и Давиотом . [ 2 ]
Оплата служителей также была очень ненадежной, обычно из-за того, что местные жители отказывались платить десятину . Уильям Фрейзер, служитель Шотландской церкви в Килтарлити с 1618 по 1665 год, умер с невыплаченными стипендиями более 888 фунтов стерлингов. [ 2 ]
Тем не менее, Кирку удалось построить новую церковь в 1626 году на южном берегу реки Боль. Он использовался до 1766 года, когда «особняк, глибе и церковь» были перенесены на их нынешнее место в Томнакроссе. Руины бывшей церкви можно увидеть и сегодня. [ 3 ]
Еще одной проблемой, с которой столкнулась пресвитерианская церковь в Хайленде, была плохая дисциплина служителей: многие служители не выполняли минимум своих обязанностей, совершали преступления или заключали незаконные браки. Хью Фрейзер, министр Килтарлити после Уильяма, был обвинен Шотландской церковью в 1676 году в женитьбе на правонарушителях «без каких-либо показаний». В 1674 году он совершил «фиктивный брак» с неизвестной «Бесси Грей», который устроил его друг и министр Дэвиота Майкл Фрейзер. Позже Кирк упрекнул эту пару в том, что они не были «трезвыми министрами». [ 2 ]
К концу 17 века католическое население Килтарлити в основном проживало в Стратглассе, где они оставались в течение следующих двух столетий. Несмотря на то, что они представляли «упорный вызов существующей Церкви», их община была слабой, малочисленной и разрозненной. [ 2 ]
18 век
[ редактировать ]География и демография
[ редактировать ]В 1794 году приход Килтарлити был одним из крупнейших приходов Хайленда и занимал площадь 180 квадратных миль. Несмотря на это, только «30-я часть» его земель была пахотной, поскольку ландшафт в основном горный. [ 4 ] [ нужна страница ]
Как и другие крупные и горные приходы Шотландского нагорья, Килтарлити в 18 веке имел разбросанное население и мало судоходных дорог. Это означало бы плохую посещаемость церкви и, следовательно, очень низкий уровень грамотности, поскольку в то время Кирк был основным педагогом в Хайленде. [ 5 ]
Более ⅓ взрослого мужского населения прихода в 1794 году составляли коттары , еще ¼ «мелких арендаторов» и не менее 60 земледельцев на почти негостеприимных горных болотах. [ 4 ] Это означает, что расчистка земель, которая впоследствии превратилась в Highland Clearance, началась вокруг Килтарлити еще до 1794 года.
В конце 18 века большая часть коренного населения Килтарлити все еще говорила на шотландском гэльском языке, при этом было много моноглотов в отдаленных районах прихода . Только те, кто находился ближе всего к деревенской церкви на низменном востоке округа, могли «вести обычные дела на английском языке», хотя двуязычные прихожане сохраняли «сильную склонность к своему родному языку». [ 4 ]
Социально-экономические изменения
[ редактировать ]В конце 18 века эмиграция населения Килтарлити по всей Британской империи ускорилась. Многие мужчины отправились на юг, в быстро индустриализирующийся Центральный пояс Шотландии или еще дальше в Англию. Другие дошли до Вест-Индии , [ 4 ] возможно, это связано с одним из землевладельцев деревни, майором Фрейзером из Белладрама , который владел там несколькими плантациями. [ 6 ]
Сама индустриализация появилась в Килтарлити в это время в виде новой лесопилки, построенной на реке Боль , которая образовывала северную границу прихода. Благодаря гидроприводу и использованию «сильной искусственной плотины» завод превратил шотландские сосны, поваленные в 30 милях вверх по реке, в древесину, направлявшуюся в «Лейт или Лондон». [ 4 ]
В конце 18 века в приход также были завезены новые породы и технологии, в том числе лиственница для лесозаготовок и современный чугунный плуг . В то же время несколько местных видов, в том числе шотландская дикая кошка и глухарь , вымерли в этом районе не позднее 1794 года. [ 4 ]
По постановлению британского правительства вдоль северной оконечности округа строилась новая дорога с использованием местной наемной рабочей силы . По словам местного священника Шотландской церкви, в приходе был распространен алкоголизм в виде виски , с десятками самодельных и бытовых перегонных кубов. [ 4 ]
19 век
[ редактировать ]Новая аристократия
[ редактировать ]К середине 19 века класс землевладельцев Килтарлити состоял в основном из отсутствующих землевладельцев. Владельцы замка Дуни (резиденция клана Фрейзер до восстания 1745 года ) и поместья Белладрам жили в Лоуленде Абердиншира и присутствовали в деревне только «несколько месяцев в году». [ 7 ]
Эти новые владельцы построили современный замок Бофорт в 1880 году в шотландском баронском стиле . [ 3 ]
В то же время в приходе появилось несколько новых построек. построили Стюарты Собески новый особняк на острове Эйлен-Эйгас на реке Боль, который стоит до сих пор. Новый лорд Ловат также поручил построить католическую часовню в Стратглассе , на северо-западе прихода, что ознаменовало важный сдвиг назад к общественной терпимости к католицизму теперь, когда якобитизм больше не представлял политической угрозы. [ 7 ]
Социально-экономические изменения
[ редактировать ]Использование гэльского языка быстро сократилось в течение 19 века, поскольку шесть новых школ (включая первую школу для девочек) в приходе способствовали распространению английской грамотности, а экономика Хайленда стала более взаимосвязанной с Британской империей. [ 7 ]
Стоимость жизни для местных арендаторов резко выросла в начале 19 века: с максимума в 1 фунт за акр в 1794 году до в среднем 1,10 шиллинга. за акр в 1841 году. В то же время сроки аренды стали слишком короткими, чтобы арендаторы могли «нести расходы на посадку», то есть улучшать бедную землю. [ 7 ] Кроме того, население Килтарлити увеличилось с 2495 человек в 1794 году до 2881 человека в 1841 году. [ 7 ] вероятно, из-за достижений медицины и изменения норм, касающихся брака. [ 8 ]
Учитывая, что все больше арендаторов конкурируют за менее доступные и менее качественные земли, более высокий уровень грамотности на английском языке и начало Картофельного голода в Хайленде с 1846 по 1856 год, еще больше прихожан эмигрировали бы в конце 19 века. И это без учета расчистки земель в этом районе, о чем свидетельствует гэльское стихотворение под названием Theid Sinn a dh'America , написанное ок. 1801 г., автор неизвестный бард из Стратгласса:
«Чума на помещиков,
с их жадностью к деньгам;
они предпочитают стада овец
своим вооруженным хозяевам».
(Перевод с гэльского ) [ 9 ]
20 век
[ редактировать ]Экология
[ редактировать ]Популяция диких коз в Килтарлити , бродившая со времен Очистки, исчезла к 1963 году. Чума миксоматоза в начале 20-го века привела к временному исчезновению диких кроликов в этом районе. Местные виды, такие как тетерева, олени и форель, продолжали процветать. [ 3 ]
Экономические изменения
[ редактировать ]К середине 20 века земледельческий образ жизни в Килтарлити вымер. На смену ему пришло крупномасштабное промышленное сельское хозяйство, в том числе лорда Ловата обширные животноводческие ранчо . Механизация сельского хозяйства лишила работы многих молодых людей, а централизация вокруг Инвернесса привела к закрытию деревенских кузнецов, сапожников, портных и трактиров. Большинство жителей Килтарлити теперь зарабатывали на жизнь за пределами деревни, либо в Больи, либо в Инвернессе. [ 3 ]
С 1910-х по 1930-е годы охота на оленей и ловля лосося в приходе стали популярной туристической достопримечательностью для богатых английских и американских посетителей. Это принесло основные землевладельцам Килтарлити высокие прибыли. Однако из-за высоких налогов, начиная с 1940-х годов, и плохого содержания охотничьих запасов отрасль быстро пришла в упадок. [ 3 ]
Новый образ жизни
[ редактировать ]Популяризация автомобилей в Килтарлити в 20 веке пошла на пользу поставщикам услуг в близлежащих Больли и Инвернессе, но в ущерб местным торговцам и владельцам магазинов. Благодаря множеству новых дорог для автомобилей и автобусов Килтарлити превратился из самодостаточного полуизолированного поселения в пригородный городок Инвернесса. За десятилетия это привело к появлению нескольких новых жилых комплексов, что продолжается и сегодня по мере освоения земель вокруг центральной деревни. [ 3 ]
С созданием Гидроэлектрического совета Северной Шотландии и строительством плотин гидроэлектростанций на реке Боль в 1940-х и 50-х годах большинство домов в Килтарлити быстро получили электричество. В некоторых домах для отопления сохранились дровяные и угольные костры, а вырубка торфа почти полностью исчезла. [ 3 ]
К 1960-м годам гэльский язык почти полностью исчез из прихода и присутствовал только среди старших поколений. Службы в местных церквях на гэльском языке закончились в 1940 году. Тем не менее, «старый шотландский обычай теплого гостеприимства сохраняется [ред]», включая цеилиды и открытые двери. [ 3 ]
После своего пика в 1861 году (2965 человек) население Килтарлити постоянно сокращалось, причем в начале 20 века это сокращение ускорилось из-за эмиграции. Многие молодые люди в селе не вернулись с Первой и Второй мировых войн. К 1961 году население составляло всего 1184 человека. [ 3 ]
Топонимия
[ редактировать ]Название «Килтарлити» имеет спорное происхождение. В старых статистических отчетах прихода Килтарлити говорится, что оно произошло от искажения латинского слова « целла» , означающего «место поклонения святому», и святого Таларга — фигуры неизвестного происхождения. [ 4 ]
« Новый статистический отчет» , написанный 47 лет спустя, предлагает альтернативное объяснение названия прихода. В нем отмечается наличие Clach Tarrail (по-гэльски «камень Таррейла») в полумиле к юго-западу от старой деревенской кирки. Следовательно, автор переводит «Килтарлити» как «гробница Таррейла», хотя, опять же, «Таррейл» остается неизвестной фигурой. [ 7 ]
Последнее объяснение, полученное в исследовании Университета Сент-Эндрюс, указывает на гэльский перевод слова « Силл Тарглейн» , что означает «Церковь Талоргана». Это было имя нескольких исторических (и легендарных) пиктских королей , имевших подобные посвященные церкви в Абердиншире и Скай . [ 10 ]
В прошлом «Килтарлити» относился ко всему приходу, известному на шотландском гэльском языке как Bràigh na h-Àirde («вершина высокого места») . Сюда входил ряд окрестных деревень. Главное поселение было известно как Олтфирна ( гэльский ) или Алларберн ( шотландский ), имея в виду ольхи , растущие на берегах реки Бруйах-Бёрн, протекающей через деревню. Однако в настоящее время это поселение обозначено как Деревня Килтарлити и обычно называется просто Килтарлити.
Известные люди
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «О Килтарлити» . Общественный совет Килтарлити . 2022.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кеннеди, Аллан Дуглас (2014). «Состояние Церкви Восстановления Шотландии в Хайленде». Журнал церковной истории . 65 . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Фрейзер, Уильям. Третий статистический отчет Шотландии: Инвернесс-Шир . стр. 218–224.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фрейзер, Джон (1794). Статистический отчет Шотландии Vol. ХIII . Эдинбург: Уильям Крич.
- ^ Робб, Джордж (1990). «Популярная религия и христианизация Шотландского нагорья в восемнадцатом и девятнадцатом веках». Журнал истории религии . 16:25 .
- ^ Олстон, Дэвид (2021). «Фрейзер из Белладрама» . Рабы и горцы .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрейзер, Колин (1841). «Приход Килтарлити». Новый статистический отчет . XIV .
- ^ Спротт, Гэвин (2011). Земледелие и земля . Эдинбург: Дж. Дональд. стр. 17, 35.
- ^ Макдоннелл, Маргарет (1982). Опыт эмигранта: песни горных эмигрантов в Северной Америке . Торонто: Университет Торонто Press. п. 63.
- ^ Тейлор, Саймон (2002). «ОБЗОР ТОПОНИМОВ ПРИХОДОВ КИЛМОРАК, КИЛТАРЛИТИ И КОНВИНТ И КЕРХИЛЛ, ИНВЕРНЕС-ШИР» (PDF) .