Kharkiv Morozov Machine Building Design Bureau
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2019 ) |
Тип компании | государственное предприятие |
---|---|
Промышленность | Оружейная промышленность Автомобильная промышленность |
Основан | 1927 |
Штаб-квартира | , |
Ключевые люди | Mikhail Koshkin , Alexander Morozov , notable chief designers |
Продукты | Военная техника , основные боевые танки , бронетранспортеры , тягачи , тяжелая техника , двигатели |
Владелец | Украинская оборонная промышленность (компания) |
Веб-сайт | http://www.morozov.com.ua/ |
Харьковское конструкторское бюро машиностроения Морозова ( украинский : Харківське Конструкторське Бюро з Машинобудування ім. О.О. Морозова , или ХКБМ, ХКБМ ), часто называемое просто КБ Морозова или сокращенно ХКБМ , является государственным украинским предприятием в Харькове , занимающимся проектированием бронетехники. транспортные средства, в том числе Т-80УД и Т-84 основные боевые танки , а также военные тягачи . советской эпохи Он отвечал за проектирование и создание многих важных боевых бронированных машин , в том числе серии танков БТ , наиболее известными разработками которых были танки Т-34 , Т-54 и Т-64 . Он тесно связан с заводом Малышева .
История
[ редактировать ]ХКБМ возникло как Танковая конструкторская группа Харьковского паровозостроительного завода Коминтерна (ХПЗ, ныне Завод Малышева ) в 1927 году в Харькове , Украинская Советская Социалистическая Республика , и отвечала за легкие танки Т-12 и Т-24 . В 1930-х годах конструкторский коллектив был преобразован в Самостоятельное танковое конструкторское бюро Т2К и начал работу над серией танков БТ . В 1936 году завод был переименован в «Завод № 183», а КБ — в «КБ-190». Завод также производил небольшое количество многобашенных танков Т-35 и имел отдельное конструкторское бюро (КБ-35) для оказания помощи в их разработке.
В 1937 году для создания замены танка серии БТ было создано отдельное конструкторское бюро под руководством Михаила Кошкина . Кошкин раздвинул границы предоставленной ему спецификации, и дальнейшее развитие привело к созданию Т-34 , самого массового и одного из самых известных танков Второй мировой войны. Серийное производство началось в июне 1940 года в Харькове, а затем последовало производство на Сталинградском тракторном заводе и Сормовском судостроительном заводе в Горьком. В том же году Кошкин умер, и Александр Морозов был назначен главным конструктором Главного конструкторского бюро Т-34 (ГКБ Т-34), и эту должность он занимал оставшиеся тридцать шесть лет своей жизни.
В 1939 году танковые конструкторские бюро Харькова были объединены в единое ведомство под названием «Отдел 520». В 1941 году из-за наступления Германии завод и конструкторские цеха были эвакуированы на Урал . Завод был объединен с заводом «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле в одно предприятие под названием «Уральский танковый завод № 183» .
Хотя совершенствование конструкции и производство продолжали концентрироваться на Т-34 и улучшенном Т-34-85, во время войны продолжались и новые конструкторские работы. Производство Т -44 началось на отвоеванном Харьковском заводе в 1945 году, и были построены первые опытные образцы Т-54 .
После окончания войны завод постепенно перевел производство обратно на Украину (теперь он называется «Харьковский дизельный завод № 75»). Производство Т-54 было начато на Урале и в Харькове в 1947–48 годах и завершилось созданием в 1951 году в Харькове ОКБ КБ-60М.
В послевоенный период Морозов передал дальнейшую разработку Т-54/55 ОКБ Леонида Н. Карцева на Уралвагонзаводе и начал работу над основным боевым танком следующего поколения, которым впоследствии стал Т -64 . за что Морозов получил бы орден Ленина .
Завод № 75, переименованный в 1957 году в Завод имени Малышева , строил танковые двигатели, а позже освоил выпуск танков Т-54, Т-55 (1958 год, самый массовый танк за всю историю) и Т-64 (с 1967 года). Т-64 также строился на Ленинградском Кировском заводе и Уралвагонзаводе. В 1960-е годы бюро также спроектировало танки ОТ-54 и ТО-55 огнеметные для производства на Омском заводе транспортного машиностроения.
В 1966 году танковое конструкторское бюро (отдел 60) и цех опытного танкостроения (цех 190) были объединены в Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ). В 1979 году, после смерти Морозова, оно было переименовано в его честь.
ХКБМ разработало Т-80УД — дизельный вариант газотурбинного Т-80 В 1985 году .
Производство
[ редактировать ]Военная продукция
[ редактировать ]После распада Советского Союза ХКБМ и завод имени Малышева стали главным предприятием по проектированию и производству танков в Украине. Однако они сильно зависели от производства комплектующих на российских предприятиях, особенно на заводе «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. В 1996 году Украина и Пакистан подписали контракт на сумму 650 миллионов долларов на поставку 320 танков Т-80УД. [ 1 ] Поставкам препятствовали политически мотивированные проблемы с поставками российских комплектующих. [ нужна ссылка ] Украина была вынуждена развивать новые производственные мощности, и контракт был заключен в 1999 году. Затем ХКБМ начало поставлять Пакистану дизельный двигатель 6ТД-2 для установки на основной боевой танк «Аль-Халид» , а также оказало помощь в проекте пакистанского танка «Аль-Заррар» .
Т -84 поступил на вооружение Вооруженных сил Украины в 1999 году, а более совершенная версия «Оплота» — в 2001 году. Танк активно продается на экспорт и может включать в себя российские противодействия системы и французскую систему управления огнем. Т-84-120 и «Ятаган» были разработаны с использованием 120-мм танковой пушки с автоматическим заряжанием, которая стреляет боеприпасами НАТО, а также противотанковыми управляемыми ракетами . Версии прошли испытания в Греции , Турции и Малайзии .
ХКБМ также производит военные тракторы , тренажеры и тренажеры, а также пакеты модернизации для советских танков и бронетранспортеров . Бронетранспортер БТР-4 ХКБМ поставлен в Ирак. [ 2 ]
Бронетранспортеры
[ редактировать ]- БТР-3 У - разработан в 2000/01 году консорциумом в составе ХКБМ, Государственного научно-технического центра артиллерийского и стрелкового вооружения (Украина) и компании ADCOM Manufacturing Company Ltd. из Объединенных Арабских Эмиратов. [ 3 ]
- БТР-4 – дальнейшее развитие БТР-3 с улучшенным корпусом и лучшей защитой.
- Дозор-Б - разработан в 2005 году, используется в Украине.
- БМП-55 (БФВ-55) — бронетранспортер, переоборудованный из Т-55 , массой 28,5 тонн. [ 4 ]
Основные боевые танки
[ редактировать ]Дизельные двигатели
[ редактировать ]- 6ТД-1
- 6ТД-2 - поставлен в Пакистан для Аль-Халид. ОБТ
Гражданская продукция
[ редактировать ]- Дозор-А - автомобиль высокой мобильности, разработанный в 2005 году, используется в Украине. [ 5 ]
- УПГ-92 – гусеничная самоходная пожарная машина порошкового импульсного действия, предназначена для тушения пожаров типа А (твердые вещества), типа Б (жидкие вещества), типа С (вещества газового типа) и пожаров. [ 6 ]
- КГС-25 – кран гусеничный [ 7 ]
- БГ-1 — гусеничный бульдозер [ 8 ]
- МТ-3 – малогабаритный трактор [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Украина и Пакистан подписывают контракт на 650 миллионов долларов» . findarticles.com . Архивировано из оригинала 10 сентября 2004 г. Проверено 7 ноября 2005 г.
- ^ «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2016 г. Проверено 6 мая 2011 г.
- ^ «Бронетранспортёр БТР-3У» . Морозовкмдб.com . Проверено 6 мая 2011 г.
- ^ «Тяжелый бронетранспортер БМП-55 | Military-Today.com» . 2023-02-23. Архивировано из оригинала 23 февраля 2023 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 г. Проверено 26 ноября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 26 ноября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 г. Проверено 26 ноября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 26 ноября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 6 июля 2016 г. Проверено 26 ноября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ХМДБ - официальный сайт
- History of the first tanks on Ukrainian territory, Maksym Sayenko, at Vasyl Chobitok's Bronze-Site ( Russian : История создания первых танков на территории украины )
- Оборонные предприятия Советского Союза
- Оборонные предприятия Украины
- Танки Советского Союза
- Экономика Харькова
- Дизайнерские компании, основанные в 1927 году.
- 1927 заведений по Украине
- 1927 заведений в Советском Союзе
- Сельскохозяйственные предприятия Советского Союза
- Ukroboronprom
- Конструкторские бюро